Рабочая программа по разделу «Рисование» для старшей группы

  пн., 22.06.2015

Автор:

Клепикова Светлана Витальевна,

воспитатель

МАДОУ  "Умка" города Ноябрьска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по разделу «Рисование» для старшей группы

образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»

Пояснительная записка

Рабочая программа по разделу «Рисование» образовательной области «Художественно эстетическое развитие» для детей старшей группы составлена на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно - методического комплекта:

  1. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»
  2.  Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»;
  3. Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография.

Рабочая программа рассчитана на 18 периодов непосредственно образовательной деятельности  в год (2 раза в месяц), длительностью 20  минут.

               Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной  области «Художественное творчество» направлено:

на развитие продуктивной деятельности;

на развитие детского творчества;

приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании).

          Рабочая программа имеет цель - приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности детей и способствует решению следующих задач:

  •  Развивать интерес детей к изобразительной деятельности, обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия; закреплять знания об основных формах предметов и объектов природы.
  •  Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту окружающего мира.
  • Развивать мыслительные операции в процессе восприятия предметов и явлений
  • Учить передавать в изображении не только основные свойства предметов (форма, величина, цвет), но и характерные детали, соотношение предметов и их частей по величине, высоте, расположению относительно друг друга.
  •  Развивать способность наблюдать, всматриваться (вслушиваться) в явления и объекты природы, замечать их изменения.
  • Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать обобщённые способы изображения, художественно-творческие способности.
  • Развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус.
  • Продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством (Городец, Хохлома, Гжель), расширять представления о народных игрушках. Знакомить детей с национальным декоративно-прикладным искусством (на основе региональных особенностей); с другими видами декоративно-прикладного  искусства (фарфоровые и керамические изделия, скульптура малых форм).
  • Формировать умение организовывать своё рабочее место, готовить все необходимые для занятия материалы; работать аккуратно, экономно расходовать материалы, сохранять рабочее место в чистоте, по окончании работы приводить его в порядок.
  • Научить детей оценивать свои работы и работы сверстников, выделять наиболее интересные изобразительные решения в работах других, высказывать эстетические оценки и суждения, стремиться к содержательному общению, связанному с изобразительной деятельностью.           

      Новизна программы заключается в том, что в основу положено использование    разнообразных нетрадиционных техник, что позволяет ребенку в увлекательной форме развивать и совершенствовать свои способности, обеспечивает ситуацию успеха в видах деятельности, требующих проявления  творческих способностей.

            В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности ключевых компетенций.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой, интеграцией образовательных областей, а также с возрастными особенностями развития воспитанников.

       Реализация национально-регионального  компонента представлена следующими темами: «Картинка про лето», «Зима»,  «Салют над городом в честь праздника Победы»       

Особенности организации образовательного процесса

Изобразительная деятельность является частью всей воспитательно – образовательной работы в ДОУ и взаимосвязана со всеми другими ее направлениями: ознакомлением с окружающим предметным миром, социальными явлениями, природой во всем ее многообразии; ознакомлением с разными видами искусства, как классического, современного, так и народного, включая литературу, а так же разнообразными видами деятельности детей.

     На всех НОД важно развивать активность и самостоятельность детей, вызывать стремление создать что-то полезное для других, порадовать детей и взрослых. Следует побуждать детей вспоминать, что они видели интересного вокруг, что им понравилось; учить сравнивать предметы; спрашивать, активизируя опыт детей, что похожее они уже рисовали, как они это делали; вызывать ребенка для показа всем детям, как можно изобразить тот или иной предмет.

     Особое значение в старшей группе приобретает рассматривание созданных детьми изображений и их оценка. При рассматривании с детьми созданного сюжетного изображения следует обратить их внимание на то, как передан сюжет, какие изображения в него включены, соответствуют ли они содержанию выбранного эпизода, как они расположены на листе бумаги, как передано соотношение предметов по величине.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

Виды интеграции образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы

По  средствам организации и оптимизации образовательного процесса

-  «Социально – коммуникативное развитие» - развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности.

- «Познавательное развитие» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора в части изобразительного искусства, творчества.

-  «Художественно – эстетическое развитие»- развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства.

Содержание и результаты всех областей Программы могут быть обогащены и закреплены с использованием средств продуктивной деятельности детей.

 - использование музыкальных и художественных произведений для обогащения содержания области «Художественное творчество».

Формы организации образовательного процесса

по разделу «Рисование» адекватные возрасту детей:

Задачи и содержание работы

Формы работы

Формы организации детей

Непосредственно образовательная деятельность

Рисование

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров; украшение предметов для личного пользования; рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики.

Групповая

 

 Тематический план

п/п

 

Тема непосредственно образовательной деятельности

Количество непосредственно образовательной деятельности

В том числе практическая непосредственно образовательная

деятельность

1.

«Картинка про лето»

1

1

2.

«Знакомство с акварелью»

1

1

3.

«Девочка в нарядном платье»

1

1

4.

«Знакомство с городецкой росписью»

1

1

5.

«Сказочные домики»

1

1

6.

«Грузовая машина»

1

1

   7.

«Зима»

1

1

8.

 «Наша нарядная ёлка»

1

1

9.

«Дети гуляют зимой на участке»

1

1

10.

«По мотивам городецкой росписи"

1

1

11.

«По мотивам хохломской росписи"

1

1

12.

«Пограничник с собакой»

1

1

13.

«Знакомство с искусством гжельской росписи»

1

1

14.

«Нарисуй какой хочешь узор»

1

1

15.

«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»

1

1

16.

«Гжельские узоры»

1

1

17.

«Салют над городом в честь праздника Победы»

1

1

18.

« Бабочки летают над лугом»

1

1

                                                                                      ИТОГО:

18

18

  Распределение учебного материала

Раздел

Программное содержание на год

Рисование

Предметное. Совершенствовать умение передавать в рис. образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Учить отличать предметы по форме, величине, пропорциям частей, передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, учить передавать движения фигур. Способствовать овладению композиционными умениями: учить располагать предмет на листе с учётом его пропорций. Закреплять способы и приёмы рисования различными изобразительными материалами. Вырабатывать навыки рисования контура предмета простым карандашом с лёгким нажимом на него. Учить рисовать акварелью в соответствии с её спецификой. Учить рисовать кистью разными способами (всем ворсом, концом кисти). Закреплять знания об уже известных цветах, знакомить с новыми цветами и оттенками, развивать чувство цвета. Учить смешивать краски для получения новых оттенков. При рисовании простым карандашом учит передавать оттенки цвета, регулируя нажим карандаша.

Сюжетное. Учить создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни, литературных произведений. Развивать композиционные умения, учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Обращать внимание на соотношение по величине разных предметов, объектов в сюжете (дома большие, а машины маленькие). Учить располагать на рисунке предметы, загораживающие друг друга.

Декоративное. Знакомить с изделиями народных мастеров, углублять знания о дымковской  игрушке и их росписи. Учить создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи своего региона. Продолжать знакомить с Городецкой росписью, её цветовым решением. Включать Городецкую роспись в творческую работу детей. Учить составлять узоры по мотивам Городецкой,  гжельской росписи; знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка и др.). Использовать декоративные ткани для развития творчества. Учить ритмично располагать узор. Предлагать расписывать бумажные силуэты и объёмные фигуры.

 Требования к уровню подготовки детей

старшей  группы по разделу «Рисование»

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год в форме диагностической деятельности. В результате обучения в НОД по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» формируется конечная система знаний:

К концу года дети должны уметь:

  • Отмечать красоту и выразительность своих работ и работ других ребят, уметь улучшать изображения;
  • Создавать изображения по заданию воспитателя и по собственному замыслу, задумывать разнообразное содержание своих работ;
  • Изображать отдельные предметы и сюжеты, располагая их по всему листу и на полосе внизу листа;
  • Выполнять изображения по представлению и с натуры, передавая форму, цвет и строение предметов, их характерные особенности;
  • Создавать индивидуальные и коллективные композиции предметного, сюжетного и декоративного содержания;
  • Создавать рисунки по мотивам народного декоративно – прикладного искусства;
  • Изображать предметы различной формы из отдельных частей и слитно;
  • Пользоваться всеми изобразительными материалами и инструментами; создавать оттенки цвета, смешивая краски с белилами, разбавляя их водой, смешивать краски;
  • Использовать для создания изображений в рисунке разнообразные приемы.

Способы проверки обученности воспитанников

            Педагогическая диагностика знаний и умений детей  проводится 1 раза в год (май) с целью определения уровня развития творчества детей (описание методики проведения и обработка его результатов дана в учебно – методическом пособии «Программа и методические рекомендации «Изобразительная деятельность в детском саду», Т.С.Комаровой).           

Критерии  педагогической диагностики по разделу  «Рисование»

Анализ продукта деятельности

  1. Передача формы:
  •  Форма передана точно – 3 балла;
  • Есть незначительное искажение – 2 балла;
  • Искажения значительные, форма не удалась – 1 балл.
  1. Строение предмета:
  • Части расположены верно – 3 балла;
  • Есть незначительное искажение – 2 балла;
  • Части предмета расположены не верно –1 балл.
  1. Передача пропорции предмета в изображении:
  • Пропорции предмета соблюдаются – 3 балла;
  • Есть незначительное искажение – 2 балла;
  • Пропорции предмета переданы неверно  – 1 балл.
  1. Композиция:

a)      Расположение изображений на листе:

  • По всему листу –3 балла;
  • На полосе листа – 2 балла;
  • Не продумана, носит случайный характер – 1 балл.

b)     Соотношение по величине разных изображений, составляющих картину:

  • Соблюдается пропорциональность в изображении предметов –3 балла;
  • Есть незначительное искажение – 2 балла;
  • Пропорциональность разных предметов передана неверно –1 балл.
  • Движение передано достаточно четко –3 балла;
  • Движение передано неопределенно, неумело – 2 балла;
  • Изображение статично- 1 балл.
  1. Передача движения:
  1. Цвет:

а)  цветовое решение изображения:

  • Передан реальный цвет предметов –3 балла;
  • Есть отступление от реальной окраски –2 балла;
  • Цвет предметов передан неверно –1 балл.

б) разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

  • Многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соответствует замыслу и характеристике изображаемого - 3 балла;
  • Преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степени случайно –2 балла;
  • Безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами -1 балл.

                                                   Содержание рабочей программы

Тема НОД

 

Содержание НОД

«Картинка про лето»

1

Учить детей отражать в рисунке впечатления, полученные летом, рисовать различные деревья (толстые, тонкие, высокие, стройные, искривленные), кусты, цветы. Закреплять умение располагать изображения на полосе внизу листа (земля, трава). Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей.

«Знакомство с акварелью»

2

Познакомить детей с акварельными красками, их особенностями: краски разводят водой, цвет пробуется на палитре. Учить способам работы акварелью: смачиванию красок перед рисованием, разведению водой для получения разных оттенков одного цвета, тщательному промыванию кисти.

«Девочка в нарядном платье»

3

Учить детей рисовать фигуру человека; передавать форму платья, форму и расположение частей, соотношение их по величине более точно, чем в предыдущих группах. Продолжать учить рисовать крупно, во весь лист. Закреплять приемы рисования и закрашивания рисунка карандашами. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки других детей, сопоставляя полученные результаты с изображаемым предметом.

« Знакомство с городецкой росписью»

4

Познакомить детей с городецкой росписью. Учить выделять ее яркий, нарядный колорит (розовые, голубые, сиреневые цветы), композицию узора, мазки, точки, черточки – оживки (черные или белые). Учить рисовать эти элементы кистью. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного. Вызывать желание создавать красивый узор.

«Сказочные домики»

5

Учить создавать образ сказочного дома: передавать в рисунке его форму, строение, части. Закреплять умение рисовать разными знакомыми материалами.

« Грузовая машина»

6

Учить детей изображать предметы, состоящие из нескольких частей прямоугольной и круглой формы. Учить правильно передавать форму каждой части, ее характерные особенности (кабина и мотор- прямоугольной формы со срезанным углом), правильно располагать части при их изображении. Закреплять  навык рисования вертикальных и горизонтальных линий, правильного закрашивания предметов.

«Зима»

7

Учить детей передавать в рисунке картину зимы в поле, в лесу, в поселке. Закреплять умение рисовать разные дома и деревья. Учить рисовать, сочетая в рисунке разные материалы: цветные восковые мелки, сангину и белила (гуашь). Развивать образное восприятие, образные представления, творчество.

«Наша нарядная ёлка» (предметное)

8

Учить передавать впечатления от новогоднего праздника. Создавать в рисунке образ нарядной ёлки. Учить смешивать краски на палитре для получения разных оттенков цветов. Развивать образное восприятие, эстетические чувства (чувство ритма, чувство цвета).

«Дети гуляют зимой на участке»

9

Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать форму, пропорции и расположение частей, простые движения рук и ног. Упражнять в рисовании и закрашивании карандашами или цветными мелками.

«По мотивам городецкой росписи»

10

Продолжать развивать представления детей о городецкой росписи, умение создавать узор по ее мотивам, используя составляющие ее элементы и колорит. Закреплять приемы рисования кистью и красками. Развивать эстетическое восприятие. Закреплять умение составлять оттенки цветов, смешивая гуашь с белилами.

«По мотивам хохломской росписи»

11

Учить рисовать волнистые линии, короткие завитки и травинки слитным, плавным движением. Упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти. Закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе. Развивать чувство цвета, ритма, композиции; умение передавать колорит хохломской росписи.

«Пограничник с собакой»

12

Упражнять детей в изображении человека и животного, в передаче характерных особенностей (одежда, поза), относительной величины фигуры и ее частей. Учить удачно располагать изображение на листе.

Знакомство с искусством гжельской росписи»

13

Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине-голубой гамме. Развивать умение выделять ее специфику: цветовой строй, ритм и характер элементов. Формировать умение передавать элементы росписи, воспитывать интерес к народному декоративному искусству. Закреплять умение рисовать акварелью.

«Нарисуй, какой хочешь узор…»

14

Учить детей задумывать и выполнять узор в стиле народной росписи (хохломской, дымковской, городецкой, передавая ее колорит, элементы. Закреплять умения строить узор, подбирать нужный формат бумаги. Развивать эстетические чувства, эст.оценку, творчество.

«Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»

15

Вызвать у детей желание передать в рисунке радость от встречи с родителями. Закреплять умение рисовать фигуру человека, передавать различие в величине фигуры взрослого и ребенка. Закреплять умение сначала легко прорисовывать простым карандашом основные линии, а затем закрашивать, используя разные приемы, выбранным ребенком материалом. Вызвать радость от созданного изображения.

«Гжельские узоры»

16

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью. Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, композиции, цвета. Формировать умение рисовать элементы, характерные для гжельской росписи. Развивать легкие и тонкие движения руки.

« Салют над городом в честь праздника Победы»

17

Учить детей отражать в рисунке впечатления от праздника победы, создавать композицию рисунка, располагая внизу дома, а вверху - салют. Развивать художественное творчество, эстетическое восприятие. Закреплять умение готовить нужные цвета, смешивая краски на палитре. Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Бабочки летают над лугом»

18

Учить детей отражать в картине несложный сюжет, передавая картины окружающей жизни, располагать изображение на широкой полосе, передавать колорит того или иного явления на основе наблюдений. Развивать цветовое восприятие. Учить передавать контуры бабочек неотрывной линией. Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту окружающей природы, желание отразить ее в своем творчестве.

ПОКАЗАТЕЛИ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА В РИСОВАНИИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.docx (12.96 КБ)

Календарно-тематическое планирование.docx (22.71 КБ)   

   СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

1.     Учебно-наглядные пособия:

  • Плакаты;
  • Игрушки;
  • Муляжи;
  • Фотографии;
  • Открытки;

2.     Оборудование и игрушки:

  • гуашевые краски;
  • акварель;
  • графический материал (пастель, сангина, уголь);
  • карандаши цветные;
  • фломастеры;
  • кисти;
  • салфетки;
  • баночка-непроливайка.

ЛИТЕРАТУРА

Для педагогов

Методическая литература

  1. Т.С. Комарова «Детское художественное творчество»
  2.  Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»;
  3. Т.С.Комарова «Развитие художественных способностей дошкольников» Монография.

Художественная литература:

  1. Русские  народные  сказки «Зимовье зверей» «Теремок» «Петушок и бобовое зернышко»
  2. Сказки С.Прокофьевой  «Сказка о невоспитанном мышонке»; «Сказка  про красные варежки»; «Сказка про башмачки».
  3. Рассказы и сказки Л.Н.Толстого
  4. Рассказы и сказки В.Осеевой
  5. «Пословицы, поговорки, загадки»
  6.  «Айога» (ненецкая сказка)
  7. Нина Ядне «Я родом из тундры».
  8. М.Пришвин «Беличья память»
  9. С.М.Муслимова «Ноябрьск и ноябрьцы»,

Познавательная (вспомогательная) литература

  1. Серия: «Хохломская роспись» Л.В.Орлова. М.: Мозаика – Синтез, 1998.
  2. «Путешествие по радуге» О.А.Куревина,М.: Аркти, 2001.

Для воспитанников

Художественная литература:

  1. «Айболит»; К.Чуковский. Екатеренбург.: «Издательский Дом Восток», 2007.
  2.  «Загадки для маленьких». И. Ищук.; М.: «Проф - Пресс», 2008.
  3. «Серенький козлик». Р.Н.С. Ростов-на-Дону.: М.: «Проф - Пресс», 2009.
  4. «Кошкин дом». М.: «Издательский Дом Восток», 2007.
  5. «Насекомые». С.Смирнова.: Санкт-Петербург, ООО  «Балтика», 2007.
  6. «Путаница». К.Чуковский. М.: ООО «ИД РИПОЛ классик»,2002.
  7. «Русские народные сказки». М.: «Омега», 1997.
  8. «Маша и медведь», р.н.с. М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.
  9. «Песенка друзей» (хрестоматия для детей 5-6 лет). М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000.

Познавательная (вспомогательная) литература

  1. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия 5-7 лет. М.: Оникс,2005.

Электронные средства обучения, интернет ресурсы:

  1. Мультфильмы, видеофильмы.
  2. Русские народные сказки. http://beautiful-all.nm.ru/-

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 98061
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.