«Стили семейного воспитания» Семинар-практикум для родителей

  вс., 09.12.2018

Автор-составитель:

Кумукова Крымхан Муссовна,

педагог-психолог

МБДОУ "Детский сад "Руслан", ЯНАО

Семинар-практикум для родителей

«Стили семейного воспитания»

Цель:

  1. Дать возможность родителям осознать собственный стиль воспитания.
  2. Способствовать пониманию особенностей развития личности при выбранном стиле семейного воспитания, а так же помочь в выработке эффективных форм взаимодействия с ребенком.

Ход встречи

- Трудно переоценить влияние семьи на развитие, обучение и воспитание ребенка. Это было известно людям издавна и нашло свое отражение в крылатых фразах, афоризмах. 

  • Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.
  • Когда отец говорит «так», а мать - «сяк», растет ребенок, как сорняк.
  • Что учат дома дети, то знают и соседи.
  • Умел дитя родить, умей и научить.
  • Какой явор - такой забор, какой отец – такой и сын.
  • Яблоко от яблони далеко не падает.

Информационное сообщение «Стили воспитания».

В каждой семье свой своеобразный стиль общения. Собственно, умение взаимодействовать с детьми - очень важная вещь. Вы можете спросить себя, как найти время для общения, ведь сегодня динамика жизни слишком быстрая. Все происходит в спешке. Вспомните, как начинается утро в вашем доме. Утром вы даете детям наставления, напоминая, как они должны вести себя в течение дня. 

В следующий раз встречаемся с детьми уже вечером. Общий ужин, разговор создают семейный комфорт. Именно такие минуты могут сплотить и укрепить семью. Однако, опять общение ограничивается краткими фразами. Разве можно пообщаться, когда включен телевизор, и какая-то женщина уже третий раз рекламирует преимущества стирального порошка? 
Исследователи утверждают, что родители разговаривают с детьми примерно 15-20 минут в день. Из них 10-12 приходится на раздачу указаний.

Сегодня на нашей встрече мы рассмотрим различные типы семейного воспитания и то, к формированию какой личности ребенка они в последующем приводят.  

Существуют следующие стили семейного воспитания(презентация):

  • Гипоопека
  • Гиперопека
  • Хаотический
  • Авторитарный
  • Демократический

 1. Упражнение «Стили воспитания в сказках»

- Яркими примерами стилей воспитания являются сказочные герои.

Сказки «Морозко», «Золушка», сказочная повесть «Мэри Поппинс»

(родители определяют стиль воспитания)

 2.                  Упражнение

Прочитав ситуацию, определить какой стиль воспитания у родителей.

Ситуация № 1

 Улица. Встреча двух приятельниц Светланы и Елены. С Еленой 5-летняя дочь Таня. Приятельницы разговаривают. Светлана и Таня общаются. Мама с умиление смотрит на дочь и кивает каждому ее слову.

Т –Тетя Света, смотрите какая у меня прическа – целых 30 косичек. Я самая лучшая девочка в мире.

С – (удивленно) Самая лучшая в мире… А кто тебе такое сказал?

Т – Мама и папа.

С – А что значит самая лучшая?

Т – (с недоумением) Это значит, что я самая красивая, самая веселая, самая умная, самая – самая… Разве вы не знали? (с огорчением смотрит на маму)

Е – Танечка, не расстраивайся. Ты у нас самая лучшая, ты наш ангел.

Т – (требовательно) Мама, я хочу домой. Мне надоело здесь стоять.

Е – (к Светлане) Ладно, Света, поговорим в следующий раз.

Елена с Таней уходят.

 Ситуация №2

Пятница, вечер, папа работает за компьютером.

- Папа, а ты пойдешь со мной завтра в зоопарк?

- Оля, ты мешаешь мне. Ты ведь сама прекрасно знаешь, что у меня нет времени ходить с тобой в зоопарк.

- А у Марины папа всегда ходит с ней в зоопарк, в кино и просто гулять.

- У Марины папа работает полдня, а я целыми днями как «белка в колесе кручусь». Ведь у тебя есть всё - разные игрушки, красивые платья… Разве у Марины есть такие? Я ведь для этого и работаю.

- Но завтра же выходной. И я хочу пойти с тобой в зоопарк.

- У меня завтра важная встреча и сейчас я к ней готовлюсь. А ты пойди и поиграй с новой куклой.

Техника Я-сообщений

Быть эффективным родителем не так-то просто, ведь для этого приходится в первую очередь работать над собой. Приходя домой, мы все становимся такими, какие мы есть со всеми достоинствами и недостатками. Но если мы хотим избежать ошибок в воспитании, необходимо даже дома контролировать свои эмоции и высказывания.

Представим простую ситуацию. Вы пришли домой с работы. После тяжелого трудового дня Вам хочется отдохнуть. Вчера Вы весь вечер убирали дом, но сегодня Вы наблюдаете картину полного беспорядка на кухне. Ваш ребенок не счел за труд убрать за собой. Вы раздражены. Как Вы поступите? Что скажете?

Практический опыт американских специалистов (в частности Т. Гордона) позволяет нам проанализировать типичные высказывания родителей и реакцию детей на эти высказывания.

Первая группа – посылание сообщений в виде «готового решения»

1. Приказ, команда. «Ты все уберешь!»

Ребенок: сопротивление, нежелание выполнять указание.

2. Предупреждение, угроза, предостережение. «Если не уберешь, пожалеешь!»

Ребенок: враждебность.

3. Уговаривание, призыв, мольба, морализирование. «Всегда убирай за собой»

Ребенок: чувство «приниженности».

4. Советы, предложения, решения. «Разве ты не можешь прибрать за собой посуду?»

Ребенок: «Моим решениям не доверяют. Нужды родителей важнее, чем мои».

Вторая группа – посылание «принижающих» сообщений.

  1. Осуждение, критика, порицание «Ты неряха!».
  2. Высмеивание, обзывание, пристыживание «Ты дрянь. Тебе должно быть стыдно!».
  3. Интерпретация, диагноз, психоанализ «Ты просто хочешь любым способом привлечь к себе внимание».
  4. Обучение, инструктирование «Хорошие сыновья всегда помогают маме».

Эффекты «принижающих» сообщений: чувство вины; сопротивление; эффект бумеранга («Ты и сама не всегда убираешь за собой»); чувство несправедливости; чувство, что родители не любят («Я не убрал за собой, сделал плохо, меня не любят»); понижение самооценки; чувства самоуважения.

Какой выход?

Я -сообщения.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Говорите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Вернемся к нашей ситуации «Мне очень неприятно, что мои усилия по наведению порядка никем не поддерживаются» вместо «Ты неряха, ты мне совсем не помогаешь!».

В Я-сообщении всегда присутствуют личные местоимения. В отличие от Ты-сообщений, в ответ на которые ребенок Ребенок: оказывает сопротивление, дерзит, оговаривается. Ведь практически каждое Ты — сообщение несет угрозу, обвинение, критику.

Для чего нужны Я-сообщения?

1. Они позволяют родителям выразить свои негативные чувства и при этом не обидеть ребенка, не унизить его.

2. «Я-сообщение» позволяет детям ближе узнать своих родителей, воспринимать их  чувства, оказывать сопереживание. Ведь очень часто мы скрываем чувства от своих детей, потому что боимся утратить свой авторитет.

3. Открытость родителей приводит к тому, что и дети не страшатся поделиться своими чувствами с родителями.

4. Высказывая чувства, не приказывая, не предлагая готовых выходов, мы позволяем детям самим принимать решение.

3.                  Упражнение

- Прочитав ситуацию и Ты-сообщение к этой ситуации, предложить вариант Я-сообщения.

 Я – сообщения:

  1. Я не могу одновременно читать газету и играть. Я в самом деле раздражаюсь, когда, придя с работы, не могу немножечко побыть один, расслабиться и почитать газету.
  2.  Я очень спешу, и меня злит то, что я должна каждую минуту все бросать и включать вилку в розетку. Я не люблю играть, пока не закончу работу.
  3.  Мне неприятно что-то делать для тебя, когда ты не можешь выполнить своего обещания. Я чувствую себя обманутой!
  4.  Мне неприятно видеть тебя таким несчастным, но я не знаю, как помочь тебе, потому что не знаю, почему ты так подавлен.

 4.                  Упражнение «Семейные традиции»

Для становления настоящей семьи очень важны Семейные традиции. Хорошие семейные традиции сплачивает семью, делают всех людей, живущих в одном доме или в одной квартире, семьей, а не соседями. Традиции дают ребенку неискоренимое ощущение единства с отцом и матерью, близости с братьями и сестрами, уверенности в том, что он не один, его всегда поддержат, поймут и защитят. Это с детства заложенноеощущение каких-то гарантий, которое останется с ребенком на всю жизнь.

 - Какие традиции вы соблюдаете в своих семьях?

- События, которые вы празднуете или проводите семьей раз в году?

 (Ответы родителей записываются на листочках)

 Видео ролик «Семейные традиции»

5. Упражнение  «Всегда, иногда, никогда»

- «У хороших родителей вырастают хорошие дети» - как часто мы слышим это утверждение, но часто затрудняемся объяснить, какие они – хорошие родители.

Ход упражнения: участники в малых группах решают, что идеальный родитель делает всегда, что он делает иногда, а чего он не делает никогда. После презентации образов идеального родителя участники определяют, насколько их собственное родительское отношение соответствует идеальному.

Совет ведущему: можно совместить данное упражнение с рисованием портрета идеального родителя, а также обсудить образы идеальной матери и идеального отца по отдельности.

Обсуждение: ведущему необходимо вовлечь участников в дискуссию о том, действительно ли необходимо стремиться к достижению образа идеального родителя, насколько он является жизнеспособным.

Рефлексия.

- Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

1.  Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?

2.  Какая часть вызвала особый интерес?

Интернет-ресурсы:

http://teacherclub.ru/

  "Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А  № 0005356

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5106
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.