Рабочая программа художественно-эстетического развития (овладение музыкальной деятельностью) |
чт., 22.12.2022 |
Автор:
Гудинова Марина Николаевна
музыкальный руководитель
МАДОУ "Детский сад№40-ЦРР" города Тобольска
№ п/п |
Оглавление (содержание) |
Стр. |
1 |
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ |
3 |
1.1 |
Пояснительная записка |
3 |
1.1.1 |
Цели и задачи реализации Программы художественно-эстетического развития. |
3 |
1.1.2 |
Принципы и подходы к формированию Программы |
3 |
1.1.3. |
Характеристика социокультурной среды |
4 |
1.2 |
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка |
5 |
1.3 |
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов |
6 |
2 |
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ |
7 |
2.1 |
Старшая группа |
7 |
3 |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
19 |
3.1 |
Материально-техническое обеспечение Программы |
19 |
3.2 |
Примерное комплексно – тематическое планирование |
19 |
3.3 |
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды |
20 |
4 |
Взаимодействия с семьями. |
|
4.1 |
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей |
22 |
4.2 |
Задачи работы по взаимодействию с семьями воспитанников |
23 |
4.3 |
Формы организации детей |
24 |
4.4 |
Список литературы |
25 |
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа музыкального художественно-эстетического развития разработана в соответствии Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкиной и Основной общеобразовательной программы дошкольного образования МАДОУ “Детский сад №40 - ЦРР” г. Тобольска (далее ООП ДО МАДОУ “Детский сад №40 - ЦРР” г. Тобольска).
Цель Программы - формирование общей культуры, развитие, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Задачи Программы:
- охрана и укрепление здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного музыкального развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
- обеспечение преемственности музыкальных целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;
- создание благоприятных условий музыкального развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
- объединение музыкального обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального развития и образования.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:
- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского музыкального развития;
- построение музыкальной образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных музыкальных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьей;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных музыкальных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основными подходами к формированию Программы являются:
- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;
- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;
- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;
- cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
1.1.3. Характеристика социокультурной среды
Расположение образовательной организации в 10 микрорайоне в непосредственной близостью с музыкальным училищем искусств, музыкальной школы сказываются на содержании комплексно-тематического планирования.
№ пп |
Наименование учреждений, организаций |
Формы сотрудничества |
1 |
МАДОУ "Детский сад №40-ЦРР" г. Тобольска - по адресу: 10 мкрн. №28
|
- Проведение совместных мероприятий. -Участие в конкурсах, выставках, детских праздничных концертах. |
2 |
МАУДО «Детская школа искусств имени А.А.Алябьева» г.Тобольска |
-совместная концертная деятельность |
1.2 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.
Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте. Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность. Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека. Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление. В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.
1.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы художественно-эстетического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для эффективной организации образовательного процесса используются:
- парциальные программы:
1. Радынова О.П. Музыкальные шедевры. - технологии:
Музыкально-ритмические движения:
Голубева Н.В. Серебряный колокольчик.
Пальчиковые игры:
Железновы С Е. Пять поросят. Рельсы – рельсы. 10 мышек
Логоритмические игры и упражнения:
Каркушина М.Ю. «Занятия по логоритмике»
Чистякова «Психогимнастика»
Формы организации детей:
Формы организации детей |
Образовательный эффект |
Качества личности |
||
Воспитател. |
Развивающий |
Обучающий |
||
Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Исследовательская и практичес. работа Театрализованные игры Игры-драматизации Игры-импровизации Творческие мастерские Фольклорные фестивали народного творчества Календарно-обрядовые праздники. Музыкально-литературные гостиные для детей и родителей |
Бережное отношение к музыкальным инструментам Эмоциональная отзывчивость на музыку образного содержания Чувство прекрасного
|
Развитие сенсорной основы (высота, динамика, тембр) Инициативное обсуждение музыкальных произведений со сверстниками и взрослыми Формирование интереса к пению, слушанию музыки |
Высказывание суждения о красоте музыки Сопровождение пения прост. телесными движениями (хлопки, шлепки, притопы), шумовыми игрушками (погремушки, колокольчики,шеркунки), мелодическими и ритмическими инструментами (металлофоны, дудочки, свирели, барабаны, ложки)Участие в фестивалях, праздниках, драматизациях. |
Любознательность Старательность Инициативность Эмоциональная отзывчивость Соперживание Креативность Активность |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1 СТАРШАЯ ГРУППА.
Образовательные задачи по возрасту:
-развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие;
-развивать детское творчество в музыкальной и театральной деятельности;
-продолжать развивать музыкальное восприятие средствами музыкального движения;
-развивать лёгкость естественных движений, координацию, свободу, выразительную пластику рук;
-развивать музыкально-двигательное творчество (мимические, пантомимические средства выразительности);
- различать средства музыкальной выразительности ( высокий, низкий, темп, ритм);
-формировать коммуникативные умения;
-развивать ориентировку в пространстве;
-формировать певческие навыки;
-развивать тембровый и динамический слух;
-совершенствовать технику исполнения танцевальных движений;
-поддерживать индивидуальные творческие проявления в музыкальной деятельности;
-поддерживать проявление индивидуальности и импровизации в музыкальном движении, ролевом поведении, речевом интонировании;
-создавать условия для самовыражения;
Воспитательные задачи по возрасту:
-воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы музыкального вкуса (какая музыка вызывает положительные чувства, а какая оставляет равнодушным);
-продолжать воспитывать уверенность в инсценированных творческих показах с использованием «звучащих жестов»
-воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, к родному городу, к её истории, культуре и традициям;
-воспитывать интерес к импровизации на детских музыкальных инструментах.
-воспитывать нравственные поведенческие мотивы через кладезь народной мудрости – русский детский фольклор;
-воспитывать у детей любовь к ритмической музыке и умениям передовать её в телодвижениях;
-воспитывать интерес у детей к концертным выступлениям перед детьми и взрослыми;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, петь, танцевать, слушать музыку сообща;
-воспитывать интерес к музыке других национальностей;
-Воспитывать гуманные чувств: умение уступить по-доброму, распределять музыкальные игрушки, роли в играх, соблюдать правила игры;
Характеристика музыкальности дошкольников 5-6 лет
У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях.
Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, темп, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.
Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности.
В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр.
Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.
В музыкально-ритмической деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений — гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ. В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.
По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы, треугольники, металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.
Перспективный план:
Сентябрь «Ходит осень по дорожке»
1 неделя «Я в детском саду»
|
1.Тема: «Мой любимый детский сад» 1.Развивать у детей умение петь лёгким звуком песню «Детский сад» муз. Филиппенко. 2.Развивать желание участвовать в совместной игре «Великаны и гномы» Д. Львова-Компанейца. 2.Тема: «Детский сад мой дорогой» 1.Познакомить с пальчиковой игрой «Дружат в нашей группе». 2. Способствовать формированию художественного вкуса при прослушивании произведения «Голодная кошка и сытый кот» муз. В. Салманов. |
2 неделя «Подарки осени» |
1.Тема: « Что нам осень принесла?» 1.Познакомить с песней «Что нам осень принесла?» муз. Попатенко. 2. Узнавать игру «Великаны и гномы» Д. Львова-Компанейца по музыкальному фрагменту. 2.Тема: «Осенние гостинцы» 1.Уточнить слова песни «Урожайная» муз.А.Филиппенко. 2.Закрепить слова 1 куплета песни «Что нам осень принесла?» |
3 неделя «Вот она какая- осень золотая!»
|
1.Тема: «Волшебница осень!» 1.Развивать ориентировку в пространстве музыкального зала в танце «Приглашение» муз Теплицкого 2. Закрепить слова и мелодию 2 куплета песни «Что нам осень принесла?» муз. Попатенко. 2.Тема: «Осенние листочки» 1.Развивать лёгкость естественных движений, выразительную пластику рук в танцевальном упражнение «Листики» музыка Попатенко 2. Закрепить движения в парах в танце «Приглашение». |
4 неделя «День осенний на дворе»
|
1.Тема: «надела осень пёстрый сарафан!» 1.Вспомнить с детьми жанры музыки: песня, танец, марш. 2Упражнять высказываться о жанре музыки – песня «Осень наступила» музыка Насауленко. Определять её характер, настроение и темп. 2.Тема: «Разноцветная осень» 1.. Закрепит умение во время вступать детям после вступления при исполнении песни «Что нам осень принесла?». 2.Уточнить движения в парах в танце «Приглашение» |
Репертуар:
Восприятие музыки: «Голодная кошка и сытый кот» муз. В. Салманов, «Осень наступила» музыка Насауленко.
Пение: «Детский сад» муз. Филиппенко, «Что нам осень принесла?» муз. Попатенко, «Урожайная» муз. А.Филиппенко.
Музыкально-двигательное развитие: игра «Великаны и гномы» Д. Львова-Компанейца, пальчиковые игры «Дружат в нашей группе», «»Осень», танец «Приглашение» муз. обр. Теплицкого, «Листики» музыка Попатенко
Театральные игры и упражнения: «Король Боровик не в духе», «Капельки»
Октябрь «Разноцветный мир вокруг»
1-2 неделя «Я и моя семья» |
1.Тема: «Что такое семья?» 1.Побуждать к запоминанию слов и движений в пальчиковой игре в игре «Дружная семья». 2.Познакомить с музыкой и движениями к упражнению «Как под яблонькой» муз.Тиличеевой. 2.Тема: «В гости к бабушке» 1.Расширить знания о русских музыкальных инструментах: трещотках, ложках, дудках. 2. Доставить игрой на русских инструментах удовольствие при подыгрывании песни «Два весёлых гуся» рус. нар. мелодия. |
|
1.Тема: «Здравствуй бабушка-забавушка» 1.Побуждать детей к самостоятельному высказыванию о характере музыки и о содержании песни «Бабушка моя» музыка Е.Гомонова. 2.Закрепить слова 1-2 куплета песни «Два весёлых гуся». 2.Тема: «В гости бабушек позвали» 1.Познакомить с музыкой и движениями под слова в игре «Шёл козёл по лесу» рус.нар. мел. 2.Познакомить с игрой на металлофоне песни «Сорока-сорока» |
3 неделя «Наш участок осенью» |
1.Тема: «До свидания перелётные птицы» 1.Содействовать к запоминанию мелодического рисунка в песне «Падают листья» музыка Попатенко. 2.Закрепить игру на металлофоне песни «Сорока-сорока». 2.Тема: «Ковёр из листьев золотых» 1.Развивать интерес к игре «Ищи свой листок» муз Ломовой. 2.Способствовать развитию памяти при исполнении песни «Падают листья» муз. Попатенко. |
4 неделя
«Осень в моём городе» |
1.Тема: «Прогулка по осеннему городу» 1.Познакомить детей с «Гимном Тобольска» музыка Арангулова, понимать о чём поётся. 2. Закрепить слова 2 куплета песни «Падают листья» Попатенко. 2.Тема: «Осень в город к нам пришла» 1. Расширить знания о земляке - композиторе А. Алябьеве. 2.Познакомить с романсом «Соловей», понимать о чём поётся. |
Репертуар:
Восприятие музыки: «Бабушка моя» музыка Е.Гомонова, «Гимн Тобольска» муз. Арангулова, «Соловей» А.А.Алябьев.
Пение: «Два весёлых гуся» рус. нар. мел., «Падают листья» муз. Попатенко.
Музыкально-двигательное развитие: пальчиковые игры «Дружная семья», «Люблю по городу гулять». «Как под яблонькой» муз.Тиличеевой, игра «Шёл козёл по лесу» рус.нар. мел., игра «Ищи свой листок» муз Ломовой.
Элементарное музицирование: «Сорока-сорока» муз.Тиличеевой,
Театральные игры и упражнения: «Как живёшь?», «Деревянные и тряпичные куклы»
Ноябрь «Конец осени – начало зимы»
1 неделя «4 ноября - день народного единства»
|
1.Тема: «Друзья – не разлей вода» 1. Развивать знания о жанрах музыки: песня, таней, марш.. 2.Познакомить с песней «Дружба» муз. Шаинского, вспомнить части песни: вступление, запев, припев. 2.Тема: «Мы дружные ребята» 1.Познакомить с песней «Песенка друзей» музыка Герчик. 2.Упражнять в лёгком подпрыгивании подскоками в упражнении «Кто лучше скачет?» муз.Ломовой |
2 неделя «Птицы осенью. Кто остаётся зимовать?» |
1.Тема: « Друзья в природе!» 1.Познакомить с мелодией и словами песенки «Андрей воробей» муз.Тиличеевой. 2.Упражнять в передаче ритмического рисунка на музыкальных инструментах: кастаньетах, румба. 2.Тема: «В гости к птицам» 1.Уточнить движения с детьми и слова в игре «Две тетери» музыка Ломовой. 2. Познакомить с танцем со словами «Потанцуй со мной дружок» муз.Арсеева. |
3 неделя «Домашние животные»
|
1.Тема: «Что в корзинке угадай?» 1.Упражнять в правильном держании палочки-молоточка при игре на металлофоне песенки «Дон- дон». 2.Побуждать детей к самостоятельному высказыванию о характере музыки «»Марш зайчат» муз. А.Жилинского. 2.Тема: «Наши питомцы» 1.Уточнить под слова движения в танце «Потанцуй со мной дружок» муз.Арсеева. 2. Закрепить игру на металлофоне песенки «Дон- дон». |
4 неделя «День матери»
|
1.Тема: «Дорогие наши мамы» 1.Развивать интерес к игре «Две тетери» муз. Ломовой. 2.Развитие музыкальной памяти у детей при слушании «Марш зайчат» муз. А.Жилинского. 2.Тема: «Моя любимая мамочка» 1.Поддерживать индивидуальные творческие проявления детей, желание спеть, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте для мамы в подарок. |
Репертуар:
Восприятие музыки: «Дружба» муз. Шаинского, «Зайчик дразнит медвежонка» муз.Кабалевского, «Марш зайчат» муз. А.Жилинского, «Ноябрь» П.Чайковский.
Пение: «Песенка друзей» муз. Герчик, «Зайка, зайка, где бывал?» муз.М.Скребкова.
Музыкально-двигательное развитие: игра «Две тетери» музыка Ломовой, «Кто лучше скачет?» муз.Ломовой, танец «Потанцуй со мной дружок» муз.Арсеева, Пальчиковые игры: «Дрозд -дроздок», «Семья».
Элементарное музицирование: «Андрей воробей» муз. Тиличеевой, «Дон- дон»муз.Тиличеевой
Театральные игры и упражнения: «Осенние листочки», «Под дождиком»
Декабрь «Здравствуй, гостья зима!»
1 неделя «Что подарит нам зима, чем она порадует?»
|
1.Тема: «Зимние забавы у ребят» 1.Побуждать детей к самостоятельному высказыванию о характере музыки песни «К нам приходит Новый год!» муз .В.Герчик 2.Познакомить с музыкой А.Хачатуряна «Вечерняя сказка» 2.Тема: «Серебристые снежинки» 1.Упражнять выполнять легко, мягко, выразительно движения руками и ногами, изображая лёгкую снежинку в упражнении «Снежинки» музыка Штрауса. 2.Поощрять правильное пропевание мелодии песни «К нам приходит Новый год!» муз .В.Герчик. |
2 неделя «Деревья, которые радуют» |
1.Тема: « Зимой и летом одним цветом» 1.Содействовать одновременному запеванию после вступления песни «Наша ёлка» муз. А.Островского. 2.Познакомить с музыкой и движениями в « Парная пляска» муз.обр. Ломовой. 2.Тема: «Ёлочка-колкая иголочка» 1.Побуждать к запоминанию слов и мелодии песни «Наша ёлка» муз. А.Островского. 2.Познакомить с игрой «Вот попался к нам в кружок» муз.Арсеева. |
3 неделя
«Украшай лесную гостью»
|
1.Тема: «Новый год у ворот» 1.Тренировать в правильном пропевании мелодии песни «Наша ёлка» муз. А.Островского. 2.Уточнить слова иправила игры в игре «Вот попался к нам в кружок» муз.Арсеева. 2.Тема: «Чудеса под Новый год» 1. Вспомнить движения к словам в хороводе «К нам приходит Новый год!» муз.В.Герчик . 2.Закрепить движения и перестроение в « Парной пляске» муз.обр. Ломовой |
4 неделя «Встречай праздник чудес!»
|
1.Тема: «Скоро, скоро Новый год!» 1Упражнять определять характер музыкального произведения, в исполнении одного инструмента или оркестра прозвучало произведение «Декабрь» П. И. Чайковско 2. Уточнить перестроение в песне «Наша ёлка» муз. А.Островского. 2.Тема: «Здравствуй Новый год! Здравствуй ёлка!» 1.Познакомить со словами и мелодией игры «Что нам нравиться зимой?» муз. Тиличеевой 2. Побуждать к самостоятельному исполнению танца «Парная пляска» |
Репертуар:
Восприятие музыки: «Вечерняя сказка» муз. А.Хачатуряна, «Декабрь» П. И. Чайковско.
Пение: «К нам приходит Новый год!» муз.В.Герчик, «Наша ёлка» муз. А.Островского, «Дед мороз» музыка В.Витлина,
Музыкально-двигательное развитие: «Снежинки» музыка Штрауса, « Парная пляска» муз.обр.Ломовой, игра «Вот попался к нам в кружок» муз.Арсеева, игра«Что нам нравиться зимой?» муз. Тиличеевой.
Пальчиковые игры: «Ёлочка», «Пальчики засыпают».
Театральные игры и упражнения: «Шалтай -Болтай», «Первые снежинки».
Январь «Наши любимые игры, игрушки, занятия»
1-2 неделя «Зимние забавы» |
1.Тема: « До свидания ёлочка!» 1Формировать у детей свободу творческого выражения при исполнении песен, стихотворений и танцев про ёлочку и Новый год. 2.Воспитывать желание выступать индивидуально и подгрупп. 2.Тема: «Любимые игры детей» 1Способствовать развитию музыкальных способностей: тембровый слух, чувство ритма в играх «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Повтори ритм». 2.Формировать коммуникативные умения у детей при организации игры «Бросайка». |
3-4 неделя «Из чего же сделаны эти девчонки? Из чего же сделаны эти мальчишки?»
|
1.Тема: «Вот какие мы девочки и мальчики» 1.Познакомить с песней «Из чего же, из чего же?»муз.Ю.Чичкова. Поошрять , высказываться о содержании. 2. Тренировать в выполнении приставного шага в упражнении «Приставной шаг» нем.нар. мел. 2.Тема: «Приходите в гости к нам» 1.Познакомить детей с новым произведением композитора П. Чайковского «Новая кукла». 2.Уточнить слова песни «Спят усталые игрушки» муз.А.Островского. |
1.Тема: «Любимые песенки девочек и мальчиков » 1.Способствовать развитию детского песенного творчества, желанию исполнить любимую песню перед всеми. 2.Уточнить слова и движения в пальчиковой игре «Зайка». 2.Тема: «Наши любимые игры»» 1.Познакомить с игрой «На чём мы играем мы не скажем , но зато мы вам покажем». Умение показывать жестами и мимикой игру на разных муз. инструментах. 2.Закрепить слова и движения в пальчиковой игре «Зайка». |
Репертуар:
Восприятие музыки:
«Из чего же, из чего же?»муз.Ю.Чичкова, «Новая кукла» П.Чайковский,
Пение:
«Спят усталые игрушки» муз.А.Островского,
Музыкально-двигательное развитие:
игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Повтори ритм», игра «Бросайка», «Приставной шаг» нем.нар. мел. пальчиковая игра «Зайка», «Есть игрушки у меня»,
игра «На чём мы играем мы не скажем , но зато мы вам покажем».
Элементарное музицирование: «Дружные палочки» муз.И.Галянт.
Театральные игры и упражнения: «Рассмеши принцесу Несмеяну», «Угадай животного».
Февраль «Мы поздравляем наших пап»
1 неделя «Какой бывает транспорт»
|
1.Тема: «Весёлое путешествие» 1.Координировать движения и перестроения в парной польке «Озорная полька» муз. Вересокина. 2.Возбуждать интерес к классической музыке «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский. 2.Тема:«Раз, два, три, четыре, пять – едем в гости посмотри» 1.Познакомить с мелодией и словами 1 куплета песни «Наша Родина сильна» муз. А.Филиппенко. 2.Тренировать умение перестраиваться парами по кругу в польке «Озорная полька» муз. Вересокина. |
2 неделя «Военная техника» |
1.Тема: «Мы военные» 1.Развивать интерес к игре «Карусели» музыка Компанейца, Шумана. 2.Обогащать словарный запас у детей: чёткая, ритмичная, маршевая; при прослушивании «Марш деревянных солдатиков» 2.Тема: «Военная техника к нам в гости пришла» 1.Закрепить мелодию и слова 2 куплета песни «Наша Родина сильна» муз. А.Филиппенко 2.Поощрять малоактивных детей в игре «Карусели» музыка Компанейца, Шумана. |
3 неделя «Наша армия сильна» |
1.Тема: «Мы солдаты» 1.Тренировать одновременное выполнение махи руками под «Марш» муз. Богословского 2.Познакомить с песней «Кончается зима» муз.Попатенко. 2.Тема: «Солдатушки – браво ребятушки!» 1.Познакомить с правилами игры и музыкой «Лётчики» муз. Бондарёва. 2. Упражнять в игре на металлофонах песенки «Аты-баты» муз.Тиличеевой. |
4 неделя «Добрые дела»
|
1.Тема: «Маленькие помошники» 1.Содействовать запоминанию мелодии и слов 1 куплета песни «Мамин праздник» муз. Ю. Гурьева. 2. Доставлять удовольствие пением песни «Кончается зима» муз.Попатенко. 2.Тема: «В мире добрых дел» 1.Познакомить с песней «Доброта» музШаинского. 2.Познакомить с пальчиковой игрой «Мама что?» (модель И.Сафаровой) |
Репертуар:
Восприятие музыки: «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский, «Доброта» музШаинского.
Пение: «Наша Родина сильна» муз. А.Филиппенко, «Кончается зима» муз.Попатенко, «Мамин праздник» муз. Ю. Гурьева,
Музыкально-двигательное развитие: «Озорная полька» муз. Вересокина, «Карусели» музыка Компанейца, Шумана, «Марш» муз. Богословского, «Лётчики» муз. Бондарёва, пальчиковая игра «Мама что?» (модель И.Сафаровой) , «Наша группа».
Элементарное музицирование: «Аты - баты»муз.Тиличеевой.
Театральные игры и упражнения: «У зеркала», «Что мы сделаем не скажем, но зато мы вам покажем»
Март «Поздравь мамочку!»
1 неделя «Мамин праздник »
|
1.Тема: «Любимая моя мамочка» 1.Развивать ориентировку в пространстве музыкального зала при проведении игр «Цветочная клумба», «Кто быстрей соберётся в свой кружок?». 2. Содействовать запоминанию мелодии и слов 2 куплета песни «Мамин праздник» муз. Ю. Гурьева. 2.Тема: «Лучше мамы не найти!» 1.Поддерживать интерес и желание выступать перед мамами, исполняя песни, игры, стихи и танцы. |
2 неделя «Дом доброты» |
1.Тема: «Кто, кто в домике живёт?» 1.Расширить знания детей о композиторе В.Я.Шаинском. 2.Познакомить с песней «Улыбка» муз. Шаинского. 2.Тема: «Угадай, что делают в домике?» 1.Уточнить знания о музыкальных жанрах: песня, танец, марш. 2.Способствовать определять произведения по жанрам в игре « Что делают в домике?» («Колыбельная» муз.Г.Свиридова, «Марш» муз.Д.Шостаковича, «Вальс» Д.Кабалевского.) |
3 неделя « В мире доброй сказки» |
1.Тема: «В гостях у сказки» 1.Закрепить названия ударных музыкальных инструментов: румба, трещётки, кастаньеты, маракасы. 2 Формировать интерес к участию и показе сказки - шумелки «Заюшкина избушка» . 2.Тема: «В мире много сказок» 1.Познакомить с детскими песнями композитора Рыбникова «Красная шапочка» «Буратино». 2.Поддерживать проявление индивидуальности и импровизации в движении при изображении сказочных героев |
4 неделя «Волшебство, которое помогает!»
|
1.Тема: «Волшебный сундучок» 1.Способствовать развитию тембрового слуха во время игры «Волшебный сундучок». 2.Закрепить группы муз. инструментов: струнные, ударные, духовые. 2.Тема: «Путешествие по сказкам» 1.Закрепит умение показывать различных сказочных героев используя пантомимику и жесты. 2.Узнавать по фрагменту музыку Чайковского «Баба-Яга» и самостоятельно двигаться под музыку. |
Репертуар: Восприятие музыки: «Колыбельная» муз.Г.Свиридова, «Марш» муз.Д.Шостаковича, «Вальс» Д.Кабалевского, «Красная шапочка» «Буратино» муз.Рыбникова, «Баба Яга» П.И.Чайковский.
Пение: «Мамин праздник» муз. Ю. Гурьева, «Улыбка» муз. Шаинского,»День сегодня необычный» муз.Ермеевой , «Блины» рус.нар.мел,
Музыкально-двигательное развитие: игры «Цветочная клумба», «Кто быстрей соберётся в свой кружок?», игра «Волшебный сундучок», игра «Гори,гори ясно» рус.нар. мел,
Пальчиковые игры: «Рыбка», «Сидит белка на тележке».
Элементарное музицирование: сказка – шумелка «Заюшкина избушка»
Театральные игры и упражнения: «Угадай эмоцию», «Угадай , что я делаю?»
Апрель «Встреча весны»
1 неделя «Неделя детской книги» |
1.Тема: «Музыкальные книжки» 1. Познакомить детей с муз. книжками, о том о чём рассказывает 2.Разучить мелодию и слова песенки «Солнышко – вёдрышко» 2.Тема: «В мире детских музыкальных книг» 1.Уточнить основные виды музыкальных инструментов (струнные, духовые, ударные). 2. Развивать умение узнавать инструменты по тембровому звучанию в игре «На каком инструменте исполняется произведение?» |
2 неделя «День космонавтики»
|
1.Тема: «Космические просторы» 1.Познакомить детей с песней «Марш юных космонавтов» муз.Т.Шубенко бодрого, ритмичного характера. 2. Побуждать к запоминанию слов с помощью пиктограмм. 3.Доставлять удовольствие от космической сказки под косм. музыку. 2.Тема: «Удивительный мир звёзд!» 1.Развитие творческого воображения детей через слушание музыкального произведения «Космический полёт» сов. обработка 2.Уточнить содержание игры и слова «Ждут нас быстрые ракеты» |
3 неделя «Животные в лесу»
|
1.Тема: «Весенние звуки» 1.Развивать умение определять на слух звуки капели и журчание ручейка, треск льдин и пение скворца, рёв медведя. 2.Закрепить движения в «Польке» муз.Штрауса. 2.Тема: «Путешествие в лес» 1.Познакомить со словами и мелодией к игре «Скворушки» 2.Вспомнить движения под слова в песне «Улыбка» муз.Шаинского |
4 неделя «Весенние ручейки»
|
1.Тема: «Ой, бежит ручьём вода» 1. Познакомить с мелодией и словами песни «Ой, бежит ручьём вода» муз. обр.Полонского. 2. Закрепить слова и переспроение в игре «Скворушки». 2.Тема: «Весенние ручейки» 1.Показать детям упражнение «Ручейки» музыка Морозова. 2.Развивать творческие умения придумывать свои движения ручейка. 3. Закрепить мелодию и слова 2 куп. песни «Ой, бежит ручьём вода» |
Репертуар:
Восприятие музыки: игра «На каком инструменте исполняется произведение?»,«Космический полёт» сов. обработка, игра «Что за звуки за окном?», «Игра воды»муз.Равеля, «Земля в иллюминаторе» муз.Антонова.
Пение: «Солнышко – вёдрышко» муз. Тиличеевой, «Марш юных космонавтов» муз.Т.Шубенко, «Улыбка» муз.Шаинского, «Ой, бежит ручьём вода»муз.обр.Полонского.
Музыкально-двигательное развитие: игра «Ждут нас быстрые ракеты» муз. сов.обработка, игра «Скворушки» муз.Смолина. танец «Польке» муз.Штрауса, «Ручейки» музыка Морозова, «Змейкой» под песню «Хорошее настроение». Пальчиковые игры: «Весна», «Ласточка»
Элементарное музицирование: игра «Весенние звуки за окном?»
Театральные игры и упражнения: «Подарок на день рождение», «У кого какая песенка?»
Май «Весна идёт - навстречу лету!»
1 неделя «Праздники мая»
|
1.Тема: «Песни военных лет!» 1.Познакомить с музыкой военных лет «Салют» музыка Тухманова, «Катюша» муз.Блантера, понимать о чём поётся 2.Показать инсценировку песни «Землянка» муз.Л.Листов. 2.Тема: «9 мая – День Победы!» 1.Закрепит муз. композицию с перестроением под песню «День Победы» муз.Тухманова. 2.Воспитывать интерес к песням военных лет. |
2 неделя «Моя семья»
|
1.Тема: «Мы будем помнить вас всегда!» 1.Познакомить с мелодией и словами 1 куплета песни «Что такое семья?" музыка Гомоновой. 2.Тренировать в выполнении по кругу вправо и влево упражнения «Боковой галоп» бел. Нар. мел. 2.Тема: «Моя семья» 1Познакомить с произведением П.И. Чайковского «Мама». 2. Развивать желание детей высказываться о характере музыки. 3.Вспомнить другие произведения композитораП.Чайковского. |
3 неделя «Скоро лето!»
|
1.Тема: «Весеннее путешествие» 1.Познакомить детей с распевкой «Василёк» музыка Тиличеевой, 2.Развивать память у детей разучивая с помощью пиктограмм. 2.Тема: «На поляночке лесной» 1.Уточнить слова в логоритмическом упражнении «Цветик - колокольчик», 2.Развивать умение соотносить движения руками, ногами, туловищем с ритмом. |
4 неделя «Скоро лето!»
|
1.Тема: «А я по лугу» 1. Показать движения под слова детям в хороводе «А я по лугу» муз. обр.Агафонникова. 2.Вспомнить пальчиковую игру «Дружат в нашей группе» 3.Закрепить движения в танце «Мальчик с пальчик девочка с мизинчик»муз.Я.Жабко. 2.Тема: «Скоро лето!» 1.Закремлять умение слушать музыкальное произведение «Две гусеницы разговаривают» муз. Д. Жученко не отвлекаясь до конца звучания. 2.Поошрять желание детей придумывать свою сказку по музыке. |
Репертуар:
Восприятие музыки: Салют» музыка Тухманова, «Катюша» муз.Блантера
«Мама» муз. П.И. Чайковского, «Две гусеницы разговаривают» муз. Д. Жученк
Пение: «Землянка» муз.Л.Листов, «Что такое семья?" музыка Гомоновой, «А я по лугу» муз. обр.Агафонникова.
Музыкально-двигательное развитие: «День Победы» муз.Тухманова, «Боковой галоп» бел. нар. мел, логоритмическом упражнении «Цветик - колокольчик», пальчиковая игра «Дружат в нашей группе», «Кап-кап-кап». танце «Мальчик с пальчик девочка с мизинчик»муз.Я.Жабко.
Элементарное музицирование: «Василёк» муз.Тиличеевой,
Театральные игры и упражнения: «В стране цветов», «Новая игрушка»
ИЮНЬ «Долгожданная пора, тебя любит детвора»
1 неделя «День защиты детей» |
1.Тема: «Здравствуй Лето» 1.Познакомить с песней «Песенка о лете» музыка Е.Крылатова. 2.Закреплять умение рассказывать о чём пелось в песне, о том, что такое лето. 2.Тема: Лето красное прекрасное» 1.Познакомить со словами и мелодией песни «Солнышко муз.Тиличеевой, 2.Развивать интерес к пальчиковой игре «Мы делили апельсин». |
2 неделя «День дружбы» |
1.Тема: «Это я, это я, это все мои друзья!» 1.Вспомнить слова песни «Песенка друзей» из мультфильма барбарики муз.Шаинского. 2.Поошрять желание детей высказываться о характере музыки и содержании. 2.Тема: «Дружные ребята» 1Познакомить с игрой «Здравствуйте» дат. нар.мелодия. 2.Развивать умение детей согласовывать слова под музыку. 3.Закрепить слова 1 куплета и припева песни «Вместе весело шагать» муз.Шаинского. |
3 неделя «День безопасности» |
1.Тема: «Это каждому нужно знать» 1.Познакомить детей с мелодией и словами 1 куплета песни «От носика до хвостика» муз. М. Пархаладзе. 2.Уточнить движения под слова в танце по кругу «Все друзья» муз. Н Шуть. 2.Тема: «Ребята - дошколята» 1.Развивать желание к игровой деятельности под музыкальное сопровождение «Кот и мыши» муз. Т. Ломова 2. Закрепить движения под слова в танце по кругу «Все друзья» муз. Н Шуть. |
4 неделя «День рождения города – Тобольску 429лет»
|
1.Тема: «Любимый город» 1.Познакомить детей с Гимном Тобольска муз.Арангулова. 2Воспитывать желание детей рассказывать о любимом городе. 2.Тема: «Наши подарки» 1.Показать движения в хороводной игре « Вышли дети в сад зелёный» рус. нар. мелодия. 2.Поощрять самостоятельное выступление в танце по кругу «Все друзья» муз. Н Шуть. |
Репертуар:
Восприятие музыки: «Песенка о лете» музыка Е.Крылатова, «Гимн Тобольска» муз.Арангуловых.
Пение: «Песенка друзей» из мультфильма барбарики муз.Шаинского, «Вместе весело шагать» муз.Шаинского, «От носика до хвостика» муз. М. Пархаладзе.
Музыкально-двигательное развитие: пальчиковая игра «Мы делили апельсин», «Есть у каждого свой дом». игрой «Здравствуйте» дат. нар.мелодия, танец –игра по кругу «Все друзья» муз. Н Шуть, «Кот и мыши» муз. Т. Ломова, игра « Вышли дети в сад зелёный» рус. нар. мелодия.
Элементарное музицирование: «Солнышко муз.Тиличеевой,
Театральные игры и упражнения: «Вгостях у золотой рыбки», «Угадай кого встретил щенок?»
Планируемые результаты освоения Программы
У дошкольника, при успешном освоении образовательной области «Музыка» развиты музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности детей, а также способности эмоционально воспринимать музыку.
К шести годам
ü Называет элементарные музыкальные термины и использует их в собственной самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду и дома.
ü Оценивает, различает и высказывается о жанрах(песня, марш, танец)
ü Определяет тембр музыкальных инструментов, различает их голоса в оркестровом исполнении, узнаёт детские музыкальные инструменты.
ü Ориентируется в сфере спектра немузыкальных звуков, умеет выделять звук из окружающей действительности(голоса природы), анализирует звуковую реальность.
ü Поёт с аккомпанементом, чётко проговаривая слова, без напряжения. Умеет одновременно начинать и заканчивать пение по сигналу педагога.
ü Поёт без сопровождения «по цепочке» друг за другом пофразно.
ü Владеет основными движениями, следит за положением головы, рук, умеет двигаться соответственно характеру звучащей музыки.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.
Материально-техническое оснащение включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, предметы, инвентарь, которые образовательная организация определяет самостоятельно.
В методический комплект входит:
- Программа художественно-эстетического развития Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение
"Детский сад №40-Центр развития ребёнка" г. Тобольска
- планирование образовательной деятельности «Музыка»;
- наглядно-дидактические пособия
- вариативная программы и технологии.
- электронные образовательные ресурсы
Методическое обеспечение является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности музыкального руководителя.
В образовательном учреждении имеется:
- Музыкальный зал, оснащенный для НОД, организации праздников, развлечений, театрализованной деятельности детей;
- Предметно-пространственная среда в группах создана в соответствии с возрастом детей и оснащена разнообразными центрами, оборудованными играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями для проявления свободной музыкально - творческой активности детей.
При подборе оборудования идёт опора на «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877 и рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» (по всем возрастам)
3.2 Примерное комплексно – тематическое планирование
Месяц |
Старшая группа: |
Сентябрь |
«Осенняя ярмарка» |
Октябрь |
«Дорога на мельницу» |
Ноябрь |
«Самая лучшая мама моя» |
Декабрь |
«Новогодние приключение» |
Январь |
«Рождественские колядки» |
Февраль |
«Будущие защитники» «Масленица» |
Март |
«Шарман –шоу» |
Апрель |
«День космонавтики» «Весенний каледоскоп» |
Май |
«Не забудем их подвиг великий» |
Июнь |
«Давайте жить дружно» |
Июль |
«Праздник цветов» |
Август |
«Да здравствуют, дети, на всей планете!» |
3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как разнообразие игрушек не является основным условием их развития. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами.
Блоки компонентов музыкальной среды:
Блоки компонентов среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в среде всех видов детской музыкальной деятельности:
- восприятие музыки включает - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой деятельности, а также произведения, специально созданные для развития музыкально-сенсорного восприятия детей;
- воспроизведение музыки содержит - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
- пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;
- пособия, побуждающие к игре на детских музыкальных инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
- музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному, музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских музыкальных инструментах.
Классификация оборудования для музыкальных зон:
1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).
2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:
ü с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);
ü с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);
ü с одним фиксированным звуком (дудки):
ü шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)
3.Музыкально-дидактические игры и пособия:
нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).
4. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски.
Примерное наполнение музыкальной среды по возрастным группам:
Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы):
ü погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;
ü музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);
ü иллюстрации по теме «Времена года»;
ü музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);
ü портреты композиторов;
ü иллюстрации из «Музыкального букваря»;
ü музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки», «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;
ü атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);
ü детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;
ü ширмы: настольная и ширма по росту детей;
ü музыкальные лесенки трех-, пяти - и семи ступенчатые — озвученные;
ü атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;
ü разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;
ü атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):
ü магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.
Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности, время от времени (1раз в квартал) обновляются пособия, вносится новое оборудование.
Для изготовления пособий привлекаются родители воспитанников. Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так образовательная организация становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей.
4. Взаимодействия с семьями.
4.1. Характеристика взаимодействия с семьями воспитанников
Ведущие цели взаимодействия с семьей — создание в образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в музыкальной области воспитания и образования ребенка.
Создание образовательной среды создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной музыкальной деятельности .
Для успешной реализации программы обеспечены психолого-педагогические условия - поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную музыкальную деятельность.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Образовательная организация создаёт возможности для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы через родительские собрания, индивидуальные беседы, налаживания обратной связи «вопрос-ответ» и др.
4.2.Задачи работы по взаимодействию с семьями воспитанников:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс (гость группы)
- Перспективный план работы по взаимодействию с семьями
Месяц |
Формы работы |
Цели |
Октябрь |
Практикум «Играем вместе с детьми» (выступление на родительском собрании) |
Раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости. |
Ноябрь |
«Гость – группы»
|
Поддержание заинтересованности, инициативности родителей в вопросах музыкального воспитания в семье. |
«День матери» (концертная программа) |
Укрепить, обогатить связи и отношения родителей с ребёнком. |
|
Декабрь |
«История песни «Ёлочка» (познавательная информация)
|
Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада. |
Январь |
«Мой ребёнок с ОВЗ» |
Заинтересовать, увлечь родителей творческим процессом развития гармоничного становления личности ребёнка, его духовной и эмоциональной восприимчивости. |
Индивидуальные беседы) «Помогите ребёнку раскрыть свой талант»» |
Развивать диалогические отношения «педагог – семья». Укреплять, обогащать связи и отношения родителей с ребёнком.
|
|
Февраль |
Практикум «Использование логоритмических игр и упражнений в домашних условиях» |
Познакомить родителей с логоритмическими играми и упражнениями на развитие дыхания, артикуалицонного аппарата, речи и музыкальных способностей. |
Март |
Праздник «Шарман -шоу» |
Подключать родителей к участию в празднике и подготовке к нему.
|
Апрель |
Мастер-класс «Весёлые упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»
|
Знакомить родителей с народными играми и забавами для малышей. Оказать помощь в создании картотеки или фонотеки с интересными играми и забавами (по желанию родителей). Повысить знания родителей о русских народных инструментах, историей их возникновения, правилами игры на них. |
Май |
«Гость – группы»
|
Повышать компетентность родителей в области музыкального воспитания. |
Июнь |
Консультация «Речевые игры с музыкальными инструментами»
|
Повышать компетентность родителей в области музыкального воспитания. |
Июль |
Консультация «Движени с пользой..»
|
Знакомить родителей с обеспечением единого образовательного пространства «детский сад–семья–социум», своспитанию и развитию индивидуальных музыкальных способностей детей. |
Август |
Практикум «Организация детской деятельности в летний период! Интересно! Увлекательно! Познавательно!» |
Повышать компетентность родителей в области музыкального воспитания |
4.3 Формы организации детей:
Режимные моменты |
Совместная деятельность педагога с детьми |
Самостоятельная деятельность детей |
Совместная деятельность с семьей |
|
Формы организации детей |
||||
Индивидуальные Подгрупповые |
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Индивидуальные Подгрупповые
|
Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
|
-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях; - на музыкальных занятиях; - во время умывания - на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность) - во время прогулки (в теплое время) - в сюжетно-ролевых играх - перед дневным сном - при пробуждении - на праздниках и развлечениях
|
Занятия Праздники, развлечения Музыка в повседневной жизни: -Другие занятия -Театрализованная деятельность -Слушание музыкальных сказок, -Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов -Рассматривание портретов композиторов -Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду - Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности. -Музыкальные игры, хороводы с пением -Инсценирование песен - Празднование дней рождения.
|
Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности. Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «кукольный театр», «спектакль» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей. Музыкально-дидактические игры.
|
Консультации для родителей Родительские собрания Индивидуальные беседы. Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним) Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей, Открытые музыкальные занятия для родителей Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки) Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье.
|
|
4.4 Список литературы:
Примерная основная общеобразовательная программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкиной. - М., "Русское слово". - 2014
Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль, 2007
Бекина С.И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5 – 6 лет / 1983.
Голубева Н.В. Серебряный колокольчик.
Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.
Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду -М., 1989.
Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. – М., 1989.
Ветлугина Н.А.,Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.
Ветлугина Н.А. и др. Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, игры, пьесы
Каплунова И., Новоскольцева И. «Старшая группа»
Каркушина М.Ю. «Занятия по логоритмике»
Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.
Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991.
Нищева Н. Гавришева Л. Новые логопедические распеки, музыкальная пальчиковая гимнастика. - Сп, Детство-пресс, 2013
Овчинникова Т.С. Логопедические распевки, 2006
Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры.
Радынова О.П. Музыкальные шедевры
Железновы С Е. Пять поросят. Рельсы – рельсы. 10 мышек
Чистякова «Психогимнастика»
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010023
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf