Почему мой ребенок ничем не интересуется или как развивать познавательный интерес

  вт., 11.06.2013

Автор:

Куклина Регина Илдаровна,

воспитатель

МБДОУ детский сад присмотра и оздоровления

№ 27 "Микки-Маус" г.Сургута

 

Программное содержание:

  1. Помочь родителям осознать и увидеть проблему
  2. Повысить уровень педагогической культуры родителей
  3. Формировать активную родительскую позиции в воспитании и развитии  ребенка
  4. Общение родителей и детей через игру, как средство развития познавательного интереса

Подготовка к встрече

  1. Формирование фотовыставки «Маленькие деятели»
  2. Изготовление памяток, с советами на тему данной  встречи.
  3. Выставка дидактических игр, книг, способствующих  развитию познавательного интереса.

Спасибо, что вы нашли время для встречи с нами! Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, родители – первые учителя,  знакомят его с окружающим миром, дают ребёнку первые знания и умения. И сегодня, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместными усилиями родителей и детского сада мы сможем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребёнка. Сегодня мы с Вами поговорим о развитии важнейшего процесса развития человека – развитие познавательного интереса. 

Мы, родители, всегда хотим, чтобы наши дети росли любознательными и активными, однако порой это не происходит. Почему-то ребенок не интересуется художественным творчеством, ему совершенно не интересны ни сказки, ни разнообразные развивающие игры. Ведь гораздо проще играть с машинкой или куклой, нежели держать неудобный карандаш, от которого пальцы быстро устают, или сидеть и внимательно слушать сказку. Вот тут я хочу вставить такую цитату «Каждая мама имеет такого ребенка, которого заслуживает». Вы должны развивать познавательный интерес ребенка.

- Но сначала, давайте, дорогие родители, разберемся в том, что же такое познавательный интерес? Как вы считаете?

После ответов родителей педагог раскрывает научное понятие «познавательный интерес»

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению. Познавательный интерес носит (поисковый характер). Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность дошкольника, а потом и школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов - мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность. [http://www.km.ru/referats/4D9C30235DA844319A81B61E8E327D5F]

- А теперь давайте с вами обозначить основную проблему, мы попытаемся перечислить факторы, которые могут помешать развитию познавательного интереса.  Попытайтесь раскрыть, к чему в дальнейшем приводят данные факторы. Родителям предлагает расширить список факторов.

1. Отсутствует интерес к предметам неясного назна­чения

2. Интересует предмет, но не его назначение

3. Ребенок интересуется только уже знакомыми играми, не требующими особого умственного напряжения

Родители выдвигают свои идеи по каждому фактору.

А теперь давайте попробуем превратиться в детей, кто-нибудь из вас будет ребенком, а я - мамой, которая по дороге домой купила игрушку (игру).

Вместо игрушки выступает красиво оформленная коробка.

Разыгрывается ситуация, когда мама дает ребенку новую игрушку. Воспитатель помогает родителю войти в роль репликами

- Посмотри, что я тебе принесла! Какая красивая игрушка!

Реплика воспитателя: Ребенок берет коробку. Ребенок радуется.

- Ну, иди же, поиграй в нее. Садись за стол…

Реплика воспитателя: Ребенок садится за стол и открывает коробку. Он любуется игрушкой (коробкой), но совершенно не знает, что с ней делать… Интерес пропал, игрушка лежит на столе, а ребенок взял уже знакомую ранее игрушку…

- Давайте разберем ситуацию. Где была совершена ошибка родителя?

Я не случайно вместо игрушки взяла пустую коробку, она  символизирует игрушку, которую подарили ребенку, она красивая, может даже большая, красочная, но совершенно незнакомая, а значит, лишена смысла и понимания.… Ведь, если я сейчас открою коробку, вы убедитесь, что она пустая. Так же и игрушка она пуста, не носит в себе никакого смысла для маленького ребенка.

- Данная ситуация отражает все три фактора, которые мешают развитию познавательного интереса.

Всегда нужно понимать, что чем больше вкладываете Вы в ребенка, тем больше будет отдача в школе, в жизни, в работе. Научно доказано, что чем раньше с ребенком начинают заниматься развитием навыков, мышления, творчеством, тем легче ребенок будет постигать все новое и новое. Развиваются все психические процессы: ощущение, восприятие, представление, воображение, мышление, речь, внимание, память. Ни для кого не секрет, что все эти психические процессы участвуют в жизни человека, и часто именно развитость данных процессов играют решающую роль в дальнейшей успешной или не успешной жизни.

- Что же происходит, если дети предоставлены сами себе?

Ответы родителей

 Они начинают искать себе занятия, чаще всего это просмотр телевизора, компьютерные игры, ну или игры, не требующие большого умственного труда (игры в машинки, куклы). Сюжеты данных игр довольно примитивны и цикличны. Какое тут развитие…

- А сейчас мы с вами попытаемся увидеть основные наши ошибки в развитии познавательного интереса.

Например, рассмотрим несколько ситуаций:

Мы покупаем ребенку столько развивающих игр! Но он не хочет в них играть, что же теперь заставлять его, мы же не тираны какие-нибудь. Знакомо?

Родители обсуждают данный вопрос и выдвигают свои идеи.

Это неправильная позиция, мало того купить игрушку и положить ее на полку, нужно научить в нее играть. Допустим, Вы купили «Лего», ну или любую другую игру, но ребенок не заинтересован этой игрушкой.

-Что вы предпримите? Ответы родителей

 Конечно! Мало того подарить ребенку игрушку, покажите ему, научите, как скреплять детали, что из них можно построить, играйте вместе с ним, и впоследствии Ваш ребенок будет способен создавать новые «шедевры». Ведь если ребенок не будет знать, что ему делать с игрушкой, интерес к ней очень быстро пропадет.

- Рассмотрим такую ситуацию:

 Вы не можете заставить ребенка взять в руки карандаши и начать рисовать, ребенок отказывается, капризничает.

- Что вы можете предпринять в данной ситуации? Ответы родителей

Единственный способ – это заинтересовать ребенка, возьмите сами карандаши начните рисовать и Вы не заметите, как ваш малыш отберет карандаши у Вас и, высунув язык, будет корпеть над бумагой. Никто не говорит, что это произойдет сию же минуту, на все требуется время. Не заставляйте ребенка действовать, начните с себя – действуйте сами.

- Как выдумаете, чем полезно может быть рисование, лепка или аппликация для развития познавательной деятельности?

Известно, что на кончиках пальцев есть точки, отвечающие за развитие речи, мышления в целом, поэтому так важно заинтересовать ребенка художественным творчеством, а именно лепкой, рисованием, аппликацией. Ведь именно речь учувствует в развитии познавательного интереса, с помощью речи ребенок задает вопросы, делает выводы.

Чем может навредить отсутствие вопросов со стороны ребенка?  В чем причина? (Ответы родителей.)

  • Отсутствие необходимых знаний.
  • Нет устойчивого интереса к чему-либо.
  • Раньше ребенок обращался к взрослому с вопросами, но не получил ответа.

Именно! Правильно, уважаемы родители! Поэтому так важно развивать моторику ребенка, поэтому так важно отвечать на вопросы ребенка. Не отмахиваться от них. Ведь вопросы – это и есть познавательный интерес!

- Не могу не затронуть такую важную тему, как чтение сказок на ночь. Дорогие родители, не ленитесь - читайте сказки своим малышам с самого раннего детства.

Ведь сказки это не просто занимательные придуманные кем-то когда-то истории. Они носят в себе гораздо больший потенциал. Сказки учат анализировать и делать выводы, верить в мир чудес и мечтать. Причем аллегоричная форма отлично усваивается ребенком, представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение, она не нагружает ребенка серьезными логическими размышлениями, помогает легче выделять и усваивать главное. Победу добра над злом, ответственность за свои поступки, учит бескорыстию и любви. Слушая сказку, ребенок переживает за героев, учиться оценивать, сострадать, критически осмысливать происходящее. Сказки учат доброте, это неизменно отразиться на нравственных качествах ребенка. Ведь сказки знакомят детей с миром человеческих чувств и взаимоотношений.

- Мы с вами разобрались, как полезны для детей игры, сказки, интересные беседы с взрослыми, какой мощный потенциал они в себе носят, а самое главное развивают познавательный интерес.

- Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня факторы, способствующие  развитию познавательного интереса ребенка. Постарайтесь прокомментировать, каким же образом данные факторы могут положительно оказать влияние на развитие познавательного интереса.

1. Эмоциональное общение взрослых с ребенком. 

Постоянно разговаривать, давать поручения, связанные с необходимостью, что-то сказать, или сделать.

2. Общение ребенка с другими детьми.  

Общение детей является одним из источников для развития у них познавательной деятельности.  Присутствие поблизости других детей побуждает к поиску и исследованию, служит источником подражаний.

3.  Образец для подражания.

Речь взрослого или его действия станут точкой побуждения ребенка к действию.

4. Развитие мелкой моторики рук.

Ребенку необходимо давать игры на развитие мелкой моторики. На ладонях рук много рецепторов, их развитие способствует  развитию речи.

 А также занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создает предпосылки к успешному овладению письмом.

5. Рассматривание и чтение  детской художественной литературы.

Побуждает ребенка задавать вопросы, анализировать, делать логические выводы

- Какой же с Вами мы можем сделать вывод? Что мы можем предпринять, и что делать не следует для того, чтобы наши дети росли любознательными и активными? Родители формулируют выводы.

Воспитатель подводит итог беседы.

 Сейчас в магазинах очень много настольно-печатных игр, которые имеют мощный потенциал для развития вашего ребенка. Они развивают речь, заставляют ребенка мыслить, выдвигать причинно-следственные связи. И здесь тоже может возникнуть ситуация отказа от игр данной группы. Настольно-печатные игры требуют соблюдения правил, умственного напряжения. Решение проблемы необыкновенно простое – играйте вместе, объясняйте, учите. Мало того Вы проведете время с ребенком, получите эмоциональное общение, но и каждый раз играя будете развивать свое чадо. И уже впоследствии, когда ребенок усвоит все приемы анализа, сравнения, обобщения и т.д., он сможет играть самостоятельно. Игры станут более осмысленными, ему уже будет не интересно играть с машинкой или куклой по одному и тому же сюжету. Ребенок всегда будет знать, чем себя занять и при этом не будет беспокоить Вас. Он поймет, как складывать картинку из кубиков, пазлов, что построить из «Лего», нарисовать, слепить.

Родители, будьте активными! Расширяйте кругозор, миропонимание и творческую активность, учите простейшим действиям, не лишайте своего ребенка волшебного мира детства. Это не праздные вопросы, от которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.

- А сейчас хотелось бы познакомить вас с играми, в которые можно играть вместе с детьми дома. А также пройдите, посмотрите фотовыставку «Маленькие деятели».

Родителям предлагается пройти к выставке дидактических игр.

На выходе родителям выдаются памятки по теме беседы.

Приложение 1

Памятка для родителей. 

Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям.

1) позволяйте в начале познать, что это важно и нужно (личностная значимость изучаемого, вопросы без ответов, а знаете ли Вы, удивительное рядом, это важно знать и т.п.); 
2) применяйте эмоциональность и яркость (стихи, пословицы, высказывания, картины, фотографии, видеоролики и т.п.); 
3) познание должно быть поэтапным (логический алгоритм, связь предыдущего и будущего материала); 
4) свяжите обучение с жизнью: применяйте новые информационные технологии - это понятно и близко нынешнему поколению, с лёгкостью усваивается.
5) позволяйте ребенку рассуждать, думать, мыслить, сомневаться, спорить
7) для ребенка важен результат (оценка, или стимулирование на рост интеллекта).

В своей деятельности не нужно забывать что:

1) интерес к познанию возникает тогда, когда ребенок САМ открывает истину (новый материал), а не получает его в готовом виде. Только активность в процессе возбуждает интерес. 
2) Дай ребенку САМОМУ дойти до истины, лишь направь его путь, и тогда путь к познанию будет интересным и развивающим. 
3) Поиск истины заставляет производить мыслительные действия, т.е. развивает МЫШЛЕНИЕ.

 

Используемая литература

  1. http://mama.sarbc.ru/articles/chem-polezna-skazka-na-noch.html
  2. http://www.km.ru/referats/4D9C30235DA844319A81B61E8E327D5F
  3. http://tirschool.orgfree.com/article23.htm

 

  «Свидетельство о публикации»  Серия А № 0001939 отправлено 11 июня 2013 г. квитанция №  62502659111538

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 13376
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.