« Путешествие с Югоркой» Развитие у детей интереса к Малой Родине |
сб., 28.10.2017 |
Составители:
Спандиярова Жанар Турсынбековна,
Маликова Светлана Викторовна
воспитатели
МАДОУ ДС №68 "Ромашка" г.Нижневартовска
Паспорт программы
Наименование Программы |
Развитие у детей интереса к Малой Родине в процессе реализации программы« Путешествие с Югоркой |
Основание для разработки Программы |
Закон РФ «Об образовании» Программа «Развитие образования г. Нижневартовска на 2015-2020годы»; Программа развития МАДОУ ДС № 68 «Ромашка» на 2015-2020гг. Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года №24 " О концепции национальной безопасности Российской Федерации". Концепция патриотического воспитания постановление от 2 декабря 2016 года № 473-п о стратегии реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года |
Заказчик Программы |
Родители, педагоги ДОУ |
Исполнители Программы |
Воспитатели |
Разработчики Программы |
Маликова Светлана Викторовна , воспитатель высшей квалификационной категории. Спандиярова Жанар Турсынбековна, воспитатель первой квалификационной категории. |
Адрес образовательного учреждения – исполнителя Программы |
Город Нижневартовск, Ханты - Мансийский автономный округ – Югра, ул. Чапаева 11 А., тел. 46 – 16 – 30, факс 46 - 60 - 32 |
Целевые группы |
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа). |
Срок реализации Программы |
3 года |
Цель Программы |
Формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем. Воспитание жизненно - гуманной социально - активной личности, способной понимать и уважать культуру других народов, любить природу и бережно относиться к ней, на основе познания ее ценностей.
|
Задачи Программы |
ü воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье; ü формировать первичные представления о родном городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем; ü формировать первичные представления о родном крае, о коренных жителях нашего края, значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Сибири; ü знакомить детей с символами города, края ( герб, флаг, гимн). ü дать представления о полезных ископаемых нашего края. ü воспитывать бережное отношение к природе родного края и всему живому; ü формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культуре других народов. |
Ожидаемые результаты |
|
Система организации контроля за исполнением Программы |
Исполнение представленной программы анализируется два раза в год в соответствии с педагогическим мониторингом. Отчет об исполнении заслушивается один раз в год на итоговом педагогическом совете ДОУ. |
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Пояснительная записка
Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н. Толстой
Воспитание любви к своей Родине, к своему Отечеству - задача чрезвычайно важная и сложная. "Только человек, лично заинтересованный в судьбах Родины, по настоящему раскрывается как личность; самое главное - открывать глаза на дорогое и родное " - писал В.С. Сухомлинский.
Коренные преобразования в стране конца ХХ - начале ХХI веков, определившие крутой поворот в новейшей истории России, сопровождаются изменениями в социально - экономической, политической и духовной сферах общества и сознании граждан. Резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов патриотизма.
В периоды смены общественных формаций нарушается преемственность поколений в воспитании детей, и прежде всего в сфере передачи нравственного опыта, главных жизненных ценностей и установок. Ситуация в нашей стране не стала исключением. Современная семья серьезно озабочена образованием и развитием детей, формированием их здоровья; особенно важно заложить основы и нравственного здоровья.
Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Интуитивно наши дети отличают добро от зла, понимают ценность сострадания, милосердия, ценят правду и честность.
Массовая культура, сегодня, не ориентирует детей в нравственных проблемах. В результате этого усиливается пробел даже в представлениях детей о традиционных ценностях отечественной культуры, не говоря уже о следовании им.
Мы живем в Ханты- Мансийском автономном округе, коренными жителями является ханты и манси. В соответствии со Стратегией реализации государственной национальной политики Российской Федерации в Ханты - Мансийском автономном округе - Югре на период до 2025 года одним из приоритетных направлений развития системы образования является гражданско - патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основными задачами для реализации патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения в автономном округе являются:
формирование у детей и молодежи автономного округа общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за нашу страну, воспитание культуры межнационального общения, основанной на толерантности , уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России, на всех этапах образовательного процесса;
введение в основные образовательных программы общеобразовательных организаций образовательных курсов, включающих в себя сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов.
Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Но и это мало. Чтобы быть уверенным, что детям будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие и т.д. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность.
Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина своей страны.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно - патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножать богатства своей страны.
Поэтому разработка программы по организации нравственно - патриотического воспитания детей, его теоретических основ является актуальной задачей нашего дошкольного образовательного учреждения.
Цели и задачи реализации программы
Цель. Формирование духовности, нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем.
Воспитание жизненно - гуманной социально - активной личности, способной понимать и уважать культуру других народов, любить природу и бережно относиться к ней, на основе познания ее ценностей.
Задачи:
ü воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье;
ü формировать первичные представления о родном городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем;
ü формировать первичные представления о родном крае, о коренных жителях нашего края, значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Сибири;
ü знакомить детей с символами города, края ( герб, флаг, гимн).
ü дать представления о полезных ископаемых нашего края.
ü воспитывать бережное отношение к природе родного края и всему живому;
ü формировать чувство принадлежности к определенной культуре, уважение к культуре других народов.
Принципы и подходы к формированию Программы
В основу реализации программы положены следующие принципы:
- принцип личностно - ориентированного общения - индивидуально - личностное формирование и развитие морального облика человека. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие - приоритетные формы общения педагога с детьми;
- принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
- принцип наглядности - широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, фотографии пейзажей, памятников, достопримечательностей и т.д.;
- принцип последовательности предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно, в определенной системе;
- принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды заданий, стремиться к достижению результата.
системно организованного подхода, который предполагает скоординированную , целенаправленную работу во всех возрастных группах;
адресного подхода, который предполагает учет индивидуальных особенностей группах;
универсальности основных направлений нравственно - патриотического воспитания, предполагающего использование социально - ценного опыта прошлых поколений, культивирующего чувство гордости за культурные традиции и достижения Родины.
1.2. Психологические особенности детей дошкольного возраста
Дошкольное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит и им совершается, он определенным образом относится к тому, что его окружает; переживание этого отношения к окружающему составляет сферу чувств и эмоций ребенка. Чувства ребенка - это отношение его к миру, к тому, что он испытывает и делает в форме непосредственного переживания.
К концу дошкольного детства внешние чувства все чаще становятся мотивами поведения ребенка. Посредством чувств происходит регуляция поступков, действий, желаний ребенка сообразно установленным этическим, эстетическим требованиям общества.
Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Результаты деятельности детей и взаимоотношения между ними способствуют актуализации или возникновению новых социальных эмоций. Ребенок в дошкольном возрасте постигает значение этических эталонов через рассудочное эмоциональное общение со взрослым или другим ребенком. Этические эталоны выступают в качестве взаимосвязанных полярных категорий добра и зла. Нравственное развитие ребенка в большей мере зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально - познавательной основы она не сможет появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка еще в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему - то, кому - то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданско - патриотических чувств.
1.3. Планируемые результаты освоения программы
Средний возраст |
Старший возраст |
Подготовительная к школе |
Имеет представления о своей семье, проявляет доброжелательное отношение к своим близким |
Имеет представления о своей семье, проявляет доброжелательное отношение к своим близким |
Имеет представления о своей семье, родословной семьи |
Имеет представления о родном городе |
Имеет представления о родном городе, его достопримечательностях. |
Имеет представления родном городе, некоторых фактах истории, достопримечательностях, традициях |
Имеет представления о животном мире нашего края
|
Имеет представления о коренных жителях нашего края
|
Имеет представления о нашем крае, его столицу и символику,о коренных жителях нашего края
|
Имеет представления о растительном мире нашего края
|
Имеет представления о животном мире нашего края
|
Имеет представления о животном мире нашего края
|
Имеет представление о признаках живой и неживой природы |
Имеет представления о растительном мире нашего края
|
Имеет представления о растительном мире нашего края
|
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры |
Имеет представление о признаках живой и неживой природы |
Имеет представление о признаках живой и неживой природы
|
|
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры |
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры
|
|
Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края
|
Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края
|
1.4. Мониторинг реализации Программы
Эффективность реализации программы определяется результатами, полученными в ходе проведения педагогической диагностики, сравнении результатов выполнения диагностических заданий до и после использования реализации содержания. Эффективность реализации работы по формированию нравственно - патриотических чувств у детей дошкольного возраста через ознакомление с родным краем оценивается по следующим показателям:
Задачи |
Предполагаемые результаты |
Критерии оценки результатов
|
Средний возраст |
||
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье.
|
Имеет представления о своей семье, проявляет доброжелательное отношение к своим близким |
- называет свою фамилию, имя, пол, возраст; - называет имена своих родителей; - называет других членов своей семьи; - рассказывает о семейных делах, событиях жизни; - проявляет любовь к родителям, внимателен к их словам |
Формировать первичные представления о родном городе, его истории, достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем; |
Имеет представления о родном городе |
- знает название города, в котором живет; - проявляет интерес к городским объектам (достопримечательности), транспорту. - называет вида транспорта, которые есть в нашем городе. - называет правила поведения на улице, в транспорте; - различает и называет профессии людей, встречающиеся в нашем городе. |
Формировать первичные представления о природе нашего края.
|
Имеет представления о животном мире нашего края
|
- называет представителей животного мира нашего края; - называет отличительные хорошо знакомые признаки объектов животного мира (птицы - снегирь, синица; животные - волк, лиса; рыбы – щука, окунь и т. д) |
Имеет представления о растительном мире нашего края
|
- называет представителя растительного мира нашего каря (деревья, кустарники, ягоды); - называет отличительные хорошо знакомые признаки объектов природы (деревья - береза, рябина, осина; ягоды – клюква, брусника, морошка и т.д. ) |
|
Имеет представление о признаках живой и неживой природы |
- называет отличительные признаки живого у растений, животных, человека (двигаются, питаются, дышат, растут) |
|
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры |
- называет сезонные изменениях в природе (животные, растения); - называет явления природы, встречающиеся на территории ХМАО-Югры (туман, снегопад, белые ночи)
|
|
Старший возраст |
||
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье.
|
Имеет представления о своей семье, проявляет доброжелательное отношение к своим близким |
- знает и называет имя, отчество мамы, папы; - называет других членов семьи; - знает и называет профессии родителей;
|
Формировать первичные представления о родном городе, его достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем
|
Имеет представления о родном городе, его достопримечательностях. |
- знает и называет свой город, домашний адрес; - показывает на карте свой город; - знает и различает символику города (флаг, герб); - знает и называет 3-4 улицы города; - знает и называет 2-3 основные профессии людей, работающих в нашем городе; - называет достопримечательности города, места отдыха, общественные учреждений города; - знает и называет правила поведения в общественных местах города. |
Формировать представления о коренных жителях нашего края, значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Сибири; дать представления о полезных ископаемых нашего края
|
Имеет представления о коренных жителях нашего края
|
- знает и называет название нашего края (округа); - различает символику нашего края (флаг, герб); - называет коренные народы, населяющие наш край (ханты, манси); - знает и называет особенности быта народов ХМАО - знает и называет традициями и обычаями народов ХМАО; - знает и называет основные промыслы, типичные занятия народов ХМАО; - знает и называет особенности национальной одежды народов ХМАО, ее украшений; - называет некоторые национальные игры, сказки и стихи народов ХМАО |
Имеет представления о животном мире нашего края
|
- знает и называет таёжных животных нашего края (бурый медведь, бобёр, олень, белка, ондатр); птиц - (дятел, сова - хищные птица), кедровка, утка, кукушка и др. - называет отличительные признаки объектов животного мира |
|
Имеет представления о растительном мире нашего края
|
- знает и называет деревья (различает 4-5 деревьев по листьям, коре, расположению хвойных: берёза пушистая, осина, ель обыкновенная, сосна обыкновенная, кедр); - знает и называет 2-3 кустарника: рябина сибирская, ива корзиночная, черёмуха обыкновенная; - знает называет ягоды растущие в тайге и на болоте: черника, брусника, клюква и др. |
|
Имеет представление о признаках живой и неживой природы |
- устанавливает сходство между растениями, животными и человеком (двигаются, питаются, дышат, растут) и отличия (думает, говорит и т.д.) |
|
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры |
- называет особенности сезонных изменений в природе ХМАО-Югры; - устанавливает взаимосвязь между сменой условий в неживой природе нашего края с изменениями в жизни растений, животных, птиц, насекомых
|
|
Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края
|
- знает и называет полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (нефть, газ, торф); - называет, для чего используются полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (нефть, газ, торф) |
|
Подготовительная к школе группа |
||
Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье.
|
Имеет представления о своей семье, родословной семьи |
- знает и называет имя, отчество мамы, папы; - называет других членов семьи, степень родства (дядя, тетя и т.д.); - знает и называет профессии родителей; - рассказывает о родословной своей семьи; - знает и рассказывает о семейных традициях, любимых занятиях членов семьи; - проявляет добрые чувства по отношению к родителям, близким родственникам |
Формировать первичные представления о родном городе, его достопримечательностях и людях, которые живут и трудятся в нем
|
Имеет представления родном городе, некоторых фактах истории, достопримечательностях, традициях |
- знает и называет свой город, домашний адрес; - показывает на карте свой город; - рассказывает некоторые факты об истории города; - знает и различает символику города (флаг, герб); - знает и называет 4-5 улиц города; - знает и называет 5-6 основных профессий людей, работающих в нашем городе; - называет достопримечательности города, места отдыха; - называет и понимает назначение общественных учреждений города; - знает и называет правила поведения в общественных местах города; - знает и называет городские традиции |
Формировать представления о коренных жителях нашего края, значении растительного и животного мира в жизни и культуре народов Сибири; дать представления о полезных ископаемых нашего края.
|
Имеет представления о нашем крае, его столицу и символику,о коренных жителях нашего края
|
- знает и называет название нашего края (округа), его столицу, может показать его на карте; - различает символику нашего края, объясняет значение их символов (флаг, герб); - называет коренные народы, населяющие наш край (ханты, манси); - знает и называет особенности быта народов ХМАО; - знает и называет традиции и обычаи народов ХМАО; - знает и называет основные промыслы, типичные занятия народов ХМАО; - знает и называет особенности национальной одежды народов ХМАО, ее украшений; - называет некоторые национальные игры, сказки и стихи народов ХМАО |
Имеет представления о животном мире нашего края
|
- знает и называет таёжных животных нашего края (бурый медведь, бобёр, олень, белка, ондатра и т.д.); птиц (дятел, сова - хищные птица), кедровка, утка, кукушка и др. - называет сходные и отличительные признаки объектов животного мира, классифицирует их (звери, птицы, насекомые) |
|
Имеет представления о растительном мире нашего края
|
- знает и называет деревья (различает 4-5 деревьев по листьям, коре, расположению хвойных: берёза, осина, ель, кедр, пихта, лиственница); - знает называет 3 -4 кустарника: можжевельник, рябина сибирская, ива корзиночная, черёмуха обыкновенная; - знает называет ягоды растущие в тайге и на болоте: черника, брусника, клюква, голубика, морошка и др.; - знает называет грибы, произрастающие в нашем крае |
|
Имеет представление о признаках живой и неживой природы
|
- устанавливает сходство и различия между растениями, животными и человеком (двигаются, питаются, дышат, растут, размножаются, чуствуют) и отличия (думает, говорит и т.д.) |
|
Имеет представления о сезонных изменениях в природе (животные, растения, явления природы) на территории ХМАО-Югры
|
- называет особенности сезонных изменений в природе ХМАО-Югры; - устанавливает взаимосвязь между сменой условий в неживой природе нашего края с изменениями в жизни растений, животных, птиц, насекомых; - называет правила поведения в природе, направленных на сохранение растений и животных; - знает о природоохранной деятельности человека; - называет по 2-3 представителя животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу ХМАО-Югры |
|
Имеет первоначальные представления о полезных ископаемых нашего края
|
- знает и называет полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (нефть, газ, торф); - называет, для чего используются полезные ископаемые, добываемые в нашем крае (нефть, газ, торф); - знает и называет профессии людей, принимающих участие в добыче нефти и газа для города |
Содержание предметно - развивающей среды
Правильно организованная предметно-развивающая среда имеет неоспоримое значение для развития ребенка дошкольного возраста. Для организации работы по воспитанию нравственно-патриотических чувств у дошкольников нами создана зона гражданско-патриотического воспитания в группе, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе, крае, стране.
В данной зоне имеется:
- широкий спектр иллюстраций и фотографий с видами родного города, родного края;
- картины с видами пейзажей города, округа;
- иллюстрации и предметы народных промыслов народов ХМАО-Югры;
- произведения устного народного творчества;
- познавательная литература;
- образцы герба и флага города, края;
- глобус, карты России, округа, города.
- альбомы, знакомящие детей с природой края; культурой и бытом народов ХМАО-Югры;
- настольные дидактические игры;
Помимо этого предлагаемый детям материал в обязательном порядке меняется в зависимости от изучаемых тематических блоков.
На третьем этаже ДОУ оформлен мини – музей «Родной мой край», в котором собраны экспонаты, знакомящие детей с бытом и культурой народов ХМАО – Югры.
II. CОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
2.1.. Структура программы
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает три возрастных периода развития детей: средний возраст (4-5 лет, средняя группа), старший дошкольный возраст (5-7 лет, старшая и подготовительная к школе группа).
Реализация программы «Путешествие с Югоркой» по ознакомлению дошкольников с родным краем предполагает интегрированный подход - включение содержания программы во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую. При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания в разнообразных видах детской деятельности.
Система и последовательность работы по ознакомлению дошкольников с родным краем представлена в следующих блоках:
- Ø Моя семья.
- Ø Мой город.
- Ø Моя малая Родина:
- Природа ХМАО
- Коренные жители Сибири
- Нефть и люди.
В рамках представленных блоков распределены темы, содержание работы с детьми. Весь материал систематизирован и представлен в виде перспективных планов. Содержание работы с детьми выстроено в виде путешествий детей с персонажем «Буровичком Югорка», с которым дети знакомятся в начале реализации программы при чтении сказки О. Лебедевой «Буровичок Югорка». Буровичок знакомится с детьми и их семьями, узнает о профессиях родителей детей, семейных традициях. Со сказочным персонажем дети путешествуют по городу и родному краю, узнают об особенностях нашего города, края, его традициях, культуре и быте Северных народов, полезных ископаемых, добываемых в нашем крае.
Работа по каждому блоку, теме включает беседы, дидактические игры, экскурсии, игры- беседы, игры - инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Формы проведения мероприятий могут варьироваться в зависимости от цели и условий имеющиеся.
В ходе реализации программы также используются современные формы работы:
- ИКТ технологии (презентации, интерактивные экскурсии, интерактивные игры);
- проектная деятельность
- музейная педагогика.
Содержание работы по представленным блокам начинается со среднего дошкольного возраста и продолжается в старшем дошкольном возрасте.
2.2.Содержание программы «Путешествие с Югоркой» по возрастным группам
Пятый год жизни. Средняя группа |
Шестой год жизни. Старшая группа. |
Седьмой год жизни. Подготовительная группа |
Моя семья |
||
Представление о семейных делах, событиях жизни (совместный отдых, приобретение домашних животных, посещение кафе, зоопарка, цирка, новоселье, выезд на дачу). Участие в ситуациях "добрых дел", направленных на членов семьи. |
Обогащение представлений о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи (переписка, разговор по телефону, посещения, электронная почта), как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу. Знание некоторых семейных традиций, любимых занятий членов семьи. Представления о поведении в случае болезни кого - то из членов семьи, некоторые правила помощи больному. Правила отношения к пожилым людям в семье. |
Активное проявление добрых чувств по отношению к родителям, близким родственникам, членам семьи. Представления о семейных и родственных отношениях, некоторые сведения о родословной семьи. Досуг семьи, взаимные чувства, правила общения в семье, семейный бюджет, значимые и памятные события. Гордость своей семьей, умение выразить близким свою любовь, внимание, готовность помочь. Интерес детей к школьным годам родителей, желание общаться в семье на школьную тему. Знание стихов, песен о школе, школьниках. |
Мой город |
||
Освоение представлений о названии родного города некоторых городских объектах, видах транспорта. Овладение отдельными правилами поведения на улице, в транспорте. Участие в создании рисунков, аппликаций, поделок на тему " Мой город".
|
Освоение представлений о своем городе –особенностях города (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города - магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. |
Освоение представлений о родном городе - его гербе, названии улиц, некоторых архитектурных особенностях, достопримечательностях. Понимание назначения общественных учреждений, разных видов транспорта. Овладение представлениями о местах труда и отдыха людей в городе, об истории города и выдающихся горожанах, традициях городской жизни.
|
Моя малая Родина |
||
|
||
"Природа ХМАО" Знакомство с новыми представителями животных и растений. Выделение разнообразия явлений природы ( моросящий дождь, ливень, туман и.т.д.), растений и животных. Распознавание свойств и качеств природных материалов (сыпучесть песка, липкость мокрого снега и т.д.). Сравнение хорошо знакомых объектов природы и материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства. Различение и называние признаков живого у растений, животных и человека (двигаются, питаются, дышат, растут). Накопление фактов о жизни животных и растений в разных средах обитания, установление связей приспособления отдельных хорошо знакомых детям растений и животных к среде обитания (рыбы живут в воде: плавают с помощью плавников, дышат жабрами т.д). Распределение животных и растений по местам их произрастания и обитания (обитатели леса, луга, водоема и т.д.). |
Проявление интереса к родному краю. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников ХМАО - Югры, ярких исторических событиях, героях ХМАО -Югры. Понимание многообразия россиян разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм народов ХМАО. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой. Понимание, что у округа есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни людей - "Природа ХМАО" Уточнение и расширение представлений дошкольников о многообразии растительного и животного мира Ханты - Мансийского автономного округа. Освоение представлений детей о лесе, как сообществе растений и животных; о лиственном и хвойном лесе. Расширение представлений детей о деревьях, различать 4-5 деревьев по листьям, коре, расположению хвойных: берёза пушистая, осина, ель обыкновенная, сосна обыкновенная , кедр; называть 2-3 кустарника: рябина сибирская, ива корзиночная, черёмуха обыкновенная; ягоды растущие в тайге и на болоте: черника, брусника, клюква. Сравнение растений и животных по разным основаниями, отнесение их к определенным группам (деревья, кусты, травы; грибы; рыбы, птицы, звери, насекомые) по признакам сходства. Установление сходства между животными, растениями и человеком (питается, дышит воздухом, двигается и т.д.) и отличия (думает, говорит и т.д.). Формирование представлений дошкольников о таёжных животных (бурый медведь, бобёр, олень, белка, ондатр); с птицами дятел, сова, (хищная птица), кедровка, утка, кукушка. Закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе на территории ХМАО.
" Коренные жители Сибири" Ознакомлении с названием округа. Обогащение представлений дошкольников о людях разных национальностей, дать представление о коренных жителях ХМАО - ханты и манси. Ознакомлении с традициями и обычаями аборигенов Сибири, с вороним праздником, дать понимание о том , что от природных условий зависит устройство дома, одежда и образ жизни этих народов. Формирование представлений о жилой постройке коренных народов ХМАО (чуме); из основных промыслов ханты и манси - рыболовстве, направленном на выживание человека в суровых сибирских условиях. Ознакомлении с национальной одеждой северных народов и орнаментами, украшающих её. " Нефть и люди" Формирование представлений дошкольников о полезных ископаемых ХМАО- торфе и нефти. Углубление представление о людях разных профессий, живущих в нашем городе.
|
Освоение представлений о родном края- ее государственных символах , губернаторе, столице и крупных городах, особенностях природы. Проявление интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества, некоторым выдающимся людям ХМАО - Югры. Освоение стихотворений, песен, традиций, народов ХМАО, народных промыслов. Проявление желания участвовать а праздновании государственных праздников и социальных акциях округа и города. Освоение представлений - элементарных представлений многообразии народов мира; особенностях их внешнего вида ( расовой принадлежности), национальной одежды, типичных занятиях. Осознание, что все люди стремятся к миру, хотят сделать свой край богатой, красивой, охраняют природу, чтят своих предков. Освоение некоторых национальных мелодий, песен, сказок, танцев народов мира. Осознание необходимости проявлять толерантность по отношению к людям разных национальностей.
"Природа ХМАО" Продолжение расширение и уточнение представлений дошкольников о многообразии растительного и животного мира ХМАО. Уточнение представлений о лесе, ознакомление со смешанным лесом. Закрепление представлений о деревьях, произрастающих на данной территории, ознакомление с пихтой и лиственницей. Закрепление представлений о кустарниках, дать представление о можжевельнике, о ягодах - голубике, морошке. Углубление представлений детей о таёжных и животных. Наблюдение как способ познания многообразия природного мира на Земле (растений, грибов, животных, природы родного края и разных климатических зон), выделение особенностей их внешнего вида и жизнедеятельности, индивидуальное своеобразие и неповторимость. Представления о небесных телах и светилах.
" Коренные жители Сибири"
Уточнение представлений дошкольников с жизнью и бытом коренных народов ХМАО - ханты и манси. Закрепление представлений о жилой постройке - землянкой и полуземлянкой, а также с хозяйственными постройками и лабазом, навесом для оленей. Обогащение представлений дошкольников о рыболовстве, ознакомлении с другими промыслами коренных народов ХМАО - оленеводством и охотой. Формирование представлений о хантыйской семье, родственных отношениях, распределении обязанностей между членами семьи, понимании того, что трудом этих людей созданы предметы быта, одежда, орудия охоты и рыболовства. Воспитание основы для формирования нравственно- этических норм и установок.
" Нефть и люди" Углубление представление детей о родном городе, крае; оказание помощи увидеть связь межу полезными ископаемыми, находящимися на территории ХМАО и трудом людей; с нефтяной и газовой промышленностями; показать необходимость и полезность добычи нефти и газа для города, страны; увидеть положительные и отрицательные стороны добычи нефти и газа для людей, природы, экологии нашего региона. Формирование представлений о содержании и значении труда работников, занятых в нефтяной промышленности. |
2.3.Планирование воспитательно-образовательной работы по ознакомлению дошкольников с родным краем
Перспективный план работы с детьми
программа « Путешествие с Югоркой».doc (3.4 МБ)
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Для реализации содержания программы нами создана зона гражданско-патриотического воспитания в группе, где дети в условиях ежедневного свободного доступа пополняют знания о родном городе, крае, стране.
№ п/п |
Наименование |
Количество |
|
образцы герба и флага города, края, страны;
|
10 штук |
|
глобус |
17 шт. |
|
карты России, округа, города. |
11 шт. |
|
альбомы, знакомящие детей с природой края, страны;
|
11 шт. |
|
настольные дидактические игры "Природа края" |
5 штук |
|
Куклы в хантыйской одежде. |
10 штук |
3.2. Методическое обеспечение Программы
№ п/п |
Название технологии, пособия |
|
Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.-144с.
|
|
Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.-192с.
|
|
Гончарова Е.В. Экология для малышей: Методическая рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Гончарова Е.В. Под общ. ред. Гребенюк Г.Н. Издание 2. – Ханты - Мнсийск: Полиграфист, 2005. – 188с.: ил.
|
|
Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей средней группы ДОУ. Екатеринбург: изд-до « Центр Проблем Детства», 2002-195с.
|
|
Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург: изд-до « Центр Проблем Детства», 2002-192с.
|
|
Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.:ВАКО,2011.- 240с.
|
|
Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-352с.
|
|
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. ( Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2008. – 112с.
|
|
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. ( Средняя группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2012. – 104с.
|
|
Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. ( Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2012. – 96с.
|
|
Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2003.- 80с.
|
|
Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средняя и старшая группа детского сада: Кн. Для воспитателей детского. сада / С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.- 208с.
|
|
Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 80с.
|
|
Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007.- 96с.
|
|
Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А., Борискина Н.В., Вощинская Н.А., Фролова Т.А., Колесова Н.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт. – сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005. -205с.
|
|
Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160с.
|
|
Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири: Методические рекомендации для воспитателей, педагогов и методистов дошкольного образования./ Урал. гос. пед. ун-т; Сост. А.Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003-132с.
|
3.3. Учебно-тематический план образовательной деятельности в средней группе
Возраст |
Длительность занятий (в минутах) |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий в месяц. |
Количество занятий в год. |
||
Средней дошкольный |
20 минут. |
1 |
1 |
38 занятия |
||
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||||
|
Моя семья |
1 |
||||
|
Родной город |
1 |
||||
|
Улицы города |
1 |
||||
|
Что растет в лесу? |
1 |
||||
|
Дружная семейка |
1 |
||||
|
Наша - Родина Россия |
1 |
||||
|
Экскурсия по экологической тропе |
1 |
||||
|
Хочу быть как мама (папа, бабушка, дедушка) |
1 |
||||
|
Городской парк |
1 |
||||
|
Игра рассказ " Кто во что одет" |
1 |
||||
|
Игра - путешествие Мой город |
1 |
||||
|
Дидактическая игра - маленькие помощники |
1 |
||||
|
Зимняя одежда для почек |
1 |
||||
|
Приметы зимы, зима в родном городе |
1 |
||||
|
Игра экскурсия - почта |
1 |
||||
|
Малая Родина |
1 |
||||
|
Зимовье диких зверей |
1 |
||||
|
Достопримечательности родного города |
1 |
||||
|
Зимние забавы |
1 |
||||
|
Транспорт родного города |
1 |
||||
|
Мы строим город |
1 |
||||
|
Дидактическая игра " Какая сегодня погода?" |
1 |
||||
|
Летят самолеты |
1 |
||||
|
Лес - Югры |
1 |
||||
|
Беседа с элементами художественного конструирования "Наша дружная семья" |
1 |
||||
|
Беседа -досуг "Моя мама лучше всех" |
1 |
||||
|
Пожилые люди |
1 |
||||
|
Сезонные изменения в природе ХМАО " Как вести календарь природы" |
1 |
||||
|
Правила поведения в лесу |
1 |
||||
|
Труд взрослых в родном городе |
1 |
||||
|
Государственные символы ХМАО. Флаг и греб. |
1 |
||||
|
Весна на участке детского сада (Форма проведения - целевая прогулка) |
1 |
||||
|
Мои друзья |
1 |
||||
|
Экскурсия по близлежащим улицам |
1 |
||||
|
В хвойном лесу путешествие по разноцветной земле |
1 |
||||
|
Наблюдаем за весенней погодой |
1 |
||||
|
Мой город |
1 |
||||
|
Живая и неживая природа |
1 |
||||
Учебно-тематический план образовательной деятельности в старшей группе
Возраст |
Длительность занятий (в минутах) |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий в месяц. |
Количество занятий в год. |
||
Младший дошкольный |
25 минут. |
1 |
1 |
38 занятия |
||
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||||
|
Семья и родной дом |
1 |
||||
|
Путешествие по городу |
1 |
||||
|
Леса нашего края |
1 |
||||
|
Ханты и манси коренные жители нашего края |
1 |
||||
|
Полезные ископаемые нашего края |
1 |
||||
|
Бабушка и дедушка в семье |
1 |
||||
|
Наш город Нижневартовск |
1 |
||||
|
Как звери к зиме готовятся |
1 |
||||
|
Хантыйские узоры |
1 |
||||
|
Кто такие нефтяники? |
1 |
||||
|
Мое имя |
1 |
||||
|
Моя улица |
1 |
||||
|
Птицы нашего края |
1 |
||||
|
Вороний праздник |
1 |
||||
|
Богатство нашего края |
1 |
||||
|
Моя родня |
1 |
||||
|
Что интересного в нашем городе? |
1 |
||||
|
Река Обь – главная река нашего края |
1 |
||||
|
Семейный уклад жизни коренного населения ХМАО |
1 |
||||
|
Добыча черного золота |
1 |
||||
|
Я и родители |
1 |
||||
|
Здания нашего города |
1 |
||||
|
Птицы нашего края |
1 |
||||
|
Медвежьи игрища |
1 |
||||
|
Для чего нужна людям нефть |
1 |
||||
|
Самый дорогой человек |
1 |
||||
|
Город отмечает день рождение |
1 |
||||
|
Чудесный лес |
1 |
||||
|
Промыслы коренных жителей |
1 |
||||
|
Самотлор – сердце озер |
1 |
||||
|
Зачем нужны правила |
1 |
||||
|
Знаменитые нижневартовцы |
1 |
||||
|
Что такое заповедник |
1 |
||||
|
С любовью к родному краю |
1 |
||||
|
Встреча с нефтяником |
1 |
||||
|
Традиции в семье |
1 |
||||
|
Праздник и традиции нашего города |
1 |
||||
|
Природа наш лекарь |
1 |
||||
Учебно-тематический план образовательной деятельности в подготовительной группе
Возраст |
Длительность занятий (в минутах) |
Количество занятий в неделю |
Количество занятий в месяц. |
Количество занятий в год. |
||
Младший дошкольный |
20 минут. |
1 |
1 |
38 занятия |
||
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||||
|
Я и мои близкие |
1 |
||||
|
Историческое прошлое города |
1 |
||||
|
Почему приходит осень |
1 |
||||
|
Мы разные, но мы вместе |
1 |
||||
|
Первопроходцы Сибири |
1 |
||||
|
День пожилого человека |
1 |
||||
|
Мы живем в Нижневартовске |
1 |
||||
|
Деревья и кустарники нашего края осенью |
1 |
||||
|
Знакомство с народом ханты и манси |
1 |
||||
|
Разговор о профессиях |
1 |
||||
|
Какой я |
1 |
||||
|
Улицы, на которых мы живем |
1 |
||||
|
Для чего нужен лес |
1 |
||||
|
Ханты и манси - таежные жители |
1 |
||||
|
Нефть и газ в нашем крае |
1 |
||||
|
Организация быта в нашей семье |
1 |
||||
|
Достопримечательности нашего города |
1 |
||||
|
Лесные жители Севера |
1 |
||||
|
Рыболовство |
1 |
||||
|
Что такое Самотлор |
1 |
||||
|
Что такое дружба |
1 |
||||
|
Городские здания нашего города |
1 |
||||
|
Птицы нашего края |
1 |
||||
|
Традиции народов ханты и манси |
1 |
||||
|
Первая скважина |
1 |
||||
|
Никого роднее в целом мире нет |
1 |
||||
|
С днем рождения любимый город |
1 |
||||
|
Лес - многоэтажный дом |
1 |
||||
|
Жизнь и быт хантов |
1 |
||||
|
Природные богатства нашего края |
1 |
||||
|
Правила семьи |
1 |
||||
|
Мы гордимся своими земляками |
1 |
||||
|
Заповедники нашего края |
1 |
||||
|
С любовью к родному краю |
1 |
||||
|
Встреча с нефтяником |
1 |
||||
|
Традиции в семье |
1 |
||||
|
Праздники и традиции нашего города |
1 |
||||
|
Природа наш лекарь |
1 |
||||
3.4. Перечень литературных источников
- Баранникова О.Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2007.-144с.
- Ветохина А.Я., Дмитренко З.С., Жигналь Е.Н., Краснощекова Г.В., Подопригора С.П., Полынова В.К., Савельева О.В. Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. – СПб.: «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015.-192с.
- Гончарова Е.В. Экология для малышей: Методическая рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных учреждений / Гончарова Е.В. Под общ. ред. Гребенюк Г.Н. Издание 2. – Ханты - Мнсийск: Полиграфист, 2005. – 188с.: ил.
- Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей средней группы ДОУ. Екатеринбург: изд-до « Центр Проблем Детства», 2002-195с.
- Гончарова Е.В., Моисеева Л.В. Технология экологического образования детей старшей группы ДОУ. Екатеринбург: изд-до « Центр Проблем Детства», 2002-192с.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.:ВАКО,2011.- 240с.
- Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-352с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. ( Старшая группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2008. – 112с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. ( Средняя группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2012. – 104с.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. ( Подготовительная группа.) – М.: «Издательство Скрипторий 2003»,2012. – 96с.
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина.: Практическое пособие для работников ДОУ. – М.: АРКТИ,2003.- 80с.
- Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средняя и старшая группа детского сада: Кн. Для воспитателей детского. сада / С.Н. Николаева. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2002.- 208с.
- Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально – нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. – 80с.
- Мулько И.Ф. Социально – нравственное воспитание детей 5-7 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера,2007.- 96с.
- Натарова В.И., Карпухина Н.И., Фельдшерова Н.А., Борискина Н.В., Вощинская Н.А., Фролова Т.А., Колесова Н.В. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ// Авт. – сост. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2005. -205с.
- Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 1995. – 160с.
- Формирование у старших дошкольников знаний о родном крае на основе ознакомления с жизнью и бытом коренных народов западной Сибири: Методические рекомендации для воспитателей, педагогов и методистов дошкольного образования./ Урал. гос. пед. ун-т; Сост. А.Р. Сапрыкина. – Екатеринбург, 2003-132с.
IV. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ.
Система контроля реализации программы.
Тема контроля, вид контроля |
Методы контроля |
Ответственный |
Сроки контроля |
Итоговый документ |
Выход информации |
Текущий Работа педагогов ДОУ по Программе дополнительного образования. |
Отчеты педагогов на педсовете, документ. контроль |
Зам. зав. по ВМР |
Апрель - май |
Справка |
Педсовет |
V. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы предусматривает разграничение деятельности всех участников образовательного процесса:
Заведующая ДОУ:
|
Заместитель заведующей по ВМР
|
Заместитель зав. по АХЧ:
|
Воспитатели ДОУ
Отвечает за охрану жизни и здоровья детей, создает условия для радостного проживания детства ребенка в детском саду. |
Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.
Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!
Способы и методы защиты прав:
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным и уголовным законодательством).
"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004487 - № 0004488
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf