Познавательный проект «Край родной, как ты прекрасен!» |
вс., 17.01.2016 |
Авторы:
Клишкина Надежда Борисовна,
Игнатова Татьяна Александровна,
воспитатели МАДОУ д/с №186 города Тюмени
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: групповой, исследовательски-творческий.
Предмет исследования: традиции и промыслы Тюменского края, как одного из самого богатого и красивого края нашей большой родины России.
Продолжительность проектной деятельности: средней продолжительности.
Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Актуальность:Дети - это наше будущее, а значит, и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить нашу страну. Но маленьким детям непонятны понятия «страна», «патриотизм», «Родина». Начинать воспитание любви к своей Родине надо с малого. Любви к своему городу, краю. Показать ребенку красоту родного края, его богатство, познакомить с историей, традициями и культурой – задача не такая уж сложная.
Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи и народным промыслам нашего города.
Формирование элементарных представлений воспитанников о малой родине – городе Тюмени, о жизни и быте русского народа, его традициях, народных промыслах.
Цель во взаимодействии с семьями воспитанников: создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, привлечь их к воспитанию у детей чувства любви к своему родному краю.
Задачи:воспитывать у детей любовь к родному краю,сформировать у детей начальные представления о родном крае, развивать патриотические чувства у детей, расширять кругозор детей и словарный запас.
Предполагаемый результат:
-формирование элементарных представлений воспитанников о малой родине – городе Тюмени, о жизни и быте русского народа, его традициях, народных промыслах, активизация словарного запаса, накопление эмоционально позитивного опыта;
-осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;
-развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
-совершенствование развивающей среды в группе;
- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.
Формы реализации проекта:
С воспитанниками:
-беседа;
-рассказы детей о Тюмени с опорой на фотографии;
-рассматривание фотоальбомов, книг и буклетов о Тюмени и народных тюменских промыслах; рассматривание предметов старинной утвари, одежды, обуви;
-просмотр презентаций и видеофильмов;
-слушание песен о родном городе, русских народных песен;
-чтение русских народных потешек, закличек, сказок; стихов о родном городе;
-народные подвижные игры;
-театрализованные и сюжетные игры;
-продуктивная деятельность;
-образовательная деятельность.
С семьями воспитанников:
-творческие задания «История моего города», «Любимые места родного города», «Природа родного края» (выбор и изучение темы по желанию и интересам детей и родителей);
-изготовление макетов «Русская изба»);
-оформление выставки рисунков на тему: «Край родной, как ты прекрасен!»
-оформление мини музея «Старинная тюменская изба»;
-праздник «Тюменская ярмарка».
Этапы проекта:
1-й этап. Подготовительный.
Постановка цели и задач.
Изучение методической и энциклопедической литературы.
Посещение Центра народных ремесел, знакомство с историей народных промыслов.
Разработка проекта.
1.Составление плана деятельности.
2.Подбор пособий для работы с детьми.
3.Подбор художественной и познавательной литературы.
4.Изготовление пособий и атрибутов.
5.Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций для родителей.
2-й этап. Внедрение проекта.
Для реализации проекта была создана специальная развивающая среда. Был оформлен уголок «Старинная тюменская изба»: печь и посуда, расписанные по мотивам урало-сибирской росписи; предметы старинной утвари; одежды, обуви, игрушек (травница, оберег).Были подготовлены презентации «Тюменская домовая резьба», «Тюменский ковер», «Обычаи и традиции русского народа», видеофильм «Заповедники Тюменской области».
Центр познания: карта Тюменской области, символика Тюмени и Тюменской области, фотоальбомы «Природа родного края», «История Тюмени», «Народные промыслы Тюмени», «Тюменский ковер», иллюстрации и фотографии по теме Тюмень, куклы в национальной одежде.
Литературный уголок: стихи о Тюмени, русские народные сказки, потешки, картотека пальчиковых игр.
Уголок художественного творчества: посуда, расписанная урало-сибирской росписью; образец фрагмента тюменского ковра (ковровышивка); иллюстрации предметов, расписанных урало-сибирской росписью, мотивы тюменского ковра, украшения для дома, выполненные берестяным плетением. Для самостоятельной деятельности детей подготавливаются кусочки шерстяных нитей разных цветов, трафареты узорных окон для печатания, цветы и листья из бумаги для выкладывания узоров, раскраски «Куклы в народных костюмах», «Посуда».
Театральный уголок: ложковыйтеатр, перчаточные куклы-скоморохи.
Центр двигательной активности: маски (филин, гуси, голубь, ворона, сорока, ласточка, сова, волк, куропатка, олени); шнур, мячи-мякиши, вожжи, платочки разных цветов.
На основном этапе была организована работа по разработанной модели проектной деятельности по 5 образовательным областям.
Познавательное развитие:
-НОД «Богатство природы родного края»
-НОД «Русская изба резьбой красна»
-НОД «В гостях у бабушки Маланьюшки»
-Цикл наблюдений «Изучаем жизнь родной природы» («Деревья на нашем участке», «Птичья столовая», «Птицы на нашем участке»)
-Беседы: «Достопримечательности Тюмени»; «История родного города»; «Ремесла и промыслы родного края»; «Природа родного края».
-Дидактические игры (Приложение «Дидактические игры»)
-Индивидуальные творческие задания (темы на выбор:«История родного края»; «Любимые места Тюмени»; «Русская изба»; «Промыслы родного края»).
Речевое развитие:
-Загадывание загадок о старинной утвари, одежде и обуви; о животных и птицах Тюменской области.
-Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.
-Чтение и заучивание стихотворений о Тюмени и родном крае.
Стихи:
1. «Моя Тюмень» (Белов)
2. «Моя Тюмень – моя земля…» (Сучилова Анна)
3. «Тюмень» (Лучия)
4. «А по берегам Туры…» (Неизвестный автор)
5. «Тюменская нефть» (В.С.Высоцкий 1972г.)
6. «На карте точка малая – Тюмень…» (Грицаченко Галина Александровна)
7. «Ода моему городу» (Людмила Лаптева)
8. «О Тюмени» (Стихи-тексты О.Федоров)
9. «Первый город русский возведён в Сибири…» (Посвящение Тюменской области).
-Чтение произведений: В. Степанов «Что мы Родиной зовем?»;
-Пальчиковая гимнастика «Мы по городу идем» (В.Орлова), «Строим дом», «У Маланьи, у старушки»
Художественно-эстетическое развитие:
-Совместная деятельность воспитателя и ребенка: «Старинная посуда»(лепка с натуры); «Кукла-травница» (поделка из ткани и лекарственных трав), куклы-оберега (поделка из соломы);«Тюменский ковер» (аппликация в технике «обрывания бумаги»); «Тюменский ковер» (рисование в нетрадиционной технике «тычком»; «Сказочные окна» (пластилинография); «Тюменские узоры» (выкладывание узоров из цветов и листьев).
-Прослушивание музыкальных композиций:
Песни:
- «По берегам Туры» (перевод, lyrics , слова)
- «Тюмень, моя Тюмень, Сибирская земля!» (неизвестный исполнитель)
- «Ставенки узорные, тонкая резьба» - «Русская изба» (музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского)
- «Молодая Тюмень» (музыка Ю. Игнатов, слова С. Марковская)
- «Моя Тюмень» (музыка В.Шубина, слова З.Каменевой)
- «Песня о Тюмени» (неизвестный автор)
- «Тюменский вальс» (неизвестный автор)
- «Дорогая моя Тюмень» (неизвестный автор)
-Рассматривание картин Г.Райшева«Береза на покосе», «Душа осины», «Сосна на песке».
-Изготовление макета «Русская изба» (совместно с родителями)
-Выставка поделок из природного материала «Сказочные звери»
-Праздник с участием родителей «Тюменская ярмарка»
Социально-коммуникативное развитие:
-Сюжетно-ролевая игра «Приглашаем в гости»(Помочь детям организовать обыгрывание ситуаций, требующих применения знаний о предметах старинной утвари, образе жизни людей.Активизировать словарь, развивать диалогическую форму речи).
-Игра-ситуация «Путешествие в лес» (Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.Учить различать и называть деревья, различать следы зверей).
-Театрализованные игры по мотивам народных сказок «Коза-дереза», «Бычок-смоляной бочок».
-Игра-драматизация «Куколки-милашки» с использованием ложкового театра.
Физическое развитие:
- Народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Филин и пташки», «Почта», «Пчелы и ласточки», «Гуси», «Волк», «Куропатки и охотники», «Рыбаки и рыбки», «Полярная сова и евражки», «Волк и олени». (Приложение «Народные подвижные игры»).
3-й этап. Результат проекта.
- У детей сформированы элементарные представления о малой Родине (дети знают название города, страны; птиц, животных и растения родного края; предметы старины (посуду, одежду, обувь); знакомы с образом жизни русского народа).
-Работа по проекту помогла развить у детей художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках.
-У детей развивались исследовательские умения. Важное значение для реализации этой задачи в проекте имели творческие задания, которые выполняли дети совместно с родителями. Родители вместе с детьми выбирали интересную для них тему, изучали ее, и результатом этой работы становились фоторепортажи, картотеки загадок, дидактические игры, которые дети представляли в группе.
-Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
Продуктами проекта стали:
-Выставка рисунков на тему «Люблю тебя, моя Тюмень» (дети совместно с родителями).
-Выставка макетов «Русская изба» (дети совместно с родителями).
-Выставка детских работ «Город мастеров».
-Фотоальбомы «Природа родного края», «История Тюмени», «Народные промыслы Тюмени», «Тюменский ковер», иллюстрации и фотографии по теме Тюмень.
-Папка-передвижка «Памятные места Тюмени» (творческое задание совместно с родителями).
-Фоторепортаж «Самый красивый город» (творческое задание совместно с родителями)
-Мини-доклад «Как Тюмень родилась» (творческое задание совместно с родителями)
-Мини доклад «Его именем названа моя улица» (творческое задание совместно с родителями).
-Выставка народных кукол «Куклы из старины».
-Посуда, расписанная по мотивам урало-сибирской росписи (выполнено родителями).
-Мини-музей «Старинная Тюменская изба» (подготовлено совместно с родителями)
-Картотека народных подвижных игр.
-Картотека дидактических игр.
-Сделана презентация «Тюменский ковер»
-Сделана подборка презентаций о Тюменском крае: «Достопримечательности Тюмени», «Тюмень 19 века», «Обычаи и традиции Русского народа», «Заповедники и заказники Тюменской области», «Красная книга Тюменской области»
Литература:
- Афанасьев А.Ф. «Домовая резьба» ; издательство «Белый город», 2007г. – Промыслы и ремесла, 680с.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение,1991г.
- Ветохина А. Я., Дмитренко З. С. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Детство – Пресс. 2013г.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
- Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»; Просвещение, 1986г.,79с.
- Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду»; издательство «Сфера» 2009г,96с.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982г.
- Хороводы, инсценировки: Методическое пособие (сост. Доломанова Н. Н.) - 112 с. Подвижные игры с песнями в детском саду: М:ТЦ Сфера .
- Шайхтдинова Н.Х. «Деревянная резьба в Тюмени» Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство,1984г
- Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения, М.: Айрис-пресс, 2008г.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Нигматуллина Айгуль | 21.01.2016 22:57 | # | ||
очень интересный и познательный проект. Вы и дети большие Молодцы! |
Юлия | 09.02.2016 00:23 | # | ||
хорошо всё изложено)))молодцы! |