Рисуем без кисточки и карандаша

  чт., 22.12.2022

Составители:

Русских Надежда Сергеевна, Царькова Галина Васильевна,

воспитатели МАДОУ детский сад №87 города Тюмени

 

В творчестве у ребенка нет правильного,

нет неправильного пути,

есть только свой собственный путь.

Мэри Энн Ф. Колль

 

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей.

Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторонне развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Известно, что у детей с нарушениями речи нарушены внимание и память, пальцы рук неловки, движения неточны. Недоразвитие мелкой моторики и влияет на формирование изобразительных навыков.

Им трудно нарисовать элементарные предметы, дети боятся рисовать. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов и соотносить цвета, с трудом запоминают их названия, плохо дифференцируют их; они обнаруживают тенденцию к замене названий промежуточных цветов спектра основными (вместо оранжевого - красный, желтый, вместо фиолетового - голубой, синий и т. п.), причем перенос этот является стойким.

Наряду с речью, рисунок становится тем языком, который ребенок осваивает и самостоятельно создает. Именно создает! Ведь главное условие творчества - свобода.

Свободное творчество формирует фантазию, вырабатывает усидчивость, внимательность к деталям, уверенность в себе и многие другие качества, которые обязательно понадобятся ребенку в дальнейшем.

Разнообразие способов рисования рождает у детей оригинальные идеи, вызывает желание придумывать новые композиции. При выборе нетрадиционного метода рисования необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе, а перечисленные ниже нетрадиционные

техники способствуют этому.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать:

— рисование пальчиками;

— оттиск печатками из картофеля;

— тычок жесткой полусухой кистью.

Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

— оттиск поролоном;

— оттиск печатками из ластика;

— восковые мелки + акварель;

— свеча + акварель;

— отпечатки листьев;

— рисунки из ладошки;

— волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

— кляксография с трубочкой;

— монотипия пейзажная;

— печать по трафарету;

— монотипия предметная;

— кляксография обычная.

Каждый из этих методов — это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя смелее, непосредственнее, дает полную свободу для самовыражения. К тому же работа способствует развитию координации движений.

Опыт работы с детьми позволяет отметить, что именно нетрадиционные техники рисования помогают ребенку раскрыться, понять себя, обрести уверенность в возможности реализации любого своего замысла, в том, что его точка зрения, его самобытность имеют право на существование.

Предлагаем вам несколько техник рисования:

«Эстамп-оттиск» (штампик из веревки)

Из веревочек очень интересно складывать буквы, цифры и (рисовать)любые предметы: получается контурный рисунок. Возьмите толстый брусок, одну его сторону сделайте гладкой и на нее наклейте картон, нанесите на него клей и узоры из веревки.  Затем поролон или губку положите в блюдечко, напитайте краской и обмакните штампик.

«Штампик из картона»

Можно, как и в случае с веревкой, наклеивать изображение на брусочек, а можно и прямо на бумагу.

«Печатаем спичечным коробком и …»

Рисуем спичечным коробком, катушками, пуговицами, ключами- это всё, как штампик, нужно, опустить в краску, прижать к бумаге и оторвать.

«Штампик из овощей и фруктов»

Вкусные овощи и фрукты тоже умеют рисовать. Необходимо только придать им нужную форму.

1.Вырежьте штампик из любых овощей и фруктов.

2.Опустите его в краску… и творите!

«Рисуем ватными палочками»

В изобразительном искусстве существует стилистическое направление в живописи, которое называется «Пуантилизм» (от фр. point - точка). В его основе лежит манера письма раздельными мазками точечной или прямоугольной формы.

Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

Отпечатки «листики».

Данная техника знакома многим. Чтобы отпечатать лист, можно использовать любую краску. Наносить краску надо на сторону с прожилками. Затем окрашенной стороной лист прикладывается к бумаге, проглаживается. Через несколько секунд необходимо аккуратно поднять лист. На листе бумаги останется отпечаток листика.

Рисуем легкими» (выдувание)

Поставьте каплю красной краски на бумагу. Возьмите трубочку, дуйте резко на каплю сверху так, чтобы капля разлеталась в стороны и получилась звездочка.

Рисование смятой бумагой.

Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру. Существует два способа рисования мятой бумагой.

Способ №1. На лист бумаги наносится жидкая краска. Через короткий промежуток времени (пока лист еще влажный) к листу прикладывается смятая салфетка. Впитывая влагу, салфетка оставляет свой характерный след на поверхности бумаги.

Способ №2. Для начала необходимо смять лист или салфетку. На этот комок нанести слой краски. Затем окрашенной стороной можно наносить отпечатки.

Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

 «Мыльные пузыри»

В крышке смешайте гуашь, мыло, воду. Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри. Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь ею к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку).

Творите, фантазируйте и дарите радость общения детям.

Список литературы:

1. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Часть 1. -М.: Издательство Скрипторий 2003., 2007. - 80 с.

2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

Часть 2. - М.: «Издательство Скрипторий 2003.), 2007. 72 с.

3. А.А. Фатеева «Рисуем без кисточки». –Ярославль: Академия развития, 2006.

4. А. В. Никитина. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»

 Никитина А. В., 2007.

5. Ирина Шаляпина. «Нетрадиционное рисование с дошкольниками. 20 познавательно-игровых занятий».  ООО «ТЦ Сфера», 2016.  Шаляпина И. А., текст, иллюстрации, 2016

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010021, Серия А № 0010022

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 576
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.