Рабочая программа «Коррекция лексико-грамматического строя речи» для детей с ТНР 2 класс

  чт., 27.02.2020

Составители:

Хохлова Эллона Георгиевна, учитель-логопед 1 кв. категории

Дорофеева Светлана Евгеньевна, учитель-логопед высшей категории

Войтюк Лэйсэн Минехатовна, учитель-логопед высшей категории

Семенюта Людмила Васильевна, учитель-логопед высшей категории

МБОУ СОШ г. Ноябрьск, ЯНАО.

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 8-9 лет

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Коррекция лексико-грамматического строя речи» для обучающихся 2 классов с тяжелыми нарушениями речи составлена на основе: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Министерства и науки РФ от 19.12.2014 №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СаПиН 2.4.2.2821-10), утв. постановлением Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (с изменениями от 24.11.2015 г. №81; плана внеурочной деятельности, Адаптированной основной образовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.1) МБОУ СОШ №3 и  предназначена для обучающихся 2 классов с нарушением лексико-грамматического строя речи.

Рабочая программа разработана с учетом учебников УМК «Школа России». 2 классы: пособий для учителей общеобразовательных организаций/ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий, М. В. Бойкина и др.]. - М.: Просвещение, 2014. - 340 с. - ISBN 978-5-09-031535-7.; авторской программы О.А.Ишимова, С.Н.Шаховская, А.А. Алмазова - Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. - М.: Просвещение, 2018. - 126 с. - ISBN 978-5-09-062251-6, Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. - М.: Просвещение, 2014. - 77 с. - ISBN 978-5-09-034138-7; требований к результатам освоения НОО.

Целью коррекционной работы в рамках данного курса является - коррекция нарушения письма, чтения и развитие лексико-грамматических средств языка у обучающихся 2-х классов, обеспечение успешности освоения АООП НОО образования, обучающихся с ТНР и их интеграции в образовательной организации.

Рабочая программа направлена на решение следующих основных задач:

-     развивать устную и письменную речь обучающихся и формировать основы грамотного, безошибочного письма и чтения;

-     восполнить пробелы: в развитии звуковой стороны речи,

-     восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи: выделение и объяснение лексического значения общего корня в гнезде родственных (однокоренных) слов; нахождение общей морфемы в словах; нахождение сходства и отличия (с позиции семантики) в наборе однокоренных слов

-     развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;

-     развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;

-    обеспечение условий для возможности приобретения учащимися знаний, умений, навыков, необходимых для успешного усвоения обучающимися материала по родному языку в целом;

- формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Программа коррекционного курса построена с учётом особых образовательных потребностей детей с тяжёлыми нарушениями речи.

В основу разработки программы коррекционного курса по коррекции устной речи: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» (2 классы) заложены дифференцированный, деятельностный и системный подходы. Применение дифференцированного подхода к созданию программы обеспечивает разнообразие содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность реализовать индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов, обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в соответствии с их возможностями. Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающей овладение ими содержанием образования. Деятельностный подход  обеспечивает придание результатам образования социально и личностно значимого характера; прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых предметных областях; существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения; создание условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и социальной компетенции, составляющей основу социальной успешности. Системный подход в образовании строится на признании того, что язык существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются различные компоненты (фонетический, лексический, грамматический, семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка. Основным средством реализации системного подхода в образовании обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности обучающихся.

Данная программа учитывает специфику учащихся с ТНР, у которых диагностируется: ОНР-III уровня.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ТНР:

Общее недоразвитие речи (ОНР-III уровня)

Общее недоразвитие речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики.

При общем недоразвитии речи третьего уровня дети пользуются развернутой фразовой речью, не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков предметов, хорошо знакомых им в обыденной жизни. Они могут рассказать о свой семье, составить короткий рассказ по картинке. В то же время у них имеются недостатки всех сторон речевой системы как лексико-грамматической, так и фонетико-фонематической.

Многие дети с ОНР III уровня имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе, что может отражаться на каллиграфических навыках письма.

Для их речи характерно неточное употребление слов. В свободных высказываниях дети мало используют прилагательных и наречий, не употребляют обобщающие слова и слова с переносным значением, с трудом образуют новые слова с помощью приставок и суффиксов, ошибочно используют союзы и предлоги, допускают ошибки в согласовании существительного с прилагательным в роде, числе, падеже. Монологическая речь развита плохо, в основном дети используют диалогическую форму общения. Все эти особенности влияют на процесс овладения чтением и письмом.

Особенности психических процессов у детей с ОНР III уровня: неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включиться в учебно-игровую деятельность или переключиться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведет к появлению различного рода ошибок при выполнения заданий.

Общая характеристика коррекционного курса 

В рабочей программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Рабочая программа рассчитана на реализацию «Программы коррекционного обучения», являющейся частью основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №3 и ориентирована на удовлетворение актуального запроса обучающихся и родителей в получении коррекционной помощи учащимися-логопатами и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с речевой патологией посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Ключевая идея курса заключается в работе по исправлению речевых нарушений, которая строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

Практическая полезность рабочей программы обусловлена тем, что она позволяет обеспечить развивающее обучение, всестороннее совершенствование интеллектуально-волевых качеств, дает возможность сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.

Обучение дает возможность развивать у обучающихся навыки речевого общения, связной, грамматически правильной речи, а также закрепить знания о фонетической системе русского языка, предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: игровые, информационные. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которые позволяют сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческом уровне, но и будничные шаги по изучению базового материала. Если вложить образовательное содержание в игровую оболочку, то решится одна из ключевых проблем педагогики – проблема мотивации учебной деятельности. Использование современных технических средств повышает мотивацию изучения этого предмета, вызывает интерес учащихся, во многих случаях экономит учебное время, так как даёт возможность наглядно представить самые разные примеры взаимодействия, создать атмосферу вовлеченности в процесс общения. 

Описание места коррекционного курса в учебном плане 

В соответствии с требованиями Федерального государствен­ного образовательного стандарта начального общего образова­ния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья содержание программы реализуется в рамках коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью внеуроч­ной деятельности, поддерживающей процесс освоения содер­жания АООП НОО МБОУ СОШ №3.

В учебном плане МБОУ СОШ №3 на изучение коррекционного курса по коррекции устной речи: «Коррекция лексико-грамматического строя речи» (2 классы) отведено 3 часа в неделю (34 учебных недели) всего 102 часа.

Основной формой организации коррекционной работы в рамках данной программы является групповое занятие. Тип занятия определяется в соответствии с его основной дидактической целью: закрепление знаний и умений, повторения, комплексного применения базовых учебных действий, контроля и систематизации знаний. Продолжительность занятия 40 минут.

Виды и формы оценки достижения учащимися результатов освоения курса

Контроль и оценка предметных знаний и умений учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения учебного материала.

Видами контроля результатов курса являются:

-     вводный контроль: обследование устной и письменной речи учащихся, которое проводится до 15 сентября. Цель - определить уровень развития устной и письменной речи. Результаты отражаются в речевой карте, в листе динамики коррекционной работы;

-     текущий контроль: включает организацию самостоятельных, практических работ по изученной теме, разделу. Цель - проверить степень освоения учащимися программного материала. Итоги подводятся при проверке рабочих тетрадей по окончании каждого занятия;

- итоговый контроль: промежуточная аттестация проводится в форме, определенной учебным планом МБОУ СОШ №3 в соответствии с порядком, установленным в Положении о проведении промежуточной аттестации учащихся и осуществлении текущего контроля их успеваемости. Цель - проверить степень освоения учащимися программного материала; определить уровень выполнения предложенных задач; подвести итоги с указанием достижений и затруднений учащихся. С целью фиксации и систематизации результатов эти результаты заносятся в лист динамики коррекционной работы учителя-логопеда.

В ходе итогового контроля проводится анализ коррекционной работы с указанием достижений и затруднений учащихся, в случае необходимости позволяет направить на ТПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.  

Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного курса 

Необходимым условием организации успешного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ СОШ №3 является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Логопедическая работа является одним из компонентов успешной адаптации ребёнка к современным условиям.

Программа по курсу внеурочной деятельности «Коррекция лексико-грамматического строя речи» для обучающихся 2 классов с тяжелыми нарушениями речи призвана обеспечить своевременное выявление и коррекцию нарушений письменной речи в формировании речевой деятельности обучающихся. Практическая сторона коррекционно-развивающего обучения связана с формированием универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), умений и навыков, и ключевых компетенций школьников. Логопедическая работа является одним из компонентов успешной адаптации ребёнка к современным условиям.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами на первой ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта обучающихся.

Коррекционный курс, предусмотренный данной программой, опирается на совокупность  основных закономерностей построения учебного процесса, предполагаемых современной педагогикой, психологией, лингвистикой и учитывает основные общедидактические  принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а так же данных психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующей учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития».

Одно из принципиальных требований коррекционного курса, соблюдение которого способствует оптимизации коррегирующего обучения, коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-воспитательного воздействия.

Нарушения в формировании речевой деятельности, учащихся негативно влияют на все психические процессы, протекающие в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой и регуляторной сферах. Социализация и интеграция обучающихся с ТНР - задача вполне выполнимая при условии учета их особых образовательных потребностей. Направленность содержания коррекционного курса на формирование ценностных ориентиров - представление о языке как основном средстве человеческого общения как явления национальной культуры, эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, стремление к его грамотному использованию, пониманию того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры человека. 

Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения коррекционного курса

Личностные результаты:

-      формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

-      формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-      формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

-      овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

-      принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-      развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-      формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

-     развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-      развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

-      формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

  • Объяснять работу (функцию) гласной буквы как показателя твердости или мягкости предшествующего согласного.
  • Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.
  • Понимать знаки, символы, моде­ли, схемы, приведенные в карточках.
  • Формировать умения отличать новое от уже известного с помощью учителя-логопеда.
  • Формировать умения находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
  • Ориентироваться в учебниках (система обозначений, содержание). Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  • Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.

Регулятивные:

  • Принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; выполнять учебные действия в устной и письменной речи, в уме, в сотрудничестве с учителем-логопедом, детьми, находить несколько вариантов решения учебной задачи.
  • Принятие поставленной учителем-логопедом цели выполнения заданий на занятии.
  • Формирование представлений об оценке деятельности на занятии, правильности выполнения задания.

Коммуникативные:

  • Использовать в общении правила вежливости; принимать участие в работе парами и группами,
  • допускать существование различных точек зрения.
  • Формирование умения оформлять свою мысль в устной речи на уровне одного предложения.
  • Формировать умения отвечать на вопросы учителя-логопеда, товарищей по классу.
  • Вступать в  диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
  • Устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
  • Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Предметные результаты

  1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
  2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
  3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
  4. Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпиических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
  5. Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
  6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
  7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
  8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
  9. Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.

Планируемые результаты коррекционной работы

Учащийся научится:

-       различать устную и письменную формы речи и речь про себя, средства устной и письменной речи;

-       отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения в тексте;

-       определять ударение в слове;

-       группировать слова на основе их лексического значения;

-       распознавать многозначные слова, объяснять их лексическое значение;

-       подбирать к заданному слову синонимы, антонимы, объяснять лексическое значение  антонимов, синонимов;

-       распознавать и подбирать родственные слова, различать однокоренные слова и синонимы;

-       находить и выделять общий корень в однокоренных словах;

-       определять ударный и безударный гласный звук в слове, сравнивать написание ударных и безударных гласных в однокоренных словах;

-       определять способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова, подбирать проверочные слова;

-       распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу;

-       изменять имена существительные по числам, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;

-       образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов,  объяснять их лексическое значение;

-       определять род имен существительных путем подстановки личного и притяжательного местоимения;

-       распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, употреблять глаголы в устной и письменной речи;

-       изменять глаголы по числам, приводить примеры, употреблять глаголы в определённом числе;

-       согласовывать глаголы с существительными в числе;

-       распознавать имя прилагательное среди других частей речи по лексическому значению и вопросам;

-       определять, от какого существительного образовано данное имя прилагательное, образовывать качественные, относительные, притяжательные имена прилагательные от имен существительных;

-       изменять прилагательные по числам, согласовывать прилагательные с существительными в числе;

-       согласовывать прилагательные с существительными в роде;

-       узнавать предлоги в устной и письменной речи, правильно употреблять и записывать предлоги со словами;

-       правильно употреблять предлоги в речи.

Содержание коррекционного курса (102 часа)

Диагностический блок (6 часов)

Повторение (6 часов)

Фонетический разбор слова. Дифференциация гласных и согласных звуков. Обозначение мягкости согласных гласными 2-го ряда. Обозначение мягкости согласных буквой Ь знак. Дифференциация парных звонких и глухих согласных звуков. Слоговой анализ и синтез слов.

Речь. Предложение (6 часов)

Язык и речь, их роль в жизни людей. Виды речи. Предложение как единица речи, его назначение и признаки. Знаки препинания в конце предложения. Различение предложений по цели высказывания. Слово и его лексическое значение. Словообразующая функция ударения.

Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы (9 часов)

Тематические группы слов. Обобщающие слова. Слова однозначные и многозначные. Прямое и переносное значение слов. Синонимы. Антонимы. Проверочная работа.

Однокоренные слова. Корень (6 часов)

Однокоренные (родственные) слова. Однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Корень как часть слова. Корень как общая часть родственных слов. Единообразное написание корня в однокоренных словах. Различение однокоренных слов и синонимов, омонимов.

Безударные гласные. Парные согласные (13 часов)

Фонетическая и смыслоразличительная роль ударения. Безударная гласная, проверяемая ударением. Буквы безударных гласных в корне слова. Правило правописания проверяемого безударного гласного в корне слова. Безударная гласная, проверяемая ударением. Правописание слов с безударным гласным в корне. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правописание слов с безударными гласными в корне, непроверяемыми ударением. Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком. Особенности проверяемых и проверочных слов. Систематизация знаний о правописании парных согласных перед парной. Обобщение знаний о правописании гласных и согласных в корне слова. Проверочная работа.

Имя существительное (13 часов)

Общее представление о частях речи. Имя существительное как часть речи. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Единственное и множественное число имен существительных. Изменение имен существительных по числам. Образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Образование слов при помощи суффиксов, обозначающих большие и маленькие предметы. Образование слов при помощи суффиксов, обозначающих детёнышей животных. Образование слов при помощи суффиксов, обозначающих лиц по профессии или по роду деятельности. Род имен существительных. Определение рода имен существительных. Проверочная  работа.

Глагол (10 часов)

Глагол как часть речи. Роль глагола в предложении и речи. Единственное и множественное число глаголов. Изменение глаголов по числам. Согласование глагола с существительным в числе. Изменение глаголов прошедшего времени по родам. Согласование глагола с существительным в роде. Образование глаголов с помощью приставок. Образование глаголов с помощью приставок и употребление их в речи. Проверочная работа.

Имя прилагательное (15 часов)

Имя прилагательное как часть речи. Значение имен прилагательных и употребление в речи. Образование качественных, относительных прилагательных от существительных. Образование притяжательных прилагательных от существительных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Единственное и множественное число имен прилагательных. Изменение имён прилагательных по числам. Согласование прилагательных с существительными в числе. Род имен прилагательных. Согласование имен прилагательных с именами существительными в женском роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в мужском роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в среднем роде. Согласование имен прилагательных с именами существительными в числе и роде. Составление словосочетаний и предложений с именами существительными и именами прилагательными. Проверочная работа.

Предлог как часть речи (15 часов)

Предлог как часть речи. Раздельное написание предлогов со словами. Употребление существительных с предлогами. Предлоги от, без, у, до, с. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? Предлоги возле, вокруг, около. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? Предлоги из-за, из-под. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Чего? Предлоги к, по. Слова, отвечающие на вопросы Кому? Чему? Предлоги на, за, в. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? Предлоги через, под. Слова, отвечающие на вопросы Кого? Что? Предлоги над, под. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? Предлоги перед, между. Слова, отвечающие на вопросы Кем? Чем? Предлоги о(об), в(во). Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? Предлоги на, при, обо. Слова, отвечающие на вопросы О ком? О чем? Упражнения в употреблении и написании предлогов. Части речи и различение их признаков.

Контрольные работы (2 часа)

Диагностический блок (2 часа)

Учитывая, что у детей с ТНР Вариант 5.1с общим недоразвитием речи III уровня, нерезко выраженным общим недоразвитием речи недостаточно сформированы некоторые неречевые процессы. На протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.

Тематическое планирование с определением основных видов

учебной деятельности  учащихся 

2 класс

п/п

Наименование

разделов

Всего часов

Основные виды учебной деятельности

1

Диагностический блок

6

Узнают: о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении; о лексическом значении слова; словах в прямом и переносном значении; одушевлённых и неодушевлённых именах существительных; об изменении глаголов по числам; о числе и роде имён прилагательных; о связи слов в предложении, которая выявляется при помощи вопроса от главного слова в словосочетании к зависимому; о орфоэпическом, орфографическом словарях.

Научатся: различать устную и письменную формы речи и речь про себя, средства устной и письменной речи; отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение, употреблять заглавную букву в начале предложения, определять границы предложения в тексте; определять ударение в слове; группировать слова на основе их лексического значения; распознавать многозначные слова, объяснять их лексическое значение; подбирать к заданному слову синонимы, антонимы, объяснять лексическое значение антонимов, синонимов; распознавать и подбирать родственные слова, различать однокоренные слова и синонимы; находить и выделять общий корень в однокоренных словах; определять ударный  и безударный гласный звук в слове, сравнивать написание ударных и безударных гласных в однокоренных словах; определять способы проверки безударных гласных и парных согласных в корне слова, подбирать проверочные слова; распознавать имя существительное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу; изменять имена существительные по числам, употреблять в речи формы единственного и множественного числа; образовывать слова при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, объяснять их лексическое значение; определять род имен существительных путем подстановки личного и притяжательного местоимения; распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, употреблять глаголы в устной и письменной речи; изменять глаголы по числам, приводить примеры, употреблять глаголы в определённом числе; согласовывать глаголы с существительными в числе; распознавать имя прилагательное среди других частей речи по лексическому значению и вопросам; определять, от какого существительного образовано данное имя прилагательное, образовывать качественные, относительные, притяжательные  имена прилагательные от имен существительных; изменять прилагательные по числам, согласовывать прилагательные с существительными в числе; согласовывать прилагательные с существительными в роде; узнавать предлоги в устной и письменной речи, правильно употреблять и записывать предлоги со словами; правильно употреблять предлоги в речи.

Познакомятся: с ролью словесного ударения; с различием слов-омонимов и многозначных слов; использованием синонимов при редактировании текстов; однокоренными словами и словами с омонимичными корнями; образованием однокоренных слов, единообразным написанием корня в однокоренных словах; родовыми окончаниями имен существительных; окончаниями глаголов в прошедшем времени в зависимости от рода и числа существительного; образованием глаголов приставочным способом.

2

Повторение

6

3

Речь. Предложение

6

4

Однозначные и многозначные слова. Антонимы. Синонимы

9

5

Однокоренные слова. Корень

6

6

Безударные гласные. Парные согласные

13

7

Имя существительное

13

8

Глагол

10

9

Имя прилагательное

15

10

Предлог как часть речи

15

11

Контрольные работы

2

12

Диагностический блок

2

 

 Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса 

Материально-техническая база реализации рабочей программы «Коррекция лексико-грамматического строя речи»  соответствует требованиям, предъявляемым к помещению логопедического кабинета.

Логопедический кабинет оборудован партами, регулируемыми в соответствии с ростом учащихся. Номер парты подобран тщательно, в соответствии с ростом учащегося, что обеспечивает возможность поддерживать правильную позу. Кабинет оборудован в соответствии с современными требованиями информатизации: видео- и аудиотехника.

Обеспечиваются требования к специальным рабочим тетрадям, специальным дидактическим материалам, специальным компьютерным инструментам обучения. С учетом особых образовательных потребностей обучающихся с тяжелыми нарушениями речи применяются специальные приложения, дидактические материалы, рабочие тетради и пр. на бумажных и (или) электронных носителях.

Освоение рабочей программы обеспечено видеопроекционным оборудованием, индивидуальными логопедическими зондами, зеркалами, специальным дидактическим материалом для развития дыхания, голоса, мелкой моторики, коррекции (компенсации) дефектов звукопроизношения, нарушений лексико-грамматического строя речи, связной речи, профилактики и коррекции нарушений чтения и письма, специальными компьютерными программами по диагностике и коррекции нарушений речи.

Используются альтернативные средства коммуникации: специально подобранные предметы, графические, печатные изображения (тематические наборы фотографий, рисунков, пиктограмм и другие, а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы); электронные средства,  персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и другие.

Рабочая программа ориентирована на использование методических пособий для учителя-логопеда:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: «Владос», 2001.
  2. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие – М.: «Владос», 1995.

Дополнительная литература для учащихся:

  1. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. (Выпуск 1);
  2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2);
  3. Козырева Л.М. Комплект логопедических тетрадей. Ярославль «Академия развития», 1999;
  4. Мазанова Е.В. Комплект логопедических тетрадей. М.:«Аквариум», 2004. и др.
  5. Альбом для логопеда. О.Б. Иншакова. М.: «ВЛАДОС», 1998г.
  6. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы (с ОНР). А.В. Ястребова. М.: 1984г.
  7. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Л.Н. Ефименкова.  «ВЛАДОС», 2001г.
  8. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. И.Н.Садовникова, М. «Владос», 1995г.
  9. Основы логопедической работы с детьми Часть 3. Нарушения развития речи у детей младшего школьного возраста и их преодоление. Г.В. Чиркина, Т.Б.Филичева, А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. М.: «АРКТИ», 2002г.
  10. Различаем глухие и звонкие согласные. Л.М. Козырева. Ярославль. «Академия развития», 2006г.

Электронные ресурсы: 

  1. Издательский центр Вентана-Граф. http://www.vgf.ru/
  2. Копилочка Активных Методов Обучения,Электронный курс «Технология интерактивного обучения», Электронный курс «Активные методы обучения - Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ruФакультет «Реформа образования» - www.edu-reforma.ru
  3. Логопед  http://logoped74.narod.ru/TZ.html
  4. Логопедический портал http://logopedy.ru/portal/logoped-naglyadnost/logoped-prezentacii.html
  5. Логопедия  http://bravomusic.ru/maya/prezentaciyu-po-logopedii-7c.html
  6. Логопедия для всех   http://www.logolife.ru/
  7. Учительский портал  http://www.uchportal.ru/load/158
  8. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru/articles/subjects/32
  9. Школьный логопед http://logoped18.ru/logopedist/prezentatsii-uchiteley-logopedov.php
  10. Электронное приложение «Кирилл и Мефодий», «Русский язык 1-3 класс». М.: Просвещение, 2012.
  11. Электронное приложение к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой П.Е. «Русский язык 2-3 класс». М.: Просвещение, 2012.

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством.

«Свидетельства публикации в СМИ» Серия А №  0007272 , 0007273, 0007274, 0007245


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4247
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.