Практикум для родителей «Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей» |
сб., 24.09.2022 |
Автор- составитель:
Тришкина Ираида Александровна,
педагог- психолог
МАДОУ д/с № 162 города Тюмени
Цель: формирование родительской компетентности по профилактике и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей.
Задачи:
- Расширить представление у родителей о влиянии игр, для профилактики эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
- Отработка элементов игр родителями с целью улучшения эмоциональной стабильности ребенка дома.
Ход практикума
Ведущий задает вопросы родителям и они отвечают.
«Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?»
1. Нарушение режима дня;
2. Несогласованность требований к ребенку;
3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту;
4. Изобилие ненужной информации;
5. Желание родителей долго находится с ребенком в местах массового скопления людей;
6.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так;
7. Неблагополучное состояние в семье;
8. Перенесённые стрессы;
9. Отставание в интеллектуальном развитии;
10. Недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;
11. Социально-бытовые причины;
12. Фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;
13. Заболевания;
14. Ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.
Ведущий раскрывает характеристику:
Основные внешние проявления выглядят следующим образом:
• Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.
• Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.
• Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.
• Агрессивность. Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.
• Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует с взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.
• Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.
• Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.
• Протестное поведение. Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.
Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.
Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.
Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого
• Инфантильное поведение. В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.
• Конформное поведение. Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.
• Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)
В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.
Для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.
Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?
Родительская любовь и ласка нужна всем детям. Существует много разных способов её выражения, особенно когда ребенок испытывает эмоциональные трудности.
Практическая часть:
Цель игр родителей: обучение приемам-снятие мышечных и эмоциональных зажимов у детей дома в игровой форме.
1.Упражнения «Давайте познакомимся. Представьте себя группе»
Провожу игры:
«Ласковый мелок». Цель: снятие мышечного напряжения.
«Ласковый ветерок». Цель: снятие мышечных зажимов на лице.
«Рисуем на ладошках» Цель: снятие мышечных зажимов.
«Рисуем на спине» Цель: снятие мышечных зажимов».
«Обзывалки»
Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.
1.Упражнение «Нарисуй свой страх» Расскажи о своих чувствах. Рефлексия.
Составь сказку «Жил- был добрый страх» Рефлексия.
- «Вопрос – ответ» или решение педагогических ситуаций группой.
- Методика «Закончи предложение»:
- если мой ребенок агрессивен с др. ребенком, то я ….
-если мой ребенок робкий и неуверенный в общении, то я …
- если мой малыш боится засыпать, то я….
-если ребенок проявляет агрессию к сестренке (брату), то я…
4. Итог: общая рефлексия
Родители рассказали о своих положительных эмоциях, о доступности дома тех средств, которые могут использовать в семье, об обогащении своих приемов воздействия.
Заключение
Рекомендации родителям по решению острых эмоциональных реакций и состояний ребенка и улучшению детско-родительских отношений:
- соблюдение режима дня;
- игры с ребенком дома;
- упражнения с опорой на сильные качества сына(дочки);
- приемы эмоциональной саморегуляции;
- ограничение игр с гаджетами и др.
- чтение сказок;
- игры с песком и водой (под контролем родителей).
Литература
- Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.432с.
- Карпова, Г.З. Мир чувств и эмоций дошкольника.: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. -№8; -С.119-121
- Использован Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Пырьев. Е. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - ВАК
- Социальные функции эмоций / Горбунова М. Ю. // Научный журнал КубГАУ. = 2011. - №67
- Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций / Овсянникова В. В. // Психология. Журнал высшей школы экономики. = 2014. - №1.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009662
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf