Онлайн-собрание для родителей "Формирование финансовой грамотности у дошкольников"

  сб., 11.02.2023

Автор:

Кислицина Елена Викторовна,

воспитатель

МАДОУ "Детский сад №40-ЦРР" г.Тобольска

«ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»

Онлайн-собрание в подготовительной группе « Жемчужина»

Для одних семей деньги – запретная тема, которую они не обсуждают с ребенком. Другие, напротив, с ранних лет приучают ребенка «зарабатывать»- просят выполнять поручения по дому за денежное вознаграждение. Третьи внушают детям, что деньги превыше всего, и тем самым формируют неправильное отношение к ним. Во всех этих случаях родители допускают ошибки.

Чтобы обсудить с родителями ,как нужно говорить с ребенком о деньгах и как формировать финансовую грамотность у дошкольников в нашей группе было решено организовать онлайн- собрание в форме диалогов с родителями в сети « viber» сроком в одну неделю. Для этого в группе «Viber» было выслано приглашение: «Уважаемые родители! Приглашаем вас принять участие в родительском собрании на тему: «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Собрание пройдет в онлайн формате в сети «viber» с 15 по 19 ноября 2022 года.»

Чтобы заранее выяснить, как родители относятся к вопросам финансового воспитания в семье, им была предложена следующая анкета :

Анкета для родителей.

1.Рассказываете ли вы ребенку, откуда берутся деньги?

-Да, мой ребенок знает, откуда берутся деньги.

-Нет, не хочу привить нездоровый интерес к деньгам.

-Рассказываю, если сам ребенок спрашивает.

2. Разговариваете ли вы с ребенком о стоимости разных товаров?

-Да, часто.                                              

-нет, это не тема для разговора с ребенком.

-Разговариваю, когда этого требует ситуация.

3. Дарите ли вы или родственники ребенку деньги?

-Да, считаю это полезным подарком.

-Нет, подарки должны соответствовать возрасту.

-Подарки бывают разные: и деньги и игрушки.

4.Есть ли у вашего ребенка копилка?

-Да, мы вместе собираем монетки.

-Нет, это пережитки прошлого.

-Нет, ребенок быстро потерял к ней интерес.

5. Считаете ли вы важным развивать в ребенке бережливость, экономность, расчетливость?

-Да, я  считаю эти качества важными.

-Нет, не нужно забивать этим голову ребенку.

-Затрудняюсь ответить.

6.Объясняете ли вы ребенку почему не можете ему купить то, что он просит?

-Да, всегда объясняю.

-Нет, просто отказываю в покупке.

-Иногда, все зависит от ситуации.

7. Как ваш ребенок относится к поручениям?

-Охотно принимается за дело.

-Приходится долго его уговаривать.

-Выполняет в обмен на подарок или деньги.

8.Рассказываете ли вы ребенку о своей работе, труде других?

-Да, рассказываю.

-Нет, эта тема не вызывает у него интереса.

-Иногда рассказываю.

9. Вы финансово грамотный человек?

-Я совсем не разбираюсь в финансах.

-Имею элементарные знания о финансах.

-Имею отличные знания, профессия обязывает.

-Затрудняюсь ответить.

10. Что такое «финансовая грамотность дошкольника», на ваш взгляд?

-Умение управлять личными финансами.

-Понимание, откуда берутся деньги, почему нельзя купить в магазине все и сразу.

-Умение принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг.

-Затрудняюсь ответить.

11. Как вы относитесь к занятиям по основам финансовой грамотностив ДОУ?

-Считаю такие занятия необходимыми.

-Отрицательно.

-Затрудняюсь ответить.

12.Какая помощь по формированию у ребенка финансовой грамотности вам нужна?

-Консультация педагогов.

-Мастер-класс.

-Не нуждаюсь в помощи.

Благодарим за сотрудничество!

 Анализ анкеты показал, что 90% родителей считают себя финансово грамотными людьми и имеют элементарные представления о финансах.

Однако, лишь46% из них рассказывают детям откуда берутся деньги, а 30% считают, что у детей нет интереса к данной теме.

Но, к занятиям по формированию финансовой грамотности в детском саду относится положительно 85%.

И 96% родителей считают важным развивать в ребенке бережливость, экономность и расчетливость.

Работа началась с онлайн- экскурсии в уголок финансовой грамотности в группе.

Далее ребята предложили поиграть в финансовые игры дома с родителями.

Следующим шагом были кейсы ( кейс- случай, проблема, история из реальной жизни..), которые были предложены родителям для обсуждения.

Кейс-ситуация №1

В магазине Маша увидела куклу, сама взяла ее с полки и стала просить родителей купить. Родители не собирались покупать куклу, и чтобы не усугублять ситуацию, просто не обращали внимания на просьбы дочери. Девочка продолжала настаивать и в итоге устроила истерику. Как поступить родителям?

Неправильная реакция

Мама: «Положи куклу на место, мы не будем ее сейчас покупать. Ты меня слышишь? Не устраивай истерику. Сколько можно уже их покупать, все равно не играешь с ними». Папа: «Никаких денег на вас не хватит. Я столько не зарабатываю, чтобы каждый день куклы покупать».

Почему так делать не следует.

Нельзя игнорировать просьбу ребенка и тем более отказывать в резкой форме. Так он не поймет, что количество денег у родителей не безгранично  и что покупки надо планировать, иначе денег может не хватить.

 Правильная реакция

Мама: «Сегодня мы купить куклу не сможем. Мы пришли за молоком, маслом, а еще нужно посмотреть тебе новые носочки.»

Папа: «В следующий раз мы запланируем покупку куклу и обязательно ее купим. Если сейчас ее купить, мы не сможем купить товары, за которыми пришли. Слышишь, мама говорит? Нам просто не хватит денег».

Почему делать надо именно так.

Ребенок должен понять причину отказа и планы родителей, которые пришли за покупками по списку. Также важно объяснить, что среди них есть товары и для ребенка. Например, носочки для занятий танцами.

 Кейс –ситуация №2

В супермаркете Миша везет тележку и складывает в нее все, что видит на полках. Мама в это время ищет нужные товары по списку и только на кассе обнаруживает, что корзина переполнена ненужными товарами. Ребенок настаивает, чтобы их купить. Как поступить маме?

 Неправильная реакция

Мама: «Ты зачем это все набрал? Сколько раз я тебе говорила, что у меня нет денег. Если мы сейчас все это купим, нам завтра есть нечего будет. Мне еще за квартиру платить.» После этого мама начинает резко вытаскивать лишние товары из корзины и продолжает ругать ребенка.

Почему так делать не следует

Ребенок может воспринять такие слова буквально, но не поймет, почему у мамы нет денег. Не говорите ребенку, что из-за его желаний вы не сможете оплатить коммунальные услуги, иначе спровоцируете у него чувство вины, а истинную причину он не узнает.

Правильная реакция

Мама: «Миша ,сегодня мы пришли за продуктами ,которые у нас закончились. А конфеты и печенье у нас дома есть. Еще нам надо купить тебе новые ботинки, помнишь? Если мы купим что-то еще, нам не хватит на ботинки. Давай мы вернемся и положим обратно то, что ты сложил в корзину».

Почему делать надо именно так.

Так ребенку будет легче понять, что сейчас ему важнее новые ботинки, что есть жизненно важные потребности в продуктах, одежде. Что деньги нужно тратить с умом и не надо поддаваться мимолетным желаниям при каждом визите в магазин.

 Кейс-ситуация  №3

На прогулке Гриша увидел у своего друга игрушку, о которой давно мечтал. Он подошел к маме и попросил купить такую же игрушку. Мама ответила, что подумает.  Дома после прогулки мальчик не унимался: капризничал и просил купить ему эту игрушку. Как поступить маме?

Неправильная реакция.

Дома мама накричала на мальчика: «Сколько можно повторять одно и то же? Ты меня не слышишь? Я же тебе сказала, что подумаю. Надоел уже со своими истериками. Не мешай мне ужин готовить.»

Почему так делать не следует.

В этом случае ребенок не сможет понять, по какой причине мама отказывает в покупке игрушки. Такой отказ он может интерпретировать, скорее, так, что его не любят, но никогда не свяжет это с деньгами в семье.»

 Правильная реакция.

Мама: «Гриша, это хорошая идея купить такую игрушку. Я тебя услышала. Если игрушка тебе так нравится,  и ты о ней мечтаешь, ты можешь начать копить на нее и сможешь сам ее купить. А мы тебе с папой обязательно поможем. Как тебе такое предложение?»

Почему делать надо именно так.

Такой подход позволит не только не отказать ребенку, но и заинтересовать его. Ведь одна из задач финансового воспитания – учить детей бережливости, накоплениям и полезным тратам. Покупка доставит ребенку больше радости, ведь он сам на нее накопил.

Кейс- ситуация №4

Сережа копит на машинку с пультом управления, и каждый день о ней говорит. Родители помогают ему копить и часто опускают деньги в копилку. При этом мальчик совсем не хочет помогать маме, не убирает свои вещи и игрушки в комнате. И вот в очередной раз мама обнаружила беспорядок в комнате сына. Как поступить маме?

Неправильная реакция

Мама: «Ты что опять натворил? Почему такой беспорядок? Быстро прибирай, иначе папе скажу, никаких денег больше не получишь на свою машинку. Вообще ведешь себя плохо. Вот в комнате уберешься, потом вещи сложишь, тогда получишь вознаграждение.»

Почему так делать не следует.

Нельзя использовать деньги для манипуляций, чтобы повлиять на поведение ребенка, тем более если он расстроил вас. Так у него сформируется неправильное отношение к деньгам. Есть риск, что скоро он перестанет делать что-либо бесплатно, начнет слушаться только того, кто дает ему деньги.

 Правильная реакция

Мама: «Ох, как у тебя тут грязно, Сережа! Раз ты не убираешь свои вещи, давай я уберусь за тебя, а ты мне дашь за это вознаграждение из своей копилки? Или ты выполни мои обязанности- помой посуду. Ты забыл, что у каждого в семье есть обязанности?»

Почему делать надо именно так.

За помощь по дому ребенка в первую очередь нужно хвалить. Давать деньги при этом можно, но только с целью приучить его сберегать. Ребенок должен понять- это не оплата за то, что он выполнил свои обязанности по дому, а лишь поощрение. Система поощрений в семье должна быть очевидной.

В течение всей недели работы в онлайн-собрании родителям предлагались памятки, буклеты, консультации по формированию финансовой грамотности у дошкольника.

 Заключительным этапом работы послужил видеоролик театрализации сказки «Бюджетная дыра», показанный детьми нашей группы, который получил огромное количество восторженных откликов со стороны родителей.

Видеоролики автора статьи - Кислициной Е.В. 

Используемая литература: журнал « Дошкольное воспитание» №9 2021 год.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010174 >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 782
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.