«Подрастай-ка» Образовательная программа адаптационной группы КП детей от 1,5 до 3 лет

  сб., 28.10.2017

Автор:

Щербакова Валентина Алексеевна,

воспитатель МБДОУ "Детский сад "Солнышко"

г. Новый Уренгой

Образовательная программа

адаптационной группы кратковременного пребывания

детей от 1,5 до 3 лет «Подрастай-ка»

Содержание

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.

Пояснительная записка

1.1.

Цели и задачи реализации Программы

1.2.

Принципы и подходы к формированию Программы

1.3.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей группы

1.4.

Планируемые результаты освоения программы (Целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы)

2.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1

Содержание психолого-педагогической работы

2.2

Формы, средства и способы реализации программы

2.3.

Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей.

2.4.

Планирование по примерной ООП ДО «От рождения до школы» /под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

2.5.

Планирование работы по национально-региональному компоненту

2.6.

Формы сотрудничества с семьей

3.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.

Организация предметно-пространственной среды

3.1.

Примерный распорядок и режим дня

3.2.

Примерный регламент НОД

                          I. Целевой раздел

Группа кратковременного пребывания детей – это целостный образ жизни дошкольника – несколько часов дня, заполненных разнообразной совместной деятельностью в группе сверстников.

1. Пояснительная записка

Последнее десятилетие прошлого века характеризовалось сокращением сети дошкольных учреждений и снижением охвата детей дошкольным образованием. Данные тенденции привели к нарушению гарантии прав граждан на обеспечение доступности образовательных услуг для всех слоев населения, к неравным стартовым условиям при поступлении в школу детей из детского сада и семьи.

Высокий потенциал системы дошкольного образования не используется в полном объеме, так как часть городских детей не посещают дошкольные учреждения, а воспитываются в семье.

Одним из направлений решения проблем и изменения существующей ситуации может стать развитие вариативных форм работы с дошкольниками на основе их кратковременного пребывания в дошкольном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2000г. № 106/23-16). Предполагается, что кратковременный, но систематический режим пребывания в детском саду позволит сделать услуги дошкольного образования более доступными для населения, решить насущные семейные проблемы, содействовать полноценному развитию ребенка-дошкольника.

Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 23.07.2013) (ст. 101);

2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы;

3. Указ Президента РФ от 01 июня 2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»;

4. Государственная программа Российской Федерации «Развития образования» на 2013-2020 годы;

5. «Положение о лицензировании образовательной деятельности», утвержденной постановлением Правительства РФ от 28.10.13г. №966 «О лицензировании образовательной деятельности»;

6. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 года №55-ЗАО «Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе»;

7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

8. Приказ департамента образования ЯНАО от 31.01.2014 № 134 «Об утверждении Плана действий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа»;

9. Региональный план мероприятий («Дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки на 2013-2018 годы» от 20.02.2013 года;

10. Комментарии к ФГОС ДО от 28 февраля 2014 г. № 08-249

11. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049.13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству содержания и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

12. Письмо Рособрнадзора от 07 февраля 2014 г. № 01-52-22/05-382;

13. Рекомендации Образования РФ по организации групп кратковременного пребывания, разработанных авторским коллективом под руководством канд.псих.наук О.Л. Князевой;

14. «Постановление правительства РФ от 10 июля 2013 года № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

15. Конституцией РФ (п.5 ст.43)

16. Гражданским Кодексом РФ

17. Законом Российской Федерации от 07.02.92 N 2300-I (ред. от 28.07.2012 с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013) !»О защите прав потребителей»

18. Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 г. №706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»

19. Устав МБДОУ «Детский сад «Солнышко».

Документация, необходимая для открытия  адаптационной группы кратковременного пребывания «Подрастай-ка»

1. Положение об адаптационной группе кратковременного пребывания «Подрастай-ка»

2. Режим работы организации жизнедеятельности группы и учебный план.

3. Список детей и табель посещаемости детей.

4. Заявление родителей (законных представителей) и договор между МБДОУ и родителями ребенка (законными представителями)

5. Медицинское заключение о состоянии здоровья ребенка.

6. Перспективный план образовательной деятельности.

7. Карты по определению адаптированности ребенка к поступлению в ДОУ.

8. Приказ об открытии ГКП.

1.1. Цели и задачи реализации части Программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Образовательная программа направлена на гармоничное развитие детей с приоритетом интеллектуального и художественно – эстетического направления.

Программа по развитию детей обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Программа рассчитана на 1 год. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.

Обязательная часть программы написана с использованием примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая направлена на комплексное развитие и формирование психики и физических качеств детей с рождения и до поступления в школу с опорой на их специфические личностные и возрастные черты.

Цель программы – осуществление полноценного развития ребенка, на основе культурологического подхода, создания равных условий воспитания детей дошкольного возраста независимо от материального достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Ведущие цели Программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, формирование предпосылок к учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной (изобразительная, конструктивная и др.), музыкальной, чтения. Для достижения целей Программы первостепенное значение имеют:

ü забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

ü создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

ü максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

ü творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

ü вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

ü уважительное отношение к результатам детского творчества;

ü единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

ü совершенствовать работу по патриотическому воспитанию дошкольников через интеграцию образовательных областей с учетом национального регионального компонента.

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при систематической и целенаправленной поддержке педагогом различных форм детской активности и инициативы, начиная с первых дней пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Заботясь о здоровье и всестороннем воспитании детей, педагоги дошкольных образовательных учреждений совместно с семьей должны стремиться сделать счастливым детство каждого ребенка.

1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

Образовательная программа группы кратковременного пребывания базируется на следующих принципах:

ü принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

ü принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

ü принцип полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»);

ü принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

ü принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

ü принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса.

Построение образовательного процесса осуществлено на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

1.3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей

Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:

Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление-главное средство и цель социализации).

Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид успевает и воспроизводит, репродуцирует определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе.

Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой.

Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этап социального развития ребенка (от адаптации к интеграции и дифференциации), однако в конкретной воспитательной работе все-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребенка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребенка – стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребенка.

У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум: дети усваивают социальные нормы, как предписанные регуляторы поведения, у детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.

В этом смысле выводом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребенка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки, направленных на благоприятную социализацию ребенка. Существует несколько направления в организации оптимального режима адаптации ребенка к детскому саду.

Базовая и наиболее эффективное направление, складывается в процессе во взаимодействии ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей, возможно, создать необходимые условия для благополучного развития ребенка. Для успешной адаптации ребенка к режиму МДОУ необходимо создать группы кратковременного пребывания ребенка до его поступления в дошкольное образовательное учреждение.

1.4. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры освоения воспитанниками образовательной программы)

ü Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими 18 предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий.

ü Использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.

ü Проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности.

ü Соблюдает правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит «спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в группе)); имеет первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду, дома, на улице и старается соблюдать их.

ü Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

ü Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого. Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

ü Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм небольшими группами.

ü Проявляет интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных наблюдениях.

ü Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства.

ü С пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.

ü Проявляет интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование, аппликация).

ü У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных играх с простым содержанием, несложными движениями.

ü Успешная подготовка к поступлению в детский сад (сохранение здоровья малышей, эмоциональное благополучие, общение со сверстниками).

ü Оптимальный уровень развития раннего возраста, ранняя социализация личности.

ü Повышение педагогической грамотности родителей.

ü Гармонизация отношения с ребенком в трудный период адаптации.

ü Повышение психолого- педагогической компетентности родителей и уверенности в собственных педагогических возможностях.

II. Содержательный раздел

                        2.1. Содержание психолого-педагогической работы

Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие

Социально-коммуникативное развитие (социализация, развитие общения, нравственное воспитание). Формировать у детей опыт поведения в среде сверстников, воспитывать чувство симпатии к ним. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище, поощрять умение пожалеть, посочувствовать). Воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т.п. Воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбу взрослого. Воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям. Приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят.

Ребенок в семье и обществе.

Образ Я. Формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада; закреплять умение называть свое имя. Формировать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; проявлять уважительное отношение к интересам ребенка, его нуждам, желаниям, возможностям.

Семья. Воспитывать внимательное отношение к родителям, близким людям. Поощрять умение называть имена членов своей семьи.

Детский сад. Развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и 51 отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.). Обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха. Развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке. Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание

Воспитание культурно-гигиенических навыков. Формировать привычку (сначала под контролем взрослого, а затем самостоятельно) мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок; пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком). Формировать умение во время еды правильно держать ложку.

Самообслуживание. Учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду. Приучать к опрятности.

Общественно-полезный труд. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

Уважение к труду взрослых. Поощрять интерес детей к деятельности взрослых. Обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т.д.), зачем он выполняет те или иные действия. Учить узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, приносит еду, меняет полотенца).

Формирование основ безопасности.

Безопасное поведение в природе. Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах. Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств.

Безопасность собственной жизнедеятельности. Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами. Знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно». Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.).

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

Количество. Привлекать детей к формированию групп однородных предметов. Учить различать количество предметов (один - много).

Величина. Привлекать внимание детей к предметам контрастных размеров и их обозначению в речи (большой дом - маленький домик, большая матрешка - маленькая матрешка, большие мячи - маленькие мячи и т. д.).

Форма. Учить различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

Ориентировка в пространстве. Продолжать накапливать у детей опыт практического освоения окружающего пространства (помещений группы и участка детского сада). Расширять опыт ориентировки в частях собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина). Учить двигаться за воспитателем в определенном направлении. Развитее познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность. Знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов окружающей жизни. Стимулировать любознательность. Включать детей в совместные с взрослыми практические познавательные действия экспериментального характера. Сенсорное развитие. Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия. Помогать обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму; побуждать включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним (обводить руками части предмета, гладить их и т. д.).

Дидактические игры. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей (пирамидки (башенки) из 5–8 колец разной величины; «Геометрическая мозаика» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник); разрезные картинки (из 2–4 частей), складные кубики (4–6 шт.) и др.); развивать аналитические способности (умение сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков - цвет, форма, величина). Проводить дидактические игры на развитие внимания и памяти («Чего не стало?» и т. п.); слуховой дифференциации («Что звучит?» и т. п.); тактильных ощущений, температурных различий («Чудесный мешочек», «Теплый - холодный», «Легкий - тяжелый» и т. п.); мелкой моторики руки (игрушки с пуговицами, крючками, молниями, шнуровкой и т. д.).

Ознакомление с предметным окружением. Вызвать интерес детей к предметам ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспортные средства.

Побуждать детей называть цвет, величину предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, ткань, глина); сравнивать знакомые предметы (разные шапки, варежки, обувь и т. п.), подбирать предметы по тождеству (найди такой же, подбери пару), группировать их по способу использования (из чашки пьют и т. д.). Раскрывать разнообразные способы использования предметов. Способствовать реализации потребности ребенка в овладении действиями с предметами. Упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название (одинаковые лопатки; красный мяч - синий мяч; большой кубик - маленький кубик). Побуждать детей называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый и др. Способствовать появлению в словаре детей обобщающих понятий (игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель и пр.).

Ознакомление с миром природы.

Знакомить детей с доступными явлениями природы. Учить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их. Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их. Вместе с детьми наблюдать за птицами и насекомыми на участке, за рыбками в аквариуме; подкармливать птиц.

Учить различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.).

Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред; одеваться по погоде).

Сезонные наблюдения

Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.

Зима. Формировать представления о зимних природных явлениях: стало холодно, идет снег. Привлекать к участию в зимних забавах (катание с горки и на санках, игра в снежки, лепка снеговика и т. п.).

Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.

Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.

Речевое развитие

Развитие речи

Развивающая речевая среда. Способствовать развитию речи как средства общения. Давать детям разнообразные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми («Загляни в раздевалку и расскажи мне, кто пришел», «Узнай у тети Оли и расскажи мне...», «Предупреди Митю... Что ты сказал Мите? И что он тебе ответил?»). Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом.

Предлагать для самостоятельного рассматривания картинки, книги, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Рассказывать детям об этих предметах, а также об интересных событиях (например, о повадках и хитростях домашних животных); показывать на картинках состояние людей и животных (радуется, грустит и т. д.).

Формирование словаря. На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.

Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья», «Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).

Обогащать словарь детей:

ü существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок), одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама), транспортных средств (автомашина, автобус), овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;

ü глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать), действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть), действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять), их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);

ü прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов

ü (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);

ü наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко). Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей. Звуковая культура речи. Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2–4 слов).

Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.

Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).

Грамматический строй речи. Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2–4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»). Связная речь. Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»)

Поощрять попытки детей старше 2 лет по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке (обновке), о событии из личного опыта.

Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Помогать детям старше 2 лет драматизировать отрывки из хорошо знакомых сказок.

Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.

Приобщение к художественной литературе

Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.

Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.

Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.

Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.

Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого. Помогать детям старше 2 лет играть в хорошо знакомую сказку. Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах.

Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».

Художественно-эстетическое развитие

Приобщение к искусству. Развивать художественное восприятие, воспитывать отзывчивость на музыку и пение, доступные пониманию детей произведения изобразительного искусства, литературы.

Рассматривать с детьми иллюстрации к произведениям детской литературы.

Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию картинок.

Знакомить с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и другими, соответствующими возрасту детей.

Обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др.), их форму, цветовое оформление.

Изобразительная деятельность. Вызывать у детей интерес к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Рисование. Развивать восприятие дошкольников, обогащать их сенсорный опыт путем выделения формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то другой рукой.

Подводить детей к изображению знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора.

Обращать внимание детей на то, что карандаш (кисть, фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным концом карандаша (фломастером, ворсом кисти). Учить следить за движением карандаша по бумаге.

Привлекать внимание детей к изображенным ими на бумаге разнообразным линиям, конфигурациям. Побуждать задумываться над тем, что они нарисовали, на что это похоже. Вызывать чувство радости от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами. Побуждать детей к дополнению нарисованного изображения характерными деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов, линий, пятен, форм.

Развивать эстетическое восприятие окружающих предметов. Учить детей различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам, заборчику и др. Подводить детей к рисованию предметов округлой формы.

Формировать правильную позу при рисовании (сидеть свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш.

Учить бережно, относиться к материалам, правильно их использовать: по окончании рисования класть их на место, предварительно хорошо промыв кисточку в воде.

Учить держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать краску на кисть, макая ее всем ворсом в баночку, снимать лишнюю краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.

Лепка. Вызывать у детей интерес к лепке. Знакомить с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая пред- почтение глине). Учить аккуратно пользоваться материалами.

Учить дошкольников отламывать комочки глины от большого куска; лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая, их друг к другу (колечко, бараночка, колесо и др.). Учить раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и др.), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье, пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного комочка (миска, блюдце). Учить соединять две вылепленные формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два шарика (неваляшка) и т. п.

Приучать детей класть глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее подготовленную клеенку. Конструктивно-модельная деятельность

В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом продолжать знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживать желание строить что-то самостоятельно. Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.).

По окончании игры приучать убирать все на место.

Знакомить детей с простейшими пластмассовыми конструкторами.

Учить совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. Поддерживать желание детей строить самостоятельно.

В летнее время способствовать строительным играм с использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и т. п.).

Музыкальная деятельность

Воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.

Слушание. Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать, о чем (о ком) поется, и эмоционально реагировать на содержание.

Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, фортепьяно, металлофона).

Пение. Вызывать активность детей при подпевании и пении. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать к сольному пению.

Музыкально-ритмические движения. Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т. д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.

Физическое развитие

Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Формировать у детей представления о значении разных органов для нормальной жизнедеятельности человека: глаза – смотреть, уши – слышать, нос – нюхать, язык – пробовать (определять) на вкус, руки – хватать, держать, трогать; ноги – стоять, прыгать, бегать, ходить; голова – думать, запоминать.

Физическая культура. Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку. Учить ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга, с согласованными, свободными движениями рук и ног. Приучать действовать сообща, придерживаясь определенного направления передвижения с опорой на зрительные ориентиры, менять направление и характер движения во время ходьбы и бега в соответствии с указанием педагога.

Учить ползать, лазать, разнообразно действовать с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать). Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами.

Подвижные игры. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями. Способствовать развитию умения детей играть в игры, в ходе которых совершенствуются основные движения (ходьба, бег, бросание, катание). Учить выразительности движений, умению передавать простейшие действия некоторых пepcoнажей (попрыгать, как зайчики; поклевать зернышки и попить водичку, как цыплята, и т. п.).

2.2. Формы, средства и способы реализации программы. Формы образовательной работы с детьми.

Любая структура кроме набора компонентов предполагает способ их взаимосвязи и взаимодействия компонентов. В программе устанавливается принцип интеграции всего образовательного процесса, а не его частей (как, например, интегративные занятия), принцип интеграции образовательных областей, принцип интеграции форм образовательной деятельности с детьми, принцип интеграции всех видов детской деятельности.

Согласно теории Л.С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием, поэтому содержание программы реализуется в приемлемых формах для ребенка дошкольного возраста: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательно-исследовательской, музыкально-художественной, восприятия художественной литературы, как особый вид детской деятельности и продуктивной.

Образовательная деятельность построена на адекватных возрасту формах работы с детьми.

Формы

Методы

Средства

- групповые;

- индивидуальные;

- практикумы с элементами исследования.

 

-объяснительно-иллюстративный

-словесный;

-частично-поисковый;

-исследовательский;

-наглядно-демонстрационный;

-проблемный.

-дидактический материал;

-карты, схемы, таблицы;

- ИКТ.

 Методы обучения детей – это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Выбор метода в рамках настоящей образовательной Программы будет зависеть от цели и содержания предстоящего взаимодействия с детьми:

Наглядные методы:

а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;

б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;

Практические методы:

а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;

б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;

в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);

Игровые методы и приемы:

а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;

б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» - знания о растениях, развитие речи и т.д.);

Словесные методы:

а) рассказ педагога – изучение учебного материала;

б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;

в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.

2.3. Методики, технологии, средства воспитания, обучения и развития детей.

Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым (вместе, а потом рядом), затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.

Совместная деятельность предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Она строится на:

ü субъектной (партнерской, равноправной) позиции взрослого и ребенка;

ü диалогическом (а не монологическом) общение взрослого с детьми;

ü продуктивном взаимодействием ребенка с взрослыми и сверстниками;

ü партнерской формой организации образовательной деятельности (возможностью свободного размещения, перемещения, общения детей и др.).

Основной мотив участия (неучастия) ребенка в образовательном процессе – наличие (отсутствие) интереса.

Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Программы и решения конкретных образовательных задач.

В ГКП образовательный процесс построен в соответствии с требованиями СанПиН (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Специально организованно обучение в форме непосредственной образовательной деятельности. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).

Для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет непосредственно образовательная деятельность составляет не более 1,5 часа в неделю (игровая, музыкальная деятельность, общение, развитие движений. Продолжительность непрерывной образовательной деятельности не более 10 минут).

Непосредственная образовательная деятельность проводится в групповом помещении. Расписание составляется в начале учебного года, утверждается заведующим МБДОУ.

Примерное расписание непосредственно образовательной деятельности группы кратковременного пребывания детей на учебный год

Дни недели

Виды регламентированной организованной деятельности

1

понедельник

Музыка

Художественное творчество. Рисование

2

вторник

Познание. Формирование целостной картины мира

Физическая культура

3

среда

Музыка

Художественное творчество. Лепка

4

четверг

Коммуникация. Развитие речи

Физическая культура

5

пятница

Чтение художественной литературы

Сенсорное развитие

 Условия реализации образовательной программы: программа рассчитана на 1 год. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 31 мая текущего года.

Самостоятельная деятельность (самодеятельность) предполагает свободную деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами (в том числе совместно с детьми) предметно-развивающей образовательной среды и:

                        ü обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам;

                        ü позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально;

                        ü содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком разнообразных задач;

                        ü позволяет на уровне самостоятельности освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

2.4. Планирование по примерной ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой

Примерное комплексно-тематическое планирование работы

в группе кратковременного пребывания детей «Подрастай-ка»

Месяц

Блок

Недели

Тема

Сентябрь

Я и д/с

Краски осени

1

Мы пришли в детский сад. Наша группа.

2

Мы дружные ребята. Мониторинг

3

Осень в тундре.

Деревья, кустарники. Птицы и животные

4

Фрукты и овощи. Грибы и ягоды.

Октябрь

С чего начинается Родина

1

Сказки народов Севера

2

Мой дом

3

Моя семья.

4

Наши любимцы

Ноябрь

Мир вокруг нас

1

Северный фольклор

2

Мой город

3

Игрушки

4

Одежда

Декабрь

Зима

Новогодние каникулы

1

Быть здоровыми хотим. Безопасность

2

Здравствуй, зимушка-зима

3

Животный мир тундры

4

Встреча Нового года.

Январь

В мире искусства

1

Зимние забавы

2

Встречаем сказку

3

Народная игрушка

4

Колыбельные песни северных народов

Февраль

Я в мире человек. Профессии

Здоровье и спорт.

Наши папы, наши мамы

1

Транспорт

2

Инструменты

3

Быть здоровыми хотим. Игры народов Севера

4

Я и мой папа

Март

Встречаем весну

1

Маму я свою люблю

2

Весна в тундре

3

Деревья

4

Птицы

Апрель

Земля – наш общий дом

1

Помоги зеленым друзьям

2

Космическое приключение

Человек и мир природы

3

Игры – забавы с песком и водой

4

Край мой - Ямал

Май

Мы любим трудиться.

Праздник весны и труда

1

Профессии родителей

2

Неделя безопасности

3

Мы немного подросли.

4

Народный промысел народов Севера

4

Мониторинг

2.5. Национально-региональный компонент

В режиме работы группы кратковременного пребывания национально-региональный компонент осуществляется в следующих видах детской деятельности:

ü познавательной (беседы, рассказы, просмотры альбомов);

ü игровой (подвижные национальные игры, игры-драматизации, дидактические игры);

ü трудовой (ручной труд);

ü поисковой (опыты, эксперименты с природным материалом);

ü художественно-эстетической (чтение литературных произведений разных жанров, театрализация);

ü изобразительной (рисование, лепка, аппликация), а также музыкальной (праздники, развлечения);

ü конструктивной (строительство детьми макетов различных сооружений.

Реализация работы по национально-региональному компоненту также включает:

ü беседы с просмотром иллюстраций;

ü прослушивание колыбельных, потешек народов Севера;

ü рассматривание познавательных тематических альбомов с иллюстрациями и фотографиями города, жилища и быта народов Севера;

ü чтение познавательной и художественной литературы.

Планируемые результаты (целевые ориентиры):

ü знают и называют объекты неживой природы;

ü узнают и называют диких животных, живущих на Севере;

ü участвует в играх, с помощью взрослого играют в национальные подвижные игры.

Примерное перспективное планирование по ознакомлению детей с природой Ямала, культурой и бытом

Задачи:

                        ü Познакомить детей с растительным миром (ель, береза), животным миром (олень, волк, медведь, белка, лиса, сова) и объектами неживой природы ямальского региона (снег, дождь, явления природы).

                        ü Дать общее представление о жилище – чуме, одежде.

                        ü Знакомить детей с колыбельными песенками, потешками, сказками.

                        ü Знакомить с образцами народно-прикладного искусства Ямала.

Месяц

Тема

Формы работы

Сентябрь

Знакомство с родным краем

Беседа, показ иллюстраций, фотографий

Октябрь

Сказки северных народов

Чтение, дидактическая игра

Ноябрь

Северный фольклор

Беседа, музыкальная деятельность, дидактическая игра

Декабрь

Животный мир тундры

Растительный мир Севера

Занятие, показ иллюстраций, картин

Январь

Колыбельные песни северных народов

Музыкальная деятельность

Февраль

В гости к олененку

Игры народов севера (физическое развитие)

Март

Весна в тундре

Беседа, показ иллюстраций, фотографий

Апрель

Край мой - Ямал

Просмотр фильма

Май

Народный промысел народов Севера

Показ изделий народного промысла

2.6. Формы сотрудничества с семьей

Ведущие цели взаимодействия ДОУ с семьей воспитанников группы кратковременного пребывания - создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, повышение компетентности родителей в области воспитания. Работа с родителями регулируется Уставом и Договором о взаимоотношении между ДОУ и родителями (законными представителями) ребенка. При подписании договора администрация знакомит каждого родителя с нормативными документами МБДОУ. Циклограммой работы администрации и всех специалистов предусмотрено время для консультаций родителей. ДОУ обеспечивает возможность:

ü для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательный процесс, а также широкой общественности;

ü для педагогов по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию Программы, в том числе в информационной среде;

ü для обсуждения с родителями (законными представителями) воспитанников вопросов, связанных с реализацией Программы.

ü Для решения задач по педагогическому просвещению родителей организуются собрания, индивидуальные консультации, беседы, представляются практические рекомендации.

Основные формы взаимодействия с семьей:

ü знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование;

ü информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские мероприятия, распространение памяток;

ü совместная деятельность: привлечение родителей к организации праздников, досугов и др.;

ü наглядные формы информирования: стенды для информации, журналы, памятки, буклеты, тематические выставки детских и совместных с родителями работ, презентации работы ДОУ посредством слайд-шоу в информационном киоске;

ü формы обратной связи, такие как анкетирование, индивидуальные беседы, экспресс-опрос родителей.

Примерный план взаимодействия с родителями воспитанников

Месяц

Формы взаимодействия

Сентябрь

1. Заключение договоров с родителями.

2. Оформление сведений о родителях и детях.

3. Оформление информационного блока для родителей.

4. Оформление доверенностей.

5. Групповое родительское собрание на тему «Особенности психофизического развития детей 3-го года жизни. Задачи воспитания»

Октябрь

1. Индивидуальная беседа на тему «Как облегчить адаптацию ребенка»

2. Совместная выставка работ родителей и детей на тему «Осень дарит нам идеи»

3. Папка- передвижка «профилактика гриппа»

4. Консультация на тему «Режим – это важно»

Ноябрь

1. Папка передвижка на тему «Игры детей по развитию мелкой моторики рук.

2. Консультация на тему, «В какие игры играть дома с ребенком»

3. Индивидуальные беседы с родителями по интересующим их вопросам

Декабрь

1. Групповое родительское собрание на тему «Игра — важная самостоятельная деятельность ребенка»

2. Индивидуальная беседа на тему «Развиваем речь детей с использованием игр и книг»

3. Консультация на тему «осторожно грипп»

4. Оформление группы к новому году.

5. Изготовление игрушек на елку детского сада «Украсим дружно елочку»

6. Организация и приобретение новогодних подарков.

Январь

1. Папка – передвижка на тему «пальчиковые игры с детьми»

2. Индивидуальная беседа на тему «Книга, как средство развития речи ребенка»

3. Анкетирование на тему «Что умеет ваш ребенок»

4. Консультация на тему Сенсорные игры для детей раннего возраста»

Февраль

1. Папка – передвижка на тему «зарядка полезна и интересна»

2. Рекомендации папам по воспитанию детей младшего возраста.

3. Фотовыставка на тему «Мой папа самый лучший»

4. Индивидуальные беседы по интересующим вопросам.

5. Индивидуальная беседа на тему «Режим ребенка»

Март

1. Консультация на тему «Речь ребенка раннего возраста»

2. Праздник для мам «Люблю мамочку свою»

3. Консультация «Пальчиковые игры»

4. Индивидуальная беседа «маленькие драчуны»

5. Папка-передвижка «Наказание и поощрение»

6. Физическое воспитание маленьких детей.

Апрель

1. Папка-передвижка «Развитие чувства цвета у детей раннего дошкольного возраста.

2. Беседа «Как уберечься от гриппа»

3. Консультация «Прогулки и их значение для укрепления здоровья детей»

4. Папка передвижка «Роль семьи в формировании навыков самообслуживания»

Май

1. Папка-передвижка на тему «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья»

2. Консультация «Будьте бдительны на улицах города»

3. Групповое родительское собрание «Итоги за год о проделанной работе»

4. Консультация «Игры на прогулке»

  III. Организационный раздел

3.1. Организация предметно-пространственной среды

Для развития ребенка необходима предметно-развивающая среда, с учетом интересов, потребностей, уровня развития каждого воспитанника, которая стимулирует и поддерживает самостоятельность и инициативу детей.

Предметно-развивающая среда помогает обеспечивать гармоничное развитие ребенка, создать эмоционально-положительную атмосферу в группе. Она помогает проводить игры-занятия, приучает детей к самостоятельным играм с постепенно усложняющимся содержанием.

Предметно-развивающая среда организована в соответствии с возрастными особенностями детей, посещающих ГКП «Пирамидка», функциональным назначениям и соответствует нормам СанПиНа.

В группе оформлены: уголок ряжения, игровая комната, зона двигательной активности, учебная зона, уголок изобразительной деятельности, книжный уголок, элементы некоторых видов театра, игровая зона, дидактический стол, центр развивающих игр.

В центре развивающих игр собраны игры, направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Это матрешки с вкладышами, наборы грибочков разного цвета, шнуровки, разные виды мозаик, застежки, пирамидки и т.д.

Дидактический стол – это часть центра развивающих игр. Работа организуется по двум направлениям:

- проведение игр – занятие с небольшой группой детей и индивидуально. Цель данных занятий: развитие сенсорных способностей.

- побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает ему помощь.

При организации среды учитывается:

                        1. Возрастные особенности развития детей.

                        2. Уровень сформированности ведущих и типичных видов деятельности.

                        3. Индивидуальные особенности, склонности и предпочтения ребенка.

Предметно-развивающая среда ГКП состоит из следующих помещений:

                        1. Комната для раздевания и ожидания родителями.

                        2. Комната для игр и занятий.

Методические материалы, средства обучения и воспитания: игровые здоровьесберегающие технологии, технологии развивающих игр, ИКТ (учебно-методические комплекты «Уроки осторожности» (ОБЖ для малышей), «Времена года», «Уроки хорошего поведения» и др. демонстрационные и раздаточные материалы. Серия наглядно-дидактических пособий «Мир в картинках», «Расскажи детям о…», «Безопасность» учебно-методическое пособие.

Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Социально-коммуникативное развитие:

1. Алябьева Е.А. «Воспитание культуры поведения у детей», метод, пособие, , М.,ТЦ «Сфера», 2009г.

2. Комарова Т.С., Кузакова Л.В., Павлова Л.Ю «Трудовое воспитание в детском саду» М., «Мозаика-Синтез» 2005 г.

3. Минаева В.М. «Развитие эмоций дошкольников. Занятия -игры». М., АРКТИ 2003 г.

4. Трудовое воспитание в детском саду С. Комарова и др.М. Мозаика- синтез 2007г.

5. Храмцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005.

6. Художественный труд в детском саду. И.А. Лыкова. - М: ТЦ Сфера Карапуз 2010

Познавательное развитие

1. Куликовская И.Э. «Детское экспериментирование», М: Педагогическое общество России, 2005

2. Паршукова И.Л. «Маленький исследователь в д/с». СПб, 2001 г.

3. Пилюгина Э.Т. «Занятия по сенсорному воспитанию». – М.: «Просвещение», 1996

4. Тугушева Т.Д «Экспериментальная деятельность». СПб..-П., 2009

5. Федосеева П.Г. «Система работы по экологическому воспитанию» Подг.гр. Волгоград КОРИФЕЙ 2009

Речевое развитие:

1. Гербова В.В. Развитие речи. М.: «Москва-Синтез», 2005

2. Максаков А.И. Развитие речи в детском саду. Москва. Мозаика – Синтез. 2005

Художественно-эстетическое развитие:

1. Интеграция искусств в детском саду (учебно – методическое пособие). Лыкова И.А., Васюкова Н.В.- М.: ТЦ Сфера, 2009

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники. Казакова Р.Г. и др. - М.: ТЦ Сфера, 2009

3. Рисуем без кисточки, практическое приложение, А.А.Фатеева, Ярославль, «Академия развития»,2007г.

Музыкальное развитие:

1. Веселова А. «Жил-был у бабушки…» Маленькие пьески для маленьких детей. «Союз художников» 2008 г.

2. Веселова А. «Ах, вы сени мои, сени» Маленькие пьески для маленьких детей. «Союз художников» 2009 г.

3. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.Г. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.- СПБ.: Детство – Пресс, 2010

4. Дубровская Е.А. Ступеньки музыкального развития. – М.: «Просвещение», 2003

5. Зацепина М.Б. «Праздники и развлечения в детском саду». Мозаика- Синтез 2008 год

6. Зарецкая Н.В. Танцы для детей младшего дошкольного возраста.М.-.,2007 7. М.Ю.

7. Картушина «праздники для детей и взрослых. Сценарии для ДОУ», М., Сфера 2007 г.

Библиотечно-информационное обеспечение образовательной деятельности

В образовательной организации имеется библиотека методической и художественной литературы, репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал.

В целях качественной реализации программы, расширения границ информационного поля по всем направлениям деятельности детского сада в Учреждении имеются учебно-методические и дидактические материалы, информационные ресурсы, периодически оформляются тематические выставки и стенды.

Для совместной деятельности с детьми, педагогами и родителями имеется аудио и видеотехника, в большом количестве аудиокассеты и компакт диски (музыкальные записи, видеозаписи из опыта работы педагогов и родителей, фотоматериалы и др.).

3.2. Распорядок и режим дня

Примерный режим работы групп кратковременного пребывания детей «Пирамидка»

Время

Режимные моменты

Содержание образовательной деятельности

Первая подгруппа (дети от 1,5 до 3 лет)

11.00 –11.10

Утренний прием, фильтр детей, спокойные игры (присмотр и уход за детьми) и самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа с детьми, родителями, игровая деятельность

11.10 – 11.20

Чтение литературы, беседы, рассматривание объектов живой и не живой природы (подгрупповая или индивидуальная образовательная деятельность)

Ознакомление с окружающим, развитие познавательной деятельности

11.20 –11.35

Самостоятельная и совместная деятельность взрослого и ребенка, игры

Обучение, закрепление или

расширение знаний, умений и

навыков, игровая деятельность

11.35 –12.05

Подготовка, организация

непосредственно образовательной деятельности, НОД (образовательная деятельность)

Воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, обучение, закрепление или расширение знаний, умений и навыков

12.05 –12.20

Самостоятельная и совместная деятельность взрослого и ребенка, игры

Обучение, закрепление или

расширение знаний, умений и

навыков, игровая деятельность

12.20 –12.30

«До свидания!» - уход детей домой (присмотр и уход за детьми)

Присмотр и уход за детьми. Повышение педагогической

компетенции родителей

Вторая подгруппа (дети от 1,5 до 3 лет)

16.40 –16.50

Прием во второй половине дня, фильтр детей, спокойные игры (присмотр и уход за детьми) и самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа с детьми, родителями, игровая деятельность

16.50 – 17.00

Чтение литературы, беседы, рассматривание объектов живой и не живой природы (подгрупповая или индивидуальная образовательная деятельность)

Ознакомление с окружающим, развитие познавательной деятельности

17.00 –17.15

Самостоятельная и совместная деятельность взрослого и ребенка, игры

Обучение, закрепление или

расширение знаний, умений и

навыков, игровая деятельность

17.15 –17.45

Подготовка, организация

непосредственно образовательной деятельности, НОД (образовательная деятельность)

Воспитание культурно-гигиенических навыков, самостоятельности, обучение, закрепление или расширение знаний, умений и навыков

17.45 –18.00

Самостоятельная и совместная деятельность взрослого и ребенка, игры

Обучение, закрепление или

расширение знаний, умений и

навыков, игровая деятельность

18.00 –18.10

«До свидания!» - уход детей домой (присмотр и уход за детьми)

Присмотр и уход за детьми.

Повышение педагогической

компетенции родителей

 3.3. Примерный регламент непосредственно образовательной деятельности

группы кратковременного пребывания детей «Подрастай-ка»

Дни недели

Виды организованной деятельности

Время

Первая подгруппа

Вторая подгруппа

1

Понедельник

Познавательное развитие (Ознакомление с предметным окружением/ознакомление с миром природы)

11.35 -11.45

17.15-17.25

Физическое развитие (Физическая культура)

11.55 – 12.05

17.35-17.45

2

Вторник

Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

11.35 -11.45

17.15-17.25

Художественно-эстетическое развитие (Рисование)

11.55 – 12.05

17.35-17.45

3

Среда

Речевое развитие (Развитие речи)

11.35 -11.45

17.15-17.25

Физическое развитие (Физическая культура)

11.55 – 12.05

17.35-17.45

4

Четверг

Познавательное развитие (ФЭМП)

11.35 -11.45

17.15-17.25

Речевое развитие (Приобщение к художественной литературе)

11.55 – 12.05

17.35-17.45

5

Пятница

Художественно-эстетическое развитие (Музыкальная деятельность)

11.35 -11.45

17.15-17.25

Художественно-эстетическое развитие (Лепка)

11.55 – 12.05

17.35-17.45

Внимание! Настоящая программа является объектом права собственности и защищена Гражданским Кодексом Российской Федерации Законом «Об авторском праве и смежных правах» и другими нормативно-правовыми актами об интеллектуальной собственности.

Программа может быть использована для ознакомления и собственной практической работы в дошкольном учреждении. Использование информации допускается при условии сохранения всех знаков авторства!

Способы и методы защиты прав: 
Если произведение было использовано без согласия правообладателя (за исключением специально предусмотренных ГК РФ специальных исключений, то правообладатель может использовать для защиты своих исключительных прав все способы и методы, предоставленные гражданским, административным  и уголовным законодательством).

"Свидетельство о публикации в СМИ" Серия А № 0004486     

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 14176
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.