«Эрудит» Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста

  вт., 19.12.2017

Автор - составитель:

Михайлишин Надежда Васильевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Муниципального бюджетного

дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Лесная сказка»

ЯНАО, г.Новый Уренгой

Паспорт программы

Наименование программы

Образовательная программа дополнительного образования детей «Эрудит»

направленность программы

Познавательное развитие

Возраст участников программы

5- 7 лет

Нормативно-правовая основа

-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании    в Российской Федерации»;

-Концепция         развития    дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

-Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 от «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. № 28564);

-приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва  «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

-письмо Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

-приказ Министерства образования и науки РФ от 17  октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);

-Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Аннотация содержания программы

Образовательная программа дополнительного образования детей предназначена для развития математических и логических представлений детей 5 – 7 лет, основана на методических пособиях и рекомендациях Колесниковой Е.В., Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. Индивидуализированный развивающий образовательный процесс, предоставляющий каждому ребенку индивидуальную траекторию движения в рамках изучения математического содержания, осуществим на математических занятиях через посредство системы конструктивных заданий на математическом материале, выполняемых ребенком самостоятельно, и при этом приводящих ребенка к осознанию различных свойств и закономерностей математического характера. В программе содержится материал для организации дополнительного образования детей дошкольного возраста, который может быть использован педагогами образовательных организаций и родителями, для организации познавательно - развивающей интересной совместной деятельности по эффективному обучению  и развитию математических и логических представлений.

 I. Целевой раздел

1.1.Пояснительная записка.

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста. Вопросы разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста являются новыми для дошкольного образования, поскольку дошкольная педагогика традиционно ограничивалась созданием педагогических концепций воспитания дошкольника. Попытка решить указанные проблемы средствами создания содержательно обновленных, но методически не разработанных программ дошкольного образования (т.е. ограничиться только разработкой содержательной стороны) привела на сегодня к целому ряду противоречий в дошкольном математическом образовании, от которых страдают и дети, и педагоги – воспитатели. Таким образом, необходимость разработки концепции непрерывного математического развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста обусловлена, с одной стороны, современными требованиями к организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ, цель которого – развитие ребенка, а, с другой стороны, необходимостью решения проблемы создания непрерывного образовательного процесса на дошкольном и начальном школьном этапе, цель которого, опять таки – развитие личности обучаемого в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Ребенок старшего дошкольного возраста отличается активностью в познании окружающего, проявляет интерес к математике. У него начинают складываться представления о свойствах предметов. Накопленный чувственный и интеллектуальный опыт ребенка может быть объемным, но неупорядоченным, неорганизованным. Направить его в нужное русло, сформировать частные и обобщенные способы познания и необходимо в процессе обучения и познавательного общения.

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка - создание условий для развития его ума, формирования таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. В исследованиях Д.Б.Эльконина и В.В. Давыдова было достаточно убедительно доказано в частности, что проблема обновления содержания обучения в начальных классах является частью проблемы организации развивающего обучения ребенка. Психологическое обоснование важности и особой значимости этой проблемы было разработано Д. Б. Элькониным (1960, 1966) и В. В. Давыдовым (1966, 1972), в исследованиях которых было детально показано, что одним из решающих факторов в развитии мышления младших школьников выступает содержание обучения. Таким образом, связь между содержанием обучения и процессом развития мышления ребенка, несомненно, существует, но ее нельзя считать достаточным условием обеспечения математического развития ребенка. В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету. Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу. Ученые подчеркивают значение дошкольного возраста для интеллектуального развития человека, так как около 60% способностей к переработке информации формируется у детей к 5-6 годам. Однако это не означает, что нужно стремиться вложить в голову ребенка как можно больше знаний, сведений, информации. Значительно важнее научить дошкольника мыслить, развивать самостоятельность, независимость суждений и оценок. Нужно не только научить воспроизводить знания, а помочь находить наиболее адекватный путь решения, объяснять свой выбор, устанавливать зависимости.

Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».

Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие исследования педагогов и психологов показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.

Разработанная Программа предназначена для развития и обучения  детей 5 – 7 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников Колесниковой Е.В., Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психичеёском развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.

При разработке занятий также используются методические пособия:

  • Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000г.
  • Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для  дошкольников,  СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
  • Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.
  • Носова Е.А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л.: 1990г.
  • Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.   «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 6-7 лет.  Москва,  Ювента, 2014г.
  • Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-7 лет.  Москва,  Ювента, 2014г.

Программа «Эрудит» создана для того, чтобы на пороге школы, в промежутке между дошкольным и школьным детством помочь ребёнку построить содержательный образ «настоящего школьника». Программа носит принципиально промежуточный характер, соответствующий самоощущению ребёнка, который уже не дошкольник, но ещё не школьник. Предлагаемые занятия по формированию элементарных математических представлений,  развитию логического мышления дают возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, совершенствовать эстетическое и нравственное отношение к окружающему.

Новизна программы в использовании системно-деятельного комплексного подхода к формированию у детей  элементарных математических представлений и явлений окружающего мира, в применении в образовательном процессе современных форм и методов обучения. Отличие данной программы состоит в подаче теоретического и практического материала в игровой форме развития личности каждого ребенка, формирование его готовности к систематическому обучению, преодоление факторов дезадаптации за счет выравнивания стартовых возможностей каждого ребенка, позволяющих им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы. Материал занятий излагается в игровой форме. Знания по теории ребёнок получает в контексте  практического применения данного дидактического материала с использованием   развивающих игр, игр в движении, физкультминуток и пальчиковых упражнений. Весь комплекс заданий с дидактическим материалом – это длинная интеллектуальная лестница, а сами игры и упражнения – ее ступеньки.

  Педагогическая целесообразность.

 Знания не самоцель обучения. Конечной целью является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нем. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.  На занятиях используются задачи-шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др., которые способствуют  формированию  активного  отношения к собственной познавательной деятельности, учат рассуждать, объективно оценивать свои возможности. Цикл занятий соответствует концеп­ции развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, т.е. содержание, методы и формы организации учебного про­цесса по данной программе непосредственно согласованы с за­кономерностями развития ребенка. Индивидуализированный развивающий образовательный процесс, предоставляющий каждому ребенку индивидуальную траекторию движения в рамках изучения математического содержания, осуществим на математических занятиях через посредство системы конструктивных заданий на математическом материале, выполняемых ребенком самостоятельно, и при этом приводящих ребенка к осознанию различных свойств и закономерностей математического характера.

Условия, порождающие преемственные связи в едином контексте математического развития ребенка должны разрабатываться в русле непрерывности дошкольной и школьной ступеней в системе развивающего образования на основе единого концептуального подхода к построению методологии и содержания математического образования ребенка младшего возраста. И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, научите его выполнять различные действия, разовьете память, мышление, творческие способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

1.2. Цели и задачи реализации программы

Цель программы: развитие логического мышления,  смекалки, умения мыслить самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, расширить кругозор математических представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

обучающие:

-                     ознакомление с числовым рядом и составом чисел, получение представления задачи, умение вычленять её части, решать и составлять задачи;

-                     познакомить детей с общими математическими понятиями;

-                     учить ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с помощью плана;

-                     учить составлять фигуры из частей и делить фигуры на части, конструировать фигуры из палочек;

-                     формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

-                     формировать пространственно-временные отношения;

-                     формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).формирование общеучебных  умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.);

-                     формировать умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы, знакомить с геометрическими фигурами;

-                     активизировать познавательный интерес.

развивающие:

-                     развитие познавательных способностей и мыслительных операций, развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

-                     развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

-                     формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

воспитательные:

-                     воспитание у детей  интереса к занимательной математике;

-                     воспитывать настойчивость, терпение, способность и умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;

-                     выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми;

-                     воспитывать у детей культуру поведения в коллективе, доброжелательные отношения друг к другу;

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

1.3. Принципы и подходы к реализации Программы

Программа: соответствует принципу развивающего обучения, целью которого является развитие ребенка, сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики), соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»), обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в процессе реализации, в которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей, строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, предусматривает решение программных образовательных задач в совместной и самостоятельной  деятельности взрослого и детей.

Также при составлении Программы учитывались принципы:

Принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.

Принцип повторения умений и навыков — один из самых важ­нейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип активного обучения обязывает строить процесс обуче­ния с использованием активных форм и методов обучения, спо­собствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества (игровые технологии, работа в парах, подгруппе, инди­видуально, организация исследовательской деятельности и др.).

Принцип  коммуникативности помогает воспитать у детей по­требность в общении.

Принцип результативности предполагает получение положи­тельного результата работы независимо от воз­раста и уровня развития.

Принцип индивидуализации - развитие личных качеств, через решение проблем разноуровнего обучения.

Принцип  проблемности - ребенок получает знания не в готовом виде, а в процессе собственной деятельности.

Принцип  психологической комфортности - создание спокойной доброжелательной обстановки, вера в силы ребенка.

Принцип  творчества - формирование способности находить нестандартные решения.

Принципы взаимодействия с детьми: сам ребенок – молодец, у него - все получается, возникающие трудности – преодолимы; постоянное поощрение всех усилий ребенка, его стремление узнать что-то новое и научиться новому; исключение отрицательной оценки ребенка и результатов его действий; сравнение  всех результатов ребенка только с его собственными, а не с результатами  других детей; каждый ребенок должен продвигаться вперед своими темпами и с постоянным успехом.

Отличительные особенности программы: деятельность представляет систему развивающих игр, упражнений, в том числе электронных дидактических пособий математического содержания, которые помогают совершенствовать навыки счета, закрепляют понимание отношений между числами натурального ряда, формируют устойчивый интерес к математическим знаниям, развивают внимание, память, логические формы мышления. Дети непосредственно приобщаются к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.  Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвитии дошкольников  в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей.

1.4. Значимые характеристики для разработки и реализации

Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому  первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребёнка.

Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться. Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью, он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.

К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени. Практика показывает, что затруднения первоклассников связаны, как правило, с необходимостью усваивать абстрактные знания, переходить от действия с конкретными предметами, их образами к действию с числами и другими абстрактными понятиями. Такой переход требует развитой умственной деятельности ребенка. Поэтому особое внимание уделяют развитию у детей умения ориентироваться в некоторых скрытых существенных математических связях, отношениях, зависимостях: «равно», «больше», «меньше», «целое и часть», зависимостях между величинами, зависимости результата измерения от величины меры и др. Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными. Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом. Дети приучаются считать одними глазами, про себя, у них развиваются глазомер, быстрота реакции на форму. Не менее важно в этом возрасте развитие умственных способностей, самостоятельности мышления, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, способности к отвлечению и обобщению, пространственного воображения. У детей должны быть воспитаны устойчивый интерес к математическим знаниям, умение пользоваться ими и стремление самостоятельно их приобретать. Развитию элементарных математических представлений предусматривает обобщение, систематизацию, расширение и углубление знаний, приобретенных детьми в предыдущих группах. Формирование количественных и пространственных представлений является важным условием полноценного развития ребёнка на всех этапах дошкольного детства. Они служат необходимой основой для дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе. К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени. К моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения в пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. К шести годам ребёнок усваивает относительный круг знаний о числе, форме и величине предметов, способах элементарно ориентироваться в двухмерном и трёхмерном пространстве и времени. Математические знания стимулируют интеллектуальное развитие ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей. Фактически, основная цель дошкольного образования в области математики - развитие интеллекта ребенка, его мышления. Полноценное развитие последнего невозможно без формирования известной логической культуры, поскольку логика - это универсальный элемент мышления. Приемы анализа и синтеза, умозаключения, полученные путем сопоставления известных фактов и явлений, искусство построения гипотез, ясных и стройных доказательств, различение известного и неизвестного и много другое человек осваивает в значительной мере именно благодаря изучению математики. Развитию навыков рационального мышления и корректного выражения мыслей, а также интуиции способствует опыт, приобретаемый по ходу решения математических задач. Кроме того, математика стимулирует воображение, она своего рода путь к первым опытам научного творчества. В математической подготовке дошкольников наряду с обучением детей счету, развитием представлений о количестве и числе в пределах первого десятка, делению предметов на равные части большое внимание уделяется операциям с наглядно представленными множествами, проведению измерений с помощью условных мерок, определению объема сыпучих и жидких тел, развитию глазомера ребят, их представлений о геометрических фигурах, о времени, формированию понимания пространственных отношений, необходимо содействовать дальнейшему наполнению конкретных наглядно-действенных представлений, их систематизации и обобщению. Для этого нужно углублять и расширять знания детей о количестве, величине, форме предметов, ориентировке в пространстве и во времени. Цель данного возрастного периода расширение знаний в области элементарных математических представлений, формирование системного логического мышления, сохранение и развитие стремления детей к  познанию.

Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, вот почему используется большое количество игровых упражнений. Психологи, оценивая роль игры, указывают на то, что они не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

1.5. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)

Планируемые  результаты  освоения  Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возможные достижения ребёнка на этапе завершения обучения.

Оценка индивидуального развития детей по программе проводится педагогами в ходе внутреннего мониторинга становления основных (ключевых) характеристик развития личности ребенка, результаты которого используются только для оптимизации образовательной работы с группой и для решения задач построения образовательной  траектории  для  детей,  испытывающих  трудности  в  обучении.

Ожидаемые результаты (ориентиры к 6 годам):

-                     считать по образцу и названному числу в пределах 10;

-                     понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;

-                     знать числа первого десятка и записывать их;

-                     пользоваться математическими знаками: +, -,=,<, >;

-                     записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;

-                     соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;

-                     различать количественный и порядковый счет в пределах 10;

-                     составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;

-                     понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;

-                     знать геометрические фигуры;

-                     рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;

-                     выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;

-                     располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;

-                     делить предмет на 2 - 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;

-                     называть последовательно дни недели, месяцы;

-                     ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;

-                     определять положение предметов по отношению к другому лицу;

-                     решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

-                     понимать задание и выполнять его самостоятельно;

-                     проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

Ожидаемые результаты (ориентиры к 7 годам):

-                     знать числа второго десятка и записывать их;

-                     понимать независимость числа от величины, пространственного расположения предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки +, -,=,<, >;

-                     решать арифметические задачи и записывать решение;

-                     сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;

-                     устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;

-                     дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;

-                     различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;

-                     рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;

-                     преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания, разрезания);

-                     раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине в пределах 10;

-                     измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;

-                     изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;

-                     определять время с точностью до получаса;

-                     ориентироваться на листе бумаги;

-                     определять положение предмета по отношению к другому;

-                     решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;

-                     понимать задание и выполнять его самостоятельно;

-                     проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;

-                     самостоятельно формулировать учебные задачи.

Ожидаемые представления
- о единице измерения длины, веса, объема, денежных единицах;
- о временных интервалах: временем суток, года;
- об определении времени по часам;
- о количественной характеристике числа.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности и задачи

Для умственного развития дошкольников и подготовки их к школе большое значение имеют занятия по развитию элементарных математических представлений. Не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Задача педагога, проводящего занятия по математике  - включить всех детей в активное и систематическое усвоение программного материала. Для этого он прежде всего должен хорошо знать индивидуальные особенности детей, отношение их к таким занятиям, уровень их математического развития и степень понимания ими нового материала. Индивидуальный подход в проведении занятий по математике дает возможность не только помочь детям в усвоении программного материала, но и развить их интерес к этим занятиям, обеспечить активное участие всех детей в общей работе, что ведет за собой развитие их умственных способностей, внимания, предупреждает интеллектуальную пассивность у отдельных ребят, воспитывает настойчивость, целеустремленность и другие волевые качества. Необходимо развивать у детей способностей к проведению счетных операций, научить их применять полученные ранее знания, творчески подходить к решению предложенных заданий. Очень важным является воспитание самостоятельности и активности детей в процессе занятий по математике - важное условие подготовки их к успешному обучению в школе. Составляя план очередного занятия по развитию элементарных математических представлений, педагог должен обязательно учесть работу с отдельными детьми, принимая во внимание их индивидуальные проявления, которые он мог лично наблюдать. Важным условием в осуществлении индивидуального подхода к детям на занятиях по развитию элементарных математических представлений является знание уровня математического развития каждого ребенка, установление причины его отставания. Учитывая важность математического развития во всестороннем развитии ребенка, педагог должен всемерно заботиться о том, чтобы все дети принимали участие в занятиях, проявляли свою активность и инициативу. Особое значение имеет учет проделанной работы, тщательный анализ предыдущего занятия который позволит воспитателю не допускать пробелов в знании детьми программного материала.

В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами прежде всего на основе непосредственных впечатлений. Сформированность навыков учебной деятельности поможет дошкольнику в его последующей школьной жизни. Учебная деятельность требует необходимого запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важно положительное отношение к учению; способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач.

Содержание Программы разработано с учётом преемственности дошкольного и начального общего образования и представлено следующими разделами:

-                   количество и счет;

-                   величина;

-                   геометрические фигуры;

-                   ориентировка во времени;

-                   ориентировка во времени и в пространстве;

-                   логические задачи.

Вместе с этим содержание расширено и усложнено:

-                   ознакомление с цифрами и способами их написания;

-                   знакомством с тетрадью в клетку.

Основные задачи - формирование элементарных математических представлений у детей, привить интерес к математике, развить математические способности ребёнка; развитие познавательного интереса, логического мышления, внимания, памяти; приобретение детьми дошкольного возраста знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени, как основы математического развития. Формирование навыков и умений в счёте, вычислениях, измерениях, моделировании. Умение проявлять волевые усилия в процессе решения математических задач,  воспитание аккуратности и самостоятельности.

Количество и счет. На данном этапе дети овладевают математической терминологией. Они свободно  пользуются такими понятиями, как цифры, знаки, задачи, больше, меньше, равно, дни недели, геометрические фигуры.  Продолжается работа по озна­комлению детей с цифрами. Дети учатся писать циф­ры в клетке. Дети знакомятся с математическими знаками +,-,=,<,> и учатся их писать. Введение этой задачи обусловлено тем, что детям даются понятия «больше», «мень­ше» (четыре меньше пяти, а пять больше, чем четыре; к четы­рем прибавить один будет пять, от пяти отнять один будет че­тыре), закрепляя эти понятия, дети знакомятся со знаками и учатся их писать. Опыт работы показывает, что выполнение этой задачи не вызывает у детей трудностей. Одной из самых сложных является задача составления числа из двух меньших. Овладение этой операцией - основа даль­нейших действий с многозначными числами. В связи с тем, что механически запомнить все способы образования числа просто невозможно, формированию этого умения отводится до­вольно много времени. Используя уже имеющиеся знания, дети учатся соотносить число, предмет, цифру . При закреплении знаний о числах дети познакомятся с пословицами, стихами, загадка­ми, считалками, в которых упоминаются эти числа. Дети учатся решать арифметические задачи, отгадывать математические загадки и записывать с помощью цифр и зна­ков их решения.

Величина. Дети учатся измерять с помощью линейки, знакомятся с сантиметром. Продолжается работа по  делению предметов на части. Дети учатся понимать, что часть это меньше чем целое.

 Геометрические фигуры. Дети знакомятся с элементами геометрических фигур (вершина, стороны, углы), рисуют геометрические фигуры, преобразовывают их в предметы. Видят геометрические фигуры в предметах окружающего мира. Учатся преобразо­вывать одни фигуры в другие (путем складывания, разреза­ния, выкладывания из счетных палочек), рисовать круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, трапецию в тетради в клетку, а также символические изображения предметов из гео­метрических фигур.

Ориентировка во времени. Дети знакомятся с часами (стрелки, циферблат), учатся определять время с точностью до получаса. Закрепляются на­звания дней недели и месяцев, так как с этими понятиями дети встречаются в повседневной жизни.

Ориентировка в пространстве. Дети учатся ориентироваться на листе бумаги в клетку. Много заданий дается на выполнение упражнений по словесной инструкции. Также дети обучаются определять положение предмета относительно себя и другого лица.

Логические задачи. Детям предлагаются логические задачи способствующие развитию умственной деятельности на установление закономерностей, на анализ и синтез предметов сложной формы: ребусы, кроссворды, головоломки и др.

Задачи решаются комплексно, на каждом занятии. Все занятия проводятся в занимательной игровой форме, что не утомляет ребёнка и способствует лучшему запоминанию математических категорий. Много внимания уделяется самостоятельной работе детей и активизации их словарного запаса. Программный материал даётся в определённой системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактический принцип развивающего обучения с соблюдением основных требований организации каждого занятия:

-                     тщательность подготовки и творческий подход к каждому занятию;

-                      при необходимости проведение по одной теме не одного, а двух или несколь­ких занятий ;

-                     переходить к следующему занятию только после того, как дети усвоили предыдущий материал;

-                     выполнять программу последовательно;

-                     поддерживать интерес ребенка к выполнению задания, соблюдать правило - не навреди.

Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятия, например: 

Разминка. Разминка в виде загадки, знакомства со сказочным персонажем позволяет активизировать внимание детей, поднять их настроение, помогает настроить на образовательную деятельность, на общение с педагогом.

Основное содержание занятия – изучение нового материала. Содержание занятия представляет собой совокупность игр и упражнений, направленных на решение поставленных задач данного занятия.

Физминутка. Позволяет детям расслабиться, переключиться с одного вида деятельности на другой, способствует развитию крупной и мелкой моторики. 

Закрепление нового материала. Закрепление нового материала дает педагогу возможность оценить степень овладения детьми новым знанием.

Развивающая игра. Раскрашивание «умной» картинки по теме в конце занятия является своеобразной рефлексией, логическим окончанием проделанной работы и служат стимулом для ее продолжения. 

2.2. Учебный план

Учебный план является нормативным актом, устанавливающим объём учебного времени, отводимого на проведение организованной образовательной деятельности, отражает специфику работы по оказанию дополнительных образовательных услуг. Прием воспитанников в объединения дополнительного образования осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями) дополнительных образовательных услуг. Непосредственно образовательная деятельность проводятся по подгруппам до 10 человек и  организуются за рамками освоения основной образовательной программы дошкольного образования. Регламентируется расписанием занятий и учебно-тематическим планом дополнительного образования. По продолжительности занятия не превышают требования СанПин 2.4.1. 3049 - 13, для детей 5- 6 лет продолжительностью не более 25 минут, для детей 7 года жизни продолжительностью не более 30 минут.

п/п

Наименование услуги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количество

воспитанников

в группе

Количество групп

Количество часов

в месяц

на группу

в год

на группу

1

для детей 5-6лет «Математика и логика»

10

1

4

34

1.

для детей 6-7 лет «Математика и логика»

10

1

4

34

 Занятия проводятся по группам. Наполняемость – до 10 человек, что позволяет продуктивно вести как групповую, так и индивидуальную работу с детьми. В занятия включены физкультминутки, которые позволяют регулировать умственную и физическую нагрузку у дошкольников. Данная программа рассчитана на 34 занятия, и в ее основу заложен принцип развивающего обучения.

2.3. Тематическое планирование

Занятия включают в себя систему дидактических заданий, игр и игровых упражнений, теоретическую и практическую часть. Программа включает работу по группам, коллективную, самостоятельную деятельность и индивидуальные занятия.

Примерный учебно-тематический план  (5- 6 лет)

п/п

Тема

 

 

Задачи

всего

(ак.час)

  1.  

Число и цифра.  Величина. Логическая задача

Повторить способ образования чисел 1, 2, 3; учить сравнивать группы чисел. Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 5. Устанавливать соотношение между тремя предметами по высоте (самый высокий/низкий, выше, ниже). Развивать логическое мышление. Воспитывать желание выполнять задания самостоятельно.

1

  1.  

Число и цифра. Знаки +, =, соотнесение формы предме­та с геометрической фигурой, ориентировка на листе.

Повторить способ образования чисел. Закрепить навыки счета и отсчета предметов. Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине и толщине. Развивать внимание. Воспитывать аккуратность

1

  1.  

Числа и цифры 1, 2, 3, соотнесение количества предме­тов с цифрой, логическая задача, выкладывание геометрических фигур из счетных па­лочек, работа в тетради в клетку.

Закрепить представление детей об образовании чисел 3,4,5. Упражнять в счете предметов в пределах 5. Упражнять в различии геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) на ощупь и по зрительно воспринимаемому образцу. Развивать логическое мышление.  Воспитывать умение доводить начатое дело до конца.

1

  1.  

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, соотнесение количества пред­метов и цифр, величина, работа в тетради в клетку, круг, логическая задача.

Закрепить навыки счета и отсчета в пределах 5. Закрепить представление детей об образовании чисел 3,4,5. Упражнять в запоминании одновременно двух чисел, названий предметов и места их расположения. Закрепить умение различать круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, определять отношения взаимного положения предметов на листе бумаге. Учить сравнивать и обобщать по признакам с целью самостоятельного установления правил построения логической задачи, доказывать, обнаруживать ошибки.  Воспитывать усидчивость.

1

  1.  

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, знаки +,—, независимость числа от величины предметов, сложение числа 5 из двух меньших, логическая задача на установление несоответствия.

Закрепить навыки счета и отсчета в пределах 5. Упражнять в запоминании одновре- менно двух чисел, названий предметов и места их расположения. Учить сравнивать и обобщать по признакам с целью самостоятельного установления правил построения логической задачи, доказывать, обнаруживать ошибки. Воспитывать усидчивость.

1

  1.  

Число и цифра 6, знаки =, +, сложение числа 6 из двух меньших, логическая задача на установление закономерно­стей, понятия «длинный», «короче», «еще короче», «самый короткий», геометрическая фигура овал, круг.

Познакомить детей с овалом; учить различать круг и овал.  Познакомить с образованием числа 6. Закреплять умение раскладывать предметы в порядке убывания и возрастания размера, употребляя слова – самый большой, самый маленький, больше, меньше. Упражнять в счете предметов на ощупь. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Числа и цифры 4, 5, 6,7,  знаки <, >, =, независимость числа от расположения предметов, квадрат, треугольник.

 

Познакомить с образованием числа 7.  Научить вести счет предметов в пределах 7. Учить находить направление на плоскости: слева, справа, посередине. Упражнять в нахождении местоположения: впереди, сзади, слева, справа, перед, за. Развивать зрительную память. Воспитывать умение самостоятельно следить за осанкой на занятиях.

1

  1.  

Числа и цифры 0, 4, 5, 6, 7, решение задачи, установление равенства между двумя группами предметов, соотнесение количества предметов с цифрой, знаки —, <, >, понятия «сле­ва», «справа», «впереди», «сзади», нахождение различия в двух похожих рисунках.

Закрепить знания об образовании чисел 6 и 7 и умение вести счет предметов в пределах 7. Закрепить умение последовательно рассматривать расположение фигур на таблице, правильно называть фигуры и их пространственное расположение. Развивать зрительную память.  Развивать умение анализировать, сравнивать, способность к комбинированию. Воспитывать любознательность.

1

  1.  

Число и цифра 7, знаки =, +, математическая загадка, порядковый счет, выкладывание прямоугольника из счет­ных палочек, работа в тетради в клетку, деление квадрата на 2, 4 части.

Дать представление о том, что 7 дней (суток) составляют неделю, каждый день недели имеет свое название. Упражнять в счете на слух, учить устанавливать связи между количеством звуков и количеством зрительно воспринимаемых предметов.  Закрепить знание геометрических фигур и умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать умение самостоятельно решать логическую задачу путем выбора варианта. Воспитывать чувство товарищества, желание помочь товарищу.

1

  1.  

Числа и цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, сложение числа 7 из двух меньших, дни недели, решение логических задач.

Упражнять в счете на слух, учить устанавливать связи между количеством звуков и количеством зрительно воспринимаемых предметов. Закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать умение самостоятельно решать логическую задачу путем выбора варианта. Воспитывать чувство товарищества, желание помочь товарищу.

 

  1.  

Числа и цифры 1—8, знаки +, —, логическая задача на установление закономерностей.

Познакомить детей с образованием числа 8 и учить их считать до 8. Учить видеть равенство и неравенство количества предметов разных размеров. Упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами (моделями квадрата, прямоугольника, круга, треугольника, овала) и в обобщении предметов от их размеров.  Воспитывать активность на занятиях

1

  1.  

Порядковый счет, сложение числа 8 из двух меньших, величина, деление предмета на 4 части, логическая задача.

 

Закрепление представлений детей об образовании числа 8 и навыков счета в пределах 8. Упражнять в выяснении, каких предметов больше (меньше) на основе приложения группы одних предметов к другой. Закрепить представление от независимости числа предметов от их размеров. Развивать умение сопоставлять длину и высоту предметов. Воспитывать аккуратность.

1

  1.  

Числа и цифры 1 - 9, решение примеров, ориентировка в пространстве, овал, логическая задача на установление закономерностей.

Познакомить детей с образованием числа 9 и упражнять в счете в пределах 9. Показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают. Закрепить умение устанавливать соотношение между предметами по высоте и толщине.  Развивать мышление. Воспитывать и поощрять самостоятельность.

1

  1.  

Числа и цифры 1 - 9,  знаки <, >, логическая задача на анализ и синтез, пря­моугольник, треугольник, квадрат, круг, порядковый счет.

Познакомить детей с образованием числа 9 и упражнять в счете в пределах 9. Показать независимость числа предметов от площади, которую они занимают. Закрепить умение устанавливать соотношение между предметами по высоте и толщине. Показать, что место, занимаемое предметом, изменяется в зависимости от того, по какому признаку предметы сравниваются.  Развивать мышление. Воспитывать и поощрять самостоятельность.

1

  1.  

Числа и цифры 1 - 9, логическая задача на установление закономерностей, высокий - низкий, ориентировка во време­ни.

Закрепить представление об образовании числа 9 и навыки счета предметов в пределах 9 . Упражнять в счете и воспроизведении заданного количества движений. Учить сопоставлять предметы по длине и толщине, раскладывать их в ряд в порядке убывания и возрастания. Закрепить умение упорядочивать предметы по одному из измерений. Развивать умение видеть клетку. Воспитывать трудолюбие.

1

  1.  

Порядковый счет, сравнение смежных чисел, квадрат, логические задачи.

 

Дать детям представление о том, что вести счет предметов можно в любом направлении: слева-направо, справа- налево, сверху-вниз, снизу-вверх. Упражнять в счете предметов по названному числу в пределах в пределах 9.  Учить видеть и производить изменения предметов по длине и толщине. Развивать умение решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Воспитывать интерес к математическим знаниям

1

  1.  

Число 10, выкладывание трапеции из счетных палочек, лодки, работа в тетради в клетку, нахождение различия в двух похожих рисунках.

Показать образование числа 10; научить вести счет предметов в пределах 10. Упражнять в подборе предметов равных по длине. Учить устанавливать соотношение по длине между парами предметов, активизировать в речи детей словосочетания: длиннее, короче, самый длинный, равные по длине. Развивать умение решать логические задачи на основе зрительного восприятия. Воспитывать чувство ответственности

1

  1.  

Цифры от 1 до 10, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на установление закономерностей, геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат.

Продолжать развивать представление детей о счете предметов в любом направлении. Закрепить знания об образовании числа 10 и навыки счета в пределах 10. Закрепить геометрические фигуры, которые могут быть разными в зависимости от сравнительной длины сторон. Развивать мышление при решении логической задачи на установление. Воспитывать усидчивость.

1

  1.  

Решение задачи, соотнесение числа и цифры, знаки +, -, работа в тетради в клетку.

Учить видеть равное количество предметов в группах расположенных по- разному. Закрепить умение вести счет предметов расположенных по-разному. Закрепить представление о том, что место, занимаемое каждым предметом среди других, изменяется в зависимости от того, по какому признаку предметы сравниваются. Развивать воображение. Воспитывать умение отстаивать свою точку зрения.

1

  1.  

Понятия «точка», «геометрическая фигура», «геометрическое место точек», решение задач на сложение и вычитание, порядковый счет, логическая задача на анализ и синтез, работа со счет­ными палочками.

Знакомство с понятиями «точка», «геометрическая фигура», «геометрическое место точек». Упражнять детей в воссоздании указанных размерных соотношений между предметами по длине и ширине. Упражнение в счете предметов по-разному расположенные, устанавливать соответствие между количеством наглядно предметов. Знакомство с различными видами штриховки. Развивать логическое мышление, умение действовать по плану. Воспитывать умение слушать товарища, не перебивать.

1

  1.  

Решение примеров на сложение и вычитание, составле­ние числа из двух меньших, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку.

Развивать логическое мышление, умение действовать по плану. Упражнять в ориентировке на плоскости листа. Закрепить навыки счета предметов. Развивать воображение при решении логических задач. Воспитывать дисциплинированность.

1

  1.  

Знакомство с понятием «линейка», обучение ее практическому применению» установление соответствия между цифрой и количе­ством предметов, знаки <, >, ориентировка во времени, дни недели, логическая задача на установление закономер­ностей.

Знакомство с понятиями «прямая пересекает прямую», «линейка» и ее практическое применение. Упражнять в ориентировке предметов на плоскости листа. Закрепить навыки счета и отсчета. Совершенствование графических навыков. Воспитывать любознательность.

1

  1.  

«Квадрат и прямо- угольник», установление соответствия между цифрой и количе­ством предметов, знаки <, >, ориентировка, логическая задача на установление закономер­ностей, работа в тетради в клетку.

Знакомство с характерными признаками квадрата и прямоугольника; сравнение однородных признаков фигур. Ориентировка на плоскости. Развивать память при решении логических задач. Воспитывать любознательность.

1

  1.  

Решение задач на сложение и вычитание, логическая задача на анализ и синтез, четырехугольники, шестиугольник. «Знакомство с понятием «отрезок линии», «отрезок прямой».

Знакомство с понятием «отрезок линии», «отрезок прямой». Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10. Упражнять в ориентировке на плоскости листа. Развивать память при решении логических задач. Воспитывать любознательность и дисциплинированность.

1

  1.  

«Знакомство с понятиями «горизонтальная линия», «вертикальная линия», решение задачи на вычитание, установление соответ­ствия между числом и цифрой, ориентировка во времени.

Знакомство с понятиями «горизонтальная линия», «вертикальная линия». Упражнение в счете в пределах 10. Упражнять в сравнении предметов разной длины и высоты. Развивать мышление при решении логических задач. Воспитывать чувство товарищества.

1

  1.  

Знакомство с поняти- ем «наклонная линия». Счет от 1 до 10 и обратно, ориентировка на листе, логическая зада­ча, круг, овал, треугольник,  работа в тетради в клетку.

Знакомство с понятием «наклонная ли- ния». Закрепление счета от 1 до 10 прямого и обратного. Формирование умения ориентироваться в пространстве. Закрепить умение видеть равное количество разных предметов, отсчитывать и раскладывать точно друг под другом. Развивать логическое мышление. Воспитывать желание взаимовыручки.

1

  1.  

Закрепление пред- ставлений о шаре, ку- бе, цилиндре, логические задачи» решение задачи, отгадывание загадок, порядковый счет, ориентировка во времени.

Упражнять в счете, закрепить представление о шаре, кубе, цилиндре.  Учить находить местоположение впереди, сзади объекта (перед, за объектом). Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям.

1

  1.  

Деление целого на части, решение задач,

ориентировка во времени, пространстве, геомет­рические фигуры, работа в тетради в клетку.

Научить детей делить целое на 2 и 4 части. Развитие умения ориентироваться в пространстве, располагать в ряд полоски разной величины на глаз. Продолжать учить составлять задачи на сложение и вычитание. Решение логических задач на сходство и различия. Воспитывать желание помочь своему товарищу.

1

  1.  

Знакомство с поня- тиями прямой, тупой и острый угол. Деление целого на части» порядковый счет, решение математической загадки, ориентировка в пространстве, работа в тетради в клетку.

Знакомство с понятиями прямой, тупой и острый угол. Закрепить умение делить целое на 2 и 4 части. Уметь сравнивать части. Развитие умения классифицировать множества и называть цвет, форму, размер и толщину. Воспитывать усидчивость.

1

  1.  

Порядковый счет, сложение числа 10 из двух меньших, логическая задача на анализ и синтез предмета сложной формы: треугольник, круг, трапеция, символические изоб­ражения предметов из счетных палочек.

Закрепить знания о предметах сложной формы: треугольник, круг, трапеция. Повторить счет предметов от 1 до 10. Развивать умение классифицировать по двум признакам. Решение логических задач на сходство и различия. Воспитывать активность на занятиях

1

  1.  

Решение задачи, примеров, соотнесение цифры с коли­чеством предметов с 1 до 10.

Закрепить знания о числах от 1 до 10; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить умение отгадывать математическую загадку; учить формулировать учебную задачу; закрепить навык самооценки. Воспитывать активность на занятиях

1

  1. 3

Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени, работа в тетради в клетку.

Закрепить умение считать по образцу и названному числу; закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес и активность на занятиях.

2

Итого в год

 

34

Примерный учебно-тематический план  (6 -7 лет)

п/п

тема

задачи

всего

(ак.час)

  1.  

Числа и цифры от 1 до 10, математическая загадка, знаки <,>, работа со счетными палочками, квадрат, прямоугольник.

Закрепить знания о числах от 1 до 10; закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закрепить умение отгадывать математическую загадку; закрепить знания о квадрате и прямоугольнике; учить формулировать учебную задачу; закрепить навык самооценки. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям.

1

  1.  

Знаки =, #,+,-, математические задачи, величина, ориентировка на листе бумаги.

Закрепить знания =, #,+.-; учить составлять арифметические задачи и записывать их; закрепить умение сравнивать величину предметов; учить ориентироваться на листе бумаги. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям.

 

1

  1.  

Счет по образцу и названному числу, независимость числа от пространственного расположения предметов, геометрические фигуры, ориентировка во времени.

Закрепить умение считать по образцу и названному числу; закрепить умение понимать независимость числа от пространственного расположения предметов; закрепить знания о последовательности частей суток. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям.

 

1

  1.  

Знаки <,>,=,#, соотнесение количества предметов с цифрой. Состав числа 6 из двух меньших, логическая задача, геометрические фигуры.

Закрепить умение понимать отношения между числами; о составе числа 6 из двух меньших чисел; продолжать решать логические задачи; закрепить знания о геометрических фигурах. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям.

 

 

  1.  

Составление количества предметов с цифрой, математическая загадка, ориентировка во времени.

Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой; учить составлять вопросы к сюжетной картинке; продолжать учить отгадывать математическую загадку и записывать ее решение; познакомить с часами. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям.

1

  1.  

Установление соответствия между количеством предметов и цифрой, дни недели, логическая задача, ориентировка в пространстве.

Продолжать учить понимать отношения между числами; закрепить знания о днях недели;  продолжать учить логическую задачу; закрепить умение определять словом положение предмета по отношению к себе, другому лицу. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям.

1

  1.  

Порядковый счет, счет по названному числу, логическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

Продолжать учить различать количественный и порядковый счет в пределах 10; закрепить умение понимать отношения между числами; учить решать логическую задачу; продолжать знакомить с составом числа из двух меньших. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям.

1

  1.  

Арифметические задачи, величина, ориентировка в пространстве. Решение примеров.

Продолжать учить решать арифметические задачи, записывать решение с помощью цифр и знаков; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; закреплять умение решать примеры. Развивать умение решать логическую задачу. Воспитывать интерес в знаниям.

1

  1.  

Цифры от 1 до 10, число 11. Логическая задача.

Закрепить знания о числах и цифрах от 0 до 10; закрепить умение устанавливать соответствие между числом и цифрой; познакомить с новой счетной единицей; познакомить с условным обозначением десятка - квадрат, единицы- круг. Продолжать учить понимать независимость числа от величины предметов; учить рисовать символические изображения животных в тетради в клетку, используя образец; учить формировать учебную задачу. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Число 12, ориентировка во времени, логическая задача, геометрические фигуры

Познакомить с образованием числа 12 и с основной счетной единицей-десяток; продолжать учить определять время на часах; закрепить знания о геометрических фигурах. Отношение между числами, математическая задача, величина, состав числа из двух меньших, логическая задача, ориентировка во времени. Учить измерять и рисовать отрезки заданной длины; решать и записывать арифметические задачи. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Число 13, ориентировка во времени, логическая задача.

Познакомить с образованием числа 13 и с новой счетной единицей-десятком; продолжать учить решать примеры и задачи; формировать навык самооценки. Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Величина, логическая задача, геометрические фигуры.

Учить составлять примеры, читать записи; закрепить умение различать понятия выше, глубже; познакомить с элементами геометрической фигуры треугольник ( вершины, стороны, углы). Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Число 14, ориентировка во времени, логическая задача.

Познакомить с образованием числа 14 и с новой счетной единицей-десятком; продолжать учить решать логические задачи. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

 

Счет по образцу и названному числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры

Продолжать учить составлять арифметическую задачу, записывать и читать решение задачи; учить составлять число 9 из двух меньших. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Число 15, соотнесение количества предметов с цифрой, геометрические фигуры.

Познакомить с образованием числа 15 и с новой счетной единицей–десяток; продолжать учить ориентироваться в тетради в клетку; учить формировать учебную задачу. Развивать глазомер при работе в тетрадях.

1

  1.  

Числа от 1 до 15, решение примеров, логическая задача, геометрические фигуры.

Учить понимать отношения между числами в числовом ряду; учить решать примеры в пределах второго десятка.

1

  1.  

Число 16, величина, ориентировка во времени, логическая задача.

Познакомить с образованием числа 16 и новой счетной единицей-десяткок; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; учить определять время по часам.

1

  1.  

Математическая загадка, знаки +,-, состав числа из двух меньших, геометрические фигуры.

Продолжать учить отгадывать математическую загадку, записывать решение; учить определять, какой математический знак надо написать в примере; продолжать учить составлять число 9 из двух меньших. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Число 17. Решение примеров, счет по образцу и названному числу, логическая задача, ориентировка во времени.

Познакомить с образованием числа 17 и новой счетной единицей-десяткок; учить решать примеры в пределах второго десятка; знакомить с часами (стрелки, циферблат).

1

  1.  

Число 17. Ориентировка в пространстве, , логическая задача, геометрические фигуры.

Продолжать знакомить с образованием числа 17; упражнять в определении расположения предметов на листе бумаги; продолжать учить решать логическую задачу. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Число 18, состав числа из двух меньших, счет по названному числу, логическая задача, геометрические фигуры.

Познакомить с образованием числа 18; закрепить умение составлять число 8 из двух меньших; продолжать учить правильно пользоваться знаками; закрепить знания о геометрических фигурах: вершины, стороны, углы.

1

  1.  

Число 18. Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.

 

Закрепить знания об образовании числа 18; продолжать учить решать примеры с числами второго десятка; закрепить знания о последовательности времен года; закрепить умение ориентироваться на листе бумаги. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Число 19, состав числа из двух меньших чисел, величина, логическая задача.

 

Познакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей-десяткок; закреплять умение составлять число 10 из двух меньших чисел; закреплять умение сравнивать предметы по величине, используя результаты сравнения (большой, поменьше, короткая, покороче и т.д).

1

  1.  

Число 19, геометрические фигуры, величина, логическая задача.

Продолжать знакомить с образованием числа 19; продолжать учить измерять линейкой, записывать результаты измерения; продолжать учить решать логическую задачу.

1

  1.  

Число 20, решение примеров, задачи, логические задачи.

 

Познакомить с образованием числа 19 и новой счетной единицей-десяткок; учить решать примеры в пределах второго десятка; учить записывать решение задачи. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, ориентировка на листе бумаги, работа в тетради в клетку.

Продолжать учить решать арифметическую задачу; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить измерять линейкой, ориентироваться на листе бумаги. Воспитывать активность на занятиях

 

1

  1.  

Знаки +,-, величина, математическая загадка, ориентировка во времени, соотнесение количества предметов с цифрой.

Закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +,-;закреплять умение определять время на часах с точностью до получаса. Воспитывать активность на занятиях

1

  1.  

Соотнесение количества предметов с числом, ориентировка во времени, решение примеров, геометрические фигуры.

Закрепить знания о последовательности дней недели; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить рисовать в тетради в клетку. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентировка в пространстве, логическая задача.

Закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой; закреплять умение ориентироваться в пространстве по отношению к себе, другому человеку; закреплять умение понимать отношения между числами. Воспитывать активность на занятиях

1

  1.  

Задачи-шутки, ориентировка во времени. Решение примеров, математические загадки.

Учить решать задачи-шутки с математическим содержанием; продолжать учить отгадывать математические загадки. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Решение арифметической задачи, решение примеров, величина, логическая задача, работа в тетради в клетку.

Продолжать учить решать арифметическую задачу; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; продолжать учить измерять линейкой, ориентироваться на листе бумаги. Развивать глазомер при работе в тетрадях. Воспитывать чувство ответственности.

1

  1.  

Математическая загадка, ориентировка во времени, решение примеров, задачи, логические задачи.

Продолжать учить решать и записывать математическую загадку; учить решать и записывать примеры; продолжать решать логические задачи.

1

  1.  

Решение примеров, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве, геометрические фигуры.

Учить решать и записывать примеры; закреплять умение ориентироваться на листе бумаги; закрепить знания о геометрических фигурах. Воспитывать активность на занятиях

1

  1.  

Решение примеров, знаки +, -, соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина, логическая задача, геометрические фигуры.

Закреплять умение правильно пользоваться математическими знаками +,-; продолжать учить решать примеры в пределах второго десятка; закрепить знания о геометрических фигурах. Воспитывать активность на занятиях

1

Итого в год

 

34

Содержание задач к каждой теме (на каждом возрастном периоде), может дополняться и частично изменяться в зависимости от уровня усвоения программного материала каждого ребенка и группы в целом.

III. Организационный раздел

3.1.Условия реализации программы

Материально-техническое и информационное обеспечение образовательного процесса для осуществления образовательной деятельности: демонстрационный материал и раздаточный материал по темам, счётные палочки, «Волшебный мешочек», простые и цветные карандаши, палочки «Кьюзенера, «Танграм», Блоки Дьенеша, касса цифр и «знаков действий»;

средства обучения: ноутбук – 1 шт; интерактивная доска – 1 шт; стол детский – 5 шт; стульчик детский – 10 шт.;

обучающие компьютерные игры: «Мерсибо плюс», «Носики-курносики учатся считать».      

3.2.Оценочные материалы

Педагогический анализ работы за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности детей, скорректировать методы, приемы и способы обучения.

Типовая диагностическая карта освоения Программы

 

 

 

 

 

 

№ п/п

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя ребенка

Количество и счет

Величина

Форма

Ориентировка в пространстве

Ориентировка во времени

Есть навыки прямого и обратного счета

Знает  состав чисел до 10, и состав чисел первого пятка из двух меньших, монеты их набор и размен.

Имеет представления о закономерностях образования чисел числового ряда.

 

Умеет составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и  знаками.

 Делит предметы на несколько равных частей.

Умеет измерять с помощью условных мер.

Умеет сравнивать предметы по форме; узнавать знакомые фигуры в предметах реального мира.

Умеет ориентироваться в окружающем пространстве (с помощью плана) и на плоскости.

Знает название текущего месяца, последовательность всех дней недели, времен года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Уровни развития:

1 балл - данная характеристика не сформирована, а ее проявление носит случайный характер. Ребенок имеет «размытые», поверхностные представления, применяет их наугад, не объясняет их использование, отвечает наугад или с ошибками, объяснить свой ответ затрудняется, ошибки исправляет неуверенно, отказывается от ответа (низкий уровень).

2 балла - характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от особенностей ситуации, наличие контроля со стороны взрослого, настроения ребенка и т.д. Ребенок имеет математические представления, репродуктивно владеет ими, не умеет аргументировано обосновать их использование. Ребенок отвечает верно, но односложно, пытается объяснить ответ, используя формальное или поверхностное объяснение, самостоятельно и уверенно исправляет ошибки (средний уровень).

3 балла - проявляющая характеристика является устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуации, присутствия или отсутствия взрослого, других детей, настроения, успешности или не успешности предыдущей деятельности и т.д. ребенок имеет высокий уровень математических представлений, способность мыслить, рассуждать, понимать причинно-следственные связи. Ребенок отвечает правильно и полно, аргументирует свой ответ, заметив ошибку или неточность, исправляет ее сам, объясняет, почему именно так надо ответить (высокий уровень).

Методика обследования уровня развития математических представлений детей (инструментарий)

1. Умение пересчитывать предметы. Цель: выявить уровень овладения счетными навыками (фиксируется способ, который ребенок использует при пересчете: глазами, дотрагивается рукой, используется движение головой, переставляет матрешки в ряд). Перед ребенком по кругу расставлены 8 матрешек. Сколько матрешек? Сосчитай.

2. Сравнение двух групп предметов. Цель: выявить способ сравнения двух групп предметов (множеств). Перед ребенком 9 уточек и 9 уточек в виде числовой фигуры буквы «Т». Сравни, где уточек больше, меньше. Почему ты так думаешь? Докажи. Ребенок может пересчитать уточки. Как еще можно определить, что их поровну? Ребенок может продемонстрировать способ наложения или приложения.

 3. Отсчитывание предметов. Цель: выявить технику счета и умение отсчитывать по заданному числу. Перед ребенком на столе 5 матрешек и 10 кружков. 5 Отсчитай на 1 кружок меньше, чем здесь матрешек и т. д.

4. Сложение и вычитание. Найди ошибку и исправь ее. 7+2=9 8-2=10 14-1=13 6-1=7 6+2=7 20+1=19 7-2=5 10-1=9 17+1=18 8+1=10 4-4=1 13+1=14. Дети производят вычислительные действия, найди ошибку, исправляют ее. В установке детям отмечается, что ошибки можно исправлять разными способами.

5. Представления о цифрах. Цель: выявить представления о цифрах. Перед ребенком цифры от 0 до 10 в случайном порядке. Разложи цифры по порядку. Назови цифры, которые тебе показываю. Покажи цифры: 2,7,4,9,3.

6. Умение оперировать представлениями о записи двузначных чисел. Перед ребенком на листе изображено число 12 – синим цветом, а число 22 – красным. Здесь записаны два числа. Найди в них различие и сходство. 7. Умение определять соседей числа  1; 5;17; 7;10;19. Детям предлагается определить соседей числа и вписать цифры.

 8.Умение сравнивать пары чисел и записывать с помощью знаков: больше , меньше, равно. 5….7; 6…2; 3…4; 5…8; 15…15; 17…18; 19…10; 0…6.

9. Умение ориентироваться в математической задаче. Цель: выявить сложившиеся умения ориентироваться в арифметической задаче и решать ее. Рабочие красили забор. Сначала они израсходовали две банки краски, а потом еще одна. Сколько банок краски потребовалось на покраску забора? (фиксируется ответ и рассуждения ребенка).

10. Умение решать логические задачи. Цель: выявить умение решать логические задачи. По столбу ползла божья коровка. Проползла два метра и остановилась отдохнуть как раз в середине столба. Сколько еще метров осталось проползти божьей коровке до самого верха?

11. Установление последовательности: событий, времен года, месяцев, дней недели. Разложи согласно последовательности событий и т д. (ребенку предлагается набор картинок).

 12. Умение соотносить полоски по величине. Цель: выявить умения детей использовать способ соизмерения при построении ряда, знание терминов при словесном определении сравнительной величины элементов ряда. Перед ребенком в случайном порядке 5 полосок, отличающихся на 0,5 см ( 15, 15,5; 16; 16,5; 17 см ). Разложи полоски по порядку от самой длинной (фиксируется способ соизмерения: приложение, наложение, глазомер, измерительные навыки).

13. Умение классифицировать геометрические фигуры. Цель: выявить умение классифицировать геометрические фигуры по заданному признаку. На листе бумаги наклеены или нарисованы геометрические фигуры разные по размеру, цвету, конфигурации: большой и маленький круг; прямоугольный, равнобедренный, равносторонний треугольник; два квадрата; два прямоугольника, ромб, трапеция, пятиугольник. Рассмотри фигуры. Сколько их всего? Сколько разных цветов? Сколько разных типов фигур? (высший уровень, если ребенок объединяет в одну группу многоугольники или четырехугольники; низкий уровень, если перечисляет все фигуры.)

14. Представления о геометрических формах. Цель: выявить представления ребенка о геометрических фигурах и умение определять признаки геометрических фигур ( наличие углов). Перед ребенком на карточке в ряд изображены шестиугольник, пятиугольник, четырехугольник. Художник, рисуя эти фигуры, загадал одну хитрость. Разгадай ее и скажи, какую фигуру здесь надо нарисовать? Если ребенок не смог ответить на этот вопрос, тогда ему предлагается несколько карточек с разными фигурами, среди которых есть треугольник. Попробуй из этих фигур выбрать ту, которую надо нарисовать (треугольник). Попросить ребенка объяснить свой выбор.

15. Представление об условной мерке. Измерение длины. Перед ребенком картонная мерка длиной 2см. Предлагается с помощью мерки сравнить две линии по длине и результат записать цифрами и сравнить. Фиксируется способ сравнения, измерительные навыки.

3.3.Обеспеченность методическими материалами

  1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
  2. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. Под ред. А.А.Столяра. - М., 1991.
  3. Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. - М., 1997.
  4. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М., 1985.
  5. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е.В. Колесникова. - М.: Сфера, 2015.
  6. Колесникова. Е.В. Математика для дошкольников 5-6 лет, М., 2007.
  7. Колесникова. Е.В. Математика для дошкольников 6-7 лет, М., 2007.
  8. Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
  9. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для  дошкольников,  СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
  10. Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
  11. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А. Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015.
  12. Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец.– СПб: Детство-Пресс, 2000.
  13. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
  14. Метлина Л.С. Занятия по математике в детском саду: Формирование у дошкольников элементарных математических представлений. – 2-е изд., доп. – М., 1985
  15. Математика до школы. Авт.-сост. А.А.Смоленцева, О.В.Суворова. СПб., 2000.
  16. Носова Е.А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л.: 1990г. стр.47-62.
  17. Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.
  18. Носова Е.А. «Предлогическая подготовка детей дошкольного возраста. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л. : 1990.
  19. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
  20. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.   «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-7 лет.  Москва,  Ювента, 2014г.
  21. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-7 лет.  Москва,  Ювента, 2014г.
  22. Рихтерман Т.Д. Формирование представлений  времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.:Просвещение,1982.
  23. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.:Просвещение,1987.
  24. Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
  25. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
  26. Математические игры: http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry; http://игрыдлядетей24.рф/matematicheskie-igry

  "Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А №  0004658

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений), то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством.


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 20703
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.