Познавательный проект «Край родной, как ты прекрасен!»

  вс., 17.01.2016

Авторы:

Клишкина Надежда Борисовна,

Игнатова Татьяна Александровна,

воспитатели МАДОУ д/с №186 города Тюмени

Тип проекта: познавательный

Вид проекта: групповой, исследовательски-творческий.

Предмет исследования: традиции и промыслы Тюменского края, как одного из самого богатого и  красивого края нашей большой родины России.

Продолжительность проектной деятельности: средней продолжительности.

Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа)

Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.

Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность:Дети  - это наше будущее, а значит, и будущее нашей страны. Каждый из нас должен любить нашу страну. Но маленьким детям непонятны понятия «страна», «патриотизм», «Родина». Начинать воспитание любви к своей Родине надо с малого. Любви к своему городу, краю. Показать ребенку красоту родного края, его богатство, познакомить с историей, традициями и культурой – задача не такая уж сложная.

Цель: Изучение быта русского народа, развитие интереса к прошлому, к истокам и обычаям русской семьи и народным  промыслам нашего города.

Формирование элементарных представлений воспитанников о малой родине – городе Тюмени, о жизни и быте русского народа, его традициях, народных промыслах.

Цель во взаимодействии с семьями воспитанников: создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, привлечь их к воспитанию у детей чувства любви к своему родному краю.

Задачи:воспитывать у детей любовь к родному краю,сформировать у детей начальные представления о родном крае, развивать патриотические чувства у детей, расширять кругозор детей и словарный запас.

Предполагаемый результат:

-формирование элементарных представлений воспитанников о малой родине – городе Тюмени, о жизни и быте русского народа, его традициях, народных промыслах, активизация словарного запаса, накопление эмоционально позитивного опыта;

 -осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

-развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

-совершенствование развивающей среды в группе;

- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом.

Формы реализации проекта:

С воспитанниками:

-беседа;

-рассказы детей о Тюмени с опорой на фотографии;

-рассматривание фотоальбомов, книг и буклетов о Тюмени и народных тюменских промыслах; рассматривание предметов старинной утвари, одежды, обуви;

-просмотр презентаций и видеофильмов;

-слушание песен о родном городе, русских народных песен;

-чтение русских народных потешек, закличек, сказок; стихов о родном городе;

-народные подвижные игры;

-театрализованные и сюжетные игры;

-продуктивная деятельность;

-образовательная деятельность.

С семьями воспитанников:

-творческие задания «История моего города», «Любимые места родного города», «Природа родного края» (выбор и изучение темы по желанию и интересам детей и родителей);

-изготовление макетов «Русская изба»);

-оформление выставки рисунков на тему: «Край родной, как ты прекрасен!»

-оформление мини музея «Старинная тюменская изба»;

-праздник «Тюменская ярмарка».

Этапы проекта:

1-й этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач.

Изучение методической и энциклопедической литературы.

Посещение Центра народных ремесел, знакомство с историей народных промыслов.

Разработка проекта.

1.Составление плана деятельности.

2.Подбор пособий для работы с детьми.

3.Подбор художественной и познавательной литературы.

4.Изготовление пособий и атрибутов.

5.Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций для родителей.

2-й этап. Внедрение проекта.

Для реализации проекта была создана специальная развивающая среда. Был оформлен уголок «Старинная тюменская изба»: печь и посуда, расписанные по мотивам урало-сибирской росписи;  предметы старинной утвари;  одежды, обуви, игрушек (травница, оберег).Были подготовлены презентации «Тюменская домовая резьба», «Тюменский ковер», «Обычаи и традиции русского народа», видеофильм «Заповедники Тюменской области».

 

Центр познания: карта Тюменской области, символика Тюмени и Тюменской области, фотоальбомы «Природа родного края», «История Тюмени», «Народные промыслы Тюмени», «Тюменский ковер», иллюстрации  и фотографии по теме Тюмень, куклы в национальной одежде.

Литературный уголок: стихи о Тюмени, русские народные сказки, потешки, картотека пальчиковых игр.

Уголок художественного творчества: посуда, расписанная урало-сибирской росписью; образец фрагмента тюменского ковра (ковровышивка); иллюстрации предметов, расписанных урало-сибирской росписью, мотивы тюменского ковра, украшения для дома, выполненные берестяным плетением. Для самостоятельной деятельности детей подготавливаются кусочки шерстяных нитей разных цветов, трафареты узорных окон для печатания, цветы и листья из бумаги для выкладывания узоров, раскраски «Куклы в народных костюмах», «Посуда».

Театральный уголок: ложковыйтеатр, перчаточные куклы-скоморохи.

Центр двигательной активности: маски (филин, гуси, голубь, ворона, сорока, ласточка, сова, волк, куропатка, олени); шнур, мячи-мякиши, вожжи, платочки разных цветов.

На основном этапе была организована работа по разработанной модели проектной деятельности по 5 образовательным областям.

Познавательное развитие:

-НОД «Богатство природы родного края»

-НОД «Русская изба резьбой красна»

-НОД «В гостях у бабушки Маланьюшки»

-Цикл наблюдений «Изучаем жизнь родной природы» («Деревья на нашем участке», «Птичья столовая», «Птицы на нашем участке»)

-Беседы: «Достопримечательности Тюмени»; «История родного города»; «Ремесла и промыслы родного края»; «Природа родного края».

-Дидактические игры (Приложение «Дидактические игры»)

-Индивидуальные творческие задания (темы на выбор:«История родного края»; «Любимые места Тюмени»; «Русская изба»; «Промыслы родного края»).

Речевое развитие:

-Загадывание загадок о старинной утвари, одежде и обуви; о животных и птицах Тюменской области.

-Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками.

-Чтение и заучивание стихотворений о Тюмени и родном крае.

Стихи:

1. «Моя Тюмень»  (Белов)

2. «Моя Тюмень – моя земля…»  (Сучилова Анна)

3. «Тюмень»  (Лучия)

4. «А по берегам Туры…»  (Неизвестный автор)

5.  «Тюменская нефть»   (В.С.Высоцкий 1972г.)

6. «На карте точка малая – Тюмень…»  (Грицаченко Галина Александровна)

7. «Ода моему городу»  (Людмила Лаптева)

8.  «О Тюмени»  (Стихи-тексты О.Федоров)

9. «Первый город русский возведён в Сибири…» (Посвящение Тюменской области).

-Чтение произведений: В. Степанов «Что мы Родиной зовем?»;

-Пальчиковая гимнастика «Мы по городу идем» (В.Орлова), «Строим дом», «У Маланьи, у старушки»

Художественно-эстетическое развитие:

-Совместная деятельность воспитателя и ребенка: «Старинная посуда»(лепка с натуры); «Кукла-травница» (поделка из ткани и лекарственных трав), куклы-оберега (поделка из соломы);«Тюменский ковер» (аппликация в технике «обрывания бумаги»); «Тюменский ковер» (рисование в нетрадиционной технике «тычком»; «Сказочные окна» (пластилинография); «Тюменские узоры» (выкладывание узоров из цветов и листьев).

-Прослушивание музыкальных композиций:

Песни:

  1. «По берегам Туры»  (перевод, lyrics , слова)
  2. «Тюмень, моя Тюмень, Сибирская земля!» (неизвестный исполнитель)
  3. «Ставенки узорные, тонкая резьба» - «Русская изба» (музыка Евгения Птичкина, слова Михаила Пляцковского)
  4. «Молодая Тюмень»  (музыка Ю. Игнатов, слова С. Марковская)
  5. «Моя Тюмень» (музыка В.Шубина, слова З.Каменевой)
  6. «Песня о Тюмени» (неизвестный автор)
  7. «Тюменский вальс» (неизвестный автор)
  8. «Дорогая моя Тюмень» (неизвестный автор)

-Рассматривание картин Г.Райшева«Береза на покосе», «Душа осины», «Сосна на песке».

-Изготовление макета «Русская изба» (совместно с родителями)

-Выставка поделок из природного материала «Сказочные звери»

-Праздник с участием родителей «Тюменская ярмарка»

Социально-коммуникативное развитие:

-Сюжетно-ролевая игра «Приглашаем в гости»(Помочь детям организовать обыгрывание ситуаций, требующих применения знаний о предметах старинной утвари, образе жизни людей.Активизировать словарь, развивать диалогическую форму речи).

-Игра-ситуация «Путешествие в лес» (Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.Учить различать и называть деревья, различать следы зверей).

-Театрализованные игры по мотивам народных сказок «Коза-дереза», «Бычок-смоляной бочок».

-Игра-драматизация «Куколки-милашки» с использованием ложкового театра.

Физическое развитие:

- Народные подвижные игры: «Гуси-лебеди», «Обыкновенные жмурки», «Филин и пташки», «Почта», «Пчелы и ласточки», «Гуси», «Волк», «Куропатки и охотники», «Рыбаки и рыбки», «Полярная сова и евражки», «Волк и олени». (Приложение «Народные подвижные игры»).

3-й этап. Результат проекта.

- У детей сформированы элементарные представления о малой Родине (дети знают название города, страны; птиц, животных и растения родного края; предметы старины (посуду, одежду, обувь); знакомы с образом жизни русского народа).

-Работа по проекту помогла развить у детей художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках.

-У детей развивались исследовательские умения. Важное значение для реализации этой задачи в проекте имели творческие задания, которые выполняли дети совместно с родителями. Родители вместе с детьми выбирали интересную для них тему, изучали ее, и результатом этой работы становились фоторепортажи, картотеки загадок, дидактические игры, которые дети представляли в группе.

-Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

Продуктами проекта стали:

-Выставка рисунков на тему «Люблю тебя, моя Тюмень» (дети совместно с родителями).

-Выставка макетов «Русская изба» (дети совместно с родителями).

-Выставка детских работ «Город мастеров».

-Фотоальбомы «Природа родного края», «История Тюмени», «Народные промыслы Тюмени», «Тюменский ковер», иллюстрации  и фотографии по теме Тюмень.

-Папка-передвижка «Памятные места Тюмени» (творческое задание совместно с родителями).

-Фоторепортаж «Самый красивый город» (творческое задание совместно с родителями)

-Мини-доклад «Как Тюмень родилась» (творческое задание совместно с родителями)

-Мини доклад «Его именем названа моя улица» (творческое задание совместно с родителями).

-Выставка народных кукол «Куклы из старины».

-Посуда, расписанная по мотивам урало-сибирской росписи (выполнено родителями).

-Мини-музей «Старинная Тюменская изба» (подготовлено совместно с родителями)

-Картотека народных подвижных игр.

-Картотека дидактических игр.

-Сделана презентация «Тюменский ковер»

-Сделана подборка презентаций о Тюменском крае:  «Достопримечательности Тюмени», «Тюмень 19 века», «Обычаи и традиции Русского народа», «Заповедники и заказники Тюменской области», «Красная книга Тюменской области»

Литература:

  1. Афанасьев А.Ф. «Домовая резьба» ; издательство «Белый город», 2007г. – Промыслы и ремесла, 680с.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду М. Просвещение,1991г.
  3. Ветохина А. Я., Дмитренко З. С.  «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»  Детство – Пресс. 2013г.
  4. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  5. Литвинова М.Ф. «Русские народные подвижные игры»; Просвещение, 1986г.,79с.
  6. Лялина Л.А. «Народные игры в детском саду»; издательство «Сфера» 2009г,96с.
  7. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  8. Сорокина А.И.  Дидактические игры в детском саду М.Просвещение.1982г.
  9. Хороводы, инсценировки: Методическое пособие (сост. Доломанова Н. Н.) - 112 с. Подвижные игры с песнями в детском саду: М:ТЦ Сфера .
  10. Шайхтдинова Н.Х. «Деревянная резьба в Тюмени» Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство,1984г
  11. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения, М.: Айрис-пресс, 2008г.

 

 

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 2
Нигматуллина Айгуль 21.01.2016 22:57 #
очень интересный и познательный проект. Вы и дети большие Молодцы!
Юлия 09.02.2016 00:23 #
хорошо всё изложено)))молодцы!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 12005
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.