« Путешествие с Югоркой» Развитие у детей интереса к Малой Родине

  сб., 28.10.2017

Составители:

Спандиярова Жанар Турсынбековна,  

Маликова Светлана Викторовна

воспитатели

МАДОУ ДС №68 "Ромашка" г.Нижневартовска

Паспорт программы

Наименование Программы

Развитие у детей интереса к Малой Родине в процессе реализации программы« Путешествие с Югоркой

Основание для разработки Программы

Закон РФ «Об образовании»

Программа «Развитие образования г. Нижневартовска на 2015-2020годы»;

Программа развития МАДОУ ДС № 68 «Ромашка» на 2015-2020гг.

Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года №24 " О концепции национальной безопасности Российской Федерации".

Концепция патриотического воспитания постановление от 2 декабря 2016 года № 473-п о стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года

Заказчик Программы

Родители,  педагоги ДОУ

Исполнители Программы

Воспитатели

Разработчики Программы

Маликова Светлана Викторовна , воспитатель высшей квалификационной категории.

Спандиярова Жанар Турсынбековна, воспитатель первой квалификационной категории.

Адрес образовательного учреждения – исполнителя Программы

Город Нижневартовск, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра, ул. Чапаева 11 А., тел. 46 – 16 – 30, факс 46 - 60 - 32

Целевые группы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Срок реализации Программы

3 года

Цель Программы

Формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем.

Воспитание жизненно -  гуманной социально - активной личности, способной понимать и уважать культуру других народов, любить природу и бережно относиться к ней, на основе познания ее ценностей.

 

Задачи Программы

ü    воспитывать у ребенка любовь и привязанность  к   семье;

ü    формировать первичные представления   о родном  городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут  и трудятся в нем;

ü    формировать первичные представления   о родном  крае, о коренных жителях нашего края, значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Сибири;

ü    знакомить  детей с символами города, края  ( герб, флаг, гимн).

ü    дать  представления о полезных ископаемых нашего края.

ü    воспитывать  бережное  отношение к природе  родного края и всему живому;

ü    формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культуре других народов.

Ожидаемые результаты

 

Система организации контроля за исполнением Программы

Исполнение представленной программы анализируется два раза в год в соответствии с педагогическим мониторингом.

Отчет об исполнении заслушивается один раз в год на итоговом педагогическом совете ДОУ.

 I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  ПРОГРАММЫ

1.1.  Пояснительная записка

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

                                                                                  Л.Н. Толстой

Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по настоящему раскрывается как личность; самое главное - открывать глаза на дорогое и родное " - писал В.С. Сухомлинский.

Коренные преобразования в стране конца ХХ - начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально - экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.

В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья.

Сформированность  нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность.

Массовая  культура,  сегодня,  не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.

Мы живем в Ханты- Мансийском автономном округе, коренными  жителями является ханты и манси. В соответствии со  Стратегией реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года одним из приоритетных направлений развития системы образования является гражданско - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основными задачами для реализации патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения в автономном округе являются:

    формирование у детей и молодежи автономного округа общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за нашу страну, воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности ,   уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса;

   введение в основные образовательных программы общеобразовательных организаций образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях  народов.

Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и это мало. Чтобы быть уверенным, что детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под  угрозой государственность.

Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.

Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма  многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны.

Поэтому разработка программы по  организации нравственно - патриотического воспитания детей, его теоретических основ является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.

Цели и задачи реализации программы

Цель. Формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем.

Воспитание жизненно -  гуманной социально - активной личности, способной понимать и уважать культуру других народов, любить природу и бережно относиться к ней, на основе познания ее ценностей.

Задачи:

ü    воспитывать у ребенка любовь и привязанность  к   семье;

ü    формировать первичные представления   о родном  городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут  и трудятся в нем;

ü    формировать первичные представления   о родном  крае, о коренных жителях нашего края, значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Сибири;

ü    знакомить  детей с символами города, края  ( герб, флаг, гимн).

ü    дать  представления о полезных ископаемых нашего края.

ü    воспитывать  бережное  отношение к природе  родного края и всему живому;

ü    формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культуре других народов.

Принципы и подходы к формированию Программы

В основу реализации программы положены следующие принципы:

- принцип личностно - ориентированного общения - индивидуально - личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;

- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

- принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому  материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;

- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала  последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;

- принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.

­   системно организованного подхода, который предполагает скоординированную , целенаправленную работу во всех возрастных группах;

­   адресного подхода, который предполагает учет индивидуальных особенностей группах;

­   универсальности основных направлений нравственно - патриотического воспитания, предполагающего использование социально - ценного опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за культурные традиции и достижения Родины.

1.2.    Психологические особенности детей дошкольного возраста 

Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.

К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.

Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально - познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему - то, кому - то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско - патриотических чувств.

 1.3.  Планируемые результаты освоения программы

Средний возраст

Старший  возраст

Подготовительная к школе

Имеет представления о своей семье, проявляет доброжелательное отношение к своим близким

Имеет представления о своей семье, проявляет доброжелательное отношение к своим близким

Имеет представления о своей семье, родословной семьи

Имеет представления о родном городе

Имеет представления о родном городе, его достопримечательностях.

Имеет представления родном городе, некоторых фактах  истории, достопримечательностях, традициях

Имеет представления о животном мире нашего края

 

Имеет представления   о коренных жителях нашего края

 

Имеет представления   о нашем крае, его столицу и символику,о коренных жителях нашего края

 

Имеет представления о растительном  мире нашего края

 

Имеет представления о животном мире нашего края

 

Имеет представления о животном мире нашего края

 

Имеет представление о признаках живой и неживой природы

Имеет представления о растительном  мире нашего края

 

Имеет представления о растительном  мире нашего края

 

Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры

Имеет представление о признаках живой и неживой природы

Имеет представление о признаках живой и неживой природы

 

 

Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры

Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры

 

 

Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края

 

Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края

 

1.4. Мониторинг реализации Программы

Эффективность реализации программы определяется результатами, полученными в ходе проведения педагогической диагностики, сравнении результатов выполнения диагностических заданий до и после использования реализации содержания. Эффективность реализации работы по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем  оценивается по следующим показателям:

Задачи

Предполагаемые результаты

Критерии оценки результатов

 

Средний возраст

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность  к   семье.

 

Имеет представления о своей семье, проявляет доброжелательное отношение к своим близким

-      называет свою фамилию, имя, пол, возраст;

-      называет имена своих родителей;

-      называет других членов своей семьи;

-      рассказывает о семейных делах, событиях жизни;

-      проявляет любовь к родителям, внимателен к их словам

Формировать первичные представления о родном городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут  и трудятся в нем;

Имеет представления о родном городе

-       знает название города, в котором живет;

-       проявляет интерес к городским объектам (достопримечательности), транспорту.

-       называет вида транспорта, которые есть в нашем городе.

-       называет правила поведения на улице, в транспорте;

-       различает и называет профессии людей,  встречающиеся в нашем городе.

Формировать первичные представления  о природе нашего края.

 

 

Имеет представления о животном мире нашего края

 

 

-         называет представителей животного мира нашего края;

-         называет отличительные хорошо знакомые признаки  объектов животного  мира (птицы - снегирь, синица; животные - волк, лиса; рыбы – щука, окунь  и т. д)

Имеет представления о растительном  мире нашего края

 

-       называет представителя растительного  мира нашего каря (деревья, кустарники, ягоды);

-       называет отличительные хорошо знакомые признаки  объектов природы (деревья - береза, рябина, осина;  ягоды – клюква, брусника, морошка и т.д. )

Имеет представление о признаках живой и неживой природы

-       называет отличительные признаки живого у растений, животных, человека (двигаются, питаются, дышат, растут)

Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры

-      называет сезонные изменениях в природе (животные, растения);

-      называет  явления природы, встречающиеся на территории ХМАО-Югры  (туман, снегопад, белые ночи)

 

Старший возраст

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность  к   семье.

 

Имеет представления о своей семье, проявляет доброжелательное отношение к своим близким

-      знает и называет имя, отчество мамы, папы;

-      называет других членов семьи;

-      знает и называет профессии родителей;

 

 

Формировать первичные представления о родном городе, его достопримечательностях и людях, которые живут  и трудятся в нем

 

 

Имеет представления о родном городе, его достопримечательностях.

-         знает и называет свой город,  домашний адрес;

-         показывает на карте свой город;

-         знает и различает символику города (флаг, герб);

-         знает и называет 3-4 улицы города;

-         знает и называет 2-3 основные профессии людей, работающих в нашем городе;

-         называет достопримечательности города, места отдыха, общественные учреждений города;

-         знает и называет правила поведения в общественных местах города.

Формировать представления   о коренных жителях нашего края, значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Сибири; дать представления о полезных ископаемых нашего края

 

 

 

 

Имеет представления   о коренных жителях нашего края

 

 

 

 

 

 

 

 

-         знает и называет название нашего края (округа);

-         различает символику нашего края (флаг, герб);

-         называет коренные народы, населяющие наш край (ханты, манси);

-         знает и называет особенности быта народов ХМАО

-         знает и называет традициями и обычаями народов ХМАО;

-         знает и называет основные промыслы, типичные занятия народов ХМАО;

-         знает и называет особенности национальной одежды народов ХМАО, ее украшений;

-         называет некоторые национальные игры, сказки и стихи народов ХМАО

Имеет представления о животном мире нашего края

 

-         знает и называет таёжных животных нашего края (бурый медведь, бобёр, олень, белка, ондатр);  птиц

-         (дятел, сова - хищные птица), кедровка, утка, кукушка и др.

-         называет отличительные признаки  объектов животного  мира

Имеет представления о растительном  мире нашего края

 

 

 

 

-         знает и называет   деревья (различает 4-5 деревьев по листьям, коре, расположению хвойных: берёза пушистая, осина, ель обыкновенная, сосна обыкновенная, кедр);

-         знает и называет 2-3 кустарника: рябина сибирская, ива корзиночная, черёмуха обыкновенная;

-         знает называет ягоды растущие в тайге и на болоте: черника, брусника, клюква и др.

Имеет представление о признаках живой и неживой природы

-         устанавливает сходство  между растениями, животными и  человеком (двигаются, питаются, дышат, растут) и отличия (думает, говорит и т.д.)

Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры

-         называет особенности сезонных изменений в природе  ХМАО-Югры;

-         устанавливает взаимосвязь между сменой условий в неживой природе  нашего края с изменениями в жизни растений, животных, птиц, насекомых

 

Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края

 

-         знает и называет полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (нефть, газ, торф);

-         называет, для чего используются полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (нефть, газ, торф)

Подготовительная к школе группа

Воспитывать у ребенка любовь и привязанность  к   семье.

 

Имеет представления о своей семье, родословной семьи

-         знает и называет имя, отчество мамы, папы;

-         называет других членов семьи, степень родства (дядя, тетя и т.д.);

-         знает и называет профессии родителей;

-         рассказывает о родословной своей семьи;

-         знает и рассказывает о семейных традициях, любимых занятиях членов семьи;

-         проявляет добрые чувства по отношению к родителям, близким родственникам

Формировать первичные представления о родном городе, его достопримечательностях и людях, которые живут  и трудятся в нем

 

 

Имеет представления родном городе, некоторых фактах  истории, достопримечательностях, традициях

-         знает и называет свой город,  домашний адрес;

-         показывает на карте свой город;

-         рассказывает некоторые факты  об истории города;

-         знает и различает символику города (флаг, герб);

-         знает и называет 4-5 улиц  города;

-         знает и называет 5-6 основных профессий людей, работающих в нашем городе;

-         называет достопримечательности города, места отдыха;

-         называет и понимает назначение общественных учреждений города;

-         знает и называет правила поведения в общественных местах города;

-         знает и называет городские традиции

Формировать представления   о коренных жителях нашего края, значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Сибири; дать представления о полезных ископаемых нашего края.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имеет представления   о нашем крае, его столицу и символику,о коренных жителях нашего края

 

 

 

 

 

 

 

 

-         знает и называет название нашего края (округа), его столицу, может показать его на карте;

-         различает символику нашего края, объясняет значение их символов (флаг, герб);

-         называет коренные народы, населяющие наш край (ханты, манси);

-         знает и называет особенности быта народов ХМАО;

-         знает и называет традиции и обычаи народов ХМАО;

-         знает и называет основные промыслы, типичные занятия народов ХМАО;

-         знает и называет особенности национальной одежды народов ХМАО, ее украшений;

-       называет некоторые национальные игры, сказки и стихи народов ХМАО

Имеет представления о животном мире нашего края

 

 

-         знает и называет таёжных животных нашего края (бурый медведь, бобёр, олень, белка, ондатра и т.д.);  птиц (дятел, сова - хищные птица), кедровка, утка, кукушка и др.

-         называет сходные и отличительные признаки  объектов животного  мира, классифицирует их (звери, птицы, насекомые) 

Имеет представления о растительном  мире нашего края

 

 

 

 

-         знает и называет   деревья (различает 4-5 деревьев по листьям, коре, расположению хвойных: берёза, осина, ель, кедр, пихта, лиственница);

-         знает называет 3 -4 кустарника: можжевельник, рябина сибирская, ива корзиночная, черёмуха обыкновенная;

-         знает называет ягоды растущие в тайге и на болоте: черника, брусника, клюква, голубика, морошка и др.;

-         знает называет грибы, произрастающие в нашем крае

Имеет представление о признаках живой и неживой природы

 

-         устанавливает сходство и различия  между растениями, животными и  человеком (двигаются, питаются, дышат, растут, размножаются, чуствуют) и отличия (думает, говорит и т.д.)

Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры

 

-         называет особенности сезонных изменений в природе  ХМАО-Югры;

-         устанавливает взаимосвязь между сменой условий в неживой природе  нашего края с изменениями в жизни растений, животных, птиц, насекомых;

-         называет правила поведения в природе, направленных на сохранение растений и животных;

-         знает о природоохранной деятельности человека;

-         называет по 2-3 представителя животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры

Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края

 

-         знает и называет полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (нефть, газ, торф);

-         называет, для чего используются полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (нефть, газ, торф);

-         знает и называет профессии людей, принимающих участие в добыче  нефти и газа для города

 Содержание предметно - развивающей среды 

Правильно организованная предметно-развивающая среда  имеет неоспоримое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Для организации работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников нами создана зона гражданско-патриотического воспитания в группе, где  дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе, крае, стране.

В данной зоне имеется:

  • широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родного края;
  • картины с видами пейзажей города, округа;
  • иллюстрации  и предметы народных промыслов народов ХМАО-Югры;
    • произведения устного народного творчества;
    • познавательная литература;
    • образцы герба и флага города, края;
    • глобус, карты России, округа, города.
    • альбомы, знакомящие детей с природой края; культурой и бытом народов ХМАО-Югры;
    • настольные дидактические игры;

Помимо этого предлагаемый детям материал  в обязательном порядке меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков.

На третьем этаже ДОУ  оформлен мини – музей «Родной мой край», в котором собраны экспонаты, знакомящие детей с бытом и культурой народов ХМАО – Югры.

II. CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ  ПРОГРАММЫ

2.1.. Структура программы

Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).

Реализация программы «Путешествие с Югоркой» по ознакомлению дошкольников с родным краем предполагает  интегрированный подход - включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.

Система и последовательность работы по ознакомлению дошкольников с родным краем  представлена в следующих блоках:

  • Ø Моя семья.
  • Ø Мой город.
  • Ø Моя малая Родина:
    • Природа ХМАО
    • Коренные жители Сибири
    • Нефть и люди.

В рамках  представленных блоков распределены темы, содержание  работы с детьми.  Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов. Содержание работы с детьми выстроено в виде путешествий детей с персонажем  «Буровичком Югорка», с которым дети знакомятся в начале реализации программы при чтении сказки О. Лебедевой «Буровичок Югорка». Буровичок знакомится с детьми и их семьями, узнает о профессиях родителей детей, семейных традициях. Со сказочным персонажем дети путешествуют по городу и родному краю, узнают об особенностях нашего города, края, его традициях, культуре и быте  Северных народов, полезных ископаемых, добываемых в нашем  крае.

       Работа по каждому блоку, теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры- беседы, игры - инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий имеющиеся.

В ходе  реализации программы также используются современные формы работы:

  • ИКТ технологии (презентации, интерактивные  экскурсии, интерактивные игры);
  • проектная деятельность
  • музейная педагогика.

Содержание работы по представленным блокам начинается со среднего дошкольного возраста и продолжается в старшем дошкольном возрасте.

2.2.Содержание  программы «Путешествие с Югоркой» по возрастным группам

Пятый год жизни. Средняя группа

Шестой год жизни. Старшая группа.

Седьмой год жизни. Подготовительная группа

Моя семья

Представление о семейных делах, событиях жизни (совместный отдых, приобретение домашних животных, посещение кафе, зоопарка, цирка, новоселье, выезд на дачу). Участие в ситуациях "добрых дел", направленных на членов семьи.

Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи. Представления о поведении в случае болезни кого - то из членов семьи, некоторые правила помощи больному. Правила отношения к пожилым людям в семье.

Активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Представления о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи. Досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, семейный бюджет, значимые и памятные события. Гордость своей семьей, умение выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь. Интерес детей к школьным годам родителей, желание общаться в семье на школьную тему. Знание стихов, песен о школе, школьниках.

Мой город

Освоение представлений о названии родного города некоторых городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему " Мой город".

 

Освоение представлений о своем городе –особенностях города (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города - магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города.

 Освоение представлений о родном городе - его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.

 

Моя малая Родина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

"Природа ХМАО"

Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы ( моросящий дождь, ливень, туман и.т.д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.). Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства.

Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут).

Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособления отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т.д).

Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема и т.д.).

Проявление интереса к родному краю. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников ХМАО - Югры, ярких исторических событиях, героях  ХМАО -Югры.

Понимание многообразия россиян разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм народов ХМАО. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой.

 Понимание, что у округа  есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни людей  -

"Природа ХМАО"

Уточнение и расширение представлений дошкольников о многообразии растительного и животного мира Ханты - Мансийского  автономного округа. Освоение представлений детей о лесе, как сообществе растений и животных; о лиственном и хвойном лесе. Расширение представлений детей о деревьях, различать 4-5 деревьев по листьям, коре, расположению хвойных: берёза пушистая, осина, ель обыкновенная, сосна обыкновенная , кедр; называть 2-3 кустарника: рябина сибирская, ива корзиночная, черёмуха обыкновенная; ягоды растущие в тайге и на болоте: черника, брусника, клюква.

Сравнение растений и животных по разным основаниями, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т.д.) и отличия (думает, говорит и т.д.).

Формирование представлений дошкольников о таёжных животных (бурый медведь, бобёр, олень, белка, ондатр); с птицами дятел, сова, (хищная птица), кедровка, утка, кукушка. Закрепление  представлений детей о сезонных изменениях в природе на территории ХМАО.

 

 

 

" Коренные жители Сибири"

Ознакомлении с названием округа. Обогащение представлений дошкольников о людях разных национальностей, дать представление о коренных жителях ХМАО - ханты и манси. Ознакомлении с традициями и обычаями аборигенов Сибири, с вороним праздником, дать понимание о том , что от природных условий зависит устройство дома, одежда и образ жизни этих народов. Формирование представлений о жилой постройке коренных народов ХМАО (чуме);  из основных промыслов ханты  и манси - рыболовстве, направленном на выживание человека в суровых сибирских условиях. Ознакомлении с национальной одеждой северных народов и орнаментами, украшающих её.  

" Нефть и люди"

Формирование представлений дошкольников о полезных ископаемых ХМАО- торфе и нефти. Углубление представление о людях разных профессий, живущих в нашем городе.

 

 

 

Освоение представлений о родном края- ее государственных символах , губернаторе, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям ХМАО - Югры. Освоение стихотворений, песен, традиций, народов ХМАО, народных промыслов. Проявление желания участвовать а праздновании государственных праздников и социальных акциях округа и города.

Освоение представлений - элементарных представлений  многообразии   народов мира; особенностях их внешнего вида ( расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свой край  богатой, красивой, охраняют  природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.

                      

            "Природа ХМАО"

Продолжение расширение и уточнение представлений дошкольников о многообразии растительного и животного мира ХМАО. Уточнение представлений о лесе, ознакомление со смешанным лесом. Закрепление представлений о деревьях, произрастающих на данной территории, ознакомление с пихтой и лиственницей.  Закрепление представлений о кустарниках, дать представление о можжевельнике, о ягодах - голубике, морошке. Углубление представлений детей о таёжных и животных.

Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Представления о небесных телах и светилах.

 

 

 

 

" Коренные жители Сибири"

 

Уточнение представлений дошкольников с жизнью и бытом коренных народов ХМАО - ханты и манси. Закрепление представлений о жилой постройке - землянкой и полуземлянкой, а также с хозяйственными постройками и лабазом, навесом для оленей. Обогащение представлений дошкольников о рыболовстве, ознакомлении с другими  промыслами коренных народов ХМАО - оленеводством и охотой. Формирование представлений о хантыйской семье, родственных отношениях, распределении обязанностей между членами семьи, понимании того, что трудом этих людей созданы предметы быта, одежда, орудия охоты и рыболовства. Воспитание основы для формирования нравственно- этических норм и установок.

 

" Нефть и люди"

Углубление представление детей о родном городе, крае; оказание помощи увидеть связь межу полезными ископаемыми, находящимися на территории  ХМАО и трудом людей; с нефтяной и газовой промышленностями; показать необходимость и полезность добычи нефти и газа для города, страны; увидеть положительные и отрицательные стороны добычи нефти и газа для людей, природы, экологии нашего региона. Формирование представлений о содержании и значении труда работников, занятых в нефтяной промышленности.

2.3.Планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению  дошкольников с родным краем

Перспективный план работы с детьми

программа « Путешествие с Югоркой».doc (3.4 МБ)

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы

  Для  реализации содержания программы нами создана зона гражданско-патриотического воспитания в группе, где  дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе, крае, стране.

№ п/п

Наименование

Количество

  •  

образцы герба и флага города, края, страны;

 

10 штук

  •  

                глобус

17 шт.

  •  

карты России, округа, города.

11 шт.

  •  

альбомы, знакомящие детей с природой края, страны;

 

11 шт.

  •  

настольные дидактические игры "Природа края"

 5 штук

  •  

Куклы в хантыйской одежде.

10 штук

 3.2. Методическое обеспечение Программы

№ п/п

Название  технологии, пособия

  •  

Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.-144с.

 

  •  

Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В.   Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.-192с.

 

  •  

Гончарова Е.В. Экология для  малышей: Методическая рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Гончарова Е.В. Под общ. ред. Гребенюк Г.Н. Издание 2. – Ханты - Мнсийск: Полиграфист, 2005. – 188с.: ил.

 

 

  •  

Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей средней группы ДОУ. Екатеринбург: изд-до « Центр Проблем Детства», 2002-195с.

 

  •  

Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург: изд-до « Центр Проблем Детства», 2002-192с.

 

 

  •  

Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.  Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.:ВАКО,2011.- 240с.

 

  •  

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-352с.

 

  •  

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое  воспитание дошкольников. ( Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2008. – 112с.

 

  •  

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое  воспитание дошкольников. ( Средняя группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2012. – 104с.

 

 

  •  

Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое  воспитание дошкольников. ( Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2012. – 96с.

 

  •  

Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2003.- 80с.

 

  •  

Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средняя и старшая группа  детского сада: Кн. Для воспитателей детского. сада / С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.- 208с.

 

  •  

Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 80с.

 

  •  

Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007.- 96с.

 

  •  

Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А., Борискина Н.В., Вощинская Н.А., Фролова Т.А., Колесова Н.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//  Авт. – сост.  Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005. -205с.

 

  •  

Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160с.

 

  •  

Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири:  Методические рекомендации для воспитателей, педагогов и методистов дошкольного образования./ Урал. гос. пед. ун-т; Сост. А.Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003-132с.

 

3.3. Учебно-тематический план  образовательной деятельности в средней группе

Возраст

Длительность занятий

(в минутах)

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц.

Количество занятий в год.

Средней дошкольный

20 минут.

1

1

38 занятия

№ п/п

Тема

Количество часов

  •  

Моя семья

1

  •  

Родной город

1

  •  

Улицы города

1

  •  

Что растет в лесу?

1

  •  

Дружная семейка

1

  •  

Наша - Родина Россия

1

  •  

Экскурсия по экологической тропе

1

  •  

Хочу быть как мама (папа, бабушка, дедушка)

1

  •  

Городской парк

1

  •  

Игра рассказ " Кто во что одет"

1

  •  

 Игра - путешествие Мой город

1

  •  

 Дидактическая игра - маленькие помощники

1

  •  

Зимняя одежда для почек

1

  •  

Приметы зимы, зима в родном городе

1

  •  

Игра экскурсия - почта

1

  •  

Малая Родина

1

  •  

Зимовье диких зверей

1

  •  

Достопримечательности родного города

1

  •  

Зимние забавы

1

  •  

Транспорт родного города

1

  •  

Мы строим город

1

  •  

Дидактическая игра " Какая сегодня погода?"

1

  •  

Летят самолеты

1

  •  

Лес - Югры

1

  •  

Беседа с элементами художественного конструирования "Наша дружная семья"

1

  •  

Беседа -досуг "Моя мама лучше всех"

1

  •  

Пожилые люди

1

  •  

Сезонные изменения в природе ХМАО " Как вести календарь природы"

1

  •  

Правила поведения в лесу

1

  •  

Труд взрослых в родном городе

1

  •  

Государственные символы ХМАО. Флаг и греб.

1

  •  

Весна на участке детского сада (Форма проведения - целевая прогулка)

1

  •  

Мои друзья

1

  •  

Экскурсия по близлежащим улицам

1

  •  

В хвойном лесу путешествие по разноцветной земле

1

  •  

Наблюдаем за весенней погодой

1

  •  

Мой город

1

  •  

Живая и неживая природа

1

Учебно-тематический план  образовательной деятельности в старшей группе

Возраст

Длительность занятий

(в минутах)

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц.

Количество занятий в год.

Младший дошкольный

25 минут.

1

1

38 занятия

№ п/п

Тема

Количество часов

  •  

Семья и родной дом

1

  •  

Путешествие по городу

1

  •  

Леса нашего края

1

  •  

Ханты и манси коренные жители нашего края

1

  •  

Полезные ископаемые нашего края

1

  •  

Бабушка и дедушка в семье

1

  •  

Наш город Нижневартовск

1

  •  

Как звери к зиме готовятся

1

  •  

Хантыйские узоры

1

  •  

Кто такие нефтяники?

1

  •  

Мое имя

1

  •  

Моя улица

1

  •  

Птицы нашего края

1

  •  

Вороний праздник

1

  •  

Богатство нашего края

1

  •  

Моя  родня

1

  •  

Что интересного в нашем городе?

1

  •  

Река Обь – главная река нашего края

1

  •  

Семейный уклад жизни коренного населения ХМАО

1

  •  

Добыча черного золота

1

  •  

Я и родители

1

  •  

Здания нашего города

1

  •  

Птицы нашего края

1

  •  

Медвежьи игрища

1

  •  

Для чего нужна людям нефть

1

  •  

Самый дорогой человек

1

  •  

Город отмечает день рождение

1

  •  

Чудесный лес

1

  •  

Промыслы коренных жителей

1

  •  

Самотлор – сердце озер

1

  •  

Зачем нужны правила

1

  •  

Знаменитые нижневартовцы

1

  •  

Что такое заповедник

1

  •  

С любовью к родному краю

1

  •  

Встреча с нефтяником

1

  •  

Традиции в семье

1

  •  

Праздник и традиции нашего города

1

  •  

Природа наш лекарь

1

Учебно-тематический план  образовательной деятельности в подготовительной  группе

Возраст

Длительность занятий

(в минутах)

Количество занятий в неделю

Количество занятий в месяц.

Количество занятий в год.

Младший дошкольный

20 минут.

1

1

38 занятия

№ п/п

Тема

Количество часов

  •  

Я и мои близкие

1

  •  

Историческое прошлое города

1

  •  

Почему приходит осень

1

  •  

Мы разные, но мы вместе

1

  •  

Первопроходцы Сибири

1

  •  

День пожилого человека

1

  •  

Мы живем в Нижневартовске

1

  •  

Деревья и кустарники нашего края осенью

1

  •  

Знакомство с народом ханты и манси

1

  •  

Разговор о профессиях

1

  •  

Какой я

1

  •  

Улицы, на которых мы живем

1

  •  

Для чего нужен лес

1

  •  

Ханты и манси - таежные жители

1

  •  

Нефть и газ в нашем крае

1

  •  

Организация быта в нашей семье

1

  •  

Достопримечательности нашего города

1

  •  

Лесные жители Севера

1

  •  

Рыболовство

1

  •  

Что такое Самотлор

1

  •  

Что такое дружба

1

  •  

Городские здания нашего города

1

  •  

Птицы нашего края

1

  •  

Традиции народов ханты и манси

1

  •  

Первая скважина

1

  •  

Никого роднее в целом мире нет

1

  •  

С днем рождения любимый город

1

  •  

Лес - многоэтажный дом

1

  •  

Жизнь и быт хантов

1

  •  

Природные богатства нашего края

1

  •  

Правила семьи

1

  •  

Мы гордимся своими земляками

1

  •  

Заповедники нашего края

1

  •  

С любовью к родному краю

1

  •  

Встреча с нефтяником

1

  •  

Традиции в семье

1

  •  

Праздники  и традиции нашего города

1

  •  

Природа наш лекарь

1

3.4. Перечень литературных источников

  1. Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.-144с.
  2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В.   Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.-192с.
  3. Гончарова Е.В. Экология для  малышей: Методическая рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Гончарова Е.В. Под общ. ред. Гребенюк Г.Н. Издание 2. – Ханты - Мнсийск: Полиграфист, 2005. – 188с.: ил.
  4. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей средней группы ДОУ. Екатеринбург: изд-до « Центр Проблем Детства», 2002-195с.
  5. Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург: изд-до « Центр Проблем Детства», 2002-192с.
  6. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А.  Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.:ВАКО,2011.- 240с.
  7. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-352с.
  8. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое  воспитание дошкольников. ( Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2008. – 112с.
  9. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое  воспитание дошкольников. ( Средняя группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2012. – 104с.
  10. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое  воспитание дошкольников. ( Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2012. – 96с.
  11. Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2003.- 80с.
  12. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средняя и старшая группа  детского сада: Кн. Для воспитателей детского. сада / С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.- 208с.
  13. Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 80с.
  14. Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007.- 96с.
  15. Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А., Борискина Н.В., Вощинская Н.А., Фролова Т.А., Колесова Н.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ//  Авт. – сост.  Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005. -205с.
  16. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160с.
  17. Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири:  Методические рекомендации для воспитателей, педагогов и методистов дошкольного образования./ Урал. гос. пед. ун-т; Сост. А.Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003-132с.

IV. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ  ПРОГРАММЫ.

Система контроля реализации программы.

Тема контроля, вид контроля

Методы контроля

Ответственный

Сроки контроля

Итоговый документ

Выход информации

Текущий

Работа педагогов ДОУ по Программе дополнительного образования.

Отчеты педагогов на педсовете, документ. контроль

Зам. зав. по ВМР

Апрель - май

 Справка

Педсовет

V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ.

Механизм  реализации программы

Механизм реализации Программы предусматривает разграничение деятельности всех участников образовательного процесса:

Заведующая ДОУ:

  •  Комплектация  ДОУ  педагогическими кадрами
  • Контролирует соблюдение должностных обязанностей сотрудников ДОУ по выполнению воспитательно-образовательного  процесса в ДОУ.
  • Обеспечивает функциональную пригодность групп, кабинетов, помещений  ДОУ
  • Обеспечивает финансирование для обогащения предметно-развивающей среды  для реализации Программы
  • Контролирует составление  сметы доходов и расходов внебюджетных средств.
  • Изучает и внедряет в ДОУ запросы родителей на образовательные услуги.
  • Вносит предложения по совершенствованию   содержания дополнительного  образования ДОУ в соответствие с нормативными  документами, кадровыми и материальными возможностями)
  • Вносит  изменения в Устав ДОУ, разрабатывает  локальные акты.
  • Заключает договора с родителями на оказание дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ

 

Заместитель заведующей по ВМР

  • Составляет план повышения квалификации педагогов .
  • Составляет  учебный план, сетку занятий дополнительных образовательных услуг в ДОУ в соответствие с   нормативно – правовыми  документами.
  • Ведет просветительскую работу среди родителей о дополнительных образовательных услугах в ДОУ.
  • Контролирует качество   образовательного  процесса   в ДОУ в рамках реализации Программы
  • Обеспечивает  программно-методическое оснащение воспитательного процесса в ДОУ.
  • Организует  совместную работу ДОУ с другими ведомствами и другими социальными институтами (в соответствии с договором)
  • Организует родительские  собрания, консультации, других форм работы  по взаимодействию ДОУ и семьи.
  • Контролирует соблюдение  педагогами ДОУ инструкции по охране жизни и здоровья детей .
  • Проводит анализ и коррекцию реализации программы

Заместитель зав. по АХЧ:

  • Проводит работу по оснащению материально-технической базы ДОУ
  • Обеспечивает организацию мероприятий по  охране труда и безопасности жизнедеятельности детей и сотрудников ДОУ, пожарной безопасности.

Воспитатели ДОУ

  • Организуют   образовательный процесс с детьми по учебному плану Программы.
  • Создает условия  для развития детей в соответствии с возрастом и реализуемыми программами, технологиями.
  • Организуют взаимодействие с родителями для воспитания и развития детей
  • Изучают и внедряют новые пед. технологии, программы, передовой педагогический опыт  в образовательный процесс ДОУ
  • Повышают свою квалификацию для достижения качества образовательного процесса

Отвечает за охрану жизни и здоровья детей, создает условия для радостного проживания детства ребенка в детском саду.

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004487  - № 0004488


Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 11274
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.