Проект: "Родной свой край люби и знай!"

  чт., 27.10.2016

Авторы:

Федоткина Галина Павловна, воспитатель

Плесовских Татьяна Викторовна, воспитатель

МАДОУ д/с №121 города Тюмени

Краткое описание проекта

По доминирующей в проекте деятельности: социальный, творческий, познавательный.
По числу участников проекта: групповой старшие дошкольники.
По времени проведения: долгосрочный ноябрь декабрь 2015г.
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Воспитатели:

Плесовских Татьяна Викторовна и Федоткина Галина Павловна, дети подготовительной группы «Ромашка»

Родители воспитанников.

Актуальность проекта

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
К. Паустовский

Родина, Отечество…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу, к малой Родине, играют огромную роль в становлении личности ребенка. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у детей такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.   И действительно, как не велика наша страна, человека связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце, с бабушками и дедушками жившими когда то на этой земле.

Цель проекта:

Формирование нравственных ценностей и любовь к малой Родине.

Задачи проекта:

  1. Обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию родного края;
  2. Прививать любовь и уважение к народной культуре Тюменского края;
  3. Расширить кругозор детей о жизни в исторической Тюмени: традиции, предметы быта, промыслы,
  4. Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности в городе.
  5. Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
  6. Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.

Направления проектной деятельности:

  • Информационный блок.
  • Технологический блок: Разработка конспектов занятий
  • Организационный блок: Создание предметно – развивающей среды

Методы проекта:

  1. Наблюдение,
  2. Познавательные и игровые образовательные деятельности,
  3. Беседы.
  4. Творческие работы

Необходимые условия реализации проекта:

  1. Интерес детей и родителей;
  2. Методические разработки,
  3. Интеграция со специалистами детского сада.

Обеспечение проектной деятельности:

Литература:

Примерная образовательная программа дошкольного образования «Мозаика»"Жемчужинка" Авторская программа Костиной Л.В., Горявиной С.В.

Ветохина А. Я. «Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов».
Газета «Тюменские известия»: Все ремесла мира

Газета «Сегодня» старинные ремесла: предпосылки к возрождению.

Интернет ресурсы

http://www.nashgorod.ru/news/news30258.html

http://w-siberia.ru/turto/area/tyumenregion/towntr/prom.htm

http://www.tyumen-city.ru/gorodtumeny/istoriigoroda/

http://www.protown.ru/russia/obl/history/history_441.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%FE%EC%E5%ED%FC

http://heraldicum.ru/russia/subjects/towns/tyumen.htm

http://go.mail.ru/search_images?q=%D0%A2%D1%8E%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C%20%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE&fr=web

http://www.tsereteli.ru/upload/iblock/0df/0df836d8b2012c0bbfb8f7287365c8af.jpg  картинка Тюменский ковер

http://www.blog.designsquish.com/images/uploads/siberian-rugs-3_thumb.jpg

картинка Тюменского ковра на фоне старого дома

https://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=e58ff9bf550b7f2da76531d3309f7386&n=33&h=215&w=304

картинка Тюменского ковра на стене

http://www.vsluh.ru/uploads/base_image/image/5443/04ea7a5d-9ede-45ff-87ab-aa3b823abef6.jpg

картинка мастериц

http://literra.websib.ru/borovikov/photo/018/t_28.jpg

картинка тюменского ковра (с головами лошадей)

http://ic.pics.livejournal.com/open_sib/52906411/7578/7578_600.jpg

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  1. Подбор исторической литературы,
  2. Подбор экспонатов народного творчества,
  3. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки),
  4. Подготовка изобразительного материала для продуктивной деятельности,
  5. Подборка дидактические игры,
  6. Выставки книг, рисунков, поделок, предметов быта и т.д.
  7. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты,

Предполагаемый результат проекта

  1. Итоговым результатом являются знания полученные детьми в результате реализации проекта, Учитывается активное участие детей в выставках, конкурсах, дискуссиях, других видах деятельности.
  2. Умение выражать собственное мнение, анализировать, живо реагировать на происходящее, оказывать посильную помощь.
  3. Освоение доступных знаний об истории родного края.
  4. Приобретение детьми дошкольного возраста навыков социального общения со взрослыми.

Продукт проекта:

Создание мини музея

Этапы проекта

1Подготовительный:

Определение темы проекта.
Формулировка цели и задач. Составление плана основного этапа проекта.
Опрос детей.

Предварительная работа: 

чтение произведений, рассматривание образцов узоров, дидактические  игры «Укрась ковер», «Дорисуй элемент узора», «Составь орнамент»,  «Одень куклу в национальный  костюм» , изготовление заготовок  для ковров,

Работа с родителями:

Родителям предлагалось: помочь со сбором предметов фотографий, тюменских народных промыслов для мини-музея;помочь детям разучивать стихи, читать произведения о тюменских мастерах и изделиях этих мастеров

2 Организационно-практический

Проведение цикла познавательных бесед на темы: “Город Тюмень – прошлое и настоящее», «Моя Родина – Тюменский край»,

Оформление альбома “Достопримечательности моего города”

Оформление дидактических игр по краеведению:
“Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Бабушкин сундучок», «Карта моего города», «Мой край родной», «Вот моя улица, вот мой дом родной», «Составь картинку», «Волшебные стрелочки», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Салон ремесел», «Найди вторую половинку Тюменского ковра»

Знакомство со стихами и песнями о Тюменском крае.

Чтение произведений Д.Родари «Какого цвета ремесла?», «Чем пахнут ремесла?»

Оформление уголка в старинных традициях, с использованием творческих работ и предметов быта.

Изготовление мини – музея «Дом моих предков»

3 Презентационное завершение проекта

НОД «Город Тюмень-моя малая Родина»

НОД “В гости к бабушке”

НОД «Человек не знающий прошлого, не знает ничего»

Выставка продуктов детской деятельности.

Оценка этапов реализации проекта детьми.

4 Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”

 ПРИЛОЖЕНИЕ

Конспект НОД «Город Тюмень-моя малая Родина»

Цель:

Формировать умение любить свой родной город, гордиться своей малой Родиной, в том числе её символами.

Воспитывать у детей патриотические чувства, гордость за место, где они живут, за свою малую Родину.

задачи

-Расширять и углублять знания об истории возникновения города Тюмень, его прошлом и настоящем, символике, названии улиц, о достопримечательностях, о людях.
-Развивать внимание, память, мышление, воображение, связную речь, кругозор.
-Воспитывать патриотические чувства к малой Родине; интерес к прошлому и настоящему города; уважение к жителям города; бережное отношение к строениям и памятникам;

- Формировать уважительное отношение к символике города Тюмень

Методы

Игровой, наглядный, словесный, слуховой, практический.

Приемы:

Погружение в игровую ситуацию, групповая работа, беседа, рассказ, чтение стихотворений, просмотр и обсуждение видео фильма.

Ход НОД:

Дети сидят на коврике вместе с воспитателем и смотрят фотографии города Тюмень по ноутбуку, которые были сделаны в качестве домашнего задания Матвеем и его мамой. Идет непринужденная беседа о любимых местах нашего города, где любят бывать дети. Вдруг раздается сигнал, и воспитатель обращает внимание ребят, на то, что пришло какое -то электронное письмо. Предлагает его прочитать вместе.

- Здравствуйте, ребята! Предлагаем вам принять участие в викторине «Хорошо ли я знаю свой город». Вам очень повезло. Вы живёте в очень красивом сибирском крае. Ачто вы знаете о своем городе и крае? Молодой он или очень древний? Что изображено на гербе вашего города? Какие улицы и достопримечательные места есть в вашем городе? Попробуйте узнать и всё нам рассказать. Успехов вам.

                                                                                                          Ученые историки.

Воспитатель: Давайте попробуем ответить на вопросы учёных. (Воспитатель ещё раз зачитывает вопросы учёных и ожидает ответы от детей).

-а куда мы можем обратиться, чтобы узнать ответы на эти вопросы

(рассуждения детей)

Планирование деятельности

Воспитатель-А. что если нам отправиться на выставку в музей «О нашем городе». Готовы?

-А вы знаете правила поведения в общественном месте? Давайте их ещё раз вспомним.

(Рассуждения детей: слушать внимательно, не перебивать, не разговаривать, не толкаться). Правила мы вспомнили, тогда можно отправляться. Дети двигаются по оформленным мизансценам в групповом помещении.

1 мизансцена: «Наш город на карте»

Воспитатель- Приглашаю вас пройти в 1 зал. Он называется: «Наш город на карте».

- Подойдём к карте Мира. Мы живём с вами в России. Она занимает самую большую территорию всей земли. Протянулась с Запада на Восток на многие тысячи километров. (Показать). Наш город очень маленький, и поэтому на карте Мира он не обозначен. Но примерное его место положения я могу показать.

- Сейчас подойдём к карте Тюменского края. Кто знает, где находится город Тюмень на этой карте? Покажите.

- Сейчас посмотрим на карту Тюменского района. Обратите внимание, через всю территорию района протекает река Тура.Вот на ней, и стоит наш город.

2 мизансцена: «Виды нашего города» фотовыставка

Переходим в следующий зал: «Виды нашего города» современные и исторические, задача детей сравнить здания, улицы, транспорт старинные и современные, попытаться узнать по фотографиям места нашего города и как они изменились к сегодняшнему дню.

Физминутка

Утром рано мы встаём, (поднять руки вверх и опустить через стороны)

Город видим за окном. (Показать руками на окно)

Он проснулся, он живёт, (руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Нас на улицу зовёт. (Ходьба на месте)

Дома бывают разные: Высокие и низкие, (поднять руки вверх и опустить)

Далёкие и близкие, (вытянуть руки и приблизить к себе)

Деревянные, панельные, кирпичные, (передвигать одной рукой как будто бы считаем)

Вроде бы обычные. (Развести руками)

Мы живём, мы растём
В нашем городе родном. (Постепенно подняться на носки с поднятыми руками и принять и. п.)

Для кого-то - небольшой, - 
(показать руками маленький предмет)

А для нас – огромный. (Поднять руки вверх и опустить через стороны)

Пусть растёт, 
Пусть цветёт (руки на поясе, пружинки в обе стороны)

Городок наш скромный. (Развести прямые руки в стороны)

3 мизансцена - символика

- Воспитатель

Приглашаю вас посетить следующий зал. Он называется - символика Тюменского края. Перед вами герб края.Рассмотрите его внимательно. 

 

(Далее воспитатель по порядку показывает изображения герба, просит детей их назвать, сам поясняет что изображено и объясняет значение того или иного изображения).

- Герб - это не только маленькая информация о городе и районе - это то, чем город гордится. Итак, чем жители нашего города гордятся?

-Флаг Тюменской области обозначает единство территории области, на которой расположены три равноправных субъекта Федерации. Белый снег флага – символ чистоты; синий цвет – красоты и величия; зелёный цвет - надежды, радости и изобилия; красный -храбрости и мужества. Для нас, сибиряков, эти цвета ещё ассоциируются с белыми снегами, синими реками и озёрами, с бескрайними зелёными лесами.

4 мизансцена-ремесла нашего края детям предлагается рассмотреть ремесленные изделия, которыми славиться наша область: ковры, валенки, посуда, косторезные сувениры, рушники, лоскутные одеяла.

Воспитатель:

-Ребята, мы с вами начали собирать мини музей в нашей группе из работ тюменских ремесленников, чего у нас еще не хватает?

Дети:

-ковра

Воспитатель:

-А напишу ка я своей бабушке письмо и попрошу ее прислать нам посылку с таким ковром. Я когда была летом у нее в гостях видела именно такой.

5 мизансцена Видеозал

Воспитатель

-А сейчас, я приглашаю вас в видеосалон. Вы посмотрите красивый фильм с видами нашего города и послушаете замечательную песню о нашем городе.

(Демонстрируется видео-фильм «Тюменский край»

Воспитатель

- Какие уголки нашего города вы увидели в фильме?

Рефлексия

1) - Что сегодня нового вы узнали о родном городе? Что понравилось на нашей выставке? 

2) - Помогите мне составить рассказ о нашем городе. Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.

Мы живём в городе ... Тюмень
Жителей города зовут ... Тюменцы
Наш город молодой. Ему лет ... 430 лет
Наш город расположен на берегу реки ... Тура
В городе есть  улицы ... Ленина, Республики, Широтная и т.д…..
Наш детский сад находится на улице ... Шишкова
В городе есть... театры, парки, больницы, школы, заводы и т.д.
На улицах города растут: липы, тополя ...
У города Тюмени есть свой символ ... герб и флаг.
Синий цвет на гербе символизирует ... красоту и величие
Мы очень любим свой родной город, за…..
Самостоятельная деятельность

 «Художники» нашего города прислали по почте каждому из вас вот такую раскраску - герб нашего района. Вы постарайтесь и раскрасьте его правильно и красиво.

 

Ручной труд «Тюменский ковер»

Коллективная работа

Цель:Познакомить  с тюменским ковром, его историей, особенностями

Создание картины «Тюменского ковра»   в качестве подарка.
Задачи:

Развивающие: 

Развивать мелкую моторику, зрительное и тактильное восприятие

Развивать наблюдательность, творческую способность и эстетическое восприятие окружающего.

Формировать  познавательные интересы детей к труду народных мастеров.

Обучающие:

Учить выполнять ковер из коротких цветных нитей, насыпая их на смазанные клеем силуэты растительных (цветы, листья) элементов узора,  в последнюю очередь наклеивать черные короткие нити на фон.

Формировать у детей навык работы с ножницами по правилам безопасности

Воспитательные:

Воспитывать внимание, терпение, аккуратность, трудолюбие.

Воспитывать интерес к составлению узора по мотивам народных орнаментов.

 Воспитывать умение радоваться результатам.

Материалы и инструменты:                            
• Силуэты листьев, цветов;
• Лист ватмана
• Ножницы простые;
• Кусочки нарезанных нитей (черные, зелёные, красные) в разных розетках;
• Клей ПВА:
• Кисточки;

Зрительный ряд:

Тюменский ковер, фото слайды различных тюменских ковров. Скачать: фото-слайды к занятию.rar (2.3 МБ)

Словарная работа:ветхий, экспонат.

Ход НОД

 

I. Вводная часть

 Приветствие «Привет, всем, у кого косички»

У кого есть сёстры, кто сегодня ел конфету, кто сегодня не хотел идти в садик, и тем кто торопился в сад, у кого светлые волосы и т. д.

(Дети вместо ответа «Да», «У меня», «Я» и т.п.  говорят «Привет»).

II. Основная часть

Стук  в дверь.Почтальон приносит посылку и уточняет адрес у детей

Почтальон: Ребята пришла посылку для детей из группы «Ромашка».

Дети: это мы, это для нас.

Почтальон: Сейчас проверим – назовите  полный адрес.

Дети: Г. Тюмень, ул. Шишкова 82/а,  гр. «Ромашка»

Почтальон передает посылку и уходит

Воспитатель: ребята кто-то из вас ждал посылку? Если ждали то от кого?

Дети: (рассуждения детей– Кому и от кого может прийти посылка).

Воспитатель:Интересно, а что же внутри посылки.

Ребята может нам её открыть и посмотреть, что внутри?

Дети: (рассуждение детей о безопасности. Во время рассуждений приходим к  тому, что мы её не нашли, а нам её доставил почтальон.  Согласие детей на открытие).

Воспитатель с детьми, удивляясь, обнаруживают  в посылке ковер.  Достают из посылки ковер

Дети сразу узнают, что это «ТЮМЕНСКИЙ  КОВЕР» (сотканный тюменскими мастерами)

Дети разложили  ковер и рассматривают, сравнивая его с групповым ковром.

Воспитатель:ребята давайте сравним два этих ковра? По размеру

Дети:(рассуждение детей - тот, что прислали меньше размером нашего ковра в группе),

Воспитатель: по мягкости

Дети: (рассуждение детей - наш с мягким, большим ворсом сверху и  с твердой и прочной основой снизу, ковер из посылки с маленьким ворсом, но мягкий и практически одинаковый с двух сторон),

Воспитатель: по цвету

Дети: (рассуждение детей - у нашего бежевый фон и коричневые треугольники разного размера, а у ковра из посылки на черном фоне ярко-красные, алые  цветы  в центре и каймой по краю)

Воспитатель: наш ковер новый, а тот который из посылки ковер - ветхий

(т.е. старый, состарившийся).

 После того как ковры сравнили.

Воспитатель: интересно ребята, кто  прислал нам ковер?

Дети: (рассуждения детей – от кого можно ждать Тюменский ковер).На дне посылки дети  находят письмо.

ПИСЬМО

От: Бабушки Маши из деревни Березовка

Кому: Внучке Галине

Здравствуй дорогая внученька,

в последний свой приезд ко мне, ты рассказывала, что вы с ребятами   собираете, в своей группе, мини музей предметов ТЮМЕНСКИХ РЕМЕСЕЛ. Какие у вас уже имеютсяИ я, подумав, решила отправить для вашего музея ковер моей мамы. Она сама его ткала, когда работала  на ковровой  фабрике, которая находилась в вашем городе Тюмени.

Если ковер займет достойное место в вашем  мини- музее,

я буду очень рада.

С любовью твоя бабушка.

Воспитатель: теперь понятно от кого эта посылка.Ребята, прежде чем пополнить музей новым экспонатом, вам интересно было бы  узнать  историю Тюменских ковров?

Дети: (ответы детей)

Воспитатель:-

(картинка1) Такие ковры делали мастерицы  в нашей Тюменской области, поэтому ковры и называются ТЮМЕНСКИЕ.

(картинка 2)Давно, когда еще не было ваших бабушек и дедушек, такие ковры не умели делать в нашем крае, но люди приезжали из других районов и привезли с собой  умение ткать ковры.

(картинка3) Сначала такие ковры ткали для красоты, украшали стены дома, клали на  сундуки.

(картинка4)В те далекие времена все ездили на лошадях,

(картинка 5) в зимнее время накрывали лошадь ковром и стелили в сани. А позже стали ткать ковры на продажу. Самый первый ковер был выткан в селе Каменское, которое находиться недалеко от Тюмени.

(картинка 6)А позже появились целые ковровые фабрики в городах Тюмени, Ишиме, Тобольске. Раньше девочек  начинали учить изготавливать ковры, когда им исполнилось семь лет.

(картинка 7)В основе  узора на тюменских коврахбыли   белые лебеди или лошадиные головы в венках из цветов.

(картинка8)Многие мастерицы в середине ковра изображалицветы (розы, маки) чаще ярко-красных цветов, и  зеленые листья на черном фоне.

(картинка9)Черный фон ковра символизирует плодородную землю и то изобилие, которое она дарит людям. Яркие букеты напоминают о красках благодатного лета. Также сочетание черного и красного цвета на ковре символизировало могущество и богатство.

(картинка 10) Посмотрите внимательно фото, такой же ковер прислала нам бабушка для музея.

Вы, наверное, устали сидеть, можно и  размяться.

Физминутка «Алые цветы».

Мы работали, устали.
Дружно на ковёр все встали.
Ручками похлопали - 1. 2. 3.
Ножками потопали - 1. 2. 3.
 Встали, сели.
Друг друга не задели.
Мы немножко отдохнём,
И  думать дальше начнём.

Воспитатель:Ребята, как же нам отблагодарить мою бабушку за новый экспонат - Тюменский ковер, для нашего мини - музея?

Дети: (рассуждение детей).

 В результате рассуждений дети приходят к единому мнению изготовить подобный ковер  в подарокв технике аппликация нитками.

Дети объединяются в три подгруппы путем деления в игровой форме «Найди сестер каждой ниточке»

1подгруппа – обводит силуэты цветов и листьев, измельчают резаные нитки в«пух»

    

2 подгруппа – мажет клеем обведенные силуэты,

3 подгруппа – выкладывает «пух» на силуэты смазанные клеем.

В ходе работы  подгруппы  меняются по условному сигналу (звон колокольчика)

Перед работой вспоминаем технику безопасности при работе  с ножницами

Воспитатель:Ребята мы с вами  будем работать с ножницами. Кто может нам всем напомнить технику безопасности

Дети:

1.    Хранить ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал другой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.

Воспитатель объясняет детям последовательность работы: обвести шаблон цветка  и листьев на ватман.  Приступить к нарезанию ниток в «пух». Здесь нужно набраться терпения, процесс трудоёмкий и требует физических усилий кистей рук. Чем мельче будут нарезаны нитки, тем аккуратней будет выглядеть работа.

Клеим поочерёдно: первыми будем клеить прожилки  у мака (розовым цветом)согласно орнаменту ковра,предварительно намазав это место клеем. На основу из картона равномерно нанести клей и приклеить нитки.

Затем клеим маки  и окантовку по краю ковра (красным цветом).

Незабываем и про листочки (зеленым цветом). Нанести на листок клей ПВА, Затем распределив его по всей поверхности листочка начать наносить на клей нитки зелёного цвета.

Воспитатель: Какая кропотливая работа, устали наши глазки, ручки  и спинки.

Предлагаю сделать зарядку.

Физминутка

А теперь, ребята, встали.
Быстро руки вверх подняли,

 В стороны,
Вперёд, назад.
Повернулись влево, вправо,
Тихо сели…
Вновь за дело.  ( выполняем 2 раза)

В последнюю очередь заполняем фон нитями – «Пухом» черного цвета. (Дети продолжают  работать, звучит тихая музыка).

После завершения работы, дети наводят порядок на своих рабочих местах.

Воспитатель:теперь, ребята, полюбуйтесь, какой красивые, оригинальный  ковер  у вас получился, как настоящий.

Тюменскийковер

Сказочное чудо на стене:
Яркие, огромные цветы
Праздничной, особой красоты

На чудесном сотканном ковре

Как вы думаете, бабушка будет рада получить нашу картину

 «Тюменского ковра»  в подарок?

Дети: (рассуждение детей).

Дети оставляют ковер для того, что бы клей подсох.

III. Заключительный этап

 Рефлексия занятия

В конце занятия дети с воспитателем  помещают присланный бабушкой ковер в свой мини-музей под названием: «Народное творчество тюменского региона» Закрепляя и уточняя слово экспонат,  ветхий.

Воспитатель: Кто помнит, как называют этот ковер

Дети:(ответы детей) «Тюменский»

Воспитатель: Почему его называют «Тюменский»

Дети:(ответы детей) Его ткали в нашем городе Тюмени

Воспитатель: Где использовали ковры

Дети: (ответы детей – для украшения дома, для укрывания зимой лошадей)

Воспитатель:Кого и с какого возраста привлекали ткать ковры

Дети: девочек с 7 лет

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:Вы у меня настоящие мастера. Я не ожидала, что мы справимся так быстро, а самое главное  качественно.

Дети:

Воспитатель: теперь можно и поиграть в знакомую нам игру «Иголка, нитка и узелок»

П.игра «Иголка, нитка и узелок»

Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг

Человек не знающий своего прошлого, не знает ничего

 

Цель: Приобщение детей к истокам культуры Тюменского края.

Возраст:детиподготовительной группы.

Задачи:

социально коммуникативное развитие

-воспитывать доброжелательность и навыки сотрудничества, умение работать в коллективе,

-формирование основ безопасного поведения

Познавательное развитие

-прививать любовь и уважение к  народным традициям,

-расширить кругозор детей о жизни в исторической Тюмени: традиции, предметы быта,

Художественно эстетическое развитие

-дать первичные навыки ткачества

Речевое развитие

-обогащение активного словаря

Физическое развитие

-развитие мелкой моторики рук

Ход НОД:

Коммуникативная часть

Дети подготовительной группы сидят на коврике и смотрят у себя в группе электронный альбом с фотографиями о городе Тюмени, фотографии современны и старые. Черно белые. На последней фотографии старенькая бабушка за работой, вышивает рушник.

В о с п и т а т е л ь.

-ребята, мы с вами сейчас смотрели фотографии о чем они, почему дни фотографии цветные, а другие черно белые

(рассуждения детей – о том что у нашего города есть история, то что было давно и современная жизнь и те кто жил раньше это наши прабабушки)

Интересно было бы побывать в прошлом и посмотреть, как прабабушки и прадедушки жили в нашем крае. Знаете, как я себе это представляю.

Осень, на дворе ребятишки набегаются по лужам, прибегут домой голодные, а бабушка им воду вчайнике электрическом быстро согреет в микроволновке пиццу пожарит? малиновое варенье откроет!

(дети провоцируются на правильный ответ, что раньше микроволновок не было, и еду готовили в печи)

Да согласна, что-то я напутала.

-А вот еще мне представляется,сядет бабушка моя у телевизора, включит свой любимый сериал, и сидит, вышивает на швейной машинке. Заплатки на штаны внучатам пришивает.

(нет раньше не былошвейных машинок, и все делали руками ткали, вышивали и заплатки приделывали)

-Да, вы правы, такого на быть не могло.

-Но все-таки мне бы так хотелось посмотреть, как люди жили раньше, какие песни пели, что делать умели. ?

-А где можно найти ответы на эти вопросы?

(рассуждения детей… в книгах, в интернете, спросить у взрослых и.т.д.)

-У меня идея, давайте отправимся в путешествие в прошлое?

-Только на чем мы могли бы отправиться в путь?

(рассуждения детейна самолете.Машине времени….)

- Я вспомнила, у меня есть волшебные часы, которые подарила мне бабушка, да та самая, фотографию которой вы видели.

-Чтобы отправиться в прошлое, нам необходимо повернуть стрелки часов, но я забыла, в какую сторону необходимо их повернуть – вперед или назад. Вы мне поможете вспомнить?

(рассуждения детей ….  Назад, в обратную сторону, потому, что мы отправляемся назад в прошлое нашей истории.)

Назначается хранитель времени, ребенок, который будет поворачивать стрелки часов назад.

-А еще бабушка дала мне волшебный купол, он нам поможет перенестись во времени.

-А как мы узнаем, что мы попали в прошлое, какие предметы нам помогут это понять?

(если дети затрудняются помочь им наводящими вопросами

звук гармошки, необычная одежда, изба и .т.д. рассуждения детей)

Дети вместе с воспитателем натягивают купол, прячутся под ним с установкой, о том, что мы сейчас представим себе, что перемещаемся в пространстве и времени?

Хранитель времени, под куполом переводит стрелки часов назад.

Звучит космическая музыка.

Когда дети выходят из под купола, они слышат, как в дали играет гармонь.

- ребята, интересно мы уже в прошлом?

 (рассуждения детей да, мы в прошлом- звук гармони)

-Ребята пойдемте туда откуда слышна музыка.

Дети складывают часы и купол в корзинку и идут на звук гармони.

Детей встречает Туменка одетая в старинный костюм с гармошкой в руках.

-Здравствуйте красны девицы и добры молодцы?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что с ними поздоровались необычно, и назвали как -то странно «красны девицы» и «добры молодцы». А мы сейчас не так здороваемся.

Дети поясняют, что они прилетели из будущего, из города Тюмень из детского сада 121, чтобы посмотреть, как люди жили раньше на в старой Тюмени, что делать умели.  

Туменка в сарафане и гармонью -это вам надобно пройти к Дуняше, пойдем те я а провожу вас. А петь то вы умеете? И предлагает детям песню «На горе то калина»

Воспитатель

- А мы тоже такую песню знаем, оказывается есть песни которые пели и раньше и сейчас их поют.

Так с песнями,дети доходят до дверей «Избы Дуняши»-прабабушка в молодости.

В о с п и т а т е л ь.

-Ну вот и добрались,ребята, вы знаете как надо вести себя в гостях?

(рассуждения детей)

-Только, что же нам делать? Как подать Дуняше сигнал, что мы пришли?

Девушка с гармошкой, которая провожала детей

-А у нас  принято, придя в гости громко песни петь, хозяюшка вас услышит и выйдет.

Воспитатель

- а у нас ребята, как сообщают отом, что пришли в гости?

Дети

звонок звоним или по телефону предупреждаем.

Воспитатель

-раз раньше так было так принято давайте песню громко споем

Дети поют песнюлюбую, которая придет им на ум.

Д у н я ш а,Галина Павловна открывает ворота

- Милости просим, добры молодцы и девицы красные.

-проходите в избу.

Воспитатель

-Ребята,слышите, как странно Дуняшадом свой называет ИЗБА, а мы называем дом или квартира.

Дуняша

-А когда в дом входили всегда говорили «Хлеб да соль.»

Воспитатель

-ребята, как вы думаете почему нас с хлебом и солью встречают?

(рассуждения детей)

В о с п и т а т е л ь.

- Дуняша, ребятам очень интересно, как жили раньше в нашем крае, ты нам покажешь?

Д у н я ш а

-Проходите, проходите, как живем мы посмотрите.

Дети проходят в избу рассматривают старинные предметы, в процессе рассматривания проводится аналогия старых предметов с современными.

  

Дуняша

-а вот печка Русская и тепло дает, и кормит нас

Воспитатель

- ребята а мы сейчас на чем пищу готовим?

Дети

-На плите

Дуняша обращает внимание детей на чугунок

Дети проводят аналогию с кастрюлей

 Рассматривают ухват, Дуняша предлагает детям подержать ухват и поднять ухватив чугунок. Дуняша говорит о том, что сильным надо быть, чтобы чугунок поднять, да еще и с кашей. А ручка у чугунка не грязная, а от огня в печи почерневшая, палка у ухвата длинная, далеко в печь ее хозяйка чугунок ставит, чтобы от жара печи каша вкусней была.

Дуняша

-вот мой сундук, в нем я храню свои наряды

Воспитатель

- ребята, а мы где храним свои вещи?

 Дети

-в шкафу

Воспитатель замечают полотенчико на котором выносила Дуняша хлеб

. - какоекрасивое Дуняша у тебя полотенце, в магазине купила?

Дуняша

-Это не полотенце, а Рушник, раньше магазинов в Тюмени не было, все сами ткали и вшивали?

Воспитатель

-вот бы и нам научиться вышивать такую красоту? Дуняша ты нас научишь?

Дуняша

-конечно научу, но прежде давайте на пары разделимся, чтобы удобнее работать было.

Дети делятся на пары и одновременно играют в игру

Разделиться по цвету, по форме, по предмету.

Творческая часть

Дети рассаживаются за огромный вытянутый стол ипреступают к вышивке рушника на ткацких станочках.Ткацкие станки делаются из прочного картона, нанизанных ниток.

Звучит народная музыка, дети работают.

Дуняша обращает внимание детей на то, что иголочки острые, не уколите пальчики.

Поработав немного Дуняша предлагает детям сделать гимнастику для очей-глаз.

Воспитатель опять обращает внимание детей на то, что глаза Дуняша назвала необычным словом ОЧИ

В процессе работы проводится рефлексия

Воспитатель

-Ох и хорошо у тебя Дуняша, так бы и остались у тебя жить

Дуняша

-Оставайтесь, будите жить у меня в ИЗБЕ или как там у вас теперь называется?

-В доме или квартире поправляют Дуняшу дети.

- Я вам кашу буду варить в чугунке или как там у вас называется

 Дети помогают Дуняше

- в кастрюле.

- а рушников наткем много и хранить их все будем в сундуках

-шкафы тактеперь называется.

 Так дети подводят итог.

Воспитатель

- Ребят давайте поблагодарим Дуняшу, нам пора домой возвращаться. А можно мы Дуняша заберем с собой работы, детям покажем и мам и пап научим.

Дуняша

-берите не жалко. А еще я вам в дорогу гостинцев дам. До свидания деточки.

Воспитатель

-слышите опять необычное слово Дуняша сказала ГОСТИНЦЫ

Дети-

-Это значит подарки

Дети слышат звон бубенцов.

-Воспитатель приглашает детей пойти на этот звук, дети уходят, прощаясь с Дуняшей. Затем опять переводят часы уже вперед, и под волшебным куполом возвращаются «домой».

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Вилена Владимировна 27.10.2016 16:36 #
Очень сильный проект! Спасибо!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 8143
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.