Программа «Знайкины уроки» по правовому образованию для детей

  вс., 20.11.2016

Автор:

Трубачёва Лилия Фёдоровна

Социальный педагог

МАДОУ «Волшебница» г. Лабытнанги

Программа кружковой деятельности  «Знайкины уроки» по правовому образованию для детей старшего дошкольного возраста

 1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1.Пояснительная записка

       Представленная  программа  рассчитана на 1 год обучения (дети старшего дошкольного возраста). 

Актуальность  программы

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.  Только сейчас, когда демократия набирает силу, когда права человека перестают быть фикцией, можно реально ставить как приоритетную задачу – формирование гражданственности: предоставление каждому ребенку не только условий для творческой самореализации, но и условий для свободного самоопределения: как гражданина новой общественной системы, при которой человек становится не только субъектом практического действия, выработки средств достижения целей, но и субъектом общественного целеполагания. Личность, уважающая себя, обладает гораздо больше потенциальной активностью, чем, лишенная достоинства. И дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

            Главная цель педагогической деятельности по гражданскому воспитанию детей дошкольного возраста – воспитание гуманной, социально активной, самостоятельной, интеллектуально-развитой творческой личности.

           Стержневым в формировании детей является  уважительное отношение к закону, к правам каждого человека. Необходимо, чтобы уважение к мнению, взглядам, запросам, в целом к личности ребенка не только было нормой общечеловеческой культуры, но и принималось как норма права.  Как усвоить это с малых лет? Как сформировать в ребенке внутреннюю потребность и мотивацию такого усвоения? Как строить процесс воспитания и обучения? На мой взгляд, именно правовое воспитание призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.

1.2.Цель программы:

Расширить и углубить  у детей элементарные представления о своих правах и свободах.

Задачи программы:

  • Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.
    • Способствовать развитию положительного отношения ребенка к окружающим людям.
    • Создание возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми.
    • Развитие коммуникативной компетентности ребенка.
    • Развитие социальных навыков.
    • Формирование правового сознания детей.

Для решения данных задач я выбрала следующие концептуальные идеи:

- осознание ребёнком своих потребностей (но не в ущерб другим);

- осознание ребёнком своих возможностей;

- осознание своих достоинств и недостатков, проявление самокритичности;

- осознание своих прав и обязанностей перед собой и другими людьми;

- формирование умения отстаивать свои права и считаться с правами других, проявлять терпимость, уважение традиций и культуры других людей;

- определение вместе с детьми правил и норм человеческого общежития;

- развитие умения давать адекватную оценку своим поступкам и поступкам других;

- развитие умения делать свой выбор и принимать решение, мирно решать возникающие проблемы;

- углубление понимания значимости и ценности жизни каждого человека;

- формирование интереса к жизни других людей.

1.3. Принципы реализации программы:

  1. Принцип научности.
  2. Принцип доступности по содержанию и форме.
  3. Принцип единства содержания и формы.
  4. Принцип привлекательности, яркости и образности.
  5. Принцип наглядности.
  6. Принцип учета возрастных особенностей.

1.4. Ожидаемые результаты

В результате целенаправленного  правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое:

- формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения;

- позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе,   (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей), а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им;

- обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе;

- пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Структурные особенности программы:

Работа  по правовому воспитанию строится  по  направлениям:

1. Ознакомление с нравственными нормами и правилами поведения в обществе и расширение этих знаний.

2. Расширение знаний за счет сведений о принципах и конкретных нормах, гарантирующих права ребенка, ознакомление с собственными правами: на отдых, на образование, на имя, на любовь и т.д.

3. Активизировать деятельность детей, стимулировать их готовность отстаивать, защищать свои права и права других детей, применяя на практике как знания самих прав и свобод, так и умения их реализовывать.

Формы и режим занятий:

Программа «Знайкины уроки» предусматривает проведение педагогом  1 занятия в неделю с воспитанниками   старшей группы,  в течение 25 минут.  Каждое занятие проводится в занимательной игровой форме с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

2. 2. Формы подведения  итогов  реализации программы:

Диагностика детей проводится 2 раза в год, в начале и в конце учебного года. На основе диагностики можно проследить результативность программы.

2.3. Учебно – тематический план

 

Темы занятий

Количество часов

теория

практика

  1.  

Занятие 1

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие 2

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие3

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие4

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие5

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие6

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие7

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие8

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие9

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие10

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие11

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие12

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие13

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие14

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие15

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие16

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие17

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие18

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие19

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие20

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие21

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие22

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие23

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие24

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие25

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие26

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие27

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие28

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие29

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие30

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие 31

1

0,5

0,5

  1.  

Занятие 32

1

0,5

0,5

        ВСЕГО

32

 

 

 2.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

месяц

статья конвенции

Цель и содержание работы

октябрь

1.Право ребёнка на жизнь (ст.6, п.1).

2.Право ребёнка на имя (ст.7. п.1; ст.8, п.1)

3.Право ребёнка на гражданство (ст.7. п.1; ст.8, п.1)

Знакомство с Декларацией прав человека. Право на жизнь, свободу, семью.

1.Тема: Что такое право?»

Цель: Познакомить детей с понятием «право», «обязанность».

Оформление панно «Наши права».

Рассматривание иллюстраций к Конвенции о правах ребенка.

2. Тема: «Что такое обязанности?»

Цель: Показать детям единство прав и обязанностей; объяснить, что каждый человек имеет не только право, но и обязанности; формировать адекватное отношение к соблюдению и нарушению общественных норм и принципов морали.

Обсуждение проблемных ситуаций.

3.« Каждый человек имеет право на имя. Что означают наши имена».

Цель:  Сформировать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, закрепленное документом «Свидетельство о рождении»; о том, как на Руси давали имена, что они означали, познакомить с понятием «отчество», воспитывать уважение друг к другу, окружающим людям.

Игры: «Обратись по имени», «Угадай, кто позвал?», «Радио», «Комплименты».

4. Тема: «Загадки наших имен».

Цель: Познакомить со значением некоторых имен; расширять кругозор; закрепить смысл ст.7 Конвенции «Каждый человек имеет право на имя».

5.Тема: «О происхождении фамилии».

Цель: Формировать у детей представление о происхождении фамилий; развивать любознательность; умение анализировать и делать самостоятельные выводы; воспитывать интерес к прошлому.

ноябрь

1.Право ребёнка знать своих родителей (ст.7, п.1)

2.Право ребёнка на заботу родителей (ст.7. п.1)

1. Тема: «Моя семья».

Цель:  Познакомить детей с правом иметь семью, с правом на любовь и заботу родителей. Формировать у детей представление о семье, как о людях, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о близких.

Рассматривание семейных фотографий.

2. Тема: «Все мы разные».

Цель: Закрепить понятие о том, что в одной семье люди могут иметь разные вкусы и увлечения и надо считаться с этим, уважать их выбор.

Чтение и обсуждение рассказа «Два пирожных».

3. Тема: «Порадовать маму – как это просто!»

Цель: Формировать положительное отношение к соблюдению  и отрицательное отношение к нарушению тех нравственных норм, с которыми дети сталкиваются в жизни; воспитывать любовь, заботливое и бережное отношение к маме.

4. Сюжетно – ролевая игра «Семья»

Цель: С помощью спланированных ситуаций дать понять, что семья – это любовь, забота друг о друге, а родной дом – самое любимое и надежное место на Земле; формировать положительное отношение к соблюдению и отрицательное отношение к нарушению нравственных норм

5. Тема: «Право на любовь».

Цель: Познакомить с правом на любовь и заботу; способствовать социально-нравственному развитию; развивать умения рассуждать, анализировать, делать выводы, сопереживать; воспитывать доброту, заботу, внимание к людям; упражнять в невербальном  выражении своих чувств, умении дарить  другим теплоту своего сердца.

Обсуждение пословиц..

декабрь

1.Право ребёнка на защиту от всех форм физического или психического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения или эксплуатации, включая сексуальные злоупотребления (ст.19, п.1)

1.Тема «Если вдруг тебя обидели».

Цель: Формирование у детей понятия «право на безопасные условия жизни», способности к осмыслению тезиса «Обижают – значит нарушают твои права», обсуждение проблемы «Что ты будешь делать, если тебя обижают».

1. Тема: «Поговорим о защите».

Цель: Рассказать о значении и происхождении слова «защита»; формировать теплое отношение к членам семьи, осознание себя как полноправного и любимого члена семьи.

2. Тема: «Я самый, самый…»

Цель: Воспитывать у ребенка интерес к собственной личности, дать понятие о том, что все люди не похожи друг на друга, учить умению общаться со сверстниками, смотреть в глаза друг другу.

3. Игры на разрешение ситуаций: «Не поделили игрушку», «Пойми меня», «Не забывай о товарищах», «Скажи другу комплимент».

4.Тема: «Что ты будешь делать, если тебя обижают?»

Цель: Способствовать социально-нравственному развитию дошкольников, побуждать использовать ранее полученные знания для защиты своих интересов (отстаивания своих прав).

январь

                 1.Право ребёнка на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (ст.17, п.1)

1.Тема: «Хочу все знать»

Цель: Познакомить детей с правом получения информации и образования. Ввести понятия «Информация» и «Образование». Формировать у детей представление о том, какое значение имеет образование в жизни людей.

2. Тема: Викторина « Что мы знаем о наших правах?»

Цель: Уточнить знания детей о своих правах, выяснить насколько дети умеют объяснить их.

3. Тема: «Как люди получают информацию». Цель: Уточнить источники информации.

4. Рисование «Моя любимая телепередача.

 

февраль

1.Право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (ст.24, п.1, 2, 4)

1.Тема: «Сохрани свое здоровье сам».

Цель: Формировать у детей представление об условиях, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья каждого ребенка, личное положительное отношение каждого ребенка к здоровью, способность к выработке потребности в здоровом образе жизни.

2. Тема: «Кто и как заботиться о твоем здоровье».

Цель: Формирование представлений об условиях, способствующих сохранению и укреплению здоровья и людях, обеспечивающих хорошее здоровье (родители, врачи, воспитатели, повара, строители, писатели, художники, музыканты, певцы, тренеры.)

3. Решение проблемных ситуаций: «Выйди из лабиринта по проблемам здоровья.

4. Рисование «Доктор Айболит спешит на помощь».

март

1.. Право ребёнка на безопасные условия жизни, право не подвергаться жесткому или небрежному отношению. защиту от всех форм физического или психического насилия.

( ст.19, п.1)

2. Дети не должны использоваться в качестве дешевой, рабочей силы. Статья 32.

1.Тема: «Непосильное задание».

Цель: Ввести в активный словарь детей понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд»; формировать представления о том, что тяжелый, непосильный труд может нанести вред здоровью.

2. Рассматривание картин, изображающих тяжелый труд детей.

Цель: Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии изображенного на картине сюжета.

3. Рассматривание альбома «Ребенок имеет право».

Цель: Закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд».

4.Тема: «Предотвращение опасных ситуаций».

Цель: Дать детям элементарные знания о поведении на улице. Развивать у детей интуицию, осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми  и малознакомыми людьми.

апрель

1.Право  ребёнка на образование (ст.28, п.29)

1.Тема: «Зачем нужно учиться?»

Цель: Рассказать детям о преимуществе образованных людей над необразованными.

2.Тема: «Как важно грамотным быть».

Цель: Формировать представление о значимости образования в жизни человека.

3. Сюжетно – ролевая игра «Школа».

Цель: Совершенствовать умение регулировать свое поведение на основе правил; формировать способы социального поведения, доброжелательного, заботливого отношения к сверстникам; поддерживать желание к обучению в школе.

Составление и разгадывание кроссвордов, ребусов.

4. Дидактическая игра «Чьи права нарушены?»

Обсуждение пословиц.

май

1.Право ребёнка на отдых и досуг (ст.31, п.1. 2)

2.Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством (ст.31, п.1)

1.Тема: « Я на солнышке лежу».

Цель: Дать представление о том, что отдых необходим для сохранения здоровья; ввести в активный словарь понятия «активный отдых», «пассивный отдых», «предпочтение»; закрепить знания о том, что родители и другие взрослые должны заботиться о сохранении здоровья детей путем обеспечения условий для их отдыха.

2. Рассматривание семейных фотоальбомов «Как мы отдыхали».

Цель: Учить ценить свободное время, заполнять его разумными и интересными занятиями; замечать красоту жизни; понимать важность влияния отдыха на здоровье и жизнедеятельность человека.

3. Рассматривание альбома « Ребенок имеет право».

Цель: Закрепить полученные представления о правах ребенка; воспитывать чувство благодарности по отношению к тем, кто заботится и несет ответственность за развитие, воспитание и обучение детей.

4. Дидактическая игра «Назови права героев».

 III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. Методическое обеспечение

Программа построена на основе методик программы «Детство»,практических пособий и рекомендаций Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. Шнекендорф З. К.,   Пыжьянова Л.,Росс Кемпбелл

При разработке кружковых занятий предпочтение отдается интегрированным занятиям, включающим  познавательную деятельность, расширения словарного запаса, закрепление знаний по ОБЖ.  Система методов и средств подобрана  с учетом возрастных особенностей детей и методических требований  непосредственно образовательной деятельности.

3.2. Список литературы

 Всеобщая декларация прав человека. – Екатеринбург, 1995.

 Как защитить ребенка (ответы и вопросы). – М., 1995.

 Конституция Российской Федерации. – М. , 1993.

 Конвенция о правах ребенка. – Екатеринбург, 1995.

 Комментарий к Конституции Российской Федерации. – М., 1994.

 Семейный кодекс Российской Федерации. – М. , 1997.

 Права ребенка: Основные международные документы, - М.: Дом, 1992.

 Права ребенка: Сборник документов и статей. – М., 1992.

 Борисова О. Журнал «Ребенок в детском саду»:  Правовое образование   дошкольников. №4, - С.77, 2002;

Правовое воспитание дошкольников, №5. - С. 82, 2002.

 Гражданское воспитание в дошкольном возрасте: журнал «Мир образования». №2, - С.  , 1996.

Росс Кемпбелл. Как на самом деле любить детей. – М., 1992

Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и    детского сада: Пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/        Ответственный  редактор Л. Е. Курнешова. – М., Центр «Школьная книга», 2002.  

Никитин А. Ф. Права человека. – М., 1993.

  Пыжьянова Л. Права ребенка. Журнал «Ребенок в детском саду»,№3, –С. 62; №4. –С.52; №5, -С. 46.

  Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Автор-составитель: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. Т. Степина. – М.: АРКТИ, 2003.С. 88 (Развитие и воспитание дошкольника).

 Усачев А. Всеобщая декларация прав человека для детей и взрослых. – М., 1992

Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М. , 1998.

        Нормативной основой правового воспитания детей дошкольного возраста являются:  

  • Декларация прав ребенка (1959).
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989).
  • Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
  • Конституция Российской Федерации.
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».
  • Семейный кодекс Российской Федерации.
  • Уголовный кодекс Российской Федерации.
  • Устав учреждения.
  • И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

           Ведущее место в системе правового воспитания принадлежит семье. И продолжается оно в детском саду.

 Система правового воспитания призвана обеспечить целенаправленное формирование у детей активной позиции, создавать условия для развития правового мышления, привычки действовать в соответствии с законами.

          

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. 1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись. 5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте. Подробно Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Просмотров: 492
 
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Настоящий информационной ресурс tmndetsady.ru (Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выдано Роскомнадзором) является объектом права собственности и защищен Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.


Мы принимаем Яндекс.Деньги