Программа "Матрешка" по развитию у детей певческих навыков посредством фольклора

  пн., 15.04.2019

Автор:

Юркова Ирина Юрьевна

музыкальный руководитель

филиала МАДОУ "Радуга" п. Агириш

Советского района Тюменской области

Пояснительная записка

«Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей для ребёнка является его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его».

В.Н. Сорока-Росинский

Актуальность

На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников - предоставлять детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира.

В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия с использованием фольклора.

Фольклор в музыке позволяет освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. «Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.» (Б.М.Теплов)

Реализация фольклорного потенциала в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста особенно важна и необходима, так как в этом возрасте закладываются основные доминантные установки формирующей личности, ребенок эмоционально открыт, а фольклор наиболее непосредственно  воздействует  на развитие музыкальных способностей.

«Фольклор – великолепнейший, универсальный, дидактический и развивающий материал воспитания ребенка.» (Г.С.Виноградов)

Проблема

         На основании педагогической диагностики усвоения детьми программных задач по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» модуль «Музыка» мною был сделан вывод, что  16 % детей  имеют низкий уровень  певческих навыков, также  испытывают трудности при освоении певческих навыков, так как большинство детей имеют различные нарушения речи.

Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза:

Использование фольклора в данном направлении способствует развитию напевности, ритмичности русского творчества, формирует музыкальную культуру и благоприятно сказывается на повышении мотивации детей к познанию, желанию исполнять русские народные произведения, инсценировать и драматизировать их, выполнять простые танцевально-ритмические упражнения, развивать все стороны речи, обогащать словарный запас, воспитывать чувство патриотизма.

         В филиале МАДОУ детский сад «Радуга» созданы необходимые условия для развития певческих навыков посредством фольклора: имеются народные музыкальные инструменты, танцевальные костюмы, фонотека с записями музыкального фольклора, музей «Русская изба», информационное обеспечение, поэтому актуальность программы – очевидна.

Цель: Развитие певческих навыков  дошкольников посредством фольклора.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать  музыкальную культуру  на основе знакомства с народной музыкой.

2. Обучать певческим навыкам, умению петь в различных диапазонах.

3. Учить отчетливо произносить слова; исполнять элементы народных танцев, знакомить с русским хороводом, плясками.

Развивающие:

1.Развить навыки выразительного интонирования, эмоций, настроений; чувство ритма,  навыки народных песен.

2. Развивать умение передавать через движения характер народной музыки.

Воспитательные:

1. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к русскому народному искусству.

Новизна программы:

Система работы по развитию у детей певческих навыков посредством фольклора

Срок реализации  программы «Матрешка»  - 4 года

Цикличность проведения мероприятий – 2 раза в месяц младший дошкольный возраст 3-5 года; 3 раза в месяц – старший дошкольный возраст 5-8 лет, согласно возрастным особенностям воспитанников

Характеристика участников программы

  • дети 4 - 7 лет ДОУ; дети других национальностей и религиозных конфессий  получают знания познавательного характера с согласия их родителей
  • специалисты ДОУ (воспитатели, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, логопед)
  • родители  (их законные представители)
  • социальные институты посёлка

Опыт может быть использован:

1. Музыкальными руководителями дошкольных образовательных организаций

2. Воспитателями

3. Родителями

4.Специалистами ДОУ

Принципы реализации программы:

1.Принцип воспитывающего обучения

 2. Принцип доступности

 3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности

 4. Принцип наглядности

 5. Принцип прочности

1 Этап – подготовительный

1.1. Необходимые условия реализации программы

Материалы и оборудование:

  • музыкальный центр
  • мультимедийная  установка
  • экран
  • ноутбук

Фонотека с записями:

  • Русские народные мелодии…
  • Звучание русских народных инструментов в аудизаписи
  • Русские народные песни

Смета расходов

Наименование материалов и оборудования

Количество

Стоимость

1

Ложки деревянные – 16 шт.

16

416 руб.

2

Трещотки – 2 шт.

2

376 руб.

3

Коробочка – 1шт.

1

200 руб.

4

Колотушки – 2 шт.

2

250 руб.

5

Маракасы – 2 шт

2

990 руб.

6

Бубенчики – 4 шт

4

1620 руб.

7

Губная гармошка – 1 шт.

1

405 руб.

8

Свистульки - 3 шт.

3

90 руб.

9

Бубны – 6 шт

6

1254 руб.

10

Треугольники – 3 шт.

3

525 руб.

 

Итого:

 

6126 руб.

 На реализацию программы  «Матрёшка» были затрачены средства на приобретение прочих материальных запасов – источник финансирования - статья  410124.310,  спонсорская помощь, прибыль от платных образовательных услуг.

1.2. Методологическая основа программы. Диагностика

Методологической основой программы является – программа «Горенка» М.В. Хазовой, программа под ред. Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

Диагностический инструментарий:

Критерии диагностики музыкального развития

(выявление певческих навыков)

1.Выявить умение ребенка петь выразительно, естественным звуком напевно, мягко.

• Ребенок поёт выразительно, естественным голосом, без напряжения – 3 балла

• Обратить внимание ребенка на то, что нужно петь выразительно, не напрягаясь, повторить, еще раз – 2 балла

• Не справился с заданием, поет с надрывом, напряжением – 1 балл

 

2. Выявить умение ребенка петь выразительно, передавая характер песни, её темповые и динамические особенности.

• Ребенок исполняет песню выразительно, передавая характер песни. Её особенности – 3 балла

• После небольшой подсказки, повторного прослушивания, определяет характер и ещё раз исполняет песню – 2 балла

• Не справился с заданием, поет невыразительно – 1балл

 

З.Выявить умение ребенка чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него.

Знакомые р.н. песни

• Исполняет песню чисто интонируя мелодию с сопровождением и без него – 3 балла

• Чисто интонирует с музыкальным сопровождением , но испытывает затруднения при исполнении без музыкального сопровождения или наоборот – 2 балла

• Не справился с заданием, малоинициативен – 1 балл

 

4. Выявить способность ребенка находить тонику в предложенном варианте.

• Самостоятельно закончил песенку на тонике -3 балла

• После прослушивания ешё раз, начинает петь и заканчивает на тонике (при изменении тональности) – 2 балла

• Не справился с заданием (неустойчивые ступени) – 1 балл

 

5.Выявить умение ребенка различать звуки по высоте в пределах терции и секунды.

• Ребенок определяет звуки самостоятельно – 3 балла

• После повторного прослушивания, с помощью наглядного материала выполняет задание – 2 балла

• Не справился с заданием – 1 балл

6. Выявить способность ребенка выкладывать ритмический рисунок графически.

• Ребенок самостоятельно справился с заданием – 3 балла

• После повторного пропевания песни, прохлопав ритмический рисунок, ребенок справляется с заданием – 2 балла

• Не справился с заданием- 3 балла

 2 Этап – внедренческий

2.1 Предполагаемый результат:

  1. Знакомство детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развитие интереса к нему.
  2. Накопление  эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
  3. Расширение знаний и представлений детей о национальной культуре и традициях русского народа.
  4. Оптимальное развитие всех музыкальных способностей детей на основе фольклора.
  5. Повышение уровня компетентности родителей (лиц их заменяющих), педагогов ДОУ по вопросу развития у дошкольников певческих навыков посредством фольклора.

 Перспективное планирование во 2 младшей группе

месяц

НОД

Развлечения, праздники, досуги

Цель

Количество часов

сентябрь

«Как у наших, у ворот»

 

 

Кукольный спектакль для детей «Курочка ряба»

 

 

 

 

Развитие музыкально-сенсорных способностей, умение прислушиваться к музыкальным звукам,  поощрение детей к экспериментированию с музыкальными инструментами и звучащими предметами, к изучению их звуковых возможностей, воспроизведения звукоподражания простейшими инструментами и предметами.

2

 

 

 

 

 

 

октябрь

«Ладушки»

«Каравай-каравай» - праздник урожая

Знакомство с формой проведения народных праздников – посиделок.

Проведение  музыкальных дидактических игр «Найди меня», «Что звучит?» (погремушка, колокольчик) Совершенствование умений определять мелодии – колыбельную, марш, народную плясовую.

2

 

 

 

ноябрь

«Ярмарка игрушек».

«Праздник мам»

 

Развитие мелкой моторики в процессе украшения игрушек, получать удовлетворение от выполненной работы.

Воспитание у детей уважение, заботливое отношение к матери, создание атмосферы радости общения с мамами.

2

 

декабрь

«Зимняя прогулка»

«Новый год у ворот»

Умение создавать образы игры через пение и движение.

Развитие тембрового слуха у детей, посредством игры в оркестре.

Знакомство детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами.

Создание атмосферы радости от изготовления новогодних украшений и созерцания новогодней ёлки.

2

 

 

 

 

 

 

 

январь

« Колядки - малядки»

«В гости к матрешке»

Знакомство детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), используя устный фольклор.

2

 

 

февраль

«Кто как ходит и поет»

 

«Колыбельная песенка»

 

Активизация интереса к движениям под музыку, умение различать её настроение (колыбельная-плясовая), развитие чувства ритма, умение согласовывать движения с характером музыки, менять движения со сменой частей в музыке, овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой.

Знакомство детей с колыбельными песнями, умение передавать ласковый, напевный характер мелодии, петь протяжно.

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март

«Птички прилетели»

 

«Греет солнышко теплее»

 

Обогащение словарного запаса детей прилагательными (тёплое, ласковое, яркое…).

Расширение представлений детей о взаимосвязи  птиц с явлениями, происходящими в природе весной.

2

 

апрель

«Вышли куклы танцевать»

«Весёлые ножки»

 

 

 

Закрепление желания  детей использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках, передавая музыкально-игровые образы.

2

 

май

«Как у бабушки в деревне»

«Волшебные платочки»

 

Развитие способности различать инструменты и игрушки по звучанию, умение запоминать их названия.

Закрепление танцевальных движений в играх, хороводах.

2

 

 

 

Итого:

 

18 часов

  Перспективное планирование в средней  группе

месяц

НОД

Развлечения, праздники, досуги

Цель

Количество часов

сентябрь

«Репка»

 

 

 

 

«Сделал дело – гуляй смело».

 

 

 

 

 

Формирование у детей интереса к здоровому образу жизни, уважительного отношения к труду, знакомство с пословицами о труде.

Расширение представлений детей об осенних работах земледельца.

Знакомство с хороводными играми, календарными песнями, развитие речевого диалога в инсценировках.

2

 

 

 

 

 

октябрь

«В гости к лесовичку»

 

 

«Рябинник»

Знакомство с элементами народного костюма (кокошник, сарафан), предметами быта.

Умение петь выразительно, хорошо проговаривая текст, согласовывать движения с текстом, вести диалог.

Привлечение детей к изготовлению элементов русского костюма совместно с мамами (рябиновые бусы).

2

 

 

«Сошьем Дуне сарафан»

 

«У бабушки Натальи» - праздник»

Знакомство с формой проведения народных праздников – посиделки.

Воспитание уважительного отношения к старым людям, желание помогать им, доставить детям радость, привлекая их к совместной деятельности.

2

ноябрь

«Ярмарка игрушек».

«Кузьминки»

 

Знакомство с балалайкой и её звучанием, с народными песнями и пословицами о труде, с танцевальным движением «воротца», подводя к выразительному исполнению танцевально-игровых образов.

Развитие мелкой моторики в процессе украшения игрушек.

2

 

 

 

декабрь

«Здравствуй, зимушка-зима»

 

«Новый год у ворот»

Знакомство детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами.

Умение создавать образы игры через пение и движение.

Развитие тембрового слуха у детей, играя в оркестре.

Создание радостной атмосферы от изготовления новогодних украшений и от созерцания новогодней ёлки.

2

 

 

 

 

январь

«На пороге – коляда»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Рукавичка»

Знакомство с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями, с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), используя устный фольклор.

Развитие выразительности речи в умении у детей говорить колядки, используя пантомимику.

Создание атмосферы непринуждённости для самовыражения детей в драматизации сказки.

2

 

 

 

 

 

 

февраль

«Красна песня ладом»

 

 

 

 

 

 

«Ой, блиночки мои!».

Умение узнавать балалайку по тембру.

передавать весёлый характер песни, добиваться в пении чёткой артикуляции, выработка певческого дыхания.

Разучивание танцевальных движений «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»).

Знакомство с Масленицей, песенками - закличками, обрядами, загадками, пословицами, масленичными играми, обрядов.

2

 

 

март

«Грач на горе, весна на дворе».

«Птицы, летите,

весну несите»

 

 

 

 

Знакомство с народными приметами весны, закличками.

Закрепление в играх, хороводах знакомые танцевальные движения. Привлечение детей к выбору костюмов, атрибутов для инсценирования сказки.

Расширение представлений  детей о взаимосвязи птиц с явлениями, происходящими в природе весной. Воспитание бережного отношения к птицам.

2

 

 

 

 

апрель

«Весёлый оркестр»

 

«Пасха»

Формирование у детей начальных знаний о празднике «Пасха».

Разучивание пасхальных игры, попевок, развитие игрового взаимодействия детей.

2

май

«На зелёном, на лугу».

 

.

«Весёлые звоночки».

 

Закрепление  ранее полученных знаний фольклорного материала (устного и музыкального), умений чередовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске, узнавать знакомые музыкальные инструменты и уметь играть на них. Побуждать к чёткой артикуляции и выразительности в пении, создать условия для проявления своих артистических способностей.

2

 

 

 

 

 

Итого:

 

18 часов

Перспективное планирование в старшей группе

месяц

НОД

Развлечения, праздники, досуги

Цель

Количество часов

сентябрь

«Брусничный пирог».

 

 

«Всякому делу своя пора».

«Гармошечка – говорушечка»

(посиделки с мамами)

 

Знакомство детей с музыкальным инструментом – гармонь, характером его звучания, с календарными осенними праздниками, их традициями.

Развитие в детях личностного качества -  гостеприимство (хозяина).

Побуждать детей эмоционально передавать движения в трудовых хороводах.

3

 

 

 

 

 

октябрь

«Хлеб - всему голова».

 

«Закружись наш хоровод».

 

«В гости к осени»

(праздник)

Знакомство детей с трудом земледельца, с пословицами и поговорками о хлебе,

Развитие навыков ритмичной игры на инструментах в оркестре, умение согласовывать свою игру с другими.

Расширение песенного репертуара произведениями шутливого характера,  умение инсценировать их, передавая задорный характер. Побуждать детей самостоятельно выполнять хороводные движения: «Улитка», «Змейка».

3

 

 

 

ноябрь

«Кузьминки – об осени поминки»

 

«Добро делать спешить надобно»

 

«Матушка родимая»

(развлечение с мамами)

Знакомство детей с календарным праздником  Кузьминки и традициями этого праздника, с предметами быта: скамейка – сундучок, люлька – качалка, веретено, с произведениями устного народного творчества, раскрывающими  доброе отношение друг к другу, взаимопонимание и формирование толерантного отношения к окружающим.

Развитие умения  голосом передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать характер песен, умение действовать сообща, согласовывать свои действия с действиями других, артистические навыки.

3

 

 

 

декабрь

«Зимняя карусель»

 

«Ходит сон по лавочке»

(посиделки с мамами)

 

 

«Новый год у ворот»

Знакомство с традициями русского народа – посиделками.

Создание положительной атмосферы на празднике для обогащения эмоциональной сферы ребенка. Пополнение репертуара произведениями танцевально-игрового и детского фольклора. (Украшение элемента русского костюма (кокошника).

3

 

 

 

январь

«На пороге коляда»

 

«Святки»

(развлечение)

 

 

«Праздник валенка»

Знакомство детей с традициями русского народа – Рождеством, с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.)

Развивать в детях личностное качество -  гостеприимство (хозяина и хозяйки), умение петь песни-колядки, побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске, применяя знакомые танцевальные движения. Привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов и оформления зала к празднику.

3

 

 

 

февраль

«Веселые частушки»

 

 

«Смех и веселье»

 

«Богатыри»

(развлечение с папами)

 

 

 

 

 

 

Пополнение  песенного репертуара частушками, уметь передавать их веселый характер.

Побуждение детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни.

Воспитание в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей.

Развитие речи детей в чистоговорках и скороговорках.

Знакомство с персонажами народных праздников – скоморохами, учить выполнять движение «Стенка на стенку».

3

 

 

 

 

март

«Гостьюшка годовая»

 

«Семья в куче – не страшна и туча»

 

 

 

 

 

«Прялица»

Знакомство детей с традициями русского народа – Масленицей, масленичной неделей, с предметами быта: прялка, коромысло, пяльца.

Развитие чувства взаимопомощи, товарищества в играх, забавах, умение координировать произношение текста с движением в танцах, играх, песнях-инсценировках, обучать детей двигаться противоходом,  выполняя хороводный шаг.

3

 

 

 

апрель

«Птицы летите – весну несите»

(вороний праздник)

 

«Сороки»

.

«Пасхальное яичко»

(сказка для малышей)

Знакомство  детей с традициями русского народа и народов ханты – весенние земельные работы, земледельческим календарем и праздниками – Пасхи, Сороки Ворнахат.

 Пополнение репертуара песенками-закличками.

Развитие навыков ритмичной игры на инструментах в оркестре, умение согласовывать свою игру с другими детьми, побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации.

3

 

 

 

 

май

«Весну привечаем – игры затеваем»

«Русская песня»

 

«Встреча у околицы»

(концерт для родителей)

Закрепление у детей знаний устного фольклора, коммуникативные навыки в играх.

Развитие артистических навыков детей в выступлении.

Воспитание в детях бережного отношения к природе.

3

 

 

Итого:

 

27 часов

   Перспективное планирование в подготовительной к школе группе

месяц

НОД

Развлечения, праздники, досуги

Цель

Количество часов

сентябрь

«У наших ворот всегда хоровод»

«Листопадничек»-интегрир. занятие.

«Жихарка»-инсценировка для детей средней группы

 

Закрепление знаний  детей о календарных осенних праздниках, их традициях и обрядах, умение выполнять новое хороводное движение «капуста», выразительно передавая движение в танце. Знакомство с новыми  пословицами и   поговорками о труде, побуждать детей осознанно использовать их в повседневной жизни.

Развитие умения аккуратно, работать с природным материалом, проявлять фантазию и самостоятельность.

3

 

октябрь

«Как у нашей Дуни»

«Октябрь – свадебник»

«Осенние посиделки» (Покров)

развлечение

 

Умение понимать смысл праздников и их обрядов, создание и украшение народных костюмов совместно с мамами, обогащение словарного запаса детей старинными словами: молодец, девица, терем, светлица, горница.

Знакомство детей со свадебными и поцелуйными играми.

Развитие речевой и эмоциональной сферы ребенка при исполнии частушки, потешки.

3

ноябрь

«Кузьма - Демьян»

 

«Сказка к нам пришла»-представление

для средней группы.

«Матушка родимая»-развлечение с

мамами

Закрепление знаний детей о трудовых и игровых хороводах, умение выполнять танцевальное движение «дробь», исполнять элемент русского хоровода «капуста», эмоционально передавать их переживания.

Знакомство детей с предметами быта, которые использовались в качестве музыкальных инструментов: деревянные ложка, пила, гребень, рубель, учить детей правилам этикета.

3

декабрь

«Зимушка –сударушка»

«Шуба да кафтан»

 

.

«Новый год у ворот»-праздник

Обогащение словарного запаса детей старинными словами: кафтан, Спиридон, солнцеворот и т.д., пополнение песенного репертуара произведениями о зиме, изготовление елочных игрушек для малышей, создание атмосферы радости и веселья на празднике.

3

январь

«На пороге - коляда»

 

«Страшные вечера»- развлечение

«Праздник валенка»

Знакомство детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.), с обрядом – колядование, умение инсценировать песни – колядки, дать более углубленное представление  о празднике – зимние Святки.

Развитие воображения и фантазии детей при изготовлении масок, поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав.

Укрепление семейных связей в конкурсе на лучшее украшение валенка, побуждать детей к импровизации в свободном танце, используя знакомые движения.

3

февраль

«В гостях у домового»

«Без песен мир тесен»

 

«Игры молодецкие»- с папами.

 

Закрепление знаний детей фольклорного материала о весне, продолжать знакомить детей с героями народного эпоса, расширять песенный репертуар, проявлять творческие способности в инсценировке, разучить с детьми игровое движение – «ручеек».

 Воспитание нравственных качеств у детей, желание поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей.

3

март

«Сорок птах»

«Птицы летите, весну несите»

«Марья - искусница»- занятие с мамами

 

 

Знакомство с героиней русских народных сказок – Марьей – искусницей, умение украшать с ней рушник, с обрядом «Сороков», учить детей чередовать различные приемы игры на деревянных ложках.

 Совершенствование умения двигаться хороводным шагом, выполнять перестроения в танце «Вологодские кружева», обращать внимание детей на взаимосвязь природных явлений.

3

апрель

«Красна речь поговоркою»

«Верба - вербочка»

.

«Пасхальный перезвон»

Знакомство с праздниками– Вербное воскресенье и Пасха, разучить обрядовые игры, закрепить навыки работы с тестом, развивать воображение и фантазию при окрашивании пасхальных яиц.

Обогащение фольклорного репертуара загадками, закличками о птицах и о весне, привлечение  пап к изготовлению скворечников совместно с детьми.

3

май

«Весну привечаем – игры затеваем» «Дуйте в дудки…»

«Приходите в гости к нам»- концерт

для детей и взрослых

Совершенствование исполнительских навыков детей в театрализации, пении, танцах, побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал.

3

 

 

Итого:

 

27  ч.

Перспективный план работы с родителями

Тематическое планирование работы с родителями детей младшего  возраста 3-4 лет

Форма работы с родителями

Название мероприятия

Цель

Развлечение

 

   

«Оспожники» - праздник урожая

Ознакомление детей с хороводными играми, календарными песнями.

Консультация

 

 

 «Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста»

 

Развлечение

«Праздник мам»

Знакомство детей с фольклорными произведениями о матери

Папка - передвижка

«Фольклор как нравственное воспитание»

 

Праздник

«Новый год у ворот»

 

Информационный стенд

 

«Музыкальные инструменты дома»

Формирование знаний родителей  по приобретению музыкальных инструментов

Досуг

«Птички прилетели»

Привлечение пап к изготовлению скворечников

воспитывать чувство бережного отношения к братьям нашим меньшим.

Консультации

По развитию музыкальных способностей детей

 

 Тематическое планирование работы с родителями детей среднего возраста 4-5 лет

Форма работы с родителями

Название мероприятия

Цель

Развлечение

 

   

«Рябинник»

Привлечение  детей к изготовлению элементов русского костюма совместно с мамами (рябиновые бусы).

Анкетирование

«Место русской народной традиции в вашей семье»

 

Развлечение

«При матушке добро»  

закрепление знаний фольклорных произведений о матери

Развлечение

«Рукавичка»

Ознакомление  детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), использовать устный фольклор.

Папка - передвижка

«Роль материнского фольклора в воспитании детей раннего возраста»

 

Мини- журнал

 «Колыбельная  для малыша»- мир матери и ребенка

 

Информационный стенд

«Музыкальные инструменты дома»

Рекомендации по приобретению музыкальных инструментов

Консультации

По развитию музыкальных способностей детей

Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Тематическое планирование работы с родителями детей  старшего дошкольного возраста 5-6 лет

Форма работы с родителями

Название мероприятия

Цель

Родительский всеобуч

 

Консультации

 «Народная игра, как средство воспитания дошкольника»

 

Развлечение

«Гармошечка – говорушечка»

(посиделки с мамами)-

Знакомство родителей  с календарными осенними праздниками, их традициями.

Досуг

«Кузьминки – об осени поминки»

 «Матушка родимая»

(развлечение с мамами)-

закрепление знаний фольклорных произведений о матери,

Развлечение

«Ходит сон по лавочке»

(посиделки с мамами)-

 

познакомить детей с традициями русского народа – посиделками.

Развлечение

«Праздник валенка»-

 

привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов и оформления зала к празднику. Развивать в детях личностное качество -  гостеприимство (хозяина и хозяйки).

Развлечение

 «Богатыри» (развлечение с папами)

 воспитывать в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей.

Выставка

«Семья в куче – не страшна и туча» -

воспитывать чувство уважения к маме, бабушке, девочке.

Концерт для родителей

«Встреча у околицы»

 

 

  Тематическое планирование работы с родителями детей подготовительной  к школе группы 6-7 лет

Форма работы с родителями

Название мероприятия

Цель

Родительский всеобуч

Консультация «Русская

народная сказка, как средство полоролевого воспитания»

папка – передвижка «Как нарядить Рождественскую ёлку»

Развлечение

 

 «Осенние посиделки»

учить понимать смысл праздников и их обрядов.

Развлечение с  мамами

«Матушка родимая»

 

Досуг

 

 «Зимушка – сударушка»

пополнить песенный репертуар произведениями о зиме.

Праздник

«Праздник валенка»

поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав.

укреплять семейные связи в конкурсе на лучшее украшение валенка.

Развлечение с папами.

 «Игры молодецкие»

воспитывать нравственные качества у детей, поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей.

Развлечение

 

 «Птицы летите, весну несите» -

привлечь пап к изготовлению скворечников совместно с детьми.

Концерт для детей и взрослых

 «Приходите в гости к нам»

 

Перспективный план работы с педагогами  ДОУ

Год

Формы

Название мероприятий

Участники

2013-2014г

Развлечение

«Стоит только захотеть станешь сильным как медведь»

Музыкальный рук.

Инструктор по ФК

 

Досуг

« В гостях у тети кошки»

Музыкальный рук.

Логопед

 

Развлечение

«Осенние посиделки»

Музыкальный рук.

Психолог

Инструктор по ФК

 

Развлечение

 

Музыкальный рук.

Психолог

Инструктор по ФК

 

Родительская вечеринка

«День именинника»

Музыкальный рук.

Инструктор по ФК

 

Праздник

«Мой папа самый лучший»

Музыкальный рук.

Инструктор по ФК

 

 

Итого:

 

2014-2015г

Развлечение

 

«Дружат дети всей земли»

Музыкальный рук.

Инструктор по ФК,

 

 

«Добры молодцы – богатыри русские»

Музыкальный рук.

Инструктор по ФК,

Психолог

 

Досуг

Спортивно – цирковое представление по сказкам К.И. Чуковского

Музыкальный рук.

Инструктор по ФК,

Медицинская сестра

 

 

Итого:

 

2015-2016г

Досуг

«Путешествие в Африку»

Музыкальный рук.

Инструктор по ФК

 

Развлечение

«Кабы не было зимы…»

Музыкальный руководитель, логопед

психолог, инструктор по ФК

 

Тематический

Праздник

 

«Весенние потешки»

Музыкальный рук.

Логопед

  Перспективный план работы с социальными институтами поселка

Год

Форма работы

Цель

Сроки проведения

2013-2014

Концерт ко дню пожилого человека

Совместная работа по воспитанию у детей чувства уважения к старшему поколению, передаче и приему положительного жизненного опыта, традиций

Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида»(октябрь)

 

 Музыкально-

спортивное развлечение

«В гостях у гномов»

 Преемственность школы и детского сада.

МОУ МСОШ + детский сад

(октябрь)

 

«Пасха красная»

 

 

Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида»(апрель)

 

Фестиваль – конкурс

«Агиришские звездочки»

Выявление талантливых детей в ДОУ.

Дом культуры «Современник» (май)

2014-2015г

«В гости к бабушкам»

Совместная работа по воспитанию у детей чувства уважения к старшему поколению

Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида»(октябрь)

 

 Спортивно – музыкальное развлечение« Валенки»

Преемственность школы и детского сада.

МОУ МСОШ + детский сад

(ноябрь)

 

 

«Пасха» - праздник.

Способствовать преемственности опыта старшего и младшего поколений, формированию представлений о русской традиционной культуре

Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида»(апрель)

 

Концерт , посвященный юбилею музыкальной школы

Способствовать развитию творческих способностей детей, социальных эмоций, навыков культурного поведения в общественных местах

Филиал детской музыкальной школы п. Агириш

 

Фестиваль – конкурс

«Агиришские звездочки»

 

Выявление талантливых детей в ДОУ.

Дом культуры «Современник» (май)

 Формой подведения итогов реализации данной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу), фольклорные праздники (Кузьминки, От зари до зари веселятся ложкари), развлечения и досуги (Осенины, Посиделки, Завалинка), отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах.

3 Этап – мониторинг реализации программы

Учебный год

Результаты диагностики развития музыкальных способностей дошкольников ( %).

сентябрь

май

высокий

средний

низкий

высокий

средний

низкий

2013-2014

16

65

19

18

66

16

2014-2015

20

65

15

25

60

15

2015-2016

25

60

15

35

55

10

2016-

2017

37

55

8

42

58

0

   График результатов диагностики развития певческих навыков дошкольников (%)

Вывод: Проведённые мною наблюдения на занятиях, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей подтвердили в целом выдвинутую мной проблему и позволили сделать следующие выводы:

  1. В результате работы над проблемой выявила педагогические условия, которые способствовали развитию певческих навыков у дошкольников. Результаты работы с детьми позволяют утверждать, что у дошкольников, возможно, сформировать певческие навыки  и приобщать их к русскому народному творчеству, т.к.  качественный показатель  с 2014г по 2017г  вырос на 26 %.
  2. Целенаправленно вовлекать родителей в процесс формирования у детей певческих способностей на материале русского народного фольклора.

На основании полученных результатов проведённой мною работы считаю:

  1. Основным условием успешного формирования у детей певческих способностей является систематическая и планомерная работа по данной теме на материале русского народного творчества.
  2. Вести с детьми целенаправленную работу по данной теме:
  • раскрывать значение русского народного творчества во всестороннем развитии ребёнка и формировать у него певческих навыков на материале детский фольклор;
  • показать доступность к пониманию русского народного творчества у дошкольников для развития певческих навыков;
  • установить преемственность в работе с семьёй.

Перспективу вижу в дальнейшей разработке песенных навыков с подбором песенного материала для участия в обрядовых праздниках, концертах, развлечениях на народном фольклоре.

Библиография

  1. Бардина П.Е  Жили - были. -  Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
  2. Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6
    1. Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
    2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
    3. Закон РФ «Об образовании» (в редакции 20.07.2004 года).
    4. Зарецкая Н.В., Роот З.Я. “Танцы в детском саду.”
    5. Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
    6. Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
    7. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
    8. Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.
    9. Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
    10. Медведева М.. “А мы просо сеяли”.
    11. Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
    12. Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
    13. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.
    14. Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
    15. Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.
    16. Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
    17. Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
    18. Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
    19. Посвянская Н.П. От зимы до осени. -  М.: Детская литература -1979г.-286с.
    20. Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
    21. Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
    22. Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.

  «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005846

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 4333
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.