Программа "Матрешка" по развитию у детей певческих навыков посредством фольклора |
пн., 15.04.2019 |
Автор:
Юркова Ирина Юрьевна
музыкальный руководитель
филиала МАДОУ "Радуга" п. Агириш
Советского района Тюменской области
Пояснительная записка
«Человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей для ребёнка является его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его».
В.Н. Сорока-Росинский
Актуальность
На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников - предоставлять детям возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира.
В наше время с особой остротой стоит задача формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождение и расцвета культурных традиций народов России. Эту задачу по развитию личности ребенка помогают решить и музыкальные занятия с использованием фольклора.
Фольклор в музыке позволяет освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений. «Именно музыкальный фольклор с первых дней жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Благодаря мышлению ребёнок развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.» (Б.М.Теплов)
Реализация фольклорного потенциала в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста особенно важна и необходима, так как в этом возрасте закладываются основные доминантные установки формирующей личности, ребенок эмоционально открыт, а фольклор наиболее непосредственно воздействует на развитие музыкальных способностей.
«Фольклор – великолепнейший, универсальный, дидактический и развивающий материал воспитания ребенка.» (Г.С.Виноградов)
Проблема
На основании педагогической диагностики усвоения детьми программных задач по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» модуль «Музыка» мною был сделан вывод, что 16 % детей имеют низкий уровень певческих навыков, также испытывают трудности при освоении певческих навыков, так как большинство детей имеют различные нарушения речи.
Перед началом работы была сформулирована следующая гипотеза:
Использование фольклора в данном направлении способствует развитию напевности, ритмичности русского творчества, формирует музыкальную культуру и благоприятно сказывается на повышении мотивации детей к познанию, желанию исполнять русские народные произведения, инсценировать и драматизировать их, выполнять простые танцевально-ритмические упражнения, развивать все стороны речи, обогащать словарный запас, воспитывать чувство патриотизма.
В филиале МАДОУ детский сад «Радуга» созданы необходимые условия для развития певческих навыков посредством фольклора: имеются народные музыкальные инструменты, танцевальные костюмы, фонотека с записями музыкального фольклора, музей «Русская изба», информационное обеспечение, поэтому актуальность программы – очевидна.
Цель: Развитие певческих навыков дошкольников посредством фольклора.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой.
2. Обучать певческим навыкам, умению петь в различных диапазонах.
3. Учить отчетливо произносить слова; исполнять элементы народных танцев, знакомить с русским хороводом, плясками.
Развивающие:
1.Развить навыки выразительного интонирования, эмоций, настроений; чувство ритма, навыки народных песен.
2. Развивать умение передавать через движения характер народной музыки.
Воспитательные:
1. Воспитывать чувство патриотизма, любовь к русскому народному искусству.
Новизна программы:
Система работы по развитию у детей певческих навыков посредством фольклора
Срок реализации программы «Матрешка» - 4 года
Цикличность проведения мероприятий – 2 раза в месяц младший дошкольный возраст 3-5 года; 3 раза в месяц – старший дошкольный возраст 5-8 лет, согласно возрастным особенностям воспитанников
Характеристика участников программы
- дети 4 - 7 лет ДОУ; дети других национальностей и религиозных конфессий получают знания познавательного характера с согласия их родителей
- специалисты ДОУ (воспитатели, инструктор по физической культуре, педагог – психолог, логопед)
- родители (их законные представители)
- социальные институты посёлка
Опыт может быть использован:
1. Музыкальными руководителями дошкольных образовательных организаций
2. Воспитателями
3. Родителями
4.Специалистами ДОУ
Принципы реализации программы:
1.Принцип воспитывающего обучения
2. Принцип доступности
3. Принцип постепенности, последовательности и систематичности
4. Принцип наглядности
5. Принцип прочности
1 Этап – подготовительный
1.1. Необходимые условия реализации программы
Материалы и оборудование:
- музыкальный центр
- мультимедийная установка
- экран
- ноутбук
Фонотека с записями:
- Русские народные мелодии…
- Звучание русских народных инструментов в аудизаписи
- Русские народные песни
Смета расходов
№ |
Наименование материалов и оборудования |
Количество |
Стоимость |
1 |
Ложки деревянные – 16 шт. |
16 |
416 руб. |
2 |
Трещотки – 2 шт. |
2 |
376 руб. |
3 |
Коробочка – 1шт. |
1 |
200 руб. |
4 |
Колотушки – 2 шт. |
2 |
250 руб. |
5 |
Маракасы – 2 шт |
2 |
990 руб. |
6 |
Бубенчики – 4 шт |
4 |
1620 руб. |
7 |
Губная гармошка – 1 шт. |
1 |
405 руб. |
8 |
Свистульки - 3 шт. |
3 |
90 руб. |
9 |
Бубны – 6 шт |
6 |
1254 руб. |
10 |
Треугольники – 3 шт. |
3 |
525 руб. |
|
Итого: |
|
6126 руб. |
На реализацию программы «Матрёшка» были затрачены средства на приобретение прочих материальных запасов – источник финансирования - статья 410124.310, спонсорская помощь, прибыль от платных образовательных услуг.
1.2. Методологическая основа программы. Диагностика
Методологической основой программы является – программа «Горенка» М.В. Хазовой, программа под ред. Н.Е. Веракса «От рождения до школы».
Диагностический инструментарий:
Критерии диагностики музыкального развития
(выявление певческих навыков)
1.Выявить умение ребенка петь выразительно, естественным звуком напевно, мягко.
• Ребенок поёт выразительно, естественным голосом, без напряжения – 3 балла
• Обратить внимание ребенка на то, что нужно петь выразительно, не напрягаясь, повторить, еще раз – 2 балла
• Не справился с заданием, поет с надрывом, напряжением – 1 балл
2. Выявить умение ребенка петь выразительно, передавая характер песни, её темповые и динамические особенности.
• Ребенок исполняет песню выразительно, передавая характер песни. Её особенности – 3 балла
• После небольшой подсказки, повторного прослушивания, определяет характер и ещё раз исполняет песню – 2 балла
• Не справился с заданием, поет невыразительно – 1балл
З.Выявить умение ребенка чисто интонировать с музыкальным сопровождением и без него.
Знакомые р.н. песни
• Исполняет песню чисто интонируя мелодию с сопровождением и без него – 3 балла
• Чисто интонирует с музыкальным сопровождением , но испытывает затруднения при исполнении без музыкального сопровождения или наоборот – 2 балла
• Не справился с заданием, малоинициативен – 1 балл
4. Выявить способность ребенка находить тонику в предложенном варианте.
• Самостоятельно закончил песенку на тонике -3 балла
• После прослушивания ешё раз, начинает петь и заканчивает на тонике (при изменении тональности) – 2 балла
• Не справился с заданием (неустойчивые ступени) – 1 балл
5.Выявить умение ребенка различать звуки по высоте в пределах терции и секунды.
• Ребенок определяет звуки самостоятельно – 3 балла
• После повторного прослушивания, с помощью наглядного материала выполняет задание – 2 балла
• Не справился с заданием – 1 балл
6. Выявить способность ребенка выкладывать ритмический рисунок графически.
• Ребенок самостоятельно справился с заданием – 3 балла
• После повторного пропевания песни, прохлопав ритмический рисунок, ребенок справляется с заданием – 2 балла
• Не справился с заданием- 3 балла
2 Этап – внедренческий
2.1 Предполагаемый результат:
- Знакомство детей с разнообразием и особенностями русского фольклора, развитие интереса к нему.
- Накопление эстетического опыта, опыта эмоциональных переживаний, чувств и настроений.
- Расширение знаний и представлений детей о национальной культуре и традициях русского народа.
- Оптимальное развитие всех музыкальных способностей детей на основе фольклора.
- Повышение уровня компетентности родителей (лиц их заменяющих), педагогов ДОУ по вопросу развития у дошкольников певческих навыков посредством фольклора.
Перспективное планирование во 2 младшей группе
месяц |
НОД |
Развлечения, праздники, досуги |
Цель |
Количество часов |
сентябрь |
«Как у наших, у ворот»
|
Кукольный спектакль для детей «Курочка ряба»
|
Развитие музыкально-сенсорных способностей, умение прислушиваться к музыкальным звукам, поощрение детей к экспериментированию с музыкальными инструментами и звучащими предметами, к изучению их звуковых возможностей, воспроизведения звукоподражания простейшими инструментами и предметами. |
2
|
октябрь |
«Ладушки» |
«Каравай-каравай» - праздник урожая |
Знакомство с формой проведения народных праздников – посиделок. Проведение музыкальных дидактических игр «Найди меня», «Что звучит?» (погремушка, колокольчик) Совершенствование умений определять мелодии – колыбельную, марш, народную плясовую. |
2
|
ноябрь |
«Ярмарка игрушек». |
«Праздник мам»
|
Развитие мелкой моторики в процессе украшения игрушек, получать удовлетворение от выполненной работы. Воспитание у детей уважение, заботливое отношение к матери, создание атмосферы радости общения с мамами. |
2
|
декабрь |
«Зимняя прогулка» |
«Новый год у ворот» |
Умение создавать образы игры через пение и движение. Развитие тембрового слуха у детей, посредством игры в оркестре. Знакомство детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами. Создание атмосферы радости от изготовления новогодних украшений и созерцания новогодней ёлки. |
2
|
январь |
« Колядки - малядки» |
«В гости к матрешке» |
Знакомство детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), используя устный фольклор. |
2
|
февраль |
«Кто как ходит и поет»
|
«Колыбельная песенка»
|
Активизация интереса к движениям под музыку, умение различать её настроение (колыбельная-плясовая), развитие чувства ритма, умение согласовывать движения с характером музыки, менять движения со сменой частей в музыке, овладевать образно-игровыми и имитационными движениями в сочетании с музыкой. Знакомство детей с колыбельными песнями, умение передавать ласковый, напевный характер мелодии, петь протяжно. |
2
|
март |
«Птички прилетели»
|
«Греет солнышко теплее»
|
Обогащение словарного запаса детей прилагательными (тёплое, ласковое, яркое…). Расширение представлений детей о взаимосвязи птиц с явлениями, происходящими в природе весной. |
2
|
апрель |
«Вышли куклы танцевать» |
«Весёлые ножки»
|
Закрепление желания детей использовать знакомые танцевальные движения в свободных плясках, передавая музыкально-игровые образы. |
2
|
май |
«Как у бабушки в деревне» |
«Волшебные платочки»
|
Развитие способности различать инструменты и игрушки по звучанию, умение запоминать их названия. Закрепление танцевальных движений в играх, хороводах. |
2
|
|
|
Итого: |
|
18 часов |
Перспективное планирование в средней группе
месяц |
НОД |
Развлечения, праздники, досуги |
Цель |
Количество часов |
сентябрь |
«Репка»
|
«Сделал дело – гуляй смело».
|
Формирование у детей интереса к здоровому образу жизни, уважительного отношения к труду, знакомство с пословицами о труде. Расширение представлений детей об осенних работах земледельца. Знакомство с хороводными играми, календарными песнями, развитие речевого диалога в инсценировках. |
2
|
октябрь |
«В гости к лесовичку»
|
«Рябинник» |
Знакомство с элементами народного костюма (кокошник, сарафан), предметами быта. Умение петь выразительно, хорошо проговаривая текст, согласовывать движения с текстом, вести диалог. Привлечение детей к изготовлению элементов русского костюма совместно с мамами (рябиновые бусы). |
2
|
«Сошьем Дуне сарафан»
|
«У бабушки Натальи» - праздник» |
Знакомство с формой проведения народных праздников – посиделки. Воспитание уважительного отношения к старым людям, желание помогать им, доставить детям радость, привлекая их к совместной деятельности. |
2 |
|
ноябрь |
«Ярмарка игрушек». |
«Кузьминки»
|
Знакомство с балалайкой и её звучанием, с народными песнями и пословицами о труде, с танцевальным движением «воротца», подводя к выразительному исполнению танцевально-игровых образов. Развитие мелкой моторики в процессе украшения игрушек. |
2
|
декабрь |
«Здравствуй, зимушка-зима»
|
«Новый год у ворот» |
Знакомство детей с традициями встречи зимы, народными играми, хороводами. Умение создавать образы игры через пение и движение. Развитие тембрового слуха у детей, играя в оркестре. Создание радостной атмосферы от изготовления новогодних украшений и от созерцания новогодней ёлки. |
2
|
январь |
«На пороге – коляда»
|
«Рукавичка» |
Знакомство с календарным праздником Зимние Святки, его обычаями, традициями, с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), используя устный фольклор. Развитие выразительности речи в умении у детей говорить колядки, используя пантомимику. Создание атмосферы непринуждённости для самовыражения детей в драматизации сказки. |
2
|
февраль |
«Красна песня ладом»
|
«Ой, блиночки мои!». |
Умение узнавать балалайку по тембру. передавать весёлый характер песни, добиваться в пении чёткой артикуляции, выработка певческого дыхания. Разучивание танцевальных движений «ковырялочка», кружение в парах с разным положением рук («лодочка», «бараночка»). Знакомство с Масленицей, песенками - закличками, обрядами, загадками, пословицами, масленичными играми, обрядов. |
2
|
март |
«Грач на горе, весна на дворе». |
«Птицы, летите, весну несите»
|
Знакомство с народными приметами весны, закличками. Закрепление в играх, хороводах знакомые танцевальные движения. Привлечение детей к выбору костюмов, атрибутов для инсценирования сказки. Расширение представлений детей о взаимосвязи птиц с явлениями, происходящими в природе весной. Воспитание бережного отношения к птицам. |
2
|
апрель |
«Весёлый оркестр»
|
«Пасха» |
Формирование у детей начальных знаний о празднике «Пасха». Разучивание пасхальных игры, попевок, развитие игрового взаимодействия детей. |
2 |
май |
«На зелёном, на лугу».
. |
«Весёлые звоночки».
|
Закрепление ранее полученных знаний фольклорного материала (устного и музыкального), умений чередовать знакомые танцевальные движения в свободной пляске, узнавать знакомые музыкальные инструменты и уметь играть на них. Побуждать к чёткой артикуляции и выразительности в пении, создать условия для проявления своих артистических способностей. |
2
|
|
|
Итого: |
|
18 часов |
Перспективное планирование в старшей группе
месяц |
НОД |
Развлечения, праздники, досуги |
Цель |
Количество часов |
|
сентябрь |
«Брусничный пирог».
«Всякому делу своя пора». |
«Гармошечка – говорушечка» (посиделки с мамами)
|
Знакомство детей с музыкальным инструментом – гармонь, характером его звучания, с календарными осенними праздниками, их традициями. Развитие в детях личностного качества - гостеприимство (хозяина). Побуждать детей эмоционально передавать движения в трудовых хороводах. |
3
|
|
октябрь |
«Хлеб - всему голова».
«Закружись наш хоровод».
|
«В гости к осени» (праздник) |
Знакомство детей с трудом земледельца, с пословицами и поговорками о хлебе, Развитие навыков ритмичной игры на инструментах в оркестре, умение согласовывать свою игру с другими. Расширение песенного репертуара произведениями шутливого характера, умение инсценировать их, передавая задорный характер. Побуждать детей самостоятельно выполнять хороводные движения: «Улитка», «Змейка». |
3
|
|
ноябрь |
«Кузьминки – об осени поминки»
«Добро делать спешить надобно»
|
«Матушка родимая» (развлечение с мамами) |
Знакомство детей с календарным праздником Кузьминки и традициями этого праздника, с предметами быта: скамейка – сундучок, люлька – качалка, веретено, с произведениями устного народного творчества, раскрывающими доброе отношение друг к другу, взаимопонимание и формирование толерантного отношения к окружающим. Развитие умения голосом передавать мелодичность колыбельных песен, побуждать эмоционально передавать характер песен, умение действовать сообща, согласовывать свои действия с действиями других, артистические навыки. |
3
|
|
декабрь |
«Зимняя карусель»
|
«Ходит сон по лавочке» (посиделки с мамами)
«Новый год у ворот» |
Знакомство с традициями русского народа – посиделками. Создание положительной атмосферы на празднике для обогащения эмоциональной сферы ребенка. Пополнение репертуара произведениями танцевально-игрового и детского фольклора. (Украшение элемента русского костюма (кокошника). |
3
|
|
январь |
«На пороге коляда»
|
«Святки» (развлечение)
«Праздник валенка» |
Знакомство детей с традициями русского народа – Рождеством, с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.) Развивать в детях личностное качество - гостеприимство (хозяина и хозяйки), умение петь песни-колядки, побуждать детей эмоционально проявлять себя в свободной пляске, применяя знакомые танцевальные движения. Привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов и оформления зала к празднику. |
3
|
|
февраль |
«Веселые частушки»
«Смех и веселье»
|
«Богатыри» (развлечение с папами)
|
Пополнение песенного репертуара частушками, уметь передавать их веселый характер. Побуждение детей использовать малые фольклорные жанры в повседневной жизни. Воспитание в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей. Развитие речи детей в чистоговорках и скороговорках. Знакомство с персонажами народных праздников – скоморохами, учить выполнять движение «Стенка на стенку». |
3
|
|
март |
«Гостьюшка годовая»
«Семья в куче – не страшна и туча»
|
«Прялица» |
Знакомство детей с традициями русского народа – Масленицей, масленичной неделей, с предметами быта: прялка, коромысло, пяльца. Развитие чувства взаимопомощи, товарищества в играх, забавах, умение координировать произношение текста с движением в танцах, играх, песнях-инсценировках, обучать детей двигаться противоходом, выполняя хороводный шаг. |
3
|
|
апрель |
«Птицы летите – весну несите» (вороний праздник)
«Сороки» . |
«Пасхальное яичко» (сказка для малышей) |
Знакомство детей с традициями русского народа и народов ханты – весенние земельные работы, земледельческим календарем и праздниками – Пасхи, Сороки Ворнахат. Пополнение репертуара песенками-закличками. Развитие навыков ритмичной игры на инструментах в оркестре, умение согласовывать свою игру с другими детьми, побуждать эмоционально воплощать образы в театрализации. |
3
|
|
май |
«Весну привечаем – игры затеваем» «Русская песня»
|
«Встреча у околицы» (концерт для родителей) |
Закрепление у детей знаний устного фольклора, коммуникативные навыки в играх. Развитие артистических навыков детей в выступлении. Воспитание в детях бережного отношения к природе. |
3 |
|
|
|
Итого: |
|
27 часов |
|
Перспективное планирование в подготовительной к школе группе
месяц |
НОД |
Развлечения, праздники, досуги |
Цель |
Количество часов |
сентябрь |
«У наших ворот всегда хоровод» «Листопадничек»-интегрир. занятие. |
«Жихарка»-инсценировка для детей средней группы
|
Закрепление знаний детей о календарных осенних праздниках, их традициях и обрядах, умение выполнять новое хороводное движение «капуста», выразительно передавая движение в танце. Знакомство с новыми пословицами и поговорками о труде, побуждать детей осознанно использовать их в повседневной жизни. Развитие умения аккуратно, работать с природным материалом, проявлять фантазию и самостоятельность. |
3
|
октябрь |
«Как у нашей Дуни» «Октябрь – свадебник» |
«Осенние посиделки» (Покров) развлечение
|
Умение понимать смысл праздников и их обрядов, создание и украшение народных костюмов совместно с мамами, обогащение словарного запаса детей старинными словами: молодец, девица, терем, светлица, горница. Знакомство детей со свадебными и поцелуйными играми. Развитие речевой и эмоциональной сферы ребенка при исполнии частушки, потешки. |
3 |
ноябрь |
«Кузьма - Демьян»
|
«Сказка к нам пришла»-представление для средней группы. «Матушка родимая»-развлечение с мамами |
Закрепление знаний детей о трудовых и игровых хороводах, умение выполнять танцевальное движение «дробь», исполнять элемент русского хоровода «капуста», эмоционально передавать их переживания. Знакомство детей с предметами быта, которые использовались в качестве музыкальных инструментов: деревянные ложка, пила, гребень, рубель, учить детей правилам этикета. |
3 |
декабрь |
«Зимушка –сударушка» «Шуба да кафтан»
. |
«Новый год у ворот»-праздник |
Обогащение словарного запаса детей старинными словами: кафтан, Спиридон, солнцеворот и т.д., пополнение песенного репертуара произведениями о зиме, изготовление елочных игрушек для малышей, создание атмосферы радости и веселья на празднике. |
3 |
январь |
«На пороге - коляда»
|
«Страшные вечера»- развлечение «Праздник валенка» |
Знакомство детей с предметами быта: рушник, русская печь, ухват и т.д.), с обрядом – колядование, умение инсценировать песни – колядки, дать более углубленное представление о празднике – зимние Святки. Развитие воображения и фантазии детей при изготовлении масок, поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав. Укрепление семейных связей в конкурсе на лучшее украшение валенка, побуждать детей к импровизации в свободном танце, используя знакомые движения. |
3 |
февраль |
«В гостях у домового» «Без песен мир тесен»
|
«Игры молодецкие»- с папами.
|
Закрепление знаний детей фольклорного материала о весне, продолжать знакомить детей с героями народного эпоса, расширять песенный репертуар, проявлять творческие способности в инсценировке, разучить с детьми игровое движение – «ручеек». Воспитание нравственных качеств у детей, желание поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей. |
3 |
март |
«Сорок птах» «Птицы летите, весну несите» |
«Марья - искусница»- занятие с мамами
|
Знакомство с героиней русских народных сказок – Марьей – искусницей, умение украшать с ней рушник, с обрядом «Сороков», учить детей чередовать различные приемы игры на деревянных ложках. Совершенствование умения двигаться хороводным шагом, выполнять перестроения в танце «Вологодские кружева», обращать внимание детей на взаимосвязь природных явлений. |
3 |
апрель |
«Красна речь поговоркою» «Верба - вербочка» . |
«Пасхальный перезвон» |
Знакомство с праздниками– Вербное воскресенье и Пасха, разучить обрядовые игры, закрепить навыки работы с тестом, развивать воображение и фантазию при окрашивании пасхальных яиц. Обогащение фольклорного репертуара загадками, закличками о птицах и о весне, привлечение пап к изготовлению скворечников совместно с детьми. |
3 |
май |
«Весну привечаем – игры затеваем» «Дуйте в дудки…» |
«Приходите в гости к нам»- концерт для детей и взрослых |
Совершенствование исполнительских навыков детей в театрализации, пении, танцах, побуждать детей свободно использовать устный и музыкальный фольклорный материал. |
3 |
|
|
Итого: |
|
27 ч. |
Перспективный план работы с родителями
Тематическое планирование работы с родителями детей младшего возраста 3-4 лет
Форма работы с родителями |
Название мероприятия |
Цель |
Развлечение
|
«Оспожники» - праздник урожая |
Ознакомление детей с хороводными играми, календарными песнями. |
Консультация
|
«Влияние фольклора на эмоциональное развитие детей раннего возраста» |
|
Развлечение |
«Праздник мам» |
Знакомство детей с фольклорными произведениями о матери |
Папка - передвижка |
«Фольклор как нравственное воспитание» |
|
Праздник |
«Новый год у ворот» |
|
Информационный стенд
|
«Музыкальные инструменты дома» |
Формирование знаний родителей по приобретению музыкальных инструментов |
Досуг |
«Птички прилетели» |
Привлечение пап к изготовлению скворечников воспитывать чувство бережного отношения к братьям нашим меньшим. |
Консультации |
По развитию музыкальных способностей детей |
|
Тематическое планирование работы с родителями детей среднего возраста 4-5 лет
Форма работы с родителями |
Название мероприятия |
Цель |
Развлечение
|
«Рябинник» |
Привлечение детей к изготовлению элементов русского костюма совместно с мамами (рябиновые бусы). |
Анкетирование |
«Место русской народной традиции в вашей семье» |
|
Развлечение |
«При матушке добро» |
закрепление знаний фольклорных произведений о матери |
Развлечение |
«Рукавичка» |
Ознакомление детей с обстановкой русской избы (чугунок, деревенский половичок), использовать устный фольклор. |
Папка - передвижка |
«Роль материнского фольклора в воспитании детей раннего возраста» |
|
Мини- журнал |
«Колыбельная для малыша»- мир матери и ребенка |
|
Информационный стенд |
«Музыкальные инструменты дома» |
Рекомендации по приобретению музыкальных инструментов |
Консультации |
По развитию музыкальных способностей детей |
Развитие музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста. |
Тематическое планирование работы с родителями детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
Форма работы с родителями |
Название мероприятия |
Цель |
Родительский всеобуч
|
Консультации «Народная игра, как средство воспитания дошкольника» |
|
Развлечение |
«Гармошечка – говорушечка» (посиделки с мамами)- |
Знакомство родителей с календарными осенними праздниками, их традициями. |
Досуг |
«Кузьминки – об осени поминки» «Матушка родимая» (развлечение с мамами)- |
закрепление знаний фольклорных произведений о матери, |
Развлечение |
«Ходит сон по лавочке» (посиделки с мамами)-
|
познакомить детей с традициями русского народа – посиделками. |
Развлечение |
«Праздник валенка»-
|
привлекать детей и родителей к изготовлению атрибутов и оформления зала к празднику. Развивать в детях личностное качество - гостеприимство (хозяина и хозяйки). |
Развлечение |
«Богатыри» (развлечение с папами) |
воспитывать в детях волевые и нравственные качества на примерах былинных богатырей. |
Выставка |
«Семья в куче – не страшна и туча» - |
воспитывать чувство уважения к маме, бабушке, девочке. |
Концерт для родителей |
«Встреча у околицы»
|
|
Тематическое планирование работы с родителями детей подготовительной к школе группы 6-7 лет
Форма работы с родителями |
Название мероприятия |
Цель |
Родительский всеобуч |
Консультация «Русская народная сказка, как средство полоролевого воспитания» |
папка – передвижка «Как нарядить Рождественскую ёлку» |
Развлечение
|
«Осенние посиделки» |
учить понимать смысл праздников и их обрядов. |
Развлечение с мамами |
«Матушка родимая» |
|
Досуг
|
«Зимушка – сударушка» |
пополнить песенный репертуар произведениями о зиме. |
Праздник |
«Праздник валенка» |
поддерживать дух товарищества и доброго соперничества при проведении игр и забав. укреплять семейные связи в конкурсе на лучшее украшение валенка. |
Развлечение с папами. |
«Игры молодецкие» |
воспитывать нравственные качества у детей, поддерживать интерес к здоровому образу жизни на примерах былинных богатырей. |
Развлечение
|
«Птицы летите, весну несите» - |
привлечь пап к изготовлению скворечников совместно с детьми. |
Концерт для детей и взрослых |
«Приходите в гости к нам» |
|
Перспективный план работы с педагогами ДОУ
Год |
Формы |
Название мероприятий |
Участники |
2013-2014г |
Развлечение |
«Стоит только захотеть станешь сильным как медведь» |
Музыкальный рук. Инструктор по ФК |
|
Досуг |
« В гостях у тети кошки» |
Музыкальный рук. Логопед |
|
Развлечение |
«Осенние посиделки» |
Музыкальный рук. Психолог Инструктор по ФК |
|
Развлечение |
|
Музыкальный рук. Психолог Инструктор по ФК |
|
Родительская вечеринка |
«День именинника» |
Музыкальный рук. Инструктор по ФК |
|
Праздник |
«Мой папа самый лучший» |
Музыкальный рук. Инструктор по ФК |
|
|
Итого: |
|
2014-2015г |
Развлечение
|
«Дружат дети всей земли» |
Музыкальный рук. Инструктор по ФК, |
|
|
«Добры молодцы – богатыри русские» |
Музыкальный рук. Инструктор по ФК, Психолог |
|
Досуг |
Спортивно – цирковое представление по сказкам К.И. Чуковского |
Музыкальный рук. Инструктор по ФК, Медицинская сестра |
|
|
Итого: |
|
2015-2016г |
Досуг |
«Путешествие в Африку» |
Музыкальный рук. Инструктор по ФК |
|
Развлечение |
«Кабы не было зимы…» |
Музыкальный руководитель, логопед психолог, инструктор по ФК |
|
Тематический Праздник
|
«Весенние потешки» |
Музыкальный рук. Логопед |
Перспективный план работы с социальными институтами поселка
Год |
Форма работы |
Цель |
Сроки проведения |
2013-2014 |
Концерт ко дню пожилого человека |
Совместная работа по воспитанию у детей чувства уважения к старшему поколению, передаче и приему положительного жизненного опыта, традиций |
Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида»(октябрь) |
|
Музыкально- спортивное развлечение «В гостях у гномов» |
Преемственность школы и детского сада. |
МОУ МСОШ + детский сад (октябрь) |
|
«Пасха красная»
|
|
Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида»(апрель) |
|
Фестиваль – конкурс «Агиришские звездочки» |
Выявление талантливых детей в ДОУ. |
Дом культуры «Современник» (май) |
2014-2015г |
«В гости к бабушкам» |
Совместная работа по воспитанию у детей чувства уважения к старшему поколению |
Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида»(октябрь) |
|
Спортивно – музыкальное развлечение« Валенки» |
Преемственность школы и детского сада. |
МОУ МСОШ + детский сад (ноябрь)
|
|
«Пасха» - праздник. |
Способствовать преемственности опыта старшего и младшего поколений, формированию представлений о русской традиционной культуре |
Комплексный центр социального обслуживания населения «Ирида»(апрель) |
|
Концерт , посвященный юбилею музыкальной школы |
Способствовать развитию творческих способностей детей, социальных эмоций, навыков культурного поведения в общественных местах |
Филиал детской музыкальной школы п. Агириш |
|
Фестиваль – конкурс «Агиришские звездочки»
|
Выявление талантливых детей в ДОУ. |
Дом культуры «Современник» (май) |
Формой подведения итогов реализации данной программы являются: конкурсы на лучшее исполнение сольной пьесы, ансамбль внутри коллектива, праздничные утренники (8 марта, Выпуск в школу), фольклорные праздники (Кузьминки, От зари до зари веселятся ложкари), развлечения и досуги (Осенины, Посиделки, Завалинка), отчетные концерты, участие в смотрах, конкурсах.
3 Этап – мониторинг реализации программы
Учебный год |
Результаты диагностики развития музыкальных способностей дошкольников ( %). |
|||||
сентябрь |
май |
|||||
высокий |
средний |
низкий |
высокий |
средний |
низкий |
|
2013-2014 |
16 |
65 |
19 |
18 |
66 |
16 |
2014-2015 |
20 |
65 |
15 |
25 |
60 |
15 |
2015-2016 |
25 |
60 |
15 |
35 |
55 |
10 |
2016- 2017 |
37 |
55 |
8 |
42 |
58 |
0 |
График результатов диагностики развития певческих навыков дошкольников (%)
Вывод: Проведённые мною наблюдения на занятиях, развлечениях, в самостоятельной деятельности детей подтвердили в целом выдвинутую мной проблему и позволили сделать следующие выводы:
- В результате работы над проблемой выявила педагогические условия, которые способствовали развитию певческих навыков у дошкольников. Результаты работы с детьми позволяют утверждать, что у дошкольников, возможно, сформировать певческие навыки и приобщать их к русскому народному творчеству, т.к. качественный показатель с 2014г по 2017г вырос на 26 %.
- Целенаправленно вовлекать родителей в процесс формирования у детей певческих способностей на материале русского народного фольклора.
На основании полученных результатов проведённой мною работы считаю:
- Основным условием успешного формирования у детей певческих способностей является систематическая и планомерная работа по данной теме на материале русского народного творчества.
- Вести с детьми целенаправленную работу по данной теме:
- раскрывать значение русского народного творчества во всестороннем развитии ребёнка и формировать у него певческих навыков на материале детский фольклор;
- показать доступность к пониманию русского народного творчества у дошкольников для развития певческих навыков;
- установить преемственность в работе с семьёй.
Перспективу вижу в дальнейшей разработке песенных навыков с подбором песенного материала для участия в обрядовых праздниках, концертах, развлечениях на народном фольклоре.
Библиография
- Бардина П.Е Жили - были. - Томск: изд. Томского университета, - 1997г.- 222с.
- Бекина С.И. “Музыка и движение”. (Упражнения, игры и пляски для детей 5–6
- Бударина Т.А., Корепанова О.Н. Знакомство детей с русским народным. Творчеством. – С-Пб.: Детство – пресс - 2001г.- 400с.
- Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение, 1988.
- Закон РФ «Об образовании» (в редакции 20.07.2004 года).
- Зарецкая Н.В., Роот З.Я. “Танцы в детском саду.”
- Каплунова И., Новоскольцева И.. “Как у наших у ворот”, “Пойди туда, не знаю куда”, “Этот удивительный ритм”.
- Картушина М.Ю. Русские народные праздники в детском саду. - М., 2006.
- Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. - С.-Петербург, 1998.
- Козлова С.Л., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, 5-е изд-е.. – М.: Академия., 2004.
- Кольцова М.И. Русский фольклор на музыкальных занятиях, утренниках. / Дошкольное воспитание, № 5/1993.
- Медведева М.. “А мы просо сеяли”.
- Мельников М.Н. Детский фольклор и проблемы народной педагогики. - Новосибирск, Просвещение, 1987.
- Мерзляковой С.И. Фольклор – музыка - театр. Под редакцией– М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС - 1999г. – 216с.
- Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Новицкая М.Ю. Управление образовательным процессом в ДОУ с этнокультурным компонентом образования. - М, 2006.
- Михайлова М.А., Воронина Н.В.. “Танцы, игры, упражнения для красивого движения.
- Науменко Г.М. Русское народное детское музыкальное творчество.- М. :Сов. композитор, - 1988г.- 190с.
- Науменко Г.М. Фольклорный праздник изд. – М.: Линка – пресс - 2000г.- 224с.
- Немов Р.С. Психология. – М., 1999.
- Остроух Г.А. Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей детей. / Дошкольное воспитание, №9/1994.
- Посвянская Н.П. От зимы до осени. - М.: Детская литература -1979г.-286с.
- Смирнов С. Педагогика. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.
- Старикова К.Л. Народные обряды и обрядовая поэзия, Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
- Старикова К.Л. У истоков народной мудрости. - Екатеринбург, Отделение пед. Общества, 1994.
«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0005846
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf