Педагогический совет «Посеем в детских душах доброту!»

  вс., 02.12.2012

 

Авторы:

Светлана Викторовна Солопьева,

заведующий МБДОУ

Мария Николаевна Давиденко,

заместитель заведующего по УВР

МБДОУ №29 «Журавушка» Город Сургут

Ход педагогического совета:

1. Вступительное слово «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности дошкольника»:

Программа развития образования в России ставит перед собой задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению.

Детство – время развития всех сил человека; как духовных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. В дошкольном периоде идет активное накопление нравственного опыта, и обращение к духовной жизни в этом возрасте начинается с нравственного самоопределения и становления самосознания.

Конечно, начинать работу по духовно-нравственному воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый ребенок в д/саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному д/саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное нравственное чувство.

Система нравственного воспитания включает в себя:

Во-первых, понимать и учитывать в работе все источники нравственного опыта воспитанников. Такими источниками являются: деятельность (учебная, общественно полезная), отношения между детьми в коллективе, отношения воспитанников с педагогами и родителями, эстетика быта, мир природы, искусства.

Во-вторых, правильное соотношение форм деятельности и просвещения на разных возрастных этапах.

В-третьих, включение нравственных критериев в оценку всех без исключения видов деятельности и проявлений личности детей.

Все дело в том, что воспитание - это всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его самоопределение. Не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям, из которых складывается его жизненный путь.

Поэтому для результата ребенку важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное практическое освоение культурных норм и образцов общения и поведения.

Как помочь детям стать чуткими, щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жестокости, черствости, злобе?

Об этом пойдет сегодня наш разговор на педсовете, тема которого: "Посеять в детских душах доброту".

2. «Педагог - зеркало детских душ»

Есть ли пути, ведущие к воспитанию добрых детей? Эти мысли вол­новали педагогов всех времен. Вспомним В. А. Сухомлинского, который долго и мучительно искал корни зла, жестокости и поиски увенчались такими выводами: "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым че­ловеком, человеком его надо сделать".

      Зависит ли что от педагогов в воспитании добрых чувств ребенка?

"Да"! - говорит ученый и педагог-новатор Ш. А. Амонашвили, он видит только один путь гуманного подхода к детям. Это ему принадлежат замечательные слова: "Учитель! Будь солнцем, излучающим человеческое тепло!». Пожалуй, самое сильное влияние на нравственное развитие дошкольников в процессе воспитания оказывает личность педагога.

Нравственный облик педагога раскрывается детям в системе его отношений:

-  к своей работе,

- к воспитанникам

- другим людям,

- к самому себе.

Эти отношения являются для ребенка убедительным комментарием к тем нравственным идеям, которые утверждаются в процессе обучения. Примеры увлечённого, ответственного отношения к своему делу, принципиальности, чуткости и заботы в отношениях с коллегами и воспитанниками укрепляют в детках веру в торжество морали. И, напротив, если дети были свидетелями равнодушного или бестактного отношения педагога к кому-то, нравственному развитию дошкольников наносится существенный урон.

Действенность нравственного воспитания определяется личным примером самого воспитателя. Духовная близость и уважение к педагогу, побуждающие ему подражать, формируются из многих слагаемых и, в частности, зависят:

-  от степени его компетентности,

- профессионализма,

- характера повседневных взаимоотношений с детьми.

Особенно важно не допускать, чтобы слова, даже искренние, страстные, расходились с его делами, поступками. Если педагог провозглашает одни нормы жизни, а сам придерживается других, то он не вправе рассчитывать на действенность своих слов.

 Сегодня мы даем возможность познакомиться с принципа­ми педагогической деятельности, которые выделил Ш. А. Амонашвили, как ос­новные в гуманном подходе к детям.

       Первый - любить ребенка, т.к. без этого невозможно воспитать гу­манную душу человека и только любовь облегчает воспитание. Она, един­ственная добрая сила, стимулирует его взросление, доброе отношение к окружающим. Педагогика любви не терпит грубости, давления, ущемления досто­инства, все это составляет темную силу педагогики, отравляет жизнь ре­бенка, вносит в нее разочарование и злобу.

Второй - очеловечить среду, в которой живет ребенок, т.е. обеспе­чить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность. В такой обстановке он теряется, легко может прийти к озлобленному душевному состоянию. Тогда он начинает делать зло другим, тогда он с легкостью найдет приют в "тихом омуте".

3. Практическое задание: Фото 1.и фото 2(располагаются рядом)

 

Откройте и прочитайте первую памятку.

ü            Какие советы, по вашему мнению, самые главные, помогают в воспита­нии добрых чувств?

ü           Напротив того совета, который был уже использован на практике и дал положительные результаты, поставьте знак "+". Напротив того со­вета, который не доводилось использовать на практике "-". Над советом, который вызван удивление "!".

1. Стоит лишь верить в человека больше, чем это обыкновенно бы­вает, чтобы вызвать наружу все лучшие стороны его характера. (Смайдо.)

2.Если что можно доказать делом, на это незачем тратить слова. (Эзоп.)

3.Руководить нравственным воспитанием - это создавать тот не­уловимый с первого взгляда моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце. (В.А. Сухомлинский.)

4. Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях. (Л.Н. Толстой)

5.Не спеши карать, спеши миловать. (Пословица.)

6.Воспитание чистых и благородных чувств в сердцах детей нужнее и дороже, нежели обогащение разными знаниями. (Я. Корчак.)

7.Воспитывать - значит творить, то есть сжимать собственное сердце и всякий раз искать, думать, сравнивать, переживать, вол­новаться. (Е. Н. Ильин.)

8. Против всего можно устоять, но не против доброты. (Ж. Ж. Руссо.)

9.Все воспитание - в примере нашей жизни, которой всегда подра­жает ребенок. (Л. Н. Толстой.)

10.Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его (Л. Н. Толстой.)

11.Трудно привести к добру нравоучениями - легко примером. (Се­нека.)

Вопрос: - Нужно ли специально создавать ситуацию, чтобы побуждать у детей чувства добра?

- Например, как вы смотрите на эту ситуацию:

"Ребята, - вдруг сказала воспитательница, - Вова потерял рукавичку.

Что теперь делать? У него же руки замерзнут. Пусть каждый по очереди даст ему свою рукавичку погреться. Кто первый?" Дружно потянулись ручонки. Всю дорогу Вова грелся теплом чужих варежек, не подозревая, что свою вовсе не потерял: она лежала в кармане воспитательницы. Вова, наконец, увидел, как добры и чутки его друзья, для которых он нередко жалел игрушку.

- Были ли подобные случаи в вашей практике? Какие?

В заключении:

Хочется крикнуть людям:                                

Будьте щедрей на ласку,

Путь человека труден     

 Мало похож на сказку.

 В жизни без ласки – знайте,

Слезы, дожди, озноба.

Детям и взрослым – знайте,

Ласка нужна – не злоба.

Корень теряет краски,

Если напиться нечем.

Как человек без ласки

Он опускает плечи.

Как скопидом монеты       

Ласку не прячьте, люди.

Пусть она добрым светом

Вечно светить вам будет

  1. 4.                   «Отношение к детям – главный показатель компетентности педагога».

В годы детства каждый человек требует добра, участия, ласки. Если ничего этого нет, если человек вырастает в обстановке равнодушия и бес­сердечности - юное сердце становится равнодушным, в нем нет чуткости к добру и красоте.

- Ваше мнение по этому вопросу: пожалуйста  (называть по фамилии педагогов)

- Вам нравится, когда вас называют по фамилии? Хотели бы Вы, чтобы вас называли по фамилии?

- А как вы думаете, какое чувство испытывает в такой ситуации ребенок?

    Трудно поверить, но обращение к детям по фамилии переводит детей в официальную тональность общения, лишает их личностной ласки и со­чувствия. В итоге наши дети не получают своей порции "поглаживания", а это в дошкольном возрасте просто опасно. А как разнообразны обращения к детям.

Задание: "Как можно обращаться к детям, различать их,  если у вас в группе 5 Вероник или как выходите из ситуации, если в группе несколько детей с одинаковыми именами".

5. «Художественное слово в воспитании нравственных чувств у детей»

Наверно, недаром в народе говорят: "Слово лечит, слово ранит". Лечить словом - это значит вовремя найти нужные слова, утешить, под­бодрить словом в трудную минуту ребенка. Как это сделать? Что сказать?

Можно ли затронуть тонкие струны маленьких сердец чтением про­изведений, стихов?

Вопросы:

1. Какие стихи вы разучиваете с детьми? Назовите произведения на примере, которых можно воспитывать различные нравственные чувства.

2.Какие приемы помогают донести их содержание?

3.Как предостеречь детское сердце от злобы и жестокости?

6. Практическое задание «Как предотвратить, преодолеть озлобленность у детей?»:

Обратите внимание на памятку 2.

Посеять в детских душах доброту, это значит:

                 Ласково и только по имени называть детей.

                 Создать в группе живой уголок и добиться, чтобы дети заботи­лись об его обитателях.

                 Учить с детьми стихи о доброте.

                 Не обсуждать поступки при посторонних, чтобы не вызвать этим негативных чувств у других детей.

                 Не унижать ребенка.

                 После замечания прикоснуться к ребенку и дать понять, что вы ему сочувствуете.

                 Радоваться проявлению внимания и чуткости детей.

                 Использовать пословицы о доброте.

                 Читать стихи, сказки, рассказы на данную тему.

                 Рассказывать родителям о добрых поступках детей.

                 Создавать ситуации, зовущие к добру и состраданию.

                 Оказывать внимание заболевшим детям, привлекая к этому детей, посещать их.

                 Заботиться о младших (делать подарки, игрушки, расчищать участок, помогать одеваться и т.д.)

                  Составлять с детьми сказки о доброте.

                 Проводить экскурсии в лес.

                 Обсуждать с детьми ситуации положительного характера, напри­мер: "Как нас выручил Миша", "За что я люблю свою подругу", "Наши добрые дела".

Выскажите свое мнение:

ü                 Согласны ли вы с ее содержанием? Свое мнение постарайтесь обосновать примерами из практики.

ü                 С каким из пунктов вы не согласны?

 7. Работа с карточками. Задание: отметьте на карточке меры воздействия педагога на предложенную ситуацию: "Если ребенок обидел товарища ... "

- кружками,  те действия, которые вы использовали;

- подчеркните действия, которые не использовали, но вам понравились, вызвали интерес;-

- зачеркните те действия, которые вы отрицаете.

                 Не обращать внимания.

                 Предложить дать сдачи.

                 Пригрозить: "Мы сейчас с тобой также поступим".

                 Лишить игрушек.

                 Объявить бойкот.

                 Отправить в тихий угол поостыть.

                 Осудить поступок в коллективе детей.

                 Долго объяснять поступок ребенку.

                 Добиваться извинений.

                 Сказать, например: "Что это с тобой случилось? Ты никогда ни­кого не обижал. Может, тебя злодей сегодня околдовал? Мы тебе помо­жем снова стать добрым!"

                 Заплакать вместе с обиженным.

                 Прибегнуть к помощи волшебной палочки, ключика. Прикос­нуться к плечу обидчика с волшебными словами.

                 Рассказать все пришедшим в группу взрослым, какой поступок совершил этот ребенок.

                 Отвести к заведующей.

                 Прочитать четверостишие. Какое?

                 Отправить к груше: "Грущу бить можно, а детей нет".

                  Отправить к "сердитому" зеркалу.

                 Отправить обоих в уголок примирения.

                 Выслушать объяснения обоих обидчиков.

                 Предложить родителям принять меры.

                 Посоветоваться с родителями, в чем они видят причину проступка?

8.  « Ябеда – беда для группы»

     Как часто в течение дня мы слышим от детей жалобы на других. Ябе­да есть в каждой группе. Сколько их, много или мало, наверное, зависит от нашего к ним отношения. Иногда бывают случаи, что дети жалуются на сверстника до тех пор, пока их "провинившийся" товарищ не получит замечания от взрослого или не будет наказан. Ребята хорошо знают, что наказание - это горько, неприятно, стыдно. Они сами это пережили, и, казалось бы, должны своего товарища пожалеть. А вот не жалеют. Поче­му? Их не научили сочувствию. Но их ведь не учили и злорадству. Да, конечно, специально не учили. Но не замечали, не останавливали, не разъ­ясняли неблагородный поступок ребенка.

    «Мальчик, выполняя поручение воспитателя, подклеивал порванную книгу и нечаянно пролил клей. Наблюдавшие за его работой дети весело запрыга­ли и закричали: "А мы скажем, а мы скажем ... " и побежали к воспитателю жаловаться. Никто из них не помог расстроившемуся мальчику».

   - Как вы поступаете в таких случаях?

- Что вам больше всего помогает в борьбе с ябедничеством?

- Учили ли вы известные стихи поэтов.

Пусть стихотворение "Ябеда" В. Кодряна поможет вам в борьбе с ябедами.

А он упал и прямо в грязь,

Она чуть-чуть не подралась.

Володя ваш почти не ел.

Ваш Юpa очень тихо пел.

Про всех все знает, все расскажет.

О чем не спрашивают даже.

И за такой-то честный труд

Девчонку "ябедой" зовут.

       Попробуйте каждый раз на жалобу читать стихотворение. Какие еще стихи Вы знаете?

После нашего большого разговора о том, как помочь детям преодолеть такие порочные качества, как озлобленность, злорадство, жестокость, при­шло время слову-эстафете. Это значит, вам необходимо продолжить пред­ложение, высказать свою основную мысль.

"Я, как педагог, могу помочь преодолеть детям злорадство, жесто­кость, озлобленность, если ... (передается эстафетная папочка по кругу и воспитатели продолжают фразу)».

Прочитать стихотворение Е. Евтушенко:

Сколько прелести есть в человеческих лицах.

Все смотрел бы на них и смотрел без конца,

Но в глухих городишках и громких столицах

Вдруг на улице встретишь лицо подлеца.

И брезгливость, и ужас, почти не скрывая,

Отшатнешься, стараясь с дороги свернуть,

Но навеки запомнишь ухмылку кривую

И глаза, разбегающиеся, как ртуть.

Берегите лицо человеческое, несите

Сквозь года, и глаза молодые, и рты,

Словно с озера, с глади лица не спугните

Выражение детскости и чистоты.

  1. 9.Острое блюдо

       Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты? В этом поможет ваше участие в традиционной рубрике "острое блюдо".

Вопросы острого блюда

1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?

2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.

Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?

3. "Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хо­роший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?

4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?

5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не заме­чает. Ваши слова и действия.

И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспи­тание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, при­косновения, взгляда.

Вот еще один случай: В детском саду проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал, и только Алеша выделялся среди них неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была мятой и запачканной. После утренника воспитатель сказал ребятам: "Дети, вы хорошо сегодня пели и танцевали, молодцы! А вот Алеша нас всех подвел, пришел на праздник неаккурат­ным!" Дети обступили Алешу, стали говорить ему обидные слова. Юра дернул за рубашку, подарок выпал из рук и рассыпался. Алеша заплакал. Только после этого воспитатель сказала: "не трогайте его!"

Не обсуждая эту ситуацию, мы предлагаем минуту самоанализа, раз­мышления. Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошен­ные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поста­вили себя на его место, поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: "в туалет? - нельзя, надо спать"; "пить? - нет воды"; тем, кто не спит - "буду зашивать глаза", а если описался - "как не стыд­но, такой большой", или предательское молчание в присутствии разбуше­вавшейся няни, громко ругающей ни за что, ни перед кем не провинивше­гося ребенка. Почему дети равнодушны? - часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудить­ся теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не по­могут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, при­нять ее, разделить.

       В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):

    - Предлагаем волшебный напиток, который  поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших де­тей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, по­ощрять.

Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете на­зывать детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много доб­рых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!                 

В. Боков.

Решение педсовета

Литература:

  1. Козлова С. А., Ледовских Н. К.,  Нравственное и трудовое воспитание дошкольников
  2. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель.
  3. Григорович Л.А. Педагогика и психология.
  4. Подласый И.П. Педагогика.

«Свидетельство о публикации»  Серия А №  0000830    6 декабря 2012 г   № 62502655103636 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Комментарии 7
надежда 06.04.2015 12:55 #
очень интересный познавательный материал
вера 05.06.2015 15:51 #
замечательный материал! Обязательно возьму в практику.
Татьяна Владимировна 01.07.2015 02:33 #
Очень нужный и актуальный материал. Беру в работу. Огромное спасибо!
Светлана 01.09.2015 05:33 #
Грамотно, компетентно, здорово! Спасибо !
Ирина 10.03.2016 13:11 #
Благодарю за полезный материал.
Ирина Владимировна 30.05.2016 21:47 #
Интересно и грамотно составленный педсовет. Стихи трогают до глубины души. Спасибо! Успехов в работе!!!
Светлана 29.11.2016 17:51 #
Спасибо за замечальный, актуальный, практичный материал. Вы большие умницы!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 19990
 
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги