Программа дополнительного образования "Мукосолька"

  чт., 29.04.2021

Составитель:

Вараксина Ольга Николаевна

воспитатель

МАДОУ детский сад №100 г. Тюмени

Аннотация

Реализуемый уровень образования

дополнительное образование детей

Форма обучения

очная

Нормативный срок обучения

1 год

Наименование образовательной программы

Дополнительная общеобразовательная программа «Мукосолька»

Описание образовательной программы

 Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

 

Информация об учебном плане

Программа рассчитана для детей от 4 до 5 лет. Срок реализации 10 месяцев, с сентября по июнь. Занятия проводятся   два раза в неделю, длительностью   20 мин.

Аннотация к рабочим программам дисциплин (по каждой дисциплине в составе образовательной программы)

Задачи:

2 год обучения:

-обучить специальным технологиям работы с материалом, закрепить приобретённые умения и навыки, показать широту их возможного применения;

- учить соблюдать правила техники безопасности;

- развивать опыт в творческой деятельности, создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;

- воспитывать умение чётко соблюдать необходимую последовательность действий.

 

Информация о календарном учебном графике

Режим проведения занятий: вторник, четверг.

Второй год обучения - продолжительность занятий 20 минут, 2 раза в неделю, от 6 до 8 занятий в месяц, всего-72 занятия.

Информация о методических и об иных документах, разработанных учреждением для обеспечения образовательного процесса, о реализуемых образовательных программах с указанием учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, предусмотренных образовательной программой

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
  2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1986.
  3. Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. 120
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, кон­спекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, кон­спекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
  7. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопласгика: аранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.
  8. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз, 1999.
  9. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
  10.  В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом.- Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.
  11.  Воспитатель ДОУ №2/2007.
  12.  Анна Фирсова Чудеса из солёного теста  АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.

 

Численность учащихся по договорам об образовании за счет средств физических и (или) юридических лиц (дополнительная образовательная программа)

Организованная групповая образовательная деятельность. Численность группы – 10 -12 человек

Язык, на котором осуществляется образование (обучение)

русский

Целевой раздел

Пояснительная записка

Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность является содержательным основанием эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему художественных действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа в целях эстетического освоения мира.

Психологи Венгер Л.А., Запорожец А.В. доказывают взаимосвязь видимых свойств образа с имеющимся у ребёнка эстетическим опытом. В связи с этим, полнота и точность образов восприятия зависят, от овладения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребёнок присваивает так же, как всю духовную культуру (Выготский Л.С., Мухина В.С.) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития. Эстетическое отношение к миру формируется у детей через творчество.

       Результаты современных исследований свидетельствуют о том, что формирова­ние детского творчества играет важней­шую роль в становлении полноценной личности, развитие способностей ребён­ка, его потребностей и мотивов поведе­ния.

По мысли Парамоновой Л.А., каждая система обучения дошкольников, нап­равленная на формирование творчества, должна с необходимостью предполагать развитие у детей мышления (особенно образного) и воображения, а также ов­ладения детьми произвольностью и сво­бодой поведения (выбор деятельности, средств её выполнения, темы, определе­ние собственной задачи и способов её решения).

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство как «колыбель» и «генофонд» культуры сохраняет и в дос­тупной художественно-образной интер­претации передаёт эмоционально-цен­ностный (этический и эстетический) опыт предыдущих поколений, в связи с чем имеет уникальные возможности для формирования эстетического отноше­ния у детей дошкольного возраста.

Художественная деятельность – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства. Вот почему изобразительная деятельность выступает как содержательная основа, важнейшее условие эстетического развития детей на всех возрастных ступенях дошкольного детства.

К продуктивным видам художественной деятельности детей относится аппликация, лепка, тестопластика, и др.

 Тестопластика - искусство создания объемных и рельефных изделий из теста (соленого, заварного, сдобного), которые используются как сувениры или для оформления оригинального интерьера.

           Искусство лепки из солёного теста ста­ло в наши дни чрезвычайно популярно. Мука и соль - это природные, экологи­чески безопасные продукты. При их сое­динении получается чудесный материал для лепки. Искусство лепки из солёного теста не случайно называется тестопластикой или биокерамикой.

         Тестопластика – осязаемый вид творчества. Потому что ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке является рука, следовательно, уровень умения зависит от овладения собственными руками, от моторики, которая развивается по мере работы с тестом. Технику лепки можно оценить, как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

Возрастные особенности детей 4-5 лет

      В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования и совершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребёнок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим.

  Важным показателем развития ребёнка-дошкольника 4-5 лет является изобразительная деятельность. К четырем годам круг изготавливаемых детьми предметов довольно широк. В поделках появляются детали. Замысел детской поделки может меняться по ходу изготовления. Дети владеют простейшими техническими умениями и навыками. Лепка начинает носить характер продуктивной деятельности: дети замысливают будущую композицию и осуществляют поиск способов её исполнения.

Цель и задачи программы

  Цель: развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, через работу с солёным тестом.

Задачи:   

  • обучить специальным технологиям работы с материалом, закрепить приобретённые умения и навыки, показать широту их возможного применения;
  • учить соблюдать правила техники безопасности;
  • развивать опыт в творческой деятельности, создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании композиций;
  • воспитывать умение чётко соблюдать необходимую последовательность действий.

Содержательный раздел

Учебно-тематический план

Месяц

Тема

Общее количество занятий

Сентябрь

1.Знакомство с техникой безопасности при работе с тестом. «Серенькая мышка в гости к нам пришла».

2. Знакомство с техниками работы с тестом «Лепим сыр для мышки».

3. Знакомство с техниками работы с тестом «Маленький утёнок Кряк».

4. Знакомство с техниками работы с тестом

«Осеннее дерево».

5. Знакомство с техниками работы с тестом

«Облетели листья на рябинке - сохраним осеннюю красу».

6. Знакомство с техниками работы с тестом

«Зайка серенький сидит и ушами шевелит»

7-8. Овладение способами раскрашивания. Раскрашивание готовых изделий

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

2

Октябрь

1. «Солнышко».

2.Способы раскрашивания. Раскрашивание «Солнышка».

3-4-5. «Фрукты и овощи».

6. Раскрашивание готовых изделий

7. Создание панно «Корзина с фруктами»

8. Создание панно «Осенний урожай овощей»

1

1

 

3

1

1

1

Ноябрь

1. «Яблочки наливные»

2. Раскрашивание готовой формы.

3. Создание панно «Яблоня».

4.  «Осенние листочки».

5. Раскрашивание.

6. «Ой ты, котенька, коток»

7. Раскрашивание готового изделия

8. Создание макета по мотивам р.н. потешки «Ой ты, котенька, коток» 

1

1

1

1

1

1

1

1

Декабрь

1.Украшение к Новому году. «Ёлочка»

2. Раскрашивание готовой формы.

3. «Зайчик».

4. Раскрашивание готовой формы

5. «Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке».

6.  «Накатаем из снега комков и слепим мы снеговиков»

1

1

1

1

1

1

Январь

1. «Рождественский венок».

2. Раскрашивание готовой формы.

3. «Лепим чайную посуду»

4. Раскрашивание готовой формы.

5. Создание панно «Убежали от Федоры…»

6. «Лепим рогалик, пирог и воздушный кренделёк»

1

1

1

1

1

1

Февраль

1. «Плюшки-завитушки»

2. Раскрашивание готовой формы

3. «Гусеничка»

4.Раскрашивание готовой формы.

5. «Пчёлка».

6. Раскрашивание готовой формы.

7-8. «Подарок для папы»

 

1

1

1

1

1

1

2

Март

1-2. «Цветы для мамы».

3.Раскрашивание готовой формы.

4. «Рыбка».

5.Раскрашивание готовой формы.

6. Создание панно «Аквариумные рыбки»

7-8. «Черепаха» 

2

1

1

1

1

2

Апрель

1. Раскрашивание готовой формы

2 . «Птички прилетели».

3. «Гнёздышки для птиц».

4. Раскрашивание готовой формы.

5-6. «Тихая сказка»

7. Раскрашивание готовой формы

8. Игра - драмматизация по мотивам стихотворения С. Маршака «Тихая сказка»

1

1

1

1

2

1

1

Май

1. «Овечка»

2. Раскрашивание готовой формы.

3. Создание макета «У бабушки, в деревне».

4-5. «Сказочное деревце».

6. Раскрашивание готовой формы

1

1

1

2

1

Июнь

1-2. «Лепим сказку»

3. Раскрашивание готовой формы.

4. Игры - импровизации с готовыми формами

5-6. Диагностика

2

1

1

2

Итого

72

Учебный план

знакомство с техниками работы с тестом

5

знаком0ство с техникой безопасности при работе с тестом

1

овладение техниками лепки

32

овладение способами раскрашивания

2

раскрашивание готовых изделий

21

создание коллективных работ

9

педагогическая диагностика

2

итого

72

Календарный план

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

июнь

итого

8

8

8

6

6

8

8

8

6

6

72

Краткие методические рекомендации

       На занятиях дети знакомятся с терминологией, техникой лепки из солёного теста; совершенствуют изобразительную технику. Дети осваивают технику рельефной лепки (натюрморт, портрет); знакомятся со способом лепки на форме или каркасе для прочности сооружения; развивают изобразительные умения; учатся по выбору декорировать лепной образ (рельефные налепы, прорезание или процарапывание стекой, кистевая роспись по замыслу). Дети учатся обращению со специальным инструментом — стекой, печаткой в виде трубочки, квадрата, прямоугольника и др.

       У детей формируется умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их час­тей. В процессе занятий у детей развивается воображение, поддерживаются проявления фантазии, смелости в изложении собственных замыслов. У детей воспитывается эстетический вкус, культура зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества, развивается внимательность, мелкие мышцы кисти руки, чувствительность и гибкость кончиков пальцев.

В процессе работы дети применяют различные техники: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, прищипывание, оттягивание, примазывание, переплетание, вырезание.

Условия для занятий

1. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для творческой деятельности детей.

2. Систематизация литературно-художественного матери­ала: стихи, загадки, пословицы, поговорки — с целью акти­визации деятельности детей, расширения представлений об окружающем, русских традициях.

3. Изготовление картотеки пальчиковых игр для подготовки руки к работе, расслабления, укрепления мелких мышц руки.

4. Составление фонотеки — подбор классических произве­дений, детского репертуара для музыкального фона, сопро­вождающего творческую деятельность детей.

5. Подбор дидактических, развивающих и подвижных игр.

Структура занятия по лепке поделок из соленого теста» 

1.  Организационный момент (приветствие, создание игровой ситуации, эмоциональный настрой, техника безопасности при работе с соленым тестом) 

2. Практическая деятельность детей (объяснение, показ приёмов лепки, лепка изделия);

3. Выкладывание поделок на сушку (беседа, рассматривание образцов, физ. минутка);

4. Анализ работ (доработка изделий из дополнительного материала);

5. Уборка рабочего места.

Структура занятия по раскрашиванию готовых изделий из соленого теста:

 1. Организационный момент (рассматривание готовых образцов, беседа по раскрашиванию, выбор цвета и смешивания красок);

2. Практическая работа детей по раскрашиванию изделий по образцу или самостоятельно (объяснение, показ приёмов);

3. Анализ готовых работ;

Примерный план занятия для детей 4-5 лет

Вид задания

Время

1.

Приветствие, разминка

2 мин.

2.

Рассматривание

Беседа  

2-3 мин.

3.

 

Объяснение

Показ приёмов

4-5 мин.

4.

Пальчиковая гимнастика

Игровой приём

2-3 мин.

5.

Лепка изделия

Раскрашивание

5-6 мин.

6.

Прощание, разминка

1 мин.

Общее время

15 мин.

Оценочные мероприятия

   Уровень развития детей определяется на основе анализа детских работ, наблюдения за деятельностью, бесед с детьми. Разработаны крите­рии и показатели оценки уровня овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. Критерии объединены в две группы: первая применяется при анализе продуктов деятель­ности (приложение 1), вторая — при анализе процесса деятельности (приложение 2); обе группы тес­но связаны между собой и позволяют охарактеризовать деятельность и ее продукты. Для более глубокого анализа дея­тельности необходимо использовать обе группы критериев.

Организационно-педагогические условия

Сведения о педагоге

Данную программу реализует педагог дополнительного образования – Вараксина Ольга Николаевна. Педагогический стаж работы – 9 лет.

Форма и режим занятий

Форма обучения – очная, групповая.

Занятия проводятся по 10-12 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю (если иное не предусмотрено календарным планом), во второй половине дня, их продолжительность по времени составляет 20 минут. Программа рассчитана на 1 год.

Оснащение наглядными средствами

Основное требование к наглядному материалу – простота и красота. Пособия должны быть яркими, цветными, с чёткими линиями. При этом размер пособий не маловажен (особенно для группового занятия). Крупное изображение, подбор иллюстраций выразительно-красноречивых – не только понравятся детям, но и помогут правильному формированию у них понятия об эстетической красоте.

 Материально-техническое обеспечение

  Основные инструменты и материалы для работы:

  • Скалка для раскатывания теста.
  • Нож для резки теста. Детям можно давать пластиковый ножик из набора цветного пластилина.
  • Доска для раскатывания теста и изготовления изделий.
  • Краски для раскрашивания (акварель, акрил, гуашь — любые водорастворимые красители).
  • Лаки для отделки (на водной основе, лучше всего — в аэрозоли). Дополнительно можно воспользоваться лаками-спреями «со спецэффектами» — «снегом», с блестками, золотым, серебряным или другим металлизированным лаком.
  • Набор кистей для раскрашивания.
  • Емкость с водой.
  • Формы для печенья.
  • Разнообразные предметы для придания фактуры готовому изделию — зубные щетки, расчески, спицы для вязания, пуговицы, кружева и многое другое.
  • Для маленьких детей стоит предусмотреть специальную одежду, так как они могут сильно испачкаться. Запаситесь перед работой пачкой сухих и влажных салфеток — ими удобно не только очищать руки, но и промокать кисти от лишнего количества краски. Так удастся избежать растекания красителей по готовой вещице.

Литература

  1. Выготский Л.С. Психология искусства. - М.: Искусство, 1986.
  2. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. – М.: Педагогика, 1986.
  3. Золотарева А.В., Терещук М.Н. Практические рекомендации по организации дополнительного образования в ДОУ. — М.: АРКТИ, 2008. 120
  4. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
  5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, кон­спекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, кон­спекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008.
  7. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопласгика: аранжировки и скульптуры из природного материала. - М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2008.
  8. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М.: Карапуз, 1999.
  9. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. – Волгоград: Перемена, 1995.
  10.  В. А. Хоменко Солёное тесто Шаг за шагом. - Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга». 2007.
  11.  Воспитатель ДОУ №2/2007.
  12.  Анна Фирсова Чудеса из солёного теста  АЙРИС - ПРЕСС Москва 2008.

Приложение

приложение 1

Анализ продукта деятельности

1.  Передача формы:

3 балла -  форма передана точно;

2 балла -  есть незначительные искажения;

1 балл -  искажения значительные, форма не удалась.

2.  Строение предмета:

3 балла -  части расположены верно;

2 балла -  есть незначительные искажения;

1 балл -  части предмета расположены неверно.

3.  Передача пропорции предмета в изображении:

3 балла -  пропорции предмета соблюдаются;

2 балла -  есть незначительные искажения;

1 балл -  пропорции предмета переданы неверно.

4.  Передача движения:

3 балла -  движение передано достаточно четко;

2 балла -  движение передано неопределенно, неумело;

1 балл -  изображение статичное.

5.  Цвет.

а)  цветовое решение изображения:

3 балла - передан реальный цвет предметов;

2 балла -  есть отступления от реальной окраски;

1 балл -  цвет предметов передан неверно;

б)  разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения:

3 балла -  многоцветная или ограниченная гамма: цветовое решение соот­ветствует замыслу и характеристике изображаемого;

2 балла -  преобладание нескольких цветов или оттенков в большей степе­ни случайно;

1 балл -  безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете (или случайно взятыми цветами).

приложение 2

Анализ процесса деятельности

1.  Регуляция деятельности.

а) отношение к оценке взрослого:

3 балла -  адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится испра­вить ошибки, неточности;

2 балла -  эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале — ра­дуется, темп работы увеличивается, при замечании — сникает, деятель­ность замедляется или вовсе прекращается);

1 балл - безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);

б)  оценка ребенком созданного им изображения:

3 балла - адекватна;

2 балла -  неадекватна (завышенная, заниженная);

1 балл -  отсутствует;

в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко ребенок относится:

• к предложенному заданию;

3 балла - силь­но,

2 балла -  средне,

1 балл – безразлично,

• к процессу деятельности;

3 балла - силь­но,

2 балла -  средне,

1 балл – безразлично,

• к продукту собственной деятельности;

3 балла - силь­но,

2 балла -  средне,

1 балл – безразлично,

3.  Уровень самостоятельности:

3 балла -  выполняет задание самостоятельно, без помощи педагога, в слу­чае необходимости обращается с вопросами;

2 балла -  требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому об­ращается редко;

1 балл -  необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается.

4.  Творчество:

а)  самостоятельность замысла;

б)  оригинальность изображения;

в)  стремление к наиболее полному раскрытию замысла.

Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ре­бенку суммируются. На основе на­бранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения изобразительной деятельностью. Для этого нужно создать ранговый ряд, то есть составить список детей в последовательности от наиболь­шего числа набранных ребенком баллов к наименьшему.

      Такой ранговый ряд можно построить и по каждому критерию. Ран­говый ряд условно можно разделить на 3 части. Так, если в группе ди­агностировались 10 детей, то в каждой подгруппе может быть 3-4 ребёнка, но могут быть и резкие различия. Каждая подгруппа будет отнесена к высшему, среднему или низшему уровню (по числу набранных бал­лов). Следующее диагностическое обследование, проведенное после це­ленаправленных занятий с детьми, изменит количество ребят в каждой подгруппе за счет увеличения числа детей в подгруппах высокого и сред­него уровня и сокращения числа детей, выполнивших изображение на низком уровне за счет перехода в подгруппы более высокого уровня. Это будет свидетельствовать об эффективности работы с детьми.

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством.

«Свидетельства о публикации в СМИ» Серия А № 0008241

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 402
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.