Рабочая программа художественно-эстетического развития (овладение музыкальной деятельностью)

  чт., 22.12.2022

Автор:

Гудинова Марина Николаевна

музыкальный руководитель

МАДОУ "Детский сад№40-ЦРР" города Тобольска

№ п/п

Оглавление (содержание)

Стр.

1

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

3

1.1

Пояснительная записка

3

1.1.1

Цели и задачи реализации Программы художественно-эстетического развития.

3

1.1.2

Принципы и подходы к формированию Программы

3

1.1.3.

Характеристика социокультурной среды

4

1.2

Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка

5

1.3

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

6

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

7

2.1

Старшая группа

7

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

19

3.1

Материально-техническое обеспечение Программы

19

3.2

Примерное комплексно – тематическое планирование

19

3.3

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

20

4

Взаимодействия с семьями.

 

4.1

Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей

22

4.2

Задачи работы  по взаимодействию с семьями воспитанников

23

4.3

Формы организации детей

24

4.4

Список литературы

25

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ                                                                                            

1.1. Пояснительная записка                                                                                

Рабочая программа  музыкального художественно-эстетического развития разработана в соответствии  Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155, на основании примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкиной и Основной общеобразовательной программы дошкольного  образования  МАДОУ “Детский сад №40 - ЦРР” г. Тобольска (далее ООП ДО МАДОУ “Детский сад №40 - ЦРР” г. Тобольска).

Цель Программы - формирование общей культуры, развитие, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Задачи Программы:

- охрана и укрепление  здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного музыкального развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

- обеспечение преемственности  музыкальных целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

- создание благоприятных условий  музыкального развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития музыкальных  способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

- объединение музыкального обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального развития и образования.

1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы

Программа разработана с учетом следующих основных принципов дошкольного образования:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского музыкального развития;

- построение музыкальной образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных музыкальных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьей;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных музыкальных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Основными подходами к формированию Программы являются:

- деятельностный подход, предполагающий развитие ребенка в деятельности, включающей такие компоненты как самоцелеполагание, самопланирование, самоорганизация, самооценка, самоанализ;

- индивидуальный подход, предписывающий гибкое использование педагогами различных средств, форм и методов по отношению к каждому ребенку;

- личностно-ориентированный подход, который предусматривает организацию образовательного процесса на основе признания уникальности личности ребенка и создания условий для ее развития на основе изучения задатков, способностей, интересов, склонностей;

- cредовой подход, ориентирующий на использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.

 1.1.3. Характеристика социокультурной среды

Расположение образовательной организации  в 10 микрорайоне  в непосредственной близостью с музыкальным училищем искусств,  музыкальной школы сказываются на содержании комплексно-тематического планирования. 

№ пп

Наименование

учреждений, организаций

Формы сотрудничества

1

МАДОУ "Детский сад №40-ЦРР" г. Тобольска

- по адресу: 10 мкрн. №28

 

- Проведение совместных мероприятий.

-Участие в конкурсах, выставках, детских праздничных концертах.

2

МАУДО «Детская школа искусств имени А.А.Алябьева» г.Тобольска

-совместная концертная деятельность

1.2  Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).                                                                      Ориентация ребенка-дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное  значение не только для музыкального, но и общего развития ребенка, нравственно-эстетического становления личности.                                                                                                      

Ядром понятия «музыкальная культура дошкольника» является  эмоциональная отзывчивость на высокохудожественные произведения музыкального искусства, которая играет для ребенка роль первоначальной положительной оценки и способствует формированию интереса к музыке, начал вкуса, представлений о красоте.                                                                                        Развитие у детей эмоциональной отзывчивости и осознанности восприятия (эмоционально-оценочного отношения к музыке) ведет к проявлениям предпочтений, желанию слушать музыкальные шедевры, рождает творческую активность.                                Музыкальная культура дошкольника формируется во всех видах музыкальной деятельности (восприятии, исполнительстве, творчестве, музыкально-образовательной деятельности, музыкально-игровой деятельности), с опорой на развитие эстетических эмоций, интереса, вкуса, преставлений о красоте. Именно в детстве формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого во многом зависит последующее музыкальное и общее развитие человека.                                                Чем раньше ребенок получает возможность накапливать опыт восприятия народной музыки и шедевров мировой музыкальной классики разных эпох и стилей, тем богаче его тезаурус, тем успешнее достигается его развитие, духовное становление.                     В результате развития основ музыкальной культуры у ребенка формируются первоначальные ценностные ориентации: способность ценить красоту в жизни и искусстве. Творческое восприятие музыки детьми способствует их общему интеллектуальному и эмоциональному развитию. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической культуры ребенка – важнейшая задача сегодняшнего дня, позволяющая реализовать возможности музыкального искусства в процессе становления личности.                                                                 

1.3 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы художественно-эстетического развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.     Для эффективной организации образовательного процесса используются:                     

- парциальные программы:                                                                                                  

1. Радынова О.П. Музыкальные шедевры.                                                                                                     - технологии:                                                                                                    

 Музыкально-ритмические движения:                                                                     

Голубева Н.В. Серебряный колокольчик.                                                       

Пальчиковые игры:                                                                                             

Железновы С  Е.  Пять поросят.   Рельсы – рельсы. 10 мышек                                                            

Логоритмические игры и упражнения:                                                            

 Каркушина М.Ю. «Занятия по логоритмике»   

 Чистякова «Психогимнастика»                                                     

 Формы организации детей:

Формы организации детей

Образовательный эффект

Качества личности

Воспитател.

Развивающий

Обучающий

Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества  Исследовательская и практичес. работа  Театрализованные игры                  Игры-драматизации Игры-импровизации Творческие мастерские Фольклорные фестивали народного творчества Календарно-обрядовые праздники. Музыкально-литературные гостиные для детей и родителей

Бережное отношение к музыкальным инструментам

Эмоциональная отзывчивость на музыку образного содержания

Чувство прекрасного

 

 

 

Развитие сенсорной основы (высота, динамика, тембр)

Инициативное обсуждение музыкальных произведений со сверстниками и взрослыми

Формирование интереса  к пению, слушанию музыки

Высказывание суждения о красоте музыки  Сопровождение пения прост. телесными движениями (хлопки, шлепки, притопы),  шумовыми игрушками (погремушки, колокольчики,шеркунки), мелодическими и ритмическими инструментами (металлофоны, дудочки, свирели, барабаны, ложки)Участие в фестивалях, праздниках, драматизациях.

Любознательность

Старательность

Инициативность

Эмоциональная отзывчивость

Соперживание

Креативность

Активность

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1 СТАРШАЯ ГРУППА.

 Образовательные задачи по возрасту:

-развивать слуховое, зрительное, тактильное восприятие;

-развивать  детское творчество в музыкальной и театральной деятельности;

-продолжать развивать музыкальное восприятие средствами музыкального движения;

-развивать лёгкость естественных движений, координацию, свободу, выразительную пластику рук;

-развивать музыкально-двигательное творчество (мимические, пантомимические средства выразительности);

- различать средства музыкальной выразительности ( высокий, низкий, темп, ритм);

-формировать коммуникативные умения;

-развивать ориентировку в пространстве;

-формировать певческие навыки;

-развивать тембровый и динамический слух;

-совершенствовать технику исполнения  танцевальных движений;

-поддерживать индивидуальные творческие проявления в музыкальной деятельности;

-поддерживать проявление индивидуальности и импровизации в музыкальном движении, ролевом поведении, речевом интонировании;

-создавать условия для самовыражения;

Воспитательные задачи по возрасту:

-воспитывать устойчивый интерес и любовь к музыке, закладывать основы музыкального вкуса (какая музыка вызывает положительные чувства, а какая оставляет равнодушным);

-продолжать воспитывать уверенность в инсценированных творческих показах с использованием «звучащих жестов»

-воспитывать любовь и уважение к своей малой Родине, к родному городу, к её истории, культуре и традициям;

-воспитывать интерес к импровизации  на детских музыкальных инструментах.

-воспитывать нравственные поведенческие мотивы через кладезь народной мудрости – русский детский фольклор;

-воспитывать у детей любовь к ритмической музыке и умениям передовать её в телодвижениях;

-воспитывать интерес  у детей к концертным выступлениям перед детьми и взрослыми;

-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, петь, танцевать, слушать музыку сообща;

-воспитывать интерес к музыке других национальностей;

-Воспитывать гуманные чувств: умение уступить по-доброму, распределять музыкальные игрушки, роли в играх, соблюдать правила игры;

Характеристика музыкальности дошкольников 5-6 лет

      У детей шестого года жизни восприятие музыки носит более целенаправленный характер. Они способны не только заинтересованно слушать музыку, но и самостоятельно оценивать ее. У них постепенно воспитываются навыки культуры слушания музыки, формируются первоначальные знания о музыке как искусстве и ее особенностях.

Дети знают и могут назвать имена композиторов, с произведениями которых знакомы, различают музыку вокальную и инструментальную, различают простейшие музыкальные жанры (песня, танец, марш), выделяют отдельные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритмический рисунок, динамика, темп, регистры), различают простую двух- и трехчастную форму музыкального произведения. Они способны сравнивать и анализировать контрастные или сходные по характеру звучания музыкальные пьесы.

      Интенсивно развиваются музыкальные способности — ладовое чувство, чувство ритма, музыкально-слуховые представления. Особенно отчетливо это прослеживается в разных видах музыкальной деятельности.

В певческой деятельности ребенок чувствует себя более уверенно за счет укрепления и развития голосовых связок и всего голосового и дыхательного аппарата, развития вокально-слуховой координации, расширения певческого диапазона (ре первой октавы — до, до-диез второй октавы), формирования более четкой дикции. У большинства детей голос приобретает относительно высокое звучание, определенный тембр.

 Дети могут петь более сложный в вокальном отношении репертуар, исполняя его совместно со взрослым, сверстниками и индивидуально.

      В музыкально-ритмической  деятельности дети также чувствуют себя более уверенно: хорошо ориентируются в пространстве, овладевают разнообразными видами ритмических движений — гимнастическими, танцевальными, образно-игровыми. Двигаются свободно, достаточно ритмично, адекватно характеру и настроению музыки. В танцах, музыкальных играх способны выразительно передавать музыкальный образ.  В старшем дошкольном возрасте могут наблюдаться достаточно яркие творческие проявления в сочинении песенных импровизаций, в создании игровых образов и танцевальных композиций.

 По-прежнему сохраняется интерес к игре на детских музыкальных инструментах. Дети продолжают осваивать навыки игры на инструментах в основном ударной группы (маракасы, румбы, треугольники, металлофоны, ксилофоны и др.). Они играют индивидуально, в небольших ансамблях и в детском оркестре.

                                                Перспективный план:

                               Сентябрь  «Ходит осень по дорожке»

1 неделя

«Я в детском саду»

 

1.Тема: «Мой любимый детский сад»

1.Развивать у детей умение петь лёгким звуком песню «Детский сад» муз. Филиппенко.

2.Развивать желание участвовать в совместной  игре «Великаны и гномы» Д. Львова-Компанейца.

2.Тема: «Детский сад мой дорогой»

1.Познакомить с пальчиковой игрой «Дружат в нашей группе».

2. Способствовать формированию художественного вкуса при прослушивании произведения «Голодная кошка и сытый кот» муз. В. Салманов.

2 неделя

«Подарки осени»

1.Тема: « Что нам осень принесла?»

1.Познакомить  с песней «Что нам осень принесла?» муз. Попатенко.

2. Узнавать игру «Великаны и гномы» Д. Львова-Компанейца по музыкальному фрагменту.

2.Тема:  «Осенние гостинцы»

1.Уточнить слова песни «Урожайная» муз.А.Филиппенко.

2.Закрепить слова 1 куплета песни  «Что нам осень принесла?»

3 неделя

«Вот она какая- осень золотая!»

 

1.Тема: «Волшебница осень!»

1.Развивать ориентировку в пространстве музыкального зала  в танце  «Приглашение» муз Теплицкого

2. Закрепить слова и мелодию 2 куплета песни  «Что нам осень принесла?» муз. Попатенко. 

2.Тема: «Осенние листочки»

1.Развивать лёгкость естественных движений, выразительную пластику рук в танцевальном упражнение «Листики» музыка  Попатенко

2. Закрепить  движения в парах  в танце  «Приглашение».

4 неделя

«День осенний на дворе»

 

1.Тема: «надела осень пёстрый сарафан!»

1.Вспомнить с детьми жанры музыки: песня, танец, марш. 2Упражнять высказываться о жанре музыки –  песня «Осень наступила» музыка Насауленко. Определять её характер, настроение и темп.

2.Тема: «Разноцветная осень»

1.. Закрепит  умение во время вступать детям после вступления при исполнении песни «Что нам осень принесла?». 

2.Уточнить движения в парах в танце «Приглашение»

Репертуар: 

Восприятие музыки: «Голодная кошка и сытый кот» муз. В. Салманов, «Осень наступила» музыка Насауленко.                                                                                 

Пение: «Детский сад» муз. Филиппенко, «Что нам осень принесла?» муз. Попатенко, «Урожайная» муз. А.Филиппенко.                                                           

Музыкально-двигательное развитие: игра «Великаны и гномы» Д. Львова-Компанейца, пальчиковые игры «Дружат в нашей группе»,  «»Осень», танец «Приглашение» муз. обр. Теплицкого, «Листики» музыка  Попатенко                  

Театральные игры и упражнения: «Король Боровик не в духе», «Капельки»

                              Октябрь  «Разноцветный мир вокруг»

1-2 неделя

«Я и моя семья»

1.Тема: «Что такое семья?»                             

1.Побуждать к запоминанию  слов и движений в пальчиковой игре  в игре «Дружная семья».

2.Познакомить с музыкой и движениями к упражнению «Как под яблонькой» муз.Тиличеевой.

2.Тема: «В гости к бабушке»

1.Расширить знания о  русских музыкальных инструментах: трещотках, ложках, дудках.                                                                        2. Доставить игрой  на русских инструментах удовольствие при подыгрывании  песни «Два весёлых гуся» рус. нар. мелодия.

 

1.Тема: «Здравствуй бабушка-забавушка»

1.Побуждать детей к самостоятельному высказыванию о характере музыки и о содержании песни «Бабушка моя» музыка Е.Гомонова.

2.Закрепить слова 1-2 куплета песни «Два весёлых гуся».

2.Тема: «В гости бабушек позвали»

1.Познакомить  с музыкой и движениями под слова в игре «Шёл козёл по лесу» рус.нар. мел.

2.Познакомить с игрой на металлофоне песни   «Сорока-сорока»

3 неделя

«Наш участок осенью»

1.Тема: «До свидания перелётные птицы»

1.Содействовать к запоминанию  мелодического рисунка  в песне «Падают листья» музыка Попатенко.

2.Закрепить игру на металлофоне песни   «Сорока-сорока».

2.Тема: «Ковёр из листьев золотых»

1.Развивать интерес к  игре «Ищи свой листок» муз Ломовой.

2.Способствовать развитию памяти при исполнении песни «Падают листья» муз. Попатенко.

4 неделя

 

«Осень в моём городе»

1.Тема: «Прогулка по осеннему городу»

1.Познакомить детей с «Гимном Тобольска» музыка Арангулова, понимать о чём поётся.

2. Закрепить слова 2 куплета песни «Падают листья» Попатенко.

2.Тема: «Осень в город к нам пришла»

1. Расширить знания о земляке - композиторе А. Алябьеве.

2.Познакомить с романсом «Соловей», понимать о чём поётся.

         Репертуар: 

  Восприятие музыки: «Бабушка моя» музыка Е.Гомонова, «Гимн Тобольска» муз. Арангулова, «Соловей» А.А.Алябьев.

Пение: «Два весёлых гуся» рус. нар. мел., «Падают листья» муз. Попатенко.

Музыкально-двигательное развитие: пальчиковые игры «Дружная семья», «Люблю по городу гулять». «Как под яблонькой» муз.Тиличеевой, игра «Шёл козёл по лесу» рус.нар. мел., игра «Ищи свой листок» муз Ломовой.

Элементарное музицирование: «Сорока-сорока» муз.Тиличеевой,                                          

Театральные игры и упражнения: «Как живёшь?», «Деревянные и тряпичные куклы»                  

                        Ноябрь  «Конец осени – начало зимы»

1 неделя

«4 ноября - день народного единства»

 

1.Тема: «Друзья – не разлей вода»

1. Развивать знания о жанрах музыки: песня, таней, марш..

 2.Познакомить с  песней «Дружба» муз. Шаинского, вспомнить части песни: вступление, запев, припев.

2.Тема: «Мы дружные ребята»

1.Познакомить с песней «Песенка друзей» музыка Герчик.

2.Упражнять в лёгком подпрыгивании подскоками в упражнении «Кто лучше скачет?» муз.Ломовой

 

2 неделя

«Птицы осенью. Кто остаётся зимовать?»

1.Тема: « Друзья в природе!»

1.Познакомить с мелодией и словами песенки «Андрей воробей» муз.Тиличеевой.

 2.Упражнять в передаче ритмического рисунка на музыкальных инструментах: кастаньетах, румба.

2.Тема:  «В гости к птицам»

1.Уточнить движения с детьми и слова в игре «Две тетери» музыка Ломовой.

2. Познакомить с танцем со словами «Потанцуй со мной дружок» муз.Арсеева.

3 неделя

«Домашние животные»

 

1.Тема: «Что в корзинке угадай?»                                    

1.Упражнять в правильном держании палочки-молоточка при игре на металлофоне песенки  «Дон- дон».

2.Побуждать детей к самостоятельному высказыванию о характере музыки «»Марш зайчат» муз. А.Жилинского.

2.Тема: «Наши питомцы»

1.Уточнить под слова движения  в танце «Потанцуй со мной дружок» муз.Арсеева.

2. Закрепить   игру на металлофоне песенки  «Дон- дон».

4 неделя

«День матери»

 

1.Тема: «Дорогие наши мамы»

1.Развивать интерес к игре «Две тетери» муз. Ломовой.            2.Развитие музыкальной памяти у детей при слушании «Марш зайчат» муз. А.Жилинского.

2.Тема: «Моя любимая мамочка»

1.Поддерживать индивидуальные творческие проявления детей, желание спеть, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте для мамы в подарок.

   Репертуар: 

 Восприятие музыки: «Дружба» муз. Шаинского, «Зайчик дразнит медвежонка» муз.Кабалевского,  «Марш зайчат» муз. А.Жилинского, «Ноябрь» П.Чайковский.

 Пение: «Песенка друзей» муз. Герчик, «Зайка, зайка, где бывал?» муз.М.Скребкова.

Музыкально-двигательное развитие: игра «Две тетери» музыка Ломовой, «Кто лучше скачет?» муз.Ломовой, танец «Потанцуй со мной дружок» муз.Арсеева, Пальчиковые игры: «Дрозд -дроздок», «Семья».

Элементарное музицирование: «Андрей воробей» муз. Тиличеевой,  «Дон- дон»муз.Тиличеевой          

 Театральные игры и упражнения: «Осенние листочки», «Под дождиком»

                          Декабрь  «Здравствуй, гостья зима!»

1 неделя

«Что подарит нам зима, чем она порадует?»

 

1.Тема: «Зимние забавы у ребят»

 1.Побуждать детей к самостоятельному высказыванию о характере музыки  песни «К нам приходит Новый год!» муз .В.Герчик

2.Познакомить с музыкой А.Хачатуряна «Вечерняя сказка»

2.Тема: «Серебристые снежинки»

1.Упражнять выполнять легко, мягко, выразительно движения руками и ногами, изображая лёгкую снежинку в упражнении «Снежинки» музыка Штрауса.

2.Поощрять правильное пропевание мелодии   песни «К нам приходит Новый год!» муз .В.Герчик.

2 неделя

«Деревья, которые радуют»

1.Тема: « Зимой и летом одним цветом»                                        

1.Содействовать  одновременному запеванию после вступления песни  «Наша ёлка» муз. А.Островского.

2.Познакомить с музыкой и движениями  в « Парная пляска» муз.обр. Ломовой.

 2.Тема:  «Ёлочка-колкая иголочка»    

1.Побуждать к запоминанию слов и мелодии  песни  «Наша ёлка» муз. А.Островского.

2.Познакомить  с игрой «Вот попался к нам в кружок» муз.Арсеева.

3 неделя

 

«Украшай лесную гостью»

 

1.Тема: «Новый год у ворот»                                                 

1.Тренировать в правильном пропевании мелодии песни «Наша ёлка» муз. А.Островского.

2.Уточнить слова иправила игры в игре «Вот попался к нам в кружок» муз.Арсеева.

2.Тема: «Чудеса под Новый год»   

1. Вспомнить движения к словам в хороводе «К нам приходит Новый год!» муз.В.Герчик .                                                   2.Закрепить движения и перестроение  в « Парной  пляске» муз.обр. Ломовой

4 неделя

«Встречай праздник чудес!»

 

1.Тема: «Скоро, скоро Новый год!»

1Упражнять определять характер музыкального произведения, в исполнении одного инструмента или оркестра прозвучало произведение «Декабрь» П. И. Чайковско  

2. Уточнить перестроение  в песне  «Наша ёлка» муз. А.Островского.       

2.Тема: «Здравствуй Новый год! Здравствуй ёлка!»

1.Познакомить со словами и мелодией игры «Что нам нравиться зимой?» муз. Тиличеевой                                            

   2. Побуждать к самостоятельному исполнению танца «Парная пляска»         

   Репертуар: 

  Восприятие музыки: «Вечерняя сказка» муз. А.Хачатуряна, «Декабрь» П. И. Чайковско.                                                                                                                      

   Пение:  «К нам приходит Новый год!» муз.В.Герчик, «Наша ёлка» муз. А.Островского, «Дед мороз» музыка В.Витлина,                                                     

 Музыкально-двигательное развитие: «Снежинки» музыка Штрауса, « Парная пляска» муз.обр.Ломовой, игра «Вот попался к нам в кружок» муз.Арсеева,  игра«Что нам нравиться зимой?» муз. Тиличеевой.  

 Пальчиковые игры:  «Ёлочка», «Пальчики засыпают».

 Театральные игры и упражнения:  «Шалтай -Болтай», «Первые снежинки».

                     Январь «Наши любимые игры, игрушки, занятия»

1-2 неделя

«Зимние забавы»

1.Тема: « До свидания ёлочка!»                                        

1Формировать у детей свободу творческого выражения при исполнении песен, стихотворений и танцев про ёлочку и Новый год.                                                        

2.Воспитывать желание выступать индивидуально и подгрупп.

 2.Тема:  «Любимые игры детей»                     

1Способствовать развитию музыкальных способностей: тембровый слух, чувство ритма в играх «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Повтори ритм».

2.Формировать коммуникативные умения у детей при организации игры «Бросайка».

3-4 неделя         «Из чего же сделаны эти девчонки?        Из чего же сделаны эти мальчишки?»

 

 

 

1.Тема: «Вот какие мы девочки и мальчики»                                                 

1.Познакомить с песней «Из чего же, из чего же?»муз.Ю.Чичкова.  Поошрять , высказываться о содержании.

2. Тренировать в выполнении приставного шага в упражнении «Приставной шаг» нем.нар. мел.

2.Тема: «Приходите в гости к нам»                                       

1.Познакомить детей с новым произведением  композитора П. Чайковского «Новая кукла».

2.Уточнить слова песни «Спят усталые игрушки» муз.А.Островского.

1.Тема: «Любимые песенки девочек и мальчиков »             1.Способствовать развитию детского песенного творчества, желанию исполнить любимую песню перед всеми.

2.Уточнить слова и движения в пальчиковой игре «Зайка».

 2.Тема: «Наши любимые игры»»                                         

1.Познакомить с игрой «На чём мы играем мы не скажем , но зато мы вам покажем». Умение показывать жестами и мимикой игру на разных муз. инструментах.

2.Закрепить слова и движения в пальчиковой игре «Зайка».

    Репертуар: 

  Восприятие музыки:

«Из чего же, из чего же?»муз.Ю.Чичкова, «Новая кукла» П.Чайковский,

 Пение:

«Спят усталые игрушки» муз.А.Островского,

 Музыкально-двигательное развитие:

 игры «Чудесный мешочек», «Что изменилось», «Повтори ритм», игра «Бросайка», «Приставной шаг» нем.нар. мел. пальчиковая игра «Зайка», «Есть игрушки у меня»,

 игра «На чём мы играем мы не скажем , но зато мы вам покажем».

Элементарное музицирование: «Дружные палочки» муз.И.Галянт.

 Театральные игры и упражнения: «Рассмеши принцесу Несмеяну», «Угадай животного».

                            Февраль «Мы поздравляем наших пап»

1 неделя

«Какой бывает транспорт»

 

1.Тема: «Весёлое путешествие»                                

1.Координировать движения и перестроения в парной польке «Озорная полька» муз. Вересокина.                                                          2.Возбуждать интерес к классической музыке «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский.

2.Тема:«Раз, два, три, четыре, пять – едем в гости посмотри»                                   

1.Познакомить  с мелодией и словами  1 куплета песни «Наша Родина сильна» муз. А.Филиппенко.

2.Тренировать умение перестраиваться парами по кругу в польке «Озорная полька» муз. Вересокина.

2 неделя

«Военная техника»

1.Тема: «Мы военные»                                           

1.Развивать интерес к игре  «Карусели» музыка Компанейца, Шумана.

2.Обогащать словарный запас у детей: чёткая, ритмичная, маршевая; при прослушивании «Марш деревянных солдатиков»

2.Тема:  «Военная техника к нам в гости пришла»                                         

1.Закрепить  мелодию и слова  2 куплета песни «Наша Родина сильна» муз. А.Филиппенко

2.Поощрять малоактивных детей в игре «Карусели» музыка Компанейца, Шумана.           

3 неделя

«Наша армия сильна»

1.Тема: «Мы солдаты»                              

1.Тренировать   одновременное выполнение   махи руками под  «Марш» муз. Богословского

2.Познакомить с песней  «Кончается зима» муз.Попатенко.

2.Тема: «Солдатушки – браво ребятушки!»                                           

1.Познакомить с правилами игры и музыкой «Лётчики» муз. Бондарёва.

2. Упражнять  в игре на металлофонах песенки «Аты-баты» муз.Тиличеевой.

       4 неделя

«Добрые дела»

 

1.Тема: «Маленькие помошники»                                    

1.Содействовать запоминанию мелодии  и слов 1 куплета песни «Мамин  праздник» муз. Ю. Гурьева.

2. Доставлять удовольствие пением песни «Кончается зима» муз.Попатенко.

2.Тема: «В мире добрых дел»                   

1.Познакомить с песней «Доброта» музШаинского.  2.Познакомить с пальчиковой игрой «Мама что?» (модель И.Сафаровой)                                                             

 Репертуар: 

Восприятие музыки: «Марш деревянных солдатиков» П.И.Чайковский, «Доброта» музШаинского.                     

Пение: «Наша Родина сильна» муз. А.Филиппенко, «Кончается зима» муз.Попатенко, «Мамин  праздник» муз. Ю. Гурьева,

 Музыкально-двигательное развитие: «Озорная полька» муз. Вересокина, «Карусели» музыка Компанейца, Шумана, «Марш»  муз. Богословского, «Лётчики» муз. Бондарёва, пальчиковая игра «Мама что?» (модель И.Сафаровой) , «Наша группа».                                                    

Элементарное музицирование: «Аты - баты»муз.Тиличеевой.

 Театральные игры и упражнения:  «У зеркала»,  «Что мы сделаем не скажем, но зато мы вам покажем»          

                                         Март «Поздравь мамочку!»

1 неделя

«Мамин праздник »

 

1.Тема: «Любимая моя мамочка»                             

1.Развивать  ориентировку в пространстве музыкального зала при проведении игр «Цветочная клумба», «Кто быстрей соберётся в свой кружок?».

2. Содействовать запоминанию мелодии  и слов 2 куплета песни «Мамин  праздник» муз. Ю. Гурьева.

2.Тема:  «Лучше мамы не найти!»                    

1.Поддерживать интерес и желание выступать перед мамами,  исполняя песни, игры, стихи и танцы.                

2 неделя

«Дом доброты»

1.Тема: «Кто, кто в домике живёт?»                           

1.Расширить знания детей о композиторе В.Я.Шаинском. 2.Познакомить с песней «Улыбка» муз. Шаинского.

2.Тема:  «Угадай, что делают в домике?»                                         

1.Уточнить знания о музыкальных жанрах: песня, танец, марш.

2.Способствовать определять произведения по жанрам в игре « Что делают в домике?»  («Колыбельная» муз.Г.Свиридова, «Марш» муз.Д.Шостаковича, «Вальс» Д.Кабалевского.)       

3 неделя

« В мире доброй сказки»

1.Тема: «В гостях у сказки»                                           

1.Закрепить названия ударных музыкальных инструментов: румба, трещётки, кастаньеты, маракасы. 

2 Формировать интерес   к участию и показе сказки - шумелки «Заюшкина избушка» .          

2.Тема: «В мире много сказок»

1.Познакомить с детскими песнями композитора Рыбникова «Красная шапочка» «Буратино».

2.Поддерживать проявление индивидуальности и импровизации  в движении при изображении  сказочных героев       

 

4 неделя

«Волшебство, которое помогает!»

 

1.Тема: «Волшебный сундучок»                      

1.Способствовать развитию тембрового слуха  во время игры «Волшебный сундучок».

2.Закрепить группы муз. инструментов: струнные, ударные, духовые.

 2.Тема: «Путешествие по сказкам»                                    

1.Закрепит умение  показывать различных сказочных героев используя пантомимику и жесты.

2.Узнавать по фрагменту музыку Чайковского «Баба-Яга» и самостоятельно двигаться под музыку.

  Репертуар:   Восприятие музыки: «Колыбельная» муз.Г.Свиридова, «Марш» муз.Д.Шостаковича, «Вальс» Д.Кабалевского, «Красная шапочка» «Буратино» муз.Рыбникова, «Баба Яга» П.И.Чайковский.

Пение: «Мамин  праздник» муз. Ю. Гурьева, «Улыбка» муз. Шаинского,»День сегодня необычный» муз.Ермеевой , «Блины» рус.нар.мел,

Музыкально-двигательное развитие: игры «Цветочная клумба», «Кто быстрей соберётся в свой кружок?», игра «Волшебный сундучок», игра «Гори,гори ясно» рус.нар. мел,

Пальчиковые игры: «Рыбка», «Сидит белка на тележке».

 Элементарное музицирование: сказка – шумелка «Заюшкина избушка»

  Театральные игры и упражнения:   «Угадай эмоцию», «Угадай , что я делаю?»                                         

                            Апрель  «Встреча весны»

1 неделя

«Неделя

детской

книги»

1.Тема: «Музыкальные книжки»                                                            1. Познакомить  детей с муз. книжками, о том о чём рассказывает                                                                            2.Разучить мелодию и слова песенки «Солнышко – вёдрышко»                                                                                 2.Тема: «В мире детских музыкальных книг»                               1.Уточнить  основные виды музыкальных инструментов (струнные,  духовые, ударные).                                                                                       2. Развивать умение узнавать инструменты  по тембровому звучанию в игре «На каком инструменте исполняется произведение?»

2 неделя

«День космонавтики»

 

1.Тема: «Космические просторы»                         

 1.Познакомить детей с песней «Марш юных космонавтов» муз.Т.Шубенко бодрого, ритмичного  характера.       

2. Побуждать к запоминанию слов с помощью пиктограмм.

3.Доставлять удовольствие от космической сказки под косм. музыку.

2.Тема: «Удивительный мир звёзд!»                                     

1.Развитие творческого воображения детей через слушание музыкального произведения «Космический полёт» сов. обработка

2.Уточнить содержание игры и слова «Ждут  нас быстрые ракеты»

3 неделя

«Животные в лесу»

 

1.Тема: «Весенние звуки»                                      

1.Развивать умение  определять на слух звуки капели и журчание ручейка, треск льдин и пение скворца, рёв медведя.

2.Закрепить движения в «Польке» муз.Штрауса.

2.Тема: «Путешествие в лес»                                                   

1.Познакомить со словами и мелодией к игре  «Скворушки»           2.Вспомнить движения под слова в песне «Улыбка» муз.Шаинского                                                                                         

 

4 неделя

«Весенние ручейки»

 

1.Тема: «Ой, бежит ручьём вода»                                                           1. Познакомить с мелодией и словами песни «Ой, бежит ручьём вода» муз. обр.Полонского.                                                                                           2. Закрепить слова и переспроение в игре  «Скворушки».                                                                                                2.Тема: «Весенние ручейки»                                                                    1.Показать   детям  упражнение  «Ручейки» музыка Морозова. 2.Развивать творческие умения  придумывать свои движения ручейка.  3. Закрепить  мелодию и слова 2 куп. песни «Ой, бежит ручьём вода»                                                     

 Репертуар: 

Восприятие музыки: игра «На каком инструменте исполняется произведение?»,«Космический полёт» сов. обработка, игра «Что за звуки за окном?»,    «Игра воды»муз.Равеля,    «Земля в иллюминаторе» муз.Антонова.                                         

Пение: «Солнышко – вёдрышко» муз. Тиличеевой,   «Марш юных космонавтов» муз.Т.Шубенко, «Улыбка» муз.Шаинского,  «Ой, бежит ручьём вода»муз.обр.Полонского.                                                                                                                            

Музыкально-двигательное развитие: игра «Ждут  нас быстрые ракеты» муз. сов.обработка, игра «Скворушки» муз.Смолина. танец  «Польке» муз.Штрауса, «Ручейки» музыка Морозова, «Змейкой» под песню «Хорошее настроение».    Пальчиковые игры: «Весна», «Ласточка»                                                                                 

Элементарное музицирование: игра «Весенние  звуки за окном?»

 Театральные игры и упражнения:  «Подарок на день рождение», «У кого какая песенка?»

                            Май  «Весна идёт - навстречу лету!»

1 неделя

«Праздники мая»

 

1.Тема: «Песни военных лет!»

1.Познакомить с музыкой военных лет «Салют» музыка Тухманова, «Катюша» муз.Блантера,  понимать о чём поётся   2.Показать инсценировку песни «Землянка» муз.Л.Листов.

2.Тема: «9 мая – День Победы!»

1.Закрепит муз. композицию с перестроением под песню «День Победы» муз.Тухманова.                                                                        2.Воспитывать интерес к песням военных лет.

2 неделя

«Моя семья»

 

1.Тема: «Мы будем помнить вас всегда!»

 1.Познакомить  с мелодией и словами 1 куплета песни «Что такое семья?" музыка Гомоновой.                                                                        2.Тренировать в выполнении по кругу вправо и влево упражнения «Боковой галоп» бел. Нар. мел.

2.Тема: «Моя семья»

1Познакомить с произведением П.И. Чайковского «Мама».   

2. Развивать желание детей высказываться о характере музыки. 3.Вспомнить другие произведения композитораП.Чайковского.

3 неделя

«Скоро лето!»

 

1.Тема: «Весеннее путешествие»

1.Познакомить детей с распевкой «Василёк» музыка Тиличеевой, 

 2.Развивать память у детей разучивая с помощью пиктограмм.

2.Тема: «На поляночке лесной»

1.Уточнить слова в логоритмическом упражнении «Цветик - колокольчик»,

 2.Развивать умение соотносить движения руками, ногами, туловищем с ритмом.

 

4 неделя

«Скоро лето!»

 

1.Тема: «А я по лугу»

1. Показать  движения под слова детям в хороводе «А я по лугу» муз. обр.Агафонникова.

2.Вспомнить пальчиковую игру «Дружат в нашей группе»

3.Закрепить движения в танце «Мальчик с пальчик девочка с мизинчик»муз.Я.Жабко.

2.Тема: «Скоро лето!»

1.Закремлять умение слушать музыкальное произведение «Две гусеницы разговаривают» муз. Д. Жученко не отвлекаясь до конца звучания.

2.Поошрять желание  детей придумывать свою сказку по музыке.

Репертуар: 

 Восприятие музыки: Салют» музыка Тухманова, «Катюша» муз.Блантера

 «Мама» муз. П.И. Чайковского, «Две гусеницы разговаривают» муз. Д. Жученк

 Пение: «Землянка» муз.Л.Листов, «Что такое семья?" музыка Гомоновой, «А я по лугу» муз. обр.Агафонникова.

 Музыкально-двигательное развитие: «День Победы» муз.Тухманова, «Боковой галоп» бел. нар. мел, логоритмическом упражнении «Цветик - колокольчик», пальчиковая игра «Дружат в нашей группе», «Кап-кап-кап». танце «Мальчик с пальчик девочка с мизинчик»муз.Я.Жабко.                                                

Элементарное музицирование: «Василёк» муз.Тиличеевой,                       

Театральные игры и упражнения: «В стране цветов», «Новая игрушка»                   

                              ИЮНЬ  «Долгожданная пора, тебя любит детвора»

1 неделя

«День защиты детей»

1.Тема: «Здравствуй Лето»

1.Познакомить с песней «Песенка о лете» музыка Е.Крылатова. 2.Закреплять умение рассказывать о чём пелось в песне,  о том, что такое лето.

2.Тема: Лето красное прекрасное»

1.Познакомить со словами и мелодией песни  «Солнышко муз.Тиличеевой,

2.Развивать интерес к пальчиковой игре «Мы делили апельсин».

2 неделя

«День дружбы»

1.Тема: «Это я, это я, это все мои друзья!»

1.Вспомнить слова песни «Песенка друзей» из мультфильма барбарики муз.Шаинского.

2.Поошрять желание  детей высказываться о характере музыки и содержании.

2.Тема: «Дружные ребята»

1Познакомить с игрой «Здравствуйте» дат. нар.мелодия.

2.Развивать умение  детей согласовывать слова под музыку.

3.Закрепить слова 1 куплета и припева песни «Вместе весело шагать» муз.Шаинского.

3 неделя

«День безопасности»

1.Тема: «Это каждому нужно знать»

1.Познакомить детей с мелодией и словами 1 куплета песни «От носика до хвостика» муз. М. Пархаладзе.

2.Уточнить движения под слова в танце по кругу «Все друзья» муз. Н Шуть.

2.Тема: «Ребята - дошколята»

1.Развивать желание к  игровой деятельности  под музыкальное сопровождение «Кот и мыши» муз. Т. Ломова

2. Закрепить движения под слова в танце по кругу «Все друзья» муз. Н Шуть.

 

4 неделя

«День рождения города – Тобольску 429лет»

 

1.Тема: «Любимый город»

1.Познакомить детей с Гимном Тобольска муз.Арангулова. 2Воспитывать желание детей рассказывать о любимом городе.

2.Тема: «Наши подарки»

1.Показать движения в хороводной игре « Вышли дети в сад зелёный» рус. нар. мелодия.

2.Поощрять самостоятельное выступление в танце по кругу «Все друзья» муз. Н Шуть.

Репертуар:

Восприятие музыки: «Песенка о лете» музыка Е.Крылатова,  «Гимн Тобольска» муз.Арангуловых.

Пение: «Песенка друзей» из мультфильма барбарики муз.Шаинского,  «Вместе весело шагать» муз.Шаинского, «От носика до хвостика» муз. М. Пархаладзе.

Музыкально-двигательное развитие: пальчиковая игра «Мы делили апельсин», «Есть у каждого свой дом».  игрой «Здравствуйте» дат. нар.мелодия, танец –игра по кругу «Все друзья» муз. Н Шуть,  «Кот и мыши» муз. Т. Ломова, игра « Вышли дети в сад зелёный» рус. нар. мелодия.

Элементарное музицирование: «Солнышко муз.Тиличеевой,

Театральные игры и упражнения: «Вгостях у золотой рыбки», «Угадай кого встретил щенок?»

Планируемые результаты освоения Программы

У дошкольника, при успешном освоении образовательной области «Музыка» развиты музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности детей, а также способности эмоционально воспринимать музыку.

К шести годам

ü Называет  элементарные музыкальные термины и использует  их в собственной самостоятельной музыкальной деятельности в детском саду и дома.

ü Оценивает, различает и высказывается о жанрах(песня, марш, танец)

ü Определяет тембр музыкальных инструментов, различает их голоса в оркестровом исполнении, узнаёт детские музыкальные инструменты.

ü Ориентируется в сфере спектра немузыкальных звуков, умеет выделять звук из окружающей действительности(голоса природы), анализирует звуковую реальность.

ü Поёт с аккомпанементом, чётко проговаривая слова, без напряжения. Умеет одновременно начинать и заканчивать пение по сигналу педагога.

ü Поёт без сопровождения «по цепочке» друг за другом пофразно.

ü Владеет основными движениями, следит за положением головы, рук, умеет двигаться соответственно характеру звучащей музыки.                          

   3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы.

Материально-техническое оснащение включает в себя учебно-методический комплект, оборудование, предметы, инвентарь, которые образовательная организация определяет самостоятельно.

В методический комплект входит:

- Программа  художественно-эстетического развития Муниципальное автономное дошкольное общеобразовательное учреждение

"Детский сад №40-Центр развития ребёнка" г. Тобольска

- планирование образовательной деятельности «Музыка»;

- наглядно-дидактические пособия

- вариативная программы и технологии.

- электронные образовательные ресурсы

Методическое обеспечение  является постоянно развивающимся инструментом профессиональной деятельности музыкального руководителя.

В образовательном учреждении имеется:

  • Музыкальный зал, оснащенный для НОД, организации праздников, развлечений, театрализованной деятельности детей;
  • Предметно-пространственная  среда в группах создана в соответствии с возрастом детей и оснащена разнообразными центрами, оборудованными играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями для проявления свободной музыкально - творческой активности детей.

При подборе оборудования идёт опора на «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений», рекомендованный в Письме Минобрнауки РФ от 17.11.2011 № 03-877 и рекомендации к примерной основной образовательной программе дошкольного образования «Мозаика» (по всем возрастам)

3.2 Примерное комплексно – тематическое планирование

Месяц

Старшая группа:

Сентябрь

«Осенняя ярмарка»

Октябрь

«Дорога на мельницу»

Ноябрь

«Самая лучшая мама моя»

Декабрь

«Новогодние приключение»

Январь

«Рождественские колядки»

Февраль

«Будущие защитники»         «Масленица»

Март

«Шарман  –шоу»

Апрель

«День космонавтики»    «Весенний каледоскоп»

Май

«Не забудем их подвиг великий»

Июнь

«Давайте жить дружно»

Июль

«Праздник цветов»

Август

«Да здравствуют, дети, на всей планете!»

 3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Предметно-развивающая среда - это система  материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей, так как  разнообразие игрушек не является основным условием их развития. Предметная среда должна быть максимально обеспеченной разнообразными музыкально-дидактическими материалами.

Блоки компонентов   музыкальной среды:

Блоки компонентов  среды соответствуют логике развития детской музыкальной деятельности (восприятие, воспроизведение, творчество). Каждый предусматривает ориентацию на представление в  среде  всех видов детской  музыкальной  деятельности:

  1. восприятие музыки  включает - пособия, помогающие воспринимать произведения для слушания, произведения, используемые в исполнительской певческой, танцевальной и музыкально-игровой  деятельности, а также произведения, специально созданные для развития  музыкально-сенсорного  восприятия детей;
  2. воспроизведение музыки содержит  - пособия, побуждающие к певческой деятельности: к восприятию песен, их творческому, выразительному исполнению;
  3. пособия, побуждающие к музыкально-ритмической деятельности: к восприятию, исполнению музыки для игры или танца, к творческой выразительности танца и т.п.;
  4. пособия, побуждающие к игре на детских  музыкальных  инструментах: восприятию музыки, исполняемой на них, освоению игры на этих инструментах, а также к творческой импровизации;
  5. музыкально-творческая деятельность – пособия, побуждающие к песенному,  музыкально-игровому, танцевальному творчеству и импровизации на детских  музыкальных  инструментах.

Классификация оборудования для музыкальных зон:

1.Материал для творческих сюжетно-ролевых игр — мягкие игрушки, иллюстрации, бутафорские музыкальные инструменты, пособия типа лото и т.п. (бутафорские музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя музыкантами).

2.Детские музыкальные игрушки и инструменты для творческого музицирования:

ü с хроматическим рядом, диатоническим пентатоническим рядом (пианино, металлофон, аккордеон, флейта и др.);

ü с фиксированной мелодией (шарманки, органчики);

ü с одним фиксированным звуком (дудки):

ü шумовые (бубны, погремушки, барабаны, маракасы и др.)

3.Музыкально-дидактические игры и пособия:

нотное лото, нотный стан, лесенка, геометрические фигуры для условного обозначения частей произведения и др. Эти пособия используются для развития сенсорных музыкальных способностей, знакомства с элементами нотной грамоты (чаще всего по пособию Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь»).

4. Аудиовизуальные пособия: компакт-диски, фонограммы, аудио- и видеокассеты, видеодиски.

 Примерное наполнение музыкальной среды по возрастным группам:

Перечень материалов для детей 5-6 лет (старшей группы):

ü погремушки, бубны, барабаны, треугольники и др.;

ü музыкальные игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звуком (металлофон, пианино, баян, аккордеон, флейта);

ü иллюстрации по теме «Времена года»;

ü музыкальные игрушки самоделки (шумовой оркестр);

ü портреты композиторов;

ü иллюстрации из «Музыкального букваря»;

ü музыкально-дидактические игры: «Пчелка». «Музыкальное лото», «Узнай и назови», «Ступеньки», «Повтори звуки»,  «Волшебный волчок», «Музыкальный паровозик», "Угадай, что звучит и др.;

ü атрибуты к подвижным играм («Хоровод в лесу», «Ворон», «Кот и мыши» и др.);

ü детские рисунки к песенкам и знакомым музыкальным произведениям;

ü ширмы: настольная и ширма по росту детей;

ü музыкальные лесенки трех-, пяти - и семи ступенчатые — озвученные;

ü атрибуты для детского танцевального творчества: элементы костюмов к знакомым народным танцам;

ü разноцветные перышки, разноцветные перчатки для музыкальных импровизаций за ширмой и другие атрибуты;

ü атрибуты к танцевальным импровизациям по сезону — листики, снежинки, цветы и т.д.):

ü магнитофон и набор программных аудиозаписей или дисков.

Для того, чтобы у детей постоянно поддерживался интерес к самостоятельной музыкальной деятельности,  время от времени (1раз в квартал) обновляются пособия, вносится  новое оборудование.

Для изготовления пособий привлекаются родители воспитанников.  Дети испытывают удовольствие от совместного с родителями творчества, приобретают уверенность в ceбe. Так образовательная организация становится своеобразным «мостиком творчества», культурным центром, как для детей, так и для их семей. 

4. Взаимодействия с семьями.

4.1. Характеристика взаимодействия с семьями воспитанников

Ведущие цели взаимодействия с семьей — создание в образовательной организации необходимых условий для развития ответственных и взаимоза­висимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в музыкальной области воспитания и образования ребенка.

Создание образовательной среды создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной  музыкальной деятельности .

Для успешной реализации программы обеспечены  психолого-педагогические условия -   поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную музыкальную деятельность.                 

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Образовательная организация  создаёт возможности для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы через родительские собрания, индивидуальные беседы, налаживания обратной связи «вопрос-ответ» и др.

4.2.Задачи работы  по взаимодействию с семьями воспитанников:

  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах музыкального развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
  • Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс (гость группы)
  • Перспективный план работы по взаимодействию с семьями

Месяц

Формы работы

Цели

Октябрь

Практикум «Играем вместе с детьми» (выступление на родительском собрании)

Раскрыть перед родителями важные стороны музыкального развития ребёнка, заинтересовать, увлечь творческим процессом развития гармоничного становления личности, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Ноябрь

«Гость – группы» 

 

Поддержание заинтересованности, инициативности родителей в вопросах музыкального воспитания в семье.

«День матери»

(концертная программа)

Укрепить, обогатить связи и отношения родителей с ребёнком.

Декабрь

«История песни «Ёлочка» (познавательная информация)

 

Приобщать семью к формированию положительных эмоций и чувств ребёнка, поддержать заинтересованность, инициативность родителей к жизни детского сада.

Январь

 «Мой ребёнок с ОВЗ»

Заинтересовать, увлечь родителей творческим процессом развития гармоничного становления личности ребёнка, его духовной и эмоциональной восприимчивости.

Индивидуальные беседы)  «Помогите ребёнку раскрыть свой талант»»

Развивать диалогические отношения «педагог – семья». 

Укреплять, обогащать связи и отношения родителей с ребёнком.

 

Февраль

Практикум «Использование логоритмических игр и упражнений в домашних условиях»

Познакомить родителей с логоритмическими играми и упражнениями на развитие дыхания, артикуалицонного аппарата, речи и музыкальных способностей.

Март

Праздник  «Шарман -шоу»

Подключать родителей к участию в празднике и подготовке к нему.

 

Апрель

Мастер-класс «Весёлые упражнения для профилактики заболеваний верхних дыхательных путей»

 

 

Знакомить родителей  с народными  играми и забавами для малышей. Оказать помощь в создании картотеки или фонотеки с интересными играми и забавами (по желанию родителей).

Повысить знания родителей о русских народных инструментах, историей их возникновения, правилами игры на них.

Май

«Гость – группы»

 

Повышать компетентность родителей в области музыкального воспитания.

Июнь

Консультация «Речевые игры с музыкальными инструментами»

 

Повышать компетентность родителей в области музыкального воспитания.

Июль

Консультация «Движени с пользой..»

 

Знакомить родителей с обеспечением единого образовательного пространства «детский сад–семья–социум», своспитанию и развитию индивидуальных музыкальных способностей детей. 

Август

Практикум «Организация детской деятельности в летний период! Интересно! Увлекательно! Познавательно!»

Повышать компетентность родителей в области музыкального воспитания

 4.3    Формы организации  детей:

Режимные моменты

Совместная деятельность педагога с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Совместная деятельность с семьей

Формы организации детей

Индивидуальные

Подгрупповые

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

Индивидуальные

Подгрупповые

 

 

Групповые

Подгрупповые

Индивидуальные

  • · Использование музыки:

-на утренней гимнастике и физкультурных занятиях;

- на музыкальных занятиях;

- во время умывания

- на других занятиях (ознакомление с окружающим миром, развитие речи, изобразительная деятельность)

- во время  прогулки (в теплое время)

- в сюжетно-ролевых играх

- перед дневным сном

- при пробуждении

- на праздниках и развлечениях

 

Занятия

Праздники, развлечения

Музыка в повседневной жизни:

-Другие занятия

-Театрализованная деятельность

-Слушание музыкальных сказок,

-Просмотр мультфильмов, фрагментов детских музыкальных фильмов

 -Рассматривание портретов композиторов

-Пение знакомых песен во время игр, прогулок в теплую погоду

- Пение знакомых песен при рассматривании иллюстраций в детских книгах, репродукций, предметов окружающей действительности.

-Музыкальные игры, хороводы с пением

-Инсценирование песен

- Празднование дней рождения.

 

Создание условий для самостоятельной музыкальной деятельности в группе: подбор музыкальных инструментов (озвученных и неозвученных), музыкальных игрушек, театральных кукол, атрибутов, элементов костюмов для театрализованной деятельности.

Игры в «праздники», «концерт», «оркестр», «музыкальные занятия», «кукольный театр», «спектакль» с игрушками, куклами, где используют песенную импровизацию, озвучивая персонажей.

Музыкально-дидактические игры.

 

 

Консультации для родителей

Родительские собрания

Индивидуальные беседы.

Совместные праздники, развлечения в ДОУ (включение родителей в праздники и подготовку к ним)

Театрализованная деятельность (концерты родителей для детей,

Открытые музыкальные занятия для родителей

Создание наглядно-педагогической пропаганды для родителей (стенды, папки или ширмы-передвижки)

Оказание помощи родителям по созданию предметно-музыкальной среды в семье.

 

 4.4 Список литературы:

 Примерная основная общеобразовательная программы дошкольного образования «Мозаика» под редакцией В.Ю.Белькович, Н.В.Гребенкиной. - М., "Русское слово". - 2014

Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль, 2007

Бекина С.И. Музыка и движение. Упражнения, игры и пляски для детей 5 – 6 лет / 1983.

Голубева Н.В. Серебряный колокольчик.

Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М.,  1968.

Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. – М., 1981.

Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду -М.,  1989.

Ветлугина Н.А.  Музыкальный букварь. – М., 1989.

Ветлугина Н.А.,Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М., 1983.

Ветлугина Н.А. и др. Музыка в детском саду. Старшая группа. Песни, игры, пьесы 

Каплунова И., Новоскольцева И. «Старшая группа»

Каркушина М.Ю. «Занятия по логоритмике»

Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. – М., 1990.

Макшанцева. Детские забавы. Книга для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. – М., 1991.

Нищева Н. Гавришева Л. Новые логопедические распеки, музыкальная пальчиковая гимнастика. - Сп, Детство-пресс, 2013

Овчинникова Т.С. Логопедические распевки, 2006

Поддубная Е.А. Музыкальные пальчиковые игры.

Радынова О.П. Музыкальные шедевры

Железновы С  Е.  Пять поросят.   Рельсы – рельсы. 10 мышек

Чистякова «Психогимнастика»

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0010023

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1143
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.