План работы кружка по курсу «Родимая сторонка» |
пн., 07.11.2022 |
Автор:
Захарова Татьяна Владимировна
воспитатель
МАУДО "Детский сад № 10" города Ялуторовска
Цель:
Воспитывать у детей любовь и уважение к большой и малой Родине.
Задачи:
1.Формировать у детей представление о жизни и быте русского народа, его традициях и культуре.
2.Расширять представления детей о России как о стране, в которой живём, о городе, в котором живём-Ялуторовске, его достопримечательностях.
3.Познакомить детей с народно-прикладным искусством, фольклором.
4.Помочь детям запомнить пословицы и поговорки о семье, дружбе, Родине.
5. Воспитывать уважение, добрые отношения к родителям, семье, детскому саду, городу, Родине.
Пояснительная записка
Дошкольное детство- это важный период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Мы, взрослые должны научить детей видеть красоту природы, окружающих предметов, уметь беречь труд людей, прививать добрые отношения к окружающим людям, умение поддерживать, сопереживать.
Начальные знания о окружающем мире ребёнок получает в семье. Важно создать условия, чтобы малыш чувствовал любовь и уважение близких людей, принимал участие в каких- то общих семейных делах, видел уважение к его труду.
В настоящее время современная семья живёт в мире электронной техники: телевизор, телефон, приставка, компьютер-вот что окружает маленького ребёнка. Это с одной стороны хорошо: развивается усидчивость, внимание, ребёнок быстро запоминает слова и движения песенки или стихотворения. С другой стороны-долгое сидение перед телевизором или телефоном разрушает детскую психику, вызывает переутомление, отрицательно влияет на здоровье.
К сожалению, многие родители стали мало общаться со своими детьми- чтение книг, прогулку, живые беседы заменяют гаджеты.
Я работаю с детьми средней группы. Это возраст, когда детям всё интересно узнать, прожить ту или иную ситуацию. Я, как воспитатель должна привить дошкольникам любовь и уважение к Родине, своему городу, традициям.
Чтобы научить детей быть добрее, внимательней, с уважением относиться ко всему окружающему, я составила план кружковой работы «Родимая сторонка».
Актуальность программы:
Дети в современном мире, начиная с самого раннего возраста страдают дефицитом знаний о своей родной семье, родном городе, стране, о особенностях традиций, о богатстве нашей Родины.
Ребята не могут договариваться со сверстниками и взрослыми, не умеют сочувствовать, переживать, радоваться за успехи другого человека, не умеют беречь природу, видеть красоту окружающего мира.
Программа кружка включает:
-Пальчиковые игры;
-Заучивание пословиц и поговорок;
-Хороводные игры;
- Рассматривание иллюстраций;
- Просмотр фильма( мультфильма);
-Экскурсии;
-Дидактические игры;
-Чтение художественной литературы;
-Выставки работ;
-Загадки.
Курс кружка рассчитан на 1 раз в неделю по 20 минут. Для отслеживания результатов в середине и конце учебного года будет проводиться диагностика.
Перспективный план по курсу «Родимая сторонка»
№ |
Дата |
Тема, задачи |
Приёмы |
Примечание |
1. |
|
«Мой дом-моя семья» Воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своим близким, познакомить с понятием семья, прививать духовно-нравственные ценности. |
-Пальчиковая игра под музыку «Моя семья»; -Рассматривание семейных фотографий. -Заучивание пословиц о семье. -Рассказы детей о своей семье. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России .Средняя группа»стр.27-28) |
|
2. |
|
«Мой любимый детский сад» Формировать у детей знания о сотрудниках детского сада, развивать уважение к труду взрослых, желание помогать, закрепить название профессий сотрудников детского сада.
|
-Хороводная игра «В садик мы ходили»; -Беседа «Кто работает в детском саду»; -Экскурсия по детскому саду. |
|
3. |
|
«Мой родной город» Помочь запомнить название родного города, формировать чувство любви к родному краю. |
-Беседа с детьми о городе, в котором живут; -Рассматривание иллюстраций о Ялуторовске; -Рассказы детей о любимом уголке города. -Коллективное рисование «Мой любимый город» (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «МЫ живём в России» стр.55-57)
|
|
4. |
|
«Достопримечательности Ялуторовска» Обогатить знания детей о достопримечательностях нашего города.
|
-Прослушивание стихотворения «Дома городские»; -Рассматривание иллюстраций с изображением достопримечательности Ялуторовска. -Беседа о городе, в котором живём его достопримечательностях. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» стр.58-59). |
|
5. |
|
«Осень на участке детского сада» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, учить видеть её красоту и разнообразие. Воспитывать уважение, бережное отношение к природе. |
-Стихи детей о осени. -Игры с листочками и вертушками. -Наблюдение за берёзкой; Хоровод «Во поле берёзонька стояла». -Дети собирают природный материал для поделок (Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. «Мы живём в России» стр.31-33) |
|
6. |
|
«Русская народная игрушка-матрёшка» Познакомить детей с народным творчеством, вызвать радость от игры с матрёшкой. |
-Загадки про матрёшку; -Рассматривание матрёшек, роспись на сарафанах. -Игры с матрёшками. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова « Мы живём в России»стр.75-76)
|
|
7. |
|
«Дымковская игрушка» Воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно-прикладного искусства, фольклору России. |
-Выставка дымковской игрушки. «Сказка «Село Дымково»; -Раскрашивание силуэтов игрушек. (Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живём в России» стр.76-77).
|
|
8. |
|
«Русские народные традиции и фольклор» Дать детям первоначальные знания о народных традициях и русском фольклоре, продолжать знакомить с русскими народными сказками. |
-Воспитатель вносит сундучок. -Чтение потешки. -Бабушка рассказывает о русских традициях. -Игра с клубочком «Назови сказку». (интернет- источник ). |
|
9. |
|
«День народного единства» Дать детям начальное представление о России, празднике День народного единства.
|
-Слушание стихотворения «Родина» -Презентация «День народного единства». (интернет-источник) |
|
10. |
|
«Как дикие животные готовятся к зиме?» Развивать у детей интерес к родной природе, закрепить название жилищ диких животных, воспитывать интерес к живому миру. |
-Рассматривание осеннего леса. -Загадки о животных. -Чтение отрывков произведений о животных. -Русская народная игра «Медвежья берлога». (Н.Г. Зеленова, Осипова Л.Е. «Мы живём в России». стр.36-38)
|
|
11. |
|
«Зимующие птицы нашей области» Познакомить детей с зимующими птицами нашего края, воспитывать гуманные чувства к зимующим птицам, желание им помогать |
-Рассматривание картинок с изображением зимующих птиц. –Рассказ воспитателя о жизни зимующих птиц. –Просмотр фильма «Зимующие птицы». -Изготовление кормушек. (Зеленова О.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России» стр.39-40) |
|
12. |
|
«Наша Родина-Россия. Москва-столица нашей Родины» Дать детям представление о родине-России, познакомить с картой, воспитывать любовь к своей Родине.
|
-Чтение стихотворения О. Фокиной «Родина». -Путешествие по карте: рассмотреть, сколько городов, лесов, морей. -Раскрашивание картинок с изображением какого- либо уголка Родины. (О.Ф. Горбатенко «Конспекты занятий» стр.73)
|
|
13. |
|
«Флаг России» Познакомить детей с флагом России, помочь запомнить значение цвета полос на флаге. |
Чтение стихотворения «Наш флаг». -Рассматривание флага РФ; -Беседа о цвете полос флага; -Раскрашивание флага разными материалами(красками, фломастерами, карандашами) (Т.А. Шорыгина «Наша Родина Россия»стр.28-29) |
|
14. |
|
«Герб России» Дать детям элементарные понятия о гербе, объяснить значение изображения.
|
-Чтение отрывка рассказа «Герб нашей Родины». -Рассматривание иллюстрации с изображением герба. -Беседа о значении символов герба. (Т.А. Шорыгина «Наша Родина России» стр.31-32)
|
|
15. |
|
«Зима на участке детского сада» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с признаками зимы. |
-Загадки о зиме. -Стихи о зиме. -Игра «Снежинки». -Рассматривание деревьев хвойных и лиственных. -Рассматривание рябины. -Русская народная игра «Два Мороза» (Зеленова О.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России» стр.47-49) |
|
16. |
|
«Любимый праздник Новый год» Расширять представление о праздновании Нового года, его традициях. Вызвать желание сделать приятное своим близким. |
-Сюжетно-ролевая игра «Почта». -Рассматривание Новогодних открыток». -Беседа «Наш любимый Новый год»; -Новогодний хоровод «В лесу родилась ёлочка»; -Изготовления Новогодней открытки для своих близких»(О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия»стр.144) |
|
17. |
|
«Зимние забавы» Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Закрепить умение составлять рассказ о зиме, называть зимние игры. |
-Повторение с детьми зимних примет. -Рассматривание иллюстраций о зиме. -Беседа о зимних забавах. -Игра-эстафета «Снеговик». -Игра-забава «Снежки». (Зеленова О.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России» Стр.52-53) |
|
18. |
|
«Рождественские колядки» Приобщать детей к традициям русской народной культуры, познакомить с рождественскими обрядовыми праздниками, воспитывать нравственные качества: доброта, щедрость. |
Рассказ-беседа о колядках. -Игра «Гадание»; -Загадки; -Выбор костюмов; -Пение Колядок. (Интернет-источник, О.Ф. Горбатенко Комплексные занятия с детьми 4-7лет» стр.146) |
|
19. |
|
«Где живут люди» Формировать представление детей о жилищах в разных видах поселений (город, деревня) |
-Рассматривание иллюстраций «Где живут люди». - Дидактическая игра «Кто где работает»; -Конструирование разных домов. (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия»стр.70) |
|
20. |
|
«Посылка из деревни» Формировать знания детей о деревне: дома, чем занимаются сельские труженики, воспитывать уважение к людям труда. |
-К детям приходит посылка из деревни. -Рассматривание и беседа по картине «Деревня». -Дидактическая игра «Кто что вырастил?» (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7лет» стр.53-54) |
|
21. |
|
«Родной язык» Дать детям понятия о родном языке, его красоте и богатстве. |
-Прослушивание песенок на разных языках. - Беседа о нашем родном языке. -Пение русских народных песен (Т.А. Шорыгина «Наша Родина Россия» стр.14-15) |
|
22. |
|
«Музей старинных предметов» Дать детям представления о предметах, которыми пользовались в старину. |
-Беседа о современных предметах быта. -Рассматривание старинных предметов. - Оформление выставки старинных предметов. |
|
23. |
|
«Транспорт в нашем городе» Закрепить название родного города, название видов транспорта, формировать у детей чувство любви к своему городу, понимание слова «Родина». |
-Рассматривание иллюстраций о городе. -Загадки о транспорте, рассматривание игрушек. -Подвижная игра «Светофор». -Аппликация «Путешествие на транспорте по любимому городу» (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «Мы живём в России» стр.62-64) |
|
24. |
|
«День защитника Отечества» Дать детям представление о празднике День защитника Отечества, познакомить с родами войск. |
-Стихи детей. –Эстафета «Кто быстрей разложит атрибуты». –Заучивание пословиц. -Игра «Кто быстрей». - «Собери картинку». (Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. «МЫ живём в России» стр.65-68) |
|
25. |
|
«Масленица» Формировать представления детей о праздниках на Руси. обычаях и традициях нашего народа.
|
-Рассказ воспитателя о празднике Масленица, показ иллюстраций. -Заучивание заклички «Выходи народ». -Хоровод «Широкая масленица»; -Чаепитие с блинами.(О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7лет стр.147) |
|
26. |
|
«Международный день 8марта» Расширять знания детей о Международном женском дне, вызвать желание рассказать о своей маме, прививать любовь, уважение к близким людям.
|
-Чтение стихов о маме, бабушке. -Фотовыставка. -Заучивание пословиц о маме. -Изготовление подарков для мамы(бабушки). (Интернет- источник). |
|
27. |
|
«Весна на участке детского сада» Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, познакомить с признаками весны. |
-Стихи о весне. -Рассматривание признаков изменения в природе. -Пословицы о весне. -Русская игра «Горелки». (Зеленова Н.Г., Л.Е. Осипова «Мы живём в России» стр.80-81) |
|
28. |
|
«Гимн России». Познакомить детей с гимном России, помочь понять смысл. |
-Дидактическая игра «Угадай песню». -Прослушивание отрывка гимна; -Беседа и проговаривание некоторых слов. (Т.А. Шорыгина «Наша Родина Россия» стр.23-24) |
|
29. |
|
«Какие люди живут на Земле?» Дать детям представление о людях разных национальностей, развивать интерес, любознательность к культуре, языку. |
-Рассказ-беседа «Какие люди живут на Земле». –Рассматривание фотографий с изображением людей разных национальностей. –Разучивание игры народов мира. -Рисование «во что я люблю играть. (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.132-133) |
|
30 |
|
«Как жили люди на Руси» Дать детям представления о России, формировать представления о наших предках, развивать интерес к истории своей Родины. |
-Просмотр фильма «Как жили люди на Руси». -Рассказ-беседа воспитателя. -Путешествие по карте. (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.137-138)
|
|
31. |
|
«Планета Земля-наш дом» Расширять представления детей о карте и глобусе, что на них изображено и каким цветом.
|
-Беседа «Наша планета на карте и глобусе». -Игра-путешествие по карте. -Рисование «Планета Земля». (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.140-141) |
|
32. |
|
«День русских народных игр» Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, воспитывать у детей уважение и любовь к Родине.
|
Русские народные игры: «Чурилки», «Золотые ворота», «Васька –кот» (картотека народных игр) |
|
33. |
|
«День Победы» Познакомить детей с праздником Победы, дать детям понятие о памяти, памятниках, ритуале почтения памяти в нашем городе. |
-Беседа о городе, -Рассматривание фотографий с изображением памятников. -Рассматривание медалей. - Коллективное рисование «Этот день Победы». (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.149) |
|
34 |
|
«Путешествие в многообразие рукотворного мира» Закрепить представление детей о богатстве предметного мира и материалов, из которых они изготовлены. |
-Дети рассматривают волшебную шкатулку. -Игра «Найди друзей». -Игра-забава «Составь картину». (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.61-62) |
|
35. |
|
«Великие люди. А.С. Пушкин». Познакомить детей с великими людьми нашей страны, имеющие творческие профессии-поэт, писатель. |
-Рассматривание портрета А.С. Пушкина. -Выставка книг А.С. Пушкина. -Парад стихов Пушкина -Рассказ воспитателя о жизни поэта. (О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия» стр.167-168) |
|
36. |
|
Викторина «Росси-мой дом» Закрепить знания детей о родной стране, развивать умение отвечать на вопросы. |
-Пение песни о Родине. -Деление на команды. -Викторина (загадки, пословицы, составление картинки, ответы на вопросы детей. (Интернет источник) |
|
Уровень усвоения программы «Родимая сторонка»
Высокий: Ребёнок самостоятельно называет город, страну, в которой живёт, традиции нашего народа, рассказывает о любимых достопримечательностях города, понимает смысл пословиц, с желанием принимает участие в выставках рисунков.
Средний: Ребёнок с небольшой помощью называет город, страну, в которой живёт, традиции нашего народа, рассказывает о любимых достопримечательностях города, понимает смысл пословиц, принимает участие в выставках рисунков.
Низкий: Ребёнок даже с помощью взрослого не может запомнить название города, страны в которой живёт, не может рассказать о достопримечательностях города, не понимает смысл пословиц, не принимает участие в выставках рисунках.
Литература:
О.Ф. Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»
Т.А. Шорыгина «Наша Родина Россия»
Н.Г. Зеленкова «Мы живём в России»
Картотека игр по социально коммуникативному развитию детей дошкольного возраста
Набор иллюстраций «Города России», «Праздники России», «Дикие животные», «Зимующие птицы», «Транспорт», «Профессии», «Наши защитники»
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0009998
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf