«ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!»

  чт., 10.12.2020

Автор:

Безусова Инга Зинатулловна

педагог- организатор МАДОУ

«Волшебница» г.Лабытнанги, 2019

Направленность: туристско-краеведческая

Аннотация

Программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» является продуктом инновационного проекта«Демонстрационно-выставочного комплекса «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ» (приказ департамента образования ЯНАО от 01.04.2019 № 292 «Об итогах конкурса на предоставление субсидий из окружного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа в 2019 году») реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Волшебница», в течение 2019-2020 учебного года.

Данная программа позволяет через созданный на территории детского сада демонстрационно-выставочный комплекс «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ» наглядно представить крупнейшие отрасли промышленности Ямала и организовать комплексную просветительскую работу по ознакомлению детей дошкольного возраста с прошлым, настоящим и будущим промышленности Ямало-Ненецкого автономного округа.

Программы является авторской, разработана на основе личного практического опыта, отличается новым содержанием, построенным на местном, региональном материале, которого нет ни в одном российском учебнике, в этом ее огромная ценность.

В основание Программы легли общие принципы музейной педагогики: наглядность, доступность, содержательность и т.д., направленные на познавательное развитие ребенка в целом.

Программа модульная, что позволяет изучить объекты (экспонаты) более полно и качественно. 

Предлагаемая программа может быть рекомендована педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных образовательных учреждений,как дополнение к основной образовательной программе.

Востребованность дополнительной образовательной программы «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» педагогами муниципальной системы дошкольного образования подтверждена высоким процентом заинтересованности в рамках сетевого взаимодействия при совместном планировании экскурсий, организацией методического сопровождения педагогов, желающих привести детей на практико-ориентированную экскурсию, а также положительными отзывами родителей (законных представителей) детей ссылка, ссылка.

Распространение опыта работы на региональном уровне дополнит постепенно формирующийся информационно-методический ресурс системы образования ЯНАО по формированию основ целостного мировосприятия средствами познавательно-исследовательской активности дошкольников через музейно – экскурсионную деятельность.

Методический продукт успешно прошёл внутреннюю и внешнюю экспертизу, в ходе которой подтверждена его актуальность, практическая значимость и целесообразность внедрения в массовую педагогическую практику.

Раздел 1. Целевой

1.1.            Пояснительная записка

Актуальность программы:

«Без прошлого нет настоящего, без настоящего – будущего»

В настоящее время Постановления Правительства РФ, Министерства просвещения, утвержденный ФГОС ДО нацеливают дошкольные образованные учреждения на новый уровень, который предусматривает формирование у подрастающего поколения познавательных интересов и познавательных действий в различных видах деятельности, а также воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия - великая страна с героическим прошлым и счастливым будущим. Эту задачу невозможно реализовать без знакомства детей с историческим и культурно-трудовым наследием своего края и России в целом. Чем меньше ребенок, тем большее влияние педагог может оказать на его чувства и поведение. Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребёнка, когда возникает масса вопросов, на которые ему нужно самостоятельно находить ответы. И важным условием для этого процесса является активизация познавательных способностей, то есть процесса, в результате которого происходит формирование личности человека, который умеет творчески решать задачи, самостоятельно критически мыслить, выдвигать и защищать свою точку зрения, обновлять свои знания и применять их в процессе жизнедеятельности.

Дополнительная образовательная программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» (далее – Программа) туристско – краеведческой направленности, разработана на основании следующих нормативных правовых документов, регламентирующих функционирование системы дошкольного образования РФ:

ü Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

ü Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

ü Комментарии Министерства образования и науки РФ к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. №08-249;

ü Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13 «Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций»;

ü Устав МАДОУ «Волшебница».

Отличительная особенность данной Программы от уже существующих в том, что дополнительная образовательная программа «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» - является авторской, разработана на основе личного практического опыта, отличается новым содержанием, построенным на местном, региональном материале, которого нет ни в одном российском учебнике, в этом ее огромная ценность.

В основание Программы легли общие принципы музейной педагогики, направленные на познавательное развитие ребенка в целом.Любой музей, по существу, является пространством, организованным преимущественно в образовательных целях, где посетитель становится участником открытого диалога.

Существует большое количество педагогических программ и практик по формированию целостных представлений о родном крае–Ямале, через организацию музея в дошкольных образовательных учреждениях, но все они представлены в виде мини-музея в детском саду,например:Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЦРР детский сад «Белоснежка» город Новый Уренгой«Мой край родной - Ямал»ссылка,Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Радуга» город Тазовск «Мини-музей русской избы» ссылка, Детский сад "Золотая рыбка" филиал ООО "Газпром добыча Уренгой" город Новый Уренгой «Мы живём на Ямале» ссылка, а в рамках программы «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ: вчера, сегодня, завтра!» дети получают свой практический опыт на интегрированной платформе Демонстрационно-выставочного комплекса «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ» ( далее – ДВК),который размещен на территории детского сада, в виде музея под открытым небом,что даёт возможность организовать общение детей с уменьшенной моделью чего-то бо́льшего и лабораторией для проведения исследовательской, экспериментальной деятельности расположенной непосредственно в помещении сада,в этом и заключается уникальность Программыссылка, ссылка.

Программа модульная, что позволяет изучить объекты (экспонаты) более полно и качественно. 

Новизна программы заключается в нескольких аспектах. Первый проявляется в модульной структуре содержания, направленной на организацию исследования на основе регионального материала, использование результатов в практической деятельности, параллельное совершенствование навыков в области экскурсионного дела, приобретению умений по созданию и проведению экскурсии. Следующий аспект новизны проявляется в расширении практической составляющей программы, позволяющей повысить интерес к истории родного края через практико-экскурсионные образовательные маршруты.

Данная Программа рассчитана на один год обучения воспитанников подготовительной группы, имеющих высокий познавательный интерес и потребность в интеллектуальном развитии. Предусматривается 36 занятий в учебный год (1 час в неделю).

Программа реализуется в течение всего календарного года, включая каникулярное время.

 Основной формой обучения является аудиторные (практико-экскурсионные)занятия, длительность которых регулируется с учетом возраста воспитанника и в соответствии с нормами СанПин, а также проводятся внеаудиторные (самостоятельные) занятия, в количестве 12 часов.

Практико-экскурсионные занятия по дополнительному образованию проводятся с сентября по май включительно, во второй половине дня.

Внеаудиторные (самостоятельные) занятия проводятся с июня по август и включают в себя самостоятельное проведение тематических экскурсий по индивидуальным заданиям (Приложение 1).

Любая экспозиция должна учитывать следующую логическую цепочку: восприятие - понимание - осмысливание – закрепление - применение.

Теоретической составляющей Программы является работы М.Ю. Коваль, О.В. Дыбиной, Л.В.Пантелеевой, Н.А.Рыжовой и др., которые считали, что фундаментом педагогики музея является идея погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду, включающую в себя памятники природы, экспонаты экологического содержания. Я. А. Каменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувства и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «ввести детей в природу», чтобы сообщить им всё доступное и полезное для умственного и словесного развития. Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, Б. Т. Лихачёва, которые придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка. Становлению и развитию краеведения в советский период посвятили свои работы педагоги, социальные деятели, краеведы: В.Н. Татищев, В.Г. Л.А. Гольденберг, М.И. Калинин, Н.К. Крупская, А.И. Лазарев, П.И. Рычков, Н.А. Соболева, М.В. Соловьев.

Особенностями программы является:

   взаимосвязь с другими сторонами воспитания (умственной, трудовой, нравственной и т.д.);

   использование разных видов деятельности;

   четкое определение содержания экологического воспитания;

   использование эффективных средств диагностики, контроля экологического воспитания;

   взаимосвязь семьи и дошкольного учреждения;

   создание развивающей среды;

   экологическая грамотность педагога.

1.2. Цель и задачи программы

Целью данной программы является:

создание условий для формирования основ целостного мировосприятия средствамипознавательно-исследовательской активности дошкольников через музейно – экскурсионную деятельность.

Задачи:

   формировать у детей элементарные представления об крупнейших отраслях промышленности округа, основанных на ресурсной базе ЯНАО;

   развивать критическое мышление;

   формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальных способностей;

   развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

   развивать желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности;

   формировать исследовательские навыки,умения анализировать, делать выводы и умозаключения;

   формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов;

   развивать познавательный интерес к миру природы ЯНАО, понимания взаимосвязей в природе и место человека в ней;

   развивать у детей интерес к инженерным профессиям;

   воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что практико-экскурсионные образовательные маршруты, оказывают влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближают дошкольника к реальной жизни, пробуждают логически мыслить, способствуют умению анализировать, делать выводы.

Принципы заложенные в основу программы:

   Наглядность.

   Доступность (от простого к сложному)дети могут трогать экспонаты, изучать их, играть с ними.

   Принцип научности — экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и одновременно научном уровне.

   Содержательность (материал должен иметь образовательно-воспитательное значение для детей, вызывать в детях любознательность).

   Обязательное сочетание предметного мира музея с программой, ориентированной на проявление активности детей.

   Последовательность ознакомления детей с экспонатами.

   Гуманизм (экспонаты должны вызывать бережное отношение к природе вещей).

   Здоровьесбережения (обеспечено сочетание статичного и динамичного положение детей, смена видов деятельности).

   Возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста).

   Психологической комфортности - заключается в снятии стрессовых факторов.

   Природосообразности — развитие в соответствии с природой ребенка, его индивидуальными особенностями, восприятием.

   Поощрение детских вопросов и фантазий при восприятии.

   Активность детей в усвоении музейного наследия, которая проявляется на уровне практической деятельности как отражении полученных знаний и впечатлений в продуктах собственного творчества, в продуктивной деятельности (экспериментальная исследовательская работа).

   Подвижность структуры занятий-экскурсий (четкий сценарий, но возможность импровизации).

Приёмы, используемые при реализации программы

  • Ø работа в малых группах;
  • Ø создание проблемных ситуаций; решение
  • Ø создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
  • Ø моделирование и анализ различных ситуаций;
  • Ø работа по инструкции для выполнения самостоятельных упражнений.

Практическая значимость:

   Практическая значимость для воспитанников

Возможность включения детей дошкольного возраста в открытый образовательный процесс с использованием практико-экскурсионных образовательных маршрутов, стимулирующих их познавательную активность, повышение информационной компетенции, способствование ранней профессиональной ориентации и обеспечение возможности общения с детьми старшего дошкольного возраста.

   Практическая значимость для педагогов

Повышение информационной компетентности педагогов, укрепление социально-коммуникативных, профессиональных связей педагогов системы дошкольного и дополнительного образования.

   Практическая значимость для социума:

В наше время проблемы загрязнения окружающей среды, разумного потребления и использования материальных ресурсов, утилизации отходов становятся все более актуальными для современной цивилизации. Экологически осознанное отношение к окружающему может способствовать формированию устойчивой позиции сохранения окружающей среды будущим поколением.

Возрастные особенности воспитанников 6-7 лет:

            В этом возрасте у детейсовершенствуется познавательная активность,детям необходимо разнообразие форм межличностного сотрудничества, такие как сотрудничество со сверстниками и взрослыми, игры, общение и совместная экспериментальная деятельность, способствующая формированию личностных особенностей ребенка.

Ребенок 6 -7 лет, превосходящий основные нормы и уровень развития познавательных функций, отличающийся остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью, проявляющий выраженную и разностороннюю любознательность.

1.3. Целевые ориентиры

1.3.1. ПланируемыерезультатыосвоенияПрограммы

ОсвоениеПрограммынесопровождаетсяпроведениемпромежуточныхаттестацийиитоговойаттестациивоспитанников. ПланируемыерезультатыосвоенияПрограммыпредставленыввидецелевыхориентиров – возрастныххарактеристиквозможныхдостиженийребёнка.

Целевыеориентирынеподлежатнепосредственнойоценке, втомчислеввидепедагогическойдиагностики (мониторинга), инеявляютсяоснованиемдляихформальногосравнениясреальнымидостижениямидетей.

ЦелевыеориентирынаэтапезавершенияосвоенияПрограммы:

У ребёнка:

        сформирован интерес к крупнейшей промышленности региона;

        сформированы знания инженерных профессий;

        сформировано бережное отношение к родной стране, к родному краю, к дому;

        проявляется интерес к природным явлениям родного края, формируется доброе отношение к природным объектам окружающего мира;

        проявляется интерес к быту, культуре и традициям коренных жителей нашего региона;

        сформировано чувство гордости за своих родителей и людей, живущих в нашем городе, округе.

 1.4. Ожидаемые результаты Программы

Ожидаемые результаты:

  • Ø в отношении детей:

 * умение слушать;

 * умение обратиться к взрослому с вопросом;

 * умение ребенка отвечать на вопросы;

 * умение осуществлять поиск информации, иллюстраций, материалов, необходимых для экскурсий и исследований по определенной тематике;

 * умение обрабатывать собранный материал;

 * умение представить экскурсионный материал;

  • Ø в отношении родителей:

 * повышение педагогической компетентности в вопросах организации и проведения экскурсионной деятельности;

 * повышение вовлеченности родителей в образовательный процесс.

1.5. Технология педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей

Педагогическая диагностика (мониторинг) опирается на принципы поддержки специфики разнообразия детства, а также уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека.

Педагогическая диагностика (мониторинг):

ü   не содержит каких – либо оценок развития ребёнка, связанных с фиксацией актуальных образовательных достижений;

ü   позволяет фиксировать актуальный индивидуальный профиль опытно-исследовательской деятельности дошкольника и оценить его динамику;

ü   учитывает зону ближайшего развития ребёнка.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год (в начале и конце учебного года со всеми детьми) и имеет качественную оценку. Педагог заполняет индивидуальнуюкарту, отражающую уровень сформированности умений и навыков экскурсионной и исследовательской деятельности дошкольников по следующим критериям: сформирован, не сформирован, формируется.

Диагностика основана на методе наблюдений за действиями детей во время проведения практика – ориентированных экскурсионных маршрутов по следующим критериям (Приложение 2):

ü     степень проявления познавательной активности;

ü     уровень развития исследовательских умений (исследовательское поведение)

Формы подведения итогов:

      Защитакраткосрочных проектов.

      Конкурс исследовательских проектов и творческих работ «Я -  исследователь».

      Фестиваль детского творчества «Я экскурсовод».

Раздел 2. Содержательный раздел

2.1 Описание образовательной деятельности

Режим занятий: предусматривает проведение педагогом по 1 занятию в неделю.

Возраст детей,

Продолжительность  занятия

Всего занятий

6-7 лет (подготов. гр.)

30 минут

36

 В педагогическом процессе дополнительного образования детей используются различные технологии обучения:

Игровые технологии (позволяет более эффективно формировать и закреплять представления детей, поскольку игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте)

Технологии проблемного обучения (создавая проблемные ситуации и организуя деятельность воспитанников по решению учебных проблем, обеспечиваем оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки)

Информационно-коммуникативные технологии (эти технологии позволяют педагогу сделать более доступным и разнообразный наглядный материал, позволяя демонстрировать опыты и научные достижения детям. Также дети учатся работать с программой PowerPoint)

Технология проектирования (один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности каждого ребёнка.Это специально организованный педагогом, и, самостоятельно выполняемый воспитанниками, комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и, завершающихся созданием творческого продукта).

Содержание Программасостоит из трёх модулей:

   Модуль «Экологическая тропа» - это последовательное расположение маршрутных точек на территории детского сада, таких как: «Полярный Урал», «искусственный водоем «Озеро»», «Лесная зона», «Туристическая стоянка», «Метеостанция», «Мой Ямал» отражающих различные экосистемы и объекты.

Задачи: формировать представления о возможностях и особенностях природы Ямальской земли, формировать экологическое представление об объектах живой и не живой природы севера, познакомить детей с аграрно-промышленным комплексом округа. Продолжать расширять знания о животных, живущих на территории ЯНАО; о птицах; видах рыб (муксун, осетр, ряпушка и щука); о народах Крайнего Севера (ханты, ненцы, коми, селькупы).

   Модуль «Промышленность Ямала» - специально оборудованная площадка на территории детского сада, на которой установлены мини макеты нефтегазового комплекса Ямала.

Задачи: формировать представление о природных ресурсах округа, расширить знанияо нефтегазовом комплексе Ямале, об инженерных профессиях, воспитывать бережное отношение к использованию природных ресурсов и окружающей среды.

    Модуль «Эко-лаборатория» или класс экологии - представляет собой предметно-пространственную среду для опытно-исследовательской деятельности детей.

Задачи:Учить сопоставлять, сравнивать, делать выводы.

Все модули взаимосвязаны и объединяют платформу ДВК и класс экологии в единое образовательное пространство, где дети, получив теоретические знания закрепляют их на практики, через исследовательскую, экспериментальную деятельность.

Формы, методы и методические приемы обучения:

Методика проведения практико-экскурсионных занятий (маршрутов) предусматривает освоение теоретического материала (словесные методы: рассказ, беседа, обсуждения; наглядные методы: демонстрациямакетов, экспонатов) и практические работы для закрепления теоретической информации (экспериментальная деятельность, интерактивные игры, занимательные задачи и т.д), самоанализ и анализ.

Практико-экскурсионныезанятия (маршруты) могут установить связь между обучением и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. Поскольку просто выставки не оставят в сознании ребенка большого следа как, если они будет частью комплекса мероприятий таких как: игры-экспедиции, игры-путешествия, занятия по экспозициям, встречи с интересными людьми, тематические праздники, конкурсы, викторины, и т.д.

При проведении занятий учитывается:

  • Ø уровень знаний, умений и навыков воспитанников;
  • Ø самостоятельность ребенка;
  • Ø его активность;
  • Ø его индивидуальные особенности;
  • Ø особенности памяти, мышления и познавательные интересы.

2.2. Планирование образовательной деятельности Практико-ориентированные экскурсионные маршруты

тематический план

п/п

Блок

(тематические точки)

Количество часов

Тема

Кол-во часов теоретических занятий

Кол-во часов практических занятий

  1. Модуль «Экологическая тропа»

1.

 

«Полярный Урал»

20

Добыча минералов и руд на Полярном Урале

0,5

0,5

Минералы ПолярногоУрала

0,5

0,5

«Метеостанция»

«Инженер погоды»

 

1

«Погода как природное явление»

0,5

0,5

«Лесная зона»

«По тропинке мы пойдём»

0,5

0,5

Флора и фауна леса в Ямало-Ненецком автономном округе. Профессия «Лесник»

0,5

0,5

Видов птиц, животных обитающих на территории ЯНАО

0,5

0,5

Северные растения

0,5

0,5

Практическое занятие-экскурсия

 « Наблюдение за муравейником»

0,5

0,5

«Туристическая стоянка»

«Арктика тур»

0,5

0,5

Туристический бивак

0,5

0,5

Практическое занятие-экскурсия «Как приготовить пищу в походе»

0,5

0,5

«Искусственный водоем «Озеро»»

Водоем - как природная экосистема

0,5

0,5

Флора и фауна озер в Ямало-Ненецком автономном округе.

0,5

0,5

Биоценоз реки Обь

 

1

     «Мой Ямал»

«Почему Ямал - Край земли?»

0,5

0,5

 «Быт коренных народов севера»

0,5

0,5

Малая родина Ямал. Профессия «Оленевод»

0,5

0,5

Малая родина Ямал. Профессия «Рыболов»

0,5

0,5

«Промыслы коренных народов севера»

0,5

0,5

  1. Модуль «Промышленность Ямала»

2.

«Газовая буровая вышка»

12

«Газовый факел»

1

 

«Природный газ»

 

1

Буровая площадка. «Профессия «Бурильщик»

0,5

0,5

«Станок-нефтекачалка»

«Нефтяные качели»

0,5

0,5

Транспортировка добытых нефти и газа с полуострова Ямал. Профессия «Капитан морского судна. Машинист грузового поезда.  Инженер по обслуживанию продуктопровода»

0,5

0,5

«Нефть в жизни человека»

0,5

0,5

«Что мы знаем о нефти»

0,5

0,5

«Газопровод»

«Углеводороды-богатство Ямала»

1

1

«Полезные ископаемые ЯНАО»

«Добыча хромовой руды открытым способом на Полярном Урале, Ра-Из».

Профессия «Горнопроходчик»

0,5

0,5

«Ледокол Ямал»

Атомоход «Ямал»

0,5

0,5

Северный широтный ход

0,5

0,5

  1. Модуль «Эко-лаборатория» или класс экологии

3.

«Эко-лаборатория»

5

История освоения полуострова Ямал

1

-

«Нефть - богатство ЯМАЛА, нефть - проблема ЯМАЛА»

0,5

0,5

Практическое занятие «Царь - рыба»

-

1

Практическое занятие «Правила поведения в лесу. Бережем планету».

0,5

0,5

«Почему на севере находят кости мамонтов»

0,5

0,5

Итого: 36 часа

 Календарно тематическое планирование экскурсионных маршрутов

 

Месяц

Дата

Тема

Цель и задачи

1.

Сентябрь

05.09

«Погода как природное явление»

Цель: формировать представления о погодных явлениях Ямала.

Задачи: сформировать представления о погодных явлениях; о правилах безопасного поведения во время погодного явления

12.09

«По тропинке мы пойдём»

 

Цель: Познакомить с лесной зоны севера Западной Сибири.

Задачи: воспитание природоохранных знаний, умений, любви к природе, личной ответственности за её сохранность; ознакомить детей с объектами экологической тропы «Зона леса»; конкретизировать знания детей о разнообразии мира растений и животных; воспитывать культуру общения с природой.

19.09

«Северные растения»

Цель: познакомить детей с отличительными особенностями растений севера.

26.09

«Флора и фауна леса в Ямало-Ненецком автономном округе. Профессия «Лесник»

Цель: Познакомить с профессией Лесник.

Задача:Дать сравнительную характеристику леса и тундры. Сформировать представления о Ямальских лесничествах.

2.

Октябрь

03.10

«Арктика тур»

Цель: Сформировать представление о видах туристических походов.

 Задача: познакомить с видами туризма (пеший, горный, речной)

Познакомить с профессией Инструктор по туризму.

10.10

Добыча минералов и руд на Полярном Урале

Цель: познакомить детей с разнообразием минералов и руд Полярного Урала.

Задачи: продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы. Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства. Воспитывать бережное отношение к природе.

17.10

Буровая площадка. «Профессия «Бурильщик»

Цель: Продолжать ориентировать детей в сферах нефтегазовой промышленности.

Задачи: знакомство детей с профессией «Бурильщик»

24.10

«Углеводороды-богатство Ямала»

Цель: познакомить детей с углеводородами.

Задачи: сформировать представления о видах углеводорода. Расширить знания детей о необходимость углеводорода в жизни людей.

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

ноябрь

07.11

История освоения полуострова Ямал

Цель: познакомить детей с знаменитыми людьми причастными к открытию углеводородных месторождений.

14.11

Транспортировка добытых нефти и газа с полуострова Ямал. Профессия «Капитан морского судна. Машинист грузового поезда.  Инженер по обслуживанию продуктопровода»

Цель: Продолжать ориентировать детей в сферах нефтегазовой промышленности.

Задачи: сформировать представление о видах и формах транспортировки углеводородов с полуострова Ямал.

21.11

«Почему Ямал - Край земли?»

Цель: Сформировать представление о крае, как субъекте большой страны.

Задача:исследовать информацию вместе с детьми  о родном крае, знакомить с его историей, достопримечательностями, а также его жителями и их профессиями.

28.11

«Быт коренных народов севера»

Цель: Сформировать представление о быте коренных народов Ямало-Ненецкого автономного округа.

Задача: развивать знание особенностей быта народов ханты и ненцы, селькупы. Объяснять  принцип работы и жизни в суровых климатических условиях коренных жителей.

4.

Декабрь

05.12

«Газовый факел»

Цель: Познакомить детей с моделью газовой вышки и её функцией.

Задачи: познакомить с природным газом, свойствами, способами добычи, значением для людей; научить определять и самостоятельно формулировать основные свойства данного полезного ископаемого. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, целенаправленность в работе, совершенствовать план ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту, создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

12.12

Видов птиц, обитающих на территории ЯНАО

Цель: познакомить с птицами ЯНАО.

Задача: дать представления о перелетных и зимующих птицах ЯНАО.

19.12

«Инженер погоды»

 Цель: Сформировать представление о функции метеоплощадки; познакомить с профессией Метеоролог.

Задача: научить детей работать с приборами метеостанции. развивать восприятие к условным обозначения и схематическим изображениям. Объяснять  принцип работы приборов:  термометра и гигрометра, осадкомера и солнечных часов, стенда с видами облаков.

26.12

Минералы Полярном Урале

Цель: познакомить детей с разнообразием минералов Полярного Урала.

Задачи: продолжать формировать умение исследовать неживую природу, выделять особенности разных камней, описывать их и сравнивать, делать элементарные выводы. Закрепить элементарные представления о разнообразии камней, умение обследовать их и называть свойства. Воспитывать бережное отношение к природе.

5.

Январь

09.01

«Нефтяные качели»

Цель: Продолжать ориентировать детей в сферах нефтедобывающей отрасли Ямала.

Задачи: познакомить детей со свойствами нефти (жидкость тёмного цвета и резким запахом; в воде не растворяется, а расплывается по поверхности воды; хорошо горит); основная функция нефти – топливо для различных средств передвижения.

Помочь детям понять, как загрязнение водоёмов и лесов нефтью влияет на водоплавающих птиц, рыб и зверей; помочь увидеть, насколько сложно удалить нефтяную плёнку с поверхности.

Учить детей рассуждать, делать предположения и выводы, отстаивать собственную точку зрения. Познакомить детей с профессией «Бурильщик»

16.01

Они прославили город,

знакомство с героями

труда

Познакомить детей с знаменитыми

людьми города, прививать уважение к

труду, гордость за людей труда.

23.01

«Почему на севере находят кости мамонтов»

Цель: познакомить с причинами нахождения останков древних животных (мамонтов)

 

6.

Февраль

06.02

«Природный газ»

Цель: Познакомить детей со значением природного газа для человека.

Задачи: познакомить с природным газом, свойствами, способами добычи, значением для людей; научить определять и самостоятельно формулировать основные свойства данного полезного ископаемого.Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, целенаправленность в работе, совершенствовать план ответа, воспроизводить словесный материал близко к тексту, создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

13.02

«Нефть - богатство ЯМАЛА, нефть - проблема ЯМАЛА»

Цель: Доказать, что нефть является не только ценным топливным сырьем и важнейшим источником энергии, но и главным источником

загрязнения окружающей среды.

Задачи: актуализировать ранее полученные знания;

- обогатить личный опыт ребёнка самостоятельным проведением эксперимента.

27.02

«Нефть в жизни человека»

 

 

 

Цель: познакомить детей с продуктами нефтепереработки.

Задача: дать представления о продуктах питания, предметах быта, игрушках и т.д., которые содержат нефть.

7.

Март

05.03

Малая родина Ямал. Профессия «Оленевод»

Цель: Сформировать представление о агропромышленной отрасли Ямала.

Задача:формировать представления о северных оленях, как об крупнейшей отрасли на Ямале. Познакомить с профессией  Оленевод.

12.03

«Что мы знаем о нефти»

 

Цель: Обобщение и систематизация знаний детей о углеводородах.

Задачи: расширять и углублять знания детей о нефти. Учить ясно, понятно излагать свои мысли, отвечать развёрнутым предложением. Развивать познавательные способности, мышление, память, внимание.

19.03

Атомоход «Ямал»

Цель: познакомить детей с атомным ледоколом «Ямал» и его значением для транспортировки нефти и газа.

26.03

Малая родина Ямал. Профессия «Рыболов»

Цель: Познакомить детей с деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов Ямала.

8.

Апрель

02.04

«Добыча хромовой руды открытым способом на Полярном Урале, Ра-Из».

Профессия «Горнопроходчик»

Цель: Ориентировать детей в сфере горнодобывающей отрасли   промышленности округа.

Задачи: формирование эмоционально – ценностного отношения детей к природным ресурсам родного края (железная руда), через знакомстводетей с рофессией «Горнопроходчик».

рассматривание образцов горных пород под микроскопом.

09.04

Практическое занятие «Царь - рыба»

 

Задачи:Научиться определять возраст рыб, через проведение эксперимента - исследования по определению возраста сиговой рыбины «Муксун».

Опытным путем проверить гипотезу, действительно ли в магазинах продается рыба муксун, возраст которой считается половозрелым.

- выполнить краткосрочный проект.

16.04

Водоем - как природная экосистема

Цель: Познакомить с флорой и фауной водоема «Озеро».

Задача:сформировать представление о животных и растительности озер на Ямале:

Формировать первоначальные понятия об истории озера, водных растениях камыш, кувшинка, осока; об водных обитателях. О разнообразии природных сообществ.

23.04

«Промыслы коренных народов севера»

 

Цель: Познакомить детей с   промыслами народов севера. Формировать у детей познавательный интерес к окружающему миру; активное, небезразличное отношение к малой родине, ее истории, настоящему и будущему. Развитие творческих способностей, расширение словарного запаса;активизация словаря: оленевод, малица, чум, нарты. Воспитывать любознательность, взаимовыручку, любовь к родному краю.

9.

Май

07.05.

Туристический бивак

Цель: Сформировать представление о правилах поведения в походах.

Задача: дать знание об устройстве туристического бивака. Познакомить с природоохранными экологическими знаками. Воспитывать желание беречь природу в походах.

14.05

«Как приготовить пищу в походе»

Цель: сформировать представления детей о приготовлении пищи на костре.

Задача: познакомить детей с правилами разведения огня в лесу и добыча природных даров.

21.05

Биоценоз реки Обь

Цель: практическое воссоздание глубинного участка реки.

28.05

Практическое занятие-экскурсия «Наблюдение за муравейником»

Цель: познакомит детей с строением и организацией муравейника.

Задача: определить виды муравейников, муравьиные тропа; дать понятие о расположении муравейника относительно частей света.

2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы

В ходе реализации образовательных задач Программы осуществляется поддержка инициативы и самостоятельности детей. Детская инициатива проявляется во внеаудиторные (самостоятельные) занятия которые проводятся с июня по август и включают в себя самостоятельное проведение несложных экскурсионных мероприятий по выбору и интересам детей, по индивидуальным заданиям (мнемосхемам) педагога.

Источники самостоятельной деятельности детей:

   Тематические экскурсии;

   Праздники, развлечения, игры, конкурсы;

   Исследовательская деятельность;

   Образовательныемультфильмы.

В работе с детьми используют следующие формы деятельности, способствующие гармоничному развитию ребёнка:

   специально – организованная деятельность педагога с детьми через практико-ориентированные экскурсионные образовательные маршрутыпо развитию исследовательской проектной деятельности, предполагает обучение детей дошкольного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;

   индивидуальная работа с детьми - используется для закрепления изученных тем по развитию умений и навыков исследовательского поиска;

   тренировочное занятие - предполагающее познакомить детей с технологией проведения тематических экскурсии;

   коллективная работа – предполагает совершенствование проектно-исследовательских умений и навыков детей;

   самостоятельная практика детей – закрепляет и совершенствует навыки и уменияисследовательской и экскурсионной деятельности;

   презентация – представление детьми своих достижений взрослым и сверстникам. Такая форма работы способствует развитию положительного отношения детей к себе, к окружающим. Это возможность увидеть результаты.

2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Основной целью взаимодействия с семьями воспитанников является создание содружества «Педагог– дети– родители», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.

Для достижения вышеуказанной цели предусматривается решение следующих задач:

   создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания и доверия между всеми участниками образовательного процесса;

   создать условия для саморазвития взрослых (родителей, педагогов) ради конструктивного содействия формированию и развитию личности ребёнка, его успешной социализации;

   повышать психолого-педагогическую грамотность родителей;

   расширять сферу участия родителей в организации жизни в МАДОУ;

   устанавливать партнёрские отношения с семьей каждого воспитанника.

Формы работы с родителями несут в себе культурно-познавательный характер через организациюсемейных экскурсий, фестивалей, дней открытых дверей, праздников, акций, тематических экскурсий;мастер-классы, открытые занятия и т.д., а также вовлечение родителей в образовательный процесс: участие в конкурсах, развлечениях, помощь в работе над исследовательским проектом, экспериментом. 

Раздел 3. Организационный раздел

3.1.  Календарный учебный график

Содержание

1

Режим работы МАДОУ

5 дней в неделю, 7.00 ч. -19.00 ч.

2

Аудиторные занятия

(по группам или индивидуально)

с 01.09.2019 по 31.05.2020 г.

3

Количество недель аудиторных занятий

36 недели

4

Внеаудиторные (самостоятельные) занятия

с 01.06.2019 по 30.09.2019

5

Количество недель внеаудиторных занятий

12 недель

3.2. Модель годовых праздников и традиционных событий.

Месяц

Тема

Форма

Сентябрь

«Аквакультура Ямала»

Экскурсия

Октябрь

«Приполярный Ямал»

Квест- игра

Ноябрь

Открытие площадки ДВК «ЯМАЛ ПРОМЫШЛЕННЫЙ»

Муниципальный конкурс макетов «Ямал Промышленный»

Декабрь

Люби и знай свой край родной

Экологический марафон

Январь

«Промышленность Ямала»

Игра- экспедиция

Март

«Наш дом Ямал»

Межмуниципальная викторина

Апрель

«Почемучка»

Конкурс проектов и исследовательских работ

Май

«Нефтегазовая отрасль ЯНАО»

Экскурсия

 3.3. Методическое обеспечение программы

1.  Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду, Мозаика – Синтез, 2010год.

2. Н. А. Рыжова, программа экологического образования дошкольников «Наш дом – природа», Москва, утверждено Министерством образования РФ.

3. Земскова – Названова Л. «Люби и знай родной свой край», - М.: Чистые пруды, 2006;

4. Н.Н. Кондратьева, Материалы «Программа экологического образования детей «Мы», 2013год.

5. Савенкова А. Теория и практика применение исследовательских методов обучения в дошкольном образовании // Д/с от А до Я. – М., 2015, №2.

6. Н. Н. Поддьяков «Обучение детей экспериментально - исследовательской деятельности в детском саду».

7.Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности в детском саду. –     Мозаика – Синтез, 2008.

8. Веракса Н.Е. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников. – Мозаика – Синтез,2012.

9. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – Сфера, 2012.

10. Иванова, В.К. Курашова, Г.Н. Об организации работы по экологическому воспитанию. / Дошкольное воспитание. 2014 №7. С.3-67. 

11. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие для вузов по спец.«История» /Под ред. Проф. К.Г. Левыкина и проф. В. Хербста. - М.: Высшая школа,2013

3.5. Материально-техническое обеспечение программы

Интерактивное оборудование -   проектор, компьютер, интерактивная доска, интерактивная панель «Колибри», интерактивная детская лаборатория «Наураша» 

Природные материалы - живые растения, части растений, образцы искусственных материалов, глина, ракушки, птичьи перья, шишки, листья деревьев, семена, образцы горных пород, образцы нефтепродуктов, продукты рудодобывающих полезных ископаемых, минерально-сырьевые ресурсы и т.д.

Бросовый материал: кусочки кожи, меха, ткани, пробки и т.д.

Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и другие.

прочие материалы: зеркальца, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, свеча восковая и т.д.

Дидактический материал - тематические дидактические игры, например, «Что в корзину мы берем», «Вершки – корешки», «Воздух, земля, вода», «Угадай, что в мешочке», «Природа и человек», «Выбери нужное», «Где снежинки», «С какой ветки детки», «Прилетели птицы», «Когда это бывает», «Звери, птицы, рыбы», «Весной, летом, осенью», «Сложи животное», «Что из чего сделано», «Живое-неживое» и т. д.; материалы изображений элементов живой и неживой природы.

Раздаточный материал для исследований -  микроскопы, измерительные приборы, лупы, пробирки, пинцеты, колбы, сода, зеленка, йод и др. материалы.

Приборы помощники - увеличительное стекло, весы (безмен), песочные часы, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло) разного объема и формы.

Дополнительное оборудование: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, индивидуальные приборы для опытов.

3.6. Кадровое обеспечение:Образовательную деятельность по реализации данной программы может осуществлять как воспитатель, так и педагог-организатор или педагог дополнительного образования. Педагог должен владеть умениями в организации экскурсионных занятий, исследовательской деятельности, включать в учебный процесс проблемное обучение, содействовать обеспечению связи обучения с практикой. Также он должен анализировать достижения воспитанников, оценивать эффективность их обучения, на основе развития опыта творческой

Диагностическая карта по выявлению исследовательских и экскурсионных умений

(группа № ____)

п/п

ФИО ребенка

умение слушать

 

умение видеть проблему

 

умение выдвигать гипотезу

 

умение обратиться с вопросом

 

 

умение отвечать на вопросы

 

умение осуществлять поиск информации, иллюстраций и другим материалов, необходимых для исследований

умение обрабатывать материал (делать выводы)

 

умение представить доклад (экскурсию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Критерии оценивания:      + +   -  сформировано         

                                          - -    -  не сформировано            

                                         + -    - формируется

Таблица мониторинга заполняется — в начале и конце учебного года.

Таблица включает два этапа.

Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются (+ и -) в каждой ячейке указанного параметра.

Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, подсчитывается итоговый показатель по группе для описания общегрупповых тенденций.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0007858

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 1144
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.