Речедвигательная гимнастика на степах как средство коррекции речи детей

  чт., 27.07.2017

Автор-составитель:

Половникова Татьяна Васильевна,

воспитатель

 МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»

Педагогический стаж 36 лет

Высшая квалификационная категория 

Цель: применение речедвигательной гимнастики, как средства коррекции  речи дошкольников.

Задачи: познакомить педагогов с приемами речедвигательной гимнастики. 

Ход практикума

Речедвигательная ритмика (гимнастика) – это система физиологически обусловленных двигательных упражнений, связанных с произношением, в выполнении которых участвуют общая и мелкая моторика, органы артикуляции, мимическая мускулатура.

         Естественнонаучная основа речедвигательной ритмики складывается из комплекса научных дисциплин (анатомия, физиология, невропатология, специальная педагогика и психология, дефектология), которые располагают необходимыми данными о взаимодействии движения и речи.

Средствами речедвигательной ритмики являются двигательные упражнения, направленные на нормализацию мышечного тонуса; упражнения, активизирующие внимание, воспитывающие чувство ритма, самостоятельность, чёткость и дифференцированность движений; упражнения на развитие дыхания.

Речедвигательные  игры и упражнения предполагают развитие координационно – регулирующих функций речи и движения.

У детей имеющих нарушение речи наблюдается скованность и замедленность движений, недостаточно развито чувство ритма, нарушение ориентировки в пространстве, недостаток резерва дыхательной системы.

Одним из средств преодоления недостатков физического развития и речевых нарушений могут стать степ-платформы.

Речедвигательные упражнения с использованием степов развивают дыхательную систему, все виды моторики.

Для получения коррекционного эффекта игры и упражнения должны проводиться в системе, с постепенным усложнением речевого материала.

Для разработки комплексов я изучила работы А.Я. Мухиной Речедвигательная ритмика  и Т.Л.БарабашРечедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.

Выполнение детьми упражнений с проговариванием незатейливых стихотворных строчек на степах позволяет шаг за шагом нормализовать речь ребёнка и положительно повлиять на двигательную систему.

Структура занятия:

1.Артикуляция гласных звуков с движением рук.

2. Чистоговорки с движением рук.

3. Упражнения на степах

4. Подвижные игры

5. Релаксация

Освоение речедвигательных  упражнений мы начинаем с произношением гласных звуков, вырабатываем речевое дыхание. При выполнении этих упражнений,  раскрывается диафрагма.Речевое дыхание становится правильным, а звуки чистыми.

1.     Упражнения на  артикуляцию гласных звуков

    А – разводим руки в стороны

    О – поднимаем руки вверх

    У – вытягиваем руки, вперед   показывая  указательный палец

    И – поднимаем руки, вверх показывая указательный палец

    Ы. – руки согнуты в локтях,  у груди сжаты пальчики в кулак, разводим кулаки в стороны

    Э -  поднимаем руки вверх и касаемся  плечиков

    Эти звуки мы можем произносить: громко, тихо, быстро, медленно

    2.     Упражнения на проговаривание слогов

      За-за-за 

      Разводим руками в стороны

      Уходи домой коза

      Грозим указательным пальчиком перед собой и разводим руки в стороны

      Шу – шу – шу

      Выпрямляем руки вперед

      Я рукой машу

      Машем ладошками

      РО – ро – ро

      Наклон туловища вперёд делаем моторчик

      Потерял петух перо

      Поднимаем руки вверх

       

      Упражнения на формирование речевого выдоха, плавной воздушной струи. 

      На выдохе произносим звуки и слоги

      Па – па – па – па – па

      Говориммедленно, руки сжаты в кулак

      Па – па – па

      Говорим быстрее,  после каждого выдоха расслабляемся

      Па – па – па

      Ещё быстрее произносим слоги

      Та-та-та

      Руки сжаты в кулак,  напряглись и громко проговариваем,  движением руки как бы бросая на пол одновременно топая ногой, расслабились.

      Та – та – та

      Сжатый кулак, поднимая, немного вверх и опуская, вниз проговариваем медленно, а затем с ускорением

      3.     Упражнения со степами

        Упражнение 1

        Ходьба по залу со словами:

        Так – так – так – так

        Ходят ноженьки вот так

        Упражнение 2 (на степах)

        Топали, да топали,               

        встаем на степ руки, на пояс

        Дотопали до тополя,         

        спускаемся со степа, руки опускаем вниз

        Дотопали до тополя,          

        встаём на степ, руки, на пояс

        Да ноги-то оттопали          

        спускаемся со степа, опускаем руки вниз

        Для упражнений на степах подойдут любые скороговорки, считалки, короткие стихи и попевки. Движения каждый педагог может придумать свои. Данные упражнения будут прекрасным дополнением на занятиях логоритмикой.Для речедвигательной гимнастики прекрасно подходят песни Е.Железновой. Они ритмичны, ритм удобен для выполнения детьми, текст песен прост и понятен детям, легко запоминается. Движения выполняются по тексту.

        Упражнение 3

        Одно из таких упражнений - танцевальное упражнение «Тук – тук – туки – ток».

        Тук-ток, туки-ток

        Бьёт кулак, как молоток

        Сначала стучит один кулачок, затем второй

         

        Тук-тук-тук-туки,

        Застучали две руки

        Оба кулачка стучат друг о друга

        Тук-ток,

         

        Туки-ток,

        Застучал мой каблучок

        Сначала топает одна ножка - шаг на степ, приставили ногу,

        затем вторая - шаг на степ, приставили ногу

        топаем ногами - возле степа

        Тук-тук,

        Тук-туки,

        Две ноги и две руки

        Одновременно работают   руки и   ноги, изображаем молоточек и делаем приставные шаги на степ как во 2 куплете

         4.     Подвижная игра со степами

          Быстрые ножки по залу бегут,  Быстрые ножки степ свой займут.

          Когда проговаривается последнее слово «Займут», дети быстро занимают свой степ, кому не хватило степа  - выходят из игры.

          5. Релаксация

          И.П.  – сидя на степах, ноги выпрямлены, руки в упоре сзади. Педагог проговаривает слова: Мы прекрасно загораем, ноги выше поднимаем – сгибаем ноги в коленях, постепенно опускаем, свои ножки расслабляем. 

          Используя степы, дети с удовольствием выполняют речевые игры. Развитие речи происходит в движении и с положительными эмоциями. Можно предположить, что коррекционно-педагогический потенциал речедвигательной ритмики увеличивается путём интенсивного развития ритмических способностей и мотивационной сферы детей в игровой деятельности.Всё вместе даёт большой развивающий и коррекционный эффект. 

          Литература:

          1. http://psyjournals.ru/psytel2011/issue/44591_full.shtml

          Барабаш Т.Л. и др. Речедвигательная гимнастика «Шаг к слову» с использованием степов.

          1. Воронова А.Е. Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5–7 лет. Методическое пособие – М.: ТЦСфера, 2006.
          2. Долганова В.Г. Речедвигательная гимнастика, как элементы комплексной работы по преодолению речевых нарушений.
          3. КоноваленкоВ.В., Коноваленко С.В. Хлоп–топ: Нетрадиционные приемы коррекционной логопедическойработы с детьми 6–10 лет. – М.: «Гном и Д», 2008.
          4. Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика,  Московский Государственный Гуманитарный университет им. М.А.Шолохова,  Москва, Редакционно-издательский центр, 2008.

           

          "Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004371

          Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
          - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
          - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

          Почему выгодно публиковаться у нас?

          1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
          2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
          3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
          4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
          5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

          Подробно >>>

          Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

          Поделиться
          Оставьте свой комментарий


          Просмотров: 6318
          Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
          Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
          Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.