Игровой практикум "Сенсомоторная деятельность, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"

  вт., 01.08.2017

Автор - составитель:

Мамыкина Зинаида Ивановна,

воспитатель 1 квалификационной категории

МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Педагогический стаж 12 лет

Игровой практикум для педагогов

Сенсомоторная  деятельность,  как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Цель:   актуализация знаний педагогов о технологиях сенсомоторного развития детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

  • Показать значение сенсомоторной деятельности  в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
  • Показать приемы работы с детьми по развитию сенсомоторной деятельности.
  • Познакомить с разновидностями дидактического материала для развития мелкой моторики

Предварительная работа: Подготовить выставку сенсорных игр  и оборудования для сенсомоторной деятельности.

Ход  практикума

Ни в каком возрасте человек не усваивает столько всего, как в раннем детстве. Ребенок рождается беспомощным, но его органы чувств с самого начала настроены «на прием». С возрастом восприятие малыша постоянно улучшается не только благодаря созреванию органов чувств, но и их работе.

Дети воспринимают мир всеми органами чувств, они исследуют предметы ртом, руками, всем телом. Но органы чувств работают , только если ребенок пользуется ими. Способности восприятия можно улучшить, если предоставить ребенку в первые годы жизни предоставить ребенку богатые возможности для разнообразных упражнений.

Формирование сенсомоторного опыта происходит в играх, когда  дети используют различный материал: песок, крупы, бусины, мех и т.д. Взаимодействуя  с такими материалами у детей развиваются, в первую очередь, тактильные ощущения и мелкая моторика.

Исследованиями многих крупнейших ученых (И.П.Павлов, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьев) подтверждена взаимосвязь мелкой и речевой моторики. Ученые института физиологии детей и подростков Санкт-Петербургской академии психологических наук (М.М.Кольцова, Е.И.Исенина, Л.В.Антонова-Фомина) доказали связь интеллектуального развития с пальцевой моторикой. В.А.Сухомлинский справедливо утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Мелкая моторика рук связана с развитием левой височной и левой лобной областей головного мозга, отвечающих за формирование многих сложнейших психических функций.

 С накоплением представлений об отдельных признаках предметов (форма, величина, цвет, фактура, звучание),  у ребенка формируется чувственная основа слова, т.е «база речи» (Л.С.Цветкова). Таким образом, развивая восприятие и сенсомоторные сопособности детей, мы готовим почву для развития речи.

Для развития сенсомоторных способностей детей существуют множество различных игр и упражнений.

Игротека

Игра «Золушка»

Предложите детям разложить разные виды круп по тарелочкам. Усложните задачу: крупу брать только двумя пальчиками. Трудно?

      

Игра «Мозаика из бросового материала»

Предложите детям схематичное изображение каких либо предметов, например, паровозик. Задание: выложить колеса пуговицами в соответствии с размером колес.

Рисунки могут   быть разными, например, неваляшка, бабочка, снеговик, мячики, бусы  и т. д. В таких играх закрепляются  сенсорные эталоны цвет, форма, величина. 

Игра «Шагаем в пробках»

Пробки от пластиковых бутылок могут  помочь нам еще и в развитии мелкой моторики и координации пальцев рук. Устроим соревнования, чьи пальчики быстрей дойдут до финиша. При этом будем проговаривать  любимые детские стихи, например,

Я люблю свою лошадку…

Пальчиковая гимнастика с прищепками «Гусенок»

Бельевая прищепка - прекрасное средство массажа подушечек пальцев. Причем силу нажима регулирует сам ребенок, да и раскрыть прищепку  - немалый труд для малыша. Представим, что прищепки - это гуси, которые сбежали от бабуси. Они щиплют травку, широко раскрывая рот. Покажите, как гуси открывают рот?

А теперь поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стихотворения:

Рано утром встал гусенок.

Пальцы щиплет он спросонок

Скорее корма дайте мне.

Мне и всей моей семье!

 

Игры в сухом бассейне известны всем. Несмотря на свою простоту, они очень эффективны и нравятся детям. Среди крупы, гороха или маленьких шариков можно спрятать сюрприз, «потерять» ценную вещь и т.д. Придумайте мотивацию для детей, и они увлеченно будут играть в сухом бассейне.

Игры с песком

Не забываем и о песочнице. Это уникальное «изобретение» для людей всех возрастов и на все времена. А игры можно придумать вместе с детьми. Начнем с простых отпечатков следов от игрушек. Угадай, кто здесь прошел? А теперь оставим отпечатки своих ладошек. Чьи ладошки на песке, отгадайте?

Дидактическая игра «Рыбалка».

Пособие представляет собой «Аквариум» (картонная коробка,  обклеенная  синей бумагой, на поверхности прорезаны отверстия, удочка с крючком).

Картонные рыбки окрашены разными цветами. Игровое правило: ребёнок при помощи удочки ловит рыбку из аквариума, называет цвет и кладёт  на тарелочку по цвету.

Дидактическая игра «Яблочки для ёжиков»

Ёжики вырезаны из картона (красного, жёлтого, синего, зелёного) цвета. Яблоки из цветных крышек (жёлтого, красного, синего, зелёного цвета). Игровое правило:  ребёнок кладёт цветные "Яблочки" к  ёжику по цвету.          

Дидактическая игра «Сушилка»

Пособие представляет собой «Сушилку», которая сделана из деревянных реек,

сверху натянута верёвка,  прищепки разных цветов, силуэты одежды вырезаны из цветного материала. Игровое правило: ребёнок крепит одежду прищепкой по цвету.

Сегодня мы познакомились лишь с малой частью сенсомоторных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста.  Придумывайте игры сами, ведь игровой материал окружает нас повсюду.

 

Литература:

  1. Циммер Р. Компетентный малыш. Руководство для родителей с многочисленными примерами увлекательных подвижных игр. От рождения до трех лет/ Ренате Циммер. - М.: Теревинф, 2013. - 152
  2. http://xni1abbnckbmcl9fb.xnp1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/588244/ Чепурина И.В. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами сенсомоторной деятельности.

 

"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004380

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 6373
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.