" Вокалотерапия в развитии певческих навыков у детей дошкольного возраста" Практикум для педагогов |
ср., 23.08.2017 |
Автор:
Бывалина Елена Анатольевна,
музыкальный руководитель
МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
1 квалификационная категория
Педагогический стаж 23 года
Цель: Применение здоровьесберегающей технологии «Вокалотерапия» в работе по формированию певческих навыков у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Способствовать развитию правильного дыхания во время пения с целью профилактики простудных заболеваний;
2. Закреплять навыки певческого дыхания;
3. Продолжать развивать подвижность артикуляционного аппарата;
4. Совершенствовать певческие умения и навыки:
• правильное звуковедение (протяжное, отрывистое);
• чистое интонирование мелодии;
5. Воспитывать бережное отношение к голосу.
Ход практикума
Звучит песня В. Шаинского «От улыбки» в исполнении педагога.
Уважаемые коллеги, здравствуйте! Скажите, что я делаю? (поете).
Я не только пою, но и лечусь.
Если петь каждый день, хотя бы по нескольку минут то:
Во-первых, мы с вами поднимем себе настроение, научимся управлять своими эмоциями, а также сможем снять напряжение, комплексы и даже замкнутость.
Во-вторых, сила нашего голоса – это вибрация. Когда мы издаем звуки, нашему организму посылается множество звуковых волн. Эти колебания ощущаются всем телом от макушки до стоп. Также они оказывают позитивное воздействие на органы и системы нашего организма, укрепляют тело и улучшают состояние при заболеваниях.
В-третьих, наш голос управляет дыханием. Если научиться управлять своим голосом, то можно избавиться от различных заболеваний органов дыхания. Например, хронических заболеваний легких, бронхов и астмы.
Искусство пения, прежде всего, это правильное дыхание, которое является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, тренируют умение произвольно управлять дыханием, формируют правильную его биомеханику, осуществляют профилактику заболеваний и осложнений органов дыхания.
Так как у детей дошкольного возраста дыхательные мышцы еще слабы, необходима специальная система упражнений для постановки правильного дыхания, развития мышц грудной клетки, увеличения её эластичности. Упражнения рекомендуется выполнять в собственном дыхательном ритме, следя за вдохом и выдохом.
А теперь я всем предлагаю отправиться в мысленное путешествие в «город Пения».
Представим с вами, что мы оказались в городе на бульваре, где много разных деревьев, они большие с крупными ветвями. Давайте встанем, поднимем руки вверх и покачаемся в разные стороны. Среди этих деревьев есть старые деревья, они все время скрипят и кряхтят. Давайте попробуем покряхтеть и поскрипеть на звук «А» (это упражнение помогает расслабить мышцы голосовых связок и горла).
Теперь имитируем ветер. Руки поставим на пояс, берем вдох через нос, делаем наклоны вперед, выдыхаем через рот и так несколько раз.
К нам прилетела сова. Поставим руки на пояс. Поворачиваем голову вправо-влево, издаем короткий выдох на звук «У» (в этом на должны помогать мышцы брюшного пресса).
А теперь прилетели чайки. Они кричат то тише, то громче на звук «А» на коротком выдохе.
Вот мы с вами очутились в другом районе города. Давайте закроем глаза и сделаем глубокий вдох и выдох. Вместе с вами мы сделаем упражнение для мышц языка, без него мы не сможем говорить и петь.
1) упражнение «Язычок вверх-вниз-наружу»
2) упражнение «Язычок трубочка-дудочка»
3) упражнение «Сладкие губы».
Мышцы язычка растянули, теперь широко улыбнулись, прокатились на машине (упр. «Машина») и послали воздушный поцелуй несколько раз.
Для того, чтобы заниматься вокалотерапией не обязательно иметь вокальные данные, главное, чтобы вам это нравилось. И песни должны быть подобраны по душе. Но они должны нам быть понятны, спеты с четкой дикцией, внятно и с настроением. А помогут нам в этом скороговорки. Повторите вместе со мной:
Села Лорка у пригорка,
Тараторить начала:
«Я от горки два ведерка,
До пригорка донесла».
Сначала скороговорку нужно заучить, затем проговаривать тихо, потом громко и очень громко, чтобы разжать голос, т.е освободить его. Иногда специалисты советуют просто покричать. Если заниматься постоянно, то наш голос окрепнет, станет четким, эмоциональным, а тем самым укрепиться наше здоровье.
Наш голос подготовлен, теперь можно и распеться:
1) упражнение «Я иду по лесенке, сочиняю песенки» по хроматизму.
2) упражнение «Я пою» Т53 в нисходящем движении
3) Упражнение «Едет, едет паровоз» по хроматизму вверх-вниз
4) Упражнение «до-ре-до, до-ре-ми-ре-до, до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до»
5) Упражнение на соединение согласных с гласными «да-дэ-ди-до-ду, бра-брэ-бри-бро-бру, за-зэ-зи-зо-зу»
Ну, а теперь я предлагаю всем выступить на площади Артистов с известной песней «От улыбки». Но помните, вы должны петь эмоционально, голос должен выходить прямо вверх, для этого хорошо должны работать жевательные мышцы, четко и понятно произносить слова.
Исполняется песня В. Шаинского «От улыбки»
Голос - это уникальный музыкальный инструмент, данный человеку природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит при разговоре, шепоте, пении. Петь в любом случае полезно, даже если нет ни голоса, ни слуха.
После занятий вокалотерапии кровь, легкие и в целом весь организм обогащаются кислородом. А правильно подобранные дыхательные и голосовые упражнения обеспечивают более качественные функционирование сердечно-сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы и мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Таким образом, после занятия вокалотерапией укрепляется и оздоравливается весь организм. А о лечебных свойствах отдельных звуков знали испокон веков.
Пение - это мощный оздоровительный фактор, обеспечивающий эффективность воздействия на организм поющих, равную спортивным тренировкам «умеренной мощности». А если петь на улыбке, мир для нас станет ясным и светлым.
Используемая литература:
- Бурно Е.М. Терапия творческим самовыражением. М., Екатеринбург,1999.
- В.В. Емельянов, В.П. Морозов, Д.Е. Огороднов, Г.П. Стулова Л. Назарова. «Методика вокального воспитания детей шести-семи летнего возраста,
- Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб: Речь, 2003.
- Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика./Медведева Е.А. и др.М.: Академия, 2002.
- Шушарджан С. В. Здоровье по нотам. М., Изд-во''Перспектива'', 1994–190 стр.
- Шушарджан С. В. Музыкотерапия и резервы человеческого организма. М., Изд-во ''Антидор '', 1998–363стр.
- http://feelgood.ua/zdorovoye-telo/vokaloterapiya-kak-lechit-bolezni-golosom-feelgood/
- http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-zdorovesberegayuschaja-tehnologija-vokaloterapija-v-razviti-pevcheskih-navykov-u-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
- https://masterclassy.ru/pedagogam/vospitatelyam/11586-pervoe-zanyatie-po-vokalu-puteshestvie-v-gorod-peniya.html
- http://tropa-strannika.ru/viewtopic.php?id=267
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004402
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf