«Росточек» Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 – 6 лет

  пн., 01.03.2021

Автор:

Филипова Елена Николаевна,

воспитатель МБДОУ д/с "Солнышко" ЯНАО п.Тазовский,

I квалификационная категория

 

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА

«Мир, окружающий ребенка –это, прежде всего, мир природы,

с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе, вечный источник детского разума»

В. Сухомлинский.

Дошкольный возраст – это важный этап формирования экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. В дошкольном возрасте представления детей о растениях, животных, природных явлениях в неживой и живой природе расширяются и уточняются, формируется реалистическое понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Вопрос экологического обоснования построения системы знаний о живой природе для дошкольников — это возможность формирования на основе выделенных положений о специфике живого организма, его отличии от неживого объекта (предмета). Растения являются важным объектом экологических представлений для дошкольников. Растения— биологическое царство, одна из основных групп многоклеточных организмов, включающая в себя в том числе мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные и цветковые растения. Растения (в первую очередь, цветковые) представлены многочисленными жизненными формами — среди них есть деревья, кустарники, травы и др.

Основой формирования положительного отношения к растениям является наличие знаний о них как живых существах, и опора на такие моральные качества личности, как доброта, отзывчивость, стремление оказать своё покровительство более слабым живым существам. Формирование экологических представлений - необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя.

При специальной организации наблюдений, старшие дошкольники могут прослеживать и понимать цепочки биоценологических связей. Растительный мир чрезвычайно разнообразен. В настоящее время на нашей планете насчитывается около 500 тысяч видов растений. Огромные площади занимают леса. Большие участки - степи, луга, болота, поля. В океанах, морях, реках, озерах также представлена разнообразная растительность. Знакомясь с многообразием растений, дошкольники, в первую очередь, познают их строение, усваивая при этом, что растения состоит из отдельных частей - органов, которые выполняют сложные жизненные функции. Дошкольник знакомится с природой на уровне целостного организма. Предметом его восприятия и деятельности становятся, прежде всего, отдельные растения, способы их функционирования. Предметом познания является связь объектов живой природы с внешней средой. Таким образом, исходной единицей живой природы, в наибольшей степени, отвечающей специфике и познавательным возможностям дошкольников, является конкретный предмет живой природы. В роли этой единицы чаще всего выступает целостный растительный организм. Таким образом, отдельный природный объект, стоящий в центре внимания ребенка, может служить исходным звеном для дидактического анализа экологических знаний.

Комнатные растения и растительность на улице (возле дома, на участке детского сада), могут быть представлены ребенку с экологических позиций - в их непосредственном взаимодействии со средой обитания. Взрослый ставит цель показать это взаимодействие и прослеживает с дошкольниками: что составляет условия жизни растений, как они взаимодействуют с этими условиями. В дошкольном возрасте исходным звеном формирования знаний о растениях является система конкретных знаний, отражающих ведущие закономерности живой природы: многообразие видов, их приспособленности к среде обитания, изменения в процессе роста и развития, жизнь в сообществах. Спецификой системы знаний является ее построение на конкретно ограниченном по объему материале, который доступен наблюдению детей, познанию наглядно-образного мышления.

Отбор сведений о растениях осуществляется с учётом их воспитательного характера, научной достоверности, конкретности и доступности детям дошкольного возраста. Содержание и структура усваиваемых знаний формируют познавательные способности и мышление воспитанников. Освоение способов умственной деятельности осуществляется лишь в процессе усвоения и применения знаний. Переход от одного этапа к другому происходит в ходе целенаправленного педагогического руководства процессом детского познания. Соблюдение определённой последовательности в формировании представлений детей о растениях делает этот процесс более управляемым, а складывающиеся у детей знания - более отчётливыми, полными и упорядоченными. В тоже время при знакомстве дошкольников с растениями следует учитывать как своеобразие познаваемого объекта, так и познавательные возможности и особенности (возрастные и индивидуальные) самих детей. В дошкольном возрасте необходимо учить детей различать и называть наиболее типичные, часто встречающиеся в данной местности деревья, кустарники, травянистые растения. Воспитанников детского сада знакомят и с комнатными растениями, учат узнавать, различать и называть наиболее яркие, часто встречающиеся из них.

2.      Цель и задачи Программы

Цель:развивать  у  детей  познавательный  интерес  при изучении объектов природы.

Задачи:

ü    Расширять  и  систематизировать  элементарные  естественнонаучные  и экологические представления детей;

ü    Формировать стремление к исследованию объектов природы;

ü    Развивать навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов;

ü    Формировать умение находить причинно–следственные связи в природных явлениях;

ü    Развивать способность понимать и любить природу;

ü    Развивать интеллектуальные  способности,  любознательность.

Организация деятельности  кружка:Кружок  проводится  1  раз  в  неделю   во  вторую  половину  дня  в  16.00 – 16.25 продолжительностью 25 минут. Программа кружка рассчитана на один год работы с детьми старшей  группы.

Условия  для проведения непосредственной организованной образовательной деятельности:

ü Добровольное участие детей.

ü Учебная и развивающая нагрузка сочетается с динамической паузой.

ü Мониторинг уровня знаний и умений детей проводится два раза в год: вводный (сентябрь – октябрь), итоговый (май).

ü Создание и поддержание в ходе непосредственной организованной образовательной деятельности эмоционально-позитивного фона.

ü Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещение, проветривание, время проведения).

Принципы организации непосредственной организованной образовательной деятельности:

ü  Принцип дифференциации и индивидуализации. Этот принцип предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей детей с речевыми нарушениями.

ü  Принцип деятельного подхода. Речь как регулятор всех психических функций развивается в ходе общения в ходе деятельности.

ü  Принцип развития. Этот принцип предусматривает деятельность одновременно во всех направлениях развития.

ü  Принцип сотрудничества. Предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.

ü  Принцип системности. Деятельность планируется систематически.

ü  Принцип от простого к сложному. Начинаем с простых понятий, заканчиваем серьезными умозаключениями.

3.      Предполагаемый результат работы по Программе

Представления детей о растениях расширены и уточнены, сформированы знания о многообразии растений и их связи со средой обитания, о росте и развитии растений, о жизни растений и животных в сообществе, об их взаимодействии с человеком.Сформированы  у детей представления о том, что растения могут жить в различных климатических зонах, в разной среде обитания, к которой они могут приспосабливаться. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых конкретных явлений.

Система оценки результатов кружковой деятельности:

Для определения уровня сформированности экологических представлений о растениях у детей старшей группы целесообразно использовать методику авторов С.Н. Николаевой, Л.М. Маневцовой, адаптированную к теме нашего кружка.

За основу взяты критерии, позволяющие судить о сформированности у детей старшего дошкольного возраста, экологических представлений о растениях полнота и глубина знаний.

Инструментарий исследования:

Задание 1

Цель: Выявить характер представлений ребенка о призна­ках живого; выяснить, имеет ли ребенок представления о по­требностях живых организмов, условиях, необходимых для жизни.

Материал: 7—8 картинок с изображением объектов живой и неживой природы; предметов, созданных человеком: расте­ние, солнце, авто­мобиль, самолет.

Инструкция: Индивидуальная беседа с ребенком. Ребенку предлагается из набора картинок выбрать объекты живой при­роды. После этого задаются вопросы:

- Как ты догадался, что все это живое?

- Почему ты считаешь, что (называется конкретный объект) живой?

- Что нужно (называется конкретный объект) для хоро­шей жизни? Без чего он не может прожить?

Задание 2

Цель: выяснить, имеет ли ребенок представление о разнообразии растений, местах их произрастания.

Материал: Карточки с изображением деревьев, цветов, овощей, фруктов, травянистых растений.

Инструкция: «Перед тобой картинки с растениями, рассмотри их внимательно и выбери растения, растущие в лесу, на клумбе, на грядке, на лугу.

Задание 3

Цель: Выявить представления ребенка об основных стадиях роста растения.

Материал: Карточки с изображением стадий роста и развития растения.

Инструкция: Ребёнку предлагают рассмотреть карточки и разложить их в нужной последовательности, объясняя свой выбор.

Задание 4

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представление о сезон­ных изменениях в жизни растений.

Материал: Сюжетные картинки с изображениями времен года и видов труда людей в разные сезоны года.

Инструкция: Проводится индивидуальная беседа с ребенком по сюжетным картинкам:

- Какое это время года?

- Почему деревья так выглядят?

- Почему люди так одеты? Чем они занимаются?

Задание 5

Цель: Выявить представления ребенка о нормах отношения к живому.

Материал: Картинки с изображениями примеров правиль­ного и неправильного поведения детей в природе.

Инструкция: Индивидуальная беседа с ребенком:

- Как поступил мальчик (девочка)? Почему?

- Как бы ты поступил на его (ее) месте?

- Какие добрые дела ты делал для живой природы?

Задание 6

Цель. Выяснить, имеет ли ребенок представления о группах растений – травы, кустарники, деревья.

Материал. Карточки с изображением растений, кустарников, деревьев. 27

Инструкция: «Перед тобой карточки с изображением растений, рассмотри их внимательно и разложи их по группам «травы», «кустарники», «деревья», объясняя свой выбор».

Задание 7

Цель: Изучить особенности отношения ребенка к  растениям в специально созданных условиях.

Методика: Проводится наблюдение за отношением ребен­ка к обитателям живого уголка. Создаются специальные условия, в которых ребенок должен будет осуществить выбор де­ятельности — либо с природными объектами, либо другой де­ятельности. Одновременно в уголке природы находятся некоторые растения, нуждающиеся в поливе, для чего приготовлены необходимые средства, и материалы для занятия другими видами деятельности (рисованием, игрой, рассматриванием книг). В природный уголок приглашаются двое детей, и каждому из них предлагается заняться тем, чем он хочет. Если ребенок сам не догадывается о необ­ходимости помощи живому, можно привлечь его внимание с помощью наводящих вопросов:

- Как ты думаешь, как себя чувствует живой объект?

- Как ты это узнал?

- Как ему можно помочь?

- Хотел бы ты ему помочь?

- Почему ты хочешь ему помочь?

Оценка результатов деятельности заключается в подсчете набранных баллов по каждому заданию и соотнесении их с уровнем сформированности экологических представлений о растениях у детей старшего дошкольного возраста.

Низкий уровень (1-3 балла) – представления о растительном мире, его существенных признаках и свойствах поверхностны; ребёнок имеет небольшие по объёму знания; задания выполняет неправильно, допускает много неточностей, не может ответить на поставленные вопросы. В выделении общих признаков растений по группам испытывает затруднения.

Средний уровень (4-6 баллов) – у ребёнка имеются некоторые существенные представления о растительном мире, его свойствах и признаках; при выполнении заданий допускает 2-3 ошибки, не на все поставленные вопросы отвечает правильно, не всегда может аргументировать свой ответ. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Проявляет интерес к знакомым и приятным для него живым объектам.

Высокий уровень (7-9 баллов) – сформирован широкий круг представлений о растительном мире; задания выполняет правильно, на поставленные вопросы отвечает, уверенно аргументируя свой ответ. Устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщенный, системный характер. Самостоятельно, по собственной инициативе проявляет интерес к знакомым и незнакомым растениям.

Дальнейший анализ выстраивается в виде диаграмм в соответствии с уровнями развития по балловой системе. Диаграммы позволяют отследить динамику развития детей по каждому направлению экологического развития в течение учебного года.

В процессе работы кружка предполагается, что общение с природой принесет детям радость, обогатит психику ребенка, совершенствует его органы чувств, поможет развитию эстетического вкуса.

Мир природы многообразен и прекрасен, ребёнок это видит, у него появляется необходимость правильно, грамотно спросить, назвать, рассказать, обобщить.

ОПИСАНИЕ ФОРМ, СПОСОБОВ, МЕТОДОВ  И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

         1 .      Формы реализации поставленных задач

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной деятельности, художественной литературы, спортивно-экологических праздников, инсценировок, экскурсий, исследовательской и трудовой деятельности.

Формы проведения: игра – путешествие; экскурсии в природу; досуги; экспериментальная деятельность;

Методы проведения: рассматривание картин, демонстрация фильмов и презентаций, труд в природе.

Наглядные: наблюдения кратковременные/длительные, определение предмета по определённым признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам.

Практические: игры – эксперименты, дидактические игры (настольно-печатные, словесные, игры-занятия, подвижные игры, творческие игры.

Словесные: рассказывание, беседа, чтение.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

5.     Комплексно-тематическое планирование

№ пп

Тема

Содержание

сентябрь

  1.  

Как растения готовятся к зиме

(прогулка по территории сада)

Учить распознавать и называть по листьям и плодам 5-6 деревьев, 3-4 кустарника, 4-5 садовых цветущих растений. Уточнить сезонные изменения в жизни растений: расцвечивание листвы, плоды, листопад, замирание листьев.

  1.  

Цветущие растения

Закрепить названия 4-5 цветущих растений.

Познакомить детей с разнообразием видов растений в природе. Уточнить части растений  и их функции.

  1.  

Комнатные растения – живой организм

Объяснить понятие  «комнатные растения».

Узнавать и называть 5-6 комнатных растений по форме, окраске листьев, цветов, стеблей.

  1.  

Размножение растений 

Учить пересаживать комнатные растения.

Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями.

октябрь

  1.  

Что  нам  осень  подарила?  Что растет на грядке?

Закрепить знания детей об овощах и фруктах.

  1.  

Кто главный в лесу?

Учить распознавать    5-6 деревьев, 3-4 кустарника. Закрепить, главное звено в лесу – растение.Уточнить последствия уничтожения деревьев.Воспитывать бережное отношение к лесу.

  1.  

Красная книга родного края

Воспитывать бережное отношение к растениям. Запомнить правила поведения в природе.

  1.  

Лес –многоэтажный дом

(Цепочка в лесу)

Учить замечать взаимодействие обитателей леса, их пищевую зависимость друг от друга. Уточнить: лес как пример сообщества.

ноябрь

  1.  

Десять заповедей друзей природы

Познакомить детей с десятью заповедями поведения в природе , понимать их значение и применять эти правила в жизни по отношению к объектам природы.

  1.  

Что мы сажаем, сажая леса?

Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу.

  1.  

Лесная аптека на страже человека

Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Воспитывать бережное отношение к природе.

  1.  

Жизнь растений и животных в сообществе

Сформировать представление детей о лесе как о сообществе растений и животных, которые живут вместе и нужны друг другу.

декабрь

  1.  

Как растения приспособились зимовать

Учить замечать деревья и кустарники без листьев. Закреплять разнообразие видов растений в природе: деревья, кустарники, травы –их характерные признаки.

  1.  

Береги деревянные предметы!

Сформировать представление о дереве как о важном строительном материале.

  1.  

Как узнать ель и сосну? (целевая прогулка)

Закреплять  у  детей  умение  отыскивать  ель  и сосну  среди  знакомых  деревьев,  называть характерные  особенности  их  строения.  Учить сравнивать живую ель (сосну) с искусственной, учить  различать  еловую  и  сосновую  шишки.

  1.  

Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку –красавицу наших лесов»

Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться.

январь

  1.  

В гости к южным растениям

Формировать у детей представление о разнообразии растений, их приспособленности к жизни в разных условиях.

  1.  

Растения в нашем уголке природы

Уточнить представления детей о 4—5 видах знакомых растений, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); познакомить с новыми растениями; сформировать представления о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

  1.  

Наблюдение  «Выращиваем лук»

Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию этой огородной культуры, желание наблюдать за изменениями в луковицах в зависимости от условий; учить создавать ситуацию опыта, делать зарисовки.

  1.  

Что такое заповедник?

Познакомить детей с заповедниками нашей страны; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

февраль

  1.  

Хлеб – всему голова

 

Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Воспитывать бережное отношение к хлебу.

  1.  

Зерновые культуры

Познакомить детей с зерновыми культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей.

  1.  

Почему зерно в землю сеют?

Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных         условиях и почвах. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности.

  1.  

Злаки родного края

Углубить знания детей о злаках родного края.

Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства.

март

  1.  

Растения  весной

Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава. Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе.

Воспитывать эстетическое отношение к растениям.

  1.  

Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду

Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. Зависимость роста растений от условий окружающей среды. Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить.

  1.  

Берегите первоцветы

Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом. Выяснить особенности строения и назначения всех органов

  1.  

Роль света в жизни растений

Познакомить детей с рольюсолнечного света в жизнирастительного  мира. Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

апрель

  1.  

Игра - путешествие в страну «Полезных и вредных растений»

Познакомить детей с разновидностями растений

(лекарственные и ядовитые растения). Учить различать их в природе.

  1.  

Растения - легкие Земли

Дать представление о значении растений; показать зависимость всего живого от состояния растительного покрова; воспитывать интерес к растениям, учить понимать происходящие в природе процессы.

  1.  

Цветы

Знакомить с названиями цветов, их строением. Воспитывать бережное отношение к природе.

  1.  

Как появляется цветок?

Закрепить  знания  детей  о  том,  что  цветы появляются из семян при определенных условиях (почва,  вода,  воздух,  тепло),  выделить  циклы развития  растения:  семя,  росток,  растение, цветок, плод, семя.

май

  1.  

Цветущий луг

Уточнять представления детей о многообразии

растений.

  1.  

Как  растения  путешествуют? Зачем  семенам  крылышки, одуванчику  «парашютики»,  а репейнику –крючки?

Выявить  взаимосвязь  строения  плодов  со способом  их  распространения,  развивать интерес  к  растительному  миру,  воспитывать заботливое  к нему отношение.

  1.  

Почему цветы мать-и-мачехи так называются? Чем этот цветок отличается от одуванчика?

Целевая прогулка.

Учить детей узнавать это растение, развивать наблюдательность,    умение    замечать особенности листьев, стебля, подвести детей  к тому,  почему  цветок  так  называется,  учить сравнивать мать-и-мачеху и одуванчик.

  1.  

Как человек охраняет природу?

Развивать представление  о  том,  как  человек способствует  сохранению  и  восстановлению природы,  воспитывать  доброе,  ответственное отношение к природе.

 МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Список используемой литературы

  1. Л.И. Грехова «В союзе с природой» - эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: ИГЛ «Ставрополь, 2002 г.
  2. «Мы»: Программа экологического образования детей. Н.Н. Кондратьева и др.  – СПб.«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. – 240 с.
  3. Редакция журнала «Марий Эл учитель» «Природа – наш дом» - г. Йошкар-Ола, 1996г.
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005 г.
  5. Л.Ф. Тавленко «В гармонии с природой» Часть 1 старшая группа: Программа и методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений – Ульяновск:
  6. «Добро пожаловать в экологию» Часть 2. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. / Сост. О. А. Воронкевич. – СПб.«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 336 с.
  7. С. Н Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», -  Москва: Новая школа, 1995 г.

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством.


«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0008200

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5104
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.