Семинар-практикум по теме "Художественно-эстетическое развитие"

  чт., 26.12.2013

Автор:

Косуха Светлана Анатольевна,

методист МАДОУ ЦРР

Детский сад №5 "Рябинка"

г.Салехарда

Цель: развитие фантазии, воображения, творческого мышления педагогов при работе с детьми по направлению «художественно-эстетическое развитие».

Задачи:

  1. Систематизировать знания педагогов по данному направлению.
  2. Развить практические умения по художественной деятельности.
  3. Создавать условия для взаимодействия педагогов стажистов с молодыми специалистами и педагогами ПДО.

План проведения:

  1. Заслушивание справки по итогам тематической проверки по теме: «Художественно-эстетическое развитие».
  2. Проведение воспитателями мастер-класса по ознакомлению педагогов с методикой преподавания оригами.
  3. Сообщение воспитателя на тему: «Знакомство детей с народно-прикладным искусством».
  4. Презентационный материал воспитателя на тему: «Архитектурная школа папы Карло».
  5. Деловая игра «Художественная тропа знаний».
  6. Рефлексия.

Методическое обеспечение: выставка методической литературы по художественной деятельности; выставка рисунков, поделок детей; представление разнообразных предметов народно-прикладного искусства.

Содержание семинара-практикума:

1. В ходе проведения проверки было установлено, что реализация программы по художественно-эстетическому развитию в полной мере обеспечивает освоение воспитанниками обязательного минимума содержания по данной образовательной области, что подтверждают результаты педагогической диагностики на начало года.

При организации продуктивной деятельности детей в детском саду воспитатели в полной мере обеспечивают выполнение задач по художественно-эстетическому развитию, что способствует всестороннему развитию детей, формирования таких качеств личности, как пытливость, инициативность, умственная активность и самостоятельность, лежащие в основе детского изобразительного творчества.

Работа по изобразительной деятельности в МАДОУ осуществляется в различных формах организации детей: непосредственно образовательная деятельность, подгрупповые занятия, индивидуальная работа, самостоятельная художественная деятельность, организация выставок детских работ, посещение выставок и музеев города, участие в конкурсах детского рисунка. В МАДОУ организована деятельность кружковой работы в рамках реализации программы дополнительного образования «Город мастеров».

2. Воспитатели подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ОНР (Уманжинова Л.И., Уфимцева Г.В.) подготовили мастер-класс по теме: «Веселый мир оригами», где осветили значимость данных занятий. Оригами позволяет привлечь детей с разными способностями и интересами, побуждает к поиску ответов на возникающие в процессе работы вопросы, дает  возможность ощутить себя творцами-первооткрывателями, формирует у детей интерес к конструированию из бумаги, углубляет знания детей, способствует общему развитию, расширяет кругозор, а также  прививает интерес к практической деятельности, развивает мелкую моторику рук, глазомер, художественный вкус, мышление, память, внимание, что играет определяющую роль в общем развитии ребенка. Также они предложили несколько технических приемов, провели практическую часть с педагогами по составлению лебедя из бумажных уголков. 

    

3. Воспитатель  подготовительной группы (Шардакова Н.К.) подготовила сообщение на тему: «Знакомство детей с народно-прикладным искусством», как одним из средств эстетического воспитания, помогающего формировать художественный вкус, учащее видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве, активно воздействующее на духовное развитие человека. Представила некоторые работы детей по народным промыслам: декоративная посуда и роспись Гжель; Филимоновская, Каргопольская, Дымковская игрушка;  роспись по дереву – Городецкая, Хохломская, Мезенская. Словесно описала основные элементы росписи.

4. Воспитатель старшей группы (Васильева Н.В.) подготовила презентацию по теме: «Архитектурная школа папы Карло», где озвучила значимость занятий по конструированию. Занимаясь конструированием, дети овладевают определенными ЗУНами, осознают свои способности, у детей формируются общетрудовые умения, способы самоконтроля, овладевают действиями построения сюжетных композиций. Провела с педагогами образцовое занятие по конструированию для детей старшего возраста с использованием схем, блоков, ИКТ. 

 5. Методист (Косуха С.А.) подвела итоги семинара деловой игрой «Художественная тропа знаний».

Ведущий предлагает считать семинар-практикум  своеобразным «пробегом» по тропе знаний в области развития творческих способностей к художественной деятельности, формированию культуры.

Педагоги делятся на две команды. Членам команды дается 1 мин. для  придумывания названия команды, которое должно быть созвучно теме семинара-практикума.

Первая остановка  «Раздумье» (решение педагогических ситуаций).

Первая команда

Занятие рисования.

- Кто нарисует весенний ветер? – спрашивает воспитатель.

К доске выходят двое. На одном рисунке дома и дым уносит ветром вместе с трубой, на другом – ветки деревьев хлещут по облакам…

- Чудесные рисунки, - поощряет воспитатель смельчаков. – Но что еще можно добавить? Какую деталь? Посмотрите в окно.

Затем воспитатель рисует на доске завиток. Его надо продолжить так, чтобы из него получился предмет. У одного получилась машина, у другого – крокодил, у третьего – человечек, у четвертого собака и т.д.

В группе хохот, но каждому хочется добавить сове.

- Вот видите, как много выражает одна только линия. И как по-разному видит мир каждый из вас.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми.

Вторая  команда

Воспитательница организовала прогулку в пар. Она выбрала самое живописное место и предупредила, чтобы каждый взял с собой рамку для картины.

Когда все поднялись на горку, воспитательница сказала:

- Мы сегодня с вами будем выбирать картины с изображением зимнего пейзажа. Кто из вас выберет самую красивую и сможет всем доказать красоту этой картины, получит приз – книгу о русской живописи.

- А где эти картины? – спросил кто-то из воспитанников.

- Они вокруг нас. Возьмите свою рамку, наводите ее на различные части живого пейзажа и смотрите, что за картина оказалась у вас в рамке. Когда подберете самую красивую, пригласите всех посмотреть.

Всеми была признана лучшей картина Гены. Ему удалось выбрать вид, напоминающий дорогу в ущелье.

Радостные и возбужденные возникшим интересом к живописи, ребята выразили желание написать красками увиденные пейзажи.

Вопросы и задания:

  1. Каков стиль деятельности и поведения воспитателя?
  2. Оцените, обосновав, каждый прием взаимодействия педагога с детьми
  3. В чем ценность выхода педагога за пределы традиционной формы организации обучения?

Вторая остановка  «Угадай-ка»

Решение кроссворда по теме «Народно-прикладное искусство в работе с детьми».

Заполнив горизонтальные строки кроссворда, в выделенных клетках вы сможете прочитать название русского праздника – торга (ярмарки) – (свистунья), на котором все его посетители (от мала до велика), считали своим долгом посвистеть в глиняную свистульку или берестяную дудку.

1. Гжель нравится всем своим цветом. Какой он? (синий)

2. Основной материал, из которого изготавливают изделия в селе Полховский Майдан. (дерево)

3. Материал, из которого изготавливают дымковскую игрушку. (глина)

4. Название промысла, для которого характерно изготовление подносов. (жостово)

5. Благодаря этому цвету хохлому часто называют так. (золотой)

6. Обобщающее слово, которым можно назвать изделия мастеров Дымково, Филимоново, Каргополья. (игрушка)

7. Назвать профессию мастеров, чьими руками изготовлялись глиняные расписные игрушки в одном из главных культурных центров русского Севера – в Каргополье. (гончар)

8. Поскольку изделия малой декоративной пластики (изделия дымковских, каргопольских,  филимоновских мастеров) являются объемными, то  к какому виду пространственных искусств их можно отнести? (скульптура)

9. Предмет домашней утвари, которым особенно прославились городецкие мастера. (прялка)

 

1

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 Четвертая остановка   «Умелец»

На лист бумаги приклеена половина открытки или картинки. Вам дается 5 мин., чтобы завершить шедевр. С помощью полученных картинок, создайте общий коллаж.

Рефлексия

Список литературы:

  1. Аралова М.А. Формирование коллектива ДОУ: Психологическое сопровождение. – М.: ТЦ Сфера, 2006
  2. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2008
  3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010
  4. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2006
  5. Шешукова О.Е. Образовательная программа дополнительного образования детей в дошкольных образовательных учреждениях «Город мастеров», 2007
  6. http://dou-elochka.ru

 

Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002320

Штрих код (№ квитанции) 62502669050490  Дата отправки 27 декабря 2013 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Комментарии 4
Светлана 16.10.2015 01:53 #
Спасибо! Использую ваш опыт в своей работе
Светлана 19.05.2016 02:06 #
Много полезной информации, спасибо!
Евгения 28.06.2016 00:09 #
Молодцы, творчески работаете. Успехов Вам!!!
Катерина 09.03.2017 19:23 #
Молодцы, очень интересный материал! Продолжать работать творчески с огоньком!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 22376
 
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги