Семинар-практикум для педагогов «Основы развития детской инициативы и самостоятельности дошкольников»

  сб., 11.02.2023

Автор:

Чуракова Оксана Петровна

воспитатель

МАУДО "Детский сад №7" города Ялуторовска

Цель: повышение профессионализма педагогов по вопросам формирования и развития детской инициативы и самостоятельности, через игры и проблемные ситуации.

Задачи:

1.Раскрыть содержание терминов «мотивация», «инициатива», «детская инициатива» и «самостоятельность»;

2.Повышение методического и практического уровня педагогов по организации поддержки детской инициативы и самостоятельности у дошкольников.

Участники: Педагоги.

Оборудование:

4 стола, стулья по количеству участников, ноутбук и экран, клубок ниток, кукла, ручки для участников, чистые листы, напечатанные таблички с типами мотивации, педагогические ситуации, напечатанные на карточках, игровое оборудование (пластилин, цветная бумага, клей, ножницы, камушки, весы, лупы, пипетки для рисования, цветные карандаши, альбомные листы, картосхемы, игрушка зайца, шишки, буквы).

Педагогам, заходя в музыкальный зал, предлагается выбрать из корзинки зайчика-оригами любого цвета и занять места за столом согласно цвету зайчиков.

Вступление

Здравствуйте, коллеги. Чтобы начать наш практикум, я предлагаю: «Вы сядьте вот сюда! Вы – займите этот стульчик! Вам будет лучше здесь! А Вы – прекрасно смотритесь здесь! Так!  А вас много вам нужно пересесть вот сюда!  Да, так будет правильно!».

Коллеги, сегодня мы с вами должны решить несколько заданий. Я попрошу Вас меня не перебивать, лишних вопросов не задавать, и тогда мы все сделаем быстро и правильно.

(Пауза)

Уважаемые коллеги, я намеренно сделала паузу для того, чтобы у вас было немного времени оценить ситуацию и ответить на мой вопрос: «Как вам начало такого взаимодействия для продуктивного сотрудничества? Вам было комфортно, когда вами руководили?»  Если я допустила ошибку, как вы считаете, в чем она заключается?»

(Ответы педагогов)

Я благодарю вас за ответы и соглашусь с вами, что, несмотря на то, в общем-то, негрубое обращение, и, поставив благородную цель – организовать совместную деятельность для решения поставленных задач, я, в итоге, не создала благоприятные условия, в которых бы вы, уважаемые коллеги, получили возможность «чего»? 

(Ответы педагогов)

Правильно - возможности самостоятельного свободного выбора действий и проявления инициативы. Я лишила вас возможности выбора действий, приняв за вас решение. Простите меня, уважаемые коллеги, что я лишила вас этого права. Теперь вы можете разделиться на группы как вам самим комфортно.

(Даётся немного времени)

Представьте, как чувствует себя ребёнок, если его действия сильно ограничены, он должен постоянно следовать указанием взрослого.

В дошкольном образовательном учреждении ребёнок чаще всего   является объектом воспитательных воздействий взрослых, не всегда имея возможности полноценно реализовывать свои интересы, потребности, инициативу. Поступая так, взрослые уже не замечая того подавляют инициативу ребёнка. Что же такое инициатива? (обращается внимание на слайд).

Инициатива (советский энциклопедический словарь) – почин, первый шаг в каком-либо деле; внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивости; руководящая роль в каких-либо действиях. А что такое «детская инициатива»?

(Ответы педагогов)

Детская инициатива - это самостоятельное внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.

Все педагоги, а также родители воспитанников хотят видеть своих детей уверенными, успешно справляющимися с жизненными трудностями. А каков же в вашем воображении инициативный ребёнок, какие качества ему присущи? Чтобы получить ответ на вопрос, приглашаю в круг всех желающих.

Игровое упражнение «Ковёр желаний»

 В руке у меня чудесный клубок, мы будем его передавать участнику напротив, зажимая свободный конец нити. Передавая клубок, вам необходимо назвать качества, самостоятельного инициативного дошкольника.

Пример: стремится к организации игр, проявляет познавательную активность, стремится к самореализации, любознательный, пытливый, творческий подход к деятельности, произвольное поведение, развитая эмоционально-волевая сфера, мобильность, инициатива в разных видах деятельности, предложить интересные дела другим, умеет ставить перед собой задачи и решать их и т.д.

 Пожалуйста, опустите сплетение ниток на пол (берем куклу). Эта кукла олицетворяет тех, на кого направлена наша деятельность - наших воспитанников. Вот видите, как много качеств мы хотим видеть в них.  Это наш ковёр желаний, направленных на воспитание, развитие наших детей, и наш получившийся узор – это целенаправленная работа всех участников образовательного процесса: и воспитателей, и специалистов, и родителей. Всем спасибо, присаживайтесь на свои места.

Но, не все дети могут проявлять инициативу, быть самостоятельными. И наша с вами задача, уважаемые коллеги, помочь таким детям.  Зачастую дети бывают пассивными, безучастными, не могут самостоятельно организовать игру, договориться со сверстниками, часто ссорятся. Помочь таким детям мы можем, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью. А каким словом называют побуждение к деятельности, коллеги, как вы думаете? (ответы педагогов) Все верно вы сказали, правильно, это мотив или мотивация.

Практическая часть. Типы мотивации

Наша с вами задача вызвать интерес, желание заниматься какой-либо деятельностью. Именно желание, то есть мотивация, лежит в основе всякой инициативы.

Уважаемые коллеги, представителю группы предлагается выбрать карточку у меня на столе понравившегося цвета. Для начала ознакомьтесь с типом мотивации.   Ваша задача - придумать проблемную ситуации, игровое задание, мотивируя детей к действию и проиграть с нами. Вам в помощь – игровое оборудование на столе.

Первый тип мотивации – игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Пример: «Ребята, я хочу рассадить наших кукол в кафе. Но я одна, а кукол много. Я, наверно не успеваю. Вы хотите мне помочь?». После согласия дети выполняют поручения.

Третий тип мотивации – «Создание предметов своими руками» - основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких.

Четвёртый тип мотивации «Предметно-действенный». Это письма, волшебная корзина, коробочки, волшебная шкатулка, схемы- можно использовать для организации самостоятельной игровой деятельности.

В подгруппах идёт обсуждение. Затем каждая подгруппа представляет, что в результате группового обсуждения у них получилось и представляют свои педагогические идеи.

Упражнение «Педагогические ситуации»

Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками, что бывает чаще всего.  Развитие – это всегда что-то новое, а новое всегда сопровождается и ошибками в том числе. Особенно у маленьких детей не проходит и дня без приключений и новых открытий.

Задание педагогам: «Предлагаю вам, уважаемые педагоги выбрать на столе карточку любого цвета с педагогической ситуацией и самостоятельно придумать продолжение условно возникшей ситуации, когда педагог вселяет уверенность ребёнка в своих силах и когда лишает мужества и права на ошибку».

Примеры педагогических ситуаций:

- Кристина 3года. Самостоятельно взяла музыкальный треугольник и пытается на нём играть.

-  Коля П. (5,5 лет) пытается построить красивый замок из настольного конструктора, но из-за несформированности конструктивных умений несколько раз терпит неудачу. Это вызывает насмешки нескольких мальчиков, которые рядом строят многоэтажный торговый центр.

- Дети вместе с педагогом играют в подвижную игру. Когда роль ведущего выпадает на Дашу, девочка отказывается войти в круг и продолжить водить. Садится на место и грустит.

- Влад 4 года, собираясь на прогулку, торопясь, надевает колготки задом наперёд; запутался в шарфе, пытается выскочить первым на улицу.

Педагогам даётся время для подготовки. Выступления педагогов.

Итог

 Проиграв педагогические ситуации, мы увидели, какова важность слов педагога! Это и поддержка начинаний ребёнка в какой-либо деятельности, либо непринятие ошибок или мелких неудач ребёнка. Ведь педагогу несложно сказать: «Я тебе доверяю», «Ты сможешь это», «Я рада за тебя». К сожалению, мы часто упускаем эти возможности.

Закончить своё выступление я бы хотела мыслью о том, что детская инициатива и самостоятельность выражается не в том, что ребенок захотел помочь что-либо сделать взрослому. Ребёнок становится значимым тогда, когда он сделал то, что придумал сам.

Рефлексия

Упражнение «Аплодисменты»

Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты всем нам сначала звучат тихо, а затем становятся всё сильнее и сильнее.

Правила: Ведущий (или инициатор начала упражнения) начинает хлопать в ладоши, глядя на одного из участников группы и постепенно подходя к нему. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоём. Третий выбирает четвёртого и т. д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Используемая литература

1. Толстикова О.В., Савельева О.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013. – 199с.

2. Михайлова-Свирская Л.В. Шпаргалки для заведующей от Лидии Свирской. - Санкт-Петербург: Образовательные проекты, 2008. - 25 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010186

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1674
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.