«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

  вс., 16.07.2017

Автор - составитель:

Гребенюк Любовь Витальевна,

воспитатель

МАУДО "Детский сад №9" г. Ялуторовска

Высшая  квалификационная категория

Педагогический стаж 26 лет

 

Практикум для педагогов

«Использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера»

Цель:использование в играх с дошкольниками логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенерапо математическому развитию дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить с вариантами применения данного дидактического материала на практике.
  2. Создать предпосылки для профессионального совершенствования воспитателей.

Материал: блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, схемы, символы свойств, карта«Довези машину до гаража», 4 обруча, методическая литература.

Ход

Уважаемые коллеги! В своей работе по развитию интеллектуальных способностей яиспользую логические блоки Дьенеша, всемирно известного венгерского профессора, математика, специалиста по психологии, создателя прогрессивной авторской методики обучения детей – «Новая математика». Самое главное в этих блоках – это различие по четырем свойствам: по форме, цвету, размеру и толщине.

Почему я взяла для работы именно эти блоки? Потому что в процессе разнообразных действий с логическими блоками дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования – декодирования, а также логические операции «не», «и», «или».

Работу с блоками Дьенеша следует начинать с младшей группы. Для начала предлагаются самые простые игры, цель которых освоение свойств, освоение таких выражений, как«Такой же», «Не такой».

Игры с блоками Дьенеша для детей  2 младшей группы (3-года)

 

  1. Покажите блок такого же цвета как этот.
  2. Найди блок такой же формы.
  3. Усложняем задание: Найди такой же блок по цвету и форме..
  4. Более сложный вариант: Найди такую же фигуру, как эта по цвету и форме, но другого размера.
  5. Можно использовать  задания с игрушкам. Предлагаем детям разделить фигуры так, чтобы у мишки все фигуры были красные, у зайца – желтые и т. д. В конце игры дети должны ответить на вопрос: «Какие фигурки у Мишки?», «Какие фигуры у зайца?» и т. д.

Игры с блоками Дьенеша для детей средней группы (4-5 лет)

В данном возрасте дети знакомятся с символами свойств. И глядя на модель, дети выполняютзадание: покажи фигуру такую же по цвету. Усложняем: Покажи такую же фигуру по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.

Знакомятся с понятием «НЕ». Покажи фигуру по моделям (используется модель с «НЕ»).

Усложняется работа по схемам по стрелочкам:

  1. Внимательно посмотрите на закодированную карточку, расшифруйте ее, покажите соответствующий блок (показ карточек - приложение 1).
  2. Игра «Цепочка»: Постройте цепочку, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы. Цель: ребенок должен построить цепочку как можно длиннее.
  3. В этом возрасте ребенок манипулирует двумя свойствами: Например, Чебурашка не любит красные игрушки и не хочет играть с круглыми. Какую он возьмет?

Игры с блоками Дьенеша

для детей старшей и подготовительной группы

В  этом возрасте ребенок уже может описать свойства любого блока с противоположной стороны. Например: Что можно рассказать о желтом прямоугольнике? Ответ: он некрасный, несиний, некруглый, нетреугольный, неквадратный, нетолстый, немаленький.

Игра «Угадай-ка»

Спрячьте одну фигуру. Ребенок должен угадать, какой именно блок спрятан, он задает наводящие вопросы, ответ на которые только «да» или «нет». Например, ребенок спрашивает:«Эта фигура квадратная?».  Нет. Вместе убираете все квадратные формы. – «Она красная?». Нет. Убирает красные фигуры.

Игра «Спасатели»

Сейчас я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» - подготовить транспорт к выезду в район бедствия. Выложите из блоков Дьенеша транспорт по схемам (приложение 2).

Подвижная игра «Посадим красивую клумбу»

Материал: набор блоков Дьенеша, 4 обруча нейтрального цвета, карточки с обозначениями признаков фигур и отрицанием признаков.

Ход игры: В одном обруче размещаются 24 фигуры блоков Дьенеша – это рассада.На другом краю зала размещаются три обруча так, чтобы они пересекали друг друга. В каждый обруч кладется карточка с обозначением признака: цвет, форма, величина.Дети берут по одному блоку и «сажают в ту «клумбу», карточка на которой соответствует признаку этого блока. Еслиу блока совпадают два признака, то его помещают в пересечение 2 обручей, а если совпали все три признака, то в пересечение 3 обручей. Если же фигура не соответствует ни одному признаку, то её помещают вне обручей. За каждый правильно размещенный блок ребенок получает очко, выигрывает тот, кто наберет больше очков.

Можно ли  использовать  блоки Дьенеша в других играх?  В каких?

  1. В подвижных играх (предметные ориентиры, обозначение домиков, дорожек, лабиринтов).
  2. Как настольно-печатные игры (Изготовление карты к играм «Расселии жильцов», «Какой фигуры не хватает», «Найди место фигуре», «Головоломка»).
  3. В сюжетно-ролевых играх: «Магазин» - деньги обозначаются блоками, цены на товарах обозначаются кодовыми карточками. «Почта»  - адрес на посылке, письме, открытке обозначается блоками, адрес на домике – кодовыми карточками,  «Поезд» - билеты, места.

Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века.

Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.

Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, котороепозволяет:

  1. Различать и классифицировать по цвету
  2. Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда
  3. Освоить прямой и обратный счет
  4. Делить целое на части
  5. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
  6. Развивать пространственные представления
  7. Овладеть арифметическими действиями.

На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и в ходе игры знакомятся с цветом, размерами и формами.

На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.

В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения«больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.).

Упражнения с палочками Кюизенера

 

  1. Постройте дорожку (синюю, желтую и т. д.)
  2. Подарите мишке желтые, а зайчику синие палочки.
  3. Постройте цыплятам низкий, а котятам высокий заборы.
  4. Постройте геометрические фигуры квадрат, прямоугольник.
  5. Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.

Суть счетных палочек– помочь ребенку познать основы математики и сделать это познание увлекательным!   Технология универсальна: помимо эффективности формирования элементарных математических представлений, она развивает мелкую моторику, зрительное и пространственное восприятие, стимулирует воображение, приучает к порядку.

Игры при ознакомлении с цветом

(различать цвет, классифицировать по цвету).

Игровое упражнение «Цвет и число»

Педагог предлагает построить необычный поезд - из цветных палочек. Например, розовой, голубой, красной и желтой. Прежде чем посадить в вагончики пассажиров, детям предлагается узнать, сколько мест в каждом вагончике. Дети находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают на вагончики каждого цвета.

«Как разговаривают числа»

Педагог сообщает, что числа умеют разговаривать. Но разговаривают не словами, а знаками. Затем предлагает детям взять в левую руку палочку красного цвета, а в правую - голубого.

-что нужно сделать, чтобы числа сравнить?

Педагог подводит детей к выводу, чтобы сравнить числа,  нужно наложить палочки друг  на друга.

-Я больше тебя – говорит число 4 числу 3

-Я меньше тебя – говорит число 3 числу 4..

Игра «Назови число - найди палочку».

Цель: закрепить умения соотносить количество с цифрой.

Ход: игры:Ведущий называет число, играющие на ходят соответствующую палочку. Затем ведущий показывает палочку, а дети называют число, которое она обозначает (например: белая - один, розовая - два, голубая - три, красная - четыре и так далее). Вначале числа называются и палочки показываются по порядку, а затем в разбивку.

«Поезд»

Педагог просит детей составить поезд от самой короткой до самой длинной и задает вопросы:

-сколько вагонов у поезда?

-какой по порядку голубой вагон?

-какой четвертый по счету?

-какой вагон между белым и голубым? И др.

Игровое упражнение «Покажи, как растут числа»

Цель: ознакомление детей с последовательностью чисел натурального ряда.

Педагог рассказывает о том, что растут деревья, цветы, дети. Числа тоже «растут». Что сделать, чтобы увидеть, как растут числа?

  • Карточки с цифрами разложить в порядке возрастания.
  • Построить числовую лесенку.
  •  Выкладываем лесенку из 10 палочек от меньшей (белой) к большей (оранжевой) и наоборот. Пройдитесь пальчиками по ступенькам лесенки, можно посчитать вслух от 1до 10 и обратно.

 

Можно использовать палочки для выкладыванияразличных изображений, замещая конструкцией реальный предмет.Темы изодеятельности можно перенести  в игру с палочками. Например, сказочный дом не только рисовали, но и выкладывали из палочек.

Заданий может быть огромное количество, всё зависит от вашей фантазии и фантазии ваших малышей.

А теперь возьмите по одной палочки любого цвета. Они скажут мне о вашем настроении.

Красный, розовый, бордовый - человек, выбирающий этот цвет в данный момент активен, уверен в себе и полон решимости.

Оранжевый - предпочтение этого цвета говорит о приподнятом настроении. Оранжевое настроение характеризуется радостью, весельем, предвкушением чего-то хорошего. 

Желтый - если вы выбрали данный цвет, то в данный момент можете испытывать потребность в общении и получении новых знаний и информации. В этом состоянии легко решать поставленные задачи.

Синий, голубой - этот цвет говорит о спокойствии и умиротворении. В данный момент вы можете быть погружены в себя или испытывать симпатию к кому-то или чему-то.

Фиолетовый - это цвет вдохновения. Кроме этого фиолетовое настроение обостряет интуицию, поэтому если в данный момент у вас есть какие-либо предчувствия, то стоит им довериться.

Белый - этот цвет может говорить об усталости, но не физической, а скорее, эмоциональной.

Черный - это противоречивый цвет. С одной стороны он говорит о чувстве защищенности и стабильности, с другой – о грусти и подавленности. Выбор черного цвета говорит о напряжении или переживании стресса.

Использованная литература

  1. Генденштейн А.Э., Малышева Е.Л. Арифметические игры для детей 6-7 лет. - Москва-Харьков .-Илеска, 1998.
  2. Давайте проиграем. Под ред. Столяра А.А. - М.: Просвещение. 1991.
  3. «Детство» Программа развития и воспитания детей в детском саду. Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гуревич. - СПБ, Акцидент, 1996.
  4. Математика до школы. Под ред. З.А. Михайловой, Р.Л. Непомнящий. - СПб. Акцидент, 1998.
  5. Математика от трех до семи. Под ред. З.А. Михайловой, Э.Н. Иоффе. - СПб. : Акцидент, 1997.
  6. Носова Е.А. Непомнящая Р.П. Логика и математика для дошкольников. - СПб : Акцидент, 1997.
  7. Сербина Е.В. Математика для малышей. - М., 1987.
  8. Фидлер М. Математика уже в детском саду. -М.: Просвещение, 1981.

"Свидетельства о публикации в СМИ" Серия А №  0004340

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 9382
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.