Программа кружка по экологическому воспитанию «Росточек» |
пт., 24.11.2017 |
Автор - составитель
Щербина Любовь Александровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Солнышко», г.Новый Уренгой
Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое
богатство для интеллектуального, нравственного и
речевого развития ребенка.
/В. А. Сухомлинский/
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры, осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. А для того, чтобы разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир, необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. В связи с этим программа кружка ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
В нашем дошкольном учреждении проводится работа по ознакомлению с природой Севера, но этого недостаточно, потому что дети мало проявляют интереса к данной теме, не всегда правильно поступают по отношению к животным, к природе, хотя на занятиях окружающего мира этому отводится главная роль.
С целью систематизации работы по данному направлению я разработала программу кружка «Росточек» для детей старшего дошкольного возраста.
Программа кружка «Росточек» направлена на формирование экологической культуры дошкольников, пробуждение чувств ребёнка по отношению
к окружающей природе, возникновению сопереживания и стремлению оказать помощь. Важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Программа представляет собой целостную систему экологических представлений и включает два раздела:
I раздел ««Мир живой и неживой природы Ямала» содержит сведения о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе ЯНАО.
II раздел «Охрана природы». Данный раздел информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера, дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу», способах их сохранения.
Настоящая программа предполагает одногодичное обучение детей старшего дошкольного возраста, проведение одного занятия кружка в неделю во вторую половину дня.
Общее количество учебных занятий в год – 36 часов.
Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста и требований СанПиН, занятия длятся – 30 минут.
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип систематичности и последовательности: постановка задач экологического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному»
- принцип сотрудничества: предполагает признание ценности совместной деятельности детей и взрослых.
-принцип научности: на доступном дошкольникам уровне раскрывается идея единства и взаимосвязи живого и неживого.
-принцип наглядности
-принцип занимательности
-принцип развивающего образования, обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.
Организованная образовательная деятельность по данной программе проводиться с детьми, как в помещении, так и на природе.
Формы проведения организованной образовательной деятельности - групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая.
Виды занятий - экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно–экспериментальной деятельности, с использованием интерактивного оборудования и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный (рассказ воспитателя; чтение литературных произведений, рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, любование природой).
- репродуктивный (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
- частично-поисковый (участие в коллективном поиске).
- Ø исследовательский (опыты, эксперименты, изучение природы, анализ,
сравнение, самостоятельная творческая работа).
Для решения программных образовательных задач используются:
Словесные методы (устное изложение, использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, разучивание песен, игр ),беседы, чтение произведений, разбор ситуаций, осуждение увиденного).
Наглядные: показ иллюстраций, фильмов, слайдов, сказок, прослушивание аудиозаписей, наблюдение за изменениями в природе, рассматривание, экскурсии, целевые прогулки. Это могут быть экскурсии лес, парк «Гидростроителей», на реку Пур, водоемы;
Практические методы: эксперименты, продуктивная деятельность,
трудовая деятельность.
Данная программа рассчитана на один год обучения
Цель и задачи программы кружка
Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста осознанно – правильного отношения к природным явлениям и окружающим объектам родного края.
Задачи:
- Формировать у детей осознанно-правильное отношение к представителям живой и неживой природы; навыков экологически грамотного поведения в природ, привычку рационально использовать природные ресурсы;
- обогащать детей знаниями о природе родного края, её многообразии, целостности живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни;
- формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;
- развивать умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы;
- развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов;
- развивать интерес и любовь к родному краю;
- знакомить детей с Красной книгой Ямала.
Содержание программы кружка «Родничок»
Программа предполагает два аспекта: воспитательный и образовательный. Воспитательный аспект состоит в развитии у ребенка умения видеть красоту окружающей природы, чувства любви к ней и бережного отношения ко всему живому.
Образовательный аспект состоит в обогащении детских представлений о мире природы, развитии способности выделять в самых общих чертах основные закономерности природных явлений, развитии способности устанавливать взаимосвязи между явлениями природы. В процессе познания у ребенка вырабатывается способность творчески мыслить, желание приобретать новые знания о природе Ямала.
Содержание программного материала:
I раздел «Мир живой и неживой природы Ямала» дает представление дошкольникам о компонентах живой и неживой природы, об изучении растительного и животного мира, содержит сведения о разнообразии природы Севера, сезонных изменениях в природе ЯНАО, ландшафтов родного края.
II раздел «Охрана природы». Данный раздел информирует о положительных и отрицательных формах взаимодействия с природой через изучение опыта традиционного природопользования народов Севера, дошкольники знакомятся с правилами поведения в природе, узнают о заповедниках округа и объектах занесенных в «Красную книгу».
Учебно-тематический план
№ п/п |
Раздел, тема |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практи-ческие занятия |
Мир живой и неживой природы Ямала |
||||
Земля наш общий дом «Глобус-модель земли» |
2 |
1 |
1 |
|
«В гости к временам года» «Осенние изменения в живой и неживой природе» |
4 |
2 |
2 |
|
«Живая и неживая природа, их отличия». «Связь между живой и неживой природой» |
2 |
1 |
1 |
|
Лес – многоэтажный дом. Живые цепочки» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Растительный мир (Цветы) |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Растительный мир (Ягоды, грибы Ямала |
2 |
1 |
1 |
|
Деревья (Лиственные и хвойные) |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Кустарники |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Зеленая аптека Ямала |
1 |
0.5 |
0,5 |
|
Животный мир Ямала |
2 |
1 |
1 |
|
«Ямальские пернатые» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
«Водоемы нашего края» |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Водоплавающие Севера |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
«Рыбье царство Ямала». |
1 |
0,5 |
0,5 |
|
Насекомые Севера |
1 |
0.5 |
0,5 |
|
Охрана природы |
||||
Красная книга ЯНАО |
4 |
1,5 |
2,5 |
|
Заповедники Севера |
2 |
1 |
1 |
|
«Вода нужна всем» |
3 |
1,5 |
1,5 |
|
Руку дружбы – природе (Правила друзей природы) |
3 |
1 |
2 |
|
«Кладовая Севера» |
2 |
1 |
1 |
|
Итого: |
36 |
18 |
18 |
Содержание учебно-тематическиго плана
№ п/п |
Раздел, тема |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||
Мир живой и неживой природы Ямала |
|||||
Земля наш общий дом «Глобус-модель земли» |
Беседа, рассказ воспитателя, презентация |
Макет глобуса. |
|||
«В гости к временам года» «Осенние изменения в живой и неживой природе» |
Занятие –путешествие, показ иллюстраций, фильмов |
Исследовательская деятельность |
|||
«Живая и неживая природа, их отличия». «Связь между живой и неживой природой» |
Игра-путешествие |
Исследовательская деятельность |
|||
Лес – многоэтажный дом. Живые цепочки» |
Игра-путешествие в лес |
Сбор листьев для поделок |
|||
Растительный мир (Цветы) |
Д/игра «Угадай по описанию», «Что сначала? Что потом?» наблюдение. Загадки; беседа. стихотворения «Если я сорву цветок…» |
Коллективная композиция из природного материала |
|||
Растительный мир (Ягоды, грибы Ямала |
Демонстрация иллюстрации; экскурсия в лес Загадывание загадок, д/игра «Угадай по описанию», наблюдение. |
Выставка из природного материала |
|||
Деревья (Лиственные и хвойные) |
Чтение стихов: «Березонька», «Рябинка», д/игра «Опиши дерево», загадывание загадок, наблюдение. Чтение стихотворения Э.Мошковской «У Дедушки Дерева добрые руки» |
Составление композиции «Лес» из засушенных материалов |
|||
Кустарники |
Д/игра «Два царства»; поисковая деятельность; придумывание; Д/игра «Растение или животное?»; Д/игра «Путаница» |
Гербарий, выставка рисунков |
|||
Зеленая аптека Ямала |
Загадки, беседа, чтение стихотворений, рассматривание гербария |
Книжки-малышки о лекарственных растениях |
|||
Животный мир Ямала |
Д/игра «Где, чей дом?»; «Цепочка, «Путаница» придумывание рассказов, загадки, пословицы, поговорки, стихотворения |
Коллективная композиция из природного материала, поисковая деятельность |
|||
«Ямальские пернатые» |
Рассматривание иллюстраций о наших птицах, д/игра «Какая птица?», чтение рассказов В.Бианки, М.Богданова «О чём горевали птички?», беседа «Как помочь птицам зимой?», д/игра «Кому что по вкусу?» |
Акция «Кормушки для птиц» |
|||
«Водоемы нашего края» |
Экскурсия. Рассматривание картины «Водоем», игра «Создай свой водоем», беседа, игра |
Создание панно «Тайны подводного мира» |
|||
Водоплавающие Севера |
Загадка, рассматривание иллюстраций, наблюдение за утками. Чтение стихотворения |
Лепка птиц из теста. Опыты. Оригами из бумаги «Журавли» |
|||
«Рыбье царство Ямала» |
Репродукции картин, открыток, фотографий. Чтение художественной литературы по теме “Рыбы”: Б. Заходер «Про сома», Русская народная сказка «По щучьему веленью», А.С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке», Пермяк «Первая рыбка», И. Токмакова «Где спит рыбка». |
Поделка рыбки из природного материала. Составление таблиц-схем “Цепи питания”, Оформление альбома «Ловись рыбка» |
|||
Насекомые Севера |
Рассматривание альбома «Насекомые», Д/и «Четвертый лишний », драматизация произведения К.Чуковского «Муха цокотуха», разучивание стихотворения «Трудолюбивая пчелка», просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха-цокотуха», «Пчелка Майя». |
Организация мини-музея «Мир насекомых» |
|||
Охрана природы |
|||||
Красная книга ЯНАО |
Рассматривание иллюстраций «Животные Севера», |
Поделки из природного материала |
|||
Заповедники Севера |
Загадки, рассматривание иллюстраций. |
Выставка детских рисунков на тему «Спасем природу вместе» |
|||
«Вода нужна всем» |
Беседа по вопросам «Вода нужна всем», составление рассказа. рассматривание энциклопедий, иллюстраций, фотографий, репродукций по теме Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц, поговорок, сочинение сказок, драматизация Художественное творчество (рисование, аппликация, лепка) |
Опыты, фотовыставка, выставки работ изобразительной деятельности на тему: «Волшебница-вода» |
|||
Руку дружбы – природе (Правила друзей природы) |
Демонстрация иллюстрации, презентации «Мир животных», «Красота родного края» Слушание «Сладкая грёза» П. Чайковского |
Рисование природоохранных знаков |
|||
«Кладовая Севера» |
Беседа, экскурсия в школьный музей, мультимедийная презентация «Газ и Нефть. Проблемы экологии» |
Выставка «Изделия из нефти и газа». Опыты |
Планируемые результаты
- Повышение интереса к растительном и животному миру Ямала.
- Осознание детьми разнообразия связей между живой и неживой природой, между живыми организмами, обитающими на Ямале.
- Способность проявить гуманное отношение в любых обстоятельствах к любому живому существу, понимать нравственный смысл своих действий и поступков.
- Стремление следовать правилам поведения на природе и в обществе, оценивать свое поведение.
Годовой календарный учебный график
1.Режим работы учреждения |
||
Продолжительность учебной недели |
5 дней (с понедельника по пятницу) |
|
Режим работы ДОУ |
с 7.00 до 19.00 |
|
Время работы группы |
12 часов |
|
Время работы кружка |
Вторник с 15.55 -16.25 |
|
2.Продолжительность учебного года |
||
Учебный год |
с 01.09.2016 по 31.08.2017 |
36 недель |
I полугодие |
с 01.09.2016 по 31.12.2016 |
17 недель |
I полугодие |
с 09.01.2017 по 31.05.2017 |
19 недель |
Летний оздоровительный период |
с 01.06.2017 по 31.08.2017 |
13 недель |
|
|
|
Мониторинг достижения детьми планируемых результатов |
||
Первичный мониторинг |
19.09.2016 – 23.09.2016 |
|
Итоговый мониторинг |
17.04.2017-21.04.2017 |
|
3. Праздники |
||
Праздник леса |
20 сентября 2016 |
|
Золотая осень |
18 октября 2016 |
|
День защиты животных |
4 октября 2016 |
|
Синичкин день |
12 ноября 2016 |
|
День воды |
22 марта 2017 |
|
День птиц |
1 апреля 2017 |
|
День Земли |
22 апреля 2017 |
Материальное обеспечение программы
№ п/п |
Наименование |
Дидактические карточки «Безопасное поведение в природе» |
|
Дидактические карточки «Времена года» |
|
Дидактические карточки «Городские птицы» |
|
Дидактические карточки «Животные Арктики» |
|
Дидактические карточки «Животные наших лесов» |
|
Дидактические карточки «Насекомые» |
|
Дидактические карточки «Природные явления» |
|
Дидактические карточки «Птицы наших лесов» |
|
Дидактические карточки «Речные рыбы» |
|
УМК «Времена года» выпуск 1 |
|
УМК «Времена года» выпуск 2 |
|
Мир в картинках «Арктика и Антарктика» |
|
Мир в картинках «Деревья и листья» |
|
Мир в картинках «Домашние животные» |
|
Мир в картинках «Лесные ягоды» |
|
Мир в картинках «Садовые ягоды» |
|
Расскажите детям о домашних животных (карточки для занятий в детском саду) |
|
Рассказы по картинкам. Весна |
|
Рассказы по картинкам. Зима |
|
Рассказы по картинкам. Лето |
|
Рассказы по картинкам. Осень |
|
Рассказы по картинкам. Времена года |
|
Дидактический материал «Дикие животные» |
|
Дидактический материал «Насекомые» |
|
Дидактический материал «Зима» |
|
Дидактический материал «Лето» |
|
Дидактический материал «Животные Арктики и Антарктиды» |
|
Дидактический материал «Перелетные птицы» |
|
Дидактический материал «Лесные ягоды» |
|
Дидактический материал «Весна» |
|
Дидактический материал «Осень» |
|
Дидактический материал «Деревья и листья» |
|
Дидактический материал «Съедобные грибы» |
|
Дидактический материал «Хищные птицы» |
|
Демонстрационный материал «Деревья наших лесов» |
|
Дидактический материал «Стихийные явления природы» |
|
Развивающая игра «Загадочные картинки» |
|
Познавательная игра – лото «Времена года» |
|
Зоологическое лото |
|
Развивающая игра «Первое чтение. Животные» |
|
Развивающее лото «Угадай животных» |
|
Развивающая игра «Чей малыш» |
|
Предметные картинки с изображением растений, животных и насекомых |
|
Фигурки с животными Севера |
|
Муляжи и натуральные ягоды, грибы |
|
Гербарий растений Севера |
|
Оборудование для проведения опытнической деятельности (палочки для рыхления почвы, лупы, колбы, микроскоп, чашки Петри и т. д.) |
|
Дидактические игры, пособия, раздаточный материал для занятий |
Целевые ориентиры:
В результате реализации данной программы воспитанники:
- Имеют представления о сезонных изменения в природе, погодно – климатических особенностях региона, об объектах Красной книги Ямала, способах их сохранения.
- Знают разнообразие животного и растительного мира ЯНАО, некоторые особенности поведения и образа жизни животных, элементарные правила экологически грамотного поведения в природе, об условиях обитания и зависимости внешнего вида животных от условий и мест обитания.
- Имеют представление о том, что сохранность мира природы - обязанность человека.
Оценка эффективности программы:
Подведение итогов по результатам освоения данной программы проводиться в следующих формах контроля:
1)входящая диагностика: собеседование с целью выявления образовательного уровня обучающихся, их интересов и способностей при поступлении в кружок.
2) итоговый контроль: - участие в выставках, праздниках: «Золотая осень!», «Вокруг живой елочки!», «Природа – наш дом родной», «С днём рождения, Земля!», «Природу родную любим!» и др., - итоговая диагностика.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения авторской программы экологического кружка «Росточек»
Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на наблюдениях за детьми, заполнив следующую диагностическую карту:
- Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений, произрастающих в ЯНАО
- Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира, обитающих на территории Ямала
- Имеет представления о Красной книге, называет редкие и исчезающие виды растений и животных нашего региона
- Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения, произрастающих в районах Севера
- Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов края
- Имеет представления об экологии родного города, называет факты отрицательного воздействия человека на природу нашего края
- Имеет представления о правилах поведения в природе
- Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении
- Использует моделирование в разных видах экологически ориентированной деятельности.
Литература для педагогов:
- Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 6-7 лет»,Москва 2001.
- Л. Г Горькова , А.В.Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников»
- О.В. Дыбина, Н,П, Рахманова, В.В. Щетинина «Неизвестное рядом», Москва 2002.
- Журавель Н. М. Краеведение Ямало –Ненецкого автономного округа., Новый Уренгой: ЗАО «Центр принт», 2003 .
- А.И. Иванова «Живая экология», Москва 2005.
- И. Истомин « Ненецкие сказки», Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера ЯНАО,2008г.
- Красная книга Ямало-Ненецкого Автономного округа: Животные, растения, грибы /Отв.ред. Л.Н.Добринский. Екатеринбург Изд-во Урал. Ун-та 1997.
- Л.П. Молодова «Экологические праздники для детей», Минск 2001.
- С.Н. Николаева «Программа экологического воспитания дошкольников», Москва 2002.
- С.Н.Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003.
- С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005.
- С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010.
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях». Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).
- Шорыгина Т. А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
Литература для детей:
- Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки»,Москва 2005.
- Т.А. Шарыгина «Птицы какие они?», Москва 2005.
- Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г.
- Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г
- Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г
- «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки.
Н. Н. Ядне «Я родом из тундры», Тюмень 1995г
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004527
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf