Практикум для родителей «Профилактика и коррекция эмоционально-волевых нарушений у детей»

  сб., 24.09.2022

Автор- составитель:

Тришкина Ираида Александровна,

педагог- психолог

МАДОУ д/с № 162 города Тюмени

Цель: формирование родительской компетентности по профилактике и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей.

Задачи:

  1. Расширить представление у родителей о влиянии игр, для профилактики эмоционального напряжения у детей дошкольного возраста
  2. Отработка элементов игр родителями с целью улучшения эмоциональной стабильности ребенка дома.

Ход практикума

Ведущий задает вопросы родителям и они отвечают.

«Как вы думаете, какие причины могут нарушать эмоциональное благополучие ребенка?»

1. Нарушение режима дня;

2. Несогласованность требований к ребенку;

3. Желание родителей научить своего ребенка знаниям, которые не соответствуют его возрасту;

4. Изобилие ненужной информации;

5. Желание родителей долго находится с ребенком в местах массового скопления людей;

6.Чрезмерная строгость родителей или взрослых, наказание, боязнь ребенка сделать что-то не так;

7. Неблагополучное состояние в семье;

8. Перенесённые стрессы;

9. Отставание в интеллектуальном развитии;

10. Недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми;

11. Социально-бытовые причины;

12. Фильмы и компьютерные игры, не предназначенные для его возраста;

13. Заболевания;

14. Ряд других причин, вызывающих у ребёнка внутренний дискомфорт и чувство неполноценности.

Ведущий раскрывает характеристику:

Основные внешние проявления выглядят следующим образом:

• Эмоциональная напряжённость. При повышенной эмоциональной напряжённости, кроме общеизвестных проявлений также ярко могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.

• Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться, он может демонстрировать явное негативное отношения к ситуациям, где необходимо проявление мыслительных, интеллектуальных качеств.

• Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков, может выражаться в избегании социальных контактов, снижении стремления к общению.

• Агрессивность. Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д. Проявления могут быть в виде демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.

• Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием контактирует с взрослыми. Крайние проявления в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.

• Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок с неудовольствием берётся за новые задания, старается избежать ситуаций, где есть даже малейшие сомнения в результате. Очень сложно уговорить его попробовать что-либо сделать. Частым ответом в этой ситуации является: «не получится», «не умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.

• Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение, дерзостью и т. п.

• Протестное поведение. Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого

• Инфантильное поведение. В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

• Конформное поведение. Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

• Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Для современного ребенка стрессовой ситуацией становится все то, что является обыденной жизнью для взрослого человека. Все это не проходит бесследно и у детей появляются такие “взрослые” болезни, как бессонница, язва, колит, мигрень.

Подумайте и решите честно для себя, существует ли в вашей семье хотя бы одна из этих причин, нарушающих эмоциональное благополучие ребенка. Как же сделать так, чтобы хотя бы немного смягчить эмоциональный срыв наших детей?

Родительская любовь и ласка нужна всем детям. Существует много разных способов её выражения, особенно когда ребенок испытывает эмоциональные трудности.

 Практическая часть:

Цель игр родителей: обучение приемам-снятие мышечных и эмоциональных зажимов у детей дома в игровой форме.

1.Упражнения «Давайте познакомимся. Представьте себя группе»

Провожу игры:

«Ласковый мелок». Цель: снятие мышечного напряжения.

«Ласковый ветерок». Цель: снятие мышечных зажимов на лице.

«Рисуем на ладошках» Цель: снятие мышечных зажимов.

«Рисуем на спине» Цель: снятие мышечных зажимов».

«Обзывалки» 

Цель: знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

1.Упражнение «Нарисуй свой страх» Расскажи о своих чувствах. Рефлексия.

 Составь сказку «Жил- был добрый страх» Рефлексия.

  1. «Вопрос – ответ» или решение педагогических ситуаций группой.
  2. Методика «Закончи предложение»:

- если мой ребенок агрессивен с др. ребенком, то я ….

-если мой ребенок робкий и неуверенный в общении, то я …

- если мой малыш боится засыпать, то я….

-если ребенок проявляет агрессию к сестренке (брату), то я…

4.     Итог: общая рефлексия

Родители рассказали о своих положительных эмоциях, о доступности дома тех средств, которые могут использовать в семье, об обогащении своих приемов воздействия.

Заключение

Рекомендации родителям по решению острых эмоциональных реакций и состояний ребенка и улучшению детско-родительских отношений:

 - соблюдение режима дня;

- игры с ребенком дома;

- упражнения с опорой на сильные качества сына(дочки);

- приемы эмоциональной саморегуляции;

- ограничение игр с гаджетами и др.

- чтение сказок;

- игры с песком и водой (под контролем родителей).

Литература

  1. Алямовская В.Г., Петрова С.Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста. М., Скрипторий, 2002.432с.
  2. Карпова, Г.З. Мир чувств и эмоций дошкольника.: Воспитатель дошкольного образовательного учреждения -2011. -№8; -С.119-121
  3. Использован Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Пырьев. Е. А. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2012. - ВАК
  4. Социальные функции эмоций / Горбунова М. Ю. // Научный журнал КубГАУ. = 2011. - №67
  5. Влияние эмоционального состояния на распознавание эмоций / Овсянникова В. В. // Психология. Журнал высшей школы экономики. = 2014. - №1.

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А №  0009662

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 625
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.