Программа дополнительного образования "Веселые пальчики" для детей 5 - 7 лет

  чт., 22.11.2012

Автор:

Шешина Марина Анатольевна,

учитель-дефектолог,логопед

МАДОУ д/с №133 к/в города Тюмени

Введение

В начале обучения почти 60% детей испытывают различные трудности, но более 90% этих трудностей связаны с письмом.

Письмо - один из самых сложных видов человеческой деятельности. Возможности каждого отдельного ребенка освоить письмо без особых трудностей зависит от уровня его функционального и психического развития, от состояния его здоровья. Детям, имеющим отклонения в развитии, в том числе ЗПР, не удается избежать серьезных трудностей при обучении письму. Причинами их являются недоразвитие зрительного и слухового восприятия, пространственных ориентировок, зрительно - моторной координации, произвольного внимания и памяти, несформированность самоконтроля. Особые проблемы при письме отмечаются у детей с нарушениями речевого развития, с неправильной артикуляцией. Такие дети требуют особого внимания со стороны педагогов и родителей.

Одна из основных групп нарушений, встречающихся при письме, - это нарушения, связанные с недоразвитием моторики, пространственного восприятия и зрительно - моторной координации.

Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» направлена на профилактику выше перечисленных нарушений письма у детей с ЗПР, речевыми нарушениями или имеющими норму развития при последующем обучении в школе.

Цель программы:

подготовка ребенка физически и психологически к освоению письма в школе.

Образовательные задачи:

  • Ознакомление с печатными буквами русского алфавита.
  • Формирование навыка письма печатных букв.
  • Формирование навыков работы с тетрадью, владения карандашом, навыков правильной осанки.
  • Ознакомление с основными гигиеническими требованиями к письму.

Развивающие задачи:

  • Развивать мелкую моторику пальцев рук путем работы с карандашом, выполнения графических заданий, пальчиковых игр, штриховок и т.д.
  • Развивать зрительно - моторную координацию.
  • Развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое восприятие, пространственное восприятие, память, внимание, логику, аналитическое мышление, творческие способности.
  • Создавать условия для формирования у детей устойчивой мотивации к овладению навыками письма, вызывая чувство удовлетворения от работы.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать трудолюбие, аккуратность.
  • Воспитывать у детей заинтересованность в освоении навыков письма, стремление учиться писать в школе.
  • Воспитывать у детей положительное отношение к письму.

Программа дополнительного образования «Волшебные пальчики» рассчитана на занятия с детьми 5 - 7лет, имеющими задержку психического развития, речевые нарушения, а также с нормой развития. Занятия проводятся 1 раза в неделю, длительность занятий - 25 - 30 минут. Наполняемость групп - до 6 человек.

В начале и конце курса занятий (1 - 15 сентября, 15 - 31 мая) проводится диагностика знаний, умений и навыков детей.

Предполагаемые результаты занятий

К окончанию курса занятий дети должны уметь:

  • правильно держать карандаш,
  • уверенно проводить прямые, наклонные и волнистые линии,
  • заштриховывать изображение, не выходя за контур,
  • ориентироваться на листе в клетку, отсчитывать нужное количество клеток,
  • правильно определять направления (вправо, влево, вправо вверх и т.д.),
  • различать и называть геометрические фигуры,
  • узнавать и называть печатные буквы русского алфавита,
  • писать печатные буквы,
  • правильно организовать рабочее место при письме, соблюдать основные гигиенические требования.

2 раза в год проводятся открытые занятия кружка для педагогов и родителей. По необходимости проводятся индивидуальные и групповые консультации.

Методические рекомендации.

Для формирования моторных функций необходимы самые разнообразные упражнения, направленные на развитие мелких движений рук: мозаика, вышивание, лепка и перебирание мелких деталей, склеивание мелких деталей, нанизывание пуговиц, бусин на нитку, раскрашивание небольших поверхностей картинок.

На занятиях кружка «Волшебные пальчики» этой цели служат игротренинги, пальчиковая гимнастика и самомассаж кистей и пальцев рук, сопровождаемые стихами.

Педагог объясняет детям, что если ребенок чувствует усталость, напряжение во время выполнения задания, он может встряхнуть кисти, покатать карандаш между ладонями. В дальнейшем дети самостоятельно прибегают к данным приемам снятия напряжения с мышц рук.

Выполнение двигательного акта письма (т.е. выполнение сложноскоординированных моторных движений) во многом зависит не только от степени развития моторных функций, но и от особенностей зрительном восприятия, пространственного восприятия, зрительно - моторной координации.

Довольно часто среди трудностей обучения фигурирует «зеркальное письмо». Основная причина его - недостаточность дифференцировки пространственного расположения отдельных элементов букв, связанных с понятиями «правое - левое». С целью предупреждения подобных нарушений в течение всего курса занятий должно уделяться достаточное внимание развитию ориентировки в пространстве. При обучении написанию букв ребенку необходимо не только целостное восприятие буквы, но и анализ составляющих элементов, их соотношения и пространственного расположения, подробный разбор направления движений.

Гигиена письма

Успешность формирования навыка письма во много зависят от того, соблюдаются ли при письме гигиенические правила. Они не сложны, но чаще всего им уделяется внимание лишь на первых порах. Научить ребенка правильно сидеть и правильно держать ручку - задача не из легких, тем более, что многие дети к началу занятий уже имеют навык неправильной посадки и неправильного держания ручки. Поэтому направленное внимание педагога к этим вопросам, причем не эпизодическое, а постоянное, а также специальная работа с родителями дают свои положительные результаты.

Еще в 1879 году французское медицинское общество опубликовало ряд правил по гигиене письма, которые сохранили свое значение и сейчас. Вот эти правила:

  1. Сидеть при письме прямо, не сгибаясь.
  2. Держать оба локтя таким образом, чтобы они опирались на стол или, в крайнем случае, опирались на него равномерно.
  3. Придерживать тетрадь левой рукой (для пишущих правой рукой).
  4. Писать прямо, а наклон будет создаваться за счет наклонного положения тетради.

При правильной посадке ребенок должен сидеть прямо, так как такое положение тела с небольшим наклоном в право наименее утомительно; грудь не должна касаться стола, оба плеча должны быть на одной высоте. Ноги, согнутые под прямым углом в коленях, опираются всей ступнею на пол или подставку для ног. Руки должны лежать так, чтобы локти немного выступали за край стола и находились на расстоянии около 10 см от туловища.

Первое правило письма заключается в том, чтобы пишущая рука двигалась совершенно свободно. Кроме того, нужно, чтобы при письме сгибались и разгибались пальцы, производились вращательные движения; и постепенно, по мере заполнения строчки, передвигалось вправо предплечье.

Тетрадь при письме должна располагаться под углом 65 градусов. При этом то, что пишет ребенок, находится напротив груди (ориентиром может быть угол страницы, находящийся напротив середины груди). По мере заполнения тетради, она продвигается вверх. Сначала левая рука поддерживает тетрадь снизу, а когда страница заполняется внизу - сверху.

Ручка нужно держать под углом 50 - 60 градусов тремя пальцами: большим, указательным и средним - большой и средний удерживают ручку, а указательный придерживает ее сверху. Держат ручку свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Прогибание первого сустава указательного пальца ведет к мышечному напряжению и быстрому утомлению. Расстояние от кончика пера до указательного пальца должно быть около 2 см. Не очень удобны, особенно для тех, кто сильно сжимает ручку, ребристые грани ручки.

Продолжительность непрерывного письма без утомления в начале занятия - около 3 минут, в середине занятия - 2 минуты, в конце - 1 минута.

Учебно -тематический план

 1

Вводное занятие. «Мои тетрадь, карандаш.»

 2

Основные элементы: точка, прямая линия, клетка.

 3

Основные элементы: точка, прямая линия, клетка.

 4

Основные элементы: точка, прямая линия, клетка.

 5

Рисование геометрических фигур из прямых линий. Штриховка.

 6

Рисование геометрических фигур из прямых линий. Штриховка.

 7

Рисование геометрических фигур из прямых линий. Штриховка.

 8

Графические узоры из прямых линий.

 9

Графические узоры из прямых линий.

 10

Графические узоры из прямых линий.

 11

Графический диктант.

 12

Основные элементы: наклонная линия.

 13

Основные элементы: наклонная линия.

 14

Рисование и штриховка геометрических фигур.

 15

Рисование и штриховка геометрических фигур.

 16

Графические узоры из прямых и наклонных линий.

 1

Графические узоры из прямых и наклонных линий.

 18

Графические узоры из прямых и наклонных линий.

 19

Графический диктант.

 20

Графический диктант.

 21

Рисование кругов и овалов.

 22

Рисование кругов и овалов.

 23

Рисование кругов и овалов.

 24

Рисование кругов и овалов.

 25

Печатные буквы из вертикального прямоугольника.

 26

Печатные буквы из квадрата.

 27

Печатные буквы с наклонными элементами.

 28

Печатные буквы из кругов.

 29

Комбинированные печатные буквы.

 30

Комбинированные печатные буквы.

 31

Комбинированные печатные буквы.

 32

Печатные буквы (обобщение).

 Литература.

  1. Амосова Н. С. Самомассаж рук при подготовке детей с речевыми нарушениями к школе./ «Логопед», №6, 2004.
  2. Безруких М. М., Хохлова Т. Е. Как писать буквы.- М.:МП «Новая школа», 1994.
  3. Безруких М. М., Ефимова С. П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму. .- М.:МП «Новая школа», 1994.
  4. Коррекция нарушений речи. /Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи./ Автор - сост. Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение, 2009.
  5. Парамонова Л. Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - С.-П.: Издательство «Союз», 2001.
  6. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995.
  7. Фалькович Т. А., Барылкина Л. П. Развитие речи, подготовка к освоению письма. - М.: «ВАКО», 2005.

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Игровой самомассаж.

 Самомассаж выполняется в течение 5 - 10 минут. Используется от 3 до 5 упражнений, между которыми необходимо проводить расслабление мышц рук. Каждое упражнение выполняется 8 раз: по 4 раза для правой и левой рук.

Все массажные движения выполняются по направлению к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения следует делать расслабляющие поглаживания или встряхивание рук.

Растирание ладони.

«Ручки греем» - упражнение выполняется по внешней стороне ладони.

Очень холодно зимой,

Мерзнут ручки - ой, ой, ой!

Надо ручки нам погреть,

посильнее растереть.

«Добываем огонь» - энергично растираем ладони друг о друга, чтоб стал горячо.

Мы как древние индейцы

добываем огонек:

сильно палочку покрутим -

и огонь себе добудем.

«Стряпаем» - имитируем скатывание колобка, по 4 раза влево и вправо.

Мы постряпаем ватрушки,

будем сильно тесто мять.

Колобочков накатаем,

будем маме помогать.

Растирание пальцев.

«Точилка» - сжав одну руку в кулачок, вставляем в него поочередно по одному пальцу другой руки и прокручиваем влево - вправо каждый пальчик по 2 раза.

Мы точили карандаш,

Мы вертели карандаш.

Мы точилку раскрутили, острый кончик получили.

«Точим ножи» - активное растирание раздвинутых пальцев, движения рук вверх - вниз.

Ножик должен острым быть.     Чтобы чистил нам морковку

Будем мы его точить,                 и картошку на готовку.

«Пила» - ребром ладони одной руки «пилим» по ладони, предплечью другой руки.

Пилим, пилим мы бревно -

Очень толстое оно.

Растирание предплечья

«Надеваем браслеты» - одной рукой изображаем «надетый браслет» (все пальцы плотно прилегают к предплечью), круговыми движениями от кист к локтю двигаем «браслет», прокручивая его влево - вправо, -выполняем по 2 раза на каждой руке.

Мы браслеты надеваем,

Крутим, крутим, продвигаем.

«Пружинка» - спиралевидное растирание ладонью (кулачком, ребром) одной руки по предплечью другой.

Мы пружинку нарисуем                Мы сперва ее растянем,

длинную и крепкую.                      а затем обратно стянем.

«Гуси» - пощипывание руки вдоль предплечья от кисти к локтю.

Вышли гуси на луга,

щиплют травку: - Га - га- - га!

 Упражнения для развития мелкой моторики рук.

 «Вышли пальчики гулять»

 

Вышли пальчики гулять,                Пальцы обеих рук сжаты в кулаки,

                                                         большие пальцы опущены вниз

а вторые - догонять,                       как бы прыжками двигаются по столу.

                                                         Далее - движения указательными,

третьи пальчики - бегом,                быстрые движения средними,

                                                            

а четвертые - пешком.                    медленные движения безымяными

                                                          пальцами.

Пятый пальчик поскакал                

и в конце пути упал.                        Хлопок обеими ладонями.

 «Веселые пальчики»

 Этот пальчик мой танцует,

этот вот - кружок рисует,

этот пальчик ловко скачет

словно легкий - легкий мячик,

а мизинчик мой, малышка,

ноготком скребет, как мышка,

а большой мой толстячок -

тот улегся на бочок.

«Тик - так»

 Тик - так, тик - так,                    Ладони на столе. Каждый палец

вставай, толстяк.                      поочередно стучит по столу.

не спи, вставай,                        Большой палец лежит без движения.

играть давай.

Встает толстяк,                         Большой палец стучит в ритме стиха.

стучит толстяк:

- Тук - так, тук = так,

тук - так, тук - так.

«Зайчата»

Зацы белые сидят

и ушами шевелят:

Вот так, вот так,

и ушами шевелят.

«Пальчик - пальчик»

- Пальчик - пальчик,                    Ладонь - ребром, движения большим

где ты был?                                  пальцем.

- С этим братцем                         Поочередное касание большим пальцем

в лес ходил,                                 остальных пальцев.

с этим братцем

щи варил,

с этим братцем

кашу ел,

с этим братцем

песню пел!

«Замок»

На двери висит замок.              Ритмичные быстрые соединения пальцев

Кто его открыть бы смог?          двух рук в замок.

 

Потянули,                                   Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в

                                                    разные стороны.

Покрутили,                                 Движения сцепленными пальцами от

                                                    себя, к себе.

Постучали                                  Основания ладоней стучат друг о друга.

 

и открыли.                                  Пальцы расцепляются.

«Скакалка»

Целый день, целый день           Руки стоят на локтях. Большие пальцы

крутится скакалка.                       вращаются.

Целый день, целый день

скачет наша Галка.

Правой - скок,                              Указательный и средний пальцы по

левой - скок,                                очереди стучат по столу.

сразу обе ножки                          Оба пальца вместе стучат по столу.

то назад, то вперед

скачут по дорожке.

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав:

Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 11398
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.