Семинар – практикум «Готовность ДОО к введению ФГОС дошкольного образования. Трудности и пути решения».

  пн., 06.10.2014

Автор:

Абдуллаева ЭльнараТалятовна,

воспитатель I квалификационной категории,

педагогический стаж 15 лет.

МАДОУ детский сад к/ва «Синеглазка» 

города Ноябрьска

В течении ряда лет дошкольные образовательные учреждения живут в условиях модернизации и инноваций. В настоящее время инновационный процесс,  в связи с введением в практику дошкольных учреждений Федерального государственного стандарта, приобретает особый статус. Впервые в истории  дошкольное образование становится полноценным уровнем системы образования Российской Федерации. В связи с этим освоение педагогами новых целевых ориентаций воспитательно-образовательного процесса, развитие и преобразование профессиональной компетентности педагогических работников становятся необходимым условием деятельности дошкольных организаций.

 Известно, что эффективность новаций зависит от целого ряда факторов: особенностей предлагаемого новшества, потенциала ДОУ, психологических, экономических, социальных факторов. По результатам первичного мониторинга среди педагогов нашего учреждения  было выявлено, что введение ФГОС в практику  вызывают в педагогическом коллективе неоднозначные оценки, которые порождены рядом причин:

- неопределённостью, когда нет ясного понимания целей предполагаемого новшества;

- привычкой работать по определённому стереотипу;

- боязнью увеличения нагрузки;

- профессиональной некомпетентностью;

Чтобы предотвратить негативное  влияние вышеуказанных факторов на введение новых образовательных стандартов в нашем  учреждении была создана рабочая группа, которая разработала план мероприятий (Приложение 1), определила основные направления и формы методической поддержки педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

Предлагаю вашему вниманию нестандартный сценарий семинара - практикума, проведённого в рамках плана мероприятий рабочей группы по введению и реализации  ФГОС в практику нашей дошкольной организации.

Тема: Готовность  ДОО к введению ФГОС дошкольного образования. Трудности и пути решения.

Форма проведения: мини – спектакль.

Цель:повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе подготовки к введению ФГОС. Выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов педагогов ДОУ в условиях введения образовательных стандартов.

Задачи:

- методическая и информационная поддержка педагогов в условиях реализации новых стандартов;

- актуализация информации, предоставленнойраннеепедагогам ДОУ;

- получение информации о готовности педагогических кадров ОУ к работе в новых условиях;

- выявление основных проблем, испытываемых педагогами ДОУ в ходе введения ФГОС ДО.

Действующие лица:

Ведущий;

Три группы педагогов принявшие на себя разные роли: АДМИНИСТРАЦИЯ, РОДИТЕЛИ, ПЕДАГОГИ (каждая группа обозначена при помощи соответствующей таблички или бейджика);

2 педагога, принявшие на себя роль документов ФГТ и ФГОС.

Оборудование: бейджики с обозначением к какой группе относятся педагоги (администрация, родители, педагоги), проектор, ноутбук, листы бумаги, ручки, таблички с надписью ФГТ и ФГОС.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий:

На протяжении нескольких лет педагогов города N сотрясали различные нововведения: вступление в силу Типового положения о дошкольном образовании и изменение в связи с этим Устава ДОУ, изменение  условий оплаты труда и прохождения аттестации педагогических работников, введение Федеральных государственных требований, разработка рабочих программ, неоднократные изменения в системе планирования педагогической работы, появление новых органов самоуправления - Наблюдательный  и Управляющий советы и это ещё далеко неполный список потрясений.

 Бесконечно изменяющиеся условия не позволяли педагогам ДОУ жить тихо и размеренно. И вот наступило временное затишье. Но как оказалось, оно было недолгим. За видимым спокойствием, как гром среди ясного неба, педагоги ДОУ предстали перед необходимостью введения в практику Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Рабочая группа в составе 5 человек начала усиленно изучать личность ФГОС и вот как это было…… (демонстрация видеоролика Приложение 2)

Изучив анкету нового стандарта коллектив счёл необходимым принять его, и  в учреждении встал вопрос об увольнении старого работника, раннее регламентирующего деятельность ДОУ-ФГТ. (Педагог, исполняющий роль ФГТ проходит по центру зала, открывает дверь и покидает зал, «прощаясь» с педагогическим коллективом). Новый сотрудник не заставил себя долго ожидать и незамедлительно решил прийти на встречу с педагогами ДОУ для того, чтобылично познакомиться и более конструктивно побеседовать.(В зал входит педагог исполняющий роль ФГОС ДО,  с прикреплённой табличкой, обозначающей его роль. Разворачивается действие в лицах. Во время диалога используется презентация Приложение 3).

Заведующий:

- Здравствуйте. Проходите пожалуйста! Представьтесь и расскажите о себе.

ФГОС (роль исполняет педагог).

- Здравствуйте. Конечно, каждого из вас интересует вопрос кто я, и откуда  появился? Я готов ответить на эти и другие интересующие вас вопросы.

(Слайд 1) С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) .

Что же такое Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования?

Это документ регламентирующий деятельность дошкольных образовательных организаций. Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием статьи 12 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность обязательных требований к дошкольному образованию».

Заведующий:

- Что послужило основанием для вашего появления?

ФГОС(роль исполняет педагог):

1) Закон «Об образовании РФ»;

 2) Современная социокультурная ситуация.

Заместитель заведующего: 

- А на каких документах вы основаны?

ФГОС:

(Слайд 2)   ФГОС ДО основан следующих документах:

1) Конвенция о правах ребенка;

2) Закон об образовании РФ;

3) Конституция РФ.

4) Государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг»

Заместитель заведующего: 

- Какие права и гарантии закрепляет ФГОС ДО?

(Внимание педагогов обращено к слайду № 3)

Педагог:

Скажите, пожалуйста, учетом чего реализовывается ФГОС ДО?

(Внимание педагогов обращено к слайду №4)

Педагог:

- А что вы можете сказать в защиту ФГОС, чем же всё таки он отличается от раннеедействующих ФГТ?

ФГОС(роль исполняет педагог):

(Слайд 5)

ФГТ - учтены особенности развития детей с ОВЗ.

ФГОС - обеспечивает права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, носит гуманистический характер образования, учитывает  особые образовательные потребности детей различных категорий (ОВЗ, одарённые, мигранты..)

ФГТ - разработка ООП осуществляется  на основе ООПДО, разработка которыхобеспечивается уполномоченным федеральным  органом на основе ФГТ.

ФГОС - Программа утверждается организацией самостоятельно в соответствии с настоящим стандартом и с учётом примерных программ. Организация может разрабатывать и реализовывать различные программы для дошкольных образовательныхгрупп. При этом обеспечивается  вариативность образовательных программ и форм дошкольного образования, появляется возможность формирования примерных программ различной направленности с учетом потребности общества.

ФГТ  - выдвигает требования к развивающей среде.

ФГОС – направлен на создание социальной ситуации развития ребёнка дошкольника.

Если в ФГТ выделялось 4 направления развития ребенка и 10 образовательных областей, то в Стандарте это более обобщенные понятия: Содержание Программы должно охватывать следующие образовательные области, показанные на слайде. В ФГТ было 8 видов детской деятельности  - в ФГОС-  9 (Двигательная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, элементарная трудовая, изобразительная, музыкальная, выделена отдельно конструирование из различных материалов, чтение художественной литературы переименовали на восприятие художественной литературы и фольклор).

Педагог (один из участвующих в мини спектакле)

-Вы ведь к нам пришли по рекомендации?

ФГОС:

- Вы совершенно правы.

 Педагог:

- Если не секрет, кем разрабатывался документ и кто его рекомендовал?

ФГОС:

- При Совете Министерства образования и науки РФ была создана рабочая группа в составе Асмолова Александра Григорьевича (директор института развития образования-академик, советник министра образования и науки РФ), Скоролупова О.А, Волосовец Т.В, Карабанова О.А, Рубцова В.В, Собкина Владимира Самуиловича (доктор психологических наук, профессор, академик )-люди с разными мнениями и позициями.Ими и была инициирована разработка документа.

Педагог:

 - Что же обсуждалось вашей группой?

ФГОС:

Перед разработчиками возникли следующие вопросы:

1) Не является ли Стандарт риском для системы образования?

3) Каковы будут результаты?

4) Не несет ли Стандарт возросшие финансовые обременения;

5) Что нового принесет Стандарт в самоценную дошкольную жизнь? И др.

В настоящее время данный стандарт назван стандартом трёх «Т», так как выдвигает три группы требований. Остановимся кратко на первой группе требований(Слайд 6, 7)

Педагог:

 -Вот Вы выделили требования к условиям реализации ООП ДО. Не могли бы вы раскрыть сущность этих требований?

ФГОС:

- С удовольствием!....(Слайд 8)

Психолого-педагогические условия  подразумевают поддержку инициативы, самостоятельности, доброжелательные отношения уважение  человеческому достоинству воспитанников, учёт психолого-возрастных и индивидуальных особенностей. По сути стандарт гарантирует поддержку самоценности детства.

ООП, которая основывается на стандарте,  определяется как программа психолого-педагогической поддержки развития, социализации и индивидуализации развития ребенка, а не обучения.

Кадровые условия.  Кадровые условия являются главными. В связи с этим разрабатывается профессиональный стандарт педагога. Планируется ввести к сентябрю 2014 года.Выделены критерии оценки профессиональной деятельности педагога.

Оценка профессиональной деятельности педагога:

- динамика развития интегративных качеств педагога;

- положительное отношение ребенка к детскому саду;

- высокая степень активности и вовлеченности родителей в образовательный процесс и жизнь детского сада.Предъявляются высокие требования к общей культуре воспитателя и к его творческому потенциалу.

Предметно-развивающая среда. Сегодняшние дети- это не те дети что были вчера. Дети –информационные акселераты поэтому в соответствии с развитием и запросами современных детей должна быть организована развивающая среда.

Педагог:

- Давайтепроговорим и о результатах освоения программы!

Слайд (9,10)«Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования» представлены в Стандарте в виде целевых ориентиров. Если вы помните, в ФГТ - это интегративные качества. Сегодня – это целевые ориентиры. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.

Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

В ФГОС главное не результат, а условия. Это стандарт условий. Это Условия- направленные на социальную ситуацию развития ребенка – (сложившаяся система взаимодействия ребенка с окружающим миром, представленным взрослыми и детьми). Главное условие стандарта –это не подготовка ребёнка к школе. Ребёнок выпускник должен обладать следующими характеристиками (Слайд 10).

Педагог:

- Как ФГОС обеспечит подготовку детей к школе?

ФГОС( педагог):

- Не ребенок должен быть готов к школе, а школа - к ребенку! Дети должны быть такими на выходе из детского сада, чтобы они не чувствовали себя в первом классе невротиками, а способными спокойно приспособится к школьным условиям и успешно усваивать образовательную программу начальной школы. При этом школа должна быть готова к разным детям. Дети всегда разные и в этих различиях и разнообразном опыте первых лет жизни заложен великий потенциал каждого ребенка. Цель детского сада - эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться.

Педагог:

- Сейчас очень много вопросов встает вокруг диагностики, оценки результатов освоения программы. Так, все-таки, что же будут оценивать?

ФГОС(педагог):

Что же будет оцениваться:

1) Педагогический процесс;

2) Условия (социальная ситуация развития) которые созданы для развития ребёнка

3) Педагогические кадры.

Естественно, что несмотря на отсутствие таких форм контроля, которые есть на более высоких ступенях образования, и самим педагогам, и родителям хочется понять, чего удалось достичь ребенку. Здесь в отличие от других стандартов, речь идет только о личностных результатах. В этой связи допускается мониторинг динамики развития ребенка, однако он нужен не для оценки самой по себе, а для выявления тех способов, с помощью которых педагог может дать ребенку развиться, открыть какие-то способности, преодолеть проблемы. Заниматься таким мониторингом должен именно педагог-психолог. Проводиться подобное исследование может лишь с согласия родителей или законных представителей ребенка.

Хочу повториться и провести сравнение в подходах к диагностике:

ФГТ (в процессе мониторинга исследуются физические,  интеллектуальные, личностные характеристики ребёнка путём наблюдений бесед экспертных оценок тестирования скриннинг-тестов)

ФГОС( целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в том числе в виде педагогической диагностики. Освоение программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. В организации может проводится оценка развития детей его динамики совместно с педагогом-психологом и с согласия родителей.

Родители (педагоги, исполняющие роль родителей):

-Какая роль отводится родителям в ФГОС ДО?

ФГОС( педагог):

- Каково участие родителей?Родители вправе выбирать любую форму получения образования. Это и частные сады, семейные, при этом они вправе «на любом этапе обучения продолжить образование в образовательной организации» Статья 44 «Закон Об образовании в РФ», «родители обязаны обеспечить получение детьми общего образования».Родители будут вовлечены в образовательную деятельность, посредством создания совместных образовательных проектов, поддержки образовательных инициатив семьи, будут более информированы относительно целей дошкольного образования, ФГОС гарантирует обязательное получение дошкольного образования всем детям.Стандарт ставить цель повысить ответственность дошкольных организаций и педагогов перед родителями за реализацию образовательной программы.

Педагог:

- Спасибо, Вы очень доступно и  интересно представились! Но у меня есть еще заключительный вопрос: Как мы начнем работать с введением  ФГОС ДОсо стороны нормативного аспекта?

ФГОС (роль исполняет педагог):

Итак, с введением Стандарта дошкольные организации должны будут разработать свою образовательную Программу, основываясь на примерные образовательные программы дошкольного образования. . Хочу обратить ваше внимание на то, что на сегодняшний день Министерство образования и науки проводит экспертизу этих программ на соответствие Стандарту. Далее будет выпущен реестр примерных образовательных программ рекомендованных министерством.

-ООП ДОО (основная образовательная программа дошкольной организации) разрабатывается с учетом Примерной ООП, а не на ее основе.

- На основе ООП ДОО разрабатываются рабочие программы педагогов.

Примерная программа – учебно-методический документ, финансируемый государством. Разработчики ФГОС ДО выступают против единой программы- должна быть возможность выбора.

Авторы Примерных ООП должны разработать и представить:

1) Варианты сетки занятий;

2) Парциальные программы;

3) Формы планирования;

4) Режим дня, жизнедеятельности;

5) Методическое обеспечение;

6) Учебный план;

7) Мониторинг.

Критерии Готовности  ДОО к введению ФГОС ДО

1) Разработана и утверждена ООП ДОО;

2) Нормативно-правовая база приведена в соответствие с ФГОС ДО;

3) Должностные инструкции разработаны в соответствии с ФГОС ДО;

4) Определен перечень парциальных программ;

5) Разработаны локальные акты;

6) Определена модель взаимодействия ДОО с социальными партнерами;

7) План методической работы к введению ФГОС ДО;

8) Осуществлено повышение квалификации педагогов;

9) Обеспечение кадровых, финансовых условий.

Ведущий:

- На этом можно было бы закончить, но у ФГОС ДО есть вопросы к коллективу.

ФГОС (педагог):

Упражнение «Саботажник»

- В связи с необходимостью перестраивать свою деятельность, принимать новый стандарт у каждого из вас, конечно же, появляется много вопросов и нежеланий принимать новшества ,т.ерождается внутреннее убеждение, которое отговаривает вас от принятия этих новшеств. Внутренний «Саботажник»говорит вам: «Зачем стараться, зачем перестраиваться, развиваться, приниматься за дело?» Он способен убить интерес к любой деятельности. Чтобы этого не случилось предлагаю вам  упражнение «Саботажник».  Разделимся на группы (Руководители, педагоги, дети) – нужно уговорить своего бунтаря, Создать ситуацию успеха  и найти плюсы в том  «Что даст нам стандарт?» (Идёт обсуждение в группах. Далее, предлагается публично обсудить результат. )

ФГОС (педагог):

-В заключении, хотелось бы предложить вам в помощь Дорожную карту «Введение ФГОС в ДОУ» в которой отражены ключевые моменты стандарта.(Приложение 4)

Ведущий:

- По сути дела, принятие стандарта приведет к еще более резкому росту социального статуса детства. А это значит, что возрастет социальный статус, прежде всего, самих детей, их семей, дошкольных учреждений, а также воспитателей — и по уровню профессиональной компетентности, и по финансовому уровню. Детство нашей стране обойдется недешево — государственная политика в части финансирования детства также найдет свое отражение в стандарте

Уважаемые коллеги, вы прослушали серию семинаров посвящённых введению и реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, очень надеемся, что они повысили вашу информационную компетентность в данном вопросе. А сейчас мы предлагаем вам ответить на вопросы анкеты для того, чтобы выявить основные проблемы, испытываемые педагогами ДОУ в ходе введения ФГОС ДО, и наметить дальнейшее методическое сопровождение.

ПРИЛОЖНИЕ

Приложение 1.docx (18.62 КБ)

Прилодение 2 https://yadi.sk/i/Id1wQ55obEN7m  ссылка на размещение  видеоролика.

Приложение 3.pptx (1.25 МБ)

Приложение 4.docx (38.54 КБ)

Приложение 5.docx (18.93 КБ)

ИСТОЧНИКИ

  1. http://tc-sfera.ru/sites/default/files/fgos_do_21.11.2013.pdf
  2. http://www.pandia.ru/text/78/658/20441.php
  3. http://www.youtube.com/watch?v=X6LeJ9WVX8I

 

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Комментарии 4
Мадина Джаубермезова 11.04.2015 23:45 #
Спасибо большое за очень интересную интерпретацию знакомства с ФГОС ДО! Надеюсь не только мне помог этот семинар
Наталия 16.06.2015 14:21 #
Эльнара Талятовна, СПАСИБО!!! Чувствуется высокий уровень. Я начинающий руководитель РМО, для меня это находка! Процветания Вам и благополучия.
Светлана, Волгоград 05.09.2015 21:26 #
Спасибо, нужный семинар, мне как начинающему методисту он очень помог
Надежда 15.12.2015 00:02 #
Спасибо огромное, попробую провести в своем ДОУ
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 41168
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.
  • Мы принимаем Яндекс.Деньги