Речедвигательная гимнастика на степах как средство коррекции речи детей |
чт., 27.07.2017 |
Автор-составитель:
Половникова Татьяна Васильевна,
воспитатель
МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
Педагогический стаж 36 лет
Высшая квалификационная категория
Цель: применение речедвигательной гимнастики, как средства коррекции речи дошкольников.
Задачи: познакомить педагогов с приемами речедвигательной гимнастики.
Ход практикума
Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.
Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.
Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.
Речедвигательные игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения.
У детей имеющих нарушение речи наблюдается скованность и замедленность движений, недостаточно развито чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, недостаток резерва дыхательной системы.
Одним из средств преодоления недостатков физического развития и речевых нарушений могут стать степ-платформы.
Речедвигательные упражнения с использованием степов развивают дыхательную систему, все виды моторики.
Для получения коррекционного эффекта игры и упражнения должны проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.
Для разработки комплексов я изучила работы А.Я. Мухиной Речедвигательная ритмика и Т.Л.БарабашРечедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.
Выполнение детьми упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек на степах позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребёнка и положительно повлиять на двигательную систему.
Структура занятия:
1.Артикуляция гласных звуков с движением рук.
2. Чистоговорки с движением рук.
3. Упражнения на степах
4. Подвижные игры
5. Релаксация
Освоение речедвигательных упражнений мы начинаем с произношением гласных звуков, вырабатываем речевое дыхание. При выполнении этих упражнений, раскрывается диафрагма.Речевое дыхание становится правильным, а звуки чистыми.
1. Упражнения на артикуляцию гласных звуков
А – разводим руки в стороны
О – поднимаем руки вверх
У – вытягиваем руки, вперед показывая указательный палец
И – поднимаем руки, вверх показывая указательный палец
Ы. – руки согнуты в локтях, у груди сжаты пальчики в кулак, разводим кулаки в стороны
Э - поднимаем руки вверх и касаемся плечиков
Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно
2. Упражнения на проговаривание слогов
За-за-за |
Разводим руками в стороны |
Уходи домой коза |
Грозим указательным пальчиком перед собой и разводим руки в стороны |
Шу – шу – шу |
Выпрямляем руки вперед |
Я рукой машу |
Машем ладошками |
РО – ро – ро |
Наклон туловища вперёд делаем моторчик |
Потерял петух перо |
Поднимаем руки вверх |
Упражнения на формирование речевого выдоха, плавной воздушной струи.
На выдохе произносим звуки и слоги
Па – па – па – па – па |
Говориммедленно, руки сжаты в кулак |
Па – па – па |
Говорим быстрее, после каждого выдоха расслабляемся |
Па – па – па |
Ещё быстрее произносим слоги |
Та-та-та |
Руки сжаты в кулак, напряглись и громко проговариваем, движением руки как бы бросая на пол одновременно топая ногой, расслабились. |
Та – та – та |
Сжатый кулак, поднимая, немного вверх и опуская, вниз проговариваем медленно, а затем с ускорением |
3. Упражнения со степами
Упражнение 1
Ходьба по залу со словами:
Так – так – так – так
Ходят ноженьки вот так
Упражнение 2 (на степах)
Топали, да топали, |
встаем на степ руки, на пояс |
Дотопали до тополя, |
спускаемся со степа, руки опускаем вниз |
Дотопали до тополя, |
встаём на степ, руки, на пояс |
Да ноги-то оттопали |
спускаемся со степа, опускаем руки вниз |
Для упражнений на степах подойдут любые скороговорки, считалки, короткие стихи и попевки. Движения каждый педагог может придумать свои. Данные упражнения будут прекрасным дополнением на занятиях логоритмикой.Для речедвигательной гимнастики прекрасно подходят песни Е.Железновой. Они ритмичны, ритм удобен для выполнения детьми, текст песен прост и понятен детям, легко запоминается. Движения выполняются по тексту.
Упражнение 3
Одно из таких упражнений - танцевальное упражнение «Тук – тук – туки – ток».
Тук-ток, туки-ток Бьёт кулак, как молоток |
Сначала стучит один кулачок, затем второй
|
Тук-тук-тук-туки, Застучали две руки |
Оба кулачка стучат друг о друга |
Тук-ток,
Туки-ток, Застучал мой каблучок |
Сначала топает одна ножка - шаг на степ, приставили ногу, затем вторая - шаг на степ, приставили ногу топаем ногами - возле степа |
Тук-тук, Тук-туки, Две ноги и две руки |
Одновременно работают руки и ноги, изображаем молоточек и делаем приставные шаги на степ как во 2 куплете |
4. Подвижная игра со степами
Быстрые ножки по залу бегут, Быстрые ножки степ свой займут.
Когда проговаривается последнее слово «Займут», дети быстро занимают свой степ, кому не хватило степа - выходят из игры.
5. Релаксация
И.П. – сидя на степах, ноги выпрямлены, руки в упоре сзади. Педагог проговаривает слова: Мы прекрасно загораем, ноги выше поднимаем – сгибаем ноги в коленях, постепенно опускаем, свои ножки расслабляем.
Используя степы, дети с удовольствием выполняют речевые игры. Развитие речи происходит в движении и с положительными эмоциями. Можно предположить, что коррекционно-педагогический потенциал речедвигательной ритмики увеличивается путём интенсивного развития ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.Всё вместе даёт большой развивающий и коррекционный эффект.
Литература:
Барабаш Т.Л. и др. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.
- Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦСфера, 2006.
- Долганова В.Г. Речедвигательная гимнастика, как элементы комплексной работы по преодолению речевых нарушений.
- КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Хлоп–топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедическойработы с детьми 6–10 лет. – М.: «Гном и Д», 2008.
- Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика, Московский Государственный Гуманитарный университет им. М.А.Шолохова, Москва, Редакционно-издательский центр, 2008.
"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004371
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf