Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста «Скоро в школу!» |
ср., 29.01.2014 |
Автор:
Шихахмедова Ася Шихахмедовна,
педагог-психолог
МАДОУ ДС КВ "Огонек"
г. Новый Уренгой
Программа психологического сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста направленная на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей
на этапе обучения в начальной школе
«Скоро в школу!»
Пояснительная записка
Наша страна начала жить в условиях нового закона «Об образовании». Впервые в законе зафиксировано, что дошкольное образование – первый уровень общего образования. Решение такого вопроса проходит в тесной взаимосвязи со школой, что создает условия для непрерывного образования с целью успешного освоения детьми образовательной программы начальной школы. Такие изменения В системе образования превращает педагогический процесс в целостный и последовательный.
Именно старший дошкольный возраст непосредственно предшествует переходу ребенка на следующий, очень важный этап его жизни – поступление в школу. Поэтому существенное место в работе с детьми 6-го и 7-го года жизни начинает занимать подготовка к школе. Здесь можно выделить два аспекта: во-первых, продолжается целенаправленное развитие личности ребенка и интеллектуальных качеств, лежащих в основе успешного освоения им в будущем учебной программы, а во-вторых, обучение начальным школьным умениям и навыкам.
Проблема готовности ребенка к школьному обучению определяется в первую очередь как психологическая: приоритет отдается уровню развития мотивационно - потребностной сферы, произвольности психических процессов, операционных навыков, развитию тонкой моторики рук. Установлено, что одна лишь интеллектуальная готовность к школе не обеспечивает успешного вхождения в учебную деятельность. Тем не менее, на практике мы видим, как родители стараются максимально загружать детей в различных кружках, факультативах, подготовительных к школе курсах и т.п. Они убеждены, что на момент поступления ребенка в школу, автоматически сформируется учебная мотивация, произвольность поведения, внимание, словесно-логического мышление параллельно с интеллектуальными навыками. К сожалению, хорошо интеллектуально подготовленные к школе дети, зачастую плохо пишут, не выполняют правил ведения тетрадей, работы с дидактическим материалом и испытывают целый ряд других трудностей учебного порядка. За школьными партами такие дети быстро утомляются, теряют интерес и мотивацию к учебе. Это свидетельствует о психологической незрелости ребенка на момент поступления в школу и является актуальной проблемой, как для воспитателей, так и учителей. Указанные проявления психологической незрелости детей старшего дошкольного возраста является следствием слабого внимания взрослых к развитию познавательных психических процессов и личностных качеств ребенка в период дошкольного детства.
Развитие и обучение ребенка необходимо осуществлять, учитывая возрастные и психологические новообразования, опираясь на ведущий вид деятельности. В дошкольном возрасте образовательный процесс строится в игровой форме, что соответствует федеральным государственным требованиям. Основные направления развития детей в данной программе являются социально-личностное и познавательно – речевое. Большой интерес в процессе обучения для дошкольников представляют игры, заставляющие думать, исследовать, решать проблемные ситуации, предоставляющие возможность ребенку проверить свои способности. Вследствие чего, у детей повышается познавательный интерес и развивается интеллект. Дети овладевают конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. В игре ребенок самоутверждается, развивает упорство, устремление к успеху и различные мотивационные качества. Дошкольник осваивает первоначальные представления социального характера и включается в систему социальных отношений. Об этом свидетельствуют многочисленные исследования великих ученых: Гальперин П.Я., В.Л. Данилова, А.В. Запорожец, Д.Б.Эльконин, И.В.Дубровина.
Согласно новым образовательным стандартам дошкольного образования принципиально важно учить детей не счету и письму, а разносторонне развивать, готовить к обучению в школе. Необходимо, чтоб к концу дошкольного возраста ребенок был развит в эмоциональном, физическом и интеллектуальном плане. Сформирована устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии. Сформированы способность и желание учиться.
Данная программа наиболее оптимальна и рекомендована педагогам-психологам, социальным педагогам, воспитателям детских садов, а также для родителей. Программа «Скоро в школу» учитывает всестороннее развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном. Важным моментом в реализации данной программы является плавный переход игровой мотивации старшего дошкольника на учебную мотивацию, что является предпосылкой для нового социального статуса - школьника. Программа психологического сопровождения старших дошкольников «Скоро в школу» основана на игровом методе обучения. Игровые ситуации, создаваемые в процессе совместной деятельности позволяют ребенку почувствовать себя в роли школьника и у них формируются предпосылки к учебной деятельности. Это является новизной программы. В процессе взаимодействия с детьми педагог стимулирует коммуникативную активность дошкольника посредством поощрения и инициирования.
Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его полноценного личностного и интеллектуального развития для формирования адаптивных способностей на этапе обучения в начальной школы.
Задачи программы:
v развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой и личностной сфер;
v развитие произвольности поведения;
v снижение уровня тревожных переживаний;
v развитие навыков общения в коллективе;
v развитие самоконтроля;
v развитие творческого воображения;
v поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Тип программы: развивающий.
Диапазон программы: дети 6-7 лет, старший дошкольный возраст.
Принципы работы с детьми:
v Принцип научности;
v Принцип развивающего обучения;
v Принцип воспитывающего обучения;
v Принцип наглядности;
v Принцип систематичности и последовательности;
v Принцип доступности;
v Принцип осознания процесса обучения.
Методы реализации программы:
v сюжетно-ролевые, двигательные, дидактические, имитационные игры;
v беседа;
v сказкотерапия;
v изотерапия;
v элементы телесно ориентированной терапии;
v психологические этюды;
v релаксационные упражнения;
v психогимнастика;
v проблемные ситуации.
Организация программы:
Срок реализации программы – 1 учебный год.
Периодичность развивающей деятельности с детьми – 1 раз в неделю.
Продолжительность развивающей деятельности с детьми – 25-30 минут.
Общее количество часов реализации программы - 22 часа.
Рекомендуемое количество членов группы – 8 -10 человек.
Вся деятельность имеет единую структуру.
Структура развивающей деятельности с детьми.
|
Ритуал приветствия. |
Разминка – воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности. |
Основное содержание развивающей деятельности – совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение данной деятельности. |
Рефлексия – оценка совместной развивающей деятельности с детьми (беседы). |
Ритуал прощания. |
Результативность: программа психологического сопровождения детей дошкольного возраста по формированию предпосылок учебной деятельности реализуется на протяжении трех лет и подтвердила свою эффективность. Это наблюдается в позитивном отношении детей к познавательной деятельности, отсутствии эмоциональных проблем и выстроенной системы при взаимоотношении с взрослыми и детьми. Эти компоненты психологической зрелости позволяют успешно адаптироваться в новых социальных условиях и успешно осваивать программу школьного обучения.
Структура и содержание психолого-педагогического обследования детей: Психолого-педагогическое обследование развития личностной и интеллектуальной сфер дошкольника 6-7 лет по формированию предпосылок к учебной деятельности проводится в октябре и в апреле. В качестве основных методик, позволяющих определить уровень развития детей являются:
ü Методика «Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний» (Н.Савельева, Р.С. Немов – стартовая; Б.С.Волков, Н.В. Волкова - итоговая)
ü Тест «Последовательные картинки» (А.Д.Виноградова)
ü Тест «4–й лишний» (А.Д. Виноградова, Л.А.Ясюкова)
ü Тест «10 картинок» (А.Д.Виноградова)
ü Тест «10 слов» (Л.А.Ясюкова)
ü Тест «Найди отличия» (Л.В.Черемошкина)
ü Тест Керна – Йерасика (А.Д.Виноградова)
ü Рисование мужской фигуры
ü Срисовывание прописных букв
ü Срисовывание группы точек
ü Методика «Домик» (Н.И. Гуткина)
ü Методика «Исследование мотивационной готовности ребенка к обучению в школе» (А.Д.Виноградова)
ü Методика «Социометрические показатели личностных отношений в дошкольной группе. (Я.Л. Коломинский).
Применение таких методик позволяет получить необходимый объем информации и не приводит к переутомлению ребенка в ходе обследования. Данное обследование учитывает такие компоненты развития дошкольника 6-7 лет как личностная готовность (запас знаний об окружающем мире, мотивация, социальный статус ребенка в группе детского сада); интеллектуальная готовность (мышление, речь, внимание, зрительная и слуховая память); уровень произвольности поведения ребенка, тонкой моторики рук. Каждый компонент оценивается следующим образом: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий.
Для формирования предпосылок учебной деятельности у детей необходимы рекомендации родителям и педагогам по дальнейшему развитию ребенка.
Перспективный план взаимодействия работы педагога – психолога с родителями и воспитателями в рамках реализации программы
«Скоро в школу!»
Сроки проведения |
Родители |
Воспитатели |
октябрь |
Индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования детей на начало учебного года. |
|
ноябрь |
Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 1. «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе» |
Ознакомительная экскурсия в школу. |
декабрь |
Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 2. «Профилактика школьных страхов» |
Памятка «Что такое самостоятельный ребенок» |
январь |
Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 3. «Роль родителей в предшкольной и школьной жизни» |
Групповая консультация: «Становление нравственности в старшем дошкольном возрасте» |
февраль |
Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 4. «Учимся играя» |
Консультация: «Игры за партами» |
март |
Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 5. «Будущий первоклассник» |
Семинар – практикум: «Влияние сверстников на произвольное поведение детей на разных этапах дошкольного возраста» |
апрель |
Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 6. «Занимательные игры» |
Буклет «Делайте ошибки! и 30 способов сказать ребенку хорошо!» |
Индивидуальные и групповые консультации по результатам обследования детей на конец учебного года. |
||
май |
Родительский клуб «Скоро в школу» Встреча 7 . «Познавательная викторина» |
Тематическое планирование программы
Тематическое планирование разработано с учетом новых федеральных государственных требований и включает в себя региональный компонент на основе интеграции.
№ п/п
|
Тема НОД
|
Количество НОД |
Продолжительность |
1 |
«Здравствуй – это Я » |
1 |
25-30 минут |
2 |
«Школа» |
2 |
50-60 минут |
3 |
«Поиграй-ка!» |
3 |
80-90 минут |
4 |
«Поразмышляй-ка!» |
3 |
80-90 минут |
5 |
«Дом, в котором мы живем» |
2 |
50-60 минут |
б |
«Весенняя капель» |
1 |
25-30 минут |
7 |
«Путешествие в Страну вежливых слов» |
1 |
25-30 минут |
8 |
«Мои друзья» |
2 |
50-60 минут |
9 |
«Путешествие по тундре» |
2 |
50-60 минут |
10 |
«Тренируем внимание, память, воображение» |
2 |
50-60 минут |
11 |
«Моя семья» |
2 |
50-60 минут |
12 |
«Путешествие в Страну знаний» |
1 |
25-30минут |
Итого |
22 |
22 часа |
Содержание развивающей деятельности и технология реализации программы
№ п/п |
Тема и цель совместной развивающей деятельности |
Интеграция образовательных областей |
Программное содержание |
1 |
«Здравствуй – это Я». Сплочение детского коллектива, развитие произвольного поведения, эмпатии, воображения, внимания, мелкой моторики. |
Социализация Познание Коммуникация Физическая культура
|
«Давайте познакомимся» «Снежный ком». «Люблю, не люблю». Беседа о школе (с использованием загадок, ребусов). Рисунок «Моя будущая учительница». Игра на развитие внимания «Локти, плечи, нос, коленки». Упражнение «Слоненок» на пространственное ориентирование. Рефлексия. Прощание |
2 |
«Школа». Становление внутригрупповых контактов, создание доброжелательно-спокойной обстановки в группе; ознакомление детей с правилами поведения на уроке и во время перемены, упражнение в их применении; продолжение развития творческого воображения, тренировка внимания. |
Коммуникация Здоровье Социализация Познание Безопасность |
Приветствие. Беседа «Что такое урок?». Проигрывание ситуаций. Упражнение «Цветная сказка». Беседа «Что можно сделать за перемену». Пальчиковая гимнастика. Выработка правил поведения на уроке и перемене. Рефлексия. Прощание. |
3 |
Коммуникация Здоровье Социализация Познание
|
Приветствие. Беседа «Какие уроки бывают в школе» Игра «4-й лишний» Упражнение «Собери портфель» Загадки про школьные принадлежности Упражнение «Графический диктант» Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Прощание |
|
4 |
«Поиграй-ка!» Становление внутригрупповых контактов, создание дружеской обстановки в группе; развитие речи, внимания, памяти, мышления |
Коммуникация Здоровье Социализация Познание Музыка
|
Приветствие. Игра «Вордбол». Игра «Веселое троеборье». Игра «Мигалки». Упражнение «Бусинки». Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Прощание. |
5 |
Коммуникация Здоровье Социализация Познание
|
Приветствие. Игра «Вордбол». Игра «Веретено». Упражнение «Где лежит карандаш?» Упражнение «Да и нет» Пальчиковая гимнастика Рефлексия. Прощание. |
|
6 |
Коммуникация Здоровье Социализация Познание
|
Приветствие. Игра «Меняйся местами». Игра «Сверни ленту». Упражнение «Продолжи предложение» Упражнение «Графический диктант» Гимнастика для глаз Рефлексия. Прощание. |
|
7 |
«Поразмышляй-ка!» Сплочение детского коллектива, развитие произвольного внимания, быстроты реакции; обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции; обучение приемам расслабления |
Познание Социализация Здоровье Коммуникация Музыка
|
Приветствие. Игра «Снежный ком». Игра «Говори наоборот». Игра: «Нарисуй по образцу»; Упражнение: «Найди отличие» Игра: «Сверни ленту» Релаксационное упражнение «Волшебный сон». Рефлексия. Прощание. |
8 |
Познание Социализация Здоровье Коммуникация Музыка Физическое развитие |
Приветствие. Упражнение «Штриховка». Игра «Плечи, локти, нос, коленки». Игра «Будьте внимательны». Упражнение «Кто больше увидит и запомнит». «Графический диктант». Релаксационное упражнение «Волшебный сон». Рефлексия. Прощание. |
|
9 |
Познание Социализация Здоровье Коммуникация Музыка
|
Приветствие. Упражнение «Собери узор» Игра «Будьте внимательны». Упражнение «Что увидел не скажу…». Графический диктант». Релаксационное упражнение «Волшебный сон». Рефлексия. Прощание. |
|
10 |
«Дом, в котором мы живем». Углубление знаний детей о родном крае, поселке, в котором живем; развитие внимания, памяти, мелкой моторики. |
Познание Социализация Коммуникация Здоровье Чтение художественной литературы |
Приветствие. Беседа «Мой край». Упражнение «Муха» на развитие пространственного воображения, ориентирование на плоскости. Игра «Хвост котенка». Игра «Строим дом из палочек. Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Лишний предмет». Рефлексия. Прощание. |
11 |
Познание Социализация Коммуникация Музыка
|
Приветствие. Беседа «Мой город». Упражнение «Муха» на развитие пространственного воображения, ориентирование на плоскости. Игра «Путаница». Упражнение «Рисуем свой дом» Пальчиковая гимнастика. Игра «Кто больше назовет достопримечательностей города». Рефлексия. Прощание. |
|
12 |
«Весенняя капель». Тренировка внимания, памяти, развития мелкой моторики; обучению самостоятельности. |
Познание социализация Коммуникация Чтение художественной литературы Здоровье |
Приветствие. Упражнение «Карусели». Беседа (загадки, стихотворения о весне). Упражнение «Кто как ходит». Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Запомни и нарисуй». Игра «Аплодисменты». Рефлексия. Прощание. |
13 |
«Путешествие в Страну вежливых слов». Закрепление понятия «вежливое слово», тренировка мыслительных процессов, развитие творческого воображения, памяти |
Познание Коммуникация Социализация Физическое развитие |
Приветствие. Игра «Хвост котенка». Упражнение «Цветные косички» Беседа по теме «Вежливые слова». Упражнение «Есть или нет». Упражнение «Что такое «вправо», «влево», «вверх», «вниз». Игра «Веселые вопросы». Рефлексия. Прощание. |
14 |
«Мои друзья». Формирование взаимодействия между людьми; развитие произвольного внимания, эмоциональной выразительности |
Познание Коммуникация Социализация Физическое развитие Здоровье Музыка |
Приветствие. Релаксационное упражнение «Сова». Беседа по теме «Дружба». Упражнение «Рисуем солнышко». Упражнение «Сосчитай и нарисуй» Физкультминутка. Упражнение «Шнуровка». Упражнение «Я молодец, потому что...». Рефлексия. Прощание. |
15 |
Познание Коммуникация Социализация Физическое развитие Здоровье Музыка |
Приветствие. Релаксационное упражнение «Сова». Беседа по теме «Мой лучший друг». Упражнение «Люблю – не юблю» Упражнение «Графический диктант». Физкультминутка. Упражнение «Шнуровка». Упражнение «Ты молодец, потому что...». Рефлексия. Прощание. |
|
16 |
«Путешествие по тундре». Активизация познавательной деятельности, воспитание доброты, сострадания к другим людям; развитие коммуникативных способностей, умения выражать эмоциональное состояние |
Познание Коммуникация Физическое развитие
|
Приветствие. Беседа по теме растительный мир тундры. Пальчиковая гимнастика. Игра «Кто кем был». Игра «Зашумленные предметы». Беседа «Что происходит с природой весной». Физкультминутка. Упражнение «Соедини по точкам и разукрась». Рефлексия. Прощание. |
17 |
Познание Коммуникация Физическое развитие
|
Приветствие. Беседа по теме животный мир тундры. Пальчиковая гимнастика. Игра «Кто кем был». Игра «Зашумленные предметы». Беседа «Что происходит с животными весной». Физкультминутка. Упражнение «Соедини по точкам и разукрась». Рефлексия. Прощание. |
|
18 |
«Тренируем внимание, память, воображение». Развитие непосредственной вербальной памяти; пространственных представлений (понимание терминов «выше», «ниже», «правее», «левее»); формирование понятийного внимания |
Коммуникация Физическая культура Социализация Познание |
Приветствие. Игра «Как это можно использовать?» Игра «Сказочное превращение». «Продолжи предложение». Пальчиковая гимнастика. Игра «Составь рассказ из слов»; Рефлексия. Прощание.
|
|
Приветствие. Игра «Что пропало» «Корректурная проба». Упражнение «Собери треугольник». Упражнение «Найди лишнее слово». Упражнение «Нарисуй дорожку». Физкультминутка Рефлексия. Прощание. |
||
19 |
Здоровье Познание Труд Коммуникация |
||
20 |
«Моя семья». Развитие способности к анализу; формирование пространственных представлений; воспитание позитивного отношения к окружающим |
Коммуникация Познание Здоровье Физическая культура Социализация |
Приветствие. Беседа по теме. Рисунок «Моя семья». Упражнение «Найди одинаковые». Упражнение «Назови одним словом». Физкультминутка. Игра «Кто наблюдательнее». Упражнение «Автопортрет» Релаксационное упражнение «Штанга». Рефлексия. Прощание. |
21 |
Коммуникация Познание Здоровье Физическая культура Социализация |
Приветствие. Беседа по теме. Рисунок «Моя семья». Упражнение «Найди одинаковые». Упражнение «Мой дядя – это..». Физкультминутка. Игра «Кто больше знает имен». Упражнение «Рисуем семью» Релаксационное упражнение «Сосулька». Рефлексия. Прощание. |
|
22 |
«Путешествие в Страну знаний». Расширение кругозора детей, развитие эмоционально-волевой сферы; формирование пространственных представлений; обучение детей использованию жестов для выражения своих мыслей; развитие познавательной сферы, внимания, мелкой моторики |
Познание Физическая культура Музыка Социализация Коммуникация Здоровье
|
Приветствие. Упражнение «Самолет» Беседа по теме: «Что такое радуга…?» Игра: «Какого цвета наш цветок?» Игра: «Ассоциации» Пальчиковая гимнастика Беседа о море Обыгрывание ситуации Упражнение «Составь рассказ» Упражнение «Самолет» Рефлексия. Прощание. |
Литература
1. Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1984. — Т. 4.
2. Ветер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. — М., 1989.
3. Забрамная Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. —М.: Просвещение, 2002.
4. Синягина Н., Чирковская Е. Школа задолго до первого сентября, или Когда интересно учиться. — Народное образование, 1996, № 4, 5.
5. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. — М.: Владос, 2001.
7. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. — М., 1999.
8. Рабочая книга школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1995.
9. Ильина МЛ., Парамонова Л.А., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе. — М.: Изд-во «ACT», 1999.
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002356
Штрих код (№ квитанции) 62502670051844 Дата отправки 1 февраля 2014 г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf