Дидактические игры, в которые можно играть с маленьким ребенком дома |
вс., 21.12.2014 |
Автор:
Рогачева Ирина Алексеевна,
воспитатель МАДОУ "Умка"
муниципального образования
город Ноябрьск
Место проведения: групповая комната.
Оборудование и материалы: экран, проектор, ноутбук, диск с фильмом, памятки для родителей.
Цель:
- Познакомить родителей с дидактическими играми;
- Обогатить опыт использования дидактических игр для умственного и речевого развития детей.
Ход мероприятия.
Воспитатель:
Добрый вечер Уважаемые родители. Очень рада снова видеть всех вас вместе в нашей уютной группе.
Согласитесь, каждому из родителей хочется, чтобы их дети были здоровыми, удачливыми, разносторонне развитыми.
Когда приходит время родителям впервые задуматься о том, каким образом развивать свое любимое чадо, чем и как правильно заниматься со своим малышом, они наталкиваются на стену вопросов: « Как разобраться в разнообразных методиках, особенно если нет педагогического опыта и навыка? Не рано ли мы начали заниматься с ребенком или уже опоздали? Как выявить и в дальнейшем развивать его способности данные от природы? Как не перегрузить ребенка? Какие игрушки необходимы малышу, а какие могут и навредить ему? И т.п.».
Все дети очень индивидуальны, поэтому и заниматься с ними нужно по индивидуальной программе. А кто же может создать для ребенка такую программу, как не его родители, которые знают своих любимых Сашенек и Машенек лучше всех?
В возрасте 2-3 лет дети очень активны и любознательны. Природа заложила в них огромный потенциал. В игре дети познают мир. Всякая деятельность для малыша является одновременно и игрой и обучением.
Практически всем родителям свойственно сравнивать своих детей с другими. Если вдруг вам показалось, что малыш в чем-то отстает, попробуйте позаниматься с ним немного больше в этом направлении. Но не следует торопить события и расстраиваться, если результаты не так быстры. Как ребенок познает мир через игру, так и вы, общаясь и играя с ребенком, заметите, насколько он не повторим, талантлив, как он умен и сообразителен. Земная жизнь столь многогранна и разнообразна, что, отставая в чем-то одном, ваш ребенок наверняка опережает сверстников в другом. Постарайтесь заметить это, и вы, конечно же, будете гордиться своим сыном или доченькой! Восхищайтесь и хвалите ребенка, радуйтесь вместе с ним его успехам!
Малыш 2-2,5 лет будет с интересом наблюдать, как папа или мама подготавливает все необходимое для игры, и с удовольствием может помочь вам в этом. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познания мира. Ребенок трехлетнего возраста играет уже достаточно долго и очень часто самостоятельно. Если будете наблюдательны, Вы заметите, как малыш включает элементы ваших совместных занятий в свои собственные игры, творчески видоизменяя их, и не пожалеете о своем «потраченном» времени.
Старайтесь заниматься с ребенком регулярно, но принуждать его нельзя. Как поступить, если ребенок отказывается заниматься тем, чем вы планировали? Можно самому начать играть: разложите подготовленный материал (игрушки, картинки и т.п.), покажите, как вам интересно, и ваш малыш обязательно присоединится к вам. Для него, так важно играть вместе! «Слова учат, а пример заставляет подражать» (латышская пословица).
Хочу предложить вам несколько дидактических игр. В эти игры мы играем с ребятками в группе. Все дети очень разные. Что-то нравится одному ребенку, а что-то другому.
Возможно, не все игры подойдут и вам. Если в какую-то игру ребенок не хочет играть или не понимает, чего от него хотят, то лучше отложить ее на несколько недель или месяцев, а потом попробовать еще раз.
Ведущий включает видеозапись игровой деятельности детей. По ходу просмотра комментирует действия детей и объясняет правила игры.
Чем мы похожи и чем отличаемся?
Возраст: 1,5-3 года
Что нужно для игры: 2 игрушки, одинаковые по сути, но разные по исполнению (можно игрушку и картинку с тем же изображением); несколько таких пар (игрушка и картинка с изображением) для другого варианта
Возьмите 2 игрушки, изображающие, например, зайчиков, но отличающиеся размером, цветом, материалом и т. п., то есть по-разному исполненные.
Покажите ребенку инсценировку о том, как встретились и познакомились 2 зайчика. При этом подчеркивайте сходства и отличия игрушек: «Привет! Я тоже зайчик, меня зовут Попрыгайчик, а тебя? Смотри, мы с тобой похожи, у тебя есть длинные ушки и у меня, но ты такой высокий, а я низкий...»
Теперь пусть ребенок попробует отвечать за одну игрушку, а вы задавайте направляющие вопросы. Вполне возможно, что ваш малыш вскоре сможет самостоятельно разыграть такую встречу уже с другими игрушками.
Для маленьких детей можно предложить упрощенный вариант этой игры. Разложите игрушки (например, разных животных) недалеко от ребенка, а карточки с изображениями таких животных (можно использовать картинки в книжках) показывайте малышу. Попросите ребенка принести вам такую же игрушку, какую он видит на картинке. Если малыш уже пытается говорить, то пусть назовет животного или звуки, какие он издает («ав-ав», «пи-пи», «га-га»).
Для чего нам этот предмет?
Возраст: 2-3 года
Эта игра не только развивает речь, но и побуждает ребенка к творческому мышлению. Спросите ребенка, для чего нам нужны, с точки зрения самого малыша, те ли иные окружающие нас объекты. Например: «Для чего нам нужна вода?» Возможные ответы ребенка: «Пить, мыть руки, поливать песок для куличиков и т. п.».
Спросите малыша, для чего нам нужны ложка, кровать, кастрюля и другие предметы. Потом попробуйте перейти на какие-то более сложные объекты — солнце, звезды, день, ночь. Постарайтесь не навязывать ребенку своего мнения, и, возможно, вы получите очень интересные ответы!
Логические цепочки.
Возраст: 2-3 года
Эта игра является продолжением предыдущей и тоже поможет развитию нестандартного мышления.
Если ребенок хорошо играет в предыдущую игру, то попробуйте выстраивать с ним логические цепочки. Как только ребенок даст ответ, задавайте следующий вопрос на основе этого ответа. Возможно, нужно прекратить игру и похвалить малыша, как только у него не находится больше никакого ответа.
Вот пример такой «логической цепочки»:
- ·Для чего нужно Солнце?
- Чтобы светить.
- ·А зачем нужно, чтобы Солнце светило?
- Чтобы было тепло.
- ·А зачем нам тепло?
- Чтобы раздеваться.
- ·А зачем нам раздеваться?
- Чтобы погреться на солнышке.
- ·А для чего нам греться на солнышке?
- Потому что мы холодные...
Кто какие звуки издает?
Возраст: 2-3 года
Наверное, все родители проговаривают малышам звуки, которые издают те или иные животные. Собачка — «ав-ав», курочка — «ко-ко», кошка— «мяу», корова— «му-у-у». Малыши быстро запоминают эти звуки и порой само животное так и называют.
Помимо проговаривания самого звука, рассказывайте ребенку, как называются эти звуки. Например: воробей — чирикает; пчела — жужжит; утка — крякает; кузнечик — стрекочет; ворона — каркает; лошадь — ржет; голубь — воркует; сорока — трещит; и т. д.
А вот что можно сделать, чтобы закрепить полученные знания.
- ·Спросите: «Кто из животных квакает?», «Кто лает?», «Кто мычит?»
и т. д. Ответы: Лягушка. Собака. Корова. - ·Назовите звук «ква-ква» и спросите, что лягушка делает? Ответ:
«Квакает». - ·Покажите картинки в книжках, на карточках или фотографии
животных и спросите, какие звуки издает то или иное животное?
Ответ, например, такой: «Квакает. Ква-ква». - ·Если есть возможность продемонстрировать ребенку звуки, то дайте
их послушать и спросите, как называется птица или животное, издающие эти звуки, и что она делает? Ответ: «Воробей. Он чирикает».
Замечание. В продаже имеются записи для детей со звуками животных и птиц. Много подобных звуков можно найти в сети Интернет.
Ошибки.
Возраст: 2-3 года
Расскажите ребенку хорошо знакомую сказку, при этом специально сделайте ошибку. Наверняка малыш тут же с восторгом ее обнаружит! Например, если у ребенка любимая сказка о том, как Винни-Пух пошел с голубым шариком за медом, то специально назовите шарик красным.
Назовите зеленое яблоко, которое даете малышу, — синим! Круг назовите квадратом, а белку на картинке в книжке — медведем!
Конечно же, так можно играть с понятиями, которые ребенок уже твердо усвоил. Показателем этого может служить смех оттого, что вы ошиблись. Если ребенок еще не уверенно знает цвета, формы, названия животных и т. п., то специальные ошибки могут только запутать малыша.
Подзорная труба.
Возраст: 2-3 года
Что нужно для игры: лист бумаги или картона; скотч.
Сверните лист бумаги в трубочку и закрепите скотчем. Попросите ребенка посмотреть сквозь трубу, при этом можно прикрыть другой глаз рукой. Спрашивайте у малыша, что он видит, побуждая его называть видимые им предметы. Вы можете уточнить, какого предмет цвета. Если сделать 2 трубки — это будет уже бинокль.
Найдите в доме другие отверстия и трубочки, через которые ребенок может смотреть. Например, можно посмотреть сквозь отверстие от СВ - диска..
Итог.
Уважаемые родители, я надеюсь, что полученная на сегодняшней встрече информация будет для вас полезной и даст хорошие результаты в работе с детьми. Успехов вам.
Спасибо за внимание.
Интернет-источники:
- «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НЕДОРАЗВИТИЕМ СРЕДСТВ ЯЗЫКА» - http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/10/28/opyt-raboty-ispolzovanie-igrovykh-tekhnologiy-v-formirovanii#3
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf