Взаимодействие с семьями детей по реализации ООП ДО |
чт., 11.01.2018 |
Автор:
Павлова Светлана Давыдовна
методист
МБДОУ «Детский сад №4 «Снегурочка»
г. Салехард
Слайд 2.В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.
Не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Слайд 3.Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов:
ü Законе «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
ü ФГОС утвержден приказом Министерства образования и науки РФ №1155 от 17.10.2013г.
Слайд 4.Цель нашей работы: определить роль и место взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации образовательной программы.
Конкретизируя цель, мы ставим такие задачи:
ü проанализировать литературу и рассмотреть проблему взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях реализации программы воспитания и образования.
ü определить основные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи.
Слайд 5. Взаимодействие с семьёй идёт в трёх направлениях:
- Анкетирование, мониторинг;
- Педагогическое просвещение родителей, информирование;
- Вовлечение в образовательный процесс.
Через принципы: целенаправленность, систематичность, плановость, доброжелательность, открытость.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи необходимо уделять большое внимание работе с родителями.
Современная ситуация в образовании ставит педагога и родителя в принципиально новые условия, для которых характерны отсутствие жесткой регламентации педагогической деятельности, значительное расширение информационного поля, модернизация социальных функций педагога, развитие индивидуальности, готовность к принятию решений, мобильность применения профессиональных качеств.
Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-личностному направлению работы с детьми необходимо составить план работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с работой детского сада использовать родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей», тренинги и так далее.
Взаимодействие ДОУ и семьи как педагогическая проблема
Взаимодействие семьи и ДОУ играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольной и школьной ступеней образования.
Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер.
Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям.
Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи.
Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Анализ психолого-педагогической литературы по проблемам объединения усилий дошкольного учреждения и семьи (Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, С. К. Карлиев, В. К. Котырло, Т. А Маркова, А. К. Менжанова, О. Н. Урубанская, Л. Ф. Островская и др.), а также осмысление практики работы ДОУ в этом направлении показывает, что хотя в последнее время наметились новые перспективные формы сотрудничества, тем не менее, семья при этом остается лишь объектом воздействия. В результате, обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.
Вместе с тем, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент все большее внимание начинает уделяться взаимодействию детского сада и семьи.
Практические работники стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Но для того, чтобы эффективно реализовывать процесс взаимодействия необходимо, прежде всего, знать особенности субъектов взаимодействия, в частности, педагог должен знать типологию семей, психологические особенности родителей, их возрастные характеристики, разнообразные стили общения родителей с детьми в различных семьях. Педагоги ДОУ вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне. Следовательно, педагогам следует подбирать различные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей.
Слайд 6.Формы работы с родителями
Традиционные(родительские собрания, конференции, уголки для родителей, праздники, консультации).
Нетрадиционные(дни открытых дверей, кружки, КВН, викторины, семейные конкурсы, выставки работ, выпуск газет, сайт ДОУ, экскурсии, оформление групп, благоустройство д/сада, соревнования)
Поэтому, все шире используются новые, активные формы работы с родителями, позволяющие вовлечь их в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных форм взаимодействия семьи и детского сада. Ведущей целью взаимодействия детского сада с семьей является создание необходимых условий для развития доверительных, ответственных отношений с семьямивоспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. За последние годы как никогда отмечается заинтересованность родителей во всестороннем развитии и образовании своих детей. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Опыт взаимодействия ДОУ и семей воспитанников в условиях реализации ООП ДО
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников.
Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов. Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
Слайд 7.
- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Основные задачи своей работы мы видим в следующем:
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Слайд 8. Единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в детском саду осуществляется в следующих направлениях:
-профилактическая;
-разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей;
- формирования личности и индивидуальная воспитательная работа;
-выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы;
-защита прав ребёнка.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование среди родителей воспитанников «Социальный портрет семьи». Анализ рисунков воспитанников на тему «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.
Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы.
Главное – донести до родителей знания. В работе со всеми родителями мы активно используем разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, семейные клубы, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, защита семейных проектов, выставках детско-родительских работ.
Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание.
Наиболее важным в информационно-просветительской работе с родителями является оформление наглядных материалов для родителей. Традиционно оформляются папки-передвижки. Постоянно обновляется информация на сайте детского сада. В учреждении проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за «круглым столом», деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность.
В последнее время общество испытывает постоянную растущую потребность в консультативной и направляющей работе с родителями. Родители должны сами осознать возможность и необходимость своего внутреннего роста, с чего и начинается настоящее воспитание родителей.
Педагоги используют разнообразные формы вовлечения семьи в образовательный процесс:
- проектная деятельность;
- тематические родительские собрания,практикумы, семинары;
- дни открытых дверей,
- тематические выставки рисунков, поделок - участие в совместных конкурсах на уровне ДОУ, на городском и Федеральном.
Одной из форм вовлечения семьи в образовательный процесс является день открытых дверей. Родители 1 раз в месяц имеют возможность принимать участие в образовательном процессе, происходит: знакомство родителей с жизнью детского сада, «включение» родителей в общение и деятельность детей и педагогов, участие в играх, непосредственно образовательной деятельности, знакомство с традициями ДОУ. Данные формы работы способствуют единению, партнерству детей, родителей и педагогического коллектива. Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов.
На уровне ДОУ: «Осенние фантазии», «Очумелые ручки», «Новогодние игрушки», выставка газет и рисунков: «Папа-мама-Я-спортивная семья», «Осторожно – огонь», «Золотая осень», «Мой любимый детский сад», «Здравствуй, зимушка-зима!».
На городском уровне принимали участие в городских акциях, выставках, конкурсах. В работе с родителями используются электронные средства коммуникации. Создан сайт, в сети дошкольных образовательных учреждений.
Основным мотивом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду. Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам.
Заключение
Организация взаимодействия детского сада и семьи, основанная на сотрудничестве, позволяет каждому ребенку чувствовать себя участником образовательного процесса, что особенно важно для личностного развития детей, поддержания их познавательной активности, а родителям чувствовать себя полноправными участниками образовательного процесса.
Педагоги и специалисты ДОУ разрабатывают и реализуют семейно-групповые проекты, в которых родители являются активными участниками, что дает им возможность приобрести новый опыт собственного родительского поведения.
Слайд 9.Работая многие годы в направлении сотрудничества с родителями, тем не менее, мы не можем сказать, что исчерпали все свои ресурсы, поэтому мы наметили следующие задачи сотрудничества с родителями:
- Активизировать работу с родителями через электронные ресурсы;
- Совершенствовать работу с родителями по всем направлениям работы ДОУ.
Слайд 10 и 11.Подводя итоги всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что родители дошкольного учреждения, являются активными участниками образовательного процесса, участниками всех проектов, реализуемых в детском саду. И это очень важно не только для установления доверительных и партнерских отношений, но и для успешного развития и воспитания наших детей.
Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в образовательном процессе важно не потому, что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.
Презентация:
Для скачивания нажмите: Download
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004653
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf