Познавательно – творческий проект «Не уроните шарик» |
пн., 22.06.2015 |
Автор:
Сорокина Наталья Леонидовна
воспитатель средней группы
МАУ Бердюжского района ДО детский сад «Малышок»
Тип проекта – познавательно – творческий, краткосрочный.
Участники проекта – средний дошкольный возраст.
Продолжительность проекта – 1 неделя;
Период выполнения – 18 – 30 апреля.
Проблема : формирование экологической культуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет, т.к. экологическая проблема является глобальной, и от ее решения зависит будущее всего человечества.
Актуальность :
Землю нужно охранять,
Всячески оберегать,
Горы, речки и поля -
Это все наша Земля.
Жизнь на ней ведь каждый час,
Так зависит от всех нас,
Что забота наша ей -
С каждым днем еще важней.
Поздравляю с Днем Земли,
Нашу Землю береги,
И она тебя в ответ -
Защитит от разных бед!
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природоочищающему».
Цель: формирование у детей представления о необходимости бережного и созидательного отношения к объектам природы посредством различных видов деятельности.
Задачи :
• побуждать детей видеть и понимать прекрасное в природе;
• способствовать воспитанию экологической культуры поведения человека;
• Привлекать детей к участию по охране и защите природы.
• Воспитать бережное отношение к растительному и животному миру.
Гипотеза: если расширять кругозор детей по теме природы, посредством проектной деятельности, то это позволит повысить экологическую культуру детей.
Ожидаемые результаты :
• у детей расширятся знания о бережном отношении к объектам природы;
• дети научатся видеть и понимать прекрасное в природе;
• возрастет интерес к познанию окружающего мира, чувство сострадания, сопереживания;
Обеспечение проекта:
Методическое: педагогическая, методическая, детская, художественная литература.
Материально – техническое: музыкальный центр, бумага, ножницы, кремпированая бумага. клей, ватман, карандаши и др.
Интегрируемые виды деятельности:
- игровая деятельность (подвижные игры, дидактические игры, игры-инсценировки);
- познавательная деятельность (наблюдения за объектами и явлениями природы) ;
- продуктивная деятельность (рисование, изготовление поделок) ;
- коммуникативная деятельность (беседы, сочинение рассказов) ;
- трудовая деятельность ;
- двигательная деятельность (подвижные игры, пальчиковые игры),
- музыкально-художественная деятельность (слушание музыки, разучивание песен, игр) ; - чтение художественной литературы (про животный и растительный мир) .
Этапы реализации :
1 этап
Подготовка к внедрению проекта
- Подобрать методическую литературу по теме.
- Подобрать художественную литературу для чтения детям.
- Подобрать дидактический материал, наглядные пособия ( альбомы для рассматривания , картины, настольные игры)
- Составить перспективный план мероприятий.
2 этап
Выполнение проекта
Социализация |
Дидактические игры: «Дикие и домашние животные», «Времена года», «Когда это бывает?», «Что такое хорошо?», лото «Мир растений», лото «Мир животных», «Кто где живет», «Посели в домики». Словесные игры: « Опиши, я отгадаю», «Узнай животное по описанию» , «Какие цветы ты знаешь?» , «Кто что ест и как кричит?». Игровая ситуация: «Расскажи Незнайке, как вести себя в лесу». |
Познание |
- наблюдение за деревьями, появлением почек, первых листочков; - наблюдение за птицами, прилетающими на участок, их поведением; - рассматривание иллюстраций о весне, весенних явлениях; рассматривание первоцветов; - ознакомление детей с поговорками, загадками о природе, животных, растениях, природных явлениях; - наблюдение за неживой природой, изменениями, происходящими с наступлением весны; - рассматривание иллюстраций на тему охраны природы; - рассматривание плаката на тему «Как вести себя в лесу?»; - рассматривание картин «Лес», «Луг», «Пруд»; - заучивание пословиц, поговорок о весне. |
Коммуникация, развитие речи |
Общение «Мы - друзья природы» Беседы на темы: «Как вести себя в природе, чтобы не навредить ей», «Животные и птицы – это наши друзья» Ситуации: «Что бы ты сделал, если бы увидел как мальчик ломает ветки деревьев? Топчет цветы?» |
Чтение художественной литературы |
С Маршак «Весенняя песенка» М.Сырова «Подснежник» Е.Чарушин «Воробей», Лисята», «Медвежата» К Ушинский « Утренние лучи» М.Пришвин «Разговор деревьев» В.Орлов «Ты скажи мне, реченька» С Погореловский «Апрельский дождик» А Прокофьев « Березка» В.Сухомлинский «Рогатка и воробьиное гнездо» и др. |
Художественно - эстетическая деятельность |
Праздник для детей « На полянке у Весны»» Изучение песен: «Дождик», «Ласточка», «Весна» Прослушивание пение птиц, музыкальных произведений по теме проекта. |
Физкультурно- оздоровительная деятельность |
Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Птички в гнездышках» Физкультминутка «Животные в лесу», «Божья коровка» и др. Игровые упражнения «К дереву беги», «Звери вышли на зарядку» и др. |
Развивающая среда |
Альбомы для рассматривания «Времена года», «Дикие животные», «Растения» и др. Дидактические игры «Когда это бывает?», «Мир растений» Плакат « Птицы нашего края» Плакат «Животные» Художественные произведения и иллюстрации к ним Раскраски «Времена года», «На лугу», «Кто живет в море?», «Кто живет в лесу?» и др. |
Трудовая деятельность |
Совместный труд воспитателя и детей по уходу за растениями на участке детского сада, в группе. Посев семян цветочных культур в рассадные ящики. |
Продуктивная деятельность |
Рисование на тему «Расцвели красивые цветы» Лепка «Забавные животные» Рисование «Весенний лес» Аппликация (коллективная) «Красивый букет» Аппликация «Яркое солнце светит» Рисование «Ветка с листочками» (Самостоятельная творческая деятельность) |
Работа с родителями |
Привлечение родителей к сбору семян и посадочного материала для посадки на территории детского сада. Совместный фотоплакат родителей и детей на тему: «Мы - друзья природы» Консультация для родителей и оформление папки – передвижки « Научите детей любить природу!» |
3 этап
Презентация проекта
1. Тематический досуг для детей « Земля – наш общий дом»
2. Оформление выставки рисунков детей на тему «Живи, цвети Земля!»
3. Изготовление модели глобуса с помощью обрывной аппликации - шарики из кремпированной бумаги и квиллинга.
Реализуемые мероприятия:
Дети познакомились с праздником Земли , вспомнили кто живёт на Земле, читали стихи о весне.
А вот и гости пожаловали - к нам пришёл ёжик с Глобусом, который познакомил детей с громадным шаром и всем, что нарисовано на нем.
Ёжик был так увлечен своим рассказом, что решил проверить детей, смогут ли они ответить на его вопросы. Он загадывал загадки , а дети находили отгадки среди разложенных картинок и показывали ёжику. Проходили запутанные лабиринты и выбирали короткую дорогу для ежа.
А чтобы проверить силу и сноровку детей наш гость приготовил пройти через болото по тропинке, не задев кусты( прыжки с кочки на кочку и бег «Змейкой» между кеглями).
А вот девочки, прекрасные жители Земли, приготовили своему гостю подарок - танец с цветами, а мальчики - показали свои рисунки про нашу Землю.
И на прощание ёжик попросил помочь ребят смастерить коллективную работу «Глобус» из бумажных шариков.
Ребята с легкостью справились со всеми заданиями, и ёжик подарил детям раскраски о природе.
В завершение проекта проведен тематический досуг для детей «Земля – наш общий дом».
Ведущий пригласил детей в путешествие по нашей Земле. Первая остановка - фонтан, где детей встретил ёжик. Дети вспомнили, как нужно вести себя около водоемов, как относиться к водным обитателям и поиграли в игру «Лягушки».
На следующей остановке все увидели выпавшего их гнезда птенца, вспомнили об охране животных и птиц, о правилах общения с ними и построили большой скворечник для перелетных птиц из мягких модулей.
Затем дети помогли бабочке выпутаться из паутины. Поиграли в музыкальную игру «Жуки и бабочки».
С песнями дети пошли дальше, и повстречали на пути улей с пчелами, поговорили о правилах безопасности, о пользе пчел, меда. Узнать о нелегком труде пчелок помогла игра – эстафета «Собери бочонок меда».
Плавно дети пришли к экологическому уголку, где вспомнили как нужно ухаживать за рыбками.
Дети бурно обсуждали, чем питаются рыбы, какая для них нужна вода, что будет, если вдруг произойдет загрязнение воды различными отходами и т.д. Вспомнили про рыбаков и поиграли в игру «Рыбаки и рыбки».
Под пение птиц, спокойную музыку, смотря на звездное небо, дети провели прием релаксации.
Ребятам очень понравилось путешествие. Сколько красивого, познавательного и интересного они увидели. Земля – не только наш дом, но и для всех животных, растений тоже является домом. И мы должны беречь ее, сохранять ее богатства и не обижать ее обитателей.
А ёжик - чудачок опять приготовил новое испытание для детей - изготовление глобуса с помощью техники квиллинг.
Все дети с большим увлечением выполнили довольно сложную для них творческую работу. Гостю очень понравилось у ребят, все угостились вкусными сладостями и проводили гостя, сказав на прощание «Большое спасибо» за такие интересные встречи .
Подведение итогов :
- у детей расширились знания о необходимости бережного отношения к природе; дети эмоционально откликаются на красоту природы, проявляют сочувствие, стремление оказывать помощь;
- возрос интерес к объектам природы ближайшего окружения; дети различают и называют птиц прилетающих на участок, могут рассказать о них, отражая в речи результаты наблюдений;
- родители приняли активное участие в жизни группы и экологического воспитания детей.
Вывод : реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети проявляют любознательность, высказывают свои мнения, стремятся отразить свои впечатления в продуктивной деятельности. Ребята с удовольствием включаются в поисково-исследовательскую деятельность познания природы как вместе со взрослым, так и самостоятельно. Благодаря проведенной работе дети осознанно могут ответить на вопрос, почему нужно бережно относиться к объектам природы.
Список использованной литературы :
1. С. Н. Николаева " Методика экологического воспитания дошкольников"
2. С. Н. Николаева "Программа экологического воспитания в детском саду"
3. Энциклопедия «Животный мир Севера России».
4. Энциклопедия «Азбука природы».
4. М. В. Черкасова. Они должны жить (по страницам Красной книги природы)
интернет-ресурсы:
http://pedolimp.ru/konkurs/102/19/30279_102_19_1369555646.doc
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf