Образовательный трек «Система ранней помощи детям от 0 до 3-х как фактор их социальной адаптации и школьной успешности»

  вс., 04.11.2018

Авторы -составители:

Болковенко Ольга Антоновна, учитель-логопед

высшей квалификационной категории, стаж- 26 лет;

Курова Елена Сергеевна, учитель-дефектолог

I квалификационной категории, стаж- 23года

МАДОУ "Синеглазка" ЯНАО, город Ноябрьск

       Развитие в дошкольном возрасте (особенно от 0 до 3 лет) в существенной степени определяет достижения в школьном обучении, что, в свою очередь, имеет решающее значение для жизненного успеха.

Неразвитость данной системы не позволяет, в частности, вовремя выявлять и снижать риски развития у малышей.Речь идет о двух категориях:

во-первых, о детях с психологическими и физическими ограничениями в развитии, которые не получают своевременную коррекционную помощь;

во-вторых, о детях с особенностями поведения и восприятия и слабой социальной адаптацией, сложившимися в результате неправильного воспитания неопытными родителями в раннем возрасте. Это приводит к росту доли детей с нарушениями психического, физического и социального развития в школе.

По оценкам психологов, школьная неуспешность более чем на 50% закладывается в раннем развитии детей.

Для раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей во всех субъектах Российской Федерации должны быть созданы службы ранней помощи, которые могут функционировать как самостоятельные организации или структурные подразделения на базе дошкольных образовательных организаций.

Своевременное прогнозирование возможных последствий экономического и социального неблагополучия общества определяет необходимость реформирования системы специального образования для осуществления ее перехода на принципиально иной этап развития, который предполагает:

-    максимально раннее выявление и диагностику особых образовательных потребностей ребенка и его семьи;

-    сокращение времени разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционной помощи;

-    снижение временных границ начала образовательного процесса (до первых месяцев жизни);

-    построение индивидуальных комплексных программ сопровождения на основе выявления потенциала развития ребенка;

-    обязательное включение родителей в коррекционно-развивающий процесс на основе выявления специальных потребностей и возможностей семьи.

В связи с этим одной из важнейших задач на современном этапе развития общества является достраивание начальной ступени в образовании – системы раннего выявления и ранней комплексной помощи детям от рождения до 3-х лет, имеющим нарушения в развитии или риски возникновения нарушений, а так же их семьям (далее – система ранней помощи).

Создание системы ранней помощи в Российской Федерации соответствует положениям Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка в части создания комфортной и доброжелательной для жизни среды, обеспечения доступности и качества дошкольного образования для детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, не имеющих статуса ребенка-инвалида, а так детей из группы риска.

Актуальность создания системы ранней помощи обусловлена:

-    расширение инклюзивных тенденций в дошкольном образовании и неготовностью детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к интеграции в дошкольные образовательные организации;

-    наличием существенных региональных различий в положении детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и их семей и отсутствием вариативных моделей организации и функционирования ранней помощи, учитывающей разнообразие региональных возможностей;

-    потребностями детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровьяи инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;

-    значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и отсутствием целостной модели их комплексного сопровождения.

Общая характеристика системы ранней помощи

Ранняя комплексная помощь- комплекс мер, включающих выявление, обследование, коррекцию физических и (или) психических нарушений, индивидуализированное обучение ребенка с особенностями психофизического развития в возрасте до 3 лет с психолого-медико-педагогическим сопровождением в условиях семьи, учреждении образования и организации здравоохранения.

Целями создания системы ранней помощи являются:

-    раннее выявление рисков развития нарушений здоровья у детей от 0 до 3-х лет;

-   создание единой системы медицинских, психологических, педагогических, социальных мероприятий, обеспечивающих возможно более полную компенсацию нарушения здоровья;

-   обеспечение услугами по развитию таких детей во избежание возникновения   нарушений развития здоровья или коррекции для уменьшения уже возникших нарушений;

-    формирование и развитие способностей таких детей для их оптимальной адаптации и интеграции в общество;

-    предоставление помощи родителям в создании оптимальных условий для развития и обучения ребенка в условиях семьи, повышения уровня компетентности родителей и других членов семьи, для расширения их возможностей по созданию условий для выстраивания маршрута роста и развития такого ребенка, планирования жизни ребенка в будущем;

-    содействие социальной интеграции семьи и ребенка;

-   развитие системы мероприятия по профилактике инвалидности и нарушений здоровья у детей;

-    обеспечение подготовки и перехода ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в дошкольную образовательную организацию.

Целевые группы населения, в отношении которых осуществляется ранняя помощь:

  1. Дети с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста, в том числе дети-инвалиды раннего возраста;
  2. Дети группы риска возникновения отклонений в развитии;
  3. Семьи, осуществляющие воспитание и уход за детьми с ограниченными возможностями здоровья и детей группы риска раннего возраста.

Основные критерии отнесения ребенка к категории, нуждающихся в ранней помощи:

-      возраст ребенка в диапазоне значений от 0 до 3 лет;

-      наличие интеллектуального, сенсорного, эмоционального, двигательного, речевого недостатка, их сочетаний или риска их возникновения;

-      наличие потребности в специальном комплексном сопровождении.

Направления работы службы ранней помощи:

  1. Диагностическое направление, в рамках которого осуществляется деятельность по обследованию ребенка, выявлению его особенностей развития  и потребностей в ранней помощи, а так же изучение потребностей и ресурсов семьи.
  2. Коррекционно-развивающее направление обеспечивает:

¾    помощь в выборе индивидуального маршрута;

¾    разработку и реализацию коррекционно-развивающих программ в работе с детьми раннего возраста.

  1. Консультативное направление предполагает реализацию специальных программ обучения родителей и включение их в образовательный процесс.
  2. Информационно-просветительское направление обеспечивает поддержку общественных инициатив, направленных на совершенствование гарантий свободного развития ребенка в соответствии с его возможностями.

Модель выявления отклонений в развитии детей раннего возраста

Выявление отклонений в развитие детей является мультидисциплинарной задачей, для решения которой необходимо объединение усилий медицинских работников, специалистов психологического и педагогического профилей, а так же работников социальной сферы и родителей.

Причинами, актуализирующими необходимость развития вариативных форм психолого-медико-педагогической помощи детям раннего возраста и их семьям стали следующие факторы:

-    низкое качество репродуктивного здоровья родителей;
-    снижение уровня здоровья детской популяции в возрастном диапазоне от рождения до младшего школьного возраста;
-    дефицит учреждений для детей раннего возраста с особыми образовательными потребностями;
-    накопленный в образовательной практике опыт сопровождения детей раннего возраста;
-    высокая эффективность комплексной помощи детям раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и детям группы риска.

1 ЭТАП Медицинское обследование.

2ЭТАП (приотсутствие медицинского обследования может являться первым этапом).Комплексное обследование ребенка на ПМПк, ТПМПК с целью выявления структуры нарушения и сохранных функций (потенциальных возможностей), подготовка рекомендаций, направление в Службу ранней помощи.

3 ЭТАП Диагностическое сопровождение ребенка в Службе ранней помощи.

Система диагностического сопровождения позволяет осуществлять обоснованное проектирование коррекционно-развивающей работы с ребенком и его семьей, своевременно оценивать происходящие изменения в психическом и физическом состоянии ребенка, его социальной ситуацией развития с целью внесения изменений, дополнений и корректировки содержания, методов и педагогических условий реализации комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи, а так же оценки эффективности оказания ранней помощи.

4 ЭТАП Комплексное обследование ребенка в ПМПк, ТПМПК с целью динамики в развитии ребенка и определения дальнейшего образовательного маршрута.

Для обоснованного определения дальнейшего образовательного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, оптимально соответствующего его специальным потребностям и принятия решения о его интеграции в ту или иную образовательную среду, определения потребности в дальнейшем комплексном сопровождении осуществляется его комплексное обследование в ПМПк, ТПМПК после завершения его пребывания в Службе ранней помощи. Важно обеспечить преемственность комплексной индивидуальной программы сопровождения ребенка и семьи и непрерывности обучения ребенка при переходе в образовательную организацию, в том числе:

  •  помощь в выборе образовательной организации;
  •  прохождение ПМПк, ТПМПК;
  •  участие в разработке индивидуального образовательного маршрута по основной или адаптированной программе;
  •  рекомендации по созданию специальных образовательных условий;
  •  помощь в адаптации и включению ребенка в образовательный процесс на начальном этапе и далее.

         Успешное функционирование Службы ранней помощи зависит от профессиональной готовности специалистов к раннему выявлению отклонений в развитии ребенка, организации коррекционно-развивающей работы с ним, продуктивного взаимодействия с семьей и участие в деятельности междисциплинарной команды. Специалист должен обладать особыми компетенциями в области диагностики, коррекции нарушений развития и сопровождения семьи ребенка.

Представленный  опыт коллег показывает, что правильно организованная и своевременная ранняя помощь детям раннего возраста с нарушением в развитии способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии, обеспечить максимальную реализацию потенциала развития ребенка, а для значительной части детей обеспечить возможность включение в общий образовательный поток на раннем этапе возрастного развития.

Таким образом, создание системы ранней помощи позволит сократить долю детей, которые по достижению школьного возраста будут нуждаться  в специальных условиях и поддержке для получения образования, социальной адаптации, сократить число детей в специализированных учреждениях. Своевременная помощь и коррекция дают исключительную возможность «сгладить» имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Список литературы

  1. Архипова Е.Ф. Ранняя диагностика и коррекция проблем развития. Первый год жизни ребенка. – М.: Мозайка-синтез, 2012
  2. Басилова Т.А., Александрова Н.А.. Как помочь ребенку со сложным нарушением развития: пособие для родителей. – М.: Просвещение, 2008
  3. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Разенкова Ю.А., Урядницкая Н.А., Шматко Н.Д. Проект Программы создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии// Дефектология. – 200. №6. – С. 3-8
  4. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. – М.: Просвещение, 2008
  5. Психолого-педагогическая диагностика/ под редакцией И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М., Издательство «Академия», 2009
  6. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста/ Под редакцией Е.А.Стребелевой. – М., 2009
  7. Приходько О.Г., Югова О.В. Становление системы ранней помощи в России. – М.: Парадигма, 2015

"Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А  № 0005347, № 0005348

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2388
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.