Тренинг "В поисках дзена - путешествие по островам мудрости"

  вт., 10.03.2020

Авторы:
педагог-психолог Батищева Елена Ярославовна
воспитатель Добрянцева Елена Михайловна
воспитатель Городовая Гузель Фирдовисовна
воспитатель Мясникова Елена Алексеевна
МАДОУ д/с № 158 города Тюмени

Тренинг направленный на формирование конфликтологической компетентности

"В поисках дзена - путешествие по островам мудрости"

Цель: повышать уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах конструктивного разрешения конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. рассмотреть, и применить на практике основные приёмы установления невербального контакта (пауза, взгляд, мимика, поза, жесты, расстояние и положение относительно собеседника);

2.рассмотреть, и применить на практике техники рефлексивного слушания (4 основных техники активного слушания: эхо-техника (отражение), перефразирование, резюмирование, прояснение);

3. рассмотреть основные стратегии поведения в конфликтной ситуации;

4. рассмотреть и отработать с помощью практических ситуаций алгоритм действий во время конфликтной ситуации.

Оборудование:

1 лист ватмана, бумага формата А4;

краски, карандаши, кисточки, вода;

ткань для упражнения «плот»

памятки «Алгоритм самоанализа педагогической пози­ции в общении с родителями»

«Алгоритм изменения отношения от нетерпимости к принятию» (см. Приложение

Памятка «управление конфликтом»

Приветствие

сообщение темы встречи, цели, задач

- Здравствуйте уважаемые педагоги! Я рада приветствовать вас на нашем семинаре.  Сегодня работа у нас будет строиться по принципу 40/60 – 40% информация, которой буду делиться с вами я, 60% - это собственный самостоятельный подход.

Сегодняшний семинар — это совместная работа, и совместная ответственность за результат. Ответственность, самостоятельность, инициативность – это то, чему мы хотим научить наших воспитанников и собственных детей, ответственность – это чего чаще всего избегают наши «сложные» родители.

Сегодня наш семинар пройдёт в формате квест-путешествия. Мы отправимся в путешествие не за новыми эмоциями, а за новым опытом, знаниями и отправимся к берегам далёкой прекрасной Индии, побудем в роли индийский гуру, мудрецов.

Наша встреча так и называется «В поисках Дзена – путешествие по островам мудрости.

Элементы имидж-терапии участники переодеваются в индийских мудрецов, создают себе образы. (5 мин.)

1.    Приветствие. Настрой на работу.

Поприветствуйте друг друга взглядом, улыбкой, каждый каким-нибудь особенным жестом.

Упражнение «Я рад тебя видеть» (3 мин.)

А теперь поприветствуйте своих соседей слева и справа положите им руки на плечи и по очереди скажите: «Здравствуй, я рад тебя видеть потому что... (хочу узнать тебя поближе, ты мне приятен в общении, давно с тобой не разговаривал, думаю, что ты интересный собеседник) и какой-то комплимент или пожелание.

Вывод: в общении очень важны первые минуты, особенно тот посыл, который мы даем собеседнику при встрече, приветствии. Иногда от этого будет зависеть весь дальнейший успех общения, построения отношений.

2.    Разминка

Упражнение «Поймать ритм» (3-4 мин.)

Участники садятся  в общий  круг. Упражнение называется «поймать ритм»  мы будем выполнять его с помощью необычных музыкальных инструментов. 

Инструкция: инструменты будут звучать по очереди, ваша задача поймать ритм «своих» инструментов.

Сначала играют маракасы; трещётки; барабаны; кастаньеты.

И играют все инструменты вместе.

Перестают играть, кастаньеты, маракасы, трещётки, барабаны.

3.Деление на подгруппы. (4 подгруппы)

Подгруппы придумывают название себе.

  1.   Комнатные цветы:алой, герань, каланхоэ, кактус, фиалка, дифимбахия,фикус
  2. Садовые цветы: астра, роза, гвоздика, гиацинт, нарцисс, коалы
  1. Полевые: василёк, ромашка луговая, анютины глазки, одуванчик, донник
  2. Лесные: подснежник, медуница, хвощ.


Тканевая арт-терапия «Жесты, мимика, поза, расстояние в общении».

(5мин.)

Участники стоят в шеренге (каждая подгруппа делится на две шеренги)

С помощью кусочков ткани они пытаются инсценировать диалог.

Затем в подгруппе идёт обсуждение, мыслей чувств, важность расстояния в общении, мимики, жестов, пантомимики.

  1. Ситуация. Воспитатель очень занят, много детей, есть новенькие, при этом родитель (тоже новенького ребёнка) старается задать как можно больше вопросов, «не отпускает воспитателя». Инсценировать диалог воспитателя с родителем. 
  2. Ситуация. Воспитатель только собрал детей на занятие, дети включились, и тут приходит опоздавший родитель, задаёт пару вопросов, стоит в дверях «умиляется своим ребёнком», другие дети отвлекаются. Инсценировать диалог воспитателя с родителем.
  3. Ситуация. Обычно тихий ребёнок за день умудрился упасть, получить шишку, царапину, и быть искусанным другим. Родитель – очень тревожная мама, которая всего боится.  Инсценировать диалог воспитателя с родителем.
  4. Ситуация.«Мама-трещётка», эмоциональная, очень обидчивая, забирая своего ребенка, рассказывает истории из жизни третьего поколения своей большой семьи, у воспитателя очень болит голова, педагог устал в конце рабочего дня, осталось двое детей.
  5. Ситуация. Спор. Родитель утверждает, что у ребёнка утром была зелёная кофточка в полосатую крапинку с помпоном, воспитатель в глаза такой экзотической одежды впринципе не видел, а у того ребёнка и подавно. Родитель требует вернуть кофточку в полосатую крапинку с помпоном здесь и сейчас.

Рефлексия каждый в своём кругу.

- Какие важные моменты общения были продемонстрированы через это упражнение? (поза, жесты, мимика, пантомимика – как они влияют в общении, удачные для коммуникации и не удачные жесты, расстояние.)

Поза, жесты, взгляд

Пауза – не всегда спешить их заполнять своими вопросами или репликами, давать возможность ответить или продолжить собеседнику.

Взгляд – если мы избегаем взгляда, собеседник может воспринять это как незаинтересованность в беседе. В то же время постоянный, «следящий» взгляд может быть истолкован как враждебность, особенно в напряжённых ситуациях. Идеальным является взаимное стремление к визуальному контакту.

Мимика – улыбкой мы передаём доброжелательный настрой на общение.

Расстояние и положение относительно собеседника.  Психологические исследования доказывают, что расстояние само по себе может быть невербальным коммуникационным средством. В психологическом пространстве можно выделить 4 зоны:

  1. Интимная – менее 45 см. Мы чувствуем себя комфортно в этой зоне общаясь с человеком, которому доверяем, с которым хорошо знакомы. Если мы вторгаемся в интимную зону собеседника в то время, когда у нас не сложились близкие отношения, он будет чувствовать себя неловко.
  2. Личная – 45-120 см. Именно в этом интервале идут деловые разговоры. Такая дистанция подходит для дружеской встречи или консультации.
  3. Социальная – 1,2 – 3.5 м. На этом расстоянии мы чувствуем себя комфортно в ситуации формального общения с незнакомыми людьми или группой людей.
  4. Публичная – расстояние больше 3.5 м. Чтение докладов, лекций.

Блиц-турнир «Мастера общения» (12 мин.)

Практические ситуации: (участники делятся на подгруппы по 4-5 чел. по типу аквариума, родитель, воспитатель – судья (куратор группы) – выносит решение о целесообразности выбранной тактике поведения воспитателя.

Ситуации для Родителей: (участники вешают на грудь таблички)

(Воспитатель отвечает исходя из своего опыта, кураторы, фиксируют ответы, отмечают наиболее удачные варианты диалога).

1.Родитель: - У моего ребёнка часто нет работы, я переживаю, мне кажется, он не участвует в занятии.

(Воспитатель отвечает исходя из своего опыта, кураторы, фиксируют ответы, отмечают наиболее удачные варианты диалога).

(Родитель и педагог стоят на равных)

2.Родитель: - Почему вы высаживаете каждый раз только моего ребёнка, другие ходят с кашлем и ничего!

(родитель встаёт на стул во время диалога)

3.Родитель:- Почему мой ребёнок опять весь искусанный!И следите пожалуйста чтобы куртка на прогулке не задиралась, белые носки всегда были белыми. Чтобы он кушал полную порцию, а то, ведь он такой худенький! (у родителя закрыты уши

4. Родитель: (В ответ на просьбу воспитателя придерживаться режимных моментов, приводить ребёнка вовремя с физкультурной формой)

- Меня ваши правила не интересуют в том саду, откуда мы пришли к нам так не придирались! Я буду приводить ребёнка тогда, когда мне будет удобно!

(У родителя закрыты глаза и уши)

5. Родитель: - У меня особенный ребёнок, поздно заговорил, наблюдаемся у многих врачей, ходим к разным специалистам, ребёнок очень стеснительный, зажатый, мне бы хотелось, чтобы к нему был индивидуальный подход. (Родитель и воспитатель стоят на равных позициях)

Ситуации для Воспитателей:

1.Маша– активная, подвижная девочка, с трудом адаптируется к группе.

 Воспитатель: - Обратитесь к невропатологу, с ребёнком нужно что-то делать.

(Воспитатель стоит на стуле, родитель внизу)

(Родители отвечают исходя из своих чувств и педагогического опыта подобных ситуаций).

2.Воспитатель обращается к маме  с рассказом о том, что дети нового узнали на занятиях и с предложением закрепить изученный материал дома. (Воспитатель стоит на полу, родитель на стуле).

3.Воспитатель: ваш ребёнок опять, как и вчера, и позавчера, и поза-поза-вчера, не справился с заданием.

(у воспитателя закрыты глаза и уши)

4.Воспитатель: Ваш ребёнок делает творческие работы не очень аккуратно, вот посмотрите, например, на работу Танечки, или работу Вовы….

А ещё ваш ребёнок не выполняет нормативы по физкультуре, тогда как все дети нашей группы с этим справляются уже.

(Воспитатель стоит на стуле).

Рефлексия (6 – 7 мин.)

 Рефлексия – 2 круга объединяются; 1 и 2 подгруппа; 3 и 4 подгруппа.

- Стул, повязка на глазах и ушах были метафорой. Какие ситуации в общении они демонстрировали для вас? Есть и ситуации когда необходимо «быть на стуле» (н-р взять авторитет, установить границы) , завязать уши (н-р не желать слушать сплетни, плохое о себе), глаза? (н-р меньше замечать плохое). Участники высказывают своё мнение.

- Что вы чувствовали, когда собеседник был в разных позициях общения с вами? (на стуле, на одном уровне, с завязанными ушами, с завязанными глазами) – расспросить о каждой позиции. Как это перекликалось с вашим опытом?

Какие это вызывало чувства в вас?

- Какие меры, по вашему мнению, способны предупредить конфликт? Участники делятся своими примерами, мнениями. (Н-р: На первом собрании при установлении контакта и в дальнейшем, спрашивать, проговаривать родительские ожидания, большинство конфликтов из-за разницы в ожиданиях; быть вежливым, учиться слушать и слышать, то, что хочет донести собеседник, вовремя замечать ситуации напряжения, непонимания и прорабатывать их не откладывая в долгий ящик, доброжелательным; вовлекая родителей в жизнь группы использовать такие приёмы, чтобы родители получали положительные эмоции, знания (н-р на родительских собраниях: фотоколлажи – о проделанной работе, фотоотчёты, пожелания детей – родителям, демонстрация успехов детей.

Кураторы дают кратко рекомендации по способам эффективного общения (отражение чувств, «Я понимаю, это ситуация для вас неприятна», «Я понимаю вы обеспокоены сложившейся ситуацией» перефразирование «Если я вас правильно поняла и повторить сказанное собеседником, эмпатическое слушание установление контакта взглядом, выражение сочувствия, демонстрация включённости в ситуацию. Избегание слов «неправильно», вместо этого «давайте вместе попробуем», «давайте вместе подумаем…поищем вместе решение сложившейся ситуации»

Невербальные приёмы установления контакта

Умение слушать и слышать – один из самых важных навыков педагога и показатель его педагогического мастерства. Если говорящий понимает, что партнёр его внимательно слушает, интересуется его рассказом, он, как правило, укрепляется в своём желании рассказывать и делает это более охотно. Многих конфликтов можно избежать если вовремя грамотно услышать человека.

Техники нерефлексивного (без оценочного) слушания:

Основные техники активного слушания:

Активное слушание –кивание, пристройка по позе, жестам, взгляду использование междометий «Угу», «Да», «А» и т.д.

Эмпатическое слушание – проявление сочувствия, эмпатии «Я понимаю, это нелегко», «Я понимаю, это неприятно» и т.д.

Отражение (эхо-техника) – то, что следует отразить/повторить должно быть выбрано на основе значимости для говорящего. Иногда отражение используется во время затянувшейся паузы в качестве приглашения продолжить рассказ. Например, «Моя дочь вчера весь была очень беспокойная, нервная, такое ощущение, что её что-то сильно встревожило в детском саду…» «Настя вчера дома вела себя беспокойно, у вас сложилось ощущение что что-то могло встревожить её в саду».

Перефразирование – формулирование той же мысли, другими словами. Цель перефразирования в проверке слушателем точности собственного понимая услышанного.

«Как я вас понял, вы считаете, что...»

«По вашему мнению»

«Другими словами вы считаете»

«Правильно ли я понимаю?» Используя технику перефразирования, мы помогаем собеседнику чётче и понятнее выразить проблему, самому прояснить её смысл для себя, отойти от чувств переключиться на факты.

Резюмирование – техника переформулирования, с помощью которой подводят итог разговора в целом, или значительной части рассказа. Техника даёт возможность слушающему проверить насколько точно он понял услышанное и одновременно убедиться говорящему, что он донёс то, что хотел сказать до собеседника. Далее вы в 2-3 фразах пересказываете вашему партнёру то, что он рассказывал вам в течении нескольких минут, подбирая для этого корректные, лаконичные фразы.

«Если подвести итог сказанному...»

«Я внимательно вас выслушал. Правильно ли я понял, что..»  Резюмирование уместно в случаях урегулирования конфликтов, разногласий.

Прояснение – обращение к говорящему за уточнением.

«Что вы имеете в виду»

«Более качественно/серьёзно/ответственно для вас это как?»

«Что случилось потом?»

«Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?»

Причины появления гнева:

Причина №1. Гнев - реакция на причиненную боль.

Причина №2. Гнев — это продолжение первичных чувств. Такие чувства как СТРАХ, ТРЕВОГА, печаль, вина могут быть первопричиной для возникновения гнева.

Причина №3. Гнев — это следствие оценки, которую вы дали ситуации. Если вы определили ситуацию, как несправедливую или противоречащую вашим ценностям, возникает гнев.

ТЕХНОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ ГНЕВОМ

Шаг №1. Проговорите про себя, что вы разозлились. Осознав эмоцию, мы берем ее под контроль. Не осознанная эмоция начинает управлять нами.

Шаг №2. Стоп на 10 секунд! Сделайте несколько глубоких вдохов. Этот простой способ, поможет снять напряжение восстановить дыхание. Гнев имеет склонность возрастать. И если его не остановить на начальной стадии «раздражения», сделать это потом будет очень тяжело. В результате «остановки» вы получаете драгоценное время, чтобы принять верное решение в сложившейся ситуации.

Шаг №3. Поставьте себя на место человека, который вызвал в вас гнев. Постарайтесь искренне понять его позицию и поведение. В основе любого поступка, лежит позитивный мотив. Стремление понять и принять помогает почувствовать сострадание к человеку.

Сострадание, дает нам эмоциональное преимущество и уверенность.

Шаг №4. Теперь подумайте над наилучшим решением в данной ситуации.

Задайте себе вопросы: 1. Какое решение и действие сейчас будет наилучшим? 2.Какой результат с помощью такой реакции я хочу получить?3. Чему эта ситуация может меня научить?4. Для чего мне дана эта ситуация? 5.Нужна ли мне помощь посредника? 6.Выслушал ли я внимательно позицию собеседника или переключился на свои эмоции?

Шаг №5. Предложите решение или совершите действие. Будьте максимально осознаны в данный момент. Не поддавайтесь на возможные провокации и эмоциональные выпады в вашу сторону. Вы взяли гнев под контроль и теперь вам нужно удержать его в управляемых рамках. Говорите спокойно.

«Золотое правило»

Позитив – негатив – выход из ситуации

        Помните! Каждый человек о себе хорошего мнения, и он не будет вам благодарен, если вы начнёте уверять его в обратном.

                                                      Способы протекания конфликта:

Избегание – стремление выйти из конфликтной ситуации не разрешая её.

Приспособление – подстройка под собеседника, отказ от своих интересов.

Соперничество – открытая борьба за свои интересы, с полным игнорированием интересов партнёра.

Сотрудничество – предполагает поиск решения, которое не только удовлетворило интересы обоих сторон, но помогло бы извлечь пользу из конфликта.

Несмотря на то, что обе стороны оказываются в выигрыше лишь в ситуации сотрудничества, каждый тип поведения может оказаться уместным и эффективным в определённой ситуации.

Пути выхода из конфликта:

Компромисс- решение проблемы через взаимные уступки. Называем + и –

Посредничество – использование 3 стороны для консультации по конфликтной ситуации.

Арбитраж – обращение к стороне наделённой специальными полномочиями за помощью;

Применение силы, власти, закона – одностороннее использование силы.

Алгоритм выхода из конфликта:

1.Определить для себя природу конфликта (стихийная, длительная неприязнь, манипуляция/эмоциональный шантаж)Определить к какому типу личности относиться человек, с которым случился конфликт (типология «трудных родителей»).

2.Показать собеседнику, что вы его услышали с помощью техник активного/эмпатического слушания, перефразирования, резюмирования, Я-сообщений. («Правильно ли я вас поняла, вы имели ввиду», «Я понимаю вас огорчила/обеспокоила эта ситуация» и т.д.), что вам небезразличны эмоции, переживания собеседника.

Дополнительные рекомендации:

- Не следует перебивать, прерывать человека. Такой прием активного слушания позволит довести основную мысль до конца.

 - После вопроса обязательно дождаться ответа собеседника, не отвечать за него.

-  Поддерживать визуальный контакт, повернуться к говорящему лицом.

- Установить обратную связь, задавать вопросы, кивать.

- Не следует сразу опровергать услышанную информацию. Сначала вникнуть в суть беседы, разобраться в мотивах собеседника.

- Не поддаваться на агрессию говорящего. Терпением и спокойствием постараться нивелировать ее.

- Во время конфликта стараться заменять частицы «не» «нельзя», «но».

Например, вместо «нельзя продолжать разговор в таком тоне», сказать «для продуктивного диалога необходима атмосфера взаимного уважения и открытости».

В случае с явной агрессией можно использовать «метод заезженной пластинки». Спокойно и уверенно повторять с одной и той же интонацией одну фразу «Я понимаю, вы огорчены/расстроены случившемся, я предлагаю вам обсудить это в спокойной, взаимно уважительной манере, во взаимно удобное время, я не могу продолжать разговор сейчас».

3.Разделяйте ответственность.

Метод «карточек-переписок»

«Как вы видите решение этой ситуации?» «Что вы предлагаете? «Мне хотелось бы услышать ваше мнение по этому вопросу для совместного поиска путей решения этой ситуации?

«Я как воспитатель отвечаю за …в этом вопросе мне необходима поддержка/помощь вас как родителей для того чтобы мы совместными

усилиями смогли помочь/разрешить ситуацию» и т.д.

4.Сужайте зону конфликта.

«То, что вы сейчас рассказали очень важно

«Я услышала вас, что из всего перечисленного вас беспокоит больше всего. О чём бы вы хотели поговорить в первую очередь?»

5. планирование совместных путей решения конфликта (используем принцип разделения ответственности).

«Что для вас является наилучшим решением этой ситуации?» «Какой план действий вы готовы предложить?» «В чём из перечисленных вариантов решения ситуации вы готовы оказать содействие?».

6. Резюмирование, подведение итогов разговора, встречи. Обратная связь всех участников конфликтной ситуации. Проговорите изначальный запрос/жалобу, предложенные варианты решения, зону ответственности, дату контрольных встреч при необходимости. Поблагодарите собеседника за активность, сотрудничество, участие. Закончите встречу, диалог на позитивной ноте.

Затем участники меняются ролями, тот, кто был родителем, становится педагогом.

Примерные ответы педагогов:

1.      Если бы я была недовольна тем, как ведутся занятия у моего ребёнка, я бы тоже думала о переводе в другую группу.

Родитель вправе при наличии свободных мест в других группах выбрать наиболее подходящего на его взгляд педагога. Ведь кто как не родитель может знать, что лучше для его ребёнка, и никому не хочется получать плохие знание и услуги.

2.      Бывает так, что родителям кажется, что к их ребёнку придираются, или предвзято относятся. Очень хорошо, что вы сейчас это высказали ведь многие мамы уходят и часто не говорят о том, что им не нравиться в группе. Давайте обсудим, что можно предпринять с моей и вашей стороны чтобы создать атмосферу психологического комфорта для ребёнка. Мне бы хотелось побольше узнать о характере, привычках ребёнка.
3.      Очень хорошо, что вы об этом заговорили. Многие родители, к сожалению, не приучают детей к ответственности за свои поступки, к правилам общения с другими. Вы спрашивали Васю, что он сам сказал об этой ситуации?

(далее можно поговорить о том, что, когда мы не спешим детям давать советы, нравоучения как им поступать, а слушаем их сначала, и стараемся посмотреть на ситуацию глазами ребёнка, она может выглядеть иначе. Очень важно с раннего возраста учить ребёнка общению с другими, ставить личные границы, отходить от потенциальной опасности. Конечно, воспитатели должны следить за безопасностью детей, при этом если ребёнок с детства будет знать эти полезные правила общения — значит в будущем у него не возникнет проблем. Спасибо, что затронули такую важную тему!

4.      Да, когда есть правила, которые нам неудобны и мешают это очень неприятно совершенно с вами в этом согласна. Многие родители считают, что в соблюдении режима нет никакого смысла, тогда как папы, которые хотят воспитать своих сыновей волевыми и сильными, спортсменами или просто успешными стараются с детства привить им правильный распорядок. Очень интересный вопрос вы затронули, на тему правил и запретов у нас как раз запланирована с родителями очень интересная консультация.
5.      Да, когда вещи грязные, тем более что детская одежда сейчас не дешёвая прямо скажем, а грязь не всегда отстирывается это очень неприятно. Да и синяки любого внимательного родителя заставляют переживать и волноваться. Поделитесь пожалуйста, как вы с сыном/дочерью дома договариваетесь чтобы он не пачкался и вёл себя так чтобы по возможности избегать синяков.

Стенгазеты по темам: (10 мин)

1.Памятка новобранцу как строить доброжелательные отношения в группе.

2.Памятка ТОП – вредных советов или как разжечь из искры пламя.

3.Памятка «продуманного» педагога или как вовремя положить соломинку – профилактика конфликтных ситуаций.

4.Памятка формула конфликта и пути его разрешения.

Формула конфликта:

конфликтная ситуация (накопившиесяпротиворечия) + повод (инцидент) “последняя капля” =конфликт.

Причины конфликтов между педагогом и родителями различны: родитель не удовлетворён положением ребёнка в коллективе, отношением к нему воспитателя, организацией воспитательно-образовательного процесса в целом и т. д.

Что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?

Со стороны родителей это:

• с ребенком мало занимаются в саду;

• не создают должных условий для укрепления его здоровья;

• не могут найти подход к ребенку;

• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания) ;

• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку) ;

• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;

• ограничивают свободу ребенка;

• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;

• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.

У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям:

• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;

• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;

• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;

• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика) ;

• поздно забирают детей;

• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;

• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.

 Давайте подумаем, конфликт имеет только отрицательные стороны или мы можем извлечь из возникшего конфликта что- то положительное?

Упражнение «Нужны ли конфликты с родителями? ».

Положительные и отрицательные стороны конфликтов

Положительные

 • Получение социального опыта

• Нормализация морального состояния

• Получение новой информации

• Разрядка напряжённости

• Помогает прояснить отношения

• Стимулирует позитивные изменения

Отрицательные

 • Настроение враждебности

• Ухудшение социального самочувствия

• Формализация общения

• Умышленное и целенаправленное деструктивное поведение

• Эмоциональные затраты

• Ухудшение здоровья

• Снижение работоспособности

Вывод: Таким образом, мы выяснили, что конфликты могут носить не только отрицательные черты, но и быть полезными. Самое главное, уметь правильно разрешать их.

Рефлексия в большом круге. Проводит психолог. Кураторы дополняют. Обсуждение газет.

1. Сказ о богатыре русском

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки – Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…

Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:

- Чего ж тебе было надобно, Иванушка?

- Да, я водицы испить хотел…

- Ды-к,пил бы! Чего ж драться-то начал?!

2.Притча.

Приходит ученик к Учителю и говорит: "Учитель, я устал, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил... Что мне делать?». Учитель вместо ответа поставил на огонь три одинаковых емкости с водой. В одну емкость бросил морковь, в другую - положил яйцо, а в третью - насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе из третьей емкости.
"Что изменилось?" - спросил он ученика.

"Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе растворились в воде", - ответил ученик.

"Нет, - сказал Учитель, - это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри - твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием одинаково неблагоприятных обстоятельств - кипятка. Так и люди - сильные внешне могут расклеиться и стать слабыми там, где хрупкие и нежные лишь затвердеют и окрепнут".

"А кофе?" - спросил ученик.
"О! Это самое интересное! Зерна кофе полностью растворились в новой враждебной среде и изменили ее - превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые не изменяются в силу обстоятельств. Они изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации".

Притча Солнце и ветер

3.    Однажды солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее.

Тогда за дело взялось солнце. “Смотри, - сказало оно ветру. - Я буду действовать по-иному, ласково”. И действительно, солнце начало нежно пригревать путешествующему спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял.

Так солнце победило, действуя по-доброму, с любовью.

4.    Притча о собаке

Однажды человек шел мимо одного дома и увидел старушку в кресле-качалке, рядом с ней качался в кресле старичок, читающий газету, а между ними на крыльце лежала собака и скулила, как будто бы от боли. Проходя мимо человек про себя удивился, почему же скулит собака. На следующий день он снова шел мимо этого дома. Он увидел престарелую пару в креслах-качалках и собаку, лежащую между ними и издающую тот же жалобный звук. Озадаченный человек пообещал себе, что, если и завтра собака будет скулить, он спросит о ней у престарелой пары. На третий день на свою беду он увидел ту же сцену: старушка качалась в кресле, старичок читал газету, а собака на своем месте жалобно скулила. Он больше не мог этого выдержать.

— Извините, мэм, — обратился он к старушке, — что случилось с вашей собакой?

— С ней? — переспросила она. — Она лежит на гвозде.

Смущенный ее ответом человек спросил:

— Если она лежит на гвозде и ей больно, почему она просто не встанет?

Старушка улыбнулась и сказала приветливым, ласковым голосом:

— Значит, голубчик, ей больно настолько, чтобы скулить, но не настолько, чтобы сдвинуться с места.

Рефлексия «Цветок лотоса» (5 мин.)

Участники в своих микро-группах садятся вокруг обруча, ногами образуя «лепестки» и делятся друг с другом обратной связью по тренингу.

 

 

«Свидетельства публикации в СМИ» Серия А №  0007283 , 0007284, 0007285, 0007286 

 


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1264
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.