"Бабушкина кукла"

  пн., 05.11.2018

Автор: Малинина Анна

Руководитель работы:

Ахмерова Лариса Семеновна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад "Солнышко" , г. Новый Уренгой

     

Познавательно-исследовательский проект "Бабушкина кукла"

Аннотация

Вид проектной деятельности: познавательно-творческий

Название проектной деятельности:  «Бабушкина кукла»

Срок: краткосрочный (2 недели)

Цель:  узнать в какие куклы играла бабушка;

Задачи: - раскрыть роль народной куклы в жизни бабушки;

               - учиться изготовлять народную куклу;

               - узнать значение куклы берегини;

                -научить других детей в группе изготовлять куклу-берегиню;

Активизация словаря участника:

Активный: кукла, игрушка, веник;

Пассивный: лапти, подкова, изба;

Понятийный: оберег – предмет, оберегающий, защищающий человек от бед и несчастий;

История возникновения идеи:

В ходе  сюжетной игры в «Семью» я задала себе вопрос: «А какие куклы были у моей  бабушки?». При встрече с бабушкой, я   спросила  ее, и она  мне рассказала, что ей  маленькой,  куклы делали старшие сестры и мама. Когда она подросла, то научилась делать кукол сама. Мы с моей бабушкой рассмотрели старый семейный альбом,  где встретились фотографии маленькой бабушки с самодельными куклами.  Она поведала мне, какие они были мастерицы, и каких красивых кукол умели  делать и  куклы  были  не просто игрушками, а в первую очередь  оберегами - защитниками дома и семьи.

Для реализации проектной деятельности использовали модель трех вопросов.

Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это сделаем?

Что мы знаем? Мы знаем, какие куклы были у бабушки.

 Что мы хотим узнать? Как бабушка делала эти куклы. Способы изготовления.

Как мы это сделаем? Обратимся к бабушке за помощью.

Этапы проектной деятельности:

Предварительный

Практический

Заключительный

Всю работу над проектом условно можно разделить на следующие этапы:

 I этап. Предварительный − Составление и обсуждение с участником  проекта поэтапного плана работы. − Анализ проблемы: что уже есть и что надо сделать. − Создание банка идей и предложений. − Подбор методической, справочной энциклопедической и художественной литературы по теме проекта.

II этап. Практический. Совместная деятельность ребенка, родителей и педагога. – Индивидуальная образовательная деятельность по теме: «Как появилась кукла», «Игрушки наших бабушек», «Кукла - лучший друг». − Народные подвижные игры. − Чтение русских народных сказок, познавательной литературы. − Разучивание и исполнение народных песен.

III этап. Заключительный. Демонстрация самодельной куклы. Обучение других ребят изготовлению матерчатой куклы.  

    Таким образом, комплекс педагогических условий по приобщению детей к народной культуре, позволяет добиться положительных результатов в воспитании и развитии ребенка, помогает обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре. В перспективе нашего дошкольного учреждения: − продолжать обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений о «большом мире», готовит его к элементарному осмыслению некоторых основных понятий; умению анализировать результаты наблюдений и делать выводы; − включать в работу с детьми проекты на интересующие их темы с целью развития познавательного интереса и обогащения знаний; − разнообразить проектную деятельность, продолжать включать в работу проекты игровые, творческие, познавательные. Таким образом, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему дошкольного образовательного учреждения, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения помогает научиться работать в команде с родителями и сплочению педагогического коллектива.

Дополнительный материал:

Откуда появилась кукла на Руси?

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи.

Кукла сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённые функции.

Большинство кукол на Руси были оберегами. Они выполняются из природных материалов, которые приносятся из леса: дерево, лоза, трава, солома. И это не случайно, потому что лес – это среда обитания русского человека. Весьма значительную  часть кукол составляли обрядовые куклы. Конечно, обрядовые куклы нельзя считать детской игрушкой. Ведь традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. В деревнях объясняли это просто неумением красиво разрисовать лицо, да и красок таких не было. Но смысл намного глубже. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость. Это чудо: из нескольких тряпочек, без рук, без ног, без обозначенного лица передавался характер куклы. Кукла была многолика, она могла смеяться и плакать.

Наши предки жили довольно весело, их жизнь сопровождалась обрядами и праздниками, и в них всегда одна из ведущих ролей отводилась игровой кукле.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Потребность в общении четко выражалась в игрушке. Она была одним из тех веками проверенных средств, с помощью которого старшее поколение могло передать, а младшее принять, сохранить и передать дальше важную часть накопленного жизненного опыта.

Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить штаны, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Матерчатая кукла - простейшее изображение женской фигуры. Кусок тканины, свернутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной белой тряпицей лицо, груди из ровных, туго набитых шариков, волосяная коса с вплетенной в нее лентой и наряд из пестрых лоскутов. Становясь старше, девочки шили кукол более затейливых, а иногда обращались к мастерице, бабе, у которой эти куклы получались больно хороши, и она делала их на заказ.

Лицо вышивали или карандашом наводили, а в более ранних куклах - угольком. Обязательно приделывали косу и ленту в нее вплетали, если шили девку, а если бабу, так прическу по-настоящему разбирали. Наряжали красиво, фартук повяжут и поясок поверх рубахи.

Умение ребенка оценивали взрослые. Кукла рассматривалась как эталон рукоделия, часто на посиделки вместе с прялкой девочки-подростки брали повозку с куклами. По ним судили о мастерстве и вкусе их владелицы. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал бабам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды. Чаще всего свадьбы - особо впечатляющий, торжественный и красивый русский народный обряд. Во многих русских сказках встречаются и помогают героям волшебные куклы-помощницы.   

Разные на Руси были куклы, но у каждой имелось свое предназначение.

                   Сейчас, в наше время, люди снова возвращаются к оберегам, покупая современные игрушки-обереги. Верят в то, что эти обереги будут охранять и оберегать семью и дом. Некоторые мамы, у которых маленькие детки плохо спят, много плачут, делают своим детям  кукол – бессонниц. На свадьбу дарят молодым, сделанных своими руками, неразлучников.

 Аннотация

Таким образом, комплекс педагогических условий по приобщению детей к народной культуре, позволяет добиться положительных результатов в воспитании и развитии ребенка, помогает обогатить внутренний мир ребенка, сформировать систему знаний у детей и родителей об обычаях и традициях русского народа в использовании народной куклы, народных праздниках, играх, а также повысить интерес к русской национальной культуре. В перспективе нашего дошкольного учреждения: − продолжать обогащать сознание детей таким содержанием, которое способствует накоплению представлений о «большом мире», готовит его к элементарному осмыслению некоторых основных понятий; умению анализировать результаты наблюдений и делать выводы; − включать в работу с детьми проекты на интересующие их темы с целью развития познавательного интереса и обогащения знаний; − разнообразить проектную деятельность, продолжать включать в работу проекты игровые, творческие, познавательные. Таким образом, метод проектов основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Только действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности метода проектов способствует формированию самостоятельности, глубоко мотивированной, целесообразной познавательной деятельности у детей дошкольного возраста. Технология проектирования помогает развить творческие способности дошкольников, делает их активными участниками учебного и воспитательного процессов. Будучи включенной, в организованную систему дошкольного образовательного учреждения, она становится инструментом развития, саморазвития ребенка, его познавательных и творческих способностей. Использование метода проекта в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения помогает научиться работать в команде с родителями и сплочению педагогического коллектива.  

Список литературных источников :

  1. Берстенева Елена, Догаева Наталия «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками», Белый город, Санкт-петербург, 2010г.;
  2. Ирина Богданова “Сказка про куклу Зерновушку и волшебные игрушки”/ Сибирская Благозвонница, Москва, 2010г.;
  3. Дайн Галина, Дайн Мария. «Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технологии»- Культура и традиции, Линка-Пресс; Москва, 2008 г.;
  4. Е. Морозова «Кукла как образ человека» Д/В п 1-2009
  5. Москин Д., Яшкова Т. “Загадка народной куклы”.- Петрозаводск: Периодика, 2010.
  6. О.Н. Попова «Моя первая кукла» ФСРКП ПРОО «Дом Дружбы» г. Пермь
  7. Н Рыжова, Л. Логинова «Мини-музей в д/с» Линка-Пресс; Москва, 2008 г.
  8. Шайдурова Н.В. «Традиционная тряпичная кукла.

Учебно-методическое пособие» Санкт-Петербург:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011

  1. Л.С. Яковлева “Куклы на все времена”. Петрозаводск: Периодика, 2010.

Электронные (интернет) ресурсы

Тряпичные куклы: www.rukukla.ru

Тряпичные куклы: www.krupenichka.ru

Тряпичная народная кукла:www.kukla-dusha.net

Славянская кукла: www.slavakukla.ru

Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.

Русские обрядовые куклы:www.club.osinka.ru.

Ручная Работа:www.handmade.idvz.ru

 

Результат

Участие в городском этапе всероссийского конкурса  творческих проектов и исследовательских работ дошкольников «Я сам» и младших школьников «Я исследователь» - диплом призёра II степени.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 2359
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.