Рабочая программа воспитателя кочевой разновозрастной группы кратковременного пребывания

  вт., 15.12.2015

Рабочая программа воспитателя  кочевой разновозрастной группы кратковременного пребывания, для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни «Малышок»

 

Авторы:

Салиндер Светлана Вадимовна, заместитель заведующего по УВР

Силина Светлана Владимировна, Заведующий

МДОУ "Детский сад "Чебурашка" с.Ныда"Надымского района"

Содержание

1.

Целевой раздел

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цели и задачи рабочей программы

4

1.3

Целевые ориентиры

5

1.4

   Промежуточные планируемые результаты:

8

 

Промежуточные планируемые результаты подгруппы первого младшего возраста (в виде целевых ориентиров ФГОС ДО)

8

 

Промежуточные планируемые результаты подгруппы второго младшеговозраста

9

 

Промежуточные планируемые результаты подгруппы среднеговозраста

13

 

Промежуточные планируемые результаты подгруппы старшего возраста

18

 

Промежуточные планируемые результатыподгруппа подготовительного к школе возраста

23

2.

Содержательный раздел

32

2.1.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности

32

 2.1.1.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие подгруппы первого младшего возраста

37

2.1.2.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие подгруппы второго младшего возраста

96

2.1.3.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие подгруппы среднего возраста

147

2.1.4.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие подгруппы старшего возраста  

201

2.1.5.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие подгруппа подготовительного к школе возраста

251

 

 Перечень программ и технологий

300

3.

Организационный раздел

304

3.1

Организация режима пребывания

304

3.2.   

Планирование образовательной деятельности

307

3.2.1.

Годовой календарный учебный график работы

309

3.2.2.

Учебный план

310

3.2.3.

Расписание непосредственной образовательной деятельности

311

3.2.4.

Модель организации учебно-воспитательного процесса

314

 I.      Целевой раздел.

1.1.         Пояснительная записка. 

 В Ямало-Ненецком автономном округе ведется активная работа по сохранению этнокультурных ценностях коренных малочисленных народов Севера. Одним из приоритетных направлений в этой сфере является организация кочевого образования детей тундровиков в местах их традиционного образования, которая направлена на создание эффективной образовательной системы для детей малочисленных народов Севера, в поднятии статуса семьи, в сохранении неразрывной связи родителей и детей, в подготовке интеллектуальной цивилизационной личности. 

В рамках Закона об образовании ЯНАО по созданию и введению в действие новых моделей дошкольных образовательных учреждений в МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.Ныда» в тундре, на местах кочевий функционируют две группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни. Кочевые группы способствует  укреплению связи поколений, воспитанию детей, в совершенстве владеющих родным языком, знающих традиции и культуру своего народа. Кочевые группы кратковременного пребывания детского сада, являются не только реальным, но и перспективным направлением развития дошкольного образования на Ямале.

Под дошкольным образованием кочевых детей следует понимать систему мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение из-за условий жизни и труда его семьи, и что как следствие, является причиной дезодаптации детей кочевников при поступление в школу.

Модель «кочевая разновозрастная группа» - это содержательная линия дошкольного образования на местах кочевий, которая обеспечит разностороннее развитие детей коренной национальности в естественных жизненных условиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Воспитание и обучение осуществляется с учетом региональных, природно-климатических и географических условий Ямало-Ненецкого автономного округа, социально-экономических и национально культурных особенностей территорий, традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.

Взаимоотношения строятся с детьми в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности ребенка. Опираясь на индивидуальные способности детей, педагог преследует цель формирование и развития жизненных умений и навыков, используя следующие формы работы:

•   проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;

•   проведение работы с одаренными и неорганизованными детьми;

•   проведение беседы с ребенком с целью создание условий для выражения своего  мнения, доказательств им правильно позиции;

•   отказ от жесткой регламентаций деятельности дошкольников;

•   построение партнерских взаимоотношений между воспитателем и детьми.

Деятельность кочевой разновозрастной группы направлена на организацию предшкольной подготовки, оказание индивидуальной педагогической помощи детям, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

В условиях модернизации российского образования сохранение традиционного уклада жизни рассматривается как фактор развития языков и культуре коренных малочисленных народов Севера России.  В основе идеи воплощается гуманный подход к тундровому ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться в будущем к школьному обучению, создание условий для успешного развития его индивидуальных способностей

Рабочая программа кочевой разновозрастной группы кратковременного пребывания, для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни «Малышок» реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии со своими уставными задачами, потребностями семьи, образовательной программой дошкольного образовательного.

Максимальный допустимый объём недельной нагрузки, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ("Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3039-13").

Контингент воспитанников разновозрастной группы кратковременного пребывания, для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни, сформирован на основании Устава ДОУ.   

1.2.          Цели и задачи

На основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей из числа коренных малочисленных народов Севера (ненцы) ведущих кочевой образ жизни социума, были определены следующие  цели и задачи деятельности МДОУ по реализации основной образовательной программы:

Цель: Гармоническое физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.

Основные задачи работы кочевой  группы кратковременного пребывания детей:

  1. всестороннее развитие детей, проживающих с родителями в тундре;
  2. создание условий для успешной социальной адаптации детей из числа коренных малочисленных народов к жизни в современном социуме;
  3. сохранение и развитие языка, культуры, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
  4. возрождение семейно-родовых традиций на основе этнокультурных традиций Севера;
  5. развитие социальной компетентности ребёнка, оказание помощи в овладении навыками общения с другими детьми и взрослыми;
  6. формирование партнерских отношений семьи и детского сада в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
  7. формирование адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития;
  8. формирование у детей основ готовности к школьному обучению.

Средства решения поставленных задач

1.   Введение регионального материала в работу с детьми, с учетом принципа культуросообразности; принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.

2.   Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни поселка иНадымского района.

3.   Создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг.

4.   Осуществление системно-деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование).

5.   Создание такой развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей в группе, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий, региональный материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства северных народов), (предоставление детям возможности проявить свое творчество).

Отбор краеведческого, этнокультурного материала в соответствии с целями возрастного развития детей, с учетом их интересов.

Главными условиями реализации программы являются:

  1. 1.       создание условий (предметно - развивающая  среда в чуме,  на природе);
  2. 2.       специально организованное обучение (непосредственно образовательная деятельность, беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, предметов быта; национальные игры,  развлечения и т.д.)
  3. 3.       взаимодействие  детей друг с другом и с взрослыми:
  4. 4.       сотрудничество с родителями.

1.3.                       Целевые ориентиры  дошкольного образования

Целевые ориентиры в раннем возрасте

К трем годам ребенок:

1.   интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
2.   стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
3.   владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
4.   проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им.  Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
5.   в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
6.   проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
7.   любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
8.   с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы

  1. ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоиме­ние «мой» по отношению к селу;
  2. ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого родной страны;
  3. ребенок проявляет любознательность по отношению к родному селу, его истории, зданиям;
  4. с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, связанных с позна­нием малой родины;
  5. ребенок проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны и мира, стремление к знакомству с их культурой;
  6. ребенок интересуется природным миром Севера и полезными ископаемыми своего края.;
  7. ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стре­мится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села;
  8. отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой де­ятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.;
  9. охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, по­садке деревьев на участке, в конкурсах рисунков, проявляет инициативность и самостоятельность;
  10. выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить не­которые социальные проблемы;
  11. положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относится к детям других национальностей, в об­щении с ними первичными для дошкольника являются лич­ностные особенности, а не этническая принадлежность;
  12. с удовольствием участвует в разных видах деятельности на ма­териале народной культуры, в том числе праздниках, театраль­ных постановках;
  13. самостоятельно может рассказать о родной стране (ее досто­примечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, на­родные игры;

Ребенок имеет представления:

  1. об истории своей семьи, ее родословной;
  2. об истории образования родного села;
  3. о том, как люди заботятся о красоте и чистоте своего села;
  4. о том, что на Севере живут люди разных национальностей;
  5. о том, что северяне внесли большой вклад в победу нашей страны над фашистами во время Великой Отечественной войны.

Ребенок знает:

  1. название и герб своего города (поселка, села), реки (водоема);
  2. фамилии северных писателей и названия их произведений;
  3. другие близлежащие населенные пункты и крупные города Севера;

Ребенок знает, что Север – часть России.

- имеет некоторые представления о государственном устройстве России, ее символике, других странах мира, людях разных нацио­нальностей;

- ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса;

- ребенок знает названия нескольких рас, этносов России и дру­гих стран мира, может назвать яркие особенности внешнего вида их представителей, произведения устного народного твор­чества, народных игр и игрушек;

- ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса.

К семи годам:

-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;

-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

-у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.

Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.

Полное содержание программы: рабочая программа кочевой группы 18.11.2015г.docx (896 КБ)

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7153
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.