Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста «Скоро в школу!»

  ср., 29.01.2014

Автор:

Шихахмедова Ася Шихахмедовна,

педагог-психолог

МАДОУ ДС КВ "Огонек"

г. Новый Уренгой

Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста направленная на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей

на этапе обучения в начальной школе

«Скоро в школу!»

Пояснительная записка

Наша страна начала жить в условиях нового закона «Об образовании». Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – первый уровень общего образования. Решение такого вопроса проходит в тесной взаимосвязи со школой, что создает условия для непрерывного образования с целью успешного освоения детьми образовательной программы начальной школы. Такие изменения В системе образования превращает педагогический процесс в целостный и последовательный.

Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.

Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно - потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Тем не менее, на практике мы видим, как родители стараются максимально   загружать  детей в различных кружках, факультативах, подготовительных к школе курсах и т.п. Они убеждены, что на момент поступления ребенка в школу, автоматически сформируется учебная мотивация, произвольность поведения, внимание, словесно-логического мышление параллельно с интеллектуальными навыками. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой, как для воспитателей, так и учителей. Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.

Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности.  В дошкольном возрасте  образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего,  у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования великих ученых: Гальперин П.Я.,  В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, И.В.Дубровина.

Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформированы способность и желание учиться.

Данная программа наиболее оптимальна и рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам,  воспитателям детских садов, а также для родителей.  Программа «Скоро в школу» учитывает всестороннее развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном.  Важным моментом в реализации данной программы является плавный переход  игровой мотивации старшего дошкольника  на учебную мотивацию, что является предпосылкой для нового социального статуса - школьника. Программа психологического сопровождения старших дошкольников «Скоро в школу» основана на игровом методе обучения. Игровые ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у них формируются предпосылки к учебной деятельности. Это является новизной программы. В процессе взаимодействия с детьми педагог стимулирует  коммуникативную активность дошкольника посредством поощрения и инициирования.

Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.

Задачи программы:

v   развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;

v   развитие произвольности поведения;

v   снижение уровня тревожных переживаний;

v   развитие навыков общения в коллективе;

v   развитие самоконтроля;

v   развитие творческого воображения;

v   поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

Тип  программы: развивающий.

Диапазон программы: дети 6-7 лет, старший дошкольный возраст.

Принципы работы с детьми:

v   Принцип научности;

v   Принцип развивающего обучения;

v   Принцип воспитывающего обучения;

v   Принцип наглядности;

v   Принцип систематичности и последовательности;

v   Принцип доступности;

v   Принцип осознания процесса обучения.

Методы реализации программы:

v   сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические, имитационные  игры;

v   беседа;

v   сказкотерапия;

v   изотерапия;

v   элементы телесно ориентированной терапии;

v    психологические этюды;

v   релаксационные упражнения;

v   психогимнастика;

v   проблемные ситуации.

 Организация программы:

Срок реализации программы – 1 учебный год.

Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.

Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.

Общее количество часов реализации программы - 22 часа.

Рекомендуемое количество членов группы – 8 -10 человек.

Вся деятельность имеет единую структуру.

Структура развивающей деятельности с детьми.

 

Ритуал приветствия.

Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности.

Основное содержание развивающей деятельности – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение данной деятельности.

Рефлексия – оценка  совместной развивающей деятельности с детьми (беседы).

Ритуал прощания.

Результативность: программа  психологического сопровождения детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебной деятельности реализуется на протяжении трех лет и подтвердила свою эффективность. Это наблюдается в позитивном отношении детей к познавательной деятельности, отсутствии эмоциональных проблем и выстроенной системы  при взаимоотношении с взрослыми и детьми. Эти компоненты психологической зрелости позволяют успешно адаптироваться в новых социальных условиях и успешно осваивать программу школьного обучения.

Структура и содержание психолого-педагогического обследования детей: Психолого-педагогическое обследование развития личностной и интеллектуальной сфер дошкольника 6-7 лет по формированию предпосылок  к учебной деятельности проводится в октябре и в апреле. В качестве основных методик, позволяющих определить уровень развития детей являются:

ü     Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Н.Савельева, Р.С. Немов – стартовая; Б.С.Волков, Н.В. Волкова - итоговая)

ü     Тест «Последовательные картинки» (А.Д.Виноградова)

ü     Тест «4–й лишний» (А.Д. Виноградова, Л.А.Ясюкова)

ü     Тест «10 картинок» (А.Д.Виноградова)

ü     Тест «10 слов» (Л.А.Ясюкова)

ü     Тест «Найди отличия» (Л.В.Черемошкина)

ü     Тест Керна – Йерасика (А.Д.Виноградова)

ü     Рисование мужской фигуры

ü     Срисовывание прописных букв

ü     Срисовывание группы точек

ü     Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)

ü     Методика «Исследование мотивационной готовности ребенка к обучению в школе» (А.Д.Виноградова)

ü     Методика «Социометрические показатели личностных отношений в дошкольной группе.   (Я.Л. Коломинский).

Применение таких методик позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования. Данное обследование учитывает такие компоненты развития дошкольника 6-7 лет как личностная готовность (запас знаний об окружающем мире, мотивация, социальный статус ребенка в группе детского сада); интеллектуальная готовность (мышление, речь, внимание, зрительная и слуховая память); уровень произвольности поведения ребенка, тонкой моторики рук.  Каждый компонент оценивается следующим образом: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.

Для формирования предпосылок  учебной деятельности у детей необходимы рекомендации родителям и педагогам  по дальнейшему развитию ребенка.

 Перспективный план взаимодействия работы педагога – психолога с родителями и воспитателями в рамках реализации программы

«Скоро в школу!»

Сроки проведения

Родители

Воспитатели

октябрь

Индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования детей на начало учебного года.

ноябрь

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 1. «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе»

Ознакомительная экскурсия в школу.

декабрь

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 2. «Профилактика школьных страхов»

Памятка «Что такое самостоятельный ребенок»

январь

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 3. «Роль родителей в предшкольной и школьной жизни»

Групповая консультация: «Становление нравственности в старшем дошкольном возрасте»

февраль

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 4. «Учимся играя»

Консультация:    «Игры за партами»

март

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 5.   «Будущий первоклассник»

Семинар – практикум: «Влияние сверстников на произвольное поведение детей на разных этапах дошкольного возраста»

апрель

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 6. «Занимательные игры»

Буклет «Делайте ошибки! и 30 способов сказать ребенку хорошо!»

Индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования детей на конец учебного года.

май

Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 7 . «Познавательная викторина»

 Тематическое планирование программы

Тематическое планирование разработано с учетом новых федеральных государственных требований и включает в себя региональный компонент на основе интеграции.

п/п

 

       Тема НОД

 

Количество НОД

Продолжительность

1

«Здравствуй – это Я »

1

25-30 минут

2

«Школа»

2

50-60 минут

3

«Поиграй-ка!»

3

80-90 минут

4

«Поразмышляй-ка!»

3

80-90 минут

5

«Дом, в котором мы живем»

2

50-60 минут

б

«Весенняя капель»

1

25-30 минут

7

«Путешествие в Страну вежливых слов»

1

25-30 минут

8

«Мои друзья»

2

50-60 минут

9

«Путешествие по тундре»

2

50-60 минут

10

«Тренируем внимание, память, воображение»

2

50-60 минут

11

«Моя семья»

2

50-60 минут

12

«Путешествие в Страну знаний»

1

25-30минут

Итого

22

22 часа

 Содержание развивающей деятельности и технология реализации  программы

№ п/п

Тема и цель  совместной развивающей деятельности

Интеграция образовательных областей

Программное содержание

1

«Здравствуй – это Я».

Сплочение детского коллектива, развитие произвольного по­ведения, эмпатии, во­ображения, внимания, мелкой моторики.

Социализация

Познание

Коммуникация

Физическая культура

 

«Давайте познакомимся»

«Снежный ком».

«Люблю, не люблю».

Беседа о школе (с использо­ванием загадок, ребусов). Рисунок «Моя будущая учи­тельница».

Игра на развитие внимания «Локти, плечи, нос, коленки». Упражнение «Слоненок» на пространственное ориенти­рование.

Рефлексия. Прощание

2

«Школа».

Становление внутригрупповых кон­тактов, создание доброжелательно-спокойной обстановки в группе; ознакомление детей с правилами поведения на уроке и во время перемены, упражнение в их при­менении; продолжение развития творческого воображения, трени­ровка внимания.

Коммуникация

Здоровье

Социализация

Познание

Безопасность

Приветствие.

Беседа «Что такое урок?».

Проигрывание ситуаций.

Упражнение «Цветная сказка».

Беседа «Что можно сделать за перемену».

Пальчиковая гимнастика.

Выработка правил поведения на уроке и перемене.

Рефлексия. Прощание.

3

Коммуникация

Здоровье

Социализация

Познание

 

Приветствие.

Беседа «Какие уроки бывают в школе»

Игра «4-й лишний»

Упражнение «Собери портфель»

Загадки про школьные принадлежности

Упражнение «Графический диктант»

Пальчиковая гимнастика.

Рефлексия. Прощание

4

«Поиграй-ка!»

Становление внутригрупповых контактов, создание дружеской обстановки в группе; развитие речи, внима­ния, памяти, мышления

Коммуникация

Здоровье

Социализация

Познание

Музыка

 

Приветствие.

Игра «Вордбол».

Игра «Веселое троеборье».

Игра «Мигалки».

Упражнение «Бусинки».

Пальчиковая гимнастика.

Рефлексия. Прощание.

5

Коммуникация

Здоровье

Социализация

Познание

 

Приветствие.

Игра «Вордбол».

Игра «Веретено».

Упражнение «Где лежит карандаш?»

Упражнение «Да и нет»

Пальчиковая гимнастика

Рефлексия. Прощание.

6

Коммуникация

Здоровье

Социализация

Познание

 

Приветствие.

Игра «Меняйся местами».

Игра «Сверни ленту».

Упражнение «Продолжи предложение»

Упражнение «Графический диктант»

Гимнастика для глаз

Рефлексия. Прощание.

7

 

 

 

 

 

 

 

«Поразмышляй-ка!»

Сплочение детского коллектива, развитие произвольного внима­ния, быстроты реакции; обучение умению управлять своим телом и выполнять инструк­ции; обучение приемам расслабления

Познание

Социализация

Здоровье

Коммуникация

Музыка

 

Приветствие.

 Игра «Снежный ком».

Игра «Говори наоборот».

Игра: «Нарисуй по образцу»;

Упражнение: «Найди отличие»

Игра: «Сверни ленту»

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Рефлексия. Прощание.

8

Познание

Социализация

Здоровье

Коммуникация

Музыка

Физическое развитие

Приветствие.

Упражнение «Штриховка».

Игра «Плечи, локти, нос, коленки».

Игра «Будьте внимательны».

Упражнение «Кто больше увидит и запомнит».

«Графический диктант». 

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Рефлексия. Прощание.

9

Познание

Социализация

Здоровье

Коммуникация

Музыка

 

Приветствие.

Упражнение «Собери узор»

Игра «Будьте внимательны».

Упражнение «Что увидел не скажу…».

Графический диктант». 

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

Рефлексия. Прощание.

10

 

 

«Дом, в котором мы живем».

Углубление знаний детей о родном крае, поселке, в котором живем; развитие вни­мания, памяти, мелкой моторики.

Познание

Социализация

Коммуникация

Здоровье

Чтение художественной литературы

Приветствие.

Беседа «Мой край».

Упражнение «Муха» на раз­витие пространственного во­ображения, ориентирование на плоскости.

Игра «Хвост котенка».

Игра «Строим дом из палочек.

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Лишний предмет».

Рефлексия. Прощание.

11

Познание

Социализация

Коммуникация

Музыка

 

Приветствие.

Беседа  «Мой город».

Упражнение «Муха» на раз­витие пространственного во­ображения, ориентирование на плоскости.

Игра «Путаница».

Упражнение «Рисуем свой дом»

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Кто больше назовет достопримечательностей города».

Рефлексия. Прощание.

12

«Весенняя капель».

Тренировка внимания, памяти, развития мел­кой моторики; обуче­нию самостоятельности.

Познание социализация

Коммуникация

Чтение художественной литературы

Здоровье

Приветствие.

Упражнение «Карусели».

Беседа  (загадки, стихотворения о весне).

Упражнение «Кто как ходит».

Пальчиковая гимнастика.

Упражнение «Запомни и на­рисуй».

Игра «Аплодисменты».

Рефлексия. Прощание.

13

«Путешествие в Стра­ну вежливых слов».

Закрепление понятия «вежливое слово», тренировка мысли­тельных процессов, развитие творческого воображения, памяти

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическое развитие

Приветствие.

Игра «Хвост котенка».

 Упражнение «Цветные ко­сички»

Беседа по теме «Вежливые слова».

 Упражнение «Есть или нет».

Упражнение «Что такое «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

Игра «Веселые вопросы».

Рефлексия. Прощание.

14

«Мои друзья».

Формирование взаимодействия между людьми; развитие про­извольного внимания, эмоциональной вы­разительности

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическое развитие

Здоровье

Музыка

Приветствие.

Релаксационное упражнение «Сова».

Беседа по теме «Дружба».

 Упражнение «Рисуем сол­нышко».

Упражнение «Сосчитай и нарисуй»

Физкультминутка.

Упражнение «Шнуровка».

Упражнение «Я молодец, по­тому что...».

 Рефлексия. Прощание.

15

Познание

Коммуникация

Социализация

Физическое развитие

Здоровье

Музыка

Приветствие.

Релаксационное упражнение «Сова».

Беседа по теме «Мой лучший друг».

Упражнение «Люблю – не юблю»

 Упражнение «Графический диктант».

Физкультминутка.

Упражнение «Шнуровка».

Упражнение «Ты молодец, по­тому что...».

 Рефлексия. Прощание.

16

«Путешествие по тундре».

Активизация познава­тельной деятельности, воспитание доброты, сострадания к дру­гим людям; развитие коммуникативных способностей, умения выражать эмоциональ­ное состояние

Познание

Коммуникация

Физическое развитие

 

Приветствие.

Беседа по теме растительный мир тундры.

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Кто кем был». 

Игра «Зашумленные пред­меты».

Беседа «Что происходит с природой весной».

Физкультминутка.

Упражнение «Соедини по точкам и разукрась».

Рефлексия. Прощание.

17

Познание

Коммуникация

Физическое развитие

 

Приветствие.

Беседа по теме животный мир тундры.

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Кто кем был». 

Игра «Зашумленные пред­меты».

Беседа «Что происходит с животными весной».

Физкультминутка.

Упражнение «Соедини по точкам и разукрась».

Рефлексия. Прощание.

18

«Тренируем внима­ние, память, вообра­жение».

Развитие непосред­ственной вербальной памяти; пространствен­ных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «пра­вее», «левее»); форми­рование понятийного внимания

Коммуникация

Физическая культура

Социализация

Познание

Приветствие.

 Игра «Как это можно ис­пользовать?»

Игра «Сказочное превраще­ние».

«Продолжи предложение».

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Составь рассказ из слов»;

Рефлексия. Прощание.

 

 

 

Приветствие.

Игра «Что пропало»

«Корректурная проба».

Упражнение «Собери треугольник».

Упражнение «Найди лишнее слово».

Упражнение «Нарисуй дорожку».

Физкультминутка

Рефлексия. Прощание.

19

Здоровье

Познание

Труд

Коммуникация

20

 

«Моя семья».

Развитие способности к анализу; формирова­ние пространственных представлений; вос­питание позитивного отношения к окружаю­щим

Коммуникация

Познание

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Приветствие.

 Беседа по теме.

Рисунок «Моя семья».

 Упражнение «Найди одина­ковые».

Упражнение «Назови одним словом».

Физкультминутка.

Игра «Кто наблюдательнее».

Упражнение «Автопортрет»

Релаксационное упражнение «Штанга».

Рефлексия. Прощание.

21

Коммуникация

Познание

Здоровье

Физическая культура

Социализация

Приветствие.

 Беседа по теме.

Рисунок «Моя семья».

 Упражнение «Найди одина­ковые».

Упражнение «Мой дядя – это..».

Физкультминутка.

Игра «Кто больше знает имен».

Упражнение «Рисуем семью»

Релаксационное упражнение «Сосулька».

Рефлексия. Прощание.

22

«Путешествие в Страну знаний».

Расширение круго­зора детей, развитие эмоционально-волевой сферы; формирование пространственных представлений; обу­чение детей использо­ванию жестов для вы­ражения своих мыслей; развитие познаватель­ной сферы, внимания, мелкой моторики

Познание

Физическая культура

Музыка

Социализация

Коммуникация

Здоровье

 

Приветствие.

Упражнение «Самолет»

Беседа по теме: «Что такое радуга…?»

Игра: «Какого цвета наш цветок?»

Игра: «Ассоциации»

Пальчиковая гимнастика

Беседа о море

Обыгрывание ситуации

Упражнение «Составь  рассказ»

Упражнение «Самолет»

Рефлексия. Прощание.

Литература

1.   Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.

2.  Ветер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989.

3. Забрамная Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. —М.: Просвещение, 2002.

4.  Синягина Н., Чирковская Е. Школа задолго до первого сентяб­ря, или Когда интересно учиться. — Народное образование, 1996, № 4, 5.

5.  Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.

6.  Нижегородцева Н.В., Шадриков В Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001.

7.  Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1999.

8.  Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубро­виной. — М., 1995.

9.  Ильина МЛ., Парамонова Л.А., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Изд-во «ACT», 1999.

 

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:

Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002356

Штрих код (№ квитанции) 62502670051844  Дата отправки 1 февраля 2014 г.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 14646
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.