«ТИКО – страна» Программа дополнительного образования детей 6 – 7 лет

  вс., 15.04.2018

Автор – составитель:
Шаяхметова Залия Павловна,
воспитатель первой квалификационной категории
МАДОУ Каскаринский детский сад «Золотой петушок»
Тюменский район, с. Каскара   

Программа дополнительного образования «ТИКО – страна»

Направление: познавательное развитие, технологии объёмногомоделирования.

использование трансформируемого игрового объёмного конструктора ТИКО как инструмента познавательного развития

Возраст: старший дошкольный возраст 6 – 7 лет

I.                  Пояснительная записка

         Введение в систему дошкольного образования ФГОС ДО открывает для педагогов большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных средств, видов дидактического материала.     Одним из наиболее интересных и актуальных средств развития детей на сегодняшний день является конструирование. Обучение конструированию, по мнению Белошистой А.В., способствует как формированию общих конструктивных умений, способствующих развитию конструктивного стиля мышления, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста (мышление, внимание, воображение, восприятие).

         Конструирование можно отнести к продуктивным видам деятельности, так как его результат – конкретный продукт. Таким образом, у ребенка развивается мелкая моторика, творческие способности.

         При правильно организованной деятельности у детей развиваются такие мыслительный операции как анализ, синтез, сравнение, умение делать умозаключения и обобщения. Конструктивная деятельность способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений, что создает предпосылки математического развития (освоение форм, величин, времени).

         Конструирование является актуальной деятельностью, т.к., конструируя, дети мысленно представляют, какой будет постройка, и заранее планируют, как будут выполнять и в какой последовательности, таким образом, развивается планирующая мыслительная деятельность, что является важным фактором при формировании учебной деятельности.

         Новизна программы «ТИКО – страна» заключается в использование развивающего конструктора ТИКО как инструмента для обучения дошкольников конструированию, развитию пространственного и логического мышления на играх-занятиях. ТИКО – это трансформируемый игровой конструктор для обучения, разработанный отечественным производителем ЗАО «НПО РАНТИС» по рекомендациям Российской академии образования. Он представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур, что вызывает безграничное желание ребенка конструировать из ТИКО-конструктора и способствует развитию пространственных представлений.

         Программа «ТИКО-страна» рассчитана на 1 год обучения для детей 6 – 7 лет, не имеющих отклонения в развитии. Численность в группе не более 12 человек.

         Режим занятий по программе: 2 раза в неделю, по 30 минут, всего 72 часа в год.

 II.               Цель и задачи

         Цель программы: развитие логического мышления детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования.

         Задачи:

  • развивать познавательные процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, речь) и приемы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение);
  • развивать навыки пространственного ориентирования;
  • систематизировать знания детей о геометрических представлениях;
  • способствовать формированию умений конструировать по схеме и по собственному замыслу;
  • воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

 III.           Тематический план

Месяц

Тема месяца

Тема занятия

Сентябрь

Знакомство с конструктором.

Друзья Зайчонка ТИКО - лесные животные.

Путешествие в ТИКО-страну

Знакомство с Зайчонком ТИКО

Домик для Зайчонка ТИКО

Ёжик

Белочка

Заяц

Волк

Лисичка

Октябрь

Осень. Урожай.

Осенний цветок

Осеннее дерево

Осеннее дерево

Корзинка для урожая

Корзина с грибами

Корзина с яблоками

Мухоморы

 

Ноябрь

Транспорт

Автомобиль

Самолёт

Вертолёт

Лодка. Корабль

Парусник

Парусник

Подводная лодка

Катер

Декабрь

Зима. Новый год

Кормушка для птиц

Снежинка

Ёлочка

Снеговик

Снегурочка

Дед Мороз

Ёлочка (коллективная работа)

Коробка для подарка

Январь

Зимние забавы

Горка

Санки

Собака

Олимпийские кольца

Фигурист

Хоккей

Лыжник

Лыжи. Медаль чемпиона.

Февраль

Защитники Отечества.

Военная техника

Бинокль

Пистолет

Танк

Танк

Пушка

Ракетная установка

Артиллерийский расчёт

Артиллерийский расчёт

Март

В гостях у сказки

Ваза

Цифра 8 и ромашка

Мышка

Репка

Колобок

Теремок

Мишутка

Кружка. Блюдце

Апрель

Космос

Ракета

Космонавт

Спутник Земли

Лунатик

Звезда

Комета

Звездолёт

Звездолёт

Май

Весна. Насекомые

Цветок

Цветок и бабочка

Солнце

Божья коровка

Птица

Гнездо для птицы

Кокон

Бабочка

IV.           Содержание программы

         Система игровых занятий по программе «ТИКО-страна» составлена с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей старшего дошкольного возраста. Опирается на методические рекомендации по ТИКО-конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного возраста.

         В основу программы положены следующие принципы:

  • Доступности. Содержание программы, темы и методы обучения соответствуют возрастным особенностям детей, уровню их развития и познавательным возможностям.
  • Наглядности. Наглядность мобилизует психическую активность детей дошкольного возраста, вызывает интерес к занятиям, снижает утомление, облегчает весь процесс обучения.
  • Систематичности и последовательности. Занятия строятся по принципу перехода от простого к сложному, с опорой на ранее усвоенные знания.

    Структура игровых занятий включает:

  1. 1.     Приветствие с Зайчонком ТИКО.Используются игры-приветствия, упражнения на организацию детей, создание игровой ситуации, проблемной ситуации, целевой установки.
  2. 2.     Упражнение на развитие пространственного и логического мышления. Предлагаются задания на классификацию, сравнение, обобщение, ориентировку в пространстве.
  3. 3.     Беседа по теме.Детям даются новые или актуализируются уже имеющие знания, необходимые для решения игровой ситуации.
  4. 4.     Работа с карточкой.Выполняется задание предложенное на карточке, анализируется образец с переходом к плоскостному конструированию.
  5. 5.     Плоскостное конструирование.Перед началом используется пальчиковая гимнастика по теме месяца.
  6. 6.     Динамическая пауза. Используются различные динамические паузы, подвижные игры.
  7. 7.     Объёмное конструирование.
  8. 8.     Выставка работ.Дети рассматривают выполненных конструкции товарищей, анализируют их.
  9. 9.     Рефлексия.Подведение итогов.

         Для обучения детей конструированию используются разнообразные методы и приемы:

Метод

Приём

1.

Наглядный

Рассматривание иллюстраций, технологических карт, готовых построек, демонстрация способов крепления.

2.

Информационно – рецептивный

Обследование деталей для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа).

3.

Репродуктивный

Воспроизведение знаний и способов деятельности (собирание конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу).

4.

Практический

Использование полученных знаний и увиденных приемов работы на практике.

5.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

6.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

V.               Планируемые результаты

    В конце года:

  • дети знают и называют основные геометрические фигуры (виды прямоугольников, многоугольников, треугольники);
  • умеют беспрепятственно соединять детали ТИКО-конструктора;
  • сравнивают и классифицируют фигуры по нескольким свойствам;
  • анализируют, сравнивают образец;
  • выделять «целое» и «части»;
  • конструируют в соответствии с технологической картой;
  • ориентироваться в понятиях  «направо», «налево», «по диагонали».

VI.           Оценка результативности

         Программа «ТИКО-страна» направлена на развитие логического мышления детей посредством конструктивной деятельности. Определение степени развитости навыков конструирования осуществляется путем естественно-педагогического наблюдения. Для определения уровня развития логического мышления у дошкольников в качестве диагностического инструментария выступает методикиЛ.А. Венгера и методика Е.Я. Агаевой. (см. Приложение).

VII.        Условия реализации программы

         Для реализации программы необходимы:

1. Помещение со свободным пространством, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам.

2. Наборы конструкторов ТИКО-Малыш, ТИКО-Фантазер.

3. Учебный комплекс:

  • иллюстрации;
  • конспекты занятий;
  • технологические карты.

4. Компьютер, медиа-проектор, экран.

  1. VIII.    Список используемой литературы
  2. Карпова Н.М. ТИКО-конструирование [Текст]: метод.рекомендации. – Великий Новгород: МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2011
  3. Ульева Е. Энциклопедия для малышей в сказках. – Ростов н/Д: Феникс, 2014
  4. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников: пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2013
  5. Литвинова О.Э. Конструирование с детьми старшего дошкольного возраста. Конспекты совместной деятельности. ФГОС. – СПб.: Детство-Пресс, 2016
  6. Лелявина Н.О. Давайте вместе поиграем. 20 игр плюс (игры с логическими блоками Дьенеша) [Текст] / Н.О. Лелявина, Б.Б. Финкельштейн. – СПб.: ООО «Корвет», 2008
  7. Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. – Волгоград: Учитель, 2014
  8. Никулина Ф.Х. Формирование познавательной сферы у детей 5-7 лет. – Волгоград: Учитель, 2016

https://infourok.ru/ispolzovanie-konstruktora-tiko-na-urokah-i-vo-vneurochnoy-deyatelnosti-2737684-page2.html

http://endim.ru/catalog/355/?yclid=1936340787144434164

«Свидетельство о публикации в СМИ»  Серия А  № 0004975

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8867
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.