Практикум-интенсив для педагогов «Интерактивные игровые технологии - эффективное средство развития связной речи у дошкольников»

  чт., 07.02.2019

Авторы:

Абдуллаева Эльнара Талятовна учитель-логопед, 

Болковенко Ольга Антоновна -учитель-логопед,

Курова Елена Сергеевна - учитель-дефектолог

МАДОУ "Синеглазка" город Ноябрьск

Практикум-интенсив для педагогов

«Интерактивные игровые технологии - эффективное средство развития связной речи у дошкольников»

Цель: повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в вопросах эффективного использования интерактивных  технологий в развитии связной речи дошкольников. Обеспечение условий для развития творчества и профессиональной активности педагогов в использовании ими современных интерактивных методов и приёмов активизации речи детей в игровой деятельности.

Ход мероприятия:

Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно. Выделяют две формы связной речи-диалогическую, монологическую.

Связная речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Усвоение ребенком родного языка проходит со строгой закономерностью и характеризуется рядом черт, общих для всех детей.

Онтогенез развития связной речи дошкольника.

Ранний возраст

Первой формой общения является ситуативно-личностная. Она считается сложившейся, если малыш смотрит в глаза взрослого, отвечает улыбкой на его улыбку. (комплекс оживления)

С 6 мес. жизни ребенка данная форма общения сменяется ситуативно-деловой, которая разворачивается в процессе совместных со взрослым манипулятивных действий и удовлетворяет новую потребность малыша - в сотрудничестве.

Ситуативно-деловая форма общения сохраняется до 2 лет, протекая на фоне практического взаимодействия со взрослым, она включена в предметную деятельность. У детей возрастает потребность в сотрудничестве со взрослым, им требуется соучастие в их действиях.

2-3 года (фразовая речь, диалогическая)

Возникает ситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Дети пользуются самой простой и естественной  формой речи – диалогической. Она состоит в прямом обращении к собеседнику, содержит выражение просьбы о помощи, ответы на вопросы взрослого, развивается словотворчество. Специалисты единодушны в том, что к 2 годам у малыша уже должна сформироваться фразовая речь. Пускай фразы пока не всегда понятны и состоят из двух слов, часто лепетных. Например: МАМА, КА (мама, я хочу кашу). ДЁ ПИ (идем пить). Главное - появилась  фраза (предложение). А вот предложения трехлетних детей становятся сложными, с союзами «потому что», «или», «чтобы».

Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

3-4 года (зачатки монологической речи)

Главной особенностью этого возраста является возникновение планирующей функции речи.В ролевой игре возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной. Возникает описательная речь. Усложняется и построение фраз. Если раньше малыш, прося яблоко, говорил: «Дай яблоко», то теперь эту фразу он может произнести и так: «Дай мне большое (маленькое или красное) яблоко», то есть указать величину или цвет предмета. Тем не менее, ребенок не всегда может связно и понятно рассказать, что он видел на улице, пересказать сказку.

В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни значительно увеличивается число прилагательных. Дети всё ещё активно пользуются диалогической формой речи.

4-5 лет

Внеситуативно-познавательное общение со взрослым. Явным признаком являются вопросы  ребёнка о предметах и явлениях физического мира (явлениях природы, жизни животных). Осваивается словарь, грамматический строй языка.Дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно расска­зать о событиях из собственной жизни, описать животных или заме­няющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картин­ке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст. Свои ответы ребенок пятого года жизни строит из 2—3 и более фраз все чаще его речь включает сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения. В это время дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок. В этом возрасте ребенок начинает оречевлять свои игровые действия, что свидетельствует о формировании регуляторной функции речи.Детям становятся доступны такие виды монологической речи, как описание (простое описание предмета) и повествование

5-6 лет

Связная речь. Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в ходе общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на вопросы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был. С 5-6 лет ребенок начинает интенсивно овладевать монологической речью.Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ

6-7лет

Связная речь. На вопросы отвечает развернутыми фразами, пользуется сложноподчиненными и сложносочиненными предложениями. Он может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать знакомую сказку или рассказ, поделиться впечатлениями о просмотренном мультфильме, книге. Ребенок может фантазировать, сочинять сказки. В связной речи:пересказывают знакомую сказку, короткий текст, стихотворения, составляют рассказ по картине и серии сюжетных картинок, рассказывают об увиденном или услышанном, спорят, рассуждают, высказывают мнение, убеждают товарищей.

Наиболее эффективной формой развития связной речи является использование игровой технологии, которая включает в себя множество интерактивных методов и приёмов.

Интерактивные методы и приёмы развития связной речи (Игровая технология)

1.Метод противоречий

2.Метод «Синквейн»

3.Метод «Фокальный объект»

4.Приём «Эмпатия»

4. «Бином фантазии»

Игровой практикум-интенсив (практическая часть)

Метод противоречий –  наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность других. В бытовой ситуации они встречаются ребенку на каждом шагу: надо поесть – будешь сытым, здоровым; не надо кушать – будет тяжело бегать; драться плохо – сделаешь больно; бейся – ты защищаешь слабого, обиженного.

Работая по этому методу, открываем перед детьми «тайну двойного» во всем, в каждом явлении (событии, факте, веществе) — когда что-то в нем хорошо, а что вредно; что-то мешает, а что-то нужное.Данный метод можно использовать в развитии связной речи дошкольников.

Игры: «Хорошо – плохо», «Польза – вред», «Наоборот» — это игры на умение видеть противоречия, «обе стороны одной медали».

Например, игра «Хорошо – плохо»(проводится с педагогами). Дети делятся на две команды: одна – «хорошо», другая — «плохо», они передают игрушку (собачку) как эстафету друг другу, называя положительные и отрицательные качества: хорошо, что песик пушистый; но плохо, что быстро сбивается шерсть.

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление нерифмованногостихотворения, состоящего из 5 строк.

Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.

Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.

В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.

Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение.

Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения. (Педагогам предлагается составить синквейн по теме встречи. Например, первая строка синквейна-«игровые технологии». Участники практикума продолжают составление нерифмованного стихотворения).

Пример синквейна для дошкольников.

1.Осень

2.Солнечная, тёплая

3.Дарит, радует, светится

4. Осень дарит  богатый урожай

5.Золото

Метод фокальных объектов ставит задачи придумать новое, видоизменить, улучшить привычный вид реального объекта, рассмотреть предмет с необычной стороны, составить рассказ, сказку о рассматриваемом объекте, используя найденные определения. Термин “фокальный” означает, что объект находиться в центре внимания, в фокусе. Например, берется слово- курица, произвольно выбирается другое любое слово. Выбрано слово- мяч. К нему подбираются определения. Какой мяч? Круглый, прыгающий, надувной. Затем надо в понятие “курца” ввести те элементы, которые ей не свойственны т.е. признаки мяча перенести на совершенствуемый объект.  “Круглая курица” – ее нужно откормить сладкими булочками; “Прыгающая курица” – её посадили на фитбольный мяч; “Надувная курица” – волшебник превратил её в шарик и надул. Дети фантазируют и уже придумывают сказочные истории о курице. Важно направить фантазию в нужное русло, раскрывая свойства мяча и курицы как можно полнее.

Приём эмпатии (или аналогии)

Цели:

- развивать конструктивные идеи ребенка, фантазию, воображение, образное мышление;

- изменять представления о некоторых особенностях предмета;

- снимать стереотипы сознания;

- развивать связную речь.

а) личностная аналогия (эмпатия). Предложить ребенку представить самого себя в качестве какого-нибудь предмета или явления в проблемной ситуации. Примерные варианты заданий:

- изобрази будильник, который забыли выключить;

- покажи походку человека, которому жмут ботинки;

- изобрази рассерженного поросенка, встревоженного кота, восторженного кролика;

- представь, что ты животное, которое любит музыку, но не умеет говорить, а хочет спеть песню. Прохрюкай «В лесу родилась елочка…», промяукай «Солнечный круг…» и т. д.;

б) прямая аналогия. Основывается на поиске сходных процессов в других областях знаний (вертолет – аналогия стрекозы, подводная лодка – аналогия рыбы и т. д.). Пусть дети находят такие аналогии, делают маленькие открытия в сходстве природных и технических систем;

в) фантастическая аналогия. Решение проблемы, задачи осуществляется, как в волшебной сказке, т. е. игнорируются все существующие законы (нарисуй свою радость – возможные варианты: солнце, цветок; изобрази любовь – это может быть человек, растение) и т. д.

Предложить детям войти в образ данного персонажа и рассуждать с его точки зрения. "Если ты превратишься в кустарник, то о чём ты будешь мечтать? Кого будешь бояться? С кем подружишься? О чём будут говорить твои листочки?" или "Представь себя на месте бабочки. Для чего ты живешь?"

Предложить детям увидеть разноцветный снег или дождь "надев" разноцветные очки. А на прогулке спрасить: "В кого могут превратиться лужи или сугробы, кусты или постройки?" Это своеобразное общение с различными предметами помогают дошколятам видеть тайны изменений, превращений. Дети сами приходят к выводу, что всё, что вокруг нас движется, изменяется, на кого-то или что-то похоже. Такие ежедневные открытия раскрепощают детей.

А как хорошо работать с детьми со сказкой, используя не традиционные методы. Например, перепутать сюжеты и героев, а детям предложить "выпутаться" из сложившейся ситуации. Изменить характер героя - как пойдёт дальше сказка сказываться? Ввести нового героя в знакомую сказку - что изменится в сюжете? Нарочно переврать- сказку - пусть дети восстановят её сюжет. Детям такие поисковые задачи очень нравятся. Они позволяют придумывать множество своих вариантов, быть сочинителями.

Дидактическая игра «А я бы…» (проводится с педагогами).

Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

Ход игры

После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей или стал бы каким-либо предметом.

Прием ТРИЗ – «Бином фантазии»

Цель: развитие детского речетворчества

Когда предлагают детям несколько картинок с изображением героев какой-либо сказки. Определив из какой сказки герои, дети начинают рассказывать. И вдруг, среди карточек появляется новая, изображение которой не имеет ни какого отношения к этой сказке. И тогда дети реагируют на новый предмет и пытаются связать его с уже знакомой сказкой.

Дидактическая игра «Логический поезд» (проводится с педагогами)

Цель:развивать воображение при составлении коллективного рассказа или сказки.

Ход игры

Детям необходимо придумать коллективный рассказ. Толчок ему может дать специальная колода карт, подготовленная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок. Предлагается вытащить из колоды, не глядя, одну карту – картинку. И первый ребенок начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. Далее продолжает второй ребенок и т.д. Каждую последующую карту дети связывают с предыдущей, сохраняя логическую цепочку.В результате получается длинный и интересный рассказ или сказка.

Подводя итоги нашего практикума хочется отметить, что полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, а использование интерактивных методов– это одно из эффективнейших средств развития связной речи детей.

Надеемся, что наша работа была плодотворной и предлагаем вам квик –настройку на успешную деятельность с детьми.

Квик-настройка

-         Если вы хотите нравиться людям - улыбайтесь!  Улыбка - солнечный лучик для опечаленных, противоядие созданное природой от неприятностей.
-            Вы подобно золотой монете: чем дольше работаете, тем дороже ценитесь.
-            Нет лучше любимой подруги, чем любимая работа: не стареет, и стареть не дает.
-            Трудности закаляют на пути к успеху.
-            Вы самые лучшие и красивые!!!

Желаем вам творческих успехов!!!

Литература:

  1. Гин С.И.  Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007.;
  2. Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000.;
  3. интернет ресурс:https://studfiles.net/preview/1741763/
  4. интернет ресурс:https://www.liveinternet.ru/users/5639517/post330759582
  5. интернет ресурс:http://logoped-sfera.ru/sinkvein-v-rabote-porazvitiu-rechi-doshkolnikov

  «Свидетельства о публикации в СМИ»  № 0005392, 0005393, 0005394

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5647
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.