Рабочая программа воспитателя кочевой разновозрастной группы кратковременного пребывания |
вт., 15.12.2015 |
Рабочая программа воспитателя кочевой разновозрастной группы кратковременного пребывания, для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни «Малышок»
Авторы:
Салиндер Светлана Вадимовна, заместитель заведующего по УВР
Силина Светлана Владимировна, Заведующий
МДОУ "Детский сад "Чебурашка" с.Ныда"Надымского района"
Содержание
1. |
Целевой раздел |
3 |
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.2 |
Цели и задачи рабочей программы |
4 |
1.3 |
Целевые ориентиры |
5 |
1.4 |
Промежуточные планируемые результаты: |
8 |
|
Промежуточные планируемые результаты подгруппы первого младшего возраста (в виде целевых ориентиров ФГОС ДО) |
8 |
|
Промежуточные планируемые результаты подгруппы второго младшеговозраста |
9 |
|
Промежуточные планируемые результаты подгруппы среднеговозраста |
13 |
|
Промежуточные планируемые результаты подгруппы старшего возраста |
18 |
|
Промежуточные планируемые результатыподгруппа подготовительного к школе возраста |
23 |
2. |
Содержательный раздел |
32 |
2.1. |
Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности |
32 |
2.1.1. |
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие подгруппы первого младшего возраста |
37 |
2.1.2. |
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие подгруппы второго младшего возраста |
96 |
2.1.3. |
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие подгруппы среднего возраста |
147 |
2.1.4. |
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие подгруппы старшего возраста |
201 |
2.1.5. |
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие подгруппа подготовительного к школе возраста |
251 |
|
Перечень программ и технологий |
300 |
3. |
Организационный раздел |
304 |
3.1 |
Организация режима пребывания |
304 |
3.2. |
Планирование образовательной деятельности |
307 |
3.2.1. |
Годовой календарный учебный график работы |
309 |
3.2.2. |
Учебный план |
310 |
3.2.3. |
Расписание непосредственной образовательной деятельности |
311 |
3.2.4. |
Модель организации учебно-воспитательного процесса |
314 |
I. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
В Ямало-Ненецком автономном округе ведется активная работа по сохранению этнокультурных ценностях коренных малочисленных народов Севера. Одним из приоритетных направлений в этой сфере является организация кочевого образования детей тундровиков в местах их традиционного образования, которая направлена на создание эффективной образовательной системы для детей малочисленных народов Севера, в поднятии статуса семьи, в сохранении неразрывной связи родителей и детей, в подготовке интеллектуальной цивилизационной личности.
В рамках Закона об образовании ЯНАО по созданию и введению в действие новых моделей дошкольных образовательных учреждений в МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.Ныда» в тундре, на местах кочевий функционируют две группы кратковременного пребывания детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни. Кочевые группы способствует укреплению связи поколений, воспитанию детей, в совершенстве владеющих родным языком, знающих традиции и культуру своего народа. Кочевые группы кратковременного пребывания детского сада, являются не только реальным, но и перспективным направлением развития дошкольного образования на Ямале.
Под дошкольным образованием кочевых детей следует понимать систему мер, направленных на оказание помощи детям, не имеющим возможности до школы посещать дошкольное учреждение из-за условий жизни и труда его семьи, и что как следствие, является причиной дезодаптации детей кочевников при поступление в школу.
Модель «кочевая разновозрастная группа» - это содержательная линия дошкольного образования на местах кочевий, которая обеспечит разностороннее развитие детей коренной национальности в естественных жизненных условиях с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
Воспитание и обучение осуществляется с учетом региональных, природно-климатических и географических условий Ямало-Ненецкого автономного округа, социально-экономических и национально культурных особенностей территорий, традиционного природопользования и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера.
Взаимоотношения строятся с детьми в соответствии с личностно-ориентированной моделью общения, цель которой – содействовать становлению личности ребенка. Опираясь на индивидуальные способности детей, педагог преследует цель формирование и развития жизненных умений и навыков, используя следующие формы работы:
• проведение индивидуальной работы с каждым ребенком;
• проведение работы с одаренными и неорганизованными детьми;
• проведение беседы с ребенком с целью создание условий для выражения своего мнения, доказательств им правильно позиции;
• отказ от жесткой регламентаций деятельности дошкольников;
• построение партнерских взаимоотношений между воспитателем и детьми.
Деятельность кочевой разновозрастной группы направлена на организацию предшкольной подготовки, оказание индивидуальной педагогической помощи детям, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
В условиях модернизации российского образования сохранение традиционного уклада жизни рассматривается как фактор развития языков и культуре коренных малочисленных народов Севера России. В основе идеи воплощается гуманный подход к тундровому ребенку с целью помочь ему легче адаптироваться в будущем к школьному обучению, создание условий для успешного развития его индивидуальных способностей
Рабочая программа кочевой разновозрастной группы кратковременного пребывания, для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни «Малышок» реализуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей в соответствии со своими уставными задачами, потребностями семьи, образовательной программой дошкольного образовательного.
Максимальный допустимый объём недельной нагрузки, соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов ("Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3039-13").
Контингент воспитанников разновозрастной группы кратковременного пребывания, для детей дошкольного возраста, ведущих совместно с родителями (законными представителями) кочевой и (или) полукочевой образ жизни, сформирован на основании Устава ДОУ.
1.2. Цели и задачи
На основе анализа результатов предшествующей педагогической деятельности, потребностей родителей из числа коренных малочисленных народов Севера (ненцы) ведущих кочевой образ жизни социума, были определены следующие цели и задачи деятельности МДОУ по реализации основной образовательной программы:
Цель: Гармоническое физическое и психическое развитие ребенка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Основные задачи работы кочевой группы кратковременного пребывания детей:
- всестороннее развитие детей, проживающих с родителями в тундре;
- создание условий для успешной социальной адаптации детей из числа коренных малочисленных народов к жизни в современном социуме;
- сохранение и развитие языка, культуры, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера;
- возрождение семейно-родовых традиций на основе этнокультурных традиций Севера;
- развитие социальной компетентности ребёнка, оказание помощи в овладении навыками общения с другими детьми и взрослыми;
- формирование партнерских отношений семьи и детского сада в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста;
- формирование адекватных родительских представлений о возрастных особенностях ребёнка и соответствующих способах его развития;
- формирование у детей основ готовности к школьному обучению.
Средства решения поставленных задач
1. Введение регионального материала в работу с детьми, с учетом принципа культуросообразности; принципа постепенного перехода от более близкого ребенку, личностно-значимого, к менее близкому – культурно-историческим фактам.
2. Формирование личного отношения к фактам, событиям, явлениям в жизни поселка иНадымского района.
3. Создание условий, для активного приобщения детей к социальной действительности, повышения личностной значимости для них того, что происходит вокруг.
4. Осуществление системно-деятельностного подхода в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. выбор самими детьми той деятельности, в которой, они хотели бы отобразить свои чувства, представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, сочинение загадок, аппликация, лепка, рисование).
5. Создание такой развивающей среды для самостоятельной и совместной деятельности взрослых и детей в группе, которая способствовала бы развитию личности ребенка на основе народной культуры, с опорой на краеведческий, региональный материал (предметы, вещи домашнего обихода, быта; предметы декоративно-прикладного быта, искусства северных народов), (предоставление детям возможности проявить свое творчество).
Отбор краеведческого, этнокультурного материала в соответствии с целями возрастного развития детей, с учетом их интересов.
Главными условиями реализации программы являются:
- 1. создание условий (предметно - развивающая среда в чуме, на природе);
- 2. специально организованное обучение (непосредственно образовательная деятельность, беседа, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративного материала, предметов быта; национальные игры, развлечения и т.д.)
- 3. взаимодействие детей друг с другом и с взрослыми:
- 4. сотрудничество с родителями.
1.3. Целевые ориентиры дошкольного образования
Целевые ориентиры в раннем возрасте
К трем годам ребенок:
1. интересуется окружающими предметами, активно действует с ними, исследует их свойства, экспериментирует. Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Проявляет настойчивость в достижении результата своих действий;
2. стремится к общению и воспринимает смыслы в различных ситуациях общения со взрослыми, активно подражает им в движениях и действиях, умеет действовать согласованно;
3. владеет активной и пассивной речью: понимает речь взрослых, может обращаться с вопросами и просьбами, знает названия окружающих предметов и игрушек;
4. проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Взаимодействие с ровесниками окрашено яркими эмоциями;
5. в короткой игре воспроизводит действия взрослого, впервые осуществляя игровые замещения;
6. проявляет самостоятельность в бытовых и игровых действиях. Владеет простейшими навыками самообслуживания;
7. любит слушать стихи, песни, короткие сказки, рассматривать картинки, двигаться под музыку. Проявляет живой эмоциональный отклик на эстетические впечатления. Охотно включается в продуктивные виды деятельности (изобразительную деятельность, конструирование и др.);
8. с удовольствием двигается – ходит, бегает в разных направлениях, стремится осваивать различные виды движения (подпрыгивание, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
- ребенок проявляет интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к селу;
- ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого родной страны;
- ребенок проявляет любознательность по отношению к родному селу, его истории, зданиям;
- с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, связанных с познанием малой родины;
- ребенок проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны и мира, стремление к знакомству с их культурой;
- ребенок интересуется природным миром Севера и полезными ископаемыми своего края.;
- ребенок проявляет инициативу в социально значимых делах: участвует в социально значимых событиях, переживает эмоции, связанные с событиями военных лет и подвигами горожан, стремится выразить позитивное отношение к пожилым жителям села;
- отражает свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.;
- охотно участвует в общих делах социально-гуманистической направленности: в подготовке концерта для ветеранов войны, посадке деревьев на участке, в конкурсах рисунков, проявляет инициативность и самостоятельность;
- выражает желание в будущем (когда вырастет) трудиться на благо родной страны, защищать Родину от врагов, стараться решить некоторые социальные проблемы;
- положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, а не этническая принадлежность;
- с удовольствием участвует в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках;
- самостоятельно может рассказать о родной стране (ее достопримечательностях, природных особенностях, выдающихся людях), вспомнить стихотворения, песни о родной стране, народные игры;
Ребенок имеет представления:
- об истории своей семьи, ее родословной;
- об истории образования родного села;
- о том, как люди заботятся о красоте и чистоте своего села;
- о том, что на Севере живут люди разных национальностей;
- о том, что северяне внесли большой вклад в победу нашей страны над фашистами во время Великой Отечественной войны.
Ребенок знает:
- название и герб своего города (поселка, села), реки (водоема);
- фамилии северных писателей и названия их произведений;
- другие близлежащие населенные пункты и крупные города Севера;
Ребенок знает, что Север – часть России.
- имеет некоторые представления о государственном устройстве России, ее символике, других странах мира, людях разных национальностей;
- ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса;
- ребенок знает названия нескольких рас, этносов России и других стран мира, может назвать яркие особенности внешнего вида их представителей, произведения устного народного творчества, народных игр и игрушек;
- ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса.
К семи годам:
-ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
-ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, следует игровым правилам;
-ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
-у ребенка развита крупная и мелкая моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
-ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
-ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей дошкольного возраста с учетом сенситивных периодов в развитии.
Полное содержание программы: рабочая программа кочевой группы 18.11.2015г.docx (896 КБ)
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf