Проект «История куклы» |
вс., 21.06.2015 |
Обобщение опыта работы по теме:
«Использование метода проектирования в познавательно-речевом развитии дошкольников»
Проект «История куклы»
Автор:
Друзь Марина Николаевна,
воспитатель
высшей квалификационной категории
стаж педагогической работы 14 лет
МАДОУ Онохинский детский сад "Солнышко"
ВВЕДЕНИЕ
ДЕТСТВО – уникальный и волшебный мир.
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него всё впервые: страж и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», т.к. в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на всё, интересующее его, - в этом ему помогают педагоги.
АКТУАЛЬНОСТЬ
Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Поэтому для обеспечения познавательно-речевой активности детей широко используют проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста.
Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
- в основе метода - активная познавательная и речевая деятельность ребенка;
- исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы;
- содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные виды деятельности детей.
Для реализации проекта был осуществлен интегрированный подход в разных видах деятельности. (Речевая, игровая, театральная, изобразительная, продуктивная, познавательная, исследовательская).
Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приёмы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:
- наглядный;
- словесный;
- практический;
- проблемно-поисковой;
- исследовательский;
- сюрпризный момент;
- элементы загадочности;
- создание воображаемой ситуации;
- использование воображаемой ситуации.
Наиболее эффективным в плане организации познавательно-речевого развития старших дошкольников является, познавательно –творческий проект. Остановимся подробнее на примере проекта «История куклы».
Как же родилась идея исследования этого проекта.
Однажды девочка Аня принесла в детский сад очень красивую, необычную куклу, непохожую на современных «Барби». Кукла была фарфоровой на подставке в красивой одежде «под старину».
«Это кукла мамина, она игра ей, когда была маленькой» - сказала Аня.
Вечером того же дня я была свидетелем такой картины.
«Мама, а у тебя была в детстве такая красивая кукла, как у Аниной мамы?» - спросила другая девочка.
«Нет, нам делала бабушка куколки-закрутки» - ответила мама девочки.
На следующий день услышала из разговора детей: «А моя играла куклами, которые делала сама бабушка»
«А это как?» - поинтересовался Андрей. И тогда я поинтересовалась у детей: «А хотели бы вы узнать историю возникновения куклы, какими куклами играли ваши бабушки и мамы?
«Конечно, хотим» - ответили дети.
Так у детей появился интерес больше узнать о самой распространенной в мире игрушке – кукле.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
ЦЕЛЬ: развитие у детей основных компонентов познавательной и речевой деятельности, а также познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с выдвинутой идеей.
Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:
- развивать познавательную активность, любознательность, самостоятельность, умение творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности;
- развивать связную диалогическую речь и обогащать словарный запас в процессе ознакомления с народной куклой;
- развивать языковое чутьё, умение сочинять сказки и рассказы;
- содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки, желание открывать её «тайны»;
- создать условия для декоративно-прикладного экспериментирования с разными материалами;
- формировать умение мастерить тряпичную куклу, воспитывать художественный вкус, чувство красоты и гармонии, интерес к обыгрыванию куклы;
- повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;
Данный проект средней продолжительности.
Участники проекта: дети и воспитатель старшей группы, родители, музыкальный руководитель.
Проект проходил в три этапа:
I.Подготовительный
II.Основной
III.Заключительный.
План реализации проекта «История куклы»
Мероприятия |
Участники |
Подготовительный этап |
|
Сбор информации в рубрику «Кукла из бабушкиного сундука», об истории возникновения куклы, о традициях и обычаях русского народа, о способах изготовления обрядовых кукол. Опрос родителей: «Какими игрушками играет ваш ребёнок дома» Познавательная беседа с детьми «Куклы моих предков». Наглядная информация для родителей «Народная кукла в игровой деятельности современного ребёнка» |
Воспитатель, родители, дети |
Основной этап |
|
Организация творческой мастерской «Мастерская кукольницы» (Изготовление лоскутных кукол своими руками: кукла – пеленашка, кукла – закрутка, кувадка, куклы – креставушки, куклы – коляды и т.д.) |
Воспитатель, родители, дети |
Познавательные беседы: «Куклы –обереги» «Традиции русского народа» |
Воспитатель, родители, дети |
Выставка детских работ «Наши руки не для скуки» |
Воспитатель, родители, дети |
Рубрика «Копилка идей» (обмен опытом по изготовлению кукол своими руками между родителями) |
Родители |
Выставка кукол своими руками «В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо» |
|
Тематические вечер «Посиделки у бабушки Лукерьи» |
Воспитатель, родители, дети |
«Добрые сказки домовёнка Кузьки» Продуктивная деятельность (оберег – домовёнок Кузя для своего дома из солёного теста) |
Воспитатель, дети |
Создания музея «Куклы трёх поколений» (поэтапно) |
Воспитатель, родители, дети |
Презентация «Моя любимая кукла» |
девочки, воспитатель |
Творческое задание «Сказка для моей куколки» Изготовление альбома «Кукольные истории» (рисунки, рассказы, стихи о кукле) |
Воспитатель, родители, дети |
Беседа «Знакомство с театральной куклой» (ростовые куклы, куклы би-ба-бо, настольные) Игры – драматизация с театральными куклами. Театральный праздник «Алёнушкины сказки» |
Воспитатель, дети |
Организация игровых зон с включением кукольных персонажей (уголок экспериментирования – Любознайка; речевой и математический центр – Всезнайка; огород на окне «Чипполина и его друзья»; уголок этикета – фея вежливости; центр физической культуры – гимнастка Ася; центр творчества – Карандашкин; театрализованный уголок – Петрушка. |
Воспитатель, дети |
Организация сюжетно- ролевых игр в игровых зонах:
|
Воспитатель, дети |
Творческая мастерская: «Секреты бумажной куклы» (куклы из конусов и цилиндров) «Дизайнерский наряд» (оденем бумажную куклу Олю) |
Воспитатель, дети |
Музыкальный час: «Колыбельная для куклы» (слушание и заучивание колыбельных песен, потешек) |
Музыкальный руководитель, воспитатель, дети |
Познавательно-речевая викторина «Что мы знаем о кукле» (мультимедиа) |
Воспитатель, дети, родители |
Организация дидактических игр «Как раньше и как сейчас», «Волшебный сундучок», «Юный модельер», «Оденем куклу», «Народные костюмы» |
Воспитатель, дети |
Заключительный этап |
|
Презентация проекта Выставка кукол «От оберега до Барби» в мини – музее. Развлечение «Приключение в Кукляндии»
|
Воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель. |
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательно-речевой деятельности детей.
Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка дошкольника.
Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания об окружающем мире.
Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных и коммуникативных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки - они стали внимательнее друг другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.
При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.
В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ, дети получают практические навыки создания этих работ.
Список литературы
1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. -112 с.
2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. - М.: Школьная Пресса, 2010. -64с.
3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. -М.: ТЦ Сфера, 2010. -128 с.
4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. Ребенок в детском саду. -2010.№2. - с.7.
Фото из архива детского сада
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Почему выгодно публиковаться у нас?
1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.
Подробно >>>
Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf
Нина | 30.06.2015 16:41 | # | ||
Очень интересный проект! Увлеченный воспитатель обязательно увлечет детей интересной деятельностью. Молодец. |
Любовь | 01.07.2015 14:32 | # | ||
Марина Николаевна - замечательный педагог и творческая личность, умеет найти подход к каждому ребенку. Своими руками создает прекрасные развивающие дидактические пособия для воспитанников, придумывает проеты в которых принимают участие дети и их родители! Молодец! Творческих УСПЕХОВ! |