Применение музыкальной терапии в дошкольной образовательной организации

  вс., 30.10.2022

Составитель:

Кривоногова Галина Викторовна

музыкальный руководитель

МАДОУ "Лукоморье"г. Ноябрьск ЯНАО

Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования

Проблема сохранения и восстановления психоэмоциональной сферы детей, так называемого психологического здоровья, занимает особое место среди психологических проблем современности. В последние годы отмечается резкий рост числа детей с разными формами нарушений психоэмоциональной сферы. В дошкольные учреждения приходит всё больше детей с ярко выраженной гиперактивностью, психосоматическими заболеваниями; дети порой бывают замкнутыми, тревожными, застенчивыми, агрессивными.

Психологическое здоровье – состояние душевного благополучия (комфорта), адекватное отношение к окружающему миру, отсутствие болезненных психических явлений (фобий, неврозов).

Психологическое здоровье ребенка — это особый запас прочности психики, устойчивая адаптация к среде, наличие резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций, активное творческое отношение к действительности.

Именно дошкольный возраст является решающим в формировании физического и психического здоровья каждого ребенка. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, который является неповторяемым на протяжении последующей жизни. В период дошкольного детства идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

В детском саду ребёнок проживает треть своей дошкольной жизни. И эту жизнь его организуют сотрудники дошкольной организации. И от того, как она будет организована, зависит в немалой степени состояние здоровья детей. Педагоги создают развивающую среду для детей, организуют их познавательно-продуктивную деятельность, определяют модель образовательной работы.

В настоящее время все большую популярность приобретают интегративные методы работы с детьми дошкольного возраста. Так, одним из перспективных методов, который положительно влияет на восстановление, укрепление и сохранение физического и психического здоровья детей признана музыкальная терапия.

Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений понятия «музыкотерапия». Значительная часть учёных считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

-          контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний;

-          системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;

-          средство оптимизации творческих сил и воспитательно-педагогической работы.

Музыкальную терапию широко применяют во многих странах мира для лечения и профилактики широкого спектра нарушений, включая отклонения в развитии, эмоциональную нестабильность, поведенческие нарушения, сенсорный дефицит, физические и сочетанные нарушения, спинномозговые травмы, психосоматические заболевания, внутренние болезни, психические отклонения, афазию, аутизм.

Воздействие музыки на нашу жизнь всеобъемлюще. Пронизывая насквозь все века и эпохи, всех мужчин и женщин, все расы, религии и национальности, музыка является общепонятным языком, состоящим из универсальных компонентов.

Музыка возвышается над всеми слоями населения независимо от доходов, социальной принадлежности и образования.

Использование великой силы музыки в работе с детьми по укреплению и восстановлению их психического и физического здоровья не только целесообразно, но и необходимо и может принести хорошие результаты.

В дошкольных организациях не используется музыкальная терапия, как отдельный метод. Известно, что ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. А сочетание методов музыкальной терапии с разнообразными игровыми техниками усилит положительное воздействие.

Существуют некоторые общие особенности детской психики, делающие применение игровых методов, в том числе и с использованием музыки и музыкального самовыражения, наиболее подходящими для работы с детьми:

1. Дети во многих случаях затрудняются словесно описать свои переживания. Невербальная экспрессия с использованием разнообразных предметов игровой деятельности, конструктивных и пластических материалов, а также музыкальных инструментов и разнообразных звучащих предметов для них наиболее естественна, что становится особенно значимым при наличии у ребенка определенных речевых нарушений.

2. Дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и действий, чем взрослые. Их переживания проявляются в игровой, изобразительной и музыкальной деятельности непосредственнее, не проходя «цензуру» сознания.

3. Мышление ребенка более образно и конкретно, чем мышление взрослого, поэтому он использует игру, рисование, музицирование и манипуляцию с различными материалами как способ осмысления действительности.

Игра и музыка оказывают друг на друга взаимообогащающее влияние. Воздействие музыкальных образов сделает игру ярче и занимательнее, поможет проявиться детской индивидуальности. Игра в свою очередь будет способствовать полноценному восприятию музыкальных произведений, образный строй которых не имеет еще опоры в прошлом опыте детей. Именно благодаря такой музыке обогащается и расширяется опыт эмоциональных переживаний ребенка. Что бы научиться управлять своими эмоциями, необходимо разобраться в них. И лучше всего научит детей различать эмоции, безусловно – игра.

В качестве примера, предлагается игра «Покажи эмоцию».

Заранее подбирается несколько музыкальных фрагментов, выражающих различные эмоции:

-          радость, воодушевление («Ода к радости» В.Л. Бетховен, «Триумфальный марш» из оперы Джузеппе Верди «Аида», «Праздничая увертюра» Д.Д. Шостакович, «Юмореска» Антонин Дворжак, «Вальс цветов» П.И. Чайковский);

-          грусть («Ноктюрн соль-минор» и «Зимняя сказка» Ф. Шопен, «Свет луны» Клод Дебюсси, «Грёзы» Р. Шуман, «Грустный вальс» Я. Сибелиус);

-          злость, агрессия («Баба Яга» П.И. Чайковский, «Шторм» А. Вивальди);

-          страх («Ночь на лысой горе» М.П. Мусоргский, «Плащ» Д. Пуччини, «Итальянский концерт» И.С. Бах, «Смерть куклы» П.И. Чайковский, «Полёт валькирий» Р. Вагнер).

Далее, слушаем вместе с детьми (ребёнком) фрагмент музыкального произведения и вместе изображаем эмоции: радостно подпрыгиваем, кружимся в танце, изображаем мимикой грусть, печаль, прикрываем лицо ладонями, изображая испуг и т.д. Название музыкальных произведений не озвучиваются!

На этапе знакомства с игрой, взрослый показывает, как изобразить ту или иную эмоцию, если дети (ребёнок) затрудняются. Надо стараться, чтобы движения были максимально эмоциональными и искренними.

По окончании каждой эмоции слушаем что-нибудь успокаивающее и умиротворяющее («Лунная соната» Л. В. Бетховен, «Аве Мария» Ф. Шуберт, «Ноктюрн соль-минор» Р. Шуман, «Утреннее расположение духа» Э. Григ).

Ритмическая игра «Зоопарк»

Эта музыкальная гимнастика улучшает координацию движения и крупную моторику, снимает эмоциональное напряжение.

В качестве музыкального сопровождения используется «Карнавал животных» Сен-Санса. Когда включается музыка, ребёнку нужно движениями, мимикой и звуками изобразить соответствующее животное: бродить медленно и неспешно, как слон; «плыть» по комнате, словно лебедь; рычать, как лев; прыгать, будто кенгуру.

Регулярное использование музыки при проведении режимных моментов приводит к тому, что дети, самостоятельно реагируя на смену мелодии, определяют момент перехода от одного вида деятельности к другому. Например, прием пищи, засыпание, подъем, релаксация и т. д. При этом происходит переключение внимания на приятный для слухового восприятия раздражитель и достигается состояние психологического комфорта.

Наблюдая за гиперактивными детьми с нарушением внимания, можно заметить, что им трудно остановиться, они не могут сконцентрировать свое внимание, настроиться на выполнение какой-либо деятельности. В работе с такими детьми поможет такая игра, как «Пока звучит музыка».

Игра «Пока звучит музыка»

В этой игре музыка помогает соответствующим образом настроить детей для дальнейшей работы. Выбираемая музыка не должна содержать текста. Музыкальный фон должен соответствовать заданию, или поставленной цели. Например, если ребёнок собирает конструктор можно включить веселую мелодию. В случае, если нужно успокоить детей и настроить на сложный вид деятельности (развитие речи, математические представления), то лучше включить спокойную музыку, и попросить изобразить в своем рисунке то, что они представляют, слушая музыкальную композицию.

Данная игра может использоваться по-разному, как индивидуально, так и с группой детей.

1 вариант. Можно использовать в качестве ежедневной тренировки (индивидуально). Ребенку предлагается любое задание: что-то нарисовать, лепить из пластилина, складывать пазлы, собирать конструктор и др. Задание нужно выполнять пока звучит музыка, раньше заканчивать нельзя.

2 вариант. Можно использовать с группой детей. Также, как и в первом варианте, детям предлагается любое задание и дается чёткая инструкция: пока музыка звучит в одной громкости все выполняют задание, когда музыка начинает звучать тише, это сигнал, что нужно заканчивать выполнение задания, а когда музыка перестанет звучать, все должны закончить выполнение задания.

Нередко детей сопровождают различные страхи, с которыми им невозможно справиться самостоятельно. В музыкальной терапии существует множество приемов для избавления от этой фобии.

Так, одним из действенных приемов является игра «Смешной страх».

Помогает бороться с ночными страхами, фобиями, последствиями испуга.

Включаем «Симфонию №40» В.А. Моцарта и предлогаем ребёнку нарисовать его страх, как если бы он был живым существом. Это может быть чудовище из-под кровати, страшный монстр или любой другой образ.

Теперь меняем музыку на «Шутку» И.С. Баха и дорисовываем пугающим рисункам что-то смешное: балетную пачку, забавный бантик, косички, несуразные очки или обувь.

При желании рисунок можно скомкать и выкинуть, либо разорвать.

Техника «Музыкальные каракули, или «Музыкальная сказка».

Эту технику можно использовать как инструмент развития денных социальных качеств — терпения, внимательности и т. д., а также для повышения самооценки. Ее применяют в групповой, индивидуальной и семейной работе. Дети могут обладать минимальными навыками игры на музыкальных инструментах и звучащих предметах, а могут и впервые обратиться к этому виду деятельности.

Подготовительный этап (для индивидуальной работы). Педагог (взрослый) предлагает ребенку поиграть с любым понравившимся ему музыкальным инструментом или предметом, с помощью которого можно извлекать звук. Затем предлагается поиграть вместе, помогая друг другу создавать какое-либо сочетание звуков — музыкальную фразу или просто продолжая тот фрагмент, который начат предыдущим участником.

Педагог также может предложить воспользоваться в игре любым другим инструментом или предметом, который понравиться ребенку. Здесь важно, чтобы ребенок действовал спонтанно. Должна быть создана среда, которая подтолкнет ребенка к свободному самовыражению. В кабинете должно быть достаточное количество музыкальных инструментов и предметов, из которых можно извлекать звуки, они должны быть доступны и интересны. Ребенок импровизирует, от него не требуется наличия определенных способностей и навыков.

Первый этап (для групповой работы). В центр помещения (или на большой круглый стол) кладутся различные музыкальные инструменты, музыкальные игрушки и звучащие предметы. Детям предлагается сесть рядом, желательно в круг. Педагог просит детей выбрать один инструмент или предмет, дети могут использовать одинаковые инструменты.

Второй этап. Педагог просит ребенка (или одного из участников группы) извлечь ряд звуков из своего инструмента, сыграть на нем «свою мелодию». Если дети затрудняются, то взрослый начинает первым. Ближайший участник, исходя из собственных представлений, пытается продолжить звуковой набор. Его композиция не должна быть долгой, чтобы все дети успели поучаствовать несколько раз.

Третий этап. Весь процесс создания музыкальной импровизации записывается на любой гаджет. Когда дети почувствуют, что им больше нечего добавить, педагог предлагает им прослушать запись результата их совместного творчества. Педагог дает положительную оценку творчеству детей, говорит что-нибудь хорошее о самом процессе творчества и предлагает детям обсудить их музыкальное произведение. После этого дети еще раз слушают запись.

Упражнение «Вокальная зарядка»

Суть упражнения в том, что ребенок тянет звук как можно дольше на удобной высоте.

Звук «м-м-м» (при правильном произнесении губам должно быть щекотно) снимает напряжение и дает возможность расслабиться.

Звук «а-а-а»-мягко массирует гортань и щитовидную железу

Звук «и-и-и»-тонизирует, заставляет мозг работать интенсивнее, повышает активность

Звук «о-о-о»-помогает сконцентрироваться, дает активные вибрации в грудной клетке.

Звук «э-э-э»-благотворно действует на железы внутренней секреции.

По возрасту и интересам ребенка можно разыгрывать небольшие сценки, которые будут провоцировать ребенка на длительный выдох и тонирование.

Например, мы едем на машине «ж-ж-ж». Вдруг машина остановилась. Что такое? У нее спустило шину «с-с-с». А за окном дует сильный ветер «у-у-у» (можно пропеть этот звук вверх и вниз). Он поднял с земли листья, и они зашуршали «ш-ш-ш» и т.д.

Музыку мы слушаем для удовольствия. Но на этом не заканчиваются ее полезные свойства. Психологи и врачи уже используют музыкальные композиции и упражнения как настоящее лекарство, которое исцеляет и тело, и душу. Музыкальная терапия помогает снять стресс, улучшить здоровье и повысить интеллект.

Музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классические произведения:

1. Бах И. «Прелюдия до мажор».

2. Бах И. «Шутка».

3. Брамс И. «Вальс».

4. Вивальди А. «Времена года».

5. Гайдн И. «Серенада».

6. Кабалевский Д. «Клоуны».

7. Кабалевский Д. «Петя и волк».

8. Лядов А. «Музыкальная табакерка».

9. Моцарт В. «Маленькая ночная серенада».

10.Моцарт В. «Турецкое рондо»

11. Мусоргский М. «Картинки с выставки».

12. Рубинштейн А. «Мелодия».

13. Свиридов Г. «Военный марш».

14. Чайковский П. «Детский альбом».

15. Чайковский П. «Времена года».

16. Чайковский П. «Щелкунчик» (отрывки из балета).

17. Шопен Ф. «Вальсы».

18. Штраус И. «Вальсы».

19. Штраус И. «Полька "Трик-трак"».

Детские песни:

1. «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).

2. «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).

3. «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

4. «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).

5. «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

6. «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

7. «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

8. «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).

9. «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатое).

10. «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Г. Гладков).

11. «Лучики надежды и добра» (ел. и муз. Е. Войтенко).

12. «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

13. «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

14. «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

15. «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

16. «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего» тин, Е. Крылатов).

17. «Танец утят» (французская народная песня).

Музыка для пробуждения после дневного сна

Классические произведения:

1. Боккерини Л. «Менуэт».

2. Григ Э. «Утро».

3. Дворжак А. «Славянский танец».

4. Лютневая музыка XVII века.

5. Лист Ф. «Утешения».

6. Мендельсон Ф. «Песня без слов».

7. Моцарт В. «Сонаты».

8. Мусоргский М. «Балет невылупившихся птенцов».

9. Мусоргский М. «Рассвет на Москва-реке».

10. Сен-Санс К. «Аквариум».

11. Чайковский П. «Вальс цветов».

12. Чайковский П. «Зимнее утро».

13. Чайковский П. «Песня жаворонка».

14. Шостакович Д. «Романс».

15. Шуман Р. «Май, милый май!».

Музыка для релаксации

Классические произведения:

1. Альбинони Т. «Адажио».

2. Бах И. «Ария из сюиты № 3».

3. Бетховен Л. «Лунная соната».

4. Глюк К. «Мелодия».

5. Григ Э. «Песня Сольвейг».

6. Дебюсси К. «Лунный свет».

7. Колыбельные.

8. Риме кий-Корсаков Н. «Море».

9. Свиридов Г. «Романс».

10. Сен-Санс К. «Лебедь».

11. Чайковский П. «Осенняя песнь».

12. Чайковский П. «Сентиментальный вальс».

13. Шопен Ф. «Ноктюрн соль минор»

14. Шуберт Ф. «Аве Мария».

15.Шуберт Ф. «Серенада».

17. Шуман Р. «Грезы»

Музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Ворожцова О. А. Музыка и игра в детской психотерапии. —  М.: Изд-во Института психотерапии, 2004.
  2. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, Л.Н.Комиссарова, Г. Р. Шашкина, О. Л. Сергеева; Под ред. Е. А. Медведевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  3. Музыкотерапия сегодня: наука, практика, образование: материалы Международной конференции, г. Москва, 22–23 марта 2019 г. / под общ. ред. В.П. Петрушина; Московский педагогический государственный университет. Институт изящных искусств [Электронное издание] – Москва: МПГУ, 2019.
  4. http://doshkolnik.ru/musika/861-primenenie-metodov-muzykalnoiy-terapii-v-rabote-s-detmi-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya.html

 

  «Cвидетельство о публикации в СМИ» № 0009800 скачать >>>>

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 623
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.