«Его величество время»

  пт., 16.10.2015

Автор:

Анна Владимировна Сапунова,

учитель-логопед МАДОУ № 8 "Огонек"

г. Сургута

Информационная карта проекта

Название проекта: «Его величество время»

(формирование временных представлений детей старшего дошкольного возраста).

Авторы проекта: учитель-логопед Сапунова А.В., воспитатели старшей логопедической группы «Семицветик» Анисимова О.И.; Кордюк Н.Е.

Вид проекта: информационно-исследовательский, практико-ориентированный.

Цель проекта: систематизировать и обобщить знания детей о временных отношениях (сегодня, вчера, завтра, части суток, дни недели, месяц).

Задачи проекта:

1.Научить определять время с помощью частей суток, дней недели, месяцев, терминов «сегодня, вчера, завтра»;

2. Развивать интерес к математике, представление о времени, навыки использования в речи слов, обозначающие временные категории, поисковую деятельность;

3. Воспитывать желание «беречь» время.

Длительность проекта: 7 месяцев

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, учитель-логопед, родители.

Форма проведения: через интеграцию образовательных областей : коммуникация, чтение художественной литературы, здоровье, социализация, труд, безопасность, музыка, художественное творчество.

Ожидаемые результаты: на основе систематизации и обобщения знаний дети научатся ориентироваться во временных отношениях (части суток, дни недели, месяц), научатся отражать абстрактные понятия о времени в конкретных действиях. Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время. Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности.

В дошкольном возрасте дети еще не соотносят временные ощущения с объективным течением времени, однако идет постоянный процесс накопления знаний о предметах и явлениях окружающего мира, организованных во времени (сезоны года, освоение таких понятий, как «сегодня», «завтра», «вчера», «сначала», «потом» и т.п.). Этому способствует развитие речи, мышления, осознание своей собственной жизни.

Основными причинами несформированности временных представлений, как отмечают исследователи, являются: объективные – время не имеет наглядных средств, а ребенок мыслит образами; субъективность восприятие времени самой природой.

К субъективным причинам следует отнести недостаточный жизненный опыт ребенка, особенности его мышления, а также недооценку времени окружающими взрослыми.

В старшей группе работа начинается с уточнения понятий, которые сформировались в предыдущей группе. Особое внимание уделяется обучению различать части суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением  солнца. Путем наблюдений и сравнений детям объясняются понятия «небесный свод», «закат», «горизонт», дается возможность убедиться, что солнце на протяжении дня движется по небесному своду. Днем по сравнению с утром и вечером солнце поднимается выше горизонта, и тени от предметов становятся короткими. Период суток, когда солнце высоко на небе и дети играют на участке, называют «полдень», это середина дня. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет» и объясняют, почему об этих периодах суток говорят: «смеркается», «рассветает».

В старшей группе детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки.

При усвоении детьми понятия «сутки» используется ряд приемов: показ картин, вопросы, игры и др.

Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени.

Основная методика по ознакомлению с днями недели начинается с беседы.

Слово «день» дети раньше использовали для названия частей суток. Необходимо объяснить им другое значение этого слова.

Последовательность обучения:

  1. Учим названия дней недели по порядку, связывая со своей    деятельностью;
  2. Ежедневно называем , какой день недели сегодня, был вчера, будет завтра;
  3. После изучения порядкового счета связывают дни недели с порядковым номером.

Ежедневно на специальном календаре выставляют символ дня недели. Для этого используют полоски разного цвета.

Необходимо систематическое ознакомление детей с календарем в детском саду. Оно облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.

С помощью календаря определяется и время наступления праздников, вызывающих повышенный интерес у детей. Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времени года, с которым связаны сезонные изменения.

С временами года детей можно знакомить с помощью карточек, картинок и дидактических игр. Для старшего возраста можно использовать карточки модели.

Таким образом, знакомство детей с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности, где знание одних интервалов времени, возможность их определения и измерения служили бы основанием для ознакомления со следующими и раскрывали детям существенные характеристики времени: его текучесть, непрерывность, необратимость.

Актуальность проекта для группы. Практика работы показывает, что формирование временных представлений у детей - одна из трудных задач раздела ФЭМП. Этот вопрос недостаточно глубоко описан в методической литературе, нет четкого представления алгоритма работы с детьми по решению этой задачи. Этот вопрос очень важен при подготовке детей к школе. Формирование временных представлений является частью математической подготовки дошкольников, а также ознакомления с окружающим. У детей дошкольного возраста при отсутствия систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев носит чисто формальный характер, не связано с формированием основных понятий о длительности, емкости мер времени, о текучести, необратимости, о его смене и периодичности.

Этапы проекта:

I этап - диагностика уровня усвоения представления о времени;

II этап - комплекс развивающих мероприятий по формированию     

временных представлений у детей старшего дошкольного возраста;

III этап - анализ результатов исследования.

На первом этапе исследования использовалась диагностика уровня усвоения представления о времени у детей старшей группы. Была использована диагностика по методике Е.И.Щербаковой.

Диагностика Е.И.Щербаковой по определению уровня представления о времени у детей старшего дошкольного возраста.

Вопросы к детям:

  1. Что делаешь утром? Днем? Вечером? Ночью?
  2. Назови дни недели.
  3. Какое сейчас время года? Какое было, будет?
  4. Когда бывает новый год?
  5. Когда день твоего рождения?
  6. Какое занятие у вас сегодня было? А завтра?
  7. Что длиннее день или ночь? Утро или вечер?
  8. Назови месяцы зимы.

За полный и правильный ответ – 2 балла

За неверный ответ – 1 балл

За отсутствие ответа – 0 баллов

Уровень сформированности временных представлений детей.

         Достаточный уровень:

- знать и называть дни недели по порядку;

- понимать, из каких частей состоят сутки: утро, день, вечер, ночь;

- с помощью плоскостных и объемных моделей понимать непрерывность и необратимость времени;

- формировать знания о соотношениях единиц времени: неделя содержит семь дней, месяц четыре недели, год двенадцать месяцев и т.д.

Показатели:

- называть части суток, дни недели;

-применять знания в самостоятельной деятельности.

Высокий уровень:

- осознанно использовать в своей речи слова: вчера, сегодня, завтра;

- знать дни недели, времена года по порядку;

- уметь пользоваться моделями времени;

- понимать объективность, непрерывность (продолжительность) необратимость времени: после зимы всегда наступает весна, а после ночи утро;

- ориентироваться во времени.

Показатели:

- высокий уровень - 15-20 баллов;

- средний уровень – 8-16 баллов;

- низкий уровень – 0-9 баллов

Показатели уровня усвоения представления о времени на I этапе

                                                                                                       Таблица №1

п /п

Фамилия, имя ребенка

Балы

Уровень

1

А.Р.

5

низкий

2

Г.Т.

11

средний

3

З.С.

9

низкий

4

И.С.

7

низкий

5

К.А.

14

средний

6

М.А.

12

средний

7

М.П.

10

средний

8

Р.А.

10

средний

9

С.Р.

10

средний

10

Т.М.

14

средний

 Показатели уровня в процентном отношении

                                                                                                      Таблица №2

Уровень

%

Количество детей

Высокий

-

-

Средний

70

7

Низкий

30

3

 В результате диагностики уровня усвоения представления о времени выявилось, что в группе преобладает средний уровень.

С целью повышения уровня  усвоения представления о времени был разработан комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений, которые решались через интеграцию образовательных областей.

При реализации образовательной области «Здоровье» в ходе проекта обеспечивалась оптимальная двигательная активность в течение дня, использовались подвижные, спортивные, народные игры, подобранные в соответствии с сезоном: «Лови, бросай, дни недели называй»; «Чья неделька быстрее соберется»; «Бывает - не бывает»; «Что за ним»; «Год, постройся»; «День и ночь»; «Вчера, сегодня, завтра»; «Утром, днем, вечером и ночью». Расширялись представления детей о роли солнечного света, воздуха и воды в жизни человека и их влиянии на здоровье. Дети узнали о влиянии на здоровье активного отдыха на природе. В процессе проекта дети осознали всю важность умения планировать свою деятельность в режиме дня, научились соблюдать режим дня, что является важным показателем реализации образовательной области «Здоровье».

При реализации образовательной области «Социализация» дети осознали, как планируется  режим дня в семье в связи с сезонными изменениями в природе.

Включая в тематику сюжетно-ролевых игр знания о сезонных изменениях в природе, деятельности людей в зависимости от времени года («Семья», «Путешественники», «Ателье», «Строители», «Школа»),  дети учились устанавливать правила игры , распределять роли, доводить игру до логического конца.

Дети знакомились со временем и его свойствами через обыгрывание различных ситуаций, наблюдения и экспериментирования. Огромную роль в развитии у детей временных представлений играют дидактические игры: «Разложи по порядку», «Когда это бывает?»; «Кто когда спит?», «Домик дней», «Кто в какое время суток работает?», «Времена года», «Когда это бывает?», «Собери часы».

Реализуя образовательную область «Труд», дети закрепляли умения самостоятельно наводить порядок на участке детского сада в соответствии с сезонными явлениями в природе и жизни людей (уборка опавших листьев, очистка участка от снега, уборка мусора летом, украшение участка к Новому году). В ходе этой работы у детей воспитывалось трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе. В ходе проекта родители и дети заготавливали природный материал осенью и создавали поделки из природного материала.

При реализации образовательной области «Коммуникация», в ходе решения задач этой образовательной области проводились беседы на темы: «О частях суток», «О последовательности частей суток», «О днях недели». Беседы на тему: «О длительности разных отрезков времени» я проводила с детьми для понимания ими логики временных отношений и самих событий, которые дети наблюдают или о которых рассказывают.

Для того, чтобы уточнить знания детей о том, какие конкретно изменения происходят в природе в каждом сезоне, использовались тематические картинки с изображением природных явлений.

Большое значение в формировании у детей чувства времени играют схематические изображения. Со зрительной опорой на схемы у детей формируются понятия временных представлений.

Проводили комплекс упражнений на ориентировку во времени. Основная цель упражнений: обучение математике в дошкольный период детства для знакомства с единицами времени, с принципами целесообразности, т.е. в соответствии с жизненной ситуацией, с теми явлениями, с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Эти упражнения распределены по блокам:

- «Время и его измерение: год, сезоны»;

- «Измерение времени в календаре»;

- «Измерение времени: сутки, неделя».

При реализации образовательной области «Чтение художественной литературы» : читали сказки и рассказы «Двенадцать месяцев» (С. Маршак); «Старик – годовик» (В. Даль); «Четыре желания» (К. Ушинский); «В гостях у гнома часовщика» (Т. Ерофеева); «Сказка про вчерашний день» (Е. Ильина); «Сказка о потерянном времени» (Е. Шварц). Отгадывали загадки из цикла «Время года», «Часы».

При реализации образовательной области «Безопасность»: в ходе проекта  постоянно обращали внимание, какие природные опасности подстерегают человека в разные времена года и как себя вести в этих ситуациях: во время снегопада и бурана, во время грозы, ливня и града, во время половодья и гололеда.

При реализации образовательной области «Музыка и художественное творчество»: на занятии по рисованию дети научились замечать изменения, происходящие в природе и отображать это в своих рисунках и работах из пластилина.

На втором этапе исследования был разработан комплекс развивающих мероприятий на формирование  временных представлений у детей старшего дошкольного возраста. В этот комплекс входили: занятия, упражнения и игр на формирование временных представлений.

На третьем этапе исследования с целью определения разработанного комплекса развивающихся мероприятий на формирование представлений о времени, была проведена контрольная диагностика.

Показатели уровня усвоения временных представлений у детей старшего возраста на III этапе исследования

                                                                                                                      Таблица №3

№ п/п

Фамилия, имя ребенка

Баллы на I этапе

Уровень на I этапе

Баллы на  III этапе

Уровень на III этапе

1

А.Р.

5

низкий

12

средний

2

Г.Т.

11

средний

19

высокий

3

З.С.

9

низкий

14

средний

4

И.С.

7

низкий

12

средний

5

К.А.

14

средний

20

высокий

6

М.А.

12

средний

18

высокий

7

М.П.

10

средний

16

средний

8

Р.А.

10

средний

19

высокий

9

С.Р.

10

средний

20

высокий

10

Т.М.

14

средний

20

высокий

 

Показатели уровня в процентном отношении

                                                                                                         Таблица № 4

Уровень

%

Количество детей

Высокий

70

7

Средний

30

3

Низкий

-

-

         В начале года преобладал средний уровень, а после проведенного комплекса развивающих мероприятий высокий уровень значительно повысился. Таким образом, проделанная работа дала положительные результаты.

Для того, чтобы обучение дошкольников дало положительный результат, необходимо  использовать разнообразные методы, включая индивидуальные занятия и закреплять знания в различных видах деятельности. Также следует отметить, что для хорошего уровня развития временных представлений, воспитатели должны уделять внимание временным отношениям в жизненной ситуации. Можно использовать дидактические игры для самостоятельной деятельности, в группе должен быть календарь-модель, чтобы дети могли увидеть день недели, время года и месяц.

В ходе исследования с целью формирования временных представлений у детей старшего возраста разработан комплекс развивающих мероприятий на формирование временных представлений, рекомендации для педагогов и задания для индивидуальных занятий с детьми.

Исследование показало, что разработанный комплекс развивающих мероприятий на формирование представлений о времени у детей школьного возраста способствовал повышению уровня усвоения представления о времени, что подтверждает гипотезу.

Заключение

Формирование представлений о времени имеет для детей старшего дошкольного возраста особое значение. Поскольку пространство и время обозначают основные формы существования материи. Время выражает последовательную смену явлений и состояний материальных объектов, продолжительность их существования.

Понятие «время» является одним из важнейших для каждого человека: на его основе регулируется и планируется жизнь и повседневная деятельность людей.

Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность. Взрослые должны и в жизненной ситуации уделять большое внимание временным отношениям.

Список литературы:

  1. Аванесова В.Н. Дидактическая игра, как форма организации обучения в детском саду //Умственное воспитание дошкольника /Под редакцией.  Н. Н. Поддьякова. – М., 1972.
  2. Белошинская А. В. Формирование и развитие  математических способностей дошкольников. – М,: Владос, 2003.
  3. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – М., 2003.
  4. Венгер А. Л., Венгер Л. А. Домашняя школа мышления. – М., 1983.
  5. Гальперин П. Я., Георгиев Л.С. Формирование начальных математических понятий  // Теория и методика развития математических представлений у дошкольников: Хрестоматия. – СП б., 1994, 4. III /
  6. Данилова  В. В и др. Обучение математике в детском саду. – М., 1998.
  7. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. – М., 1992.
  8. Интеллектуальное развитие и воспитание дошкольников /Под редакцией  Л. Г. Нисканен. – 2002.
  9. Клименченко Д. В. Время. Календарь //Начальная школа, 1993.
  10.  Корнеева Г. А., Мусейибова Т. А. Методика формирования элементарных математических  представлений у детей. – М., 1989.
  11. Рихтерман Т. Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста.- М., Просвещение, 1991.
  12.  Сербина Е. А. Математика для малышей. – М., 1992
  13. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. М., 2001.
  14. Фидлер М. Математика уже в детском саду. М., 1981.
  15.  Формирование элементарных математических представлений у дошкольников /Под редакцией А. А. Столяра. М., 2000.
  16.  Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 2002.
  17. Щербакова Е., Фунтикова О. Формирование представлений и понятий о времени с помощью объемной модели. // Дошкольное воспитание. – 1986.

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 1
Екатерина 19.02.2016 16:36 #
Очень интересный проект! Спасибо!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 7288
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.