Проект «История куклы»

  вс., 21.06.2015

Обобщение опыта работы по теме:

«Использование метода проектирования в познавательно-речевом развитии дошкольников»

Проект «История куклы»

 

Автор:

Друзь Марина Николаевна,

воспитатель

высшей квалификационной категории

стаж педагогической работы 14 лет

МАДОУ Онохинский детский сад "Солнышко"

ВВЕДЕНИЕ

ДЕТСТВО – уникальный и волшебный мир.

      С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него всё впервые: страж и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», т.к. в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.

   Самостоятельно ребёнок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на всё, интересующее его, - в этом ему помогают педагоги.

АКТУАЛЬНОСТЬ

    Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является метод проектной деятельности. Поэтому для обеспечения познавательно-речевой активности детей широко используют проектный метод как вариант интеграции разных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста.

   Рассмотрим особенности организации проектного метода как варианта познавательно-речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

- в основе метода - активная познавательная и  речевая деятельность ребенка;

- исходный пункт познавательно речевая деятельность ребёнка внутри проекта – детские интересы;

- содержание проекта отражает различные стороны жизни ребёнка и включает основные  виды деятельности детей.

Для реализации проекта был осуществлен интегрированный подход в разных видах деятельности. (Речевая, игровая, театральная,  изобразительная, продуктивная, познавательная, исследовательская).

Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приёмы, используемые мною при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности:

  • наглядный;
  • словесный;
  • практический;
  • проблемно-поисковой;
  • исследовательский;
  • сюрпризный момент;
  • элементы загадочности;
  • создание воображаемой ситуации;
  • использование воображаемой ситуации.

Наиболее эффективным в плане организации познавательно-речевого развития старших дошкольников является, познавательно –творческий проект. Остановимся подробнее на примере проекта «История куклы».

 

 Как же родилась идея исследования  этого проекта.

Однажды девочка Аня принесла в детский сад очень красивую, необычную куклу, непохожую на современных «Барби». Кукла была фарфоровой на подставке в красивой одежде «под старину».

«Это кукла мамина, она игра ей, когда была маленькой» - сказала Аня.

Вечером того же дня я была свидетелем такой картины.

«Мама, а у тебя  была в детстве такая красивая кукла, как у Аниной мамы?» - спросила другая девочка.

«Нет, нам делала бабушка куколки-закрутки» - ответила мама девочки.

На следующий день услышала из разговора детей: «А моя играла куклами, которые делала сама бабушка»

«А это как?» - поинтересовался Андрей.  И тогда я поинтересовалась у детей: «А хотели бы вы узнать историю возникновения куклы,  какими куклами играли ваши бабушки и мамы?

«Конечно, хотим» - ответили дети.

Так у детей появился интерес больше узнать о самой распространенной в мире игрушке – кукле.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧ

ЦЕЛЬ: развитие у детей основных компонентов познавательной и речевой деятельности, а также познавательной сферы (мышления, внимания, памяти, воображения) и получение информации в соответствии с выдвинутой идеей.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

  • развивать познавательную активность, любознательность, самостоятельность, умение творчески перерабатывать полученную в ходе исследования информацию и самовыражаться в разных видах деятельности;
  • развивать связную диалогическую речь и обогащать словарный запас в процессе ознакомления с народной куклой;
  • развивать языковое чутьё, умение сочинять сказки и рассказы;
  • содействовать углублению интереса к истории и традициям народной игрушки, желание открывать её «тайны»;
  • создать условия для декоративно-прикладного экспериментирования с разными материалами;
  • формировать умение мастерить тряпичную куклу, воспитывать художественный вкус, чувство красоты и гармонии, интерес к обыгрыванию куклы;
  • повышать уровень вовлеченности родителей в деятельность ДОУ;

Данный проект средней продолжительности.

Участники проекта: дети и воспитатель старшей группы, родители, музыкальный руководитель.

Проект проходил в три этапа:

I.Подготовительный

II.Основной

III.Заключительный.

План реализации проекта «История куклы»

Мероприятия

Участники

Подготовительный этап

Сбор информации в рубрику «Кукла

из бабушкиного сундука», об истории возникновения куклы, о традициях и обычаях русского народа, о способах изготовления обрядовых кукол.

Опрос родителей: «Какими игрушками играет ваш ребёнок дома»

Познавательная беседа с детьми «Куклы моих предков».

Наглядная информация для родителей «Народная кукла в игровой деятельности  современного ребёнка»

Воспитатель, родители, дети

Основной этап

Организация творческой мастерской «Мастерская кукольницы» (Изготовление лоскутных кукол своими руками: кукла – пеленашка, кукла – закрутка, кувадка, куклы – креставушки, куклы – коляды и т.д.)

Воспитатель, родители, дети

Познавательные беседы: «Куклы –обереги»

«Традиции русского народа»

Воспитатель, родители, дети

Выставка детских работ «Наши руки не для скуки»

Воспитатель, родители, дети

Рубрика «Копилка идей» (обмен опытом по изготовлению кукол своими руками между родителями)

Родители

Выставка кукол своими руками «В умелых руках «ожившая» кукла – это маленькое чудо»

 

Тематические вечер «Посиделки у бабушки Лукерьи»

Воспитатель, родители, дети

«Добрые сказки домовёнка Кузьки»

Продуктивная деятельность (оберег – домовёнок Кузя для своего дома из солёного теста)

Воспитатель, дети

Создания музея «Куклы трёх поколений» (поэтапно)

Воспитатель, родители, дети

Презентация «Моя любимая кукла»

девочки, воспитатель

Творческое задание «Сказка для моей куколки»

Изготовление альбома «Кукольные истории»  (рисунки, рассказы, стихи о кукле)

Воспитатель, родители, дети

Беседа «Знакомство с театральной куклой» (ростовые куклы, куклы би-ба-бо, настольные)

Игры – драматизация с театральными куклами.

Театральный праздник «Алёнушкины сказки»

Воспитатель, дети

Организация игровых зон с включением кукольных персонажей (уголок экспериментирования – Любознайка; речевой и математический  центр – Всезнайка; огород на окне «Чипполина и его друзья»;

уголок этикета – фея вежливости; центр физической культуры – гимнастка Ася; центр творчества – Карандашкин; театрализованный уголок – Петрушка.

Воспитатель, дети

Организация сюжетно- ролевых игр в игровых зонах:

  • «На дне рождения у куклы Лизы»
  • «Детский сад»
  • «Семья»
  • «Мама в библиотеке»
  • Салон «Маленькая леди»

Воспитатель, дети

Творческая мастерская:

«Секреты бумажной куклы» (куклы из конусов и цилиндров)

«Дизайнерский наряд» (оденем бумажную куклу Олю)

Воспитатель, дети

Музыкальный час:

«Колыбельная для куклы» (слушание и заучивание колыбельных песен, потешек)

Музыкальный руководитель,

воспитатель, дети

Познавательно-речевая викторина «Что мы знаем о кукле» (мультимедиа)

Воспитатель, дети, родители

Организация дидактических игр «Как раньше и как сейчас», «Волшебный сундучок», «Юный модельер», «Оденем куклу», «Народные костюмы»

Воспитатель, дети

Заключительный этап

Презентация проекта

Выставка кукол «От оберега до Барби» в мини – музее.

Развлечение «Приключение в Кукляндии»

 

Воспитатель, дети, родители, музыкальный руководитель.

 РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Используя проектирование,  пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательно-речевой деятельности детей.

Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребёнка дошкольника.

Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания об окружающем мире.

Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных и коммуникативных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки  -  они стали внимательнее друг другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

 

В ходе проектной деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения. Эффективное использование данной образовательной технологии привело к позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ, дети получают практические навыки создания этих работ.


Список литературы

1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. -М.: Мозаика-Синтез, 2008. -112 с.

2. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. - М.: Школьная Пресса, 2010. -64с.

3. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. -М.: ТЦ Сфера, 2010. -128 с.

4. Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ. Ребенок в детском саду. -2010.№2. - с.7. 

Фото из архива детского сада

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

1. "Детские сады Тюменской области" официально зарегистрированное профильное СМИ федерального уровня. ЭЛ № ФС 77 - 43321
2. Деятельность редакции поддерживается Департаментом образования и науки Тюменской области
3. Мы оформляем "Свидетельство о публикации" в СМИ.
4. Документ имеет уникальный номер, вписан в реестр, имеет оригинальную печать редакции интернет-издания и подпись.
5. "Свидетельство о публикации" в СМИ отправляется автору как в бумажном, так и в электронном варианте.

Подробно >>>

Образец "Свидетельства о публикации авторского методического материала в СМИ".pdf

Поделиться
Комментарии 2
Нина 30.06.2015 16:41 #
Очень интересный проект! Увлеченный воспитатель обязательно увлечет детей интересной деятельностью. Молодец.
Любовь 01.07.2015 14:32 #
Марина Николаевна - замечательный педагог и творческая личность, умеет найти подход к каждому ребенку. Своими руками создает прекрасные развивающие дидактические пособия для воспитанников, придумывает проеты в которых принимают участие дети и их родители! Молодец! Творческих УСПЕХОВ!
Оставьте свой комментарий


Просмотров: 11868
Интернет-издание «Детские сады Тюменской области» разрабатывается при поддержке Департамента образования и науки Тюменской области и Тюменской областной Думы
Электронное периодическое издание «Детские сады Тюменской области». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 43321 от 28.12.2010г. выд. Роскомнадзором. Территория распространения: РФ, зарубежные страны. Учредитель – ИП Осьмакова Марина Васильевна. Главный редактор – Осьмакова Марина Васильевна. Телефон: 8 (3452) 20-57-24 с 10 до 18 кроме сб. и вс, эл. почта: dsto@bk.ru
Перепечатка любых материалов сайта tmndetsady.ru без указания активной ссылки на сайт запрещена.