Дополнительная общеразвивающая программа «Озорные пальчики» для детей 3 – 4 лет

  вт., 25.07.2017

Автор-составитель:

Антипина Татьяна Александровна,

воспитатель

МАДОУ "Детский сад № 1" г.Тобольска

 

Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе «Радуга красок » направлены  на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания.

Цель:

Развитие у детей художественно-творческих способностей  посредством нетрадиционных техник рисования.

Задачи:

  -Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов.

-Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

 Методы проведения занятия:

- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);

- наглядные

- практические

- игровые

Используемые методы позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Форма работы

    Программа предполагает проведение одного занятия в неделю, во вторую половину дня в рамках работы кружка изодеятельности. Общее количество занятий в год -32. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае). Возраст детей 3-4 года, количество детей 8 человек, время занятий 15 мин.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

-Проведение выставок детских работ

-проведение открытого мероприятия

-проведение мастер-класса среди педагогов

-проектная деятельность

Нетрадиционные художественные техники

-Рисование пальчиками: ребенок опускает в пальчиковую краску пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку или окрашивает её с помощью кисточки (с 5 лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается.

-Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

-Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

-Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

-Рисование манкой: ребенок рисует клеем по заранее нанесенному рисунку. Не давая клею засохнуть, насыпает на клей манку (по рисунку)

-Набрызг зубной щёткой: для этого метода нужно предварительно из картона сделать шаблоны – вырезаются различные фигуры. Затем их прикладывают к бумаге. Берется обычная зубная щетка, на которую наносится краска и любым предметом (можно использовать линейку) проводят по ворсу на себя. Краска будет напыляться на бумагу. После высыхания рисунок готов.

-Метод «Рисование тычком»: на кисть или карандаш закрепляют кусочек поролона. Окунают поролон в краску и путем тычка в лист бумаги оставляют на нем следы. В результате получается интересная точка с неровными краями («пушистая»). Приспособление держать нужно в руке вертикально относительно листа.

-Рисование на мокрой бумаге: мокрой губкой промокаают бумажный лист. Потом наносят на него краской рисунок. В итоге получается размытое изображение.

-Печать листьями: очень простой метод рисования, для которого необходимо иметь листья деревьев и растений разных видов, при этом лучше использовать опавшие листочки. Берется один лист и покрывается выбранным оттенком краски. Дальше его нужно прижать стороной с краской к бумаге, а сверху прикрыть чистым листом и придавить. После того, как бумага вместе с листиком будет снята, останется отпечаток. Так можно создать целую композицию, повторяя действие несколько раз с остальными листьями.

-Печать по трафарету: поролоновым тампоном при помощи штемпельной подушки с краской наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.

-Пластилинография: пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

-Обрывная аппликация: отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

Учебно-тематический план по платной образовательной услуге «Озорные пальчики» на 2016-2017 учебный год.

Месяц

Тема занятия

Техника

Задачи

 

Октябрь

1.«Ветка рябины»

рисование методом тычка поролоном.

Познакомить с техникой рисования методом тычка поролоном. Учить равномерно наносить точки – ягоды, набирать на тычок краску.

2. «Грибная полянка»

оттиск печатками из картофеля

Показать приём получения отпечатка. Развивать чувство композиции.

3. «Осенние листья»

отпечатки листьев

Учить аккуратно наносить краску на листок и делать отпечаток, прижимая листком бумаги сверху.

4. «Вот ёжик – ни головы, ни ножек»

техника рисования зубной щёткой

Познакомить с техникой рисования зубной щёткой. Учить набирать краску на щётку и равномерно наносить на бумагу.

 

Ноябрь

1.«Рыжий котёнок»

рисование губкой по трафарету

Познакомить с печатью по трафарету. Учить аккуратно работать с красками.

2. «Полосатые полотенца»

рисование ватными палочками

Познакомить с техникой рисования ватными палочками. Учить украшать полоску узором из чередующихся точек.

3. «Петушок»

 

 

 

рисование ладошками

 

 

 

Упражнять в технике печатания ладошкой. Учить смешивать разные краски прямо на ладошке.

4. «Разноцветный ковёр»

обрывная аппликация из фантиков

Закреплять умение обрывать бумагу и аккуратно наклеивать.

 

Декабрь

1.«Белый снег пушистый»

аппликация из ватных дисков

Познакомить с техникой наклеивания ватных дисков на бумагу. Учить аккуратно пользоваться клеем.

2. «Снежинка»

рисование ватными палочками

Закрепить навыки рисования ватными палочками. Учить ритмично наносить точки по рисунку.

3. «Зайка беленький»

рисование манкой

Познакомить с техникой рисования манкой. Учить наносить клей на бумагу.

4. «Огоньки на ёлочке»

рисование методом тычка поролоном

Совершенствовать навыки рисования методом тычка. Учить ритмично наносить точки.

 

Январь

1.«Морозные узоры»

рисование на мокрой бумаге

Познакомить с техникой рисования на мокрой бумаге. Развивать чувство композиции.

2. «Снеговик»

аппликация из мятой бумаги

Познакомить с техникой скатывания, комканья бумаги. Закреплять навыки работы с клеем.

3. «Красивое платье»

обрывная аппликация

Закреплять умение обрывать бумагу и наклеивать на шаблон. Развивать воображение.

4. «Снег идёт»

рисование ватными палочками

Совершенствовать навыки рисования ватными палочками. Воспитывать аккуратность при работе с гуашью.

 

Февраль

1.«Колобок катится по дорожке»

трафарет, ватные палочки

Совершенствовать навыки работы с трафаретом. Учить дорисовывать ватными палочками.

2. «Узор на тарелочке»

рисование ватными палочками

Совершенствовать навыки рисования ватными палочками. Развивать воображение и творчество.

3. «Мои рукавички»

оттиск печатками из картофеля

Совершенствовать умения детей в рисовании оттисками.

4. «Подарок для папы»

аппликация

Учить равномерно наклеивать шаблоны, составлять узор.

 

Март

1.«Веточка мимозы»

аппликация из салфеток

Совершенствовать навыки обрывания   комканья бумаги. Воспитывать аккуратность при работе с клеем.

2. «Тюльпаны для мамы»

рисование ладош-ками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать до определённого образа.

3. «Солнышко лучистое»

рисование методом тычка сухой кистью

Совершенствовать навыки рисования тычком полусухой жёсткой кистью. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги.

4. «Листочки распускаются»

рисование ватными палочками

Закрепить умение навыка рисования ватными палочками. Развивать воображение.

 

Апрель

1.«Звонкая капель»

Рисование пальчиками, ватными палочками

Учить рисовать снег пальчиками, дорисовывать капель  ватными палочками. Воспитывать аккуратность.

2. «Птички прилетели»

аппликация

Учить наклеивать готовые формы на рисунок. Развивать чувство композиции.

3. «Черепашка»

обрывная аппликация

Совершенствовать навыки обрывания бумаги и наклеивания на шаблон.

4. «Носит одуванчик жёлтый сарафанчик»

аппликация из салфеток

Закреплять умение сочетать в работе скатывание, комканье бумаги и рисование.

 

Май

1.«Звёздное небо»

набрызг зубной щёткой

Познакомить с техникой набрызга зубной щёткой. Воспитывать аккуратность.

2. «Божья коровка»

пластилинография

Совершенствовать навыки отрывания маленького кусочка пластилина от большого куска, скатывания в маленький шарик и наклеивания на шаблон методом расплющивания.

3. «Бабочка красавица»

рисование ватными палочками

Совершенствовать навыки рисования ватными палочками, умение ритмично наносить узор. Развивать воображение.

4. «Цветочная полянка»

оттиск штампами

Закреплять умение  рисовать оттисками штампами. Развивать чувство композиции.

 

Литература

1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М.: Издательство «Скрипторий», 2007.

2. Давыдова Г. Н. Пластинография для малышей. – ООО издательство «Скрипторий» 2003 г.

3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»).

4.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. Мозаика-Синтез,2006.

5.Комарова Т.С. Комарова Т.С. Детское художественное творчество – М. Мозаика – Синтез, 2005

6.Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования, М. ТЦ «Сфера», 2011

  "Свидетельство о публикации в СМИ": Серия А № 0004356

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 3493
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.