Педсовет «Развитие и особенности игровой деятельности детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях Дома ребёнка».

  пн., 23.02.2015

Автор:

Гётте Мария Николаевна,

Методист высшей категории.

ГБУЗ ТО «Тюменский специализированный дом ребёнка».

Педагогический стаж – 19 лет.

Цель педсовета: объединить усилия коллектива для формирования предпосылок возникновения и развития игровой деятельности у детей в условиях Дома ребёнка.

Задачи педсовета:

  1. Систематизировать знания педагогов о этапах возникновения и развития игры.
  2. Совершенствовать работу педагогов в организации игровой деятельности.

План проведения педсовета:

  1. Подведение итогов выполнения решения предыдущего педсовета.
  2. Обоснование актуальности темы педсовета.
  3. Доклад старшего воспитателя о функциях и признаках игры, видах внимания в игре (с презентацией и видеоматериалами).
  4. Доклад воспитателя группы раннего возраста о этапах развития игровой деятельности, видах игр и этапах обучения играм различной тематики (с презентацией, фото и видеоматериалами).
  5. «Копилка мудрых мыслей» - представление воспитателями высказываний об игре философов, учёных, либо пословиц и поговорок на данную тему.
  6. Решение кроссворда «Игра».
  7. Обсуждение проекта решения педагогического совета.

Предварительная работа:

  1. Подготовка информационного стенда о планируемом педсовете.
  2. Отбор и изучение литературы по проблеме развития и организации игровой деятельности.
  3. Разработка сценария педсовета.
  4. Подготовка проекта решения педсовета.
  5. Проведение фото и видеосъёмки в разных возрастных группах. Подбор воспитателями высказываний об игре философов, учёных, либо пословиц и поговорок на данную тему.

Ход педсовета.

1.Подведение итогов выполнения решения предыдущего педсовета.

2. Выступление сопровождается демонстрацией презентации «Игровая деятельность в раннем и дошкольном возрасте».

В последнее время, вполне справедливо, достаточно часто поднимается тема важности игровой деятельности.

И действительно, дети-дошкольники очень часто большую часть своего времени проводят либо участвуя в специально организованной деятельности (подготовка к праздникам, к обучению в школе и т.п.), либо с телевизором и/или компьютером. Даже если у ребёнка существует достаточное количество игрушек, необходимых для его возраста, ребёнок не стремится играть. Причин ухода игры много, это и непонимание значения игры, и приоритет знаний и учебной деятельности, и отсутствие разновозрастных детских сообществ и подмена игры игровыми формами обучения.

Слайд 2. Игровая деятельность.pptx (1.66 МБ)

Хотелось бы четко обозначить отличия игры как самостоятельного вида деятельности от игровых форм обучения.

1)                     Прежде всего, игра – это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей. Игра является главной и фактически единственной формой проявления инициативности и самостоятельности детей младшего дошкольного возраста. Такая самостоятельная активность позволяет ребенку почувствовать и увидеть результаты своей активности, воплощение своего замысла и в конечном счете себя, что имеет неоценимое значение для формирования самосознания и чувства своей активности. В отличие от этого использование игровых приемов обучения предполагает не только инициативу взрослого, но и его прямое руководство. Ребенок выполняет задания и инструкции взрослого, отвечает на его вопросы, следует его указаниям и пр. Все это никак не ведет к развитию его инициативности и самостоятельности.

2)                     Игра приносит эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является сам процесс деятельности, а не ее результат или ее оценка. Играющие дети получают удовольствие от того, что они сами строят воображаемую ситуацию и выполняют принятые ими роли и соблюдают собственные правила. Именно это определяющим образом влияет на развитие мотивационной сферы. В случае игровых форм обучения действия ребенка направлены преимущественно на оценку взрослого, и ведущей здесь становится мотивация достижения, которая всегда порождает сравнение с другими и конкурентные установки.

3)                     Игра – не может подчиняться какой-либо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, неожиданность, сюрприз. Она стимулирует творческую активность детей, их самовыражение. Благодаря этому игра становится источником творческого воображения и общей креативности. В отличие от этого игровые методы обучения предполагают следование определенным образцам, однозначные правильные действия или ответы на вопросы, что никак не способствует формированию творческого начала. Игры по разработанному взрослым сценарию, как и использование игрушек или сказочных сюжетов на занятиях, не имеют ничего общего с настоящей игрой.

Следует помнить эти отличия и не подменять игру игровыми формами и технологиями.

Ещё один важный аспект, на котором мне хотелось бы остановиться это недооценивание, недопонимание важности игры.

3. Вообще, значение игры в психическом развитии ребёнка трудно переоценить, т.к. она оказывает влияние на все его стороны. Игра – одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребёнка деятельность. Она способствует поддержанию у него хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом, лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Игра – универсальный способ жизнедеятельности ребёнка. Всё, чем он занимается: складывает из кубиков башенку, собирает пирамидку, кормит куклу и т.д., - взрослые называют игрой.

Какими же чертами должна обладать деятельность, чтобы мы могли определить её как игровую (3й слайд презентации).

1. Игра – это свободная развивающая деятельность, осуществляемая по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не для какого-либо результата.

2. Игровая деятельность носит творческий импровизационный характер.

3. Игровой деятельности сопутствуют эмоциональная приподнятость.

4. Для игры характерно наличие прямых или косвенных правил, отражающих (регулирующих) содержание (ход) игры.

Следует помнить, что игра это не игровое занятие, не

Несмотря на внешнюю простоту, каждая игра выполняет важнейшие функции, а именно (4й слайд презентации):

-функцию социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития;

- развлекательную: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

- коммуникативную: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; Выготский Л.С. говорил о том, что игровая деятельность ребёнка даёт возможность увидеть зону его ближайшего развития и те новообразования, которые потенциально готовы проявиться в психическом становлении в скором будущем.

С самого раннего возраста для ребёнка привлекательно всё, что делают взрослые, у него рано появляется стремление жить общей жизнью с ними. Он хочет делать то же, что и они, и так же, как они. Однако, это недоступно ему. Тенденция подражать взрослому лежит в основе появления в раннем возрасте особого вида детской деятельности – процессуальной игры, в ходе которой ребёнок в условном плане, понарошку может действовать как взрослый. Особенность таких действий заключается в том, что в них воспроизводится процессуальная сторона деятельности взрослых, их повторяемость, а результат является мнимым, воображаемым. В процессуальных играх ребёнок чаще всего воспроизводит ситуации, в которых он является объектом воздействия взрослых, перенося реальные бытовые действия на игрушечные персонажи. Как правило, ребёнок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чём узнаёт из книжек, мультфильмов и т.п.

Все мы видим различия в игре детей, поступивших из семей и детей, выросших в Доме ребёнка. Конечно, ограниченность впечатлений сказывается на возникновении и развитии игровых сюжетов. Тем большее значение приобретают экскурсии, целевые прогулки, поездки, организованные для наших детей в театры, цирк, зоопарк, на страусинную ферму, детскую железную дорогу и т.п.

Важно помнить о необходимости отражения таких походов в беседах об увиденном, просмотре фотографий, чтении художественной литературы и, конечно, в игре. С использованием строительного материала, игрушек для ролевых игр: атрибутов роли, предметов ролевых действий, образных игрушек, маркеров пространства.

Но до того момента, как игра станет сюжетной, сюжетно-ролевой, приобретёт ведущую роль в дошкольном возрасте, ребёнку необходимо освоить, прожить предыдущие этапы развития, ведущие к возникновению сюжетно-ролевой игры.

5-12 слайд

4. Игровое действие имеет свои истоки. Игре с элементами мнимой ситуации предшествует период игры младенца.

Практически с самого рождения начинается обучение ребёнка игровым действиям, хотя на первых порах не на прямую, а косвенно. С рождения до 3 месяцев главное для малыша –эмоционально-личностное общение, которое к 3 мес. усложняется, становится взаимным, что связано с развитием различных реакций малыша на окружающее (улыбается на лицо и голос взрослого, следит за предметом, поворачивает голову на звук, пытается удержать игрушку, начинает ощупывать и т.д.).

С 3 до 6 месяцев главное для ребёнка – исследование окружающего мира, предметов, людей, своих физических возможностей. Такую игру можно уже назвать сенсомоторной.

С 6 до 9 мес. сенсомоторная игра продолжает развиваться, все больше превращаясь в ознакомительную игру с предметами.

С 9 до 12 мес. Появляется подражательная игра, которая выражается в многократном воспроизведении (имитации) действий в конкретной ситуации.

В период с года до 1г.3мес. подражательная игра усложняется, становится отсроченной (начинает воспроизводить действия, разученные ранее) и дифференцированной, т.е. с игрушками действует разнообразно, в зависимости от их свойств: погремушкой гремит, мяч катает, кольца с пирамидки снимает и т.п.

С 1г.3мес. до 1г.9мес. появляется простая отобразительная игра – ребёнок выполняет ряд действий, не связанных с сюжетом. Малыш умеет куклу кормить, качать, но делает это без сюжета. К концу этого периода появляются предметы-заместители (вместо конфеты – брусок, вместо мыла – кирпичик).

С 1г.9мес. до 2 – 2,5 лет формируется сюжетно-отобразительная игра.

Ребёнок начинает воспроизводить действия, связанные с сюжетом. В игре начинают отображаться социальные отношения – ребёнок может пожалеть куклу, а может и поругать её. К 2 годам появляется параллельная игра – дети играют рядом, но не вместе, между ними не существует взаимодействия.

Сюжетно-отобразительный этап игры детей 2-3 года жизни создает возможность для перехода к сюжетно-ролевой игре. Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элемент поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии». Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я-мама, доктор и т.д.» Так происходит становление сюжетно-ролевой игры.

Предпосылками перехода к сюжетно-ролевой игре являются: появление обобщенных действий, использование предметов-заместителей, объединение предметных действий в единый сюжет, называние себя именем героя, обогащение содержания игры.

13-17 слайд.

Вообще, все сюжетно-ролевые игры детей можно разделить на следующие категории: бытовые сюжеты, производственные и героические темы, игры по мотивам литературных произведений и режиссерские игры.

18-28 слайд.

Исходя из опыта работы, нами подготовлены материалы для презентации, в ходе которых рассматриваются этапы возникновения и реализации игр «Дом», «Больница», «Парикмахерская».

5. Переходим к следующему пункту нашего плана работы. «Копилка мудрых мыслей».

Всем группам было дано задание подобрать высказывания философов, учёных, либо пословиц и поговорок об игре. Пожалуйста, представьте ваши варианты и обязательно обоснуйте свой выбор: с чем вы согласны или не согласны, насколько актуально данное изречение для вас и вашей деятельности.

6. Мы с вами достаточно много говорили сегодня о игровой деятельности и, как некоторый итог нашей сегодняшней работы, предлагаю решить кроссворд (начерченный на большом листе бумаги кроссворд – прил.1). прил.1.jpg (142.73 КБ)

1.Ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.

2.Необходимое воздействие взрослого для развития игры, перехода её на более высокий этап развития.

3.Что берёт на себя ребёнок в игре.

4.Игрушка – заместитель человека.

5.Объединение отдельных игровых действий.

6.Этап развития игры, свойственный годовалому малышу в его самостоятельной деятельности с предметами и игрушками.

7.Что позволяет ребёнку воспроизводить в игре окружающую действительность.

(Решенный кроссворд – прил.2). прил.2.jpg (367.97 КБ)

7. Принятие решения педсовета. 

Используемая литература

  1. Воспитание и развитие детей от 1 года до 2 лет/ Л.Н.Галигузова, Л.Г.Голубева, Т.И.Гризик и др. – М.: Просвещение, 2007. – 159с.
  2. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Вторая группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 128с.
  3. Зворыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей: Пособие для воспитателя дет.сада.-. М.: Просвещение, 1988. – 96с.
  4. Игра в жизни дошкольника: учебно-методическое пособие/ Е.И. Касаткина. – М.: Дрофа, 2010. – 174 с.
  5. Ляпина Г.А. Теория и практика игр: учебно-методическое пособие для студентов вузов. – Уфа: Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия (Академия ВЭГУ), 2009. - 160 с.
  6. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка/ Р.В.Тонкова-Ямпольская, Э.Л.Фрухт, Л.Г.Голубева и др. – М.: Просвещение, 1989. – 192с.
  7. Смирнова Е.О. Виды игры дошкольника// Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2014. – №6. – С.74–78.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 13696
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.