Родительское собрание в старшей группе для детей с ТНР "Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций" |
ср., 29.12.2021 |
Составитель:
Валиуллина Альфиза Амерхановна
учитель-логопед
МБДОУ детский сад "Журавушка" г. Лянтор ХМАО-Югра
Родительское собрание в старшей группе для детей с ТНР «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи».
Пояснительная записка
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения в понимании падежей и предлогов и неправильное их употребление. В дальнейшем школьном обучении это создаст трудности усвоения предметов гуманитарного цикла: русского языка, чтения, географии и т. д. В результате чего, эти учащиеся попадают в разряд неуспевающих. Следовательно, проблему овладения предлогами необходимо решать в дошкольном возрасте.
Проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей с общим недоразвитием речи является одной из самых актуальных в работе
учителя-логопеда. Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм, выражающих эти отношения.
Наша задача привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению проблем формирования предложно-падежных конструкций у детей.
В качестве авторского практического материала мною представлен конспект родительского собрания. Данное мероприятие отвечает требованиям ФГОС ДО, учитывает основные задачи развития образования региона. Собрание разработано и проведено для родителей обучающихся старшей группы компенсирующей направленности (для детей с тяжелыми нарушениями речи) при непосредственном участии родителей, при взаимодействии с учителем-логопедом, воспитателями.
Тема родительского собрания: «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи».
Правовые основы организации родительского собрания:
Разработано в соответствии с ФГОС ДО, примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Вариативной примерной адаптированной программе коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет)» под редакцией Н.В. Нищевой, с соблюдением норм СанПиН 2.4.1.3049-13.
Форма проведения: собрание-практикум.
Цель: создание информационного пространства для повышения уровня компетентности родителей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья о процессе коррекции предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи на основе современных требований и использования инновационных технологий и методов.
Задачи:
- познакомить родителей с играми и упражнениями, направленными на формирование предложно-падежных конструкций, которые можно организовать в домашних условиях;
- создать условия для организации совместной деятельности детей и взрослых, направленные на сближение детей, родителей, педагогов;
- организовать профессиональный диалог по вопросам использования логопедических игр в коррекции предложно-падежных конструкций;
- показать участникам мероприятия эффективные технологии, методы и приемы формирования и усвоения предложно-падежных конструкций.
Участники: Родители обучающихся, учитель-логопед, воспитатели.
Материал и пособия: лист ватмана, разделенный вертикальной линией, «кирпичики» на каждого родителя из бумаги, дидактические игры.
Аппаратное обеспечение:
Интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Программное обеспечение:
Microsoft Office PowerPoint 2007
Использование технологий:
Использование видеороликов для повышения уровня восприятия информации.
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей.
2. Разработка сценария.
3.Подготовка необходимого оборудования и материала для проведения мероприятия.
4. Съемка видеофрагментов игр.
План проведения:
1. Вступительное слово воспитателя.
2. Доклад учителя-логопеда на тему «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи».
3. Выставка дидактических игр.
4. Просмотр видеоролика «Играя, развиваемся».
5. Подведение итогов собрания. Рефлексия.
Основная часть
Ход собрания:
1. Вступительное слово воспитателя. Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Тема нашей встречи сегодня звучит так «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи». В ходе предварительного с вами анкетирования, мы выяснили, что вы имеете затруднения в плане практической помощи детям по употреблению ими предлогов в речи. Это и определило тему и содержание нашего собрания.
2. Доклад учителя-логопеда на тему «Игровые методы и приемы в формировании предложно-падежных конструкций у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи».
Несформированность грамматического строя речи у детей с ОНР проявляется в неправильном употреблении предложно-падежных конструкций.
Важную организующую роль в составе речи играют предлоги. Здесь важно для ребенка понять, что предлог – хотя и маленькое, но имеющее самостоятельное значение слово, и замена одного предлога другим меняет смысл высказывания, а это, в свою очередь, изменяет действие с предметом.
Изучение употребления предлогов в детской речи чрезвычайно значимо для выяснения существенных моментов связи между процессами усвоения ребенком языка и развитием его познавательной деятельности: мышления, обогащение запаса представлений об окружающем мире. Результаты исследований показывают, что недостаточное усвоение предложного управления служит одной из причин проявления некоторых видов дисграфии у школьников.
Дети дошкольного возраста, имеющие диагноз ОНР, редко используют в речи предложные конструкции, с трудом понимают значения предлогов. В большинстве случаев нарушение понимания и употребления предложных конструкций проявляется в неправильном употреблении не только предлогов, но и падежных окончаний. В связи с этим проводится работа как над усвоением значения предлогов, так и над правильным оформлением флексий в предложных конструкциях.
Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:
- пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.
- замена одной предложно - падежной конструкции другой (Дом стоит на реке).
- неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).
- неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).
Наиболее перспективным в формировании предложно-падежных конструкций является использование ведущей деятельности детей дошкольного возраста – игровой. Именно в этой деятельности происходит развитие речи, личности, мышления, произвольной памяти, самостоятельности, моторики, формирование умения управлять своим поведением. Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу. Как показывает практика, дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игра – основное занятие детей, их работа.
Играть в логопедические игры весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В логопедических играх часто встречаются не знакомые ребятам слова, и появляется повод к совместному обсуждению, уточнению, объяснению непонятных слов и к побуждению детей самим задавать вопросы, касающиеся текста игры. Во многих играх требуется активный поиск и употребление слов по заданным признакам (антонимы, синонимы, родственные слова и т.п.).
Для формирования предложно-падежных конструкций у детей нашей группы мы используем различные игры. С некоторыми из них я предлагаю вам познакомиться и поучаствовать.
3. Выставка дидактических игр.
Учитель-логопед. Целью предлагаемых игр является научить детей слышать в речи окружающих предлоги, правильно принимать их значение, пользоваться ими в собственной речи, дифференцировать, составлять распространенные предложения с использованием предлогов, формировать предложно-падежные конструкции в речевой практике.
Игра «Веселое путешествие».
Я вам предлагаю вставить «маленькое слово» (предлог). Читаю фразу и показываю картинку, а вы подбираете нужный предлог и проговариваете все предложение.
Мама садится …. в машину.
Коля бежит ….по дороге.
Автобус едет….по улице.
Петя любит ездить ….на велосипеде.
Игра с мячом «Добавь слова». Для этой игры я приглашаю вас встать в круг.
Я называю часть предложения и бросаю мяч. Поймавший мяч, должен закончить предложение, используя слова «справа», «слева», «впереди», «позади».
Стол стоит….
Полочка с книгами висит….
Мишка сидит….
Пирамидка стоит….
Кукла лежит….
Дверь находится….
Игра «Исправь ошибки».
Один рассеянный человек читал книгу и перепутал все слова. Вот как он прочитал:
«Дед в печи, дрова на печи». Исправьте предложение.
«На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать?
«Овечки в речке, караси у печки». А как правильно?
«Под столом портрет, над столом табурет». Исправьте его.
Игра «Солнечный зайчик».
Я с помощью зеркала показываю солнечного зайчика, а вы ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался.
Зайчик на скамейке.
Зайчик под столом и т.п.
Игра «Кто с кем? Кто с чем?»
Необходимо закончить предложение, правильно употребив существительное в творительном падеже.
Мальчик идет папа (с папой).
Девочка играет кот (с котом).
Девочка идет мама(с мамой).
Мальчик играет машина (с машиной).
Учитель-логопед. Спасибо. А сейчас я предлагаю Вашему вниманию практический материал, который имеется у нас в группе. Он представлен играми и упражнениями, которые мы используем в свой работе.
Учитель-логопед знакомит родителей с дидактическими играми, объясняет цели и ход игр:
«Что к чему?»
«Чей малыш?»
«Что на чём растёт?»
«Весёлая змейка».
«Разноцветные бабочки?»
«Кто, где живёт?»
«Маленькие слова» .
Предлагаю вашему вниманию видеофрагменты игровой деятельности в нашей группе. Мы продемонстрируем, как играем с детьми на занятиях и в свободной деятельности.
4. Просмотр видеоролика «Играя, развиваемся».
Игра «Куда села стрекоза?»
Цель: закрепление навыка правильного употребления существительных с предлогом НА.
Логопед держит в руке игрушку-стрекозу или её изображение и сажает её на различные предметы, а дети отвечают на вопрос: «Куда села стрекоза?».
Например, на стол, на картину, на лампу, на стекло, на стену и т.д.
Игра «Что в чем?» по лексической теме «Посуда».
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных с предлогом В).
На доске выставлены картинки с изображением посуды. Логопед задает вопросы. Дети отвечают, выбирая нужную картинку.
- В чём варят суп? (Суп варят в кастрюле).
- В чем носят воду из колодца? (Воду носят в ведре).
- В чем хранят сахар? (Сахар хранят в сахарнице).
Игра «Что на елке, что под елкой?».
Цель: закрепление предложных конструкций.
Логопед предлагает детям изображение новогодней ёлки и просит ответить на вопрос: «Что на елке, что под елкой?».
- На елке шишки (красный шар, звезда, серпантин...)
- Под елкой заяц (ежик, подарки, Дед Мороз...)
Игра «У кого? У чего?».
Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.
Учитель-логопед предлагает вопросы «У кого? У чего?».
Ручка – у человека, у двери, у чемодана, у сумки;
Язычок – у человека, у ботинка;
Ножка – у стула, у ребенка, у гриба.
Игра «Кто у кого?».
Цель: закрепление родительного падежа существительных с предлогом У.
На фланелеграфе картинки с изображением животных и их детенышей. Логопед предлагает детям найти и назвать детенышей животных и их мам, ответить на вопрос «Кто у кого?».
Игра «Сделай, не ошибись».
Цель: закрепление употребления предлогов и предлогов-наречий.
Логопед предлагает детям выполнить задание и ответить на вопросы. Используются предлоги, обозначающие пространственные отношения (выше, ниже, справа, слева, между, перед, сзади и др.)
- Положи мяч справа от куклы. Куда ты положил мяч?
- Поставь пирамидку между куклой и мячом. Куда ты поставил пирамидку?
- Нарисуй кружок, сверху кружка нарисуй крестик. Где нарисован крестик?
- Посади мишку сзади куклы. Куда ты посадил мишку?
- Положи эту вещь между двумя другими предметами. Где она?
- Положи эту вещь выше (ниже) другого предмета. Где она?
- Положи эту вещь правее (левее) другого предмета. Где она?
- Встань так, чтобы дверь была слева (справа, сзади) тебя, перед тобой. Где дверь?
Игра «Машина едет по дороге».
Цель: закрепление предложно-падежных конструкций.
Детям предлагается макет дороги, по которой «поедет» машина. С одной стороны дороги – гараж, с другой – магазин. Вдоль дороги располагаются макеты разноцветных домиков, горки, сквера, мостика.
Логопед помещает машину на макете в определенное место. Дети определяют, где «едет» машина (машина выехала из гаража, машина подъехала к зеленому дому, машина переехала через мост, машина едет по дороге, машина отъезжает от красного дома, машина въезжает на гору, машина съезжает с горы, машина въезжает во двор магазина).
Игра «Измени слово».
Цель: упражнение в падежном и предложном согласовании.
Учитель-логопед. В доме большое окно.
Ты подошел к чему?... (Я подошел к большому окну).
Ты мечтаешь о чем?... (Я мечтаю о большом окне).
У тебя растут цветы под чем?... (У меня растут цветы под большим окном). И т.д.
Игра «Скажи наоборот».
Цель: закрепление дифференциации предлогов, обозначающих направление движения: В - ИЗ, НА - С, К - ОТ).
Логопед называет предложение и просит детей сказать наоборот.
- «Мальчик положил мяч в ящик» - «Мальчик вынул мяч из ящика».
- «Девочка налила воду в графин». -....
- «Мама положила яблоки на стол». -....
- «Брат поставил лампу на тумбочку». -....
- «Машина подъехала к дому». -....
- «Дедушка подошел к забору». -....
Игра «Что лишнее».
Цель: дифференциация предлогов.
Логопед предъявляет детям карточку с четырьмя картинками, отражающими пространственное расположение предметов: яблоко на дереве, чашка на столе, бабочка на цветке, котенок под стулом. Дети должны посмотреть и ответить на вопрос: «Какая картинка лишняя?».
Учитель-логопед. Таким образом, уважаемые родители, играя с детьми можно научить и закрепить полученные знания. Для закрепления полученных на занятиях знаний вам необязательно иметь специальные логопедические игры, можно обойтись теми предметами, что у вас есть дома. Мы предлагаем использовать те игры, с которыми вы сегодня познакомились. Играйте и разговаривайте с детьми дома, по дороге в детский сад, во время прогулки. И тогда у нас с вами все получится.
5. Подведение итогов родительского собрания. Рефлексия
Воспитатель. Как ваше настроение? Было ли вам интересно на нашем мероприятии? Была ли наша встреча полезной для вас? (Высказывания родителей).
А теперь, уважаемые родители, просим вас оценить продуктивность нашей встречи.
«Пирамида знаний». На мольберте прикреплен ватман, который разделен посередине вертикальной линией. Левая сторона называется «Пирамида полезных знаний», а правая сторона – «Пирамида бесполезных знаний». У каждого из вас есть кирпичик. Если вы полностью удовлетворены содержанием собрания и узнали что-то полезное для себя, то прикрепите свой кирпичик на левом поле, если вы не удовлетворены и ничего полезного не узнали, то на правом поле.
Родители строят пирамиду своих знаний.
Учитель-логопед. Мы благодарим вас за сотрудничество. До новых встреч. Спасибо за совместную работу.
Решение родительского собрания:
1. Использовать в семье теоретический и практический материал, полученный на родительском собрании, в решении проблем формирования предложно-падежных конструкций у детей.
2. Поддерживать интерес детей к играм по формированию предложно-падежных конструкций в детском саду и дома.
Считаю, что поставленные задачи полностью реализованы, родители с интересом включились в ход собрания-практикума. Обратная связь показала полную удовлетворенность родителей проведенным мероприятием.
Список источников
- Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – 128 с.
- Александрова Т.В. Практические задания по формированию грамматического строя речи дошкольников. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 48 с.
- Арушанова А.В. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.
- Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
- Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. – СПб.: КАРО, 2002. – 96.
- Володина В.С. Альбом по развитию речи. – М.: Росмэн-пресс, 2011.
- Игры в логопедической работе с детьми/Под ред. В.Селиверстова. – М: Просвещ., 1981.
- Косинова Е.М. Развитие речи. (99 игр и заданий). – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 64 с.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! – СПб.: Литера, 2001. – 208 с.
- Лопухина И.С. Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи. – М.: Аквариум, 1995. – 384 с.
- Нищева Н.В. Дидактический игровой материал серии «Играйка»
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. – М.: ВЛАДОС, 1994. – 344 с.
- Скворцова И.В. 100 логопедических игр для детей 4-6 лет. – СПб.: Нева, 2003. – 240 с.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Формирование лексико-грамматических представлений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 1999. – 48 с.
- Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск: Нар., 1976. –128 с.
- Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М.: Просвещение, 1996. – 192 с.
- Филимонова О.Ю. Развитие словаря дошкольника в играх. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. – 128 с.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008819 скачать: >>>
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf