Рабочая программа по разделу «Аппликация» для старшей группы

  пн., 22.06.2015

Автор:

Клепикова Светлана Витальевна,

воспитатель

МАДОУ  "Умка" города Ноябрьска

Пояснительная записка

Рабочая программа по разделу «Аппликация» образовательной области «Художественно эстетическое развитие» для детей старшей группы составлена на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:

  1. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»
  2.  Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»;
  3. Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография.

    Рабочая программа рассчитана на 18 периодов непосредственно образовательной деятельности (2 раза в   месяц), длительностью 25 минут.

          Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной  области «Художественное творчество» направлено:

на развитие продуктивной деятельности;

на развитие детского творчества;

на приобщение к изобразительному искусству.

Рабочая программа имеет цель - приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности детей и способствует решению следующих задач:

  • продолжать  обращать внимание детей на красоту природы и любоваться  вместе с детьми  совершенством  формы, цвета, строения, деревьев, кустарников и других пред­ставителей растительного и животного  мира;
  • проявлять уважение к художественным интересам и работам ре­бенка, бережно относиться к результатам его творческой деятельности;
  • закреплять умение сохранять правильную позу при работе за столом, быть аккуратными;
  • в аппликации поощрять составление композиций из го­товых и самостоятельно вы­резанных или иным способом подготовленных форм (полосок, кругов, треугольников, трапеций, рваных и мятых комочков бумаги); создавать на бумаге разной формы предметные, сюжетные и декоративные композиции из гео­метрических форм и природных материалов, повторяя и чередуя их по форме и цвету; создавать аппликаци­онный образ путем обрывания  и составления его из частей с последовательным на­клеиванием;
  • продолжать учить пользоваться ножницами (вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат в несколько треугольников, прямоугольник – в полоски, квадраты и маленькие прямоугольники),  клеем;
  • учить составлять аппликации из природно­го материала (осенних листьев простой формы) и кусоч­ков ткани, подбирая тематику с учетом интересов девочек и мальчиков;
  • продолжать развивать способность передавать одну и ту же форму или об­раз в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в аппликации);
  • научить  обобщенным  способам формообразования в работе с бумагой (за­кручивать  прямоугольник в цилиндр, кру­г в тупой конус) и создавать разные вырази­тельные по­делки на основе каждого из них;
  • научить изготавливать  простые игрушки для игр с водой, ветром, оформления помещений в празд­ники, игр-драматизаций, спортивных соревнований, теат­ральных постановок и др. с учетом интересов и потребностей девочек и мальчиков; познакомить со  способами изготовления предметов путем перепле­тения полосок из различных материалов, а также в технике папье-маше;
  • создавать условия для коллективного и самостоятельного художественного творчества.

           Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование    разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в разных видах деятельности, требующих проявления  творческих способностей.

            В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

          Реализация национально-регионального  компонента представлена следующими темами: «На лесной полянке выросли грибы», «Весенний ковер» -  знакомство с особенностями климатических условий нашего края; «Дома на нашей улице» - знакомство с бытом народов Крайнего Севера.

Особенности организации образовательного процесса

      Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно – образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же разнообразными видами деятельности детей.

     На всех НОД важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт детей, что похожее они уже делали, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.

     Особое значение в старшей группе приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка. При рассматривании с детьми созданного сюжетного изображения следует обратить их внимание на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как они расположены на листе бумаги, как передано соотношение предметов по величине.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

-  «Социально – коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности;

- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности.

- формирование трудовых умений и навыков, адекватных возрасту воспитанников, трудолюбия в различных видах продуктивной деятельности.

- «Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.

 «Художественно – эстетическое развитие»- развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.

 - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественно – эстетическое развитие».

  Формы организации образовательного процесса по разделу «Аппликация»

 Задачи и содержание работы

Формы работы

 Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Аппликация

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров; украшение предметов для личного пользования; рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики.

Групповая

 

 Тематический план

№ п/п

 

 

Тема

Количество непосредственно-образовательной деятельности

В том числе практическая непосредственно-образовательная деятельность

1

На лесной полянке выросли грибы

1

1

2

Огурцы и помидоры лежат на тарелке

1

1

3

Блюдо с фруктами и ягодами

1

1

4

Наш любимый мишка и его друзья

1

1

5

Дома на нашей улице

1

1

6

Машины едут по улице

1

1

7

Большой и маленький бокальчики

1

1

8

Новогодняя поздравительная открытка

1

1

9

Петрушка на елке

1

1

10

Красивые рыбки в аквариуме

1

1

11

Матрос с сигнальными флажками

1

1

12

Пароход

1

1

13

Вырежи и наклей, какую хочешь, игрушку.

1

1

14

Сказочная птица

1

1

15

Поезд

1

1

16

Пригласительный билет родителям на празднование Дня Победы.

1

1

17

Весенний ковер (диагностическое)

1

1

18

Загадки

1

1

 

Итого:

18

18

 Распределение учебного материала

Аппликация

Закреплять умение создавать изображения (разрезать бумагу на короткие и длинные полоски; вырезать круги из квадратов, овалы из прямоугольников, преобразовывать одни геометрические фигуры в другие: квадрат – в два-четыре треугольника, прямоугольник – в полоски, квадраты или маленькие прямоугольники), создавать из этих фигур изображения разных предметов или декоративные композиции. Учить вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения – из бумаги, сложенной пополам ( стакан, ваза, цветок и др.) . Побуждать создавать предметные и сюжетные композиции, дополнять их деталями, обогащающими изображения. Формировать аккуратное и бережное отношение к материалам.

            Требования к уровню подготовки детей

старшей  группы по разделу «Аппликация»

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год в форме диагностической деятельности. В результате обучения в НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» формируется конечная система знаний:

К концу года дети должны уметь:

  • Отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят, уметь улучшать изображения;
  • Создавать изображения по заданию воспитателя и по собственному замыслу, задумывать разнообразное содержание своих работ;
  • Изображать отдельные предметы и сюжеты, располагая их по всему листу и на полосе внизу листа;
  • Выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, цвет и строение предметов, их характерные особенности;
  • Создавать индивидуальные и коллективные композиции предметного, сюжетного и декоративного содержания;
  • Изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно;
  • Пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами;
  • Использовать для создания изображений в аппликации разнообразные приемы.

Способы проверки обученности воспитанников

             Педагогическая диагностика знаний и умений детей  проводится 1 раз в год (май) с целью определения уровня развития творчества детей (описание методики проведения и обработка его результатов дана в учебно – методическом пособии «Программа и методические рекомендации «Изобразительная деятельность в детском саду», Т.С.Комаровой).

Критерии  педагогической диагностики по разделу  «Аппликация»

 Анализ продукта деятельности

  1. Передача формы:
  •  Форма передана точно – 3 балла;
  • Есть незначительное искажение – 2 балла;
  • Искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.
  1. Строение предмета:
  • Части расположены верно – 3 балла;
  • Есть незначительное искажение – 2 балла;
  • Части предмета расположены не верно –1 балл.
  1. Передача пропорции предмета в изображении:
  • Пропорции предмета соблюдаются – 3 балла;
  • Есть незначительное искажение – 2 балла;
  • Пропорции предмета переданы неверно  – 1 балл.
  1. Композиция:

a)      Расположение изображений на листе:

  • По всему листу –3 балла;
  • На полосе листа – 2 балла;
  • Не продумана, носит случайный характер – 1 балл.

b)     Соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • Соблюдается пропорциональность в изображении предметов –3 балла;
  • Есть незначительное искажение – 2 балла;
  • Пропорциональность разных предметов передана неверно –1 балл.
  • Движение передано достаточно четко –3 балла;
  • Движение передано неопределенно, неумело – 2 балла;
  • Изображение статично- 1 балл.
  1. Передача движения:
  1. Цвет:

а)  цветовое решение изображения:

  • Передан реальный цвет предметов –3 балла;
  • Есть отступление от реальной окраски –2 балла;
  • Цвет предметов передан неверно –1 балл.

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • Многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого - 3 балла;
  • Преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно –2 балла;
  • Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами -1 балл.

Содержание рабочей программы

Тема НОД

 

Содержание НОД

На лесной полянке выросли грибы

1

Развивать образные представления.

Закреплять умение вырезать предметы и их части круглой и овальной формы.

Упражнять в закруглении углов у прямоугольника, треугольника.

Учить:

-   вырезать большие и маленькие грибы по частям, составлять неслож­ную красивую композицию;

- разрывать неширокую полосу бумаги мелкими движениями пальцев
для изображения травы, мха около грибов

Огурцы и помидоры лежат на тарелке

 

2

Продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы спо­собом закругления.

Закреплять умение аккуратно наклеивать изображение

Блюдо с фруктами и ягодами

(коллективная работа)

3

Продолжать отрабатывать приемы вырезывания предметов круглой и овальной формы. Учить делать ножницами небольшие выемки для передачи характерных особенностей предметов. Закреплять приемы аккуратного наклеивания. Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство композиции.

Наш любимый мишка и его друзья

4

Учить детей создавать изображение любимой игрушки из частей, правильно передавая их форму и относительную величину. Закреплять умение вырезывать части круглой и овальной формы, аккуратно наклеивать изображение, красиво располагать его на листе бумаги. Развивать чувство композиции

Дома на нашей улице.

(коллективная работа)

5

Учить передавать в аппликации образ сельской (городской) улицы. Уточнять представления о ве­личине предметов: высокий, низ­кий, большой, маленький. Упражнять в приемах выре­зывания по прямой и по косой. Закреплять умение аккуратно пользоваться ножницами, кисточ­кой, клеем. Воспитывать:

-           навыки коллективной работы;

- удовольствие и радость от соз­данной картины

Машины едут по улице. (Коллективная)

6

Учить детей передавать форму и взаимное расположение частей разных машин. Ззакреплять умения создавать коллективную композицию,закреплять разнообразные приемы вырезывания по прямой, по кругу, приемы аккуратного наклеивания.

Большой и маленький бокальчики

7

Учить вырезывать симметричные предметы из бумаги, сложенной

вдвое, срезая расширяющуюся книзу полоску.

Закреплять умение аккуратно наклеивать.

Вызывать желание дополнять композицию соответствующими

предметами, деталями

Новогодняя поздравительная открытка

8

Учить делать поздравительные открытки, подбирая и создавая соот­ветствующее празднику изображение.

Продолжать учить вырезывать одинаковые части из бумаги, сло­женной гармошкой, а симметричные - из бумаги, сложенной вдвое. Закреплять приемы вырезывания и наклеивания. Развивать эстетическое восприятие, образные представления

Петрушка на елке

9

Учить создавать изображение из бумаги. Закреплять умение:

-   вырезывать части овальной формы;

-    вырезывать на глаз мелкие детали, аккуратно наклеивать изображе-­
ния на большой лист.

Упражнять в вырезывании симметричных частей одежды из бума­ги, сложенной вдвое.

Формировать навыки коллективной работы. Развивать чувство цвета, композиции

Красивые рыбки в аквариуме.

(коллективная композиция)

10

Развивать:

-   цветовое восприятие;

-   чувство композиции;

-           умение рассматривать и оценивать созданные изображения.
Упражнять в подборе разных оттенков цвета.
Закреплять приемы вырезывания и аккуратного наклеивания

Матрос с сигнальными флажками

11

Упражнять в изображении человека; в вырезывании частей кос­тюма, рук, ног, головы.

Учить передавать в аппликации простейшие движения фигуры че­ловека.

Закреплять умение вырезывать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое, красиво располагать изображение на листе

Пароход

12

Учить детей создавать образную картину, применяя полученные раннее навыки: срезание углов у прямоугольников, вырезывание других частей корабля и деталей разнообразной формы. Упражнять в вырезывании одинаковых частей из бумаги, сложенной гармошкой. Закреплять умение красиво располагать изображение на листе. Развивать воображение.

Вырежи и наклей какую хочешь игрушку

13

Учить:

-задумывать несложный сюжет для передачи в аппликации;

- выбирать наиболее интересные, выразительные работы, объяснять свой выбор.

Закреплять усвоенные ранее приемы вырезывания. Воспитывать активность, самостоятельность, творчество.

Сказочная птица

14

Закреплять:

-умение вырезать части предметы разной формы и составлять из них изображение

- умение вырезать симметричные части из бумаги, сложенной вдвое (хвосты разной конфигурации).

Учить передавать образ сказочной птицы, украшать отдельные час­ти и детали изображения.

Р а з в и в a т ь воображение, активность, творчество, умение выделять красивые работы, рассказывать о них

Поезд

(коллективная работа)

15

Закреплять умение детей вырезывать основную часть предмета прямоугольной формы с характерными признаками (закругление углов), вырезывать и наклеивать части разной формы. Упражнять в вырезывании предметов одинаковой формы из бумаги, сложенной гармошкой. Развивать навыки коллективной работы.

Пригласительный билет родителям на празднование Дня Победы

16

Закреплять умение задумывать содержание своей работы. Упражнять в использовании знакомых способов работы ножни­цами.

Учить подбирать цвета, правильно передавать соотношение по ве­личине. Развивать эстетические чувства, воображение

Весенний ковер

(диагностическое)

17

Закреплять умение создавать части коллективной композиции.

Упражнять в симметричном расположении изображений на квад­рате и полосе, в различных приемах вырезывания. Развивать эстетические чувства (композиции, цвета, ритма) и эсте­тическое восприятие

Загадки

18

Развивать образные представления, воображение и творчество. Упражнять в создании изображений различных предметов из разных геометрических фигур, преобразовании фигур путем разрезания по прямой по диагонали на несколько частей. Закреплять умение составлять изображение по частям из разных фигур, аккуратно наклеивать.

 Календарно-тематическое планирование.docx (26.4 КБ)

ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА В АППЛИКАЦИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.docx (13.01 КБ)                      

  СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  1. 1.     Учебно-наглядные пособия:

 

  • Плакаты;
  • Игрушки;
  • Муляжи;
  • Фотографии;
  • Открытки;
  1. 2.     Оборудование и игрушки:

 

  • салфетки;
  • картон;
  • цветная бумага;
  • ножницы;
  • клей;
  • клеенка;   

 

ЛИТЕРАТУРА

Для педагогов:

Методическая литература:

  1. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»
  2.  Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»;
  3. Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография.

Художественная литература

  1. Т.Анисимова  «Стихи и сказки для маленьких». 
  2. С.Маршак «Кошкин дом», «Радуга», «Почта».
  3. С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Сказка о глупом      мышонке»,
  4. К.Чуковский  «Тараканище».
  5. А.Барто «Игрушки».
  6. А.С.Пушкин «Сказки».
  7. М.Л.Михайлов «Два Мороза».
  8. В.Бианки «Приключения муравьишки». 
  9. «Русские народные сказки».
  10. «Карусель - стихи, сказки, рассказы.
  11. Агния Барто – стихи для детей.

Познавательная (вспомогательная литература):

  1.  «Объемная аппликация Машины»,Ростов-на-Дону; изд.Проф-Пресс»-2007.
  2. «Игрушки из бумаги», В.Н.Маликов, М.: Мозаика-Синтез,2003.
  3.  «Волшебные коврики», А.В.Белошицкая, О.Г.Жукова,М.: АРКТИ,2008.

Справочная литература:

  1. Детские энциклопедии.

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 21920
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.