Проект "Животные и птицы наших лесов" |
вт., 26.01.2016 |
Автор: Балтабаева Гулшира Ерсаиновна, воспитатель МБОУ НШ - ДС № 76 города Тюмени |
Проект «Животные и птицы наших лесов»
Возрастная группа - подготовительная к школе
Вид проекта: информационно-познавательный, творческий
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель – дефектолог (тифлопедагог).
Сроки реализации: 2 недели
- Актуальность: Живая природа – это удивительный, сложный и многогранный мир. От людей во многом зависит многообразие и численность животного мира. Первые представления об окружающем мире, в том числе и о животных организмах, человек получает уже в детстве. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В своей работе с детьми подготовительной группы мы использовали метод проектной деятельности с целью развития у них интереса к изучению природы, так как этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах наших лесов, им было интересно узнать, а готовятся ли животные к зиме, куда улетают птицы на зиму, что происходит с деревьями.
- Проблема: Проведя беседу с детьми, выяснилось, что дети не имеют в достаточной степени представления об образе жизни, повадках, питании, жилищах диких животных и птицах наших лесов.
- Мотивация: Желание детей, познакомиться с образом жизни животных и птиц наших лесов, желание родителей поучаствовать в проектной деятельности группы.
- Цель проекта: Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
- Задачи проекта:
1) Расширять и систематизировать знания детей о диких животных и птицах лесов Тюменской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
2) Продолжать работу по обогащению природоведческого словаря детей за счет употребления имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
3) Совершенствовать умение составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их.
4) Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на заданную тему
5) Воспитывать желание оказывать помощь животным. Закреплять умение правильно вести себя в природе.
6) Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности (аппликация, рисование, лепка) через использование нетрадиционных техник изображения животных и птиц, леса (печать губкой, оттиск, природные материалы, копировальная бумага, рисунок зубной щеткой и др.)
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный этап.
- Выявление уровня представлений детей о диких животных и птицах лесов Тюменской области, их образе жизни, питании, жилищах, об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
- Постановка цели и задач проекта. Разработка плана реализации проекта.
- Составление конспектов образовательной деятельности с детьми, подбор материалов для работы с родителями.
2. Основной этап
Взаимодействие с детьми
Дидактические игры: «Узнай по описанию», «Назови кто, чем питается», «Чей хвост», «Что лишнее», «Зимуют-улетают», «Сложи картинку», «Что сначала, что потом», «Угадай и назови»
Решение экологических задач:«Кто где живёт?», «Что перепутано?», «Что случится, если исчезнут зайцы?»
Экологические игры: «Рассели животных по домам», «Какое животное я загадала?».
Настольные игры: «Зоологическое лото», «Разрезные картинки».
Выразительное чтение и разучивание стихов о животных.
Чтение художественной литературы:
В.В. Бианки «Кто чем поет?», «Лесные разведчики», «Первая охота», «Кто как зимует?»; Бажов П. «Серебряное копытце»; Е.Чарушин. «Лесной котенок», «Тюпа и Томка»; Скребицкий Г. «Следопыты»; Толстой А.Н. «Сорочьи сказки»; М. Пришвин «Лисичкин хлеб», «Золотой луг», «Рассказы о животных малышам» др.
Энциклопедия «Животные России»
Продуктивная деятельность:
- рисование птиц различными изобразительными материалами, с использованием различных техник, с помощью копировальной бумаги и т.п.,
- оттиски листочками «Осень в лес пришла, а за осенью – зима»;
- коллективная работа «Лес – дом многоэтажный»;
- изображение животных (аппликация нитками, рисунок жесткой кистью, отпечаток губкой с помощью трафарета)
Работа с тактильной книгой для слепых и слабовидящих детей «Красная книга Тюменской области»
Взаимодействие с родителями
- Изготовление кормушек для птиц.
- Помощь детям в оформлении книжки – малышки по сказке, придуманной ребенком.
- Подбор материала и оформление странички для книги «Редкие животные Тюменской области» с информацией о каком- либо животном или птице
3. Заключительный этап
- Составление книги «Редкие животные Тюменской области»
- Оформление библиотеки книжек – малышек «Сказки о животных»
- Участие в организации и проведении праздника Осени (постановка экологической сказки)
Итог проекта:
Проблема и поставленные задачи успешно реализованы: дети расширили представления о диких животных и птицах лесов Тюменской области, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме в лесу; освоили некоторые нетрадиционные техники в художественном творчестве; повысили уровень умения составлять описательные рассказы о животных, птицах, природе, содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их, а также умения сочинять короткие сказки на заданную тему.
Литература
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2014.
- Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
- Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду»/ М.: Просвещение, 1989.- 232с.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: пособие для руководителей и практических работников ДОУ/Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Дагода, М.Б. Зуйкова.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: АРКТИ, 2004
- Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2006
- Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2005
- Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенов Г.М. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду: Программа и конспекты занятий. Спб. : Издательство «Союз», 2003.
- Тимофеева Л.Л., Уман А.И. Комплексные развивающие занятия в подготовительной группе ДОУ. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
Электронные ресурсы:
- http://nsportal.ru
- http://dohcolonoc.ru
- http://pedportal.net
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf