Дополнительная общеразвивающая программа «Озорные пальчики» для детей 3 – 4 лет |
вт., 25.07.2017 |
Автор-составитель:
Антипина Татьяна Александровна,
воспитатель
МАДОУ "Детский сад № 1" г.Тобольска
Пояснительная записка
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Цель:
Развитие у детей художественно-творческих способностей посредством нетрадиционных техник рисования.
Задачи:
-Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.
-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
- практические
- игровые
Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы
Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей 8 человек, время занятий 15 мин.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-проведение открытого мероприятия
-проведение мастер-класса среди педагогов
-проектная деятельность
Нетрадиционные художественные техники
-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.
-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.
-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку)
-Набрызг зубной щёткой: для этого метода нужно предварительно из картона сделать шаблоны – вырезаются различные фигуры. Затем их прикладывают к бумаге. Берется обычная зубная щетка, на которую наносится краска и любым предметом (можно использовать линейку) проводят по ворсу на себя. Краска будет напыляться на бумагу. После высыхания рисунок готов.
-Метод «Рисование тычком»: на кисть или карандаш закрепляют кусочек поролона. Окунают поролон в краску и путем тычка в лист бумаги оставляют на нем следы. В результате получается интересная точка с неровными краями («пушистая»). Приспособление держать нужно в руке вертикально относительно листа.
-Рисование на мокрой бумаге: мокрой губкой промокаают бумажный лист. Потом наносят на него краской рисунок. В итоге получается размытое изображение.
-Печать листьями: очень простой метод рисования, для которого необходимо иметь листья деревьев и растений разных видов, при этом лучше использовать опавшие листочки. Берется один лист и покрывается выбранным оттенком краски. Дальше его нужно прижать стороной с краской к бумаге, а сверху прикрыть чистым листом и придавить. После того, как бумага вместе с листиком будет снята, останется отпечаток. Так можно создать целую композицию, повторяя действие несколько раз с остальными листьями.
-Печать по трафарету: поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.
-Пластилинография: пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.
-Обрывная аппликация: отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.
Учебно-тематический план по платной образовательной услуге «Озорные пальчики» на 2016-2017 учебный год.
Месяц |
Тема занятия |
Техника |
Задачи |
Октябрь |
1.«Ветка рябины» |
рисование методом тычка поролоном. |
Познакомить с техникой рисования методом тычка поролоном. Учить равномерно наносить точки – ягоды, набирать на тычок краску. |
2. «Грибная полянка» |
оттиск печатками из картофеля |
Показать приём получения отпечатка. Развивать чувство композиции. |
|
3. «Осенние листья» |
отпечатки листьев |
Учить аккуратно наносить краску на листок и делать отпечаток, прижимая листком бумаги сверху. |
|
4. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек» |
техника рисования зубной щёткой |
Познакомить с техникой рисования зубной щёткой. Учить набирать краску на щётку и равномерно наносить на бумагу. |
|
Ноябрь |
1.«Рыжий котёнок» |
рисование губкой по трафарету |
Познакомить с печатью по трафарету. Учить аккуратно работать с красками. |
2. «Полосатые полотенца» |
рисование ватными палочками |
Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить украшать полоску узором из чередующихся точек. |
|
3. «Петушок»
|
рисование ладошками
|
Упражнять в технике печатания ладошкой. Учить смешивать разные краски прямо на ладошке. |
|
4. «Разноцветный ковёр» |
обрывная аппликация из фантиков |
Закреплять умение обрывать бумагу и аккуратно наклеивать. |
|
Декабрь |
1.«Белый снег пушистый» |
аппликация из ватных дисков |
Познакомить с техникой наклеивания ватных дисков на бумагу. Учить аккуратно пользоваться клеем. |
2. «Снежинка» |
рисование ватными палочками |
Закрепить навыки рисования ватными палочками. Учить ритмично наносить точки по рисунку. |
|
3. «Зайка беленький» |
рисование манкой |
Познакомить с техникой рисования манкой. Учить наносить клей на бумагу. |
|
4. «Огоньки на ёлочке» |
рисование методом тычка поролоном |
Совершенствовать навыки рисования методом тычка. Учить ритмично наносить точки. |
|
Январь |
1.«Морозные узоры» |
рисование на мокрой бумаге |
Познакомить с техникой рисования на мокрой бумаге. Развивать чувство композиции. |
2. «Снеговик» |
аппликация из мятой бумаги |
Познакомить с техникой скатывания, комканья бумаги. Закреплять навыки работы с клеем. |
|
3. «Красивое платье» |
обрывная аппликация |
Закреплять умение обрывать бумагу и наклеивать на шаблон. Развивать воображение. |
|
4. «Снег идёт» |
рисование ватными палочками |
Совершенствовать навыки рисования ватными палочками. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью. |
|
Февраль |
1.«Колобок катится по дорожке» |
трафарет, ватные палочки |
Совершенствовать навыки работы с трафаретом. Учить дорисовывать ватными палочками. |
2. «Узор на тарелочке» |
рисование ватными палочками |
Совершенствовать навыки рисования ватными палочками. Развивать воображение и творчество. |
|
3. «Мои рукавички» |
оттиск печатками из картофеля |
Совершенствовать умения детей в рисовании оттисками. |
|
4. «Подарок для папы» |
аппликация |
Учить равномерно наклеивать шаблоны, составлять узор. |
|
Март |
1.«Веточка мимозы» |
аппликация из салфеток |
Совершенствовать навыки обрывания комканья бумаги. Воспитывать аккуратность при работе с клеем. |
2. «Тюльпаны для мамы» |
рисование ладош-ками |
Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать до определённого образа. |
|
3. «Солнышко лучистое» |
рисование методом тычка сухой кистью |
Совершенствовать навыки рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. |
|
4. «Листочки распускаются» |
рисование ватными палочками |
Закрепить умение навыка рисования ватными палочками. Развивать воображение. |
|
Апрель |
1.«Звонкая капель» |
Рисование пальчиками, ватными палочками |
Учить рисовать снег пальчиками, дорисовывать капель ватными палочками. Воспитывать аккуратность. |
2. «Птички прилетели» |
аппликация |
Учить наклеивать готовые формы на рисунок. Развивать чувство композиции. |
|
3. «Черепашка» |
обрывная аппликация |
Совершенствовать навыки обрывания бумаги и наклеивания на шаблон. |
|
4. «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик» |
аппликация из салфеток |
Закреплять умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование. |
|
Май |
1.«Звёздное небо» |
набрызг зубной щёткой |
Познакомить с техникой набрызга зубной щёткой. Воспитывать аккуратность. |
2. «Божья коровка» |
пластилинография |
Совершенствовать навыки отрывания маленького кусочка пластилина от большого куска, скатывания в маленький шарик и наклеивания на шаблон методом расплющивания. |
|
3. «Бабочка красавица» |
рисование ватными палочками |
Совершенствовать навыки рисования ватными палочками, умение ритмично наносить узор. Развивать воображение. |
|
4. «Цветочная полянка» |
оттиск штампами |
Закреплять умение рисовать оттисками штампами. Развивать чувство композиции.
|
Литература
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий», 2007.
2. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).
4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. Мозаика-Синтез,2006.
5.Комарова Т.С. Комарова Т.С. Детское художественное творчество – М. Мозаика – Синтез, 2005
6.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования, М. ТЦ «Сфера», 2011
"Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004356
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf