Дополнительная образовательная программа «Готовим к письму ребёнка-левшу»

  ср., 20.04.2016

Автор:

Юнг Лидия Михайловна,

учитель-логопед

МДОУ "Детский сад "Сказка" г. Надыма

Дополнительная образовательная программа

по формированию графо – моторных навыков у леворуких детей   

 5-7 года жизни  «Готовим к письму ребёнка-левшу»

Срок реализации:  1 год

Содержание

Наименование раздела

стр

1

Целевой раздел

 

1.1.

Пояснительная записка

5

1.1.1

Цели и задачи реализации «Программы»

7

1.1.2

Принципы и подходы к формированию «Программы»

8

1.1.3

Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы»

11

1.2

Планируемые результаты освоения «Программы»

14

2

Содержательный раздел

 

2.1.1

Формы, средства, способы реализации «Программы»

18

2.2.

Содержание коррекционной  работы

21

2.3.

Содержание взаимодействия с педагогами  и семьями воспитанников

63

3

Организационный раздел

 

3.1

Материально-техническое обеспечение

66

3.2.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

68

3.3.

Перечень литературных источников

 

71

  1. 1.    Целевой раздел

1.1 Пояснительная записка

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Подготовка ребенка к школьному периоду развития – одна из важнейших задач дошкольного обучения и воспитания. Главным условием полноценного развития в детском возрасте является целенаправленное и осознанное руководство со стороны взрослых – педагогов и родителей. А это, в свою очередь, возможно лишь тогда, когда работа с ребенком построена на ясном понимании закономерностей психического развития и специфики последующих возрастных этапов, знании того, какие возрастные новообразования являются основой дальнейшего развития ребенка. Письмо - это особая форма речи, при которой её элементы фиксируются на бумаге (или других материалах) путем начертания графических символов, соответствующих элементам устной речи.

Письмо имеет сложнейшую психофизиологическую структуру и включает механизмы артикуляции и слухового анализа, зрительную память и зрительный контроль, зрительно-моторные координации и моторный контроль.  Асимметрия рук, т.е. доминирование правой или левой руки, или предпочтение какой-либо из рук, обусловлена особенностями функциональной асимметрии полушарий головного мозга. У левшей отмечается менее четкая специализация в работе полушарий головного мозга. Специфика латерализации мозговых функций левшей влияет на особенности их познавательной деятельности, к числу которых относятся: аналитический способ переработки информации, лучшее опознание вербальных стимулов, чем невербальных; сниженные возможности выполнения зрительно – пространственных  заданий.

Прежде чем приступить к созданию программы были проанализированы и такие составляющие, как материальное, кадровое обеспечение, финансовые и правовые аспекты деятельности, проведён внутренний мониторинг, позволяющий оценить спрос на данную услугу.

  Возрастание количества леворуких детей актуализирует необходимость проведения специальной работы по их адаптации к праворукому миру и в том числе по формированию у детей графо-моторного навыка. Леворукость нельзя считать причиной отклонений в развитии (в ту или иную сторону).  Причина отклонений кроется не в леворукости, а в «декстра-стрессе» - стрессовом воздействии праворукой среды.  Леворукость не клеймо, не позор и не признак гениальности, а левши точно такие же люди, как и все, но с более развитым правым полушарием. То есть леворукость – это индивидуальный вариант нормы. Соответственно требует индивидуального подхода. По результатам исследования, количество леворуких детей посещающих подготовительные группы МДОУ «Детский сад «Сказка»         г. Надыма» составляет в 2013-2014 учебном году  - 10 %, а в 2014 -2015 учебном году – 18 %. В связи с увеличением  леворуких детей в ДОУ  перед нами встала задача поиска эффективных форм работы с детьми.

Одним из важнейших направлений в коррекционно–воспитательной деятельности логопеда ДОУ является работа с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка. Поэтому было проведено  анкетирование родителей, имеющих леворуких детей в подготовительных группах,  целью которого было выявление осведомленности и заинтересованности  родителей  проблемой леворукости.  Оно показало следующие результаты: 75 % родителей считают необходимостью работу с детьми  в плане профилактики предупреждения явлений дисграфии и дислексии в период школьного обучения, 25 % родителей воздержались ответить положительно, ссылаясь на непонимание проблемы.

Для более эффективного овладения начальными навыкам письма леворукими детьми старшего дошкольного возраста была разработана авторская программа в соответсвии ФГОС, которая опирается  на труды  известных педагогов: Д.А. Писаревского, Н.И.Боголюбова, Е.В.Гурьянова, Ф.Г. Голованова, Е.Н.Соколову, И.Е.Евсеева, А.И.Воскресенскую, Н.И.Ткаченко и др. Данная программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения навыком письма в период школьного обучения. В силу специфики функций выполняемых ведущим для леворуких детей правым полушарием, ученые отмечают часто встречающиеся у них нарушения или недостатки развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти  и зрительно-моторной координации.

 В настоящее время, при обучении  и подготовке к школе леворуких детей,  продолжают обучать по методикам, ориентированным на праворуких. Мало кто из педагогов учитывает в своей деятельности психофизиологические особенности леворуких детей.   Анализ данной ситуации позволил выявить  противоречие  между требованиями образовательного процесса ДОУ и  трудностями, возникающими в процессе усвоения навыков письма леворукими детьми.

В связи с этим актуальным представляется решение проблемы по подготовке к школе леворуких детей  с учетом их специфики в ДОУ.

В целях решения обозначенной проблемы разработана программа по формированию графо–моторных навыков леворуких детей старшего дошкольного возраста «Готовим руку к письму».

При выборе данного направления работы педагогический коллектив МДОУ исходил из:

  • Ø потребности в формировании графо-моторных навыков у леворуких  детей;
  • Ø социального заказа, определяемого в результате анкетирования родителей;
  • Ø реальных возможностей и условий дошкольного учреждения.

1.1.1 Цели и задачи реализации «Программы»

Цель: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования.

1.1.2 Принципы и подходы к формированию «Программы»

В основе реализации Программы лежит культурно-исторический и системно­деятельностный подходы к развитию ребенка, являющиеся методологией ФГОС. Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными федеральным государственным образовательным стандартом:

Сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Этот принцип подразумевает полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащения (амплификации) детского развития.

Индивидуализация дошкольного образования (в том числе одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья) предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми, приобщение к традициям семьи, общества, государства происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми, направленного на создание предпосылок к полноценной деятельности ребенка в изменяющемся мире.

Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников МДОУ) и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка в организации, условием его эмоционального благополучия и полноценного развития.

Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Этот принцип предполагает активное участие всех субъектов образовательных отношений – как детей, так и взрослых – в реализации программы. Каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход игры, занятия, проекта, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Принцип содействия предполагает диалогический характер коммуникации между всеми участниками образовательных отношений. Детям предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.

Сотрудничество с семьей. Сотрудничество, кооперация с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом образовательной программы. Сотрудники МДОУ должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Программа предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

Сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа предполагает, что МДОУ устанавливает партнерские отношения не только с семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать обогащению социального и/или культурного опыта детей, приобщению детей к национальным традициям (посещение театров, музеев, освоение программ дополнительного образования), к природе и истории родного края; содействовать проведению совместных проектов, экскурсий, праздников.

Индивидуализация дошкольного образования предполагает такое построение образовательной деятельности, которое открывает возможности для индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью, учитывающей его интересы, мотивы, способности и возрастно-психологические особенности. При этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, разных форм активности. Для реализации этого принципа необходимы регулярное наблюдение за развитием ребенка, сбор данных о нем, анализ его действий и поступков; помощь ребенку в сложной ситуации; предоставление ребенку возможности выбора в разных видах деятельности, акцентирование внимания на инициативности, самостоятельности и активности ребенка.

Возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными особенностями детей. Важно использовать все специфические виды детской деятельности (игру, коммуникативную и познавательно-исследовательскую деятельность, творческую активность, обеспечивающую художественно-эстетическое развитие ребенка), опираясь на особенности возраста и задачи развития, которые должны быть решены в дошкольном возрасте. Деятельность педагога должна быть мотивирующей и соответствовать психологическим законам развития ребенка, учитывать его индивидуальные интересы, особенности и склонности.

Развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом его актуальных и потенциальных возможностей усвоения этого содержания и совершения им тех или иных действий, с учетом его интересов, мотивов и способностей. Данный принцип предполагает работу педагога с ориентацией на зону ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых возможностей ребенка.

Полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В соответствии со Стандартом Программа предполагает всестороннее социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается ребенком по отдельности, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов. Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи: познавательное развитие тесно связано с речевым и социально-коммуникативным, художественно-эстетическое – с познавательным и речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в одной конкретной области тесно связано с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует особенностям развития детей раннего и дошкольного возраста.

Инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою основную образовательную программу и которые для нее являются научно-методическими опорами в современном мире разнообразия и неопределенности. При этом Программа оставляет за Организацией право выбора способов их достижения, выбора образовательных программ, учитывающих многообразие конкретных социокультурных, географических, климатических условий реализации Программы, разнородность состава групп воспитанников, их особенностей и интересов, запросов родителей (законных представителей), интересов и предпочтений педагогов и т.п.

1.1.3 Характеристики, значимые для разработки и реализации «Программы»

 Ребенок - левша. Как правило, художественно одарен, очень эмоционален и впечатлителен, он намного лучше своих сверстников рисует, лепит, обладает хорошим музыкальным слухом. (т.к. правое полушарие отвечает за музыкальное и художественное творчество, эмоции, образное мышление)

Эти дети общительны и контактны. Общение со сверстниками служит для них источником положительных эмоций, в которых они очень нуждаются. Дети - левши лучше справляются со словесными заданиями, чем со зрительно-пространственными. Восприятие ими схем и моделей затруднено, т.к.эти дети часто и долго путают правую и левую стороны, верх и низ.

         Для многих леворуких детей характерна недостаточность наглядно - образного мышления, зрительной памяти, пространственного восприятия. Для них может быть сложно срисовать фигуру или ряд фигур. И еще одна особенность левшей: такие дети могут сосредоточиться лишь на чем-то одном (даже для взрослых левшей очень трудно сразу делать два дела, а что же говорить о ребенке). И вместе с тем у детей с леворукостью обнаруживается большой словарный запас и объем знаний об окружающем.

         Хотелось бы подробнее остановиться на        сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения. Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и  микропауза,  необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения.

У левшей микропаузы  дольше, чем у правшей, как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь

выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий.

Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.

С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей.

У кого-то он проявляется в виде зеркального письма, но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации. Частота зеркального письма у леворуких детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

Потому леворукие дети более продолжительное время могут нуждаться в проведении комплекса специальных занятий, направленных на развитие:

  • зрительно-моторной координации;
  • точности пространственного восприятия;
  • зрительной памяти;
  • наглядно-образного мышления;
  • способности к целостной переработке информации;
  • моторики;
  • фонематического слуха;
  • речи.

Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию.Цель, задачи и принципы деятельности ДОУ по реализации коррекционно-развивающей работы с леворукими детьми

Цель: формирование графо – моторных навыков у леворуких детей с учетом их психофизиологических особенностей, как необходимое условие успешного обучения в школе.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи: 

  • развивать зрительное восприятие, пространственные представления, зрительно-моторную координацию у леворуких детей;
  • формировать речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения;
  • довести до автоматизма умения соблюдать гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша);
  • воспитывать коммуникативные качества личности: взаимовыручку, взаимопомощь.

Приоритетное направление программы – индивидуализация коррекционно-развивающей деятельности и осуществление процесса подготовки к письму с учётом психофизических особенностей леворукого ребёнка.

Новизна. Применение специализированной системы позволит оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение леворуких детей и значительно повысить эффективность подготовки к школьному обучению. Позволит  повысить педагогическую компетентность родителей, заинтересованность в результатах коррекционной работы и выведет совместную работу специалистов  образовательного учреждения и семьи более высокий уровень взаимодействия.

При организации своей деятельности по развитию графо-моторных навыков у леворуких детей я основывалась на таких принципах,  как:

  1.  Принцип системности. В работе над формированием графо – моторных навыков осуществляется постепенный переход от простых заданий к сложным.
  2. Принцип доступности. Упражнения с росчерками отобраны с учетом возрастных физиологических возможностей леворуких детей и уровня их развития.
  3. Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребенка.
  4. Деятельностный принцип.  Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.
  5. Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
  6. Принцип смены деятельности. Соблюдение временных пределов увлеченности ребенка.

1.2 Планируемые результаты освоения «Программы»

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, представленные во ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного
пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры данной Программы базируются на ФГОС ДО и задачах данной Программы. Целевые ориентиры даются для детей старшего
дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования).

К целевым ориентирам дошкольного образования (на этапе завершения дошкольного образования) в соответствии с данной Программой относятся следующие социально нормативные характеристики возможных достижений ребенка.

Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

У ребенка развиты крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

Целевые ориентиры  выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования.

Логопедическая работа с леворуким  ребенком:

  • у леворуких детей сформируется высокий уровень развития графо –моторных навыков, обеспечивающих  успешное обучение письму;
  • повысится уровень развития речи, мышления, воображения, памяти;
  • ориентируется в пространстве и на плоскости;
    • Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
    • Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
    • Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
    • Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
    • Сформированы графические навыки.
    • Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания.

Система оценки результатов освоения Программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.

Как следует из ФГОС ДО, целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

аттестацию педагогических кадров;

оценку качества образования;

оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания; распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников ДОУ.

  1. 2.     Содержательный раздел

2.1.1. Формы, средства, способы реализации «Программы»

 

  Основной формой работы  Программы  по формированию графо–моторных навыков у леворуких детей старшего дошкольного возраста является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Коррекционно-развивающие подгрупповые занятия в соответствии с Программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционно-развивающее занятие в соответствии с Программой не тождественно школьному уроку и не является его аналогом.

Программа реализуется через специально организованные коррекционно-образовательные подгрупповые занятия согласно расписанию. Через проектную  деятельность, целевые просмотры видеофильмов (фрагментов) и презентаций, тематические беседы и др.

Закрепление программного материала реализуется через взаимодействие с семьей. Родители получают информацию в устном виде (консультации, семинары) и печатном виде (тетрадь взаимодействия с семьей, электронная почта,  совместные проекты).

Условия реализации программы

Форма занятий: групповая.

1.Систематическое проведение занятий

2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.

3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей.

4.Сотрудничество педагога с семьей.

  Методы и приемы работы с воспитанниками

Методы

Приемы

Наглядный

  • Предметная наглядность;
  • Предметные и сюжетные картинки;
  • Расположение предметов по образцу, схеме, модели («Озвучь узор», «Продолжи рисунок»);
  • Группировка предметов  по  форме. Д.и. «Найди  круглое», «Из  чего построен  дом?»;
  • Определение направлений  на плоскости. «Найди и обведи животных», «Полёт осы».

Словесный

  • Вопрос как стимул к речевой активности;
  • Рассказ о проделанной работе;
  • Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком);
  • Соотнесение и  называние геометрических  фигур;
  • Выполнение действий по словесной инструкции;
  • Запоминание и выполнение инструкций;
  • Выполнение действий по символьной инструкции

 

Практический

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание в соответствии с шифром);
  • Угадывание предметов на ощупь;
  • Конструирование   из  геометрических  фигур;
  •  Обводка;
  • Определение направлений в пространстве:

- где находится кубик по отношении к тебе – слева или справа;

- аналогично впереди, сзади.

 «Обведи в направлении указанном стрелкой» и т.д.;

  •  Штриховки, «Обводилки»;
  • Закрепление образа буквы (вырезание, лепка, складывание буквы из геометрических фигур);
  • Отгадывание букв с закрытыми глазами;
  • Узнавание на ощупь;
  • Выкладывание букв из палочек, веревочек, мозаики;
  • Рисование буквы в воздухе;
  • Графические диктанты;
  • Выкладывание  право-лево  ориентированных  фигур из палочек по  рисунку. «Почини букву», «Обведи рисунок по пунктирным линиям»;
  • Узнавание букв   в зашумлённых  изображениях.

Игровой

  • Пальчиковая  гимнастика с речевым сопровождением;
  •  Подвижные игры с речевым сопровождением.

Репродуктив

ный

  • Словесный образец;
  • Одновременное проговаривание;
  • Повторение, объяснение, указание

 

Исследователь

ский

  • Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления);
  • Сравнение предметов (по высоте, ширине, длине, толщине и.т.д.);
  • Нахождение заданной фигуры среди аналогичных изображений.

 

Способы и направления поддержки детской инициативы

Развитие интеллекта как общей способности, позволяющей человеку продуктивно мыслить и действовать в различных условиях, является одной из основных задач, стоящих перед дошкольным образованием. Инновационный подход к образованию детей дошкольного возраста заключается в формировании поискового стиля мышления, интереса к познанию и исследованию, развитии способности видеть и ценить красоту доказательного рассуждения, обучении общим закономерностям будущей деятельности, вооружении ребенка методами овладения и синтеза новых знаний в любой предметной области, создания широкого кругозора. Данный подход   реализуется в специально организованной интеллектуально-игровой развивающей среде, рассматриваемой как основной компонента культурно-образовательного пространства дошкольного учреждения и семьи, с опорой на потенциал ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста.

Особое значение приобретает проектирование и апробация педагогических технологий для развития мышления, стойкого познавательного интереса, а также  использование потенциала интеллектуально-игровой среды в целях реализации права каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей.    Поддержка детской инициативы реализуется в обогащении образовательной среды за счет формирования интеллектуально-игрового компонента в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Принципиальная позиция всех педагогов и специалистов    проявляется в стремлении отстаивать идею самоценности дошкольного возраста, права ребенка на участие в специфически детских формах деятельности, которые в наибольшей мере соответствуют его потребностям и возможностям. Данная позиция ориентирована на отказ от акселерации (искусственного ускорения развития) и симплификации (чрезмерного упрощения и обеднения развития, которое отождествляется с накоплением знаний, умений и навыков). Взрослый (педагог, родитель) облегчает, поддерживает и направляет развитие ребенка с учетом его изменяющихся потребностей. Такая позиция взрослого позволяет ориентировать ребенка на процесс получения знаний, чем на знания как таковые.

Основные тематические направления работы по поддержке детской инициативы:

Организационно-методическое, информационно - практическое сопровождение деятельности педагогов по поддержке детской инициативы.

Повышение квалификации участников образовательного процесса.

Обмен опытом и знаниями участников образовательного процесса.

Детское игровое экспериментирование.  «От удивления и любопытства к любознательности и стойкому познавательному интересу».

Создание предметно-пространственной среды, способствующей развитию детской одаренности.

Применение системы развивающих игр и игрушек для интеллектуального потенциала детей.

Поддержке детской инициативы осуществляется  через создание оптимальных условий для установления позитивно - эмоционального общения между детьми и взрослыми, прежде всего, через:

проявление педагогами собственной инициативы в установлении партнерских эмоциональных контактов, как с детьми, так и между собой;

поддержку и поощрение детской инициативы в общении со сверстниками и педагогами посредством организации проблемных ситуаций, способствующих совместным переживаниям, проявлению эмпатии;

предоставление детям позитивной свободы (отсутствие излишней регламентации их жизнедеятельности, предоставление права выбора партнеров для совместной деятельности и т.п.);

обеспечение ситуации успеха детям во время организованной и самостоятельной деятельности.

2.2 Содержание коррекционной  работы

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса

Программа разработана для леворуких детей старшего дошкольного возраста, состоит из трех блоков:

1     Блок включает в себя  - знакомство с группой, установление контакта, выявление проблем.

2     Блок -  Работа с проблемами.

3     Блок - Закрепление достигнутых результатов, повторная диагностика.

Поскольку исходным положением при разработке развивающей программы был принцип наличия связи между формированием графической деятельности и уровнем развития  зрительно-пространственного восприятия и зрительно моторной координации, то обучение велось параллельно по этим двум направлениям:

1. Анализ форм, зрительно-пространственная ориентировка. Эта часть программы ставит целью развитие умения выделять структуру объектов, элементы и их взаимосвязи, а также пространственные отношения в изображении.

2. Зрительно-моторная координация. Эта часть программы направлена на развитие графо-моторных умений, копирования и творческой изобразительной деятельности (с использованием специфических средств художественной выразительности и развитием творческого воображения) (рисунок 1).


Рисунок 1. Схематическое изображение структуры коррекционно-логопедической программы.

Каждое из направлений содержит ряд разделов, имеющих сложный состав, включающий отработку различных действий.

Материал для обучения зрительно-пространственной ориентировки группируется по следующим разделам: анализ элементов изображения, анализ структуры рисунка и пространственная ориентировка. В этой части программы ставится задача формирования у детей таких перцептивных действий, как идентификация, приравнивание к эталону, перцептивное моделирование, анализ структуры рисунка, пространственный анализ. При разработке заданий использовались подходы Л.А. Венгера, И.С. Якиманской, материалы работ К. Готтшальдта.

Второе направление программы ставит целью формирование графической деятельности и включает два раздела: первый - задания на развитие графо-моторных навыков,  второй – задания на копирование. Основой при создании заданий послужили работы Л.А. Венгера, В.П. Зинченко, Т.С. Комаровой, М.М.Безруких, Н.С. Пантиной, О.А. Карабановой, Ю.А. Полуянова.

Каждое из умений, составляющих содержание программы, включает определенный состав действий:

1. Анализ форм, зрительно-пространственная ориентировка.

1.1. Анализ элементов изображения: идентификация; приравнивание к эталону по отдельным признакам.

1.2. Анализ структуры рисунка: перцептивное моделирование с использованием материализованного действия; перцептивное моделирование по силуэтной (нерасчлененной) или контурной (расчлененной) основе; выделение фигуры из фона; составление орнамента (через выкладывание деталей, раскрашивание фигур на фоне).

1.3. Пространственная ориентировка: определение ориентации фигуры в пространстве; анализ взаимного расположения фигур в пространстве (пространственные отношения: «над», «под», «слева», «справа» и др.); определение взаимного расположения фигур по основным топологическим отношениям («касание», «пересечение», «наложение»); преобразование фигуры путем перестановки ее элементов.

2. Графическая деятельность.

2.1. Графо-моторная деятельность: проведение прямых линий; проведение линий различной кривизны с использованием опор; нанесение штриховки (ритмическая организация линий и штрихов); раскрашивание контурного изображения; создание рельефного изображения;

2.2. Копирование: копирование с использованием разных средств: клетчатой и точечной (организованной и неорганизованной) основ; восстановление несимметричной точечной основы по изображению; копирование без основы.

План работы на период реализации программы


Этап


Мероприятия


Сроки


Результат


Ответственный

Подготовительный

Осуществление сбора и уточнение информации (диагностика детей).

сентябрь

справка

учитель-логопед

Создание банка методических и дидактических материалов для проведения занятий.

Информационный банк материалов

учитель-логопед

Опрос (анкетирование) родителей

Справка по анкетированию, рекомендации

учитель-логопед

Приобретение необходимого оборудования и материалов, дидактических игр и пособий.

Создание материально-технической базы

учитель-логопед, зам. зав. по УВР ДОУ

Этап реализации

Начальная диагностика уровня зрительно-моторной координации.

Справка о результатах диагностики

учитель-логопед

Проведение занятий, игр, упражнений во вторую половину дня, два раза в неделю.

Перспективный план

учитель-логопед

Промежуточная диагностика уровня зрительно-моторной координации.

Справка о результатах диагностики

учитель-логопед

Создание информационного банка материалов для занятий, используя помощь родителей.

Пополнение информационно
го банка

учитель-логопед

Консультации для родителей.

Материалы консультаций

учитель-логопед

Открытые занятия для родителей и педагогов ДОУ

Видеозаписи занятий

учитель-логопед

Диагностика уровня зрительно-моторной координации леворуких детей старшего дошкольного возраста.

Сравнительный анализ результатов

учитель-логопед

Контрольно - диагностический

Анализ эффективности проведения коррекционной работы по программе.

Итоговая справка

учитель-логопед

Разработка рекомендаций для родителей.

Родительское собрание

учитель-логопед

Разработка рекомендаций для педагогов.

Материалы рекомендаций

учитель-логопед

Выступление на педагогическом совете МОУ, РМО учителей-логопедов с результатами реализации программы.

Презентация программы

учитель-логопед, Зам. зав.  по УВР ДОУ

Учебно-тематический план

 п/п

Наименование разделов программы

Кол-во часов по плану

  1.  

Вводное занятие

1

  1.  

Развитие  зрительного восприятия  и  зрительной памяти.

5

  1.  

Развитие пространственного  восприятия и пространственной ориентировки.

5

  1.  

Формирование  зрительного слежения. Формирование графических  навыков

10

  1.  

Формирование  и развитие  зрительно-моторной координации. Формирование графических  навыков.

15

 

Всего

35

1. Занятия, направленные на установление контакта с детьми, снятия напряжения, создание необходимой обстановки, развитие творческого воображения. Детям предлагалось нарисовать рисунки на свободную тему. Потом каждый ребенок рассказал о своей работе, делились впечатлениями.

2. Занятия, направленные на выполнение упражнений по подготовке руки к овладению письмом.

Примеры:

 «Путь муравьишки» - дети рисовали путь маравьишки (полет пчелы и т.п. каждому ребенку предоставлялось право выбора) линией, которая должна иметь как можно больше разнообразных изгибов без создания замкнутых контуров и петель. «Путь» начинается и заканчивается в одном месте, таким образом, создается замкнутая линия.

«Езда по дорожкам» - дети должны соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки. Дорожки были сделаны разнообразными. В домик по дорожке  добирались разные животные: заяц, лягушка, медведь,  а также сказочные герои – красная шапочка, дюймовочка, дровосек и др.

«Охотник и волк» - нужно было «попасть» в волка, в мишень. Линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой.

«Самолеты за облаками» - ребенку предлагалось закрасить карандашом нарисованные взрослым облака. Одно облако должно стать совсем темным, чтобы сквозь него не было видно самолета, нарисованного на нем. Другое облако должно быть менее темным, чтобы контуры самолета слегка проглядывали. И третье облако должно быть совсем светлым, чтобы самолет был виден «почти так же хорошо, как если бы облака совсем не было».

 Рисование по точкам и по штриховой линии. Для этого задания нами были использованы орнаменты, сюжетные рисунки, для которых был заранее нарисован точечный или штриховой контур.

Рисование по образцу с опорой на значимые точки. Точки ставятся в тех местах, где линия изменяет направление.

Закончить рисунок, на котором художник не успел что-то дорисовать или раскрасить, например, ромашки, солнышко, звездочку и т.п.

3. Занятия, направленные на развитие зрительно-пространственного восприятия.

Примеры:

  • Детям предлагается распутать узелок из ниток, изображённый на картинке. Для этого нужно зрительно проследить, где начинается нить, куда ведёт и где заканчивается её путь.
  • Педагог при помощи детей составляет целую картинку из разрезанных частей.
  • Даны геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). За чертой их части, но не все они составляют целое. Необходимо было найти только те, которые при зрительном их соединении дадут целую фигуру.
  • Предлагалось найти на рисунке 10 птичек, которые спрятались в кроне деревьев.
  • Под диктовку дети расставляют точки, слева от квадрата, справа от круга и т.п.
  • Найти такие же фигуры как и в образце (на стимульном материале).
  • Найти как можно больше кругов, треугольников, квадратов и др. на одном рисунке.

4. Занятия, направленные на развитие зрительно-моторной координации.

Примеры:

  • Соединение линий по точкам.
  • Проведение  карандашом линий внутри дорожки, при этом постараться не выходить за её границы.
  • Лепка из глины (маленькие шарики, «колбаски» и др. мелкие детали).
  • Нанизывание бусин на нитку.
  • Работа с бисером (приклеивание бисера на бумагу).
  • Аппликация из цветной бумаги.
  • Обведи фигуру, рисунок, линию и т.п.
  • Прописать ряд вертикальных  линий, столбец горизонтальных линий.
  • Провести линию по указанному стрелкой направлению.
  • Найти на рисунке спрятанный квадрат (треугольник, круг и т.п.) и обведи красным цветом.

 При подготовке к обучению письму нужно соблюдать последовательность в совершенствовании разного рода движений. Очень важно зафиксировать внимание на точке, с которой начинается движение, и объяснить, что обозначает стрелка, указывающая направление движения. На этом этапе важно научить ребенка правильно сидеть, правильно держать ручку и располагать на парте тетрадь. Нужно постоянно следить за позой ребенка, положением тетради и умением  правильно держать ручку.

  Сначала учим ребенка ставить на строке точки, с которых начинается движение, и рисовать стрелочки, указывающие, куда движется рука. На этом же этапе нужно закреплять понятия «верх», «низ», «справа», «слева», «сбоку», «веду руку направо», «с наклоном влево» и т.п.

     Следующий шаг – умение видеть параллельность линий, рисовать и писать параллельные прямые. Это важный этап подготовки к письму, так как именно параллельность всех штрихов придает письму четкость, аккуратность. Важно до обучения письму букв научить ребенка писать параллельные вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Обязательно показать, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся  сверху вниз, горизонтальные линии – слева направо.

  Следующий этап – письмо полуовалов с разными направлениями движений: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз. Упражнения по штриховке позволяют тренировать это умение.

  Следующий этап - письмо овалов и кругов. Главное внимание следует обратить на их различие. На этом этапе эффективны такие графические задания: «раскрути спираль», «закрути спираль».

 Следующий этап – овладение умением  передвигать руку слева направо по линии письма. Это могут быть «волны», «облака», «дороги с горками». Сначала можно предложить детям попробовать «проехать» по широкой дороге, а потом - по узкой тропинке.

   Следующий этап – ознакомление с рабочей строкой, с верхней и нижней линией рабочей строки, с дополнительной строкой.

 Важным  этапом подготовки к письму является освоение написания элементов письменных букв. Прежде всего, нужно показать детям сходство и различие начертания печатных и письменных букв, объяснить, что такое элементы, из которых состоят  буквы. В процессе обучения важно постоянно подкреплять правильное выполнение каждого элемента. Таким образом,  мы подчеркиваем и неправильное выполнение задания.

Инструментарий для определения эффективности освоения детьми содержания программы

Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:

Фамилия Имя

ребенка

Развитие мелкой моторики

Ориентировка в пространстве

Развитие графических навыков

Вырезывание ножницами

Срисовывание

 образца

Штриховка

 

Графический

диктант

 

Тест Керна Йерасика

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуемые задания для диагностики:

1.Развитие мелкой моторики

-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу),

-«Сделай бусы» нанизывание мелкого и крупного бисера(оценивается быстрота, создание рисунка)

-Завязывание шнурков разной величины

-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера

2.Ориентировка в пространстве

-Зрительные, слуховые диктанты

-ДИ «Найди, где спрятано?»

3.Срисовывание образца

-задания на листе бумаги в клетку, в линейку

-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)

4.Штриховка

-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.

Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.

5.Графический диктант.

-Задание по типу «Продолжи узор»

- Графический диктант Д.Б.Эльконина

6. Тест Керна Йирасика

-Срисовывание фразы «Он ел суп»

-Срисовывание группы точек

-Рисование фигуры человека

При оценке рисунка человека учитывается:
- наличие основных частей: головы, глаз, рта, носа, рук, ног;
- наличие второстепенных деталей: пальцев, шеи, волос, обуви;
- способ изображения рук и ног: одной чертой или двумя, так что видна форма конечностей.

7.Вырезание ножницами.

-Вырезание силуэта предмета

- Тест Н.Н. Озерецкого «Вырезание круга» (На карточке изображен толстой линией круг диаметром 30 мм, разделенный на 8 секторов. Вокруг него имеются 3 больших и 3 маленьких по диаметру круга, изображенные тонкой линией на расстоянии 1 мм друг от друга. Вырезается основной круг. Работа должна быть выполнена за 1 минуту. Допускается отклонений не более 2-х раз.)

Критерии оценки деятельности ребенка:

   За каждое правильное задание ставится 5 баллов

Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Сумма баллов по заданиям -60-80 баллов

Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь, сумма баллов  от36 до 59 балла

Низкий бал-задание не выполнено, сумма баллов от 25 до 35 баллов.

Методы определения ведущей руки

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

  • Ребенку предлагается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.
  • Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая рука держит пузырек.
  • Ребенку предлагается развязать несколько узлов из шнурка средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
  • Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т. д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Раздавать карточки (ведущая рука та, что раскладывает карточки).
  • Хлопать в ладоши (ведущая рука сверху).
  • Погладить игрушку, держа ее в руке (ведущая рука гладит).
  • Рисовать пальцем одной руки на ладони другой.
  • Неведущая рука держит часы, ведущая выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
  • Переплетения пальцев рук. Сверху оказывается большой палец ведущей руки.
  • Скрещивание рук — «поза Наполеона». Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей руки.
  • Вырезание ножницами по кругу. Ведущая рука та, которая держит ножницы.

Тематическое планирование (2 занятия в неделю по 30 мин. 1час в неделю, 35 часов в год).

Ознакомиться с рабочей программой

программа доп услуги2.doc (751 КБ)

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).



Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 11533
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.