Родительское собрание в старшей группе для детей с ТНР "Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций"

  ср., 29.12.2021

Составитель:

Валиуллина Альфиза Амерхановна

учитель-логопед

МБДОУ детский сад "Журавушка" г. Лянтор ХМАО-Югра

 Родительское собрание в старшей группе для детей с ТНР  «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи».

 

Пояснительная записка

У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т. д. В результате чего, эти учащиеся попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте.

Проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи является одной из самых актуальных в работе 

учителя-логопеда. Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм, выражающих эти отношения. 

Наша задача привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению проблем формирования предложно-падежных конструкций  у детей.

В качестве авторского практического материала мною представлен конспект родительского собрания. Данное мероприятие отвечает требованиям ФГОС ДО, учитывает основные задачи развития образования региона. Собрание разработано и проведено для родителей обучающихся старшей  группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) при непосредственном участии родителей, при взаимодействии с учителем-логопедом,  воспитателями.

Тема родительского собрания: «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи».

Правовые основы организации родительского собрания:

Разработано в соответствии с ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Вариативной примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» под редакцией Н.В. Нищевой, с соблюдением норм СанПиН 2.4.1.3049-13.

Форма проведения: собрание-практикум.

Цель: создание информационного пространства для повышения уровня компетентности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о процессе коррекции предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на основе современных требований и использования инновационных технологий и методов.

Задачи:

- познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование предложно-падежных конструкций, которые можно организовать в домашних условиях;

- создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов;

- организовать профессиональный диалог по вопросам использования логопедических игр в коррекции предложно-падежных конструкций;

- показать участникам мероприятия  эффективные технологии, методы и приемы формирования и усвоения предложно-падежных конструкций.

Участники: Родители обучающихся, учитель-логопед, воспитатели.

Материал и пособия: лист ватмана, разделенный вертикальной линией, «кирпичики» на каждого родителя из бумаги, дидактические игры.

Аппаратное обеспечение:

Интерактивная доска, проектор, ноутбук.

Программное обеспечение:

Microsoft Office PowerPoint 2007

Использование технологий:

Использование видеороликов для повышения уровня восприятия информации.

Предварительная работа:

 1. Анкетирование родителей.

 2. Разработка сценария.

 3.Подготовка необходимого оборудования и материала для   проведения мероприятия.

 4. Съемка видеофрагментов игр.

План проведения:

1. Вступительное слово воспитателя.

2. Доклад учителя-логопеда на тему «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи».

3. Выставка дидактических игр.

4. Просмотр видеоролика «Играя, развиваемся».

5. Подведение итогов собрания. Рефлексия.

Основная часть

Ход собрания:

1. Вступительное слово воспитателя. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Тема нашей встречи сегодня звучит так «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи». В ходе предварительного с вами анкетирования, мы выяснили, что  вы имеете затруднения в  плане практической помощи детям по употреблению ими  предлогов в речи. Это и определило тему и содержание нашего собрания.

 2. Доклад учителя-логопеда на тему «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи».

Несформированность грамматического строя речи у детей с ОНР проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций.

Важную организующую роль в составе речи играют предлоги. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет  действие с предметом.

Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребенком языка и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащение запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.

Дети дошкольного возраста, имеющие диагноз ОНР, редко используют в речи предложные конструкции, с трудом понимают значения предлогов. В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях. 

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

- пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

- замена одной предложно - падежной конструкции другой (Дом стоит на реке).

неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Наиболее перспективным в формировании предложно-падежных конструкций является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра  – основное занятие детей, их работа.

Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В логопедических играх часто встречаются не знакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.).

Для формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы мы используем различные игры. С некоторыми из них я предлагаю вам познакомиться и поучаствовать.

3. Выставка дидактических игр.

Учитель-логопед. Целью предлагаемых игр является научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.

Игра «Веселое путешествие».

Я вам предлагаю вставить «маленькое слово» (предлог). Читаю фразу и показываю картинку, а вы подбираете нужный предлог и проговариваете все предложение.

Мама садится …. в машину.

Коля бежит ….по дороге.                                 

Автобус едет….по улице.

Петя любит ездить ….на велосипеде.

Игра с мячом «Добавь слова». Для этой игры я приглашаю вас встать в круг.

Я называю часть предложения и бросаю мяч. Поймавший мяч,  должен закончить предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».

Стол стоит….

Полочка с книгами висит….

Мишка сидит….

Пирамидка стоит….

Кукла лежит….

Дверь находится….

Игра «Исправь ошибки».

Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:

«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте предложение.

«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?

«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?

«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.

Игра «Солнечный зайчик».

Я с помощью зеркала показываю солнечного зайчика, а вы ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался.

Зайчик на скамейке.

Зайчик под столом  и т.п.

Игра «Кто с кем? Кто с чем?»

Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.

Мальчик идет папа (с папой).

Девочка играет кот (с котом).

Девочка идет мама(с мамой).

Мальчик играет  машина (с  машиной).

Учитель-логопед. Спасибо. А сейчас я предлагаю Вашему вниманию практический материал, который имеется у нас в группе. Он представлен играми и упражнениями, которые мы используем в свой работе.

Учитель-логопед знакомит родителей с дидактическими играми, объясняет цели и ход игр:

 «Что к чему?»

«Чей малыш?»

«Что на чём растёт?»

«Весёлая змейка».

«Разноцветные бабочки?»

 «Кто, где живёт?»

 «Маленькие слова» .

Предлагаю  вашему вниманию видеофрагменты игровой деятельности в  нашей группе. Мы продемонстрируем, как играем с детьми на занятиях и в свободной деятельности.

4. Просмотр видеоролика «Играя, развиваемся».

Игра «Куда села стрекоза?»

Цель: закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.

Логопед держит в руке игрушку-стрекозу или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос: «Куда села стрекоза?».

Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.

Игра «Что в чем?» по  лексической теме «Посуда».

Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).

На доске выставлены картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.

- В чём варят суп? (Суп варят в кастрюле).

- В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре).

- В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице).

Игра «Что на елке, что под елкой?».

Цель: закрепление предложных конструкций.

Логопед предлагает детям изображение новогодней ёлки и просит ответить на вопрос: «Что на елке, что под елкой?».

- На елке шишки (красный шар, звезда, серпантин...)                       

- Под елкой заяц (ежик, подарки, Дед Мороз...)

Игра «У кого? У чего?».

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.

Учитель-логопед предлагает вопросы «У кого? У чего?».

Ручка – у человека, у двери, у чемодана, у сумки;

Язычок – у человека, у ботинка;

Ножка – у стула, у ребенка, у гриба.

Игра «Кто у кого?».

Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.

На фланелеграфе картинки с изображением животных и их детенышей. Логопед предлагает детям найти и назвать детенышей животных и их мам, ответить на вопрос «Кто у кого?».

Игра «Сделай, не ошибись».

Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.

Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.)

- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?

- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку?

- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?

- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?

- Положи эту вещь между двумя другими предметами. Где она?

- Положи эту вещь выше (ниже) другого предмета. Где она?

- Положи эту вещь правее (левее) другого предмета. Где она?

- Встань так, чтобы дверь была слева (справа, сзади) тебя, перед тобой. Где дверь?

Игра «Машина едет по дороге».

Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.

Детям предлагается макет дороги, по которой «поедет» машина. С одной стороны дороги – гараж, с другой – магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.

Логопед помещает машину на макете в определенное место. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).

Игра «Измени слово».

Цель: упражнение в падежном и предложном согласовании.

Учитель-логопед. В доме большое окно.

Ты подошел к чему?... (Я подошел к большому окну).

Ты мечтаешь о чем?... (Я мечтаю о большом окне).

У тебя растут цветы под чем?... (У меня растут цветы  под большим окном). И т.д.

Игра «Скажи наоборот».

Цель: закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В - ИЗ, НА - С, К - ОТ).

Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.

- «Мальчик положил мяч в ящик» - «Мальчик вынул мяч из ящика».

- «Девочка налила воду в графин». -....

- «Мама положила яблоки на стол». -....

- «Брат поставил лампу на тумбочку». -....

- «Машина подъехала к дому». -....

- «Дедушка подошел к забору». -....

Игра «Что лишнее».

Цель: дифференциация предлогов.

Логопед предъявляет детям карточку с четырьмя картинками, отражающими пространственное расположение предметов: яблоко на дереве, чашка на столе, бабочка на цветке, котенок под стулом. Дети должны посмотреть и ответить на вопрос: «Какая картинка лишняя?».

Учитель-логопед. Таким образом, уважаемые родители, играя с детьми можно научить и закрепить полученные знания. Для закрепления полученных на занятиях знаний вам необязательно иметь специальные логопедические  игры, можно обойтись теми предметами, что у вас есть дома. Мы предлагаем  использовать те игры, с которыми вы сегодня познакомились. Играйте и разговаривайте с детьми дома, по дороге в детский сад, во время прогулки. И тогда у нас с вами все получится.

5. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия

Воспитатель. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Была ли наша встреча полезной для вас? (Высказывания родителей).

А теперь, уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи.

«Пирамида знаний». На мольберте прикреплен ватман, который разделен посередине вертикальной линией. Левая сторона называется «Пирамида полезных знаний», а правая сторона – «Пирамида бесполезных знаний». У каждого из вас есть кирпичик. Если вы полностью удовлетворены содержанием  собрания и узнали что-то полезное для себя, то прикрепите свой кирпичик на левом поле, если вы не удовлетворены и ничего полезного не узнали, то на правом поле.

Родители строят пирамиду своих знаний.

Учитель-логопед. Мы благодарим вас за сотрудничество. До новых встреч. Спасибо за совместную работу.

Решение родительского собрания:

1. Использовать  в семье теоретический и практический  материал, полученный на родительском собрании, в решении проблем формирования предложно-падежных конструкций у детей.

2. Поддерживать интерес детей к играм по формированию предложно-падежных конструкций в детском саду и дома.

Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, родители с интересом включились в ход собрания-практикума. Обратная связь показала полную удовлетворенность родителей проведенным мероприятием.

Список источников

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128 с.
  2. Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48 с.
  3. Арушанова А.В. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
  4. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
  5. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: КАРО, 2002. – 96.
  6. Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: Росмэн-пресс, 2011.
  7.  Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.Селиверстова. – М: Просвещ., 1981.
  8.  Косинова Е.М. Развитие речи. (99 игр и заданий). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 64 с.
  9.  Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2001. – 208 с.
  10.  Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995. – 384 с.
  11. Нищева Н.В. Дидактический игровой материал серии «Играйка»
  12. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
  13.  Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева, 2003. – 240 с.
  14. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 48 с.
  15.  Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Нар., 1976. –128 с.
  16.  Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
  17.  Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008819 скачать: >>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 63
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.