"Рабочая программа подготовительной группы для детей с тяжелыми нарушениями речи"

  вс., 16.12.2018

Составители:

Кизыма Галина Васильевна

Банку Джамиля Габдульхаковна,

воспитатели МБДОУ Детский сад № 4 "Снегурочка"

ЯНАО, г. Салехард

Рабочая программа подготовительной группы компенсирующей направленности

для детей с тяжелыми нарушениями речи

МБДОУ Детский сад №4 «Снегурочка» на 2018 – 2019 учебный год

Программа содержит 140 страниц. На портале для ознакомления публикуется 1 часть.

Скачать: РабочаяПС 2018 -2019 уч. год.doc (1.54 МБ)

Содержание

 

Введение

 

I. Целевой раздел

 

1.1.Пояснительная записка

 

 

1.2. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

1.3.Срок реализации рабочей программы

 

 

1.4. Планируемые результаты освоения образовательной программы. Целевые ориентиры.

 

 

II. Содержательный раздел

 

2.1. Содержание образовательной работы с детьми

Образовательная область «Физическое развитие»

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

Образовательная область «Речевое развитие»

Образовательная область «Познавательное развитие»

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

 

2.2.Система педагогической диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы дошкольного образования

2.3..Организация и формы взаимодействия с родителями

 

III. Организационный раздел

 

3.1. Режим дня

3.2. Объём образовательной нагрузки

3.3. Режим двигательной активности воспитанников

3.4. Проектирование воспитательно –образовательного процесса

3.5. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.6. Методическое обеспечение образовательной деятельности

3.7. Приложения

 

I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей подготовительной группы компенсирующей направленности  с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), и представляет собой целостную, систематизированную модель для организации педагогического процесса с детьми 6-7 лет.

При разработке рабочей программы учитывались следующие нормативные документы:

- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 № 1155 «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»;

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам- образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 №1014;

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПИН 2.4.1.3049-13;

- Инструктивно- методическое письмо МО и ПО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 года №65/23-16;

- Приказ Министерства РФ, Минздрава РФ, Госкомспорта РФ, и Российской Академии Образования «О совершенствовании процесса физического воспитания в ОУ РФ» от 16.07.2002 № 2715/227/166/19;

-  Федеральными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 № 2106;

- Разъяснениями Минобрнауки России о коррекционном и инклюзивном образовании детей 07.06.2013г ИР – 535/07;

- Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27.06.2013 № 55-ЗАО «Об образовании в ЯНАО».

Рабочая программа (далее Программа) подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) представляет собой целостную, систематизированную модель для организации педагогического процесса с детьми 6-7 лет.

Документ разработан в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации  от 17 октября 2013 года № 1155 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования»), с учетом адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи МБДОУ «Детский сад №4 «Снегурочка» принята на заседании педагогического совета МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка» протокол № 1 от «31» августа  2016 года и утверждена приказом МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка» № 104 - 0 от «31»  августа  2016 года.

 Локальные акты ДОУ:

-Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Снегурочка», утвержден Постановлением Администрации города Салехарда от 14.05.2015 г № 228, зарегистрирован МИФНС России №1 по ЯНАО 29.05.2015»;

- Изменения, которые вносятся в Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №4 «Снегурочка», утвержден Постановлением Администрации города Салехарда от 07.06.2017 г № 888 зарегистрирован МИФНС России №1 по ЯНАО 23.06.2017»; и дополнения

- Программа развития МБДОУ «Детский сад №4 «Снегурочка» муниципального образования город Салехард на 2018-2023 годы;

-  Основная образовательная программа   дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка»

-  Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) на основах коррекционно-педагогической работы для детей с нарушениями речи под редакцией Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.Ф. Мастюкова, Л.Г. Парамонова, Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша,  Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова и др.), предусматривающей последовательное целенаправленное развитие ребенка с учетом тяжести речевого дефекта, особенностей психического развития и индивидуальных особенностей.

      Программа составлена с учетом комплексной связи образовательных областей и реализуется в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкальной и двигательной.

Численный состав группы компенсирующей направленности для детей с ТНР – 12 детей.

Возраст воспитанников – от 6 до 7 лет.

Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений.

Данная программа     разработана    для     обеспечения гарантии  качества  образования, индивидуального  развития  и  раскрытия  творческого  потенциала  каждого  ребенка,  создания  условий  для практического  освоения задач  образовательных  областей.  Она позволяет построить систему коррекционно-развивающей работы в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым  нарушением речи на основе полного взаимодействия и преемственности всех специалистов ДОУ и родителей дошкольников. Помимо задач развивающего обучения, всестороннего развития интеллектуально-волевых качеств и формирования базовых психических процессов, основной задачей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и навыками речевого общения.

 Цель программы : реализация содержания основной образовательной программы дошкольного образования и создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком с ограниченными возможностями здоровья (ТНР)  дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения.

Задачи Программы:

-       осуществление  коррекционной рабо­ты по исправлению речевого нарушения и связанных с ним процессов под руководством учителя-логопеда.

-       забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

-       создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

-       максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

-       творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

-       вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

-       уважительное отношение к результатам детского творчества;

-       единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

-       соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивающей отсутствие давления предметного обучения.

Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

-        патриотизм;

-        активная жизненная позиция;

-        творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;

-        уважение к традиционным ценностям.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

Принципы и подходы к формированию Программы

-  поддержка разнообразия детства;

-       личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;

-       уважения личности ребенка;

-       реализация Программы прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности;

-       полноценного проживания ребенком всех этапов детства, амплификации (обогащения) детского развития;

-       построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

-       содействия и сотрудничества детей и взрослых;

-       поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;

-       сотрудничество  с семьей.

-       построение системы коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.

Особенности осуществления образовательного процесса

Успех  коррекции речи  дошкольника зависит от качества воспитательно-образовательного процесса, от создания условий для индивидуального и личностного развития ребенка и обеспечивается только правильной, научно-обоснованной системой воспитания и обучения, построенной на традиционных и современных методиках и технологиях дошкольного образования (В.В. Гербова, Т.С. Комарова, М.Б Зацепина, Н.Ф. Губанова, В.П. Новикова),  основах коррекционно-педагогической работы для детей с нарушениями речи (Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Е.Ф. Мастюкова, Л.Г. Парамонова, Г.А. Волкова, Ю.Ф. Гаркуша,  Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова и др.), предусматривающей последовательное целенаправленное развитие ребенка с учетом тяжести речевого дефекта, особенностей психического развития и индивидуальных особенностей.

Для этого принимаются во внимание различные условия и  факторы.

Климатические условия: 

Немаловажное значение имеют климатические условия ЯНАО. По климатическим условиям ЯНАО  приравнен к Крайнему Северу. Климат резко континентальный: суровая долгая зима и короткое прохладное лето.

Среднемесячная температура января составляет -22 градуса, июля +17. Температура воздуха может резко меняться в течение суток. Зима длится около 7 месяцев в году – со второй половины октября до середины апреля. Все это учитывается при  планировании образовательного процесса, проведении прогулок. В образовательный процесс  включены мероприятия, направленные на оздоровление детей и предупреждение утомляемости.

В режим дня каждой возрастной группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, упражнения для расслабления позвоночника и коррекции осанки, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.

В холодное время года (при благоприятных погодных условиях) физкультурная деятельность  проводится  на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на свежем воздухе.

При неблагоприятных погодных условиях (актированных днях)  предусмотрен график двигательной активности для всех возрастных групп  в музыкальном и спортивном залах.

Национально-культурные:

Содержание дошкольного образования в учреждении  включает в себя вопросы истории и культуры родного города, природного, социального и рукотворного мира ЯНАО.

В системе развивающего обучения все более важную роль играет культурная среда. Многочисленные материальные объекты культурного окружения – видимый, обоняемый, звучащий мир, сотворенный гением и трудом человека, - являются идеальным пространством, в котором индивидуальное развитие ребенка находит и реальные стимулы, и безграничные возможности самореализации. Именно поэтому реальная культурная среда – то пространство, в котором ребенок получает возможность максимально реализовать свой природный личностный потенциал. Это происходит через:

-        знакомство с народными играми, национальными куклами;

-        приобщение к музыке, устному народному творчеству, художественной литературе, декоративно-прикладному искусству и живописи разных народов;

-        создание мини-музеев в каждой возрастной группе на различные тематики;

-        приобщение к истокам русской народной культуры;

-        знакомство с историей, традициями, достопримечательностями родного города.

В группы компенсирующей направленности   зачисляются дети с речевыми нарушениями различной структуры и тяжести. Имеющиеся речевые дефекты и сопутствующие неврологические заболевания делают индивидуальные различия между детьми одного и того же возраста еще более выраженными, что прямо или опосредованно влияет на особенности поведения, деятельности, общения.

Таким образом, большое внимание уделяется  адаптационному периоду. При успешной адаптации выделяются два основных критерия: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).

 Адаптационные  мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, почти безболезненно приспособиться  к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и применять полученные  умения, навыки и качества в повседневной жизни. Создавая у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развиваются различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируется потребность в общении со взрослыми. Мероприятия обеспечивают решение воспитательно-образовательных задач, уже в период привыкания ребенка к новым условиям и тем самым ускоряют и облегчают протекание адаптационного периода, т.е. привыкание ребёнка к детскому саду, к общественному дошкольному образованию.

     Воспитатель детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи помимо общеобразовательных задач выполняет ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель особое внимание уделяет на развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов, создавая основу для благоприятного развития компенсаторных возможностей ребенка, нормализации речи.

Особое внимание воспитатель уделяет развитию восприятия, мнестических процессов, мотивации, доступных форм словесно-логического мышления. При развитии познавательных интересов детей, учитывается своеобразное  отставание в формировании познавательной активности. Поэтому, необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие логического мышления, слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, оптико-пространственных представлений. Широко используются сравнения, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам, и т.д.; выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок). Правильно организованное психолого-педагогическое воздействие воспитателя поможет предупредить появление стойких нежелательных отклонений в поведении, сформировать в группе коллективные, социально-приемлемые отношения. Работа воспитателя по развитию речи во многих случаях предшествует логопедической индивидуальной работе, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений. В других случаях – направлена на закрепление результатов, достигнутых в процессе НОД по коррекции речи.

В задачу воспитателя также входит повседневное наблюдение за состоянием речевой деятельности в каждом периоде коррекционного процесса, контроль за правильным использованием поставленных или исправленных  логопедом звуков, усвоенных грамматических форм и др.

Речь самого воспитателя служит образцом для детей с речевыми нарушениями: четкая, предельно внятная, хорошо интонированная, выразительная, с исключением инвертированных конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи.    В обязанности воспитателя входит хорошее знание индивидуальных особенностей детей с недоразвитием речи, затруднения в коммуникативном общении, самоконтроля собственной речи.

Формирование лексического запаса и грамматических категорий в процессе НОД и режимных моментах  осуществляется поэтапно:

-     знакомство непосредственно с изучаемым явлением;

-     понимание словесных обозначений этих явлений с помощью правильного образца речи воспитателя;

-     организация речевой практики детей для закрепления словесных обозначений этого явления в активной речи.

Для этого используются рассказы, чтение тестов, рассматривание картинок, беседы по вопросам, рассказы по образцу, различные дидактические игры. Основными методическими приемами являются: показ предмета и его называние, рассматривание предмета, показ действий с предметами и их называние, выполнение словесных инструкций, комментирование действий, побуждение к действиям, многократное повторение речевого материала   и  др.

Специфика работы воспитателя включает организацию и проведение индивидуальной образовательной деятельности (ИОД)  по заданию учителя-логопеда. Это индивидуальные или подгрупповые игры и упражнения  во второй половине дня (закрепление хорошо поставленных звуков на различном речевом материале, повторение стихов, рассказов, упражнения на развитие фонематического слуха, языкового анализа  и синтеза). Также большое внимание уделяется развитию мелкой моторики и графомоторных навыков.

Большое значение для речевого, умственного и физического развития дошкольника с тяжелыми нарушениями речи  имеет игра. В играх дети учатся сравнивать предметы по форме, величине, цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они изготовлены. В подвижных играх удовлетворяется потребность детей в движениях, развивается координация, выносливость, точность. В сюжетно-ролевых и играх с правилами дети учатся организовывать свое поведение в соответствии с правилами, овладевают выдержкой и решительностью, навыками  общения со сверстниками, активной речью. Немаловажное значение для развития речевых навыков имеет изобразительная деятельность. Работа с бумагой, красками, пластилином, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения, а отражение и углубление представлений у детей об окружающих предметах, проявление умственной и речевой активности. В продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с предметом, действием, признаком, усвоения приставочных глаголов (отрезал, вырезал, разрезал и т.д.).

Содержание образовательной деятельности с детьми 6 - 7 лет дается по образовательным областям: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Планирование работы во всех пяти образовательных областях учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией. Реализация содержания Программы осуществляется в процессе разнообразных видов деятельности:

-       Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организацииразличных видов деятельности (игровой,      коммуникативной,          трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения).

-       Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов.

-       Самостоятельная деятельность детей.

-       Взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы.

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Особенности развития детей  6-7 лет с тяжелым недоразвитием речи

Все воспитанники нашей группы имеют диагноз тяжелые нарушения речи (ТНР). Под тяжелым нарушением речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом понимается такая форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения. При этом отмечается нарушение формирования как смысловой, так и произносительной сторон речи. В целом для детей с ТНР типично позднее появление экспрессивной речи, резко ограниченный словарный запас, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слов. Дети уже пользуются развернутой фразовой речью, но при этом отмечаются фонетико-фонематические и лексико-грамматические недостатки. Наиболее отчетливо они проявляются в разных видах монологической речи - описание, пересказ, рассказы по серии картин и др.

Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

У детей с различными формами речевых нарушений в ряде случаев имеются определенные психологические (психолого-педагогические, патопсихологические) особенности, отмечается своеобразие формирования личности. Это в разной степени проявляется в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах. Бесспорным является факт, что нарушения речи в определенной мере влияют на формирование других сторон психики, а в некоторых случаях и именно ими вызываются.

Особенности психических процессов, тесно связанных с речевой деятельностью:

- нарушение внимания и памяти,

- нарушения пальцевой и артикуляционной моторики,

- недостаточная сформированность словесно-логического мышления.

Нарушения внимания и памяти проявляются  у детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже из 4-х предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда отбирают предметы или слова по заданному признаку. Еще труднее сосредотачиваться и удерживать их внимание на чисто словесном материале, вне наглядной ситуации. Поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме пространные, неконкретные  объяснения педагога, длинные конструкции (занятие без наглядности не эффективно для  логопедической группы).

Характерно, что запоминание на непроизвольном уровне, у детей происходит значительно лучше, чем на произвольном.  Так, например, ребенок легко воспроизводит названия шести-восьми подарков на день рождения и затрудняется воспроизвести названия 4-5 игрушек, спрятанных на занятии.

Нарушения артикуляционной моторики проявляются в ограниченности, неточности, или слабости движений подвижных органов артикуляции – языка, мягкого неба, губ, нижней челюсти.

У значительного большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие дети держат ложку в кулаке, либо с трудом берут кисточку и карандаш, иногда не  могут застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки и т.п.

Поскольку речь и мышление связаны между собой, следовательно, словесно-логическое мышление детей с речевым недоразвитием несколько ниже возрастной нормы. Дети затрудняются в классификации предметов, обобщений явлений и признаков. Нередко их суждения бедны, отрывочны и логически несвязанны друг с другом.  

Личностные особенности детей с ТНР очень заметны. Так, на занятиях одни из них очень быстро утомляются, начинают вертеться, отвлекаться, т.е. перестают воспринимать учебный материал. Другие, напротив, сидят тихо, спокойно, но на вопросы не отвечают, или отвечают невпопад, не могут повторить ответ товарища.

 Сведения о семьях воспитанников.***

1.2  Образовательная деятельность в части Программы, формируемой участниками образовательных отношений (НРК)

Цель: Формирование у ребенка чувства любви к малой родине, воспитание эмоционально-положительного отношения к местам, где он живёт. Развитие умения видеть и ценить красоту родного края.

       Обучение ведется по четырем блокам:

БЛОК №1 «Природа Ямала». Задачи:

-     Формировать экологическую культуру детей.

-     Расширять представления о флоре и фауне Ямала.

-     Знакомить детей с растительным и животным миром, с  объектами неживой природы  северного  региона.

БЛОК №2 «Быт коренных жителей Ямала». Задачи:

-     Знакомить детей с национальным своеобразием местных жителей, их одеждой, предметами быта.

-     Дать общее представление о жилище, одежде.

-     Расширять представления о назначении бытовых предметов.

БЛОК №3 «Культура коренных народов Севера». Задачи:

-   Знакомить с фольклором народов Севера;

-   Знакомить с творчеством национальных поэтов, писателей.

-   Знакомить с родным городом – Салехард.

БЛОК №4 «Народно-прикладное искусство Ямала». Задачи:

-   Знакомить детей с художественными промыслами.

-   Формировать навыки изготовления предметов декоративно-прикладного творчества.

      Ознакомление детей дошкольного возраста с традициями народов Севера, с природой осуществляется в интеграции в процессе непосредственно образовательной деятельности,  в свободной деятельности,  в игровой деятельности, во время прогулок.

В перспективный план работы по национально-региональному компоненту включаются:

-     беседы  с просмотром иллюстраций («Растительный  и  животный  мир  Ямала»,  «Население  тундры»,   «Быт  и  жилище  народов  Севера»,  «Ямальские  узоры»,  «Основные  промыслы  народов  Севера»,  «Культура  народов  Севера  и  Ямала»,   «Природа  Ямала», «Мы родом из тундры»,  «Приходите в чум»   и т.д.);

-     викторины и  конкурсы  («Животный  и  растительный мир  Ямала»,   «Народы  Севера»,  «Культура Севера»,  «Знаешь  ли  ты  свой  край?»,  «Узнай и назови» (жилище, одежда, предметы быта);

-     выставки  детских  рисунков  и  поделок  из  различного  материала  («Мой  край родной  Ямал»,  «Мы  на  Севере  живем»,  «Игрушка  своими  руками»,  «Умелые руки  не  знают скуки»);

-     экскурсии  в тундру,  к  реке,  по  городу;

-     заучивание  песен  и   инсценировки  сказок   народов  Севера;

-     создание  познавательных тематических  альбомов  с  иллюстрациями  и  фотографиями  города,  жилища  и  быта  народов  Севера;

-     чтение  познавательной  и  художественной  литературы;

-     развлечение  «Край родной»   (старшая  и  подготовительная  группы);

-     экскурсии    в  окружную библиотеку,  в МВК им. Шемановского,  в  ОЦНК (старшая  и  подготовительная  группы);

-     участие   в различных  конкурсах.

В старших группах практикуются беседы, чтение познавательной литературы, составление рассказов, опытно-экспериментальной деятельности в уголках экспериментирования. Через ознакомление детей  с бытом, обрядами и обычаями народов Севера осуществляется приобщение  к национальной  культуре. На целевых прогулках детей знакомим с географическими особенностями улиц и их историей. В свободной продуктивной деятельности  дети учатся отражать природные явления, осваивают элементы творчества народов  Cевера.

  Работа по ознакомлению детей с региональным компонентом  осуществляется в сотрудничестве с родителями. Родителям представляются консультации, они привлекаются  к участию в организации воспитательных мероприятий, к работе в творческих мастерских по изготовлению атрибутов и пособий по национально-региональному компоненту.

Данная часть Программы  учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и ориентирована на:

-       специфику национальных, социокультурных,  демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.

Приоритетным направлением работы выбран национально-региональный компонент.

Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, включения его в углубленное человекознание, для пробуждения в нем потребности в познании окружающих условий, общего для всех жизненного пространства, для интегрированного усвоения местных историко-культурных и климатических особенностей, конкретных традиций, национальных, географических, и регионально-культурных особенностей своей социальной среды.

Национально-региональный компонент (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.) в дошкольном образовании помогает детям ощутить и сознать свою принадлежность к своей «Малой Родине», к своему дому, воспринимая всю полноту ближайшего окружения, усваивая при этом общечеловеческие и национальные ценности в духовном, материальном и морально-эстетическом плане.

Задача современного дошкольного образования - заложить нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Эти идеи становятся источниками создания вариативных программ нравственно-патриотической направленности.

Цель: Формирование у ребенка чувства любви к малой родине, воспитание эмоционально-положительного отношения к местам, где он  живёт. Развитие умения видеть и ценить красоту родного края.

Отслеживание усвоения детьми обучающего и развивающего материала осуществляется в период мониторинга освоения Программы. Разработана диагностическая карта «Национально - региональный компонент», в которой определены критерии знаний и умений детей по направлениям: «Природа Ямала», «Животный мир», «Культура народов севера» и «Продуктивная  деятельность». Формы отслеживание результатов: наблюдение за играми детей; сравнительная характеристика художественных работ детей в свободной деятельности  на предпочитаемый выбор темы для  продуктивной деятельности; дидактические задания; общение с ребёнком  и собеседование с его  родителями.

 План работы по национально-региональному компоненту

Месяц

Форма работы

Тема

Цель

Сентябрь

Экскурсия в тундру

 

 

 Растительность города Салехард

Продолжать знакомить детей с природой Ямала

Оформление поделок из природного материала

«Наши таланты»

Развитие творческих способностей у детей

Октябрь

 

Экскурсия в детскую библиотеку

«Писатели Ямала – детям»

Познакомить с творчеством П.А. Явтысый, Ю. Шесталов, В.Н. Ледков, Л. Лапцуй

Приглашение санаторно-лесную школу

Песни и танцы народов Севера

Познакомить детей с фольклором народов Севера

Ноябрь

Экскурсия в МВК им. Шемановского

Выставка предметов быта коренных народов Севера

Дать представления о быте, труде коренных народов севера

Декабрь

Оформление мини-музея в группе

 

«Культура, быт и искусство коренных народов Севера»

 

Провести экскурсию для групп детей-инвалидов и младших групп с целью ознакомления с трудом и бытом коренных народов Севера в условиях ДОУ

Январь

Приглашение сотрудников МВК Шемановского

История земли Обдорской

Познакомить детей с историей Обдорска (презентация).

Февраль

Экскурсия в «Наследие»

Урок истории и мужества

 

Знакомство детей с боевой и воинской славой России

Март

«Окружной Дом ремёсел»

Открытый Межрегиональный фестиваль детского художественного творчества народов Севера «Солнце на ладони»

Знакомство с детским художественным творчеством народов Севера

Апрель

Экскурсия в Обдорский Острог

Мастер - класс

Познакомить детей с бытом (орнаментом, одеждой, орудиями труда, жилищем народов Севера)

Май

Экскурсия в детскую библиотеку

Природа России в произведениях российских писателей

Знакомство с природой России

 

Целевые ориентиры

К 7 годам дети:

-     знают и  называют объекты неживой природы; 

-     узнают и называют диких животных, живущих на Севере;

-     могут определять и  называть деревья, ягоды, грибы;

-     знают особенности климата Севера;

-     активно участвует в играх, самостоятельно играют в национальные подвижные игры;

-     проявляют интерес к  северному фольклору;

-     умеют отображать явления природы Севера в процессе изодеятельности;

-     используют полученные знания о Севере в процессе продуктивной деятельности;

-     знают о быте коренных жителей Ямала, о труде людей в тундре;

-     умеют видеть и ценить красоту родного края.

 1.3. Срок реализации рабочей программы: Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации и рассчитана  на  один учебный год: 2018-2019 учебный  год.

1.4. Планируемые результаты освоения образовательной программы

При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Участие ребенка в педагогической диагностике (мониторинге) допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты педагогической диагностики могут использоваться для проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Оценка индивидуального развития воспитанника  МБДОУ (педагогическая диагностика) осуществляется в течение времени пребывания ребенка в МБДОУ (исключая время, отведенное на сон).

Оценка индивидуального развития (педагогическая диагностика) воспитанника осуществляется через наблюдение, беседы, продукты детской деятельности, специальные диагностические ситуации, организуемые воспитателями и специалистами МБДОУ 1 раз в год – в конце учебного года (апрель).

Результаты  освоения Программы выражаются  в виде цеевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Методологическая основа оценки индивидуального развития воспитанника МБДОУ оценивается по 5 областям:

– социально коммуникативное развитие;

– познавательное развитие;

– речевое развитие

– художественно

– эстетическое развитие;

– физическое развитие

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики — карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Карты наблюдений детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка по всем возрастным группам готовятся к печати в издательстве «Мозаика-Синтез».

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

Обеспечивается при помощи следующих методик:

– Оценка физических качеств детей дошкольного возраста Н.Л. Замыслов, Н.И. Замотаева;

– Основы безопасности детей дошкольного возраста под редакцией Р.Б. Стеркиной;

– Индивидуальная психологическая диагностика 5-7 лет - М., Мозаика – Синтез. 2011. Веракса А.Н;

– Диагностика готовности ребенка к школе под редакцией Н.Е. Вераксы.

Результаты оценки индивидуального развития воспитанника МБДОУ предоставляются специалистам МБДОУ, методисту, заместителю заведующего по ВМР. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса, на основе которого определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год.

Оценка индивидуального развития воспитанника МБДОУ воспитателями и специалистами МБДОУ определяется следующим образом:

  •  Оценка:

4 балла – высокий;

3 балла – соответствует возрасту;

2 балла – отдельные компоненты не развиты;

1 балла – большинство компонентов недостаточно развиты.

  •  Балловый диапазон:

От 3, 5 до 4 баллов – деятельность на оптимальном уровне;

От 2, 4 до 3, 4 баллов – деятельность на высоком уровне;

От 1, 3 до 2, 3 – деятельность на среднем уровне;

        Ниже 1, 2 балла – деятельность низкого уровня

Целевые ориентиры

-       не подлежат непосредственной оценке;

-       не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и промежуточного уровня развития детей;

-       не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

-       не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;

-       не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.

-       не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

• аттестацию педагогических кадров;

• оценку качества образования;

• оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

• оценку выполнения муниципального (государственного) задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;

• распределение фонда стимулирующих выплат.

Целевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством.

"Свидетельство о публикации в СМИ"  Серия А  № 0005367-68


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 5915
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.