"Оптимизация взаимодействия педагога с детьми" Консультация – практикум для педагогов

  чт., 18.05.2017

Автор:

Бундакова Лариса Александровна

Заведующий

МБДОУ № 63 "Катюша" г. Сургут

 

В наше время стремительно развивается сфера дошкольного образования: строятся новые детские сады, улучшается развивающая предметно-пространственная среда, реализуются новые программы и проекты. Но, как и много лет назад самым главным объектом развития и воспитания в детском саду остаются дети. Именно для них, для их развития производятся улучшения и изменения. А самым главным человеком в детском саду для детей остаётся их воспитатель, от которого зависит комфорт пребывания ребёнка в группе, качество получаемых знаний и т.д.

«В последние годы, в связи с увлечением ранним обучением дошкольников, появились попытки интеллектуализировать игру, т.е. превратить все игры ребёнка в дидактические занятия»(А.С. Спиваковская)[1]

Это в свою очередь влияет на социально-эмоциональное развитие ребёнка. Приходят в детские сады дети с хорошим познавательным развитием, но с нарушениями коммуникативной сферы. Они не могут адекватно взаимодействовать с детьми и педагогами

Как же оптимизировать взаимодействие педагога и ребёнка?

         Огромное значение в развитии ребёнка имеет игра. Именно в ней он демонстрирует своё отношение к увиденному, услышанному, пережитому. Внимательному педагогу игра ребёнка может дать очень много информации.

         Например, поведение в игре возбудимых детей отличается импульсивностью, конфликтностью, неумением достигать соглашения, придерживаться правил игры. А можно увидеть ребёнка, который сидит в стороне от общих игр. В работе с таким ребёнком важно соблюдать принцип постепенности, пошаговости.Поэтому важно включать в повседневную жизнь различные виды игр, в частности игры с правилами.

         Как отмечает психолог Широкова Г.А., усвоение социально-эмоционального опыта идёт через взаимодействие ребёнок-взрослый. Роль взрослого – уметь замечать недостатки, анализировать их, помочь ребёнку справиться с ними. А эффективную помощь можно оказать, только находясь в непосредственном взаимодействии с ребёнком. [2]

Консультация – практикум для педагогов

«Формирование у дошкольников навыков позитивного общения со взрослыми и сверстниками»

Цель: повышение педагогической и психологической компетентности педагогов в вопросе формирования навыков позитивного общения у дошкольников.

         Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, эти правила называются этикетом.

Для педагога знание и соблюдение правил этикета являются одними из обязательных элементов его профессиональной культуры. Кроме того, что воспитанность и культура — это показатель личностной культуры педагога, это еще и его обязанность — в процессе воспитательной работы он должен передавать усвоенные знания и умения своим подопечным.

Конечно, не только педагоги отвечают за навыки общения у детей. В большей степени это проблема родителей.

         Давайте поговорим о том, как, именно, мы в детском саду можем сформировать навыки позитивного общения у дошкольников.

Во многом поведение ребенка зависит от той социальной ситуацией, в которой он растет. Другими словами, на настроение и поступки ребенка большое влияние оказывает психологический климат, в котором он живет и общается.

Чтобы создать условия для позитивного общения и активного взаимодействия необходимо:

- к детям обращаться по имени, исключив из обращения фамилии, а уж тем более прозвища.

- к собственным высказываниям относиться очень бережно, так как один и тот же смысл фразы может быть облечен в различную словесную форму.

- четко знать возрастные особенностей детей. Ведь содержание и форма требований к ребенку пяти лет и малышу раннего возраста должны кардинально отличаться.

 - ласка и бережное отношение.А в 5 лет, кроме установления душевного контакта, дети нуждаются еще и в серьезном отношении к своим умственным поискам. У каждого ребенка в группе должна сложиться уверенность в том, что взрослый считает его хорошим, умным, что он — пример для других детей.

Хороший прием — сравнение поступков ребенка с поведением какого-нибудь сказочного героя. Это поможет ребенку понять, так ли он хорошо поступил.

Для формирования социально-приемлемых форм поведения и усвоения моральных норм общества можно использовать следующие тактики взаимодействия воспитателя с детьми:

- чаще обсуждать последствия действий ребёнка или взрослого для чувств другого человека;

- предлагать игры и ситуации, в которых надо сотрудничать, помогать друг другу;

- объяснять, каким образом лучше действовать в той или иной ситуации вместе и как помочь друг другу.

- исключить нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом;

- поощрять стремление детей договариваться;

- привлекать детей к случаям нравственного исцеления ребёнка;

- последовательно игнорировать случаи отрицательного поведения, обращая внимание на ребёнка, который ведёт себя хорошо.

- поощрять различные формы сюжетно-ролевой игры и обеспечивать детей игровым материалом.

Работа с дошкольниками над правилами поведения должна осуществляться по 2 направлениям:

  1. Развитие представлений о нравственных нормах поведения
  2. Накопление практического опыта общественного поведения в соответствии нормами морали.

Анализ работы дошкольных учреждений показал, что, всё - таки, в нашей работе преобладает первое направление. А если определённые формы поведения усваиваются только как автоматически закреплённые ЗУНы без эмоционального отношения, нравственной мотивации, то они не способствуют воспитанию нравственного поведения.

Воспитание культуры общения тесно связано с формированием у детей навыков коллективизма.

Ваши фразы – помощники:

  • Толя поиграл с машиной и отдал Вове. Молодец! (говорится при всех)
  • Хорошо играл, никому не мешал
  • Предложи Лине игрушку, пусть поиграет вместе с тобой.
  • Пригласи Артёма и Мишу, вместе посмотрите книгу:
  • Сядьте рядом со мной, а я расскажу для Саши, Марины и тебя интересную сказку.

Очень важно помогать детям устанавливать контакты друг с другом без криков, без ссор.

Что мы делаем, когда дети подрались между собой? (наказываем, разбираемся кто прав, кто виноват).

Что мы делаем, когда замечаем, что ребёнок жадничает (говорим тогда не приноси игрушку; и ты ему не давай, не играй с ним). А как же сформировать навык позитивного общения у ребёнка?

В отработке этих проблем вам поможет кукольный театр.

С ребятами можно обыгрывать сценки. И не обязательно всех усадить (когда вы начнёте это делать, дети и так подтянутся к вам).

Проблемные ситуации, требующие адекватного, позитивного разрешения:

Куклы подрались из – за машинки;
Одна из кукол обиделась и ни с кем не хочет играть (остальные дети должны постараться уговорить её)
 
Одна из кукол задевает всех остальных, царапает, щиплет (остальные защищаются)
 
Одна из кукол не хочет делиться игрушками
 
Одна из кукол не хочет ходить в детский сад (остальные перечисляют, что в детском саду хорошего и интересного).

 

Или любая проблемная ситуация, которая может произойти группе.

Ролевые игры.

  • Представь себе, что ты Колобок. Что ты скажешь или сделаешь, чтобы лиса тебя не съела (учить договариваться)
  • Представь, что ты доктор Айболит. Как ты будешь лечить зверушек (сострадание)
  • Представь, что ты Емеля. Вот ты поймал щуку. Покажи, как ты её поймал. Что ты у неё попросишь?
  • Представь, что ты русский богатырь. Что ты скажешь врагам, которые напали на твоих друзей? Что ты скажешь людям, которых защищаешь?

 

         Эти, в общем то, не самые сложные тактики взаимодействия особенно актуальны в работе воспитателей, если в группе имеются дети с ограниченными возможностями здоровья, а также дети с нарушениями поведения. Потому что благоприятными условиями воспитания у дошкольников гуманных чувств и отношений являются эмоциональный комфорт для каждого ребёнка, понимание и поддержка, положительные взаимоотношения между детьми. Только в этом случае воспитанникам становится понятна роль правил.

         Таким образом, для оптимизации взаимодействия педагога и детей необходимо создавать условия для игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, умение разрешать конфликты адекватными эффективными способами.

Список литературы.

  1. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. – М: ТЦ: Сфера, 2010. -272с.
  2. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога/ Серия «Справочники». – Ростов н/Д: «Феникс», 2004. – 384 с.
  3.  

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Оставьте свой комментарий


Просмотров: 194
 
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги